е. раскола).» В 40-х годах был протоиерей Михаил Герасимов. В год освящения настоящего храма протоиереем был Сергий Иоакимов, умерший в 1785 году. Преемник о. Сергия Матфей Афанасьев служил здесь 40 лет (1785–1825) и отличался заботами о благоустройстве собора. При нем устроена церковная ограда. Постройки делались в долг, который погашался с большими затруднениями для соборян. После Афанасьева протоиереями были: Николай Автономов, умерший на 41 году жизни от чахотки; Симеон Лукич Романовский, из диаконов морского корпуса, имевший за уроки Закона Божия ордена и золотые часы; Елисей Герасимович Приморский, перешедший из Сойкина в 1844 году и умерший в 1853 году; Александр Федорович Малоземов, служивший прежде в полковых церквах Финляндии и умерший в 1859 году; Иоанн Степанович Аландский, переведенный в 1862 году в Тосну и там умерший; Василий Степанович Вознесенский, служивший прежде в Сойкине, а в 1872 году перемещенный в Воскресенский Новодевичий монастырь. Он здравствует и доселе; Иоанн Саввич Любимов, поступивший сюда 14 ноября 1872 года, а в 1880 году перешедший протоиереем к Нарвскому собору. В диаконском сане состояли: Петр Андреев (1812–1814); Иоанн Васильев (1814–1842), учитель пения в Ямбургском дух. училище; Иоанн Васильев Орнатский (1842–1866); Василий Иоаннов Орнатский (1866–1869); Иоанн Ильин Николин, умерший в 1882 г. Ныне служат: священник Николай Георгиев Дроздов, кандидат Спб. дух. академии, диакон Евграф Ильинский, из соборных причетников и – псаломщики: Роман Евсевиев Пащевский и Владимир Васильев Окунев. Собор содержится на церковные суммы. Кроме того получает: 1) до 70 р. в год с каменной лавки, пожертвованной собору в 1877 году, ораниенбаумским купцом Парфением Тихомировым; 2) 50 рублей аренды с дер. лавки, построенной купцом Живягиным; 3) 70 р. дохода с дома, завещанного мещанкою Мариею Заботиною; 4) до 80 р. в год с одной квартиры в церковном доме; 5) проценты с капитала в 700 р. Для переделок в соборе, при скудости его собственных средств, были посторонние жертвователи; из них более усердным был упомянутый выше Александр Павлович Орлов, пожертвовавший, в течение 2½ лет, до 3000; при его содействии, при соборе существует прекрасный хор певчих, с регентом, получившим образование в Капелле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И.Г. Чистяков предал гласности сообщение Евграфа Степановича о рассказе генерала А.Д. Соломки лишь после смерти Арзамасцева. По-видимому, Евграф Степанович просил Хромова и Чистякова не разглашать эту тайну при жизни Арзамасцева. Это сообщение, перепечатанное во многих изданиях, вызвало резко отрицательную реакцию внука вагенмейстера – Н.С. Соломки (сын Сергея Афанасьевича, одного из трех сыновей генерала). Соломка-внук полагал, что если он не знал Е.С. Арзамасцева, то и дед его не знал; если он, внук, не был посвящен в тайну, то тайны никакой и не было. При этом следует иметь в виду, что внук был подростком, когда умер Афанасий Данилович Соломка – в 1872 г. Н.С. Соломку так обеспокоил этот «чистейший вздор» (так он назвал сообщение Е.С. Арзамасцева), что он в ответ опубликовал отдельной книжкой хранившиеся в семье документы, относившиеся к таганрогским событиям, предпослав им свое предисловие 299 . Возможно, Н.С. Соломка опасался, что сообщение Е.С. Арзамасцева о признании деда отразится на отношении к их семье правящего императора и его окружения. Ведь оно шло вразрез с позицией, изложенной в работе великого князя Николая Михайловича, на работу которого внук А.Д. Соломки ссылается. В книгу документов вошли письма самого полковника – вагенмейстера А.Д. Соломки, в которых он сдержанно сообщал о ходе событий. Чувствуя недостаточность информации в этих письмах, внук добавил к ним и письма из Таганрога бабушки – Марии Николаевны (в девичестве Колюбякиной), жены А.