Управление территориями, оккупированными немецкими войсками, осуществлялось Рейхсминистерством Восточных земель во главе с Альфредом Розенбергом. Захваченные земли были разделены оккупационной администрацией на рейхскомиссариаты, состоявшие из округов, областей, районов, уездов и волостей. Прифронтовая территория находилась под управлением военного командования. В результате нового административного деления Северная Буковина, Молдавия, Бессарабия и Одесская область были переданы Румынии, причем земли восточнее Днестра вместе с Одессой составили так называемую Транснистрию (Заднестровье). На оккупированной фашистами части Карелии власть осуществляло Военное управление Восточной Карелии. Галицию присоединили к Польскому генерал-губернаторству. Остальная территория составила рейхскомиссариат Украины с центром в городе Ровно. Центральная часть Белоруссии образовала генеральный комиссариат Белоруссии. Северо-запад Брестской и Гродненская области отошли к Восточной Пруссии, где действовали общегерманские законы; большая часть Брестской, а также Пинская и Полесская области отнесены были к рейхскомиссариату Украины; северо-западные районы Виленской области — к генеральному округу Литвы. Таким образом, сама Белоруссия собственно состояла из Барановичской, части Виленской, Минской, Пинской, частей Брестской и Полесской областей. Генеральный округ Белоруссия входил в состав рейхскомиссариата Остланд (Восток). Переход через границы административных зон был жестко ограничен, а для большинства жителей оккупированных территорий строго запрещен и смертельно опасен.    Как писал историк Белорусской Церкви епископ Афанасий (Мартос), «немецкие войска застали церковно-религиозную жизнь в Восточной Белоруссии в разрушенном состоянии. Епископов и священников не было, церкви были закрыты, переделаны в склады, театры, а многие разрушены. Монастырей не существовало, монахи разбрелись где кто мог, многие умерли в ссылках, в тюрьмах. Но верующие были в огромном числе. В Минске, столице Белоруссии, из девяти церквей уцелела только одна на военном кладбище за городом. Остальные переделаны и приспособлены для разных хозяйственных нужд. Три церкви: кафедральный собор, архиерейская церковь и собор возле железнодорожной станции были снесены. Сохранились католические храмы, но в кафедральном был архив, а в другом большом — кино. Богослужений в городе не совершалось уже много лет».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Адрес: Беларусь, Брестская область, Брест, Мемориальный комплекс Брестская крепость-герой Телефон: (0162) 22-14-38 Брестский Воскресенский собор [ править править код ] Инициатором и учредителем собора в честь Воскресения Христова в Бресте выступил его первый настоятель, ветеран Великой Отечественной войны, один из старейших клириков Белорусского экзархата протоиерей Евгений Парфенюк. Собор был заложен 26 июля 1992 года к 50-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Возведился в память о погибших воинах и получил наименование " храма-памятника Великой Победы " . На Благовещение 1995 года в нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось первое богослужение в строящемся соборе. Будучи достроен, он стал крупнейшим культовым сооружением Бреста. Воскресенский собор был освящён патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 24 июня 2001 года. Решением Белорусского Республиканского Совета по вопросам историко-культурного наследия Министерства культуры 23 сентября 2003 года собору был придан статус духовной историко-культурной ценности Белоруссии. При храме было организовано сестричество в честь Казанской иконы Божией Матери. Адрес : Белоруссия, 224023, Брестская обл., г. Брест, мкрн " Восток " , ул. Московская, 271 Телефон: (0162) 41-35-45 , 42-36-81 Брестский Николаевский храм [ править править код ] Об открытии этого храма заботились прихожане во главе с назначенным настоятелем церкви – священником Михаилом Сацюком. Верующие ходили по домам и собирали подписи для открытия церкви. И вот в 1989 году Епископом Константином в сослужении множества духовенства и при многочисленном собрании людей, была совершена первая после закрытия служба в этом храме. В храме находятся особопочитаемые святыни. Со слов настоятеля, 2 октября 1993 года, митрополитом Черниговским и Межинским Антонием подарен саккос святителя Феодосия Черниговского. В 1995 году покойным настоятелем, протоиереем Михаилом Сацюком, был привезен из Иерусалима камень от горы Голгофа. В этом же году, во время посещения города Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым, Его Святейшество оставил в дар храму частицу мощей преподобномученника Афанасия Игумена Брестского, в честь которого здесь раньше был придел, и икону Спасителя. В 1998 году в храме засвидетельствовано чудо: сначала зажглась лампада перед храмовой иконой святителя Николая, а некоторое время спустя от иконы святителя, помещенной на аналое для поклонения, стало исходить тепло. Также находится икона с мощами святителя Корнилия Иркутского и икона с несколькими святынями: частичками камня Гроба Господня, Креста Животворящаго, мощей святых мученников Пантелеимона, Евфимия, Акакия, Евстафия. В 1999 году привезена частица мощей святителя Феодосия Черниговского.