Любил и люблю я Брест-Литовск, основание которому, по некоторым древним источникам, положили монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства на Руси и основавшие монастырь во имя преп. Симеона Столпника. Этот монастырь дал начало городу, в котором процветало Православие до соединения Литвы с Польшей. С введением унии, вопреки воле верующего народа, несмотря на протесты большинства представителей Православной Церкви и Земских Соборов, некоторые православные храмы были обращены в униатские, другие, в том числе Рождественский монастырь, разрушены и сожжены, упразднен Симеоновский монастырь. Многострадальный Брест, город великого борца за Православие преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, встречал в знаменательный в истории Церкви Христовой день Святой Троицы 1941 года своего правящего епископа Венедикта, архипастыря восстановленной Брестской епархии. В 1938 году, будучи еще в сане архимандрита, он посетил нас с чудотворным образом Жировицкой Божией Матери. Свыше 6 месяцев хлопотали мы о получении от гражданских властей разрешения на посещение Владыкой его стольного города – Бреста. Встреча архипастыря была сердечной и торжественной. У входа в церковную ограду его встретили многочисленные дети в летних белых платьицах, посыпая цветами путь шествия Владыки к храму. Староста храма – с хлебом и солью, дивный мощный хор... Отбыл Владыка из Бреста к месту своего жительства в Жировицкий монастырь, поручив мне организацию Епархиального Управления, назначив меня Указом от 11 декабря 1941 года благочинным Брестского Округа и председателем Епархиального Управления Брестской епархии. Этому назначению предшествовала резолюция митрополита Пантелеймона от 23 июня 1941 года за 273 о возведении меня в сан протоиерея «за стойкость в Православии в дни гонений на веру и за ревностные труды в Церкви Христовой». Резолюция писана в Жировицком монастыре, до него еще не докатились немецкие танки и грохот орудий с 21 на 22 июня начавшейся немецко-русской войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Вызванный из Кракова в Варшаву письмом варшавского юриста Зычевского, который сообщал 3 мая 1644 года, что его усилиями грамота, порученная Афанасием к заверению у канцлера, уже снабжена необходимыми печатями, и требовал выкупить привилей за шесть тысяч злотых, преподобный Афанасий безотлагательно направился в столицу. Но, когда при проверке оказалось, что привилей не внесен в королевскую метрику и, следовательно, не имеет законной силы, игумен отказался выкупить фиктивный документ. Вернувшись в Брест из Варшавы, преподобный Афанасий заказал в бернардинском монастыре копию Купятицкой иконы и поместил ее в своей келии; вдохновленный этим образом, он приступил к сложению новой публичной жалобы, с которой рассчитывал выступить на сейме 1645 года. Для этого же он подготовил несколько десятков копий рукописной «Истории путешествия в Москву» с изображением Купятицкой иконы Божией Матери. Планам Афанасия не суждено было сбыться: за несколько недель до открытия сейма, летом 1645 года он был арестован и под конвоем отправлен в Варшаву в качестве заложника за увезенного в Москву Лубу. Несмотря на ежедневные допросы и пытки, ободряемый своими последователями, о чем свидетельствует, к примеру, письмо некоего Михаила от 1 июня, игумен Брестский не прекратил публичной полемической деятельности и написал «Новины», в которых поместил свой собственный духовный стих, самостоятельно положенный на музыку: Даруй покой Церкви Своей, Христе Боже, Терпети болт не вем, если хто з нас зможе. Дай помощ от печали, Абысмы вцели зостали. В вере святой непорочной в милы лета, Гды ж приходят страшные дни в конец света. Вылучаеш, хто з нас, Пане, По правици Твоей стане. Звитяжай же зрайцов: первой униатов, Препозитов, также и их номинатов, Абы болш не колотили, В покою лет конец жили. Потлуми всех противников и их рады, Абы болшей не чинили гневу и здрады Межы греки и рымляны, Гды то люд Твой ест выбраный. Будь же сыном Православным, униате! Ест покута живым людем, милый брате! Христос то тебе взывает

