По конституции Всемирного совета церквей нет там веры в Отца, Сына и Духа Святаго, веры в Троицу. А просто так говорили: довольно верить во Христа как в своего Спасителя. Это противоречит всей традиции Православной. Потому что можно верить во Христа так, как «верил» Альберт Швейцер. Он говорит, что Христос не был Богом, но Он был хороший человек – совершенный, любимый Богом, – и Бог Его провозгласил Своим Сыном, и даже Христос верил, что Он будет Сыном Божиим, и когда придет Царствие, когда придет конец, то Бог Ему даст все Царствие, Он будет первый, и тогда возьмёт и нас с Собою. Знаменитая эсхатология Альберта Швейцера. По-православному это равно отрицанию Христа. Так что в протестантизме особенно нет подлинной христологии. Потому что христология в Православной вере отцов, в исповедании отцов, в учении отцов неотделимо связывается с триадологией, с Троицей. Можно даже сказать: нет Христа без Отца и Духа. Прежде всего Отец благоволит, чтобы Он пришёл и воплотился. Отец всю любовь свою положил в Него, а Дух Святый содействует, Он Его воплощает, Он крещает, Он преображает Его, Он воскрешает Его – конечно, вместе с Самим Христом. Троица неразделима здесь. И это имеет большое значение для консеквенции, для Церкви, для жизни нашей. Раз Церковь имеет в себе Троицу, значит и Церковь представляет образ Троицы. То, о чем Христос и говорил апостолам: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:21–22 ). Наша Литургия все время приглашает, даже Крещение начинают: «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», потом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Потом: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа». Это значит, что наша связь с Богом соборная, общительная, коммуникативная, но мультиперсональная. Церковь именно собор, потому что Троица у нас собор. И это имеет значение, когда мы входим в Православную Церковь , – не только в храм, а вообще вступаем в Церковь, – что мы тесно связаны и с Богом, и с Троицей, как с Собором Небесным, оригиналом нашим, и между собой, как собор.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Мы знаем, что есть пустынники-монахи, которые ушли от мира, но именно они говорили, что без брата нельзя спасаться, потому что спасение – в общении со всеми, а это общение есть Церковь. Значит, первый и центральный пункт в учениях святых отцов – для нас очень значительный, – что в центре всего находится Христос. Но Христос связан с Троицей, неотделим от Отца и Духа, и Он как Бог, но не только как Бог, а и как человек, связан с нами. Говорили во время Достоевского западные христиане, которые попадали в Россию, что они почувствовали в России, что Христос у русских православных, как будто член семьи. Конечно, можно встретить и на Западе такую особую любовь к Христу. Но, по-моему, если даже слышать и видеть – у них больше стремление к Иисусу, как будто бы забывают, что он Бог, а не просто Иисус. У православных больше в обиходе слышно слово «Христос», потому что это больше указывает на Богочеловека, а имя «Иисус» больше указывает на имя человека. Правда, можно заменить имена, ошибки нет в этом, но просто говорю, что манера в этом выражается. Мы чувствуем и знаем Его как человека, но знаем тоже, что Он Бог . Именно православное чувство, опыт веры в Богочеловека – вот это полнота православного переживания Христа. По-моему, в новое время русские богословы, и даже свободные мыслители – философы, напоминали Западу ту забытую истину, что Христос – Богочеловек, и что надо подходить к Нему именно как к Богочеловеку. Но как к Богочеловеку, то есть не только как к Богу, и не только как к человеку, а вместе – Богочеловеку, в смысле того Богочеловеческого равновесия. Равновесия в любви и в той части, которую Бог дал нам во Христе. И в этом уже громадная надежда наша. В одном из субботних песнопений, по-моему, 8 гласа для усопших, поется: «Вот уходит усопший от нас, и он там идет к Богу, но он имеет своего человека одесную Бога». У него там хорошие связи, можно сказать так. Своего человека имеет одесную Бога, нашу природу, которую Ангелы не имеют. Понимаете, какая смелость тут и какое дерзновение? В то же самое время он чувствует, что идет на Суд Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1: 30, 34, 35 ); «Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, Плод безмужной матери нетленен…» (Великий канон св. Андрея Критского , читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста. Песнь 9); «О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия…» (Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою ЕЕ, именуемой «Неувядаемый Цвет»); «Спасителя Христа непостижимо уму родившая, облагодатствованная Богом, молю тебя ныне я, раб Твой, чистую – нечистый…» (Канон ко святому причащению. Песнь 7. Богородичен); «Бог воплотился от чистой крови Твоей…» (Канон ко святому причащению. Песнь 8. Богородичен). «И Слово, не потерпев изменения, стало плотью: от Святого Духа и святой Матери… зачатое в непорочной утробе Девы не от желания или похоти, или соединения с мужем, или рождения, связанного с удовольствием, но от Святого Духа и первого Источника Адамова…» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 193); «И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышняго Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, осенил Ее, как бы божественное семя, и из непорочных и чистейших Ея кровей образовал Себе плоть… не по образу рождения чрез семя, но творческим образом, чрез Святаго Духа….» (св. Иоанн Дамаскин ) (5: 194); «Итак, возлюбленные, Спаситель рождается не из семени плоти, но от Святого Духа, поэтому Его не коснулось проклятие первородного греха» (свт. Лев Великий ) (цит. по 98: 53); «Ибо где не было излияния отцовского семени, там рождение не смешалось с грехом» (свт. Лев Великий ) (цит. по 129: 116); «Если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы Новым Человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих» (свт. Григорий Палама ) (цит. по 129: 115 со ссылкой на: Афанасий (Евтич) , иером. Учение о Пресвятой Богородице у св. Иоанна Дамаскина //Православная мысль. Париж, 1971. 14. С. 56);

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Апостол Павел так и говорит: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). Мы боремся против смерти. Пусть даже мученики пошли на смерть добровольно – это другое дело, это из любви, любовь сильнее смерти. То, что Иов сказал: «Пусть Он меня убивает, я Его буду славить». Это парадокс еврейский в Книге Иова. И парадокс Павла, что любовь Христа сильнее смерти: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Ибо любовь есть жизнь, и жизнь есть любовь. Зачем мне жизнь без любви? Я не экзистенция, я – живая личность. Я хочу так жить, а то, простите, как мы говорим в дискуссиях с марксистами, тогда и свиньи довольны, давай им кушать и ничего больше. Но человек не создан только для жизни, для бытия. Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин.10:10 ). Это богатство жизни и есть любовь, то есть смысл и полнота жизни. И поэтому любовь – та, которая нас открывает, ищет всё время нового общения, новой циркуляции любви, радости жизни, богатства, той полноты, про которую сказал апостол Павел: чтобы вы укоренились глубинному своему внутреннему человеку Духом Святым, чтобы вселился в вас Христос, и чтобы со всеми святыми почувствовали, что такое глубина, высота, длина и широта, и узнали любовь Христову, которая превосходит всякое знание. Ту любовь, которая не входит ни в какую голову, ни в какое сознание, ни в какие рамки, а превосходит. «И исполнились, – вот как он заканчивает, – и исполнились всякой полнотой Божией». Мы остановимся завтра на этом слове – что значит «со всеми святыми». Сейчас просто скажу, что именно наше следование за отцами, наше уважение отцов, наше православное удержание отцов как своих учителей, как своих отцов, именно есть держание в них, и с ними – истинного Бога. Без святых отцов мы не будем подлинными христианами, не будем подлинными людьми, и, особенно важно, не будем теми, какими Бог нас хочет видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Явившись как человек, в теле – Теле Церкви и с Телом Церкви, Господь наш Иисус Христос, Предвечный Сын и Логос Божий, открылся и проявился, показал и оправдал в Себе и Собой вечный план Божий о мире и человеке. Светом Его, как светом «Солнца Правды», Которое взошло в Вифлееме и засияло в полную силу на Кресте и в Воскресении, Богочеловек Христос Спаситель освещает всё и вся, всё прошлое и всё будущее, всё в до-истории и метаистории всего творения, а особенно человека как любимого и главного создания Бога Человеколюбца 113 . 4 . Объяснение этого Божественного парадокса мы можем найти у апостола Павла только в открытом ему Предвечном Совете ( Προαινιου Βουλς) Надсущественного Бога в Троице. Совет воли Его, или Совет Божий ( Еф. 1:11 ; Деян. 20:27 ), у апостола Павла есть та тайна, о которой упоминает пророк Исаия и Деяния Апостольские как Великий Совет Божий, или Совет древний, истинный 114 . Этот сверхбесконечный и неизмерно и безгранично пред-существующий прежде всех веков «Великий Божий Совет» 115 решил, по бесконечной Любви Божией, что в блаженстве вечной жизни Троического Бога Любви, то есть в общении Святотроической Любви, примут участие и все тварные существа, которые ради этого и созданы во времени, вернее, вместе со временем. Но Всеведущий Бог предведал до начала веков и предвидел 116 весь ход жизни, поведения и истории сотворённых самовластных (свободных) существ. Предвидел, следовательно, грехопадение человека по свободе воли и смерть. Будучи бесконечно Добр и Человеколюбив ( Тит. 3:4 ), богат милостью и преизобилен в любви ( Еф. 2:4, 7 ; 1Ин. 4:8, 16 ), и имея от века благоволение в Возлюбленном Сыне ради самого дорогого Своего творения – человека, Он, с решением о сотворении, предопределил в предвечном Совете Своём и богочеловеческую Икономию спасения человека и мира в Единородном Сыне. Отсюда, учение апостола Павла и Священного Писания о предвечном Совете, и тем самым учение православного богословия, имеет христоцентричный характер. Об этом говорят и следующие слова апостола Павла, обращённые его ученику Тимофею: Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие (Евангелие) ( 2Тим. 1:8–10 ) 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Когда (апостол) объяснил это, то опять здесь является нужда в дальнейшем доказательстве. Как же он раскрывает это? Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (ст. 17). Смысл этих слов таков. Что вооружило смерть против всей вселенной? То, что только один человек вкусил от древа. Если же смерть приобрела такую силу чрез преступление одного, то как скоро найдутся некоторые, получившие благодать и праведность, несравненно превосходящие тот грех, то каким образом они могут оставаться повинными смерти? Потому (апостол) не сказал здесь: благодать, но обилие ( περισσεαν) благодати, потому что мы получили от благодати не столько, сколько нам было нужно для освобождения от греха, но гораздо больше. Ведь мы были освобождены от наказания, совлеклись всякого зла, были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека, были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним, вошли в состав Его плоти и соединились с Ним так, как тело с главою ( Церковь ). Всё это Павел и назвал избытком благодати, показывая, что мы получили не только врачевство, соответствующее нашей язве, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы... Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей...» 157 Из процитированных слов святого Иоанна, очень точно толкующих слова апостола Павла, ясно видно, что во Христе наша человеческая природа вознесена до божественных высот и размеров. Первое сотворение было ради Адама 158 . Второе же сотворение было ради человека во Христе, то есть ради Церкви ( Еф. 2:10, 15, 4:12–13 ; Кол. 1:28 ; Рим. 8:19–21 ) 159 , где также, как во Христе «обитает вся полнота Божества телесно, и мы имеем полноту в Нём...» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Следовательно, Богочеловеческая полнота Церкви охватывает и ангелов ( Еф. 1:10, 3:10 ), ибо все и вся на небе и на земле «соединяется» во Христе. Или, как говорится в церковном песнопении: «Крестом Твоим Христе, едино стадо бысть ангел и человеков, и едина Церковь » 169 . Но необходимо подчеркнуть, следуя за апостолом Павлом, что так же, как в Домостроительстве воплощения, человеческая природа вступила, по ипостасному соединению, в самое тесное общение и единение с Богом в ипостаси Христа, так и в Церкви семя Авраамово занимает исключительное положение по сравнению с другими существами, что значит, и по отношению к ангелам. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово, – говорит апостол о Христе ( Евр. 2:16 ) 170 . И если первый человек создан, и не много Ты унизил его пред Ангелами ( Евр. 2:7 ; Пс. 8:6 ), и Христос, вочеловечившись ...не много был унижен пред Ангелами ( Евр. 2:9 ) – восполнил ( πδωκε) это «не много» 171 и вознёс человека выше Ангелов и Архангелов, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем ( Еф. 1:21 ; ср. Фил. 2:9–11 ), и человек, таким образом, сел одесную Величия на небесах ( Евр. 8:1 ; Еф. 2:6 ) 172 . Ибо Христос воплотился, вочеловечился как Человек, а не как ангел; стал Бого-человеком, а не Бого-ангелом 173 . В этом и заключается столь великая Его любовь к роду человеческому, и это – широта и долгота, и глубина и высота Тайны Христовой ( Еф. 3:17–19 , ср. Ис. 63:9 ). Потому что, если бы было иначе, «невозможно было бы нам ни в малости достичь того, чего достигли сейчас, когда Слово воплотилось, обрести, наследовать и пользоваться, ибо, как нашему роду было бы даровано, когда человеческая природа или ангельская взяла бы на себя Икономию (Домостроительство) о нас, чтобы мы утвердились одесную Отца и были выше всякого ангельского и архангельского ликостояния, и столькую и такую честь, и славу стяжали, что даже сами Вышние Силы, которые ближе всех стоят к Богу, хотят проникнуть ( παρακψαι , заглянуть) в нашу славу, которой мы пользуемся через нашего Первенца ( το φυρματος , природу человеческую во Христе – 1Пет. 1:12 )» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Благодатная вера, по его учению, это дело, объемлющее всю жизнь, подвиг целого психофизического человеческого существа, и она содержит в себе всё – волю, настроения, добродетели и добрые дела, для которых нас сотворил Господь во Христе Иисусе 904 . Поэтому апостол часто и во многих местах пишет об этом, например, в Послании к Титу ( Тит. 3:8 ): Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сём, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам 905 . В этих словах апостол, как и в выше цитированных (в 1Кор. 15:10 ), настолько «переплетает» Божии и человеческие действия в спасении, новой жизни, что становится ясно виден синергизм (сотрудничество), хотя бесспорно, что Божии действия больше человеческих, потому что и спасение, и наследие вечной жизни (стих 7) начинаются уже здесь, на земле, преимущественно милостью и даром Божиим – λεος κα χρις (ст. 5 и 7). О таком синергизме (сотрудничестве) Божией благодати и человеческой свободной воли говорит и святой Иоанн Златоуст 908 . Толкуя прежде цитированный нами фрагмент ( Еф. 2:8–10 ), и особенно выражение: благодатью вы спасены, златоустый благовестник прежде всего отмечает, что апостол этими словами смиряет верующих, чтобы они не превозносились и не гордились величием оказываемых им благодеяний Божиих. И добавляет: «Но чтобы не уничтожить и твоего участия ( τ ατεξοσιον – свободной воли), он прибавляет и то, что требуется от нас (наше участие). То есть через веру. А затем апостол говорит: И вера не от нас; если бы (Христос) не пришёл, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать?.. Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божие. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех (отвергает), которые погибли бы и с делами...» «Затем, – продолжает святой Златоуст, – чтобы, услышав, что не от дел, но верой совершается (наше спасение), ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит (апостол): Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (жить).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Значит, необходимо показать любовь, симпатию (сострадание) и понимание к соблазнённому и заплутавшему в обмане (прелести), и «научить его», – говорит святой Златоуст, – дабы показать, что «задуманное как доброе, по предрассудку или неведению», «чуждо апостольскому преданию», и если «захочет принять вразумление», то тогда, по слову пророка ( Иез. 3:21 ), и он жив будет, потому что был вразумлён, и ты спас душу твою 818 . Между тем, если он останется «спорщиком», тогда не нужно напрасно терять время и труд, никакой диалог с ним не принесёт плода. Поэтому и говорит Павел: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён ( Тит. 3:10–11 ; ср. 2Ин. 9:11 ). «В этом случае такой труд, – продолжает святой Златоуст, – будет подобен рассыпанию семян на камни... когда нет никакой пользы... Тогда как можно употреблять этот прекрасный труд для своих, беседуя с ними о милосердии (милости, милостыне) и других добродетелях» 819 . Всякое же лицемерие с еретиками Златоуст строго осуждает, и общение с еретиками ясно называет «прелюбодеянием» ( μοιχεαν) 820 . «Потому что, – говорит, – опасно, как бы кто, любя еретиков, не заразился от них, чтобы под личиной любви не принял ложного учения» 821 . Божественный Павел, и святой Златоуст, и Церковь Христова всегда в истине и искренности, всегда в любви истины ( 2Сол. 2:10 ), правильно преподают слово Истины: Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе ( 2Кор. 2:17 ). 6 . Итак, делаем вывод: Истина Божия – одна, и только одна вера в одном теле Богочеловека Христа, которое есть Церковь . Ибо: Один Бог в Троице, Один Глава Церкви и Один Спаситель тела, и Один Дух Святой. Единство истинной веры для апостола Павла всегда означало и единство Церкви, и обеспечение спасения людей. Любого проповедника иного благовестил и каждого, кто извращает учение, которое не по благочестию, апостол отсекает и удаляет от тела Христова как больной член тела, то есть анафематствует его («анафема» буквально означает «отделение»).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Но необходимо заметить, что апостол вместо «добродетелей» обычно говорит о праведности как совокупности всех добродетелей и о плодах Духа: и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ); или: исполнены плодов праведности Иисусом Христом ( Фил. 1:11 ); или: приемлющие обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ); или: не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере ( Фил. 3:8–9 ). А также: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14:17 ). И снова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). И в другом месте опять: потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине ( Еф. 5:9 ). Всеми этими выражениями апостол хочет сказать, что христианские добродетели являются не просто человеческими достоинствами (добродетелями), как например, у философов-стоиков или им подобных, но преимущественно плодами искупления и оправдания во Христе, то есть плодами Духа Святого в верующих во Христа, которые начинают жить обновлённой жизнью во Христе и в Церкви. Те обычные достоинства, человеческие, философские, представляют собой человеческое достижение, в то время как христианские добродетели – «плод Духа Святого» или «духовный плод» 873 , «плод света» (энергии, благодати) Божьего ( Еф. 5:9 ) или «плод оправдания» (праведности) Иисусом Христом» ( Фил. 1:11 ; Кол. 1:6 ; ср. Ин. 15:2–16 ) 874 . Поэтому святой Златоуст добавляет: «Ведь неразумно, если вы совершаете ( ργζεσθε – осуществляете) правду (оправдание, праведность) не для Христа, и не через Него» 875 . Всё наше существо, и жизнь в Церкви, обретает свою ипостась от Христа и от тайны искупления, оправдания ( Рим. 5:17–21 ) 876 и спасения, которые нам Христос Спаситель, «Царь Правды» и «Сама Правда» ( ατοδικαιοσνη), даровал (ср. Евр. 7:2–3 ) 877 . Апостол Павел благовествует нам не какую-то этическую истину, он проповедует Евангелие спасения во Христе, и поэтому говорит, что Сам Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением ( 1Кор. 1:30 ). А искупление нашей природы во Христе, и оправдание и праведность, состоит не просто в освобождении от грехов, но и в даровании Духа Святого ( 1Кор. 6:11, 19 ; Гал. 4:4–6 ) 878 . Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст : «без Духа Святого душа человеческая мертва. Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишённым своей силы, так и душа тогда умерщвляется, когда Дух Святой оставляет Её без Своей силы» 879 . И поэтому справедливо говорят святые Отцы, что «грешит ли душа или нет, без Духа Святого – мертва, и вообще не может жить вечной жизнью» 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010