И Бог , и человек познаются по своим деяниям (=активности), – а история – это общее дело Божие и деятельности человеческой, – ну а дела уже определяют делателя, то есть живую личность в ее свободном взаимодействии с другими активными личностями. Близость еврейской традиции к христианству именно в этом подчеркнуто значимом определении личности в гносеологии. Но если ветхозаветный, иудейскобиблейский подход только провозглашал смысл и значение личности для гносеологии, то новозаветное христианское Откровение, то есть христианский личностный опыт, восприятие Истины и ее познание, приходит и проявляется во всей полноте уже только в исторически явленной par excellence Личности – в Лице Богочеловека Христа, Который в христианском понимании есть Сама воплощенная Истина. Он – творческий Бог Логос в начале (ибо Он личный Творец всего – Ин.1:3 ; Кол.1:16–17 ), теперь, в истории, становится воплощенным Логосом, и в Нем и через Него для нас, людей, «благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 : γνετο). То есть в Христе и с Христом Истина (по)является и приходит как историческая реальность, объективно существующая и доступная человеку (γνετο=«происходит» или «появляется», но не по своей «воле», а благодаря высшему творческому акту в мире и истории). Это присутствие (παρουσα) Живого Бога как истины в истории предвещал Христос уже Своим явлением Моисею на Синае: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3: 14 , где еврейское слово ЯХВЕ греческий переводчик Септуагинты перевел как ν, а не как τ ν, так как Бог Яхве прежде всего сущая Личность, поэтому и славянский переводчик употребил слово Сый=Сущий). Это значит, что в Ветхом Завете предсказывается личное присутствие Сущего как Живого, как Того, Который был, Который есть, Который будет и Который творит (=создает и дарует жизнь) всему сущему 24 . Свое присутствие во всей полноте проявил Христос как совершенная Истина Своим воплощением и очеловечиванием, когда исполнилась «полнота времен», то есть «Слово стало плотию и обитало с нами (в мире и истории), полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» ( Ин.1:14 ; Гал.4:4 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Впрочем, сам Апостол Павел в другом изречении ясно показывает, как следует понимать приведенное высказывание из Гал. 4:9 , когда пишет в Послании 1Кор.8:2–3 : «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него». Высказав эту мысль, Апостол не ставил своей целью принизить или совсем отказаться от знания как такового, но прежде всего выразить христианскую истину и опыт о прямой зависимости познания от любви, то есть об агапийном характере христианской гносеологии. Так же понимал Апостола Павла и один из ранних исихастов, святой Диадох Фотикский (V век), который в своих «Гностических главах» (само название весьма характерно: речь, таким образом, идет о гнозисе=истинном (по)знании) пишет: «Тот, кто открытым сердцем любит Бога, тот познан от Бога. Ибо насколько кто-либо открытой душой восприемлет любовь Божию, настолько и сам будет в любви Божией» 39 . Следовательно, Диадох Фотикский тесно связывает познание с любовью. Разумеется, это имеет первостепенное значение, когда стоит вопрос о восприятии человеком любви к Богу и через это восприятие любви – познании Бога, но для исихастской гносеологии это и есть основа и исток, а также цель всякого иного познания, ибо только познание Бога дает полноту познания Истины, а познание Истины дарует подлинную и вечную жизнь. В исихастской гносеологии утверждается, что без Бога невозможно познание Бога, так как у человека нет таких способностей или гностических возможностей, ни физических, ни метафизических, чтобы, заранее поставив перед собой такую цель, приобрести знание о Боге и, таким образом, прийти к истинному познанию Бога. Познание Бога со стороны человека, по исихастской гносеологии, может осуществиться, только если Сам Бог этого захочет, а Бог этого хочет – что показал Своим откровением – только в любви и свободе. Бог Свою свободу и ничем не ограниченную любовь проявляет в том, что является в мир и является человеку. Но Бог также ожидает и от человека, как субъекта познания, такой же свободной и беспредельной любви. Эта взаимная «необусловленная обусловленность» любви между Богом и человеком и есть то, что предполагают вышеприведенные слова Апостола Павла из Гал.4:9 и 1Кор.8:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В общем, борьба духовная, как у отцов, подвиг. А у этой Терезы сентиментальность, она любуется маленьким Иисусом. Нет тут