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БРЕСТСКИЙ СИМЕОНОВСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Брестский собор Симеона Столпника, 26 ноября 2008. Фотография Дмитрия Красова с сайта sobory.ru В начале XIX века в городе Брест-Литовске существовала единственная православная церковь Симеоновского мужского монастыря . Выстроенная из дерева, она неоднократно страдала от пожаров. 8 ноября 1815 года монастырь в очередной раз был объят пламенем, который помимо различных хозяйственных построек уничтожил и церковь святого Симеона Столпника. Пожар 1819 года окончательно разрушил обитель, что привело к ее закрытию в 1824 году. После этих трагических событий на протяжение двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Благовещенской церкви, основанной на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. Однако в связи со строительством крепости в 1830 - 1840 годов монастырские постройки были снесены, а город перемещен на три километра в восточном направлении. Строительство каменного храма было начато только в 1862 году. Возводили его по проекту брестского городского архитектора В. Поликарпова. Строительные работы производились разными мастерами. Кирпичную кладку выполняли каменщики Черниговской губернии, а столярные, кровельные, штукатурные и малярные работы - мастера города Бреста. Иконостас также изготовил местный резчик. Иконы, написанные художником Титовым, богослужебную утварь и колокол весом в 100 пудов доставили из Москвы. Чугунные решетки для солеи, хора и крылец были отлиты на заводе Эванса в Варшаве. 7 ноября 1865 года крестным ходом из крепости в новый храм перенесли мощи преподобномученика Афанасия , а на следующий день он был освещен. В 1996 году была сооружена резная с золочением рака для частиц мощей угодников Божиих, которые из разных мест доставлены в собор. В 1997 году все пять куполов храма были заменены на позолоченные.

http://drevo-info.ru/articles/18034.html

Брестский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь — православный монастырь Брестской епархии, расположенный на Госпитальном острове в Брестской крепости. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Брестский Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, милостью Божией, начал путь возрождения в 2001 году. История этой древней обители нам, к сожалению, мало известна. Из сохранившихся свидетельств самое раннее упоминание о Брестском Рождественском монастыре относится к 1480 году. Однако основана обитель была гораздо раньше, так как в XV веке мы видим уже обустроенный мужской монастырь с двумя храмами: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Честного Креста. Существуют предания о зарождении на сем месте иноческой жизни вскоре после Крещения Руси (988 г.), но документально подтвердить это на данный момент не представляется возможным. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря и всей Брестской земли является поборник за веру и правду преподобномученик Афанасий (Филиппович). Господь судил этому дивному мужу жить в тяжелые годы. Смута, римско-католическая экспансия, жестокое угнетение православных - таково было его время. Святой преподобномученик был призван на игуменство в Брест из Купятицкого монастыря, который находился под Пинском. И без того тяжкий крест игуменства делался в то время игом почти непосильным обычному человеку. Но невозможное человекам возможно Богу. Святой Афанасий, смиряясь под крепкую руку Господню, избравшую его, делается игуменом сразу двух монастырей: Симеоновского (более древнего) и Рождественского. Управляемые святым наставником, обители стали настоящими светочами Православия. Вопреки окружающему нечестию, вопреки гонениям, поношениям и издевательствам, вопреки тлетворному духу времени, вопреки даже обычной человеческой слабости и страху. «Рождественский монастырь, - как пишет историк протоиерей Константин Зноско, - был не только рассадником благочестия, но и центром, откуда раздавался мощный голос против унии по всему Полесью». Причиной этому было конечно же то, что здесь бесстрашно действовал против унии преподобный Афанасий. Дыша ненавистию и злобой, униаты не раз нападали на монастырь и на самого преподобного, добивались ареста этого доблестного патриота и страдальца за веру.