Радуйся, сущим в напастех скорый помощниче; Радуйся, обидимым крепкий заступниче. Радуйся, паствы твоея во благоустроении жития церковнаго мудрый руководителю; Радуйся, малодушием колеблемых верный укрепителю. Радуйся, враждебных наветов достохвальный отразителю; Радуйся, беспомощных присный защитителю. Радуйся, оградою крепкою обидимых явивыйся; Радуйся, пред лицем сильных мира сего изрещи правду не убоявыйся. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 7 Хотяй непрестанно житием своим Богу благоугождати, подвигоположник был еси, Преподобномучениче Афанасие, неослабный образ братии твоей подая в трудах, бдениих и пощениих, с любовию поучал еси их, призывая служити Богу и пети Тому: Аллилуиа. Икос 7 Новаго подвига иноческаго жития вожделев, не отринул еси прошения иноков обители Дубойския возложити на тя бремя во благоугождении ея и, шед во обитель сию, узрел на пути мужа убога, еле жива суща, и самарянину милосердному подобищася, подъял еси его на рамена твоя и несл еси, внимая неизреченным его глаголам: сей же муж, внезапну скрывыйся от тебе, назвался сладчайшим именем Иисус. Сего ради и мы, тайне твоего боговидения дивящеся, со умилением тебе вопием: Радуйся, ко милосердию душу твою предуготовавый; Радуйся, образ сострадания людям собою явивый. Радуйся, глаголы Господни слышати сподобивыйся; Радуйся, откровение дивных тайн от Бога восприявый. Радуйся, боговидче Христов. Радуйся, боговидцу Моисеови уподобивыйся. Радуйся, таиниче Божий, еще на земли небесных благ вкусивый; Радуйся, яко Сам Пастыреначальник Иисус призвати тя на подвиг благоволивый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 8 Странен и безумен показался еси людем, Преподобномучениче, егда Христа ради юродство восприяв на стогнах царствующего града истину Святыя Православныя Веры защищая и гневом Божиим отшедших от сея истины устрашая, восклицал еси: горе отступником и неверным, вера бо Православная яко солнце возсияет. Мы же словеса сия, яко пророчествие приемлюще молитвенно к тебе взываем: обьюродевший ум наш на стезю истины направи, да с тобою взываем Богу: Аллилуиа. Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Анастасию, диакону Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4 Плотское, яко безплотный Ангел, возненавидевши препитание,/духовную во иноческом чину возлюбил еси пищу,/и в нем Боговидцу на Синаи Моисею/добрым жития твоего подвигом уподобляяйся,/многими на горе Божией Печерской возвысился еси добродетельми,/идеже в молении к Вышннему непрестанно пребывал еси,/ныне же со отцы преподобными Печерскими,/аки бисер многоценен, мощми нетленными/в пещере твоими пресветло сияеши,/а душею со Ангелы пред Престолом Божиим,/святый преподобномучениче Анастасие, предстоиши,/о нас всегда моляся ко Господу//спастися душам нашим. Перевод: Плотское, как бесплотный ангел, возненавидев пропитание, духовную в иноческом чине возлюбил ты пищу, и в нем Боговидцу Моисею подвигом жизни твоей уподобляясь, многими на горе Божией Печерской возвысился ты добродетелями, где в молитве ко Всевышнему непрестанно пребывал ты, сейчас же с отцами преподобными Печерскими, как драгоценный камень, мощами нетленными в пещере преярко сияешь, а душой с ангелами перед Престолом Божиим, святой преподобномученик Анастасий, предстоишь, всегда молясь ко Господу о спасении душ наших. Андрею Критскому , глас 4 Постнически преподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне./Паки же ко страдальчеству/мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры;/и обоих ради венчался еси от Бога,//преподобномучениче Андрее , приснопамятне. Перевод: Сначала в посте подвизаясь на горе, полчища невидимых врагов уничтожил ты оружием Креста, всеблаженный; а затем и к страданию мужественно вооружился, поразив гонителя мечом веры, и за оба эти подвига увенчан был от Бога, преподобномученик Андрей вечно памятный. Афанасию Брестскому, глас 2 Блажен еси, отче наш Афанасие,/яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/со умилением присно поя неседальное Пречистей,/заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя,/пострадав за свидетельство истины даже до смерти./Мы же чтуще святыню твою,/со дерзновением взываем ти:/отче наш, преподобномучениче Афанасие,//похвало и украшение наше.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