элементов, не изжитых ею, она не святая, она любуется мальчиком. Это у православных не позволяется. Каждая серьезная православная игумения сказала бы: «Оставь эти глупости». Это своего рода инфантильность, а у Терезы это как идеал. Что значит «маленький Иисус?» Я не принимаю это, пусть даже это была и святая – спасибо, это не для меня. Пусть даже и православные святые. Как Игнатий Брянчанинов говорил, что иногда надо святых уважать неисполнением того, что они говорят. Это в комментариях на «Отечник». Не может каждый святой прописывать нам, как жить и строить нас под себя как индивидуум, как отдельное лицо. А Церковь может, потому что Церковь , как говорит святой Григорий Палама , это мириадоипостасный Христос. Значит, созвучие, собор, симфония. Именно соборность – это в наше время особенно отец Иустин подчеркивал. Я это место очень люблю, и простите меня за эту слабость – моей работой была «Экклесиология апостола Павла», в которой это было одним из центральных мест. Смотрите: молитва апостола Павла в конце 3 главы Послания к Ефесянам, с 14 стиха и до конца. Молится апостол «пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке». Значит, создание внутреннего человека, святого. Значит, создавать в себе, выстраивать и возрастать в том, что Бог дал, и что Дух Его дает – и натуральное, и ветхозаветное, и новозаветное. Потом апостол говорит: «верою вселиться Христу в сердца ваши» – шаг еще дальше, чтобы Христос вселился, конечно, через веру, ненасильственно. «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви могли постигнуть со всеми святыми» – значит, со всеми верующими и особенно с теми верующими, которые идут вперед, как святые. «Постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота» – все измерения полноты Евангелия, Церкви, Царства Божия и т.д. «И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Любовь не будет развиваться, если нет этого внутреннего жертвования. О реальность нашей привязанности к греху говорится в Послании к евреям, в 12 главе: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех (по-гречески еще характерней: не просто «запинающий», а грех, в который мы очень легко впадаем, грех, очень подходящий для каждого обстоятельства) и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр. 12:1–4 ) . Нужна внутренняя борьба, нужно подвижничество. Почему нужно подвижничество? Не из-за того, что ищет Бог или Святые Отцы, или не знаю кто, а потому что пульс самой жизни такой, –динамической, открытой, – что любовь не может создаваться автоматически и не дается просто так. Это плод сожития, труда, развития, строения, роста. Апостол говорит: «растите возрастом Божиим» ( Кол. 2:19 ). Значит, нужно возрастать. Если возьмем мальчика и без него захотим сделать его большим человеком, то из него получится или какое-то чудовище, или идиот. Мы не можем просто набросать ему витамины и сделать то, что делают с курицами в Америке и даже в Греции: 15 дней, и из яйца получишь курицу, которую можно кушать. Это несъедобно, это ужас, это просто ненормально. Для человека, как живого существа, нужен рост. Ириней Лионский говорил, что Бог Адама так и поставил, как мальчика, как младенца, чтобы он возрастал в общении с Богом, поэтому и поставил ему одну заповедь как ориентир: «Дорогой, надо в этом направлении идти, то есть в Боге и с Богом. Адаму ничего не мешало вкушать все плоды в раю, а просто, чтобы он почувствовал, что его направление должно быть к любови, к общению с Богом. Это очень глубоко, и только православные это понимают, поверьте мне.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Сообщение комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви по вопросу о присоединении французских приходов западного обряда HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сообщение комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви по вопросу о присоединении французских приходов западного обряда Делегация Союза православных культовых ассоциаций западного обряда была принята по ее просьбе Патриархом Павлом в Белграде. Целью визита делегации было прошение о вступлении Союза в единство с Сербской Православной Церковью в рамках Западноевропейской епархии СПЦ. Париж, 21 ноября 2004 г. 29 сентября 2004 года делегация Союза православных культовых ассоциаций западного обряда (СПКАЗО) была принята по её просьбе Патриархом Павлом в Белграде. Целью визита делегации было прошение о вступлении Союза в единство с Сербской Православной Церковью в рамках Западноевропейской епархии СПЦ. Единственным решением Его Святейшества за время