Д. Соломки, к ее матери. Здесь мы сталкиваемся с очень важным общим вопросом, который относится ко всем таганрогским материалам. Могли ли лица, посвященные в тайну ухода императора, писать и говорить и официально, и своим близким что-либо иное, кроме утверждения о смерти государя? Разумеется, нет. Уже в 1819 г. Александр I в конфиденциальном разговоре с братом Николаем о том, чтобы он готовился принять престол, имел в виду свой тайный, а не легальный уход от власти. По воспоминаниям супруги Николая Павловича, будущей императрицы Александры Федоровны, присутствовавшей при этом разговоре, император говорил о том, как во время их коронации он будет «радоваться, когда вы будете проезжать передо мной, а я из толпы (курсив наш. – М.Г.), махая шапкой, буду кричать вам ура» 300 . Историк Л.Д. Любимов по этому поводу пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из Ленинграда епископ Павлин отправился далее по европейской части страны. «Был я в Киеве, – продолжал он перечисление посещенных им архиереев, – у находящегося на покое епископа Василия (Богдашеского – свящ. А. М.), видел у Сергия еп[ископа] Митрофана; они подписались». Скорее всего, под Сергием здесь имелся в виду не Заместитель Местоблюстителя, а пребывавший в Киеве епископ Сергий (Куминский) – активный участник негласного украинского Собора. О каком епископе Митрофане при этом шла речь, не совсем понятно. «Подписался также Иосиф Петровых , митрополит Ленинградский, подписались Харьковские епископы Макарий (Кармазин – свящ. А. М.) и Аркадий (Остальский – свящ. А. М.), а за арестованного епископа Константина (Дьякова – свящ. А. М.) подписал я, так как знал его мнение по церковному вопросу и, в частности, по этому поводу. Епископы Борис Рязанский и Серафим Силичев, и Петр Зверев сказали, что пришлют свое мнение особо» 1036 . Таким образом, на основании показаний митрополита Сергия и епископа Павлина неполный список епископов, подписавших обращение к Заместителю о необходимости выборов Патриарха, устанавливается в следующем виде: 1) архиепископ Корнилий (Соболев), 2) епископ Павлин (Крошечкин), 3) епископ Афанасий (Молчановский), 4) епископ Григорий (Козлов), 5) архиепископ Фаддей (Успенский) , 6) архиепископ Дионисий (Прозоровский), 7) епископ Алексий (Готовцев), 8) митрополит Назарий (Кириллов), 9) архиепископ Григорий (Лисовский), 10) епископ Димитрий (Любимов), 11) архиепископ Гавриил (Воеводин), 12) епископ Серафим (Протопопов), передавший мнение соловецких иерархов, 13) еще один Петроградский викарий: вероятнее всего, или епископ Григорий (Лебедев), или епископ Сергий (Дружинин), 14) архиепископ Василий (Богдашевский) , 15) епископ Сергий (Куминский) (?), 16) епископ Митрофан (?), 17) митрополит Иосиф (Петровых) , 18) епископ Макарий (Кармазин), 19) епископ Аркадий (Остальский) , 20) за епископа Константина (Дьякова) епископ Павлин (Крошечкин). Кого-то еще епископ Павлин не назвал. В части, касающейся украинских епископов, информация может быть дополнена на основании посланного из СО ОГПУ в ГПУ УССР секретного отношения «Информация о положении церковников» от 13 января 1927 г.: «Выборы Кирилла в патриархи было решено провести путем сбора подписей у епископов через специальное лицо, которое должно было объезжать этих епископов. Данную миссию начал выполнять Павлин Крошечкин, Курский викарный. Между прочим, последний побывал у следующих украинских епископов: Афанасия Сквирского, Василия Каневского, Георгия Богуславского и Липовецкого, вр[еменно] управ[ляющего] Киевской митрополией, Григория Полтавского и Переяславского, Бориса Уфимского, вр[еменно] управ[ляющего] Подольской епархией, Аркадия Лубенского и Макария Уманского» 1037 . Таким образом, в вышеприведенный список можно