1 См. душещемящее описание эвакуации из Крыма: Marina Grey, Jean Bourdier. Les arm6es blanches. Paris, 1968. ( Μ. H. Афанасьева парафразирует стихотворение «Девушка пела в церковном хоре...». У книги Грей и Бурдье есть переиздания и переводы. Марина Грей – псевдоним Марины Антоновны Деникиной, дочери генерала Деникина. Специально об артиллеристах-юнкерах Сергиевского училища в Одессе и Крыму см.: В. Н. Дюкин Сергиевское артиллерийское училище в годы Гражданской войны//Военная быль. 1967, 86, 87 (доступно в Интернете. – Ред.). 2 Нужно заметить, что Гражданская война длилась ровно 3 года (с ноября 1917 по ноябрь 1920 г.), продолжая Германскую, закончившуюся для России позорным Брестским миром в марте 1918 г. 4 «Союз русских городов» – крупная организация, основанная во время войны 1914 года для помощи и благотворительности. В эмиграции, в частности в Белграде, к ее ведению относились многочисленные русские школы, сиротские приюты, библиотеки и т. д. (По всей вероятности, имеется в виду Земгор – «Союз земств и городов». О нем см.: Марк Раев. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. М.: Прогресс-Академия, 1994, с. 45–46. – Ред.) 5 Имена архим. Киприана (Керна) и еп. Кассиана (Безобразова) широко известны. Княжна Оболенская – в монашестве мать Бландина (см. некролог: Н.Л. Струве. Православие и культура. М.: Христианское издательство, 1992, с. 145–146). Л. Г. Иванов – в монашестве Серафим, наместник монастырей Ладомирово (Словакия) и Джорданвилль (США), архиепископ Чикагско-Детройтский РПЦЗ (см. справку о нем: URL: http://zarubezhje.narod.ru/). – Ред. 6 В современных изданиях преобладает другое написание его фамилии – Федченков. Однако и Μ. Н. Афанасьева , и Η. Н. Зернов (За рубежом: Белград – Париж – Оксфорд. Хроника семьи Зерновых (1921–1972). Париж, 1973) употребляют форму Федченко. – Ред. 7 Имеется в виду Свято-Сергиевский богословский институт, сбор пожертвований на приобретение здания которого проходил в 1924 г. Средства на его работу собирались и в дальнейшем. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 3 Сила Всевышняго охраняющи тя непрестанно в житие твоем, яве показа тя, яко сосуд избранный во еже служити Богови и наставляти люди ко спасению, тем же и мы таковое Божественное смотрение о тебе зряше, воспеваем купно с тобою хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи присно пред очима своима жертву Христову, за грехи людския принесенную, жертвенно предал еси житие твое в руце Божии и, взем крест долготерпения и злострадания, Христу последовал еси: тем же и мы, ублажающе христоподражательное житие твое, воспеваем ти сице: Радуйся, в сердце твоем образ Христа непрерывно носивый; Радуйся, Христу работати и искренно Ему служити люди научивый. Радуйся, яко очесами мысленными к свету невечернему устремлялся еси; Радуйся, яко к небеси путем прискорбным возшел еси; Радуйся, заповедей Христовых и заветов апостольских усерднейший хранителю. Радуйся, спасение душ паствы твоя изрядный рачителю; Радуйся, житием твоим праведным Богу угодивый; Радуйся, наследие царствия небеснаго богоугождением себе улучивый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 4 Бурю гонений воздвигоша врази противо обители Дубойския, юже устроял, соделал еси, Преподобномучениче, оплотом Веры Православныя, ты же ведением небесным озаренный, вверив судьбы братии твоея Божию Промышлению усердно моляся с нею Богови, взывал ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше насельницы града Береста о богоугодном житии иноков Купятницкия обители, просиша игумена сия обители, да изберет единаго из братии поставити во игумена обители Берестейския. Егда же братия недоумеваша, кому же дати жезл игуменства, Промысл Божий жребием каза на тя, яко достойный сосуд божественныя благодати. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию о тебе, достохвально взываем ти: Радуйся, пастырю, от самого Бога предуказанный; Радуйся, начальниче обители, свыше избранный. Радуйся, во православии братию обители твоея укрепивый; Радуйся, молитве и терпению житием твоим вся научивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранного Богом от юности поборника Православныя Святыя Веры и приявшаго мученический венец за исповедание ея, Святаго Преподобномученика Афанасия похвальными песньми почтим, ты же, яко предстоя пред престолом Царя Славы, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Икос 1 Ангельский чин восприявши, ангельское житие явил еси, душу твою чистотою добродетелей украсил, непорочно Богу служил еси, словом и житием верные своя наставляя, сего ради приими от нас, преподобномучениче, сия усердныя похвалы; Радуйся, из млада Бога возлюбивый. Радуйся, заповеди Его верно сохранивый. Радуйся, соблюдший душу твою страстьми непорабощенну; Радуйся, благодатию Божию просвещенный. Радуйся, веры Христовыя истинный поборниче. Радуйся, отеческих преданий неложный защитниче. Радуйся, мученическими добротами украшенный; Радуйся, в светлый чертог Господень приятый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 2 Видев суету жития мирскаго, еще от юности, в мире пребывая, удалялся еси сладостей жития сего, молитве же и службе Божией усердно прилежа и ум свой богомыслием возвышая, присно воспевал еси Господеви ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 2 Разум твой божественными ученьми просвещая, красная мира сего, Преподобне, отринул еси, сего ради, водворяяся во обитель Святаго Духа града Вильны и тамо молитвою и пощением во служение Христу себе уготовляя, душеполезное сокровище стяжал еси. Мы же твое высокое любомудрие ублажая, приносим ти похвалы сия: Радуйся, прельщения юнаго возраста победивый; Радуйся, от юности жития богобоязненнаго сладость вкусивый. Радуйся, велений Христовых из млада исполнителю; Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю. Радуйся, подвижниче, угождение Богу паче всего возлюбивый; Радуйся, образ отвержения себе нам показавый. Радуйся, яко путем прискорбным ко Христу последовал еси; Радуйся, яко в райския обители возвещал еси.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

2. Ватикан поддерживает Унию Несмотря на то что Ватикан лицемерно «осуждает» Унию как метод соединения Церквей (Баламандское соглашение, §1), он подтверждает ее тем, что признает существование униатских общин (§31), всячески усиливая их присутствие и деятельность на канонических территориях Православных Церквей. Поэтому мы спрашиваем себя: до каких пор мы, православные, будем продолжать богословский диалог, терпя это чудовищно ненормальное положение вещей? Католики (не считая достойных похвалы исключений, когда они, в отличие от Ватикана, не согласны с Унией) непоследовательно осуждают Унию как метод прошлого и, в то же время, признают униатские общины. Как возможно осуждение Унии и одновременная поддержка униатских общин, которые делают Унию реальностью на сцене современной истории? Прошлая неприглядная деятельность папской Унии известна. Напомним, что, используя политическую и военную беспомощность Восточной империи после тяжелого венецианского владычества, паписты заложили первое основание Унии, подчинив православных греков решениям папского Лионского собора (1274) при императоре Михаиле Палеологе и патриархе Иоанне Векке. Вторым серьезным основанием стало известное тираническое требование Папы Евгения IV, чтобы находившиеся в затруднительном положении восточные христиане полностью подчинились Ферраро-Флорентийскому собору (1439). Кроме того, со времени Брестского собора (1596) иезуиты делали Унию великим искушением для православной Восточной Церкви подобными по своему коварству методами. Уния стоила жизни Патриарху Кириллу Лукарису, привела к низложению многих патриархов, отторжению из недр Церкви великих общин на Украине, в Трансильвании, Далматии, Антиохии и вызвала жестокие гонения на православных в этих и других областях, контролировавшихся турками . В тот же исторический период организуемая папами униатская пропаганда развивается в два этапа: сначала как деятельность отдела папской курии Propaganda Fidei (Пропаганда Веры), а затем в виде строительства школ (главенствующее место среди них занимает Коллегий св. Афанасия в Риме), руководимых папскими миссионерами с целью не столько обращения в Унию отдельных лиц, сколько изменения всего мировоззрения православных при помощи латинофильской деятельности многих выпускников таких школ.