встречи стало формирование Комиссии при Священном Синоде для рассмотрения этого прошения (о чем засвидетельствовало официальное сообщение канцелярии Священного Синода). В период с 19 по 21 ноября 2004 года глава вышеуказанной Комиссии, епископ Афанасий (Евтич) , а также Ненанд Милошевич, профессор литургики белградского факультета богословия, вступили в контакт с СПКАЗО в Париже по случаю съезда участников союза, назначенного на 20 ноября. Для рассмотрения ходатайства ими был начат сбор необходимой информации, как на съезде, так и у других православных юрисдикций Франции . Во время своего выступления в начале съезда СПКАЗО епископ Афанасий (Евтич) поприветствовал членов общины и пожелал им доброго пути к полному единению с Церковью. Он подчеркнул, что спасение возможно только в союзе со Христом, т.е. только при полном единении с Церковью — телом Христовым. Ничто, по его словам, не должно быть более значимо, чем единство с Православной Церковью, которая дает жизнь вечную. Вера, отметил епископ, начинается с покаяния. В заключении он выразил надежду на то, что последующие встречи позволят продолжить рассмотрение вопроса об установлении отношений между членами СПКАЗО и Сербской Православной Церковью. Епископ Афанасий (Евтич), глава Комиссии. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Бывает и на приходах: человек считает, что другой его ненавидит, и этим создает себе алиби не общаться с ним. Но надо пробовать вступать в общение, поставить проблему своего ближнего как свою проблему. И жалеть надо не с гордостью какой-то, а действительно сострадать. Христианство динамично, а не пассивно. Христианство – это не такая «апатия», как ее понимали древние стоики. Дело не в том, чтобы умертвить себя, а надо в себе умертвить свое служение злу, греху и сделать себя работающими Богу. Жизнь не нирвана. Жизнь – это причащение, Богу слава, поднятие, возрастание. Поэтому покаяние действительно, если оно происходит подлинно и активно. Если оно сразу возбуждает человека, если он сразу чувствует себя званным. Если провести сравнение между святыми – св. Исааком Сириным и св. Симеоном Новым Богословом , – то Исаак Сирин гораздо более угрюмый, печальный. А св. Симеон Новый Богослов – это радость, динамика, он весь в радости. Так вот, эта более печальная, более угрюмая сторона скорее выражает Запад, например св. Клара. Когда благодать Божия их покидает, они теряются в отчаянии. В православии – нет! Здесь человек говорит: «Бог меня посетил, дал мне Свою благодать, но этим Он хочет меня поднять». У меня на Афоне всегда оставалось такое впечатление от монахов: афонцы большие подвижники, лишенные многих удовольствий жизни, но все время их лицо радостно. И все они оригинальны, потому что каждый живет живой жизнью. Покаяние возбуждает хорошую такую «амбициозность» в человеке. Вспомним блудного сына: разве я, сын такого отца, создан для того, чтобы свиней пасти на чужбине? Нет! Я пойду к моему отцу… Покаяние, молитва , пост, исповедование – все идет спонтанно. Надо так расположить себя, чтобы иметь эту свежесть христианской жизни и стремиться к ней. И, как говорили древние отцы, надо каждый день начинать все снова. Читать далее Источник: Афанасий (Евтич). Покаяние, исповедь, пост. - Фрязино: Содружество Православный Паломник, 1995. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Значит, создавая человека, Бог его создал по лику Христа, но и назначил его быть подобным Христу. И в этом сотворении по лику Христа, но в тоже время назначении к полноте уподобления Христу находится динамический диапазон человека, динамика его существования. Даже его существа, я бы сказал, и его существования. Человеку дано, и очень много дано, в этом образе. Но ведь ещё ему задано в подобии, и человек понимается святыми отцами как динамическое существо, открытое существо, благодаря тому, что создан как лицо, личность, по образу Бога личного. Значит, человек свободен, имеет возможность двигаться и возрастать. Здесь запись обрывается, и звуковое качество остающихся до конца доклада минут, к сожалению, будет слабое. Отец Афанасий говорит об антропологии французского учёного и иезуита Тейяра де Шардена, который говорил об эволюции человечества, о ноосфере и возрастании человека к конечной цели, к точке Омега, которая и есть Христос. Но отец Афанасий указывает: … Начинается как будто бы снова человек, и приходит к точке Омега, которая по Шардену верх эволюции, но совпадает с точкой Христа. У Шардена начинается с Дарвина, а заканчивается Христом. Это для православных интересно, как