– Вы подтверждаете показания обвиняемого Любимова о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спро­сил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Любимова я не подтверждаю. На следующий день следователи устроили еще одну очную ставку архиепископа с другим обвиняемым. – Что вам лично известно о контрреволюционной деятельности Александра Александровича Беляева? – спросил следователь. – Александр Александрович Беляев является организатором и руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации церковников. Членами этой организации являлись я – Павел Дмитриевич Семеновский, Иван Алексеевич Остроглазов, Афанасий Васильевич Любимов, Иван Иванович Сперанский, Василий Алексеевич Макаров и многие дру­гие приближенные архиепископа Августина Беляева. Члены упомянутой ор­ганизации под руководством Беляева вели активную борьбу с советской властью... – Вы подтверждаете показания Семеновского о вашей принадлежности к контрреволюционной монархической организации? – спросил следователь архиепископа. – Показания обвиняемого Семеновского я не подтверждаю. Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения. Следователи тогда прибегли к допросу одного из заключенных, который находился в одной камере с архиепископом и вызвался свидетельство­вать против святителя. – Вами подано заявление на имя начальника Калужской тюрьмы, что находившийся с вами в одной камере следственный заключенный архиерей Беляев в камере занимается антисоветской деятельностью. Что вы можете конкретно рассказать следствию об антисоветской деятельности Беляева? – Беляева я раньше не знал... Познакомился во время нахождения с ним в двадцать пятой камере в двадцатых числах сентября 1937 года и до сих пор сижу вместе с ним... Беляев говорил: «Советская власть существовать не может и не будет, и большевики... никогда не построят коммунисти­ческого общества, примером этого является " Парижская коммуна " , кото­рая пала, коммунизм неосуществим». Когда следственный заключенный, бывший учитель 5-й школы, Другаченок стал говорить колхозникам, что вас священники пичкали всякой белибердой, и после всплыл вопрос о мощах, о нечистоплотности священников, ханжестве, нравственном разложении, использовании темноты масс служителями культа... Беляев после дли­тельных антисоветских разговоров заявил: «Все это поклеп на Церковь, это есть результат нечистоплотности советской власти и вождей ВКП(б)». Беля­ев клеветал на органы НКВД, заявляя: «Раз при советской власти арестовали, то в органах НКВД все равно себя не реабилитируешь, ничего во внимание не примут, все равно осудят. Следствие все выдуманное и подта­сованное. В концлагерях НКВД творятся ужасы, кошмары, издевательства над заключенными, никакого порядка нет, кругом царит несправедливость».

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

архиепископ Тверской и Кашинский Иона (Павинский), архиепископ бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 06.11.1826 03.02.1828 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 25.02.1828 по 10.02.1832 переименован архиепископ Казанский и Свияжский Казанская и Свияжская С 10 февраля 1832 года Имена Сведения бывший архиепископ Казанский и Симбирский с 10.02.1832 по 19.09.1836 архиепископ Ярославский и Ростовский Владимир (Ужинский), архиепископ бывший архиепископ Малороссийский Черниговский с 19.09.1836 по 01.03.1848 на покое; 16.12.1855 бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 01.03.1848 митрополит с 26.08.1856 по 01.10.1856 митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Афанасий (Соколов), архиепископ бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 03.11.1856 по 09.11.1866 на покое; 01.01.1868 бывший епископ Смоленский и Дорогобужский с 09.11.1866 архиепископ с 16.04.1867 08.11.1879 бывший епископ Курский и Белгородский с 11.01.1880 по 21.08.1882 архиепископ Кишиневский и Хотинский; 11.02.1898 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 21.08.1882 по 29.09.1887 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии; 05.12.1898 бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 29.09.1887 23.04.1892 Владимир (Петров), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 07.05.1892 02.09.1897 Викарии Казанской епархии Свияжские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года. Кафедра в Свияжске Имена Сведения Ксенофонт (Троепольский), епископ рукоположен с 15.01.1800 по 24.02.1800 епископ Владимирский и Суздальский Иустин (Вишневский), епископ рукоположен с 25.03.1800 по 20.01.1802 епископ Пермский и Екатеринбургский 20 января 1802 года викариатство упразднено. Чебоксарские епископы Викариатство учреждено 24 декабря 1853 года Имена Сведения Никодим (Казанцев), епископ рукоположен с 14.02.1854 по 18.09.I861 епископ Енисейский и Красноярский рукоположен с 05.07.1866 по 15.12.1867 епископ Таврический и Симферопольский Викторин (Любимов), епископ рукоположен с 03.11.1868 по 07.12.1874

