Здесь это значит, говорит святой Златоуст: «пока окажемся все имеющими одну веру. Единение веры то и означает, когда мы все будем одно, когда все одинаково будем понимать этот союз... Когда мы все веруем одинаково, это и есть единение (веры)» 757 . Известно, насколько строго апостол Павел критикует коринфян за их разделения и расколы, хотя они и не имели догматической природы 758 . Но делает это для того, чтобы вернуть их к церковному порядку и навсегда отвратить от дурных дел. Апостол самым живым образом показывает им самое крепкое и всеобъемлющее основание единства Церкви и веры: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ). А святой Златоуст, толкуя эти слова, дополняет: «Я возвестил Христа, дал вам основание; смотрите, как вы строите на нём, не с тщеславием ( κενοδξως – ради пустой славы) ли, не с целью ли – отклонять от Него учеников и привлекать к людям? Не будем же увлекаться ересями (расколами): никто не может положить другого основания, кроме положенного (Христа – 1Кор. 3:11 ) 759 . 4 . Такое единение в вере, которое основано на Христе и существует во Христе, – дар и плод Святого Духа, потому что и вера, и единство Церкви в ней даётся, осуществляется и сохраняется «в Духе Святом» (Духом Святым), Который, постоянно обитая в Церкви, вдохновляет, животворит, соединяет и руководит ( 1Кор. 12:3–13 ; Рим. 8:2, 14–16 ; 2Кор. 3:17–18 ; 2Тим. 1:14 ). Вера Церкви во Христа дана Духом Святым: Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Следовательно, здесь отождествляются единение в вере, единомыслие: вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую ( Фил. 1:27 ) и единство Духа. Поэтому и говорит святой златоустый богослов: «так как вы получили одного Духа и пили от одного источника, то между вами не должно быть раздоров и разделений ( διχονοεν) " 760 . Ибо живущие, кто заново родился и живёт, по Духу Святому и помышляют по Духу Святому ( Рим. 8:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И дальше златоустый экзегет апостола говорит: «Смотри же, какие блага имеешь от Духа (Святого): и ты Христов, и имеешь Самого Христа, и соревнуешься с ангелами. Ибо умертвить плоть, значит – жить жизнью бессмертной, уже здесь иметь залог воскресения, легко устремляться по пути добродетели» 865 . Итак, из текста апостола и его объяснения святым Златоустом ясно, что здесь идёт речь о жизни во Христе и в Святом Духе, или о «духовной жизни», «о жизни Духом», «жизни, которая вселяет в нас Христа» ( Χριστν νοικον ποιε) 866 . Эта духовная жизнь есть не что иное, как переживание праведности и добродетелей Спасителя Христа, благодатью и действием Святого Духа, поэтому такую жизнь святой Златоуст называет – «жизнь Духа» 867 . То же самое выражает и апостол, когда говорит: но дух жив для праведности ( Рим. 8:10 ). Праведность здесь, по святому Златоусту, означает «всеобщую добродетель» ( τν καθλου ρετν), ибо апостол, как правило (см. Еф. 6:14 ; 2Тим. 2:22 ; Фил. 3:9 ), «праведностью называет добродетельную жизнь вообще» 868 , или «праведностью называет всеобщую добродетель, благочестивую жизнь, веру, любовь, кротость» 869 или, иными словами, «всю философию души», как бы снова сказал тот же Златоуст и другие отцы Церкви 870 . 3 . Согласно с этим жизнь во Христе в Церкви это то же самое, что и духовная жизнь, то есть жизнь в Духе Святом, который проявляется как «жизнь для праведности», как совокупность всех добродетелей, или жизнь в благодатных добродетелях. Слово ρετ – «добродетель» апостол Павел употребляет только в одном месте, в Послании к Филиппийцам ( Флп. 4:8 ): Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Перечисляя здесь известные добродетели, апостол под выражением что только добродетель, без сомнения, подразумевает все остальные добродетели 871 , о которых он говорит в других подобных местах 872 . Например, когда говорит, точнее, пишет своему ученику Тимофею: Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости ( 1Тим. 6:11 ); или Колоссянам: Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол. 3:12 ; ср. Еф. 4:22–24, 32, 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Такой пневматологический характер веры и единения, исповедания веры и единомыслия в ней, очень ясно виден из слов 1Кор. 2:10–16 : А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в Нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным... А