http://pravicon.com/info-1841

Леснинский Богородицкий , 1 кл., общ., в 12 в. от уез. г. Константинова, в 12 в. от ж.-д. ст. Бела, в посаде Лесно, Седлецкой губ. Основан в 1889 г. из существовавшей с 1884 г. женской общины, учрежденной для противодействия латино-польской пропаганде между местным населением, на месте бывшего с 1754 – 1863 г. римско-католического мон. паулинов. В мон. находится глубокочтимая местная святыня – явленная чудотворная Леснинская икона Божией Матери, вырезанная на овальном темно-красноватом (9 верш. в вышину и немного менее в ширину) камне, с живописью древнего византийского стиля, обретенная пастухами 14 сент. 1683 г. на грушевом дереве, росшем в лесу, где теперь находится мон. Богоматерь на этой св. иконе изображена в короне с сидящим на Ее правой руке Богомладенцем, тоже увенчанным короной; изображение Богоматери – поясное; празднование в честь этой св. иконы совершается 14 сент., а также 8 сент. и в день Св. Троицы. Другая святыня монастыря – частицы мощей преподобно-мученика Афанасия, игумена Брестского, перенесенные в 1894 г. (13 сент.) из Брестского собора в мон. (см. 4 сент.). В мон. находят для себя приют до 350 детей, начиная от полугодовых, которых кормят с рожка. Это – все круглые сироты, дети без матерей или отцов, или взятые из наиболее бедных семей. Детей приносят издалека, из соседних даже губерний, и матери спокойно оставляют их на попечение монахинь, хорошо зная, что, вместо одной родной матери, ребенок приобретает их десятки, одинаково любящих и самоотверженных. За уход, прокорм и обучение мон. не берет ничего. Самые маленькие воспитываются вместе, но потом мальчики отделяются и живут в особом приюте, версты за две от мон., приходя только на церковные службы и на некоторые работы. Подрастая, дети обучаются ремеслам. Мальчики учатся сапожному, столярному, кузнечному и слесарному мастерствам; они исполняют на мон. все мелкие работы. Девочки шьют, ткут и исполняют все дневные работы. Старшие присматривают за маленькими. Воспитание ведется в религиозном духе. Обучение грамоте обязательно. Наиболее способные готовятся к учительской деятельности. Летом дети отпускаются, по желанию, к родным, чем сохраняется связь с семьей и местным населением. Кроме женской церковно-учительской школы, мон. имеет две двухклассных школы для девочек и для мальчиков. При мон. имеется также богадельня для престарелых женщин и приемный покой с аптекой, где бесплатно оказывается врачебная помощь сестрами, знакомыми с делом. Таким образом для крестьян эта обитель имеет громадное значение: относясь с большим уважением и любовью, они идут в Леснинский мон. не только молиться, но и за утешением в горе, советом, материальной поддержкой, медицинской помощью; там учатся многому они сами и особенно их дети. Вообще, благодаря своей благотворительной и просветительной деятельности, Леснинская обитель сделалась центром православия в полурусской окраине и носительницей русских начал и русского языка. Мон. принадлежит часовня в г. Беле, Седлецкой губ., освященная в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Посещение Минским митр. Филаретом (Вахромеевым) прихода в Лунинце Брестской обл. Фотография. Кон. 70-х гг. ХХ в. Посещение Минским митр. Филаретом (Вахромеевым) прихода в Лунинце Брестской обл. Фотография. Кон. 70-х гг. ХХ в. В сер. июля 1942 г. начальник политического отдела Генерального комиссариата Л. Юрда вызвал архиеп. Филофея и потребовал скорейшего провозглашения автокефалии Белорусской Церкви. 5 авг. 1942 г. архиеп. Филофей издал распоряжение «О созыве Белорусского церковного Собора». Несмотря на активные усилия, добиться присутствия на Соборе митр. Пантелеимона не удалось. 