http://pravoslavie.ru/37012.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алексей Варламов , ректор Литературного института им. А. М. Горького Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   В 1917 году случилась революция, сначала Февральская, потом Октябрьская. Мы совершенно точно можем сказать, что в отличие от многих русских писателей, многих интеллигентов, которые приветствовали Февральскую революцию, которые в Октябрьской революции пытались найти какой-то смысл, какое-то оправдание революции (достаточно вспомнить Александра Блока), Булгаков совершенно точно к числу этих людей не принадлежал. Революция для него была однозначно явлением катастрофическим, отрицательным, губительным. Он не любил революцию не в общественном, философском плане, не видел в ней никакого смысла для России, и еще меньше видел смысла революции для его собственной судьбы. Тем не менее парадоксальным образом лично Булгакову революция принесла благо: освободила его от необходимости работать земским врачам. Потому что его работа была работой военнообязанного, человека, мобилизованного во время Первой мировой войны. Революция и последовавшие за ней события: Брестский мир, выход России из Первой мировой войны – все это принесло Михаилу Афанасьевичу освобождение. Отныне он мог распоряжаться своей судьбой, как хотел. Булгаков возвращается в Киев и попадает в невероятно милую атмосферу большого культурного русского города. Города, который он любил, который был его родным. Город, в котором его окружали друзья, близкие люди. Именно это, на самом деле, помогло ему избавиться от морфия. В Смоленске сделать это ему было невозможно, а именно здесь он излечивается, продолжает работать врачом и сначала как бы наживает, набирает материал, который потом воплотиться в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Надо сказать, что Киев в это время переживал действительно трагические страницы своей истории, потому что власть в городе менялась. Умеренную украинскую власть сменяла власть националистов. На смену националистам приходили большевики. На смену большевикам приходили белые. И Булгаков пережил все эти пертурбации, пережил все эти смены политических режимов, в общем-то, не испытывая симпатии ни к одному из них и очень хорошо понимая, что профессия врача чрезвычайно опасна в военное время, потому что всякая власть хочет врача мобилизовать.

http://academy.foma.ru/2017/01/29

17.05.1900 г. подавал прошение об увольнении из МДА и переводе в другую Академию ввиду «неблагоприятного для здоровья климата», но перевод не состоялся. 14.03.1902 г. подал вновь прошение об увольнении «ввиду расстроенного здоровья» и был уволен определением Правления Академии от 20.03.1902 г. (утвержденным митрополитом Московским 30.03.1902 г.). См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1829. Личное дело студента МДА П. Коцампопуло. ФотопулосКонстантин Афанасьевич (?.04.1875–1937) – греческий уроженец, выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в г. Волос (Османская Империя, с 1881 г. – Греция). Окончил Халкинское богословское училище (Османская Империя), в сентябре 1898 г. был принят в МДА без экзаменов согласно указу Св. Синода за от 27.08.1898 г. по ходатайству бывшего Вселенского патриарха Неофита. Во время учебы в Академии имел неоднократные нарекания за недостойное поведение; 17.05.1900 г. подавал прошение об увольнении из МДА и переводе в другую Академию ввиду «неблагоприятного для здоровья климата», но перевод не состоялся. Окончил МДА в звании действительного студента (1902), без права получения степени кандидата богословия по причине неудовлетворительных оценок по некоторым семестровым сочинениям и в связи с отказом в разрешении их переделать (несмотря на неоднократные прошения выпускника) из-за дурного поведения. Однако определением от 14.12.1906 г. Совет МДА предоставил все же Фотопулосу право на соискание кандидатской степени «по снисхождению к нему, как к иностранцу». 24.04.1908 г. утвержден в степени кандидата богословия «по выполнении поставленных ему условий». С 1902 г. работал помощником контролера в Государственном контроле Московско-Брестской ж. д. С 1911 г. – в Волынской контрольной палате. С 1919 г. ревизор и инструктор по трудоустройству в Рабоче-крестьянской инспекции в г. Житомире. С 1927 г. пенсионер по инвалидности. 15.02.1930 г. арестован по групповому делу «Дросси А.