мы имеем ум Христов. Смысл последних слов ум Христов, как видно из контекста всей второй главы этого Послания, имеет одновременно и христологический и пневматологический характер. Иметь ум Христов здесь значит иметь Дух Христов ( Рим. 8:6 ) 761 . Как говорят святые Отцы: «А мы имеем ум Христов, это Дух, Который говорит в святых, и Который им открывает тайны, и проявляет ( ποφανον – показывает) божественный ум» 762 . Следовательно, Церковь Христова имеет ум Христов, то есть Духа Святого, Который ведёт ко всякой истине ( Ин. 16:13 ; Рим. 8:14 ; Гал. 5:18 ) 763 . «В самом деле, – говорит святой Златоуст, – апостолы не с горы (Синая) сошли с каменными досками в руках подобно Моисею, а неся в душе своей Духа, и всюду ходили, источая (от Него) сокровище и источник учений, даров духовных и всяких благ, став по благодати (другими) одушевлёнными книгами и законами. Потому что устами их говорил ко всем приходящим к ним Бог (Дух)» 764 . Согласно с этим, благодать Святого Духа, любовь Его и причастие Его 765 в Церкви, или, как говорит Златоуст, «управление ( κυβρνησς) Духом» или «кроткое веяние Духа» ( πραεα α ρα το Πνεματος) 766 , есть то, что осуществляет и сохраняет единство веры в Церкви. Сам апостол начал свою проповедь веры Христовой, будучи «послан от Духа Святого» ( Деян. 13:4 ), и слово этого христодухновенного «проповедника и Апостола, учителя язычников в вере и истине» ( 1Тим. 2:7 ), было мечом Духа, проявляясь в утверждении Духа и силы ( Еф. 6:17 ; 1Кор. 2:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И также как Христос один, и Дух один, и одно тело Церкви, так и вера Церкви одна и та же во всяком месте вселенной и во веки 771 . Вера, однажды переданная святым ( Иуд. 3 ), то есть христианам, в Церкви Господом и Его апостолами, хранится всюду и всегда 772 Духом Святым, и проповедуется и передается из поколения в поколение, оставаясь неизменной, не меняясь в зависимости от места во вселенной и во времени 773 . Поэтому апостол Павел весьма часто говорит о Предании веры: Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены ( Кол. 2:6–7 ). И в другом месте: О том помышляйте, чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне ( Фил. 4:8–9 ; ср. 2Сол. 3:6 ). И снова: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ) 774 . В Послании к Евреям ( Евр. 13:7–9 ) апостол ещё конкретнее говорит о Священном Предании веры: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте Вере их. Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки – Тот же! Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. И Фессалоникийцам ясно пишет: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Сол. 2:15 ; ср. 2:10–13; 3:6) 775 . Из всех процитированных фрагментов становится очевидно, что апостол отождествляет Предание веры со всем христианским Откровением, с Евангелием, которое он проповедует. Он говорит об этом совершенно определённо: предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим, то есть «Предание» – и Послание Апостола (Священное Писание), и слово Апостола (Апостольское предание). «Отсюда очевидно, что (апостолы) не всё передали чрез послания, но многое сообщали и без письмен; между тем, и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть предание, больше не ищи ничего» ( Παρδοσς στι, μηδν πλον ζτει) 776 . В предшествуем изложении мы увидели, что и сама Божественная Евхаристия есть «Предание» ( 1Кор. 11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Спасение и жизнь – это преимущественно действие Бога, Который один и тот же, производящий всё во всех, а человек потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия ( 1Кор. 12:6, 15:10 ; Фил. 2:13 ; Еф. 3:20 ; Кол. 1:29 ) 897 . В этом богочеловеческом синергизме состоит спасение и духовная жизнь христианина. Но, конечно, невозможно определить точно, как велика и какова роль и участие благодати Божией, с одной стороны, а с другой стороны – насколько велики роль и участие человека 898 . Не делает этого и апостол Павел, но важно подчеркнуть, что необходим другой «делатель» 899 . Но правильнее и лучше сказать, что для спасения и вечной жизни человека, которая начинается уже здесь, на земле, во Христе, в Церкви, – необходим весь Бог и весь человек, согласно богочеловеческому, христологическому, мерилу апостола Павла (в Кол. 2:9–10 ): В Нём (Христе) обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём ( ν Αυτ – можно перевести и: Им – Христом Богочеловеком) 900 . Великий апостол является лучшим примером содействия Божией благодати и человеческой воли к жизни и спасению в Церкви. Хотя апостол и трудился больше, чем кто-либо другой (см. 1Кор. 9:25–27 ; 2Кор. 11:23–31, 6:1–10 ; Фил. 3:12–17 ), он смиренно говорит: Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая 901 со мною ( 1Кор. 15:10 ; ср. Фил. 2:13 ). На эти слова апостола святой златоустый экзегет (который и сам был лучшим примером сотрудничества благодати и воли) говорит: Апостол «более всех потрудился», поэтому и «благодать была больше; больше получил благодати, ибо и старание большее показал» 902 . В Послании к Ефесянам ( Еф. 2:8–10 ) сам апостол пишет христианам об этом сотрудничестве: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (в них жить). Согласно этим словам апостола Павла, спасение и духовная жизнь 903 обретаются благодатью через веру, а вера, по апостолу есть и дар Божий, и подвиг всецелой личности человека: сердца, ума, духа, воли, души, тела, энергии (деятельности).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

То есть, по словам святого Златоуста, «чем был Единородный по естеству ( φσει), тем они стали по благодати» ( κατ χριν – Гал. 2:20 , Фил. 1:21 ) 857 . Христос стал «Богом плотоносцем» 858 , а христиане, живя жизнью Христовой в Церкви, становятся «христоносцами, богоносцами и духоносцами», согласно богоданным и опытным словам святого священномученика Христова Игнатия Богоносца , Епископа Антиохийского 859 . Жизнь во Христе в Церкви даётся христианам, как мы уже упоминали, в Духе Святом, то есть Духом Святым, Которого (Бог) излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:5–7 ; Фил. 1:19 ). Такое дарование этой «Духовной» жизни нам есть тайна неизреченная и необъяснимая, но несомненно одно: чтобы мы получили Духа Святого, прежде всего мы должны быть членами (удами) Христовыми, и, одновременно, удами (членами) Христовыми мы в Церкви становимся Духом Святым 860 . Отсюда, христианская жизнь удов (членов) Церкви по своему характеру и содержанию – одновременно и христоцентричная, и пневматологичная жизнь ( 1Кор. 12:12–13 ; Рим. 8:1–6 ; 1Кор. 6:11 ) 861 . Это воистину жизнь во Христе через Духа Святого, великий апостол в Послании к Римлянам выражает это так: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:1–2 ). А также далее: Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности ( Рим. 8:9–10 ). Толкуя эти слова, святой Златоуст говорит, что апостол здесь под «законом духа» подразумевает самого Духа Святого, Которого верные получили богато и изобильно 862 . Выражение же: Но вы не по плоти живете, а по духу не означает, что христиане стали бесплотными, но значит, что они отвратились от плотской жизни греха. Ибо Христос «не только погасил тиранию греха, но и плоть соделал более лёгкой и духовной... Потому что, – говорит далее святитель, – так же как огонь, соединившись с железом, делает его огнём, сохраняя свою природу, так же и тело верных, которые имеют Духа (Святого), переходит к той энергии (Духа), становясь духовным, распинаемым отовсюду (греху), и воскресаемым, и вместе с душою окрыляемым, – так же, как было с телом того, который это говорит (то есть апостола)» 863 . А то что апостол Павел называет Духа «Христовым», не значит, что Дух – Христос, но «показывает, что тот, который имеет Духа, не только Христов, но имеет Самого Христа (в себе). Ибо невозможно, что, когда присутствует Дух, не присутствует Христос» 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Уды (члены) Церкви, будучи удами (членами) Христовыми и составляя одно тело, являются равными и равноправными по отношению друг другу и имеют общие блага: благодать, искупление, спасение, Царство, одну Главу, одного Отца, одну Мать, одну Трапезу, один Хлеб жизни. Все уды (члены) едины во Христе Иисусе, ибо все в равной степени являются удами Главы – Христа, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей... получает приращение для созидания самого себя в любви. Однако, что касается харизм (благодатных даров) Духа, особых служений и служб ( διακονας κα λειτουρματα) в теле Церкви, то существует разница между удами (членами) Церкви, и разница эта дана и установлена Самим Богом (не является результатом «коллективного» действия), ибо Сам Бог дал дары человекам: поставил одних Апостолами, других – пророками, иных – Евангелистами, иных – пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:11–13 ). Благодать Духа Святого даётся в Церкви всем членам верой во Христа, и поэтому Церковь соединена в одной и той же переданной Богом вере Истины. Церковь есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение Истины, и поэтому Божественная Истина (Истинная вера, Православие) есть столп и утверждение Церкви. Вера и Истина Церкви есть то же, что и Предание Евангелия, ибо и то и другое сводятся к личности Богочеловека Христа и из Него проистекают, так как Он – ипостасная вера Церкви. Любая попытка искажения истинной веры и всякое разрушение единства Церкви в вере и причастии Святых Тайн апостол Павел предаёт анафеме ( Гал. 1:8–9 ), ибо только Церковь , мечом Духа Святого, верно преподаёт ( ρθοτομε) слово истины ( 2Тим. 2:15 ). И жизнь верных во Христе даётся Духом Святым. Поэтому христианская благодатная жизнь одновременно христоцентрична и пневматологична. Закон Духа жизни во Христе действует для всех удов (членов) тела Христова, и без этой жизни во Христе никто не может быть живым удом (членом) Богочеловеческого организма Церкви. Эта жизнь берёт начало в Божественной Главе и даруется Духом Святым, а составляют Её благодать и вера, жизненный подвиг веры, несущий в себе все христоподобрые добродетели, являющиеся плодом праведности во Христе Иисусе и плодом Духа Святого в Церкви. Святой апостол особенно выделяет «триаду добродетелей»: веру – надежду – любовь, и для него каждая из них имеет христоцентричный, триадоцентричный и, согласно с этим, экклесиологический характер. Благодатно-добродетельная жизнь в Церкви это не морализаторство, не «этика ради этики», а онтологическая жизнь во Христе и Христом, жизнь новой твари с эсхатологическим уже предвкушением Царства славы.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Ибо это (пронзение тела Христова на Кресте – Ин. 19:31–34 ) было к пользе вселенной. Хотя и было с иным намерением, а в этом (расчленении тела Церкви) нет никакой пользы, а великий вред. Говорим это не только проводникам (раскола), но и тем, кто за ними следует (поборникам раскола), если будем расторгать целость Церкви. Первое совершено было для пользы всего мира, хотя и не с тем намерением; а последнее не доставляет никому никакой пользы, напротив, составляет великий вред. Сказанное мною относится не к начальствующим только, но и к подчинённым. Один святой муж сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха (раскола) не может загладить даже кровь мученическая! 811 В самом деле, скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? Итак, будучи готов положить свою душу за Христа, как решаешься ты разорять Церковь , за которую положил душу Христос?» 812 Следовательно, для святого Златоуста не только ересь представляет собой великий грех , но и любой раскол. Расколы, по его словам, обыкновенно происходят от гордости, властолюбия и недостатка любви 813 , а также от нечистой, порочной жизни 814 . Конечно, здесь необходимо подчеркнуть ещё один момент, который по истинной христианской любви подчёркивают и апостол и Златоуст. Так, святой Златоуст говорит: «Еретические догматы (учения), которые вне (против) тех, которые мы приняли, надо предавать анафеме, и безбожные учения изобличать, но людей надо щадить и молиться об их спасении» 815 . Значит, ненавидеть следует не людей, а ересь, ибо она является ложью, которая губит спасение верных. «Должно ненавидеть, но не их, – говорит святой Златоуст, – а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращённую (искажённую) волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело дьявола... Ведь если ты будешь ненавидеть (человека), то, как можешь обратить заблуждающегося (к Истине)?» 