30 авг. в Преображенском храме Минска под председательством архиеп. Филофея состоялся Всебелорусский правосл. Собор, к-рый должен был объявить автокефалию Белорусской Церкви. Ко дню открытия Собора в Минск прибыли делегаты только от 2 епархий: Минской и Новогрудской. В Витебской, Могилёвской, Смоленской епархиях церковная жизнь к тому времени не была налажена, и выборы делегатов в этих, а также в Гродненской епархии не проводились. Всего по сведениям еп. Афанасия (Мартоса) на Соборе присутствовали 107 делегатов и 3 иерарха: архиеп. Филофей, епископы Афанасий и Стефан (Севбо), назначенный на Смоленскую кафедру. Собор принял Устав Белорусской Церкви, 113-й пункт к-рого гласил, что «каноническое объявление автокефалии последует после признания ее всеми автокефальными православными Церквами». Были подготовлены соответствующие письма главам Поместных Церквей, к-рые должен был подписать митр. Пантелеимон, но, находясь в заключении, он не смог этого сделать. Архиереи понимали, что добиться признания автокефалии Поместными Церквами во время войны практически невозможно, и этот расчет оправдался. 16 апр. 1943 г. после неоднократных просьб белорус. архиереев оккупационные власти разрешили митр. Пантелеимону вернуться в Минск. На следующий день он созвал Синод, на заседании к-рого были подписаны послания к главам Поместных Церквей. Послания были переведены и переданы нем. администрации для пересылки, но скорее всего не были отправлены.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Е. В. Калиниченко Василианский орден св. Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat; O. S. B. M.), монашеский орден в униатской Церкви, созданный в нач. XVII в.; своим происхождением, развитием и дальнейшей историей полностью связан с греко-католич. Церковью, возникшей на западнорус. территориях в результате заключения Брестской унии (1596). Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг. Церковь Рождества Божией Матери мон-ря василианок в Гродно. 1720-1751 гг. Первоначально создание василианского ордена не входило в планы перешедших в унию правосл. епископов Зап. Руси. Напротив, они стремились к усилению своего контроля за мон-рями, расположенными на территории подчиненных им еп-ств. Однако большая часть правосл. монашества отказалась примкнуть к униатам. Даже принятые епископами в нач. XVII в. меры (преимущественно насильственные) по насаждению унии в ряде наиболее крупных и влиятельных мон-рей не дали результатов. Собственно униатское монашество было немногочисленным, малообразованным, практически неспособным оказать своей деятельностью поддержку епископату в деле распространения Брестской унии среди правосл. населения. В связи с этим возникла идея проведения реформы греко-католич. монашества с целью создания из него по образцу римско-католич. орденов наиболее сплоченной, организованной и хорошо образованной силы, способной стать инструментом распространения унии. Одним из первых инициаторов проведения реформы стал Иосиф Вельямин Рутский , получивший образование в рим. Коллегии св. Афанасия. Активную помощь ему оказал униатский митр. Ипатий Потей . Общим для них было стремление приблизить униатство к римо-католичеству, что во многом отразилось на деятельности василианского ордена, в к-ром все более распространялись лат. богослужебный обряд, входило в обычай употребление лат. и польск. языков, появлялись иные заимствования из римско-католич. традиции. В 1601 г. Ипатий Потей предоставил в распоряжение униатских монахов виленский Свято-Троицкий мон-рь, откуда были изгнаны правосл. иноки и члены Троицкого братства. Иосиф Вельямин Рутский, постриженный здесь в монашество 6 дек. 1607 г., вскоре стал архимандритом Троицкого мон-ря. Одним из наиболее деятельных помощников Иосифа в Троицком мон-ре стал Иосафат Кунцевич .

