Холмогоры. Церковь Сошествия Святого Духа. Церковь Сошествия Святого Духа Успенского Холмогорского монастыря Карта и ближайшие объекты Надвратная церковь во имя Святого Духа построена в 1865 г. на месте разобранной надвратной церкви апостола Иакова. С 1997 г. началось возрождение духовной жизни в селе. Сначала было образовано подворье Антониево-Сийского монастыря, а затем в 1998 г. образован Православный приход с.Холмогоры. Источник: сайт Архангельской и Холмогорской епархии Храм Святого Духа в Холмогорах получил шанс на реставрацию. Об этом заявил благочинный округа протоиерей Евгений Смалько. «В 2010 г. в Холмогорах министерство культуры РФ выявило новый памятник федерального значения - надвратный храм в честь Святого Духа с колокольней. Он входил в комплекс Свято-Успенского монастыря, который учредил архиепископ Афанасий (Любимов), - рассказал священник. - До настоящего времени церковь была под охраной государства, но в реестр памятников ее не вносили, так как отсутствовала историческая экспертиза. При этом храм как выявленный объект культурного наследия нельзя было реставрировать собственными силами». При поддержке Минкульта в сентябре 2017 г. были завершены историческая экспертиза и геодезические работы на территории храма Святого Духа. «В результате обозначена охраняемая территория вокруг памятника. Мы надеемся, что до конца 2017 г. церковь и колокольню включат в реестр. И тогда появится возможность попасть в федеральную целевую программу " Культура России " . Это единственный способ восстановить памятник, который мы постепенно теряем», - подчеркнул отец Евгений. Церковь Святого Духа устроена в 1887 г. во втором ярусе колокольни монастыря. Колокольня была построена в 1865-1868 г.г. игуменьей Ангелиной рядом с местом разобранной в середине XVIII в. надвратной церкви Иакова, брата Господня, при архиерейском дворе. Закрыта в 1920-х г.г. Пресс-служба Архангельской епархии, http://www.arh-eparhia.ru/news/188/68968/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09336

Черма. Церковь Илии Пророка в Калихновщине. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Ильинская церковь в селе Черме Село Черма находится в 67 вер. от Нарвы, в 5 от Гдова. Ближайшая станция железной дороги «Нарва». От Нарвы сообщение по почтовой дороге, а летом, кроме того, на пароходе по Чудскому озеру до Гдова. Церковь находится на берегу реки Чермы, построена тщанием купца Г. Фомина в 1874 г. В 1895 г. преобразована в церковь-школу. В 1904 г. к церкви приписан приход. В приходе 4 часовни. Церковной земли 28 десятин. Приход составляют: с. Черма, и деревни: Ивановщина, Камановщина, Барумино, Синьковщина, Надозерье, Байдакова, Задубка 1-я и 2-я. Все деревни находятся на разстоянии не более 3 вер. от церкви. Всего в приходе 200 дворов; прихожан обоего пола 1200 чел. В приходе одна церковная школа – при церкви. Крестные ходы совершаются: в Надозерье 14 Июля и Задубку 1 октября. При церкви существует Церковное попечительство. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Жалование из казны: священнику – 400 руб., псаломщику – 150 руб. в год. Священник Любимов Евгений. Окончил курс духовнаго училища, определен псаломщиком к Крапивенской ц. Гдов. у. в 1884 г., рукоположен в дьякона в 1888 г., пермещен к Гдовскому собору в 1900 г., рукоположен во священника к сей церкви в 1906 г. Имеет скуфью с 1914 г. И.д. псаломщика Адриан Рождественский. Определен к сей церкви в 1913 г. Памятныя записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский Петергофский. Петроград. 1915. Чермская Ильинская каменная церковь строилась по указу С.-Петербургской Духовной консистории 4547 от 2 июля 1909 г. Средства выделил гдовский купец Степан Григорьевич Фомин, вероятно, сын строителя первоначального храма. В 1910 г. была закончена каменная кладка храма, поднят купол и сооружалась шатровая колокольня. Храм был выстроен в русском стиле, декорирован полуциркульными элементами и килевидными кокошниками, в " вытянутых " пропорциях которых можно видеть черты архитектуры модерна. Источник: ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 103. Д. 72. Комментарии и обсуждение Церковь Святого Ильи выстроена в дереве в 1909г. Каменная церковь-школа, приписная к Афанасиевской церкви Гдова. С 31 мая 1904 года самостоятельный приход. 12 июля 2009. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01357