внести еще имена епископа Георгия (Делиева) и архиепископа Бориса (Шипулина), получится 22 имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Иустин, Архиепископ, настоятель, Воскресенская Ново-Иерусалимского м-ря Кавганкин, Симеон Афанасьевич, священник Московский Камнев, Н. Капцова, Анна Михайловна, вдова потомственного почетного гражданина Касимов, Александр Димитриевич, священник Московский Кедров, Виктор Иванов., свящ. Моск. Ключарев, Иоанн Петрович, протоиерей Московский Коновалов, Дмитрий Григорьевич, доцент Московской Духовной Академии Коссин, Гавриил Яковлевич, священник Московский Крашенинников, Сергий Семенович Кривошеин А., староста Александро-Невской, в III кадетском корпусе, церкви Кукин, Константин Кириллович, потомственный почетный гражданин Лавров, Димитрий Васильевич, смотритель Угличского духовного учил. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Московский Лебедев, Вас. Ив., инспектор Олонецкой духовной семинарии Лебедев, Николай Константинович, священник Московский —27— Левитский, Сергей Анатолиевич, Член Олонецкой Губернской Земской Управы Ливанский, Илья Васильевич, протоиерей г. Орла Любимов, Николай Александрович, священник Московский Ленивов, Николай Андреевич, потомственный почетный гражданин Лямина, С.И. Малютина – П. сыновей Промышленное и Торговое Товарищество Мамонтов, Т.А. Марков, Василий Михайлович, свящ. Московский Марков, Сергий Михайлович, протоиерей Московский Миртов, Михаил Констан., свящ. Моск. Михайловский, Николай Михайлович, священник Московский Михайлов, Алексей Михайлович Молчанов, Ал-др Иларионович, протоиерей Московский Молчанов, Димитрий Тимоф. Московское Городское Кредитное Общество Нагоров, Петр Михайлович Назаров, Сергей Ал-др., потомственный дворянин Невский, Мих. Георг., прот. Московский Никандра, игумения, настоятельница Покровского Хотькова монастыря Нифонт, Архимандрит, настоятель Волоколамского Иосифова монастыря Обидина, Клавдия Никоновна, потомственная почетная гражданка Орлов, Анатолий Петрович, доцент —28— Московской Духовной Академии Орлов, Григорий Андреевич, священник Московский Орлов, Дмитрий Иванович, преподаватель Угличского духовного училища Орлов, Петр Кириллович, священник Московский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Калужской: 57. Преподаватель семинарии Михаил Павлович Чельцов, (Кандидат богословия); 58. Епархиальный миссионер, священник Михаил Савельевич Дударев, (Обратившийся из раскола); 59. Священник Петр Александрович Любимов, (Студент семинарии); 60. Епархиальный миссионер, священник Иоанн Иоаннович Жаров, (Студент семинарии); 61. Миссионер-священник Василий Андреевич Смирнов, (Студент семинарии); 62. Миссионер-священник Иоанн Михайлович Жаров, (обратившийся из раскола, обучался в V и VI кл. сем. в качестве начетч.). По собственному желанию: 63. Священник-миссионер Алексей Михайлович Знаменский, (Обучался в семинарии). Киевской: 64. Преподаватель семинарии Хрисанф Владимирович Корчинский, (Кандидат богословия). Епархиальные миссионеры: 65. Священник Димитрий Никитич Слюсарев, (Кандидат богословия); 66. Александр Адрианович Левицкий, (Кандидат богословия). Кишиневской: 67. Преподаватель семинарии Сергей Димитриевич Маргаритов, (Кандидат богословия). Окружные миссионеры: 68. Священник Феодосий Степанович Воловей, (Студент семинарии); 69. Священник Иларион Иванович Софронович, (Окончивший семинарский курс). Костромской: 70. Преподаватель семинарии Александр Евлампиевич Юницкий, (Кандидат богословия); 71. Епархиальный миссионер-священник Иоанн Афанасьевич Иванов, (Оконч. сем.); 72. Окружный миссионер, священник Алексей Александрович Скворцов, (Студент семинарии). По собств. желанию: 73. Ректор семинарии, протоиерей Иоанн Яковлевич Сырцов, (Магистр богосл.); 74. Миссионер-священник