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1682 г. состоялось открытие Холмогорской епархии, первым ее архиепископом стал Афанасий (Любимов). Сийский игумен всемерно помогал ему в устроении епархии. Феодосий почил о Господе 29 октября 1688 г, и чтится в обители как местнопочитаемый святой. В 1692 г. в Сийском монастыре была учреждена архимандрия. Первым архимандритом стал иеромонах Никодим. На это время приходится расцвет монастырской библиотеки. По описи 1701 г. в ней имелось, несмотря на опустошительный пожар 1658 г., 387 рукописных книг и 364 печатных, а к концу XVIII в. – уже 940 книг. В 1764 г. по указу Екатерины II монастырские земли и угодья были секуляризированы. По монастырскому штату Сийская обитель была причислена ко II классу и зачислена 36-й по счету. В конце XVIII в. для монастыря открывается время для просветительства. Крупнейшие ученые страны приступили к изучению Антониево-Сийского монастыря – его монашеской жизни, истории, экономики, архитектуры, иконописи, библиотечного собрания. О высокой духовности, образованности и культуре монастыря можно судить и по такому факту: его настоятели не однажды назначались ректорами Архангельской Духовной семинарии. Печальна участь обители в 20-х годах XX в. Сначала здесь была создана трудовая коммуна, где работали иноки. В 1923 г. обитель была разграблена и закрыта. Здесь была устроена уже настоящая коммуна. Часть книжного собрания и обширных архивов, а также иконы, церковная утварь были распределены по отдельным музеям, библиотекам, архивам, но многое украдено, уничтожено. Храмы опустошены, некоторые строения разрушены. Позднее на территории монастыря обосновался дом отдыха работников лесной промышленности, затем дом детей-инвалидов, интернат для престарелых, летний пионерлагерь и дача для областного начальства. 1 Новая жизнь монастыря началась в 1992 г. с передачи его в полуразрушенном состоянии Церкви и прихода сюда настоятелем о. Трифона. Его игуменство началось с нового пожара, уничтожившего большую часть кровли над Благовещенской церковью, ризницей и трапезной палатой. Это новое бедствие совпало с приездом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Но бывший мичман-подводник, а ныне игумен о. Трифон, выдержал удар. 2 Ему предстояло восстанавливать монастырь. Вскоре у него появились послушники, трудники, благотворители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 5, когда я пришел на Дарю, меня ошарашили двумя новостями. Службы без предупреждения перенесены на 5, а Владыка, который об этом распорядился, очень плох. У него такой сердечный припадок, что вызывали Лобри и был днем консилиум. Суббота 1/14 октября 1944. Покров Пресв. Богородицы. Кончина иподиакона Николая Ермольева 620 Сергей Третьяков принес грустную весть. На Нормандском фронте в день высадки американцев погиб Коля Ермольев, который записался, чтобы скорее приехать во Францию, в парашютисты (у него в Париже – мать). Его похоронили на берегу, но так как не было отпевания, решили сделать заглазную службу в будущее воскресенье. Николай Ермольев был одним из инициаторов и основателей нашего братства, и благодаря ему мы решили учредить крест Св. Александра Невского. Коля глубоко и просто веровал и хотел претворить свою веру в жизнь и деятельность. К сожалению, вскоре он покинул нас. Уехал в Холливуд и занялся, как и его отец, кинематографом. Понедельник 3/16 октября 1944. Консилиум у Митрополита был странный. И.