816 В этом же смысле писал и человеколюбивый апостол Павел Тимофею, говоря, что рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины 817 , чтобы они освободились от сети дьявола ( 2Тим. 2:24–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В Церкви все верные уды (члены) тела Христова – от плоти и костей Его, ибо верой, Крещением, Евхаристией – одним словом, спасением стали сотелесниками Христа и общниками (причастниками) Его. Учение апостола о Христе как Главе и Первенце Церкви, о Церкви как Теле и Полноте Его и о верующих как удах (членах) Христа и друг друга, выражает самое тесное соединение и единство, существующее между Христом и Церковью. Поэтому апостол часто говорит о взаимном проникновении, вселении, обитании Христа в Церкви и Церкви во Христе – и таким образом подчёркивает тайну теснейшего соединения и единства Христа и Церкви. Следовательно, учение апостола о Церкви как Теле Христовом преимущественно имеет христологическое значение и смысл. То есть, тайна Церкви находится не в «теле» и не в «общении» (коллективе), но заключается и объясняется « ν τ Χριστ» – «во Христе», в «причастии Единородного» и «Перворождённого среди многих братьев». Понятие и название Церкви как «народа Божьего» входит также в это понятие и название «тела» и «полноты». Экклесиология апостола Павла достигает своей вершины в Евхаристологии (учении о Святой Евхаристии). Тайна Церкви как «Тела» Христова содержится и наиболее полно выражается в тайне Божественной Евхаристии как «причастии тела и крови» Богочеловека Христа. Эту истину (реальность) апостол очень лаконично выражает в словах: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение ( κοινωνα) Тела Христова? Один хлеб, и мы, многие, одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Святая Евхаристия – Литургия есть истинное тело Христово, тайна Евхаристии заключается в том, что она сама есть Богочеловек Христос, подаваемый (самоприносящийся) Церкви в Литургии, как Её истинное существо, пища жизни и вечная жизнь; в этом причастии Церковь становится «сотелесником» Христовым, становится самым конкретным телом от тела и крови Его. «Ибо что такое хлеб? – Тело Христово. А чем становятся причастники? – Телом Христовым. Не многими телами, но одним» 964 . Христос в Евхаристии даёт нам Своё Тело и делает нас Своим телом. Поэтому, по святому Златоусту, «так же как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в нас». Кроме такого Богочеловеческого перихорисиса (взаимопроникновения), для рода человеческого нет более тесного соединения и большего единства с Богом Живым и Истинным. Следовательно, вся тайна существа и жизни Церкви заключается в Её соединении со Христом и во Христе, Боге Спасителе и Обожителе человека и всего творения, а это соединение и единство самым конкретным образом осуществляется в Божественной Евхаристии – Литургии Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Наша жизнь в этой подвизающейся Церкви в мире есть постоянный добрый подвиг ( γ ν) веры, как говорит сам апостол своему ученику Тимофею: Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван ( 1Тим. 6:11–12 ). Такую добрую борьбу, добрый подвиг совершил и сам богопризванный, немощный телом, но сильный духом Павел, апостол, который подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил, и поэтому ждёт его венец правды, который даст Господь, венец, уготованный и даруемый всем, возлюбившим (подвижнически) явление Его ( 2Тим. 4:7–8 ), среди которых, рядом с Павлом и другими апостолами, стоят и равноапостольный Иоанн Златоуст , и все святые Церкви Христовой. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, мучеников, свидетелей этой Истины и Жизни во Христе, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника (Вождя) и Совершителя веры Иисуса ( Евр. 12:1–2 ). 6 . Следовательно, в заключение скажем, что жизнь во Христе – Церкви и каждого Её члена – есть жизнь Духом Святым через благодатные святые Таинства и благодатные святые добродетели 962 . Эта жизнь берёт начало от Божественной Главы Церкви, от Христа, и передаётся удам (членам) Его Духом Святым. Таким образом, жизнь Церкви одновременно имеет христоцентрический и пневматологический характер, а тем самым, и триадоцентрический. Божественные же добродетели, и более других «триада»: вера – надежда – любовь, являются плодом оправдания (праведности) Христа Спасителя, плодами Духа Святого. Вся тайна спасения и жизни Церкви заключена в Богочеловеке Христе, в Котором уды (члены) тела Его вводятся и ведутся Духом Святым, то есть благодатью Утешителя, в саму божественную жизнь Сверхъестественной и Живоначальной Троицы. Святой апостол Павел благовествует всем нам в Церкви: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол. 3:3–4 ). Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010