философская комбинация, даже включая некоторые научные данные, но не приемлемая, потому что в Апокалипсисе сказано, что Христос не только Омега, но и Альфа. Если нет Альфы, то мы не придем к Омеге. Альфа означает начало азбуки. Вроде того, как в математике: если вы начнете без единицы, то ни к чему не придете. Христос Альфа человека, но и Омега человека. Но между Альфой и Омегой есть динамика истории. Именно христианство внесло в историю человечества динамическое понимание истории и творческое понимание истории. И в этом смысле понимание отцов, учение святых отцов о человеке очень значительно. Оно включает саму природу человека – это подвиг, хорошее славянское слово. Подвиг означает движение вперед и вместе вверх. Я так понимаю: это движение к совершенствованию. И вот для отцов подвиг, подвижничество – некая аскеза, но если взять первое значение греческого слова «аскеза», то оно подходит к славянскому слову упражнение, функция, делание. Вот вы, например, управляя автомобилем, находитесь в аскезе, по-гречески «аско», то есть употребляя себя или свои способности. Можно другое греческое слово употребить «литургия» в смысле аскеза. Литургия – значит общее наше дело. Когда дело делается, это есть «аскесис». Это упражнение, это делание, творение. Поэтому отцы в православную антропологию вносят подвиг, подвижничество. Нет человека, если он не подвизается, именно потому, что его в существо вставлен подвиг, уже в его бытие вложен подвиг. Как говорит святой Максим Исповедник – тут, по-моему, его самая большая заслуга в богословии – человек приглашен стать богочеловеком. Природное существо приглашено стать надприродным, поднять природу над природой. Только в этой перспективе можно по-настоящему стать человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

– Помогали, конечно! Мы были и остаемся со своим народом. Другого народа у нас нет. Когда мне передавали из Женевы, и Патриарху говорили, почему, мол, Афанасий там ходит по боевым позициям, я всегда отвечал: потому что там народ, живые люди. Я и хорватов спасал, и мусульман…. Но об этом никто не говорит. Они заранее решили, что сербы – злодеи и надо сербов представлять черными дьяволами. А сейчас выясняется, что, когда бомбили центр Сараева, площадь Маркале, и было убито 80 человек, это сделали моджахеды, организованные и руководимые американцами 11 . Свой народ убили, чтобы показать: вот сербы какие! Это было на Успение Божией Матери, в 11 часов, когда сербы еще были в церкви! И мы сразу сказали, и тогда еще говорил японец Ясуши Акаши 12 , что это не сербы, но его не слушали, а сейчас английский генерал Роуз пишет, что это сделали моджахеды. Неправда и лицемерие западной цивилизации, о которых говорил Достоевский, – это ужасно. Мы испытали это на себе. Каждый из нас мог бы стать западным человеком, бесчувственным, бесчеловечным, бессовестным. Это всегда таится в ветхом, не возрожденном Христовой верой человеке, ветхом Адаме. А они это культивировали до идеала: стать такими, как Клинтон, преступник, аморальный человек. И, конечно, большая мафия, наркотики. В Черногории и в Косово, особенно в Косово, действует черный рынок наркотиков, оружия, женщин, сигарет… Говорят, вышла книга «Албанская мафия», написали ее два француза. Они пишут, что американцы собирают каждый год из этого региона пять миллиардов. И в Боснии это тоже было. Но они всегда всё скрывают, всегда у них действует конспирация. Бог знает, что они сейчас задумали сделать с этим Афганистаном. Боюсь, что они хотят подойти к России через мусульманские страны. Им никогда нельзя верить. Говорят, сербы – националисты. А скажите, есть ли больший национализм, фашизм, нацизм, чем американский? Он называется «американские стратегические интересы». Какое дело нам на Балканах до американских стратегических интересов? Это фашизм, нацизм, агрессия, это американский тоталитаризм. Они во всем мире хотят править по-своему, это – демонический тоталитаризм.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