И. [Манухина], который лечил Владыку 21 год, не вызвали, а кроме Коли Рапапорта и Лобри был Делбари. Айтов лечил сильными средствами, Рапапорт перешел на гомеопатию, и сердце сразу сдало. Четверг 6/19 октября 1944. У Манухиных, как и у большинства русских, настроение сейчас определенно против принятия советского гражданства. У очень многих пыл прошел, и наступило здравое отношение к предмету: советский паспорт ничего не даст, многое отнимет (статут и привилегии взаимности). Среда 12/25 октября 1944. Судили капитана Феодосенко 621 , одного из самых яростных поклонников немцев и их системы, организатора посылки людей на восточный фронт и человека мало почтенного, перекрасившегося в FFI и наводившего террор в Левалуа в течение первых недель освобождения. Хотя его вина несравненно больше вины Суареза 622 , его осудили только на семь лет заключения. Он был, между прочим, разоблачителем Скоблина. Воскресенье 16/29 октября 1944. Новые русские газеты Вместо обещанных трех вышло две. Газета проф. Одинца, на издание которой он получил очень крупную сумму, задержалась. «Русский патриот» 623 уже в заголовке объявляет о «безоговорочном подчинении» советской власти, которая этого подчинения и не требует. Среди статей, подписанных известными в эмиграции именами, которые печатались в «Возрождении» и «Последних новостях», – одна совсем гадкая и подлая, Рощина, остальные – под тон советской ориентировки. Пишут Лев Любимов 624 , Ант. Ладинский 625 , Мих. Струве 626 . Большая статья посвящена Церкви. В ней чрезмерно и не по заслугам восхваляется о. Афанасий [Нечаев] и забываются другие иереи патриарших приходов, очень осторожно говорится о митрополите Евлогии и доносчицки – о карловчанах (справедливо, но нехорошо). Общее впечатление, что держишь в руках «Парижский вестник», в котором имя Гитлера заменено именем Сталина. Вторая газета – чисто профессиональная: «Рабочее слово». Оно, несмотря на свою советскость, защищает права эмиграции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глазовское Котельническое Уржумское Яранское Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Флавиан (Сорокин), еп. Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.) Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.) Донская и НОВОЧЕРКАССКАЯ Викариатства: Аксайское Каменское Усть-Медведицкое Димитрий (Добросердов), архиеп. Захария (Лобов), еп. (ссылк.) Вдовствующая Иов (Рогожин), еп. (закл.) ЕНИСЕЙСКАЯ и Красноярская Викариатство: Минусинское Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.) Димитрий (Вологодский), еп. ИЖЕВСКАЯ и Воткинская Викариатство: Малмыжское Виктор (Островидов), еп. Георгий (Анисимов), еп. ИРКУТСКАЯ и Верхоленская Викариатства: Киренское Нижнеудинское Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.) Ираклий (Попов), еп. Вдовствующая КАЗАНСКАЯ и Свияжская Викариатства: Мамадышское Спасское Чебоксарское Чистопольское Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.) Андроник (Богословский), еп. Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?) Афанасий (Малинин), еп. Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.) КАЛУЖСКАЯ и Боровская Викариатства: Малоярославецкое Масальское Феофан (Туляков), еп. (ссылк.) Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.) Герман (Вейнберг), еп. КОСТРОМСКАЯ и Галичская Викариатство: Кинешемское Севастиан (Вести), архиеп. Вдовствующая Краснодарская и Кубанская Викариатство: Майкопское Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.) Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.) КРУТИЦКАЯ Петр (Полянский), митр. (закл.) КУРСКАЯ и Обоянская Викариатства: Белгородское Дмитровское Новооскольское Рыльское Иувеналий (Масловский), еп. (закл.) Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.) Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.) Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.) Алексий (Готовцев), еп. ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская Викариатства: Выборгское Детскосельское Гдовское Колпинское Копорское Кронштадтское Ладожское Лужское Нарвское Петергофское Шлиссельбургское и Лодейнопольское Ямбургское (Кенги­сепп­ское) Иосиф (Петровых), митр. (удалён из еп., ссылк.) Вдовствующая Вдовствующая Димитрий (Любимов), еп. Серафим (Протопопов), еп. Сергий (Дружинин), еп. Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.) Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Григорий (Козырев Сергей Алексеевич; 1882 – 9 февраля 1937), епископ Барнаульский и Бийский. Арестован в 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Гринвальд (Грюнвальд, Гринберг) Маргарита Константиновна (1891 – 10 февраля 1968), преподаватель английского языка. Арестована в декабре 1928 г. по «делу А. А. Мейера», приговорена к пяти годам лишения свободы и отправлена на Соловки Гриневич, заключенный священник Гротов Сергей Викторович (наст. фам. Сиверс; 1897 – 18 августа 1986), ученый, публицист. В эмиграции с начала 1940-х гг. Грубе Александр Робертович, матрос. Автор воспоминаний о Соловках Гусев, заключенный Д Д., заключенный геолог Давид, ветхозаветный пророк, царь Израиля, автор псалмов Давыдов Денис Васильевич (1784–1839), генерал, поэт Дамаскинский Михаил Николаевич (1884– 1942), священник. Арестован в апреле 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Данзас Юлия Николаевна (1879 – 13 апреля 1942), литератор, богослов. Арестована в ноябре 1923 г., приговорена к 10 годам лишения свободы, в сентябре 1928 г. отправлена на Соловки. В эмиграции с 1933 г. Автор воспоминаний о Соловках Данко, литературный персонаж Данте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт Дегтярев [Дехтярев] Владимир Николаевич (1884(6)–?), ботаник, путешественник. В 1925 г. приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки Дерибас Терентий Дмитриевич (1883 – 28 июля 1938), начальник Секретного отдела ВЧК-ГПУ-ОГПУ (1921–1927). Расстрелян Джан Кейши, см. Чан Кайши Дикарев Борис, деятель обновленческого раскола Димитрий (Любимов Дмитрий Гаврилович; 1857 – 17 мая 1935), архиепископ Гдовский, викарий Ленинградской епархии. Арестован в ноябре 1929 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки Дицман Николай Иванович , заключенный Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856 – 10 августа 1929), историк, богослов Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна (1874 – 30 августа 1939), историк Добкин Александр Иосифович (1950– 1998), издатель воспоминаний Н.П. Анциферова

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. м. внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала. В 1719 г. впервые упоминается о существовании при мон-ре уч-ща, в котором обучались дети монастырских служителей для кадрового обеспечения вотчинной администрации. Обучение велось за монастырский счет. В 1748 г. при Д. м. была учреждена славяно-российская школа. В 1761 г. курс обучения в ней был расширен за счет введения преподавания латыни, школа стала называться «латинской» или семинарией. Детей монастырских крестьян и служителей обучали отдельно от семинаристов, без преподавания латыни. После секуляризации 1764 г. надобность в обучении крестьянских детей для административно-хозяйственных целей отпала. В 1768 г. (по др. сведениям, в 1779) преподавание латыни было отменено, школа стала называться «русской». Обучались в ней дети священнослужителей и монашествующих. В Д. м. рус. школа просуществовала до 1800 г., а с 1816 г. возродилась как духовное уч-ще, пользуясь только помещениями обители. Начальная школа для детей крестьян и горожан была создана при обители в кон. XIX в. Б-ка Д. м. формировалась за счет централизованных поставок из епархии, покупок книг и вкладов. В 1732 г. она насчитывала 174 книги, в 1776 г.- 201, в 1823 г.- 234 книги. В нач. ХХ в. в б-ке хранились 2 книги, принадлежавшие прп. Далмату: «Беседы на Деяния святых Апостол» свт. Иоанна Златоуста (К., 1624) и «Толкование на Апокалипсис» Андрея Кесарийского (К., 1625) (в одном переплете) и «Беседы на послания ап. Павла» свт. Иоанна Златоуста (К., 1623). При закрытии мон-ря в опись 1923/24 г. для передачи в музей было внесено 353 книги, в т. ч. 27 рукописей, 113 изданий XVII-XVIII вв., но сохранить б-ку не удалось. К 2006 г. в различных собраниях обнаружено 4 книги из этой б-ки. Нек-рые далматовские монахи занимались книгописной и лит. деятельностью. Так, игум. Афанасий (Любимов) переписал в 1666 г. Толковую Псалтирь в 3 книгах. В нач. 20-х гг. XVIII в. мон. Авраамий (Карамышев) перевел с польск. на рус. язык соч. «Лебедь с перием» архим. Иоанникия (Галятовского) . Рукопись он сопроводил авторским предисловием с посвящением книги Петру I . До сер. 30-х гг. XVIII в. в б-ке мон-ря хранилась рукописная «Летопись ротмистра Станкевича», к-рая была использована В. Н. Татищевым при написании «Истории Российской», благодаря чему известно ее содержание. XX в.