http://pravenc.ru/text/150475.html

935 К 40-годовщине избрания на Патриарший Престол святителя Тихона митрополит Нестор подготовил альбом «Патриархи Московские и всея Руси. В ознаменование сорокалетия восста­новления Патриаршества на Руси. 1917–1957». Сам альбом и шкатулка к нему были сделаны в одной из новосибирских артелей инвалидов, а портреты Патриархов и отдельные статьи о них были выполнены фотографическим методом в новосибирском фотоателье. Альбом был изготов­лен в ограниченном количестве (первоначально тиражом в 50 экз., а затем Патриарх попросил изготовить еще 50 экз., и вручался Святейшим Патриархом Алексием I только Предстоятелям Православных Церквей, руководителям делегаций и почетным гостям, прибывшим в Москву на празднование юбилея в 1957 г. Об этом узнало местное начальство. Директора артели и фотоате­лье были сняты с работы и исключены из партии. Владыку обвинили в незаконной издательской деятельности (сообщение А. К. Караулова). 937 По требованию властей Владыку не пригласили на празднование 40-летия восстановления Патриаршества, хотя в то время он был в числе нескольких членов Поместного Собора 1917–1918 гг., доживших до этой даты. Потом в Патриархии негласно объяснили, что власти боялись контактов Владыки с иностранными участниками торжеств (сообщение А. К. Караулова). 941 Флавиан (Дмитриюк Федор Игнатьевич; 1895–1977), архиепископ. В сане протоиерея служил в храмах г. Москвы, Петрограда и Котельнича. С 1918 г. служил в с. Страдеч Брестской области. Во время немецко-фашистской оккупации оказался на оккупированной территории, гитлеровцы расстреляли близких членов его семьи. После освобождения Белоруссии служил в г. Кобрине Брестской области, а с 1946 г. в г. Бобруйске. В 1955 г. пострижен в монашество. В 1958 г. хирото­нисан во епископа Свердловского и Ирбитского. С 1966 г. епископ Горьковский и Арзамасский. С 1967 г. архиепископ. 942 Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич; 1924–1986), архимандрит, впоследствии митро­полит. В 1956 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семина­рии и наместником Жировицкого Успенского монастыря. Осенью 1963 г. определен ректором Одесской духовной семинарии с назначением его наместником Успенского монастыря в Одессе. 31 мая 1964 г. хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. С 1965 г. архиепископ. С 1975 г. митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

На богослужении присутствовали уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Брестского областного исполнительного комитета А.В. Лис, председатель Брестского городского исполнительного комитета А.С. Рогачук, генеральный консул Российской Федерации в Бресте Н.И. Матковский. Богослужебные песнопения исполнил большой хор Воскресенского собора (регент — Лия Кранц). После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Богослужение транслировалось на больших экранах, установленных перед собором, а также на телеканале «Союз». Проповедь перед причастием произнес благочинный церквей Жабинковского округа, настоятель Покровского храма г. Жабинка Брестской области священник Сергий Петрусевич. По окончании Литургии было совершено славление святому равноапостольному князю Владимиру и всем святым, в земле Белорусской просиявшим. От лица епископата, духовенства и верующих Белоруссии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовали митрополит Минский и Заславский Павел и епископ Кобринский Иоанн. Правящий архиерей Брестской епархии преподнес в дар Его Святейшеству икону преподобномученика Афанасия, преподобномученика Макария и архидиакона Никифора. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . Митрополиту Павлу и епископу Иоанну Святейший Патриарх Кирилл вручил панагию и крест, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар собору Святейший Владыка передал старинную икону двунадесятых праздников. Верующим были розданы иконки св. равноап. кн. Владимира с Патриаршим благословением. Затем был оглашен указ, согласно которому ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) в связи с успешной защитой докторской диссертации и присвоением ученой степени доктора богословия удостоился права ношения докторского креста. В завершение Святейший Патриарх Кирилл выпустил со ступеней собора голубей и благословил верующих. Воскресенский собор, построенный в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, — самый величественный храм Брестской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4128446.ht...