Никанор Иванович Николаевский, (Студент семинарии); 75. Преподаватель семинарии Дмитрий Скворцов , (Канд. бог.). Литовской: 76. Преподаватель семинарии Михаил Иванович Хвалынский, (Кандидат богословия); 77. Епархиальный миссионер-священник Димитрий Семенович Губин, (Оконч. сем.); 78. Священник Евстафий Георгиевич Калисский, (Оконч. сем.). Минской: 79. Преподаватель семинарии Александр Васильевич Товаров, (Кандидат богословия). Могилевской: 80. Миссионер-священник Алексей Петрович Елеонский, (Кандидат богословия); 81. Священник Василий Феодорович Голынец, (Студент семинарии). По собственному желанию: 82. Преподаватель семинарии Александр Яковлевич Зыков, (Кандидат богословия).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Колокол работы П.В. Дерягина (д. Кимжа, 1884 г.) Колокол работы К. Аммелроя (Голландия, 1604 г.) Из записей в таможенных книгах видно, что если из Архангельска привозят колокола весом до 10 пудов и более, то «важеский товар» – это преимущественно малые колокольцы, конские колокола, медные и железные (т. е. колокольчики, ботала и колоколки). Интересно дальнейшее движение колоколов с Севера: в вятские земли увез партию конских колокольцев вотин Малко Тойкузин; колокол в 11 пудов весом отправлен Калиной Ревякиным в Сибирь; еще один весом в 4 пуда купили тюменские купцы, а устюжанин Никифор Колокольник продал колокол церкви Леонтия Чудотворца в Ростове Великом. Узнаем мы и имена северных мастеров-литейщиков, определяя их по прозвищу «Колокольник» (устюжанин Колокольник, вологжанин Нестер Александров, Семен Колокольник). Наконец, примечателен факт принадлежности торговцев колоколами к северному краю: в записях таможенных книг мы встречаем устюжан, вологжан, тотьмян, усольцев. Известна отливка колоколов в окрестностях Холмогор во второй половине XVII в. «Се аз Козма Иванов сын Черемного Трояцкой волости дал аз есми отпись церковному старосте Ивану Корнилову в том (что) взял у него по уговорной работной записи за колокольную работу рубль денег...», – так начинается документ, датированный 7 мая 1676 г 332 . Приходно-расходная книга Холмогорского архиерейского дома за 1694–1695 гг. в записи от 21 марта 1695 г. свидетельствует: «...по указу преосвященного архиепископа холмогорец Глинского посаду Федор Распонин лил в домовую его архиерейскую вотчину на Вагу в Вознесенскую волость к новопрестольной Вознесенской церкви колокол из присланной бывшей Вознесенской пустыни ломанной колокольной меди, да из осталой от литья Чухченемской волости колоколенной меди, да от соборного повседневного колокола из отломленный ушей. И весом тот колокол пуд семнадцать фунт с полфунтом. От литья того колокола дано ему Федору по ряде по десяти алтын с пуда. Итого пятнадцать алтын дано» 333 . Первый архангельский архиерей Афанасий (Любимов), как свидетельствуют ряд авторов, сам был литейщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Н. М. Руднева: От Настоятеля с причтом Кресто-Воздвиженской, в Алексеевском монастыре, церкви, свящ. А.П. Афонского: От причта Николаевской, в Странноприимном доме кн. Куракиных, церкви, свящ. П. И. Голубева: От причта Богоявленской, в Елохове, церкви, Протоиерея И. Я. Березкина: Протоиерей И. Я. Березкин Церковный староста Ив. Калинин С. П. Афанасьев Сретенского сорока, 4-го отделения От собора Священник Ф. А. Басов Введенской, на Лубянке, церкви, протоиерея Н.П. Антушева: Протоиерей Н. П. Антушев Г. А. Попова Вознесенской, близ Сретенки, церкви, свящ. В.П. Вишнякова: Н. Подрезов-Тихонов Николаевской, в Дербентском, церкви, свящ. А.И. Богословского: Священник А.И. Богословский А. Ив. Минютин Николаевской, в Драчах, церкви, свящ. П.И. Доброва: От разных лиц Николаевской, в Звонарях, цер. протоиерея А.Г. Богородицкого: Церковный староста Панкратиевской церкви протоиерея М.