А.», отправлен в Москву и помещен в Бутырскую тюрьму на время следствия за хранение и перевод на греческий язык для пересылки за границу патриарху Константинопольскому Фотию документао гонениях на религию в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Можно привести и свидетельства молитвенных текстов в пользу того, что два данных понятия оказываются смежными — не только семантически, но и, так сказать, пространственно. Вот, например: «Ты бо еси истиный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков» (5-я утреняя молитва). Но наша статья — об акафистах. К настоящему времени известно порядка 800-850 церковнославянских акафистов . Из них около 75% (в абсолютных цифрах это порядка 500 текстов) адресовано святым мужам и женам . Мы сочли целесообразным ограничить материал нашего исследования одним, но значимым изданием — трехтомником «Акафисты русским святым» (СПб.: Титул, 1995-96), в состав которого вошли 138 текстов. Ниже ссылка на это издание будет даваться при помощи аббревиатуры АРС с указанием тома и страницы, например: [АРС 1: 22]. Оговоримся сразу: заявленная в заголовке тема слишком широка. На сегодняшний день нами рассмотрено, как представлен мотив света в лишь начальных фрагментах акафистных строф. Дело в том, что довольно часто 5-й кондак (далее — К5) церковнославянских акафистов начинается со словосочетания «боготечная звезда», 6-й икос (И6) — с форм глагола «воссияти», а 11-й икос (И11) — с композита с первым элементом «свет-». В первой части нашей статьи мы рассмотрим три указанных случая в порядке их следования в акафисте.   § 1. К5, И6 и И11 1.1. К5. Начальные фрагменты этой строфы обладают удивительным разнообразием, однако для значительной части текстов здесь все же можно усмотреть некое глубинное единство. 1.1.1. В Великом акафисте, являющемся прототекстом для любого образчика рассматриваемого жанра, в К5 речь идет о вифлеемской звезде, за которой следовали волхвы. «Боготечная звезда» — это звезда, посланная Богом, «текущая» (т. е. бегущая, движущаяся), по Божьей воле, по Божьему повелению. Таким образом, речь идет о конкретной звезде (пусть и таинственной природы), которая сыграла свою роль определенный момент священной истории. 1.1.2. Напротив, в рассматриваемых акафистах русским святым звезда — это, как правило, метафорическое обозначение самого святого: «Боготечней звезде подобен был еси ... в житии твоем деяньми и ученьми добре паству твою назидая» (акафист преподобномученику Афанасию Брестскому [АРС 1: 394]), «Боготечную звезду показа тя на небесех ... Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царя и царство светом православия и путеводствующая ко угождению единому Богу» (акафист священномученику Ермогену Московскому [АРС 2: 90-91]), «Боготечная звезда явился еси ... и из глубины пустыни твоея духовно светил еси ... Москве» (акафист преподобному Стефану Махрищскому [АРС 3: 501]). Как видим, звезда (или ее гипероним «светило») по-прежнему светит, сияет, а подчас и сохраняет свои путеводные функции.

http://bogoslov.ru/article/486196

Но и Петербург наскучил Шимкевичу. Считая материалы для своего Корнеслова собранными, он в 1836 году перешёл на службу в Киев Непременным Членом Приказа Общественного Призрения: но через год опять явился в столице, и, не имея средств к содержанию, по-прежнему вступил в службу столоначальником на тоже место. При всем том филологические занятия, которые Шимкевич увеличивал с каждым днём, имея в виду уже не один Корнеслов, поставили его в невозможность совместить учёные труды с обязанностями службы, без ущерба одних на счёт других, и в июле 1838 года он вышел в отставку. Получив в пособие годовой оклад и увидев себя на некоторое время обеспеченным в содержании, Шимкевич, свободный от всех служебных занятий, вполне предался филологическим планам. В эту пору родилась у него мысль об учёном путешествии, за которую он хватился со всем жаром филолога и с детскою беспечностью на счёт средств, необходимых для осуществления такого, смело задуманного, плана. «Есть в России страна, писал он в своём проекте, которую путешественники проезжают без внимания будто степь в ненастное время. Между тем эта страна, по случившимся в ней событиям, известна в отечественной истории и должна быть незабвенна для вас по тому влиянию, какое имела в половине XVII века на образование русского языка и вообще на просвещение русского народа. До 1014 года она была местопребыванием кривичей, полочан, радимичей, дреговичей и литовцев; с того времени по 1320 год потомками Рюрика размежевалась на уделы под именем княжеств Полоцкого, Витебского, Минского, Мстиславского, Друцкого, Логожского и других до двадцати; с 1320 по 1569 год занимала значительную часть в составе великого княжества литовского; в 1569 по 1772 числилась между областями польскими, а с этого времени начала присоединяться к России, от которой была отторженной в продолжении 452 лет. Но не смотря па политическое отторжение от состава России, – эта страна, или, называя её определенно, литовская Русь никогда не отчуждалась от северных собратий своих по вере и языку. Фанатизм католического духовенства, дозволявшего себе всякие средства приобретения данников папе, встречал твёрдую устойчивость со стороны православных; только люди, увлечённые корыстными видами, отступили от веры отцов своих. Но эти имена исчезают пред блистательными примерами православия и даже мучеников, которые своим самоотвержением напоминали о первых временах христианства. Макарий, архимандрит овручский и Афанасий, игумен брестский убиты католиками за православную веру, первый в 1648, последний в 1753 г. и прославлены от Бога нетлением тела. (История Российск. Иерархии Том; III стран. 157 и 595). Путешественник должен обратить внимание на следующие предметы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010