Самую тесную связь, более того, взаимозависимость Церкви и Христа апостол Павел показывает в Первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:12–23 ), когда говорит о воскресении Христа и верных, то есть Церкви. Эту онтологическую взаимосвязь объясняет Коринфянам – Христос Своим Воскресением обеспечил и душевное, и телесное воскресение Церкви и, таким образом, вечное существование и вечную жизнь. Апостол говорит: Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших ( 1Кор. 15 и 23, Деян. 26:23 ), то есть Первенец всех Своих членов, поскольку во время Его Второго пришествия почти вся Церковь будет состоять из почивших до тех пор, которые тогда воскреснут силой Его Воскресения. Следовательно, если Он не воскрес, тогда и члены Его не воскреснут. А если они не воскреснут, тогда и Он не воскрес, как это парадоксально – контраказуистически (обратно причинно-следственно) аргументирует апостол: Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают; ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес ( 1Кор. 15:13–16 ). Следовательно, апостол Павел ставит Христа в зависимость от Церкви, тела Его. Этим, однако, он только подчёркивает полностью сотериологический и экклесиологический характер Воскресения Спасителя, которое по своим последствиям узнаваемо и доказуемо как истинное. Именно так понимает и объясняет апостола Павла его Златоустый экзегет. «Апостол, – говорит святой Златоуст, – пишет в Первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:3 ): Христос умер за грехи наши, и как таковой, то есть Искупитель и Спаситель, воскрес, став Первенцем умерших и воскресающих ( παρχ τν κεκοιμημνων κα νισταμνων) " 274 . Ибо «(Христос) воскрес, умерев грех наших ради, и что Он есть начаток умершим. Начаток чьим был бы начатком, если не воскресающих? И как Он был бы начатком, если не воскреснут те, которых Он начаток? Следовательно, как они не воскреснут? Если же они не воскреснут, то для чего воскрес Христос? Для чего Он пришёл, для чего принял плоть, если не имел намерения воскресить плоть? Ведь Он не имел в ней нужды для Себя, но для нас (воскрес телесно) 275 . Следовательно, всё, что совершил Христос, совершил как Спаситель и Глава и Первенец спасаемых членов (Его членов), которые только становятся подобием ( σμφυτοι , соприродными) Его воскресения ( Рим. 6:5 ; 2Кор. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Тайна Крещения, в которой мы становимся членами тела Христова, черпает свою спасительную силу и благодать прямо в Воскресении Христовом, и силой и благодатью Воскресения воскрешает нас от греховной смерти, а затем воскресит нас от смерти телесной ( Рим. 6:3–11 ; Кол. 2:11–13, 3:10–11 ). И другие Святые Таинства Церкви, и прежде всего Святая Евхаристия, имеют источником непосредственно Христа Воскресшего и переливаются в тело Его Церкви как животворящая сила оживления и обессмерчивания всех. Вообще, надо сказать, что для апостола Павла Воскресение Христово является исполнением и осуществлением всей Божественной Икономии, объявленной через Моисея и пророков, которые прорицали, пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мёртвых ( πρτος ξ ναστσεως νεκρν), возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам ( Деян. 26:22–23 ), из которых (народов) Он Воскресший составил Церковь Воскресения. Поэтому Православная Церковь так прославляет и подчёркивает Воскресение Христово и наше. 6 . В Божественной Икономии во Христе, в Икономии (Домостроительстве, плане) полноты времён, в возглавлении (составлении, соединении) во Христе, и того, что на небе, и того, что на земле ( Еф. 1:10 ), исключительное место занимает телесное Вознесение Христа на Небо и Пятидесятница . Вознесение – это крыша, то есть исполнение и завершение Икономии (Домостроительства) тайны ( Еф. 3:9–11 ) 282 . Великой благочестия тайны, как говорит апостол Павел в известном нам своём гимне: Бог явился во плоти... вознёсся в славе ( 1Тим. 3:16 ). В Вознесении Христовом содержатся элементы существа и жизни Церкви, такие как возвышение нашей человеческой природы в Богочеловеке Христе и сидение одесную Бога Отца, ниспослание Духа Святого на Церковь и возглавление (соединение) всех земных и небесных существ во Христе. Вот о чём говорит апостол. Особенно характерны его слова о Вознесении Христовом в Послании к Ефесянам, где после предшествующего гимна, посвящённого Святой Троице, в продолжении он пишет о Боге: ...во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