Н. Стрельцова: А. А. Ильин И.И. Казаков —31— 153. Предтеченской, на М. Лубянке, церкви, свящ. С.В. Смирнова: Священник С.В. Смирнов П. Рахманов Ив. Алимов В. Меоков Колгушкин Спасо-Преображенской, в Пушкарях, церкви, свящ. Н.А. Любимова: Священник Н.А. Любимов Преображенской, в Спасской, церкви, свящ. Г.А. Орлова: От причта А. Булатов Софийской, на Лубянке, церкви, протоиерея Д.М. Покровского: Церковный Староста Диакон С. Виноградов Псаломщик П.В. Грузинов Троицкой, на Листах, церкви, прот. В.Е. Беликова: Протоиерей В.Е. Беликов Троицкой, в Шереметьевской больнице, церкви, протоиерея И. М. Розанова: Пречистенского сорока, 1-го отделен. Успенской, на Остоженке, церкви, свящ. П.К. Орлова: И.А. Поляков Е.Ф. Чижова П.В. Лыскова —32— 160. Покровской, при Александро-Мариинском институте, церкви, протоиер. В.Г. Ястребова: Протоиерей В.Г. Ястребов Троицкой, в Зубове, церкви, прот. Д.П. Орлова: М.И. Павловская В.А. Васильев С.В. Петерсен С. Аксаков Тихоновской, у Арбатских ворот, церкви, свящ. В.И. Никольского: Священник В.И. Никольский От Церкви Спасо-Божедомской церкви, свящ. А.М. Пятикрестовского: Спасской, при Барыковском богадельном доме, церкви, священ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погребен в Сергиевской церкви, находившейся близ Архиерейского дома. Сей Преосвященный собрал для собора богатую ризницу, украшенную жемчугом. В числе примечательных лиц, находившихся при Митрополите Корнилии, был ризничий его Иеродиакон Афанасий Любимов, в 1673 году Игумен Успенского Далматовского монастыря, и, наконец, 19 марта 1682 года Архиепископ Архангельский, знаменитый ученостию и ревностию к Православию 49 . Из пожертвований Митрополита Корнилия в Тобольском кафедральном соборе до настоящего времени сохраняются: напрестольное Евангелие, печат. 7124 года, и три напрестольные креста серебряные золоченые, с надписями – один 7178, другой 7180, третий 7185 годов. 7 . Митрополит Павел. С 1673 года был Архимандритом Московского Чудова монастыря, a 21 июня 1678 года хиротонисан Митрополитом в Сибирь. Вскоре по приезде его, в Тобольске 3 августа 1680 года случился пожар: сгорело 500 домов, все татарские юрты и город (укрепление), в 1678 году построенный, Вознесенская церковь , Приказ, Боярский дом и церковь Живоначальной Троицы 50 . Посему в 1681 году построен новый город с террасами, тремя башнями и церковь Вознесения, на прежнем месте. В том же году в Абалацком селе сгорели от молнии две деревянные церкви. Митрополит Павел, видя, что храмы Божии столь часто делаются добычею огня, просил Государя о дозволении построить в Тобольске собор, а в Абалаке церковь , каменные, и в 1680 году получил дозволение. Благочестивый Царь Феодор Алексиевич повелел Тобольским Воеводам Стольникам Алексею Шеину и Михаилу Приклонскому выдать казенных денег семьсот рублей 51 и прислал из Москвы связного железа 682 пуда 52 . Вскоре для сей же церкви пожаловал сохраняющиеся до настоящего времени напрестольный крест, потир, дискос, звезду и лжицу серебряные под золотом, с означением на них его имени; три колокола в 160, 103 и 40 пудов 53 . В следующее лето (1681 г.) начали строить первую каменную в Сибири соборную церковь Успения. В 1684 году она уже оканчивалась постройкою; но вдруг ночью, на 26 июля, свод ее, от тонкости столбов, обрушился внутрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правомерность исправлений справщики подтверждают ссылками не только на грамматику церковнослав. языка, но и на греч. грамматику. Так, в «Правилах на отмены речений святаго Символа» Епифаний последовательно ссылается на греч. грамматику, объясняя исправления в Символе веры. Оправдывая исправление «Творца небу» на «Творца небесе», он пишет: «Сице написася по правилу греческому убо и славенскому же, глаголющу сице: Двою существителну различных вещей стекающуся, другое их в родителном полагаемо бывати обыче» (цит. по: Гезен. 