– И в своих целях они используют исламский экстремизм? – Да, мусульмане давно поддерживали турок. Когда Сербия в начале XIX века стала освобождаться от турецкого ига, они говорили: турецкое государство законное. Сейчас написали историю Боснии и историю Косово, Чтобы доказать: турецкое государство было юридически безупречным, все было в порядке, и как албанцы потом были угнетаемы сербами. И действительно: как у Гитлера были самые жестокие войска СС, точно так же и албанские четы (вооруженные отряды) были орудием турок. Они пишут такую историю, какая им нужна, а не такую, какой она была на самом деле, которую мы все знаем и которая задокументирована. Они говорят, что сербы никогда в Косово не были в большинстве. А как тогда объяснить наличие 1300 сербских церквей и монастырей с XII века? Как это объяснить? И все время вплоть до XX века церкви и монастыри разрушали и много раз восстанавливали. И мы, даст Бог, восстановим и недавно разрушенные церкви. Но они не хотят исторических свидетельств, они не любят историю из-за своей темной и грязной совести. Сербы выдержат, у сербов глубокая вера. Сербы грешный народ, но Бог пришел спасать грешных. Во время войны меня обвиняли: «Вот Афанасий сказал, что сербский народ – Божий народ». Патриарх меня спросил: «Как ответим на это в Женеве»? (Они прислали 2000 маленьких таких коробочек, по несколько килограмм помощи, а мы получали из Греции, из России, но особенно из Греции, намного больше. Мы очень благодарны им. Они спасали наш народ. У меня было тогда 100 тысяч православных, в том числе 32 тысячи беженцев, 2000 убитых, 800 детей-сирот). И я ответил: «А это Божий народ. Бог не имеет другого народа на этом пространстве, кроме сербов. Сербы – Божий народ». Евреи тоже были Божий народ, были грешные. Мы, православные, Божий народ, хотя и грешные. Нам необходимо спасение, спасти может только Спаситель, значит, мы тот народ, который пришел спасать Господь. Какие злодеи, какая бесчеловечность там на Западе, в Америке, в Калифорнии, в Лондоне, в Париже. И никто об этом не говорит. Какое лицемерие, бесчеловечность, бесчувствие! Я никогда не видел, чтобы они плакали. А кто не плачет, тот не человек. Сербский народ умеет плакать. И если сделает зло, защищаясь или, может быть, иногда в нападении на человека, и прольет кровь, то мы знаем, что такое покаяние, в покаянии – спасение. Есть сербская поговорка: «Самый красивый цвет человеческой честности – это покаяние». Вот какое слово у сербского народа. Когда пришла эта натовская сила на Косово, а албанцы начали разрушать все, сжигать монастыри, наш Патриарх сказал: «Милошевич не серб и не представитель сербов. То, что сделал Милошевич, сделал не сербский народ». Сербский народ страдал под Милошевичем, и больше всех – сербы в Косово, а албанцы от косовских сербов не страдали!

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Библия – это игровое поле чудес и знамений Божиих, однако самое важное в Библии – не чудеса Божии, не творение, не спасение народа Израильского и т. д., но скорее ее обращенность к последним временам, к тому, что Бог, Который с такой легкостью уже соделал в истории столь великие дела, еще будет творить. Таким образом то, что Бог делал в начале, менее важно – так к этому подходит Библия – чем то, что Он будет делать в будущем, в конце времен. Прекраснейшая книга, Песнь Песней, это книга о двух возлюбленных, в которой возлюбленный уходит, но влечет свою возлюбленную за собой. Так и в наших отношениях с Богом, только мы еще в первой половине игры; Бог влечет нас за Собой к более глубокому общению. Понимание времени Теперь я хотел бы перейти к пониманию времени, как в античности, так и в библейском откровении. В целом античность – за исключением народа Израиля, получившего откровение, – смотрит на прошлое как на нечто лучшее, нежели настоящее, и как на фактор, решающий для будущего. Некогда существовал рай, который постепенно был испорчен: наше желание – вернуться в этот рай. Так, например, обстоит дело с Одиссеем. Он тоже хочет вернуться в свой потерянный рай, на свой остров, совсем в духе Мильтона. Кольцо замыкается, конец должен вернуться к началу. Библейское понимание прямо противоположно. Наша ностальгия, в отличие от ностальгии Одиссея, похожей на ностальгию большинства людей, это тоска по будущему, по тому, что грядет. Она обращена не к прошлому, но к тому, что предстоит. Рай не позади, а впереди нас. Мы ищем Того, Кого Адам потерял в раю, и Его – во всей полноте Его славы – мы обретем в грядущем. Вспомним блудного сына, который, покинув отчий дом и потерпев жалкую неудачу в жизни, однажды ощутил ностальгическую жажду возвращения в отчий дом. Когда он возвращался, его встретил отец, заранее вышедший из дома навстречу своему сыну. Я спрашиваю: что влекло сына назад – ностальгия по прошлому или сознание того, что отец выйдет ему навстречу? И то и другое может быть правдой. Но с библейской точки зрения наиболее значимо движение Отца навстречу блудному сыну. Именно это я подразумеваю под эсхатологическим отношением Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010