Были ученые-энтузиасты. Архив игумена Соловецкого монастыря Федора Колычева содержит описания множества изобретений, внедрявшихся под его руководством. Это и гигантские гидротехнические сооружения монастыря с хитрыми трубопроводами, когда вода из 52 озер подавалась к мельницам, приводила в движение меха и молоты кузниц. А также механическая сушилка, веялка, и устройство для разминки глины при изготовлении кирпичей, и даже оригинальные устройства, ускоряющие и облегчающие изготовление кваса. Боярин Матвеев занимался алгеброй и ставил химические опыты. Путешественники и купцы записывали свои «хождения», рассказы о странах Средней Азии, Кавказа. Создавались и фундаментальные географические работы: «Большой чертеж земли Русской» с описаниями дорог, рек и т.п., «Чертеж Сибирских земель» стольника Петра Годунова. Выдающимся ученым был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий Любимов. Не оставляя духовных трудов, он занимался медициной, географией, астрономией. Соорудил телескоп и наблюдал за небесными телами через «стекло зрительное круглое в дереве». Составил карты Украины и Поморья, «Описание трех путей из Поморских стран в Шведскую землю», разрабатывал проект освоения Новой Земли. Если коснуться изобразительного искусства, то нужно отметить, что зарубежные гости, посещавшие Россию, были хорошо знакомы с достижениями европейской Эпохи Возрождения. Тем не менее они восхищались русскими иконами. Их очень высоко оценивали и папский легат Поссевино, и чех Таннер, и голландский художник де Бруин. Но если европейское искусство пошло по пути слепого копирования натуры, то иконописание - совершенно особый, гораздо более сложный жанр. Это не картина, это символ, помогающий человеку сосредоточиться, отрешиться от земного и устремиться душой к Господу. Иконописцы творили по вдохновению свыше. Чтобы обрести его, специально постились, молились. Техника могла меняться, развиваться, обогащаться новыми находками, но без буйных фантазий и шатаний, присущих европейским художникам. Так, в XVII в. стали создаваться сложные многофигурные композиции: «Символ веры», «Не мир, но меч» и др. Появились иконы «фряжского письма» - общий канон изображения сохранялся, но сочетался с «живством» лиц и фигур. А палехские мастера внесли в канон яркие народные мотивы. Спрос на иконы был очень большим. В Москве был Иконный ряд, «занятый живописцами, торгующими только образами». Существовало несколько крупных центров иконописания - в Ярославле, Новгороде, Пскове, Палехе, Соли-Вычегодской, Иконная слобода Троице-Сергиева монастыря, Антониево-Сийский монастырь. Там располагались и школы, где обучались начинающие иконописцы, для этого имелись специальные пособия.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

В 1978 году, когда Зайцев и Пинчуков посетили Георгиевскую церковь, храм уже не действовал, пол был обрушен в подклет, но в целом здание находилось в удовлетворительном состоянии. На восточной стене храма сохранялись остатки каркасного иконостаса со следами позолоты, правда, уже без самих икон. Советские искусствоведы полагали, что веретьевская церковь достойна перевозки в музей подмосковного зодчества, который планировалось создать в Истре у стен Новоиерусалимского монастыря. Церковь сохраняла редчайшие детали: обрамления окон и дверей с коваными навесами и жиковинами, дверные полотнища. Храм строился в конце XVIII века, когда в России наметился спад традиционного плотницкого искусства. Как и наиболее значимый памятник из этого ряда – Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм в Торжке – строили церковь в Веретьево украинские мастера. В упомянутой книге «Солнечные узоры» 1978 года авторы высоко оценивали деревянный Георгиевский храм, но при этом сильно занижали возраст и архитектурную ценность соседней кирпичной церкви Казанской иконы Божией Матери (в деревне Иванцево). Вот что они писали: «Соседнее с Веретьевом село Стариково [церковь стоит на границе Иванцево и Стариково] еще сохраняет свой старый облик. В живописный вид села с избами, крытыми дранкой, неприятно вторглась уродливая церковь, построенная перед первой империалистической войной». На самом деле Казанская церковь была построена значительно раньше Первой мировой войны. В 1846 году староста Иеремия Петров и священник Георгиевской церкви села Веретьево Иван Любимов обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету с прошением о постройке вместо холодной и тесной деревянной церкви нового просторного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1858 году храм был построен на новом месте: в Стариково, ныне на территории деревни Иванцево. Старый деревянный Георгиевский храм на кладбище разбирать не стали и, таким образом, оба памятника сохранялись весь XX век. Каменную церковь Казанской иконы Божией Матери закрыли в 1940-х годах. В 1937 году двое священников этого храма были осуждены по ложному обвинению и расстреляны на полигоне в Бутово. В 2000 году священники Афанасий Докукин и Федор Дорофеев причислены к лику Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=03836