4 . В Икономию (Домостроительство) спасения всех и вочленения ( νσωμτωσις) всех в тело Христово, Которое есть Церковь , без сомнения, входит и Христово схождение во ад , которое произошло за время от Его смерти на Кресте до славного Воскресения, то есть во время Его Пасхального тридневия 259 . Ибо, по апостолу Павлу, Господь Спаситель пришёл спасти всех людей, все роды, и те, до Его Воплощения и те, кто жил во время Его земной жизни и те, после этого, ибо для Него нет мёртвых. Потому апостол говорит: Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми ( Рим. 14:9 ) 260 . Христос Спаситель как Богочеловек сошёл «в преисподние места земли» и, воскреснув, «восшёл превыше всех небес, дабы наполнить все». Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам ( Еф. 4:8–10 ). По толкованию святого Иоанна Златоуста , Христос Своим сошествием во Ад «связал дьявола и одновременно смерть смертию своей, и всё (тамошнее) богатство, род человеческий, перевёл в (Свои) Царские ризницы. Это и апостол Павел показывает, говоря: избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол. 1:13 ) " 261 . И в другом месте божественный апостол высказывает то же самое, о том же спасительном Божественном событии: Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа ( Евр. 13:20 ) 262 . Господь, как Пастырь Добрый, Который ищет заблудшую овцу, то есть человека 263 , Сам, лично, посетил все места, где находился человек, и поэтому Он сошёл во Ад и освободил людей как адских пленников дьявола, чтобы всех людей соединить в единое Божие стадо Церкви, – да будет одно стадо и Один Пастырь 264 . В Церковь Христа, разрушителя Ада, входят все, то есть «и те, которые до пришествия Христа угодили Богу» 265 , и поколения, прежде жившие и покинувшие этот мир. Все переводятся через Пасху Христову, переводятся из Египетского плена в освобождение, в свободу Царства Божия, и соединяются в одно тело «под одной Божественной Главой – Христом, Божественный свет Которого бросает свои лучи и освещает все глубины веков и тысячелетий до Боговоплощения, а после него сила Его жертвы умилостивления и искупительной благодати Его простирается не только на современность и будущее до окончания времён, но и на далёкое прошлое, до Агнца, закланного от создания мира ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19–20 ) 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Наше место и положение как «удов (членов)» Христовых в теле Его, Церкви, приблизительно соответствует месту и роли членов человеческого тела, как это многократно подчёркивает апостол ( 1Кор. 12:12–28 ; Еф. 1: 15–16 ; Кол. 2:19 ; Рим. 12:5 ). Члены не теряются в целостности тела, и тело не делится и не разбивается на множество составляющих членов. Здесь происходит «чудное явление», как говорит златоустый благовестник: «единство во множестве и множество в единстве» ( ν πολλος ν, κα ν ν πολλο) 459 . «Составляют одно тело многое, и многие члены его есть одно» 460 . Верные, по апостолу «многие, составляют одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» ( Рим. 12:5 ; Еф. 4:25 ) 461 в едином теле Христовом, и в «жизни Его они имеют равный удел, органически сообщаясь и с Главой и между собою, согласно учению апостола Павла: многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим. 12:5 ) 462 . В известном нам экклесиологическом фрагменте из Первого Послания к Коринфянам ( 1Кор. 12:12 ) божественный Павел выражает эту истину коротко и ясно: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Объясняя этот фрагмент, святой Златоуст замечает, что апостол «Не сказал: многие члены принадлежат одному телу, но: «составляют одно тело» многое, и многие члены его есть одно. Апостол говорит: «все (члены) составляют одно», но всё-таки «не просто одно», но, будучи рассматриваемы собственно в отношении к составу тела, все они – одно; а когда они рассматриваются порознь, тогда – различие, и притом различие во всех них. Ни один из них не может сам по себе составить тела, и каждый одинаково недостаточен к тому, чтобы составить тело, а необходимо для этого их соединение; ( δε τς συνδου , собор, собрание) когда многие сделаются единым, тогда и составляется одно тело...» «Как же они могут быть одно? – спрашивает далее святой Златоуст, – когда, оставив различие их, как членов, будешь рассматривать их (тело) по отношению к телу.