1884. С. 126-127). На греч. язык ссылается и Симеон Полоцкий, обсуждая исправление «во веки веком» на «во веки веков»: «Тако в греческих стоит писаниих, тако и во прочиих, убо и в словенских такожде быти подобает» ( Симеон Полоцкий. Жезл правления. М., 1667. Л. 151 об.). Евфимий заключает свое сочинение об исправлении Миней принципиальным заявлением: разумные люди должны рассудить, «чесому должно есть последовати: греческаго ли диалекта лежащей во святых писаниих истине или рускым писцом, писавшым, и описывавшымся, и не исправившым писанных ими» (цит. по: Никольский. 1896. С. 134). Так же обосновывалось и изменение в написании имени Иисус (Iucyc вместо Icyc). Реформаторы утверждали: «А имя Иисусова справили против грамматическаго разума» ( Афанасий [Любимов], архиеп. Увет духовный. М., 1682. Л. 184 об.) - в соответствии с греч. орфографией, входящей в «грамматический разум». Т. о., никоновская и иоакимовская справы последовательно игнорировали традиц. рус. восприятие сакральных текстов, противопоставляя ему греч. образец и грамматические правила. В результате старообрядцы обвинили патриарха Никона в том, что он «исказил» не только церковнославянский язык (тексты), но и вероучение (в частности, что под именем «Иисус» новообрядческая Церковь почитает не Бога Сына, но антихриста ). Библейская К. с. 2-й пол. XVII в., к-рой руководил Епифаний (Славинецкий), осуществлялась в общем русле никоновской и иоакимовской К. с. При подготовке 1-го московского издания Библии 1663 г.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Пророки Израилевы, предостерегая народ Божий от современных им опасностей на духовном пути, тем самым не отклоняли его, однако, от служения Единому Богу, наоборот, приводили к покаянию и более точному познанию пути Божия, а лжепророки, пророчествуя ложное, угашали покаяние, обманывали и в конечном итоге приводили к прелести и душевной погибели тех, кто их слушал и слепо им следовал. Говоря о недостатках современного нам монашества, мы никоим образом не хотим быть хулителями иноческого подвига или отвратить кого-либо с того тесного, но благословенного пути, на который призывает его Господь. Мы хотим лишь предостеречь благочестивых юношей и девушек от некоторых необдуманных шагов и распространенных заблуждений. Монашество, несмотря на его современные недостатки, было и остается установлением Божиим. " Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называю монашество, к которому я призван с детства чудным призванием и неизреченною милостию " , - так писал великий наставник монашества свт. Игнатий (Брянчанинов). 146 " Чем больше прохожу путь жизни и прибли-жаюсь к концу его, тем более радуюсь, что вступил в монашество, тем более воспламеняюсь сердечною ревностию достигнуть той цели, для которой Дух Святой установил в Церкви монашество. Милость из милостей Царя Царей - когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда причастием Святаго Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства... " 147 Слова эти не устарели и не устареют никогда. 140 . Цит. по кн. Архим. Кронид (Любимов). Беседы и проповеди. Троице-Сергиева Лавра. Т. II. 1998. С. 132. 141. Творения свт. Игнатия. Т. V. М. 1998. С. 139. 142 . Символ, или Исповедание Афанасия, Патриарха Александрийского. Псалтирь. М. 1913. 143. Следованная Псалтирь. Слово о исходе души и Страшном Суде. 144 . Житие, наставления, пророчества преп. Серафима, Саровского чудотворца. Минск. 1997. С. 41. 145. Собрание писем свт. Игнатия. М.-СПб. 1995 146 .Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. I. С. 243.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010