Первое упоминание о кушерецких храмах относится к 1631 году, хотя очевидно, что крупное село не могло существовать без них с момента основания. По монастырской переписи за упомянутый год, в селе имелась тёплая шатровая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Время её постройки установить не представляется возможным. Позднее этот храм сгорел и был восстановлен на кладбище в одной версте от села, там же построили и колокольню. А в самом селе возвели новую церковь, которая сохранилась до наших дней, но не на своём исконном месте - в ХХ столетии она " переехала " под Архангельск и стала музейным экспонатом. Строительство Вознесенской церкви относится к 1669 году. Она была гораздо больше своей предшественницы и имела как зимний, так и летний алтари. Церковное здание получилось огромным - фактически трёхэтажным. Впрочем, размеры северных храмов несколько обманчивы: внутри эти церкви совсем не так просторны, как может показаться снаружи. Освятил Вознесенский храм архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов). Настоятелем церкви он поставил священника Епимаха Кононова, потомки которого управляли приходом вплоть до пятого колена. Возведение принципиально нового храма взамен сгоревшего объяснилось, скорее всего, политическими причинами. Незадолго до этого началась реформа Патриарха Никона, приведшая к расколу Русской церкви. Среди прочего, вышел запрет на строительство шатровых храмов как не соответствующих традициям православия. Однако насаждаемое из Москвы " освящённое пятиглавие " сыграло свою положительную роль в истории деревянного зодчества: в связи с внедряемыми новациями родилось сразу несколько новых форм. Помимо обячных пятиглавых церквей, про которые говорили, что они строены " на каменное дело " , то есть в подражание каменным храмам, появились необычные многоглавые храмы и оригинальные церкви " кубоватой " формы. Новая церковь Кушереки, поставленная по правилам " святых апостол и святых отец о пяти верхах, а не шатром " , обрела именно этот, с одной стороны, компромиссный, а с другой, очень необычный и запоминающийся вид.

http://sobory.ru/article/?object=54569

Статья митрополита Сергия была ответом на полемические выпада против него со стороны григорьевцев и «непоминающих», которые критикуя его за самоуправство, умалчивали об очевидной для них невозможности вполне правомерного устройства высшего управления через созыв Собора. Ревнуя о церковной дисциплине, противодействуя анархическому разложению, Синод еще 16 апреля 1929 года вынес постановление, в котором митрополит Иосиф (Петровых), епископ Димитрий (Любимов) и епископ Алексий (Буй), как запрещенные в священнослужении, приравнивались к обновленцам и григорианам. Часть архиереев, находившихся на покое, не присоединяясь к митрополиту Иосифу, заявившему о своем отделении от митрополита Сергия, продолжала воздерживаться от поминовения имени Заместителя Местоблюстителя за богослужениями, которые они совершали архиерейским чином в монастырских и приходских храмах, в своих домовых церквях. Самыми видными в этой группе иерархов были митрополит Кирилл (Смирнов) и настоятель Даниловского монастыря бывший ректор Московской духовной академии архиепископ Феодор (Поздеевский). Свою позицию митрополит Кирилл изложил в письме викарию Казанской епархии епископу Афанасию (Малинину), которое он направил из-под Туруханска с тем, чтобы с содержанием его был ознакомлен и митрополит Сергий. Митрополит Кирилл писал: «Никакой Заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает... Заместитель назначается для управления текущими делами..., коренное же изменение самой системы церковного управления, на что отважился митрополит Сергий, превышает компетенцию и самого Местоблюстителя». Коренной реформой митрополит Кирилл называет учреждение «коллегиального церковного управления в виде Временного Патриаршего Синода». «...До тех пор, - продолжает он, - пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению... Литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника Сергиева поставления».