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестский_женс...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Афанасий Брестский Афанасий (Филиппович) (ок. 1597 - 1648 ), игумен , преподобномученик , Брестский. Известный белорусский общественный, политический и церковный деятель Память 5 сентября , 20 июля (обрет. мощей), в Соборах Белорусских , Волынских и Киевских святых Родился около 1597 года в благочестивой белорусской христианской семье Филипповичей. Он получил серьезное образование, знал богословскую и историческую литературу, о чем свидетельствует сохранившийся дневник святого. В молодые годы святой Афанасий некоторое время был учителем в домах польских шляхтичей. Но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега , канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича , внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба , убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I . Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета. Семь лет служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Это памятник военного зодчества, который составлял вторую линию обороны Брестской крепости. С момента возведения до 1991 г. принадлежал военным. После развала Советского Союза воинские части были выведены с этой территории. Здание оказалось заброшенным, подверглось разграблению. В ужасающем полуразрушенном состоянии оно было передано Церкви. Но какой из двух монастырей возрождать? Решено, что женскую обитель логичнее было бы отдать под водительство Богоматери. На тот момент считалось, что Рождество-Богородицкий монастырь более древний. К тому же известно, что свою последнюю литургию преподобный Афанасий Брестский отслужил в храме Рождества Пречистой Девы Богородицы одноименного монастыря. Только в 2009 г. были впервые вычислены координаты Свято-Симеоновского монастыря. По милости Божией оказалось, что современная обитель расположена на части его территории. Фактически сразу же обнаружено и сообщение в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «основание Брест-Литовска положили православные монахи, поселившиеся в этой местности в первые времена введения христианства в России и основавшие общежительный монастырь во имя преподобного Симеона Столпника; этот монастырь дал начало городу, в котором процветало православие до соединения Литвы с Польшею». Брест, а точнее Берестье, впервые упоминается в Новгородской первой (синодальной) летописи под 1017 г., а в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях под 1019 г. В «Истории Минской архиепископии (1793—1832)» подтверждается: «Брестский Симеоновский монастырь основан не позже XIII столетия». Таким образом оказалось, что судьбы обоих обителей вплетены в историю современной и тесно переплетены в древности. Из «Диаруша» известно, что игуменом обоих с 1640 по 1648 гг. был преподобномученик Афанасий Брестский. Их объединяло не только местоположение, но и общее братство, общая борьба с Брестской церковной унией 1596 г. До самого своего закрытия они сохраняли православие. В период с 1699 по 1735 гг. прекратил свое существование Богородице-Рождественский монастырь, а в 1824 г. уже российскими властями был упразднен Симеоновский. На территории последнего возведена часть укреплений Брестской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=13540

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья БРЕСТСКИЙ (БЕРЕСТЕЙСКИЙ) ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юж. части г. Брест-Литовска (древнее Берестье, совр. Брест, Белоруссия), на Волынском предместье, за р. Мухавец. Время основания неизвестно. Впервые мон-рь упоминается в привилее 1499 г., данном Берестью вел. кн. лит. Александром Ягеллончиком , где о Б. м. говорится, что он «древний», в нем 2 храма: прп. Симеона Столпника и трапезный Благовещенский. В XVI в. Б. м. находился на землях, принадлежавших Солтанам, к-рые являлись патронами обители. В 1604 г. Солтаны продали земли разоренного и покинутого насельниками Б. м. вел. литов. маршалку кальвинисту К. Монивиду Дорогостайскому. В XVII в. монастырскими землями владели Сапеги (под 1644 новогрудского воеводу Сапегу (вероятно, Томаша) как владельца земель, на к