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Да в келье явилось завещательное письмо за его, святейшего патриарха, рукою, что б его, патриарха, келейного имения и кому раздать, и с того письма послал казначей за своею рукою список к милости твоей, и о даче сорокоустных денег из домовыя казны. И по письму его, святейшего патриарха, о келейных деньгах что укажешь? Соборную церковь из архиереев кому изволишь ведать? А на Москве архиереев: смоленской, крутицкой, вяцкой. А прежь сего изволение твое было ведать холмогорокому владыке, только по него не послано. Изволишь ли послать? А из таких владык, которые на Москве, после чреды своея отпустить в свою епархию. Домовых святейшего кому изводишь выдать? А им приказано, κτο что ведать при святейшем, тому того и беречь до указу. А ризница запечатана». 152 Холмогорским владыкой был архиепископ Афанасий (Любимов), Смоленским – митрополит Сильвестр (Черницкий), Крутицким – Трифиллий (Инихов), Вятским – Дионисий. Возницын в своем письме сообщал подробности о болезни патриарха, упоминал, что однажды «старцы ближние» не допустили его к патриарху. Патриаршая ризница немедленно после кончины патриарха была запечатана, а казна и кельи оставались незапечатанными и не описанными. Возницын просил указа государева относительно охраны имущества патриаршаго дома, чтобы оно не было «растащено и разграблено», предлагал свои услуги и заканчивал письмо замечанием, что именем патриарха «делали, что хотели, и все за ними и всё в их руках было», если же будет повеление государя, тο можно «все в доброе осмотрение взять». «Известно тебе, государю, будь, по воле всемогущего Бога святейший кир Адриан, патриарх московский и всея России, отыде в вечную жизнь сего октября против 16-го числа в первом часу ночи в последней четверти, и тело его в 16-й день рано вынесено в церковь Святых Апостолов, а в 17-й день в Соборной Апостольской церкви погребено с подобающею честью подле гроба святейшего Иоакима патриарха. К смерти, государь, причину болезни его такову признаваю, сентября в 27-й день по некоторых своих совету изволил ходить на Перерву в монастырь Николая Чудотворца, и за стужею и за острою погодою едва его туда довезли, однакожде был там кое-как девять дней, и егда мало ему отраднее учинилось, посвятя новую церковь (сам не действовал) в том монастыре, возвратился и желал быть в Донском монастыре у святой Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

добивался патриарх. Конец спорам положило проведенное осенью 1689 г. следствие о заговоре Ф. Шакловитого, участником к-рого был признан Сильвестр, казненный 11 февр. 1691 г. (среди прочего его обвиняли в том, что он надеялся при посредстве Софии Алексеевны занять Патриарший престол, низложив И.). С целью авторитетного окончания богословской полемики патриарх обратился к др. иерархам. Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара отправил в ответ сочинения архиеп. Симеона Фессалоникийского, «Православное исповедание» свт. Петра (Могилы) и др. произведения, прислал книги также и Молдавский митр. Досифей; их переводил чудовский инок Евфимий и свидетельствовал И. Созванный И. в янв. 1690 г. Собор осудил Сильвестра (Медведева) и запретил к распространению книги правосл. авторов (преимущественно украинских), содержащие «латинские ереси». Были запрещены сочинения Симеона Полоцкого, Петра (Могилы), Иннокентия (Гизеля) , Иоанникия (Галятовского) , Лазаря (Барановича) , Сильвестра (Косова) и др. Цензуре подвергся 1-й т. «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)) ; патриарх потребовал изъятия и переделки листов, на к-рых, по его мнению, содержались суждения, не согласные с учением правосл. Церкви. По распоряжению И. были составлены произведения, в к-рых правосл. позиция в отношении вопроса о времени преложения Св. Даров нашла наиболее полное выражение,- «Остен» (автор Евфимий Чудовский) и «Щит веры» (автор архиеп. Афанасий (Любимов), название произведению дал И.). Сб. «Остен» долгое время приписывался И. В действительности патриарху принадлежат вошедшие в сборник послание Киевскому митр. Гедеону (Святополку-Четвертинскому) и Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и поучение, произнесенное на Соборе 1690 г. Омофор патриарха Московского и всея Руси Иоакима. 2-я пол. XVII в. (ГММК) И. был резким противником иностранного влияния на русское общество. Несомненно, по благословению патриарха в чин поставления Ионы (Тугаринова ?) во епископа Вятского и Великопермского (23 авг. 1674) было внесено обязательство не вступать в общение «с латины, и с люторы, и с калвины, и со иными еретикы» (цит.

http://pravenc.ru/text/468879.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010