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Столица переживала тогда исключительное время. 28 апреля 1682 г. скончался царь Феодор и обострился вопрос о преемстве престола. Патр. Иоаким поддерживал Нарышкиных, боярина А. С. Матвеева, долголетнего сотрудника царя Алексея, ближайших сподвижников царя Феодора, постельничего И. М. Языкова и стольника А. Т. Лихачева, выдвигавших царевича Петра, минуя старшего Иоанна, рожденного от М. И. Милославской. Десятилетний здоровый, крепкий, с детства развитой, царевич Петр, конечно, имел все, – кроме законных, – преимущества перед 15-летним и малоумным Иоанном. Он и был провозглашен царем. С этим не могли примириться Милославские, в особенности же властная царевна София. 15 мая они, используя стрельцов, подняли возстание, закончившееся провозглашением царями Иоанна и Петра, царевны же Софии правительницей государства. Большинство Нарышкиных, Матвеев и многие другие были убиты безчинствовавшими несколько дней стрельцами. 25-го июня епископ Митрофан участвовал в венчании на царство Иоанна V и Петра I, причем подносил патриарху Иоакиму державу для вручения государям. Стрельцы были также использованы раскольниками. Опираясь на них, последние требовали допущения прений с православными. Таковые состоялись 5 июля в Грановитой палате. Раскольники вели себя вызывающе и говорили грубости иерархам. Особенную ненависть их стяжал только что поставленный еп. Холмогорский Афанасий (Любимов), сам ранее раскольник-сибиряк, ставший православным. Главный вожак раскольников, суздальский поп Никита Пустосвят, в присутствии царей, патриарха, царицы Наталии и правительницы набросился на еп. Афанасия и нанес ему побои. Царевна София прекратила собрание за поздним временем. Раскольники считали себя победителями. Выйдя на улицы, они показывали с громкими криками двуперстный крест, убеждая народ креститься по ихнему. Царевне Софии, испуганной нароставшей распущенностью толпы, удалось убедить начальников стрельцов переловить главных заводчиков смуты. Никита Пустосвят был казнен. Вскоре казнен был правительницей новый начальник Стрелецкого приказа, князь И. А. Хованский, замышлявший захватить власть в свои руки. Своеволию стрельцов был положен предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Церковно-экологическое воспитание вполне может строиться в комплексе с формированием систематической клубно-кружковой работы со смежными направлениями, такими как лесоведение, почвоведение, гидрология и лимнология, фенология (наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца, а значит – календарем), астрономия (известно, что еще один из наставников М.В. Ломоносова – епископ Холмогорский и Важеский Афанасий (Любимов) – устроил при своем доме старейшую в России обсерваторию ), геология и палеонтология (интереснейшие дисциплины, изучающие строение земных недр, исторические закономерности смены различных экосистем, форм жизни и формирования ландшафтов). Осуществить реализацию этих направлений на практике совсем не сложно, учитывая, что среди прихожан наших храмов много талантливых педагогов-энтузиастов, беззаветно любящих свое дело, а развитие кружковой исследовательской работы станет дополнительным фактором сплочения родительского актива воскресных школ. Их выпускники, повзрослевшие, получившие определенный естественнонаучный опыт не только в светской, но и церковной среде, возможно, окажутся более эффективными деятелями на ниве экологической, просветительской, миссионерской, социальной деятельности. При этом приобретут иное звучание (и иные акценты) проблемы, часто искусственно разделяющие естественнонаучное и религиозное восприятие мира. Перечисленные виды деятельности прекрасно сочетаются и могут быть реализованы в комплексе со спортивным и паломническим направлениями работы, что делает их особо интересными, привлекательными для молодежи. Возможным становится продуктивное соработничество Церкви с государственными и общественными организациями, не только в рамках совместных природоохранных акций, но в формировании экологической культуры в целом. В частности, представляется перспективным сотрудничество на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях с Центром по работе с одаренными детьми Московской области в Московском государственном областном университете (далее Центром, интернет-сайт: ). Центром разработана и уже успешно функционирует сетевая, образовательная и организационная структура «Экологическая сеть Подмосковья» – инструмент, обеспечивающий взаимодействие по вопросам экологического образования и просвещения Министерства образования Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, методистов Центра, муниципальных координаторов, педагогов – научных руководителей и школьников (рис. 1).