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Памятник Иоанну Вишенскому в Судовой Вишне (Львовская обл.). Автор проекта Николай Бевз, 1979 г. Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. Свт. Григорий Палама . Современная икона Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Странствующий старец-слепец возле казачьего Троицкого собора в Новомосковске. Рис. О. Сластиона, XIX в. Крестьяне возле церкви слушают песнь лирника. Худ. В. Навозов Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) Странствующий старец-слепец с лирой и крестьяне с. Скалата в восточной Галиции. Рис. Я. Головацкого, XIX в. Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

60 Игумен Афанасий причислен к лику святых и мощи его открыто почивают в соборном храме Брестского Симеоновского монастыря. 61 В г. Бельске, с возвращением в 1633 г. православным Богоявленской церкви, тоже восстановилось прежнее братство, хотя ему пришлось на первых порах выдержать упорную борьбу с Бельским протопопом-униатом Федором Якововичем (Яковлевичем). Старшие братчики («старшие ктиторы и дозорцы шпитальные») Григорий Кобза, Сава, Гливка и Герман Хомикович, вместе с другими членами братства, действовали в этом случай весьма энергично и заставили названного протопопа перейти к другой церкви, именно Рождества Богородицы и выбрали себе нового настоятеля. Как мало имела успеха уния в г. Бельске (насажденная еще за время Потея), видно из слов протопопа Федора Яковлевича, отозвавшегося о своих прихожанах, что «они только фарбу унии святой по собе показуючи, вси поступки старогреческие заховуют». 62 Митрополит Петр Могила подписал в Киеве 24 мая 1634 году благословенную грамоту Бельским православным гражданам о дозволении им, по королевской привилегии и грамоте бывшего Владимирского и Брестского епископа Ипатия Потея, устроить братство при соборной Богоявленской церкви (или же и при другой, если это будет нужно), со школой, больницей и приютом для бедных, причем митрополит, подчиняя братство себе, как патриаршему экзарху, так определял само братство: «братство святое, духовное, любовию святых апостол и мученик Христовых згромаженое, соединенное и споеное». В конце грамоты митрополит выразил желание: «абы сам Христос, водле слова Своего, со безначальным своим Отцом и святым соприсносущным Своим Духом, пришел и мешканье Себе учинил, и пожил в них (т. е. в братстве) в нескончаемые веки». 63 Замостьское братство. О внутренней жизни Замостьского братства можно составить себе понятие по сохранившимся протоколам годичных братских собраний, которые, начиная с 1639 года по 1773 год, сохранились в «книге Замостьского братства св. Николая», хранящейся ныне в Холмском братском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества, посвященные памяти преподобномученика Афанасия Брестского 19 сентября 2022 г. 15:22 18 сентября 2022 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, в Брестской епархии состоялись торжества, посвященные молитвеннику и покровителю Берестейской земли. Рано утром от стен кафедрального собора преподобного Симеона Столпника в городе Бресте стартовал традиционный крестный ход до места мученической кончины святого Афанасия Брестского, который возглавил архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн с духовенством Брестской епархии. У памятника святому Афанасию Брестскому, расположенному рядом с кафедральным собором, Его Высокопреосвященство вознес молитву святому. По дороге к основному потоку крестоходцев присоединился крестный ход прихода храма Рождества Христова г. Бреста. Божественную литургию в Афанасиевском мужском монастыре г. Бреста — на месте мученической кончины преподобного (+1648) возглавил митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний ; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн ; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; епископ Бобруйский и Быховский Серафим ; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; епископ Светлогорский Амвросий ; епископ Пинский и Лунинецкий Георгий ; епископ Слуцкий и Солигорский Евсевий ; ответственный секретарь управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков; сонм духовенства Брестской епархии . Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Брестской епархии под управлением регента протоиерея Валерия Грицука. За богослужением молились: настоятельница Рождество-Богородицкого женского монастыря на Госпитальном острове Брестской крепости игумения Александра (Жарин); настоятельница женского монастыря Всемилостивого Спаса в г. Кобрине игумения Евфросиния (Куракевич); присутствовали председатель Брестского городского исполнительного комитета А.С. Рогачук и другие официальные лица.

http://patriarchia.ru/db/text/5960704.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010