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В Послании к Ефесянам, где преимущественно речь идёт о Церкви как о Теле Христовом и о нас как об удах (членах) этого тела Его, апостол Павел говорит одновременно об отношениях Христа и Церкви как Жениха и Невесты. Так, в пятой главе упомянутого Послания, о тайне брака, апостол говорит: Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. И дальше: Христос возлюбил Церковь ... Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет Её, как и Господь Церковь , потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:23, 25, 29–32 ) 512 . Из приведённого фрагмента ясно видно, что апостол Павел последовательно меняет названия и понятия Церкви: как «тело» Христово (стих 23, 29, 30) и как «невеста» Христова (стих 25, 31, 32). Два же эти названия и понятия не противоречат, но дополняют друг друга 513 . Ибо в таинстве брака невеста становится невестой жениха и телом его ( Мф. 19:4–6 ; 1Кор. 7:4 ; Быт 2:23–24 ), то есть оба становятся одна плоть ( Еф. 5:31 ), как сказал Господь в начале творения и повторил это во Христе. Поэтому брак – «таинство и образ ( τπος) великой вещи», как говорит святой Златоуст 514 . Или, как это выразил сам великий невестоводитель Церкви ( νυμφαγωγς) апостол Павел, который обручает Церковь , то есть всех верных, Христу как деву (невесту) (см. 2Кор. 11:2 и ниже): Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф. 5:32 ). В браке, говорит святой Златоуст, жена и муж – «не два человека, а один человек... одно, так же, как голова и туловище составляют одно тело» 515 . Но, сколько бы ни была велика тайна брака, он (брак) всего лишь « τπος (прообраз) Церкви и Христа» и лишь в некоторой мере изображает ( ξεικονζει , отражает) «Великую Тайну» Христос- Церковь . Поэтому снова говорит Златоуст, следуя великому бракообручнику Павлу: «это – таинственное изображение Церкви. Христос пришёл к Церкви, из неё произошёл и с нею соединился духовным общением, заключил духовный брак ( συνουσ πνευματικ)». А апостол Павел говорит: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11:2 ) 516 . Таким образом, брак – это « τπος (предображение) присутствия Христа» в Церкви, ибо Церковь – невеста Христова 517 , или ещё точнее: невеста Христова – « Церковь и полнота Её» 518 , то есть все верующие вместе, и каждая личность в Церкви по отдельности.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

321 Божественная Евхаристия, будучи таинством Самого Воплощённого Богочеловека Христа, поистине есть сущностно Тайна и Церкви и Царства. Ибо вечеря Господня ( 1Кор. 11:20 ) и трапеза Господня ( 1Кор. 10:21 ) в Церкви отождествляется с браком Сына Царёва ( Мф. 22:2–10 ) и с Великой вечерей ( Лк. 14, 15–16 ) в Царстве Божием. Ср. Лука 22, 29–30: и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем. (Ср. Откр (19:9): брачную вечерю Агнца). Ср. и слова св. Златоуста: «Родители часто позволяют другим кормить своих детей, а Я не делаю так, – говорит Господь, – но Своим телом (вас питаю), Себя даю вам, желая, чтобы все вы были благородны, и подаю вам добрые упования на будущее. Ибо Тот, Который здесь дал Себя вам, намного более (сделает это) и в будущем». Ещё более ясно говорит об этом св. Николай Кавасила : «Скажешь ли: рай или лоно Авраамово, или места, где нет ни печали ни воздыхания, светлые и цветущие места покоя, или только Царство – всё это не что иное, как сия Чаша (Святой Евхаристии) и сей Хлеб (Святое Причастие)... Показано, что всякий покой душ и всякая награда добродетели, большая или малая, не что иное, как сей Хлеб и сия Чаша, которыми все, согласно всякому роду, говорю о живых и мёртвых, причащаются. Ибо поэтому Господь наслаждение святых в будущем веке назвал вечерей, чтобы показать, что нет ничего выше этой Трапезы» (PG 150, 461 и 465; ср. и 150, 625). 325 Омилия 39, 5 на 1 Послание к Коринфянам (61,338) По объяснению св. Златоуста, в 1 Послании к Коринфянам (15:24) необходимо понимать, что апостол говорит здесь относительно Икономии спасения, а не о Божестве Христа. Иначе, добавляет Иоанн Златоуст , мы имели бы многие нелепости. «Когда Он предаст Царство Богу и Отцу? Если мы будем принимать это просто, а не богоприлично, то следует, что (Христос) после того уже не будет иметь Царства. Не одна только эта следует нелепость, но и та, что принявший также не имел прежде, и Отец не был прежде Царём и только ещё ожидает Царства!» Христос исполнит Икономию (­ Домостроительство) спасения, истребит смерть и «устроит Царство, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Таким образом, именно через Воплощение, благодаря этому богочеловеческому событию, Христос и Его Церковь отождествляются 221 . Ибо вся Церковь объята Христом, став Его богочеловеческим Телом. Поэтому апостол Павел полностью отождествит Христа и Церковь в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор. 12:12 ), употребляя слово Христос вместо слова Церковь, чтобы показать совершенное соединение и тождественность Христа с Его телом, с Церковью . Ибо, как замечает святой Златоуст, «так же, как тело и глава – единый человек, так же, апостол говорит, Церковь и Христос – одно ( ν φησεν ε ναι). Поэтому (здесь – в 1Кор. 12:12 ) употребляет (слово) Христос вместо Церковь, называя так тело Его» 222 . Такое отождествление Христа и Церкви – последствие Воплощения Христова, поэтому самым удачным определением для учения апостола Павла, учения апостолов и вообще православного учения о Церкви является выражение апостола Павла – Тело Христово, ибо, таким образом, Церковь нераздельно и неразлучно связывается с тайной (событием) Воплощения 223 . Далее мы детальнее рассмотрим, каким образом Церковь понимается и трактуется как Тело Христово. Здесь необходимо подчеркнуть, что основа и сущность Церкви – Воплощение Христа, то есть Он Сам как Воплотившийся Богочеловек, в Котором Церковь имеет свою ипостась, своё бытие и жизнь, своё искупление, освящение, воскресение, спасение, вечную жизнь и обожение. Именно это и говорит апостол Павел в Послании к Евреям: Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого... как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:11, 14–17 ). 3 . Последние слова апостола определяют и другую «икономию» Христову, другое событие, которое также составляет Церковь , это – искупление.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Ср. Рим. 1:5 : через Которого мы получили благодать и апостольство (ср. Деян. 1:25 ): принять жребий сего служения и апостольства. Затем 1 Тим. (4:14): Не неради о пребывающем в тебе даровании ( το χαρσματος ), которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. Также 2 Тим. (1:6): напоминаю тебе возгревать дар Божий ( τ χρισμα το εο ), который в тебе через моё рукоположение. Св. Иоанн Златоуст о харизме (благодатном даре) апостольском, в котором содержится и вся благодать, и служба, и власть в Церкви, говорит следующее: «Апостол Павел везде называет себя призванный Апостол... ( Рим. 1:1 ), а верующих называет: призванными святыми ( 1Кор. 1:2 ). Потому что они призваны к тому, чтобы уверовать, а ему доверено и другое – апостольство, вещь, исполненная мириадами благи большая всех других харизм (благодатных даров), всеобъемлющий дар. И что ещё говорить: то, что Христос, придя на землю, творил, то, уйдя, им (апостолам) вручил (ср. Мф. 28:18–20 ). Это говорит и апостол Павел, когда подчёркивает апостольское достоинство ( τ τν ποστλων ξωμα): Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим ( 2Кор. 5:20 ), то есть вместо ( ντ) Христа (просим)». (Омилия 1, 1 на Послание к Римлянам (60,395–6). Ср. О пользе чтения Священного Писания , 3 (51,91, 93): «Что такое имя Апостола? Это не просто имя, а название начальства ( ρχς), начальства высшего, начальства духовного, начальства вышнего (Небесного)... Пойми, что даяние всех остальных харизм (благодатных даров) почивает в апостольстве как в главе». Относительно же хиротонии златоустый архиерей говорит: «Рукоположены были (семь диаконов – Деян. 6:6 ) молитвою, потому что так совершается рукоположение. Возлагается рука на человека; но всё совершает ( τ δ π ν Θες ργζεται) Бог, и Его десница касается головы рукополагаемого, если рукоположение совершается как должно... недовольно одной благодати, но нужно ещё рукоположение, которое умножало (дары) Духа (Святого). Они и прежде были исполнены Духа, но то от купели Крещения». ( Омилия 14, 3 и 15, 1 на Деяния Апостольские (60, 116 и 119).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Открыл Бог Павлу всё Вечное Евангелие Своё, 9 которое Павел называет: Домостроительство ( Οκονομα ­ Икономия) 10 тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, Многоразличная премудрость Божия, Широта и долгота, и глубина и высота любви Божией, неисследимое богатство Христово, Тайна Евангелия, и Тайна Христова ( Еф. 3:2, 4:8–10, 18, 6:19 ; Кол. 1:26, 2:2, 4:3 ). Особым же образом божественный Павел подчёркивает это своё Евангелие в Послании к Тимофею, где, говоря о доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, выделяет следующее: И беспрекословно – Великая благочестия Тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе ( 1Тим. 3:15–16 ). В приведённом кратком богодухновенном стихе содержится всё Евангелие апостола Павла и вся его философия по Христу ( Кол. 2:8 ), «философия по Богочеловеку». 11 А это Евангелие есть не что иное, как Сам Господь наш Иисус Христос как Богочеловек, и Его Тело и Дело – Его Воплощение и Вочеловечение, Крест и Воскресение и Пятидесятница; более кратко: Христос и Церковь Его. Центром и пемптуссией (квинтэссенцией) Евангелия Павла является эта воистину превеликая Тайна благочестия, тайна нашей христианской веры: Бог явился во плоти, или по Евангелисту Иоанну: Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ). 12 Это та великая и превосходящая разум тайна божественного Кеносиса (­ умаления, снисхождения), о котором говорит апостол Павел в своём послании к Филиппийцам: Он, будучи образом Божиим... уничижил ( κνωσεν) Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Фил. 2:6–7 ). 13 Великая и потрясающая Тайна благочестия, которая, по слову святого Златоуста, исполнена неожиданности, заключается в том, что «Бог хотел стать человеком и согласился снизойти так низко, как человеческий ум вместить не может». 14 Из этой божественной Тайны вытекают остальные тайны нашей веры и спасения: «Ибо Бог стал человеком, человек богом... Вышний сошёл доле ради домостроительства (спасения), а этот дольний (человек) взошёл горе (на небо) из человеколюбия...

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

А в отношении греческой философии Дамаскин ясно говорит в начале своих «Философских глав» (то есть «Диалектики» – первой части упомянутого труда «Источник знания»), что он как христианский мыслитель, подобно пчеле, собирает у греческих мудрецов то самое лучшее, что им от Бога даровано, но сразу затем добавляет, что для него «истинная философия – любовь к Богу. Ибо Христос, – пишет далее Дамаскин, – подлинный Учитель Истины как сама ипостасная (=олицетворенная) Мудрость и Истина, ибо Он Божия Сила и Божия Мудрость». Последнюю фразу Дамаскин уже произносит, следуя богооткровенной истине, которую Апостол Павел адресует в равной степени и непосредственно евреям, и непосредственно эллинам: «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (μωραν=сумасшествие, безрассудство), для самих же призванных (то есть христиан), Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:22–24 ). Из всего вышесказанного очевидно, что для христианского богословия и философии ключ всего в Личности Христа Богочеловека. Христос как воплощенный Вечный Логос, как Бог и Человек одновременно, но в одной единственной живой Личности, явленной конкретно в мире и истории человечества, для христианских мыслителей остается первой и последней, и метафизически, и исторически, Истиной. Истиной всех существ и всех творений. Поэтому и слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ) для христианских мыслителей на Востоке, вплоть до поздних исихастов, означали в наивысшей степени конкретный ответ на многовековые религиозно-философские поиски людей, на все устремления человечества к абсолютной Истине, дарующей жизнь и спасение. Этот факт, то есть отождествление конечной Истины с Личностью Христа, непосредственно связан с христианской православной исихастской гносеологией. Но до того, как обратиться к самой исихастской гносеологии, мы считаем необходимым указать в качестве вступления к ней еще на ряд важных моментов. Иудейская и эллинская гносеология

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010