http://bogoslov.ru/article/4847160

В переписку с Петром включена и переписка с кабинет-секретарем Петра Макаровым, потому что все это писалось Петру, что писалось Макарову, и миссия последнего заключалась в передаче написанного именно Петру „усмотря время” или „благополучным временем» или “в благополучный час“, – чтобы доклад не прошел мимо высочайшего внимания, занятого другим. 1 декабря 1905 г.   Епархиальные архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим В истории епархиальной жизни петровской эпохи письменные сношения архиереев с Петром Великим занимают бесспорно выдающееся место. Важное значение их определяется не только важным значением лиц, которым они принадлежат. В них, как в зеркале, отражаются, можно сказать, все важнейшие события епархиальной жизни данного времени, явственно отражается и духовный образ авторов писем, – в их широковещательной, пышной фразистости, или, напротив, скромной смиреномудренности, в короткой и прямой деловитости, надоедливой докучливости о денежном вспоможении и т. д. В выразительном подлинном тексте воскресают, как живые, давно ушедшие в вечность события и лица одной из самых интересных эпох нашей церковной истории. 1. Афанасий (Любимов), архиепископ Холмогорский и Важеский В ряду епархиальных архиереев петровской эпохи первое место по всем правам принадлежит бывшему кандидату на патриарший престол – архиепископу Холмогорскому и Важескому Афанасию. Архиепископ Афанасий, в мире Алексей Артемьевич Любимов, был родом из Сибири; родился в 1641 году. Подробности обстоятельств его юности неизвестны. Известно только, что он был раскольник, – по словам старинного летописца, „прежде придержащийся расколов: рассмотрев же опасно их лживые и безумные забобоны, от них к восточной Церкви обратился и явися крепкий православия защитник“. Православное духовное образование он получил в патриаршей школе при Чудовом монастыре в Москве. Затем, в сане иеродиакона, был ризничим у тобольского митрополита Корнилия. Им был рукоположен во иеромонаха и 17 января 1675 года произведен во игумена успенского монастыря на Исети (ныне Далматовский монастырь пермской епархии). Скоро был вызван в Москву в крестовые иеромонахи патриаршего дома и здесь ему было поручено редактирование перевода сочинений св. Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника . Духовная карьера Афанасия шла быстро, и в 1682 г. он получил новооткрытую холмогорскую архиепископью.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

14.01.2024 Рождественский подарок священноисповедника Афанасия (Сахарова). 08.01.2024 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Зачем же родился Бог? 01.01.2024 Священномученик Неофит Любимов. Слово на Новый год. 01.01.2024 Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничное бдение в Вознесенском соборе Твери по случаю памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Далее 14.12.2023 Мученик Иоанн Емельянов. «Я не должен никому делать зла...» 10.12.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Средство духовно выпрямиться. 08.12.2023 Священномученик Илия Громогласов. Даже Бог не может спасти нас без нас.   29.11.2023 Восемь дней в солдатской теплушке. 27.11.2023 Лучший подарок – редкие книги для библиотек и общественников. 17.11.2023 Священномученик Неофит Любимов. Долг существа разумного. 16.11.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. О Божественной литургии. 31.10.2023 День памяти жертв политических репрессий. 27.10.2023 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского , отметили в храме, построенном на месте, где были обретены мощи святого. 14.10.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы и в день рождения священноисповедника Романа Медведя. 13.10.2023 Священномученик Димитрий Троицкий. Под Твою милость прибегаем. 07.10.2023 Епископ Вениамин (Воскресенский). О церковном пении. 03.10.2023 Священномученик Константин Твердислов. Жить надо бодро и мужественно . 27.09.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Никогда не истощающаяся сила. 24.09.2023 Священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Программа жизни . 12.09.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Беседа в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя. 07.09.2023 Опубликован Библиографический указатель печатных трудов архимандрита Дамаскина (Орловского) , доктора исторических наук, научного руководителя Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " .

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010