Пишет апостол, великий Церквозиждитель Христов: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). Великий экклесиолог, божественный апостол народов, Павел, небоходец, показывает немирным и недружным коринфянам, что есть только одно и единственное основание Церкви – Христос. Ибо, как замечает его златоустый экзегет, «мудрому строителю свойственно полагать одно основание, чтобы утверждаться на одном основании, которое есть Иисус Христос. А если положит «второе основание», то он уже и не строитель, но разрушитель» 348 . Такое основание Церкви на единственном основании Христе очень характерно для экклесиологии апостола Павла. Это даёт святому Златоусту и многочисленным Отцам Церкви ключ к правильному пониманию и толкованию слов Христа в Евангелии от Матфея ( Мф. 16:16–18 ) 349 . Апостол Павел выделяет личность Христа как неоспоримое и единственное основание Церкви, так что существование другого основания Церкви, кроме Спасителя Христа, невозможно. Богочеловек Христос – «основа всех основ», как характерно говорит святой Златоуст 350 , верно следуя в этом за апостолом Павлом в его экклесиологии 351 . Апостол народов пишет так не только ради христиан Коринфа, среди которых были споры и раздоры, но обращается к христианам всех веков, предупреждая и отклоняя, таким образом, все возможные будущие ереси и расколы Церкви. «Поэтому, – говорит святой Иоанн Златоуст , – не будем же увлекаться ересями: «никто не может положить другого основания, кроме положенного». Будем строить на этом основании и держаться на Нём (Христе), как ветвь на виноградной лозе, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом, потому что если отделимся от Него, то немедленно погибнем». То есть, если отделяемся от Христа, то, таким образом, – и от Церкви. А затем добавляет: «здание стоит потому, что связано», то есть Церковь существует только «в единении с Христом» 352 . Как говорит и апостол: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). «Это соединение и единство с Христом показывают выражения апостола, что Христос – основание, а мы – здание. И снова: мы храм, Он обитатель ( νοικος , домочадец, хозяин) этого храма» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Ибо Он (Христос) есть мир наш, соделавший из обоих (народов) одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём. И, придя, благовествовал мир вам, дальним (эллинам) и близким (иудеям), потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Святом) ( Еф. 2:14–18 ). Христос, следовательно, «соделал из обоих одно», то есть из иудеев и эллинов, «примиряя их с Богом и между собою», как говорит святой Златоуст 242 . Крестной жертвой Спасителя оба народа, как представители всего человечества, были примирены и освобождены, изменены к лучшему, преображены, перерождены и сделаны членами ( νεσωματθησαν , воцерковлены) «одного тела, которому Он – Глава» 243 . Иначе, «если бы они – иудеи и эллины, остались такими, какими были, то никогда бы не примирились... но Он Собой слил ( χωνεσας , переплавил) одних и других и показал одного предивного... И смешав их, и упразднив всё чуждое, снова пересоздал (переродил) их» 244 . Поэтому и говорит апостол Павел, что нет ни иудея, ни эллина, но все одно ( Ε ς) во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). То есть, как добавляет Златоустый экзегет Павла: «Все вы стали Один Христос, став телом Его» ( πντες Χριστς ε ς γνεσθε, σμα Ατο ντες) 245 . К тому же, Крест примирил человеческий род не только с Богом и между собой, но и с ангелами, как говорил апостол: чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное (людей) и небесное (ангелов) ( Кол. 1:20 ). Христос как Царь правды и Царь Салимский, то есть Царь мира ( Евр. 7:2 ) примирил тех, кто на небе (ангелов) и тех, кто на земле (людей) 246 . Таким образом, всё небесное и всё земное «возглавлено» ( νακεφαΑαιθησαν , соединено) Христом ( Еф. 1:10 ) и, как говорит гимнография нашей Церкви: «Крестом Твоим, Христе, едино стадо бысть ангел и человеков, и едина Церковь » 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт. Следовательно, любовь – созидательная, церкве-строительная сила тела Христова, и особенно она проявляется в молитве в Духе ( Еф. 6:18 ; Рим. 8:15–16, 26–28 ) и молении о всех святых ( Еф. 6:18 ; Фил. 1:9 ; Кол. 1:3–4 ; Рим. 15:30 ; 1Сол. 5:17 ; ср. Мф. 18:19–20 ) 475 . Всё это обретает ещё большую полноту и совершенство в Святой Евхаристии как соборе и собрании всего Тела Христова, в котором присутствует телом Своим и Духом Своим «Тот, Кто дарует нам общие молитвы», как мы говорим в Святой Литургии Церкви. Абсолютное единство всех удов (членов) тела Христова, единство в одной Главе, в одном Духе, в одной жизни и благодати, вере, любви и молитве, и, наконец, самое глубокое – в таинстве святой Евхаристии, естественно, приводит к тому, что спасение стяжается только и единственно в этом единстве Церкви, единстве Христовом. Никто из тех, кто желает спасения, не должен отпадать от этого единства и целости тела Христова, иначе погибнет. Потому что так же как член тела, когда отделяется от него, умирает и погибает, так и отпадение от тела Церкви – смерть и гибель, ибо вне Церкви нет истинной жизни и спасения 476 . Поэтому вслед за апостолом Павлом, проповедником «Евангелия спасения» ( Еф. 1:13 ), советует и наставляет его златоустый наследник: «Не удаляйся от Церкви! Ибо Церковь – твоё спасение!» 477 «Если мы “тело Христово, а порознь – члены” (друг друга), а Он – наша глава, то Он не может быть главою тех, которые не составляют тела и не сделались членами Его» 478 . А мы знаем, что только Глава – Спаситель тела ( Еф. 5:23 ), «ибо Глава – спасение тела» ( κεφαλ το σματος σωτηρα στν) 479 . Следовательно, тот, кто существует вне единства тела Церкви, одновременно находится и вне спасения, и вне истинной жизни, которая исходит от Главы – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Поистине тайна сия велика есть – Христос и Церковь в вечном и нетленном богочеловеческом Браке – в Царстве Небесном ( Еф. 5:32 ). 9 . Таким образом, в Церкви присутствует и благодатно-опытно переживается конкретное осуществление совершеннейшего общения ( κοινωνα), открытого нам во Христе и Христом, Триипостасного Божества с нами, людьми, без исчезновения или умаления человеческих личностей. Церковь – это всё и во всём Христос Богочеловек, и опять: мы все одно во Христе Иисусе. А также Церковь – человек совершенный по мере роста полноты Христовой, и снова: всякий человек совершенный во Христе Иисусе ( Кол. 3:11 ; Гал. 3:28 ; Еф. 4:13 ; Кол. 1:28 ). Так мы можем говорить об истинном христианском, богочеловеческом персонализме в Церкви Христовой, то есть, говоря языком апостола Павла: о совершенной богочеловеческой общине живых лиц, а не об идеальных или химерических; или, что одно и то же: о богочеловеческом братстве Перворождённого со многими братьями Его, Единородного Возлюбленного Сына Божьего и Сына Человеческого, и благодатью усыновлённых, сынов человеческих, ставших в Нём сынами Божиими. Это есть Церковь Христова как тело и невеста Его, совершенное общение в «неслиянно-нераздельном» соединении Божества с человечеством, Бога с людьми. Этот богочеловеческий организм, как одно «двуединое существо» 532 , несравненно превосходит все человеческие и земные организмы и организации, и, будучи не от мира сего ( Ин. 17:14, 16 ), отражает и высвечивает в себе и собой невечерний Трисолнечный Свет Единого в Троице Бога Живого и Истинного, как сказал Сам Господь в Своей первосвященнической молитве о Церкви: да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино ( Ин. 17:21–22 ). В этом смысле действительно « Церковь – образ и подобие ( εκν κα μοωσις , образ и подобие) Святой Троицы», как говорят святые Отцы и вслед за ними преподобный Иустин (Попович) 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Точно так же не только верные всех географических пространств, но и верные всех времён и веков входят и принадлежат к Церкви Христовой. Потому что Христос как Глава Церкви есть Спаситель всего тела Церкви ( Еф. 6:23 ), то есть Спаситель всех людей всех времён, насколько они уверуют в Него и соединятся с Ним Крещением в Церкви. Поэтому справедливо говорит святой Златоуст, что «угодившие (Богу) до пришествия Христова тоже составляют одно тело (с нами)» 408 . Также, как и христиане первых веков, и те, кто пришёл за ними, составляют одно тело Христово: «Потому что одно тело верных, и так же как прежние слышали (от Христа и апостолов) о предшествующих им, так и мы учимся от тех, которые тогда были. Ибо как сказано, мы одно тело, и мы и они между собой совершенно соединены, пусть даже мы в последнем (по времени) ряду членов. И тело это не разделит ни место, ни время, ибо мы связаны не нитями нервов, но облечены во всеобъемлющую любовь (Христову) (ср. Кол. 3:14 )» 409 . Итак, становится ясно, что понятие Церкви как полноты включает в себя и понятие «народа Божия», как это показывает апостол, особенно в Послании к Римлянам ( Рим. 9:23–25 ): дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом» (ср. Ос. 2:23 и 2Кор. 6:16 : сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»). А также в Послании к Римлянам ( Рим. 11:25 ): пока войдёт полное число язычников (полнота народов). Следовательно, в полноту Христову, Церковь , входит весь «народ Божий», то есть и «полнота (языческих) народов», и «полнота Израиля» ( Рим. 11:12, 25 ) 410 . Потому что, как добавляет апостол: нет различия между Иудеем и Еллином (язычником), потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его ( Рим. 10:12 ; ср. Гал. 3:28 ). Но тайна сия, как называет Её апостол Павел ( Рим. 11:25–26 ), имеет эсхатологический характер и относится к конечной «Икономии (Домостроительству) полноты времён», к соединению (возглавлению – νακεφαλαωσις) – всех во Христе ( Еф. 1:10 ) во времена Второго Пришествия Его и воскресения всех из мёртвых ( Рим. 11:15 ; 1Кор. 15:22–25, 49–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Соединение Церкви как строения со Христом как основанием, так же как и Её зависимость от Него как своего Строителя ещё более ясно видны из слов апостола Павла в Послании к Ефесянам ( Еф. 2:19–22 ): Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. Главная мысль апостола Павла здесь та, что Церковь составляет один величественный Храм, созданный на Камне – Христе 354 , и в этом Храме обитает Святая Троица, Которая поимённо поминается (Бог Отец – Христос – Дух) в приводимом тексте. Согласно этой божественной архитектуре великого Храма и Дома Божия (ср. и 1Тим. 3:15 ; 2Тим. 2:20 ; Евр. 3:6, 10:21 ), всё основывается на Христе, всё в Нём, всё от Него и на Нём, по плану, силе и действию Его 355 . Благодаря Ему, в Церкви соединяются Старый и Новый Завет, апостолы и пророки, иудеи и эллины, и становятся «все одним строением и одним корнем». Христос – Краеугольный камень этого строения, о Котором будет сказано: «Тот, Который всё содержит» ( τ π ν συνχων). Потому что «краеугольный камень держит и соединяет основание и стены» 356 . Таким образом, Он как Богочеловек поистине «основа всех основ», и «на что бы ты ни указал, на кровлю ли, на стены ли, или на что другое, Он всё носит» 357 . Слова апостола Павла на Котором всё здание ( Еф. 2:21 ), означают, что Богочеловек Христос содержит и держит всё тело дома сверху и поддерживает снизу на Себе и в Себе всё здание, то есть всех верных, встроенных в это здание 358 . В том же послании апостол перед этим говорит: дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир ( Еф. 2:15 ) 359 , показывая этим, что Христос в Себе «связал и соединил две разделённые стены, то есть иудеев и эллинов. Он поставил Себя в середину, чтобы соединить разделённое в одно целое. А ещё Он соединил две разделённые стены: природу ангелов и природу человека. Итак, одно тело Христово – Церковь – имеет четыре стены, которые составляют один Храм. В Нём мы все объединены, соединены и связаны... Он и на небесах всё удерживает сильно, и на земле всё утверждает. На Нём Одном и Едином всё утверждается, укрепляется, и в случае Его отсутствия всё погибает» 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Эта истина видна и в следующих словах апостола Павла: для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:12–13 ). А также из слов в продолжение того же текста: но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:15–16 ; ср. Кол. 2:19 ). А в Послании к Колоссянам ( Кол. 2:9–10 ) святой апостол пишет: ибо в Нём – Христе – обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём. Последние процитированные слова относятся преимущественно к Господу, в Котором обитает весь Бог, вся полнота божественной природы и всех Её благ, но, по уместному толкованию святого Златоуста, здесь апостол подразумевает и то, что во Христе и Церковь «исполнена Его Божеством, как в другом месте ( Еф. 1:23 ) апостол говорит: полнота Наполняющего всё во всём. Выражение же телесно ( σωματικς) здесь значит: как в голове тело» 417 , то есть означает Церковь , которая онтологически связана с Христом как тело Его. Дальнейшие слова апостола: и вы в Нём исполнены, по святому Златоусту, значат: «То, что вы имеете столько же, сколько и Он; как жило в Нём (вся полнота Божества), так и в вас живёт (обитает)» 418 . Таким образом, «полнота Божества» обитает и в «полноте Наполняющего всё во всём», следовательно, в Церкви – Теле и полноте Богочеловека Христа. Именно так это понимает и святой Максим Исповедник : «Во Христе, Который есть Бог и Логос Отца, обитает телесно вся по существу полнота Божества, а в нас обитает по благодати полнота Божества» 419 . Слова апостола Павла в Послании к Колоссянам ( Кол. 2:9–10 ), и процитированное толкование святого Златоуста и святых Отцов, дают право говорить о «неком таинственном и непостижимом перихорисисе (пронизанности) между Богом и человеком» в Церкви, как об этом говорит проф. И. Кармирис 420 . Именно это подтверждает и святой Златоуст словами: «как Христос имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе» 421 . Этот богочеловеческий περιχρησις и совершенное единство Христа и Церкви осуществляется во всей полноте в Таинстве Святой Евхаристии, о чём мы будем говорить в следующем разделе данного труда.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Поэтому Святая Евхаристия действительно величайшее, самое древнее и самое сущностное предание Церкви, сама суть Священного Предания. Это подчёркивает и сам апостол Павел, обращаясь к неспокойным и вздорным коринфянам 563 : Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал ( παρλαβον – παρδωκα), что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив ( εχαρστσας), преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет ( 1Кор. 11:23–26 ). Это значит, что пока существует Церковь , будет существовать и это божественное предание – до конца веков и мира: доколе Господь не придет 564 . Но Божественная Евхаристия (Литургия) вечно продлится и в Царстве Небесном как «Великая Вечеря Господня», как «брачная вечеря» Агнца с Невестой Его – Церковью ( Откр. 19 и 17; 21:9). Так, Святая Евхаристия – Эсхатологическая тайна Церкви, и в ней Церковь уже живёт Эсхатоном, и в ней историю этого мира превосходит, и нас в истории эсхатологизирует. 3 . Об этом самым ясным образом говорит апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам ( 1Кор. 10:16–17 ): Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Здесь апостол Павел выражает и кратко описывает тайну соединения нашего со Христом, то есть Церкви со Христом в божественной Евхаристии, которую приносит (литургисает) Церковь . Также он описывает здесь и тайну соединения удов (членов) Христовых между собой в «Одно» Тело через «Один» Евхаристический Хлеб, то есть тайну единства Церкви через все Её члены со Христом в Божественной Евхаристии 571 . Такой смысл и такое объяснение процитированному фрагменту из апостольского Послания даёт святой златоустый литургист и экзегет.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

7 . Так завершается Икономия (Домостроительство) Троичного Бога и начинается безначальное и бесконечное Благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа, одна вечная и небо-земная Богочеловеческая Литургия, «Божественная мистагогия» ( θεα μυσταγωγα) 305 , вечная Божественная Евхаристия, в которой участвуют (причащаются) все дети Божии с неба и земли, но более всех и над всеми – человек, любимое чадо Божие. Так исполняется «Великая Тайна» Агнца Божьего и Невесты Его, Церкви, в Небесном Иерусалиме 306 , как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). А также в Послании к Евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета – Иисусу ( Евр. 12:22–24 , ср. Откр. 21–22 ). В этой небесной Литургии, говорит святой Златоуст, «мириады ангелов и тысячи архангелов, и соборы пророков и хоры мучеников, и соборы различные» 307 непрестанно прославляют Бога в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:21 ) 308 . Святой Иоанн Златоуст к этому добавляет: «один грешник (не покаявшийся) исключается из этого священного хора; и справедливо. Грех есть злой и свирепый зверь, не только выказывающий злость к сослужебным ( σνδουλα) ему существам, но изливающий яд злобы и на славу Господню». Поэтому отсечён грешник: «Так и отличный музыкант отсекает от стройной кифары разногласящую струну, чтобы она не расстраивала согласия прочих звуков (хора); так и искусный врач отсекает загнивший член, чтобы зараза от него не перешла на прочие здоровые члены» 309 . То же самое подчёркивает апостол Павел, когда говорит: ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога ( Еф. 5:5 ; ср. 1 Кол. 6:9–10 , Гал. 5:21 ). Это, и такое осуществление Икономии Божией во Христе как Царства Его не только дело эсхатологии, но и реальность Церкви – здесь и сейчас 310 . Ибо и само Царство Божие не что иное, как Церковь , или, ещё точнее сказать, Царство Божие это – Сам Богочеловек Христос, в Котором уравниваются Царство и Церковь Божия 311 . Поэтому отношение Царства Божия и Церкви понимается и объясняется только христологически и пневматологически, «во Христе», Который как «Царь веков» ( τν ανων , миров, 1Тим. 1:17, 6:15–16 ; Евр. 1:2 ), охватывает и сегодняшний и будущий век, это история и эсхатология, время и вечность, ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( ατς – Евр. 13:8 ) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

500 Св. Иоанн Златоуст . О Священстве 3, 5–6 (48, 643–4): «Подразумевается, – как говорит св. Златоуст, – потому что мы рождаем не сами от себя, но всё принадлежит благодати Божией». (Омилия 4, 1 на 2 Послание к Фессалоникийцам (62, 492). 504 Ср. Омилия 24, 2 на Послание к Римлянам (60, 624). Беседа о святом мученике Романе 2, 3 (50, 616). 507 Уже сами слова апостола Павла ( Еф. 4:16 ): получает приращение для созидания самого себя в любви свидетельствуют о том, что это понятие выходит за границы определения простого физического тела, которое не знает о такой любви, потому что «оно в рабстве у природы» (Златоуст. Омилия 32, 1 на 1 Послание к Коринфянам (61, 263). То есть в теле господствует подчинение природе. Любовь, между тем, дело одушевлённого и свободного лица к другому лицу, и имеет свой прототип в Святой Троице. Поэтому слова апостола уже указывают на то, что Церковь как «тело» должна быть понята в более возвышенном, богочеловеческом смысле, ибо она – общение личностей Ср. митр. Антоний (Киевский). Полное собрание сочинений, т. 2, 17–18. 509 Св. Григорий Палама. Аподиктическое слово о Святом Духе, 2, 78; Συγγρμματα, изд. П. Христу. Фессалоники, т. 1, стр. 149. 513 По св. Симеону Новому Богослову , речь в действительности идёт об одной и той же тайне. Приводим толкование св. Симеона, которое наиболее полно соответствует экклесиолого-евхаристическому контексту всего этого текста апостола Павла ( Еф. 5:29–32 ): «Как Ева была взята от плоти и костей Адама и были они одним телом, так и Христос, давая нам Себя для причастия (нашего) от тела Его и костей Его, которое явил апостолам после Своего Воскресения из мёртвых, сказав так: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня ( Лк. 24:39 ); от этих (плоти и костей) даёт нам пишу, и через приобщение делает и нас едиными с Ним... добавляет, говоря: оставит человек отца и матерь свою, показывая, что ради Христа оставит их, и прилепится к жене своей, то есть к Церкви, и будут двое в плоть едину, то есть тело Христово и Божие. И то, что тот же смысл имеет слово Павла, и что мы это говорим не от себя, свидетельствует тот же апостол: Тайна сия велика, я говорю по отношению к Христу и к Церкви. Поистине велика, и более чем велика, есть и будет эта тайна того, какое общение и соединение, близость и родство имеет жена с мужем, такое же богоподобающее – общение и соединение, превосходящее всякое понимание и слова, имеет Владыка и Творец всего Христос со всецелой Церковью». ( Λγος 45, 6 изд. Загореоса, стр. 217–218) ( Λγος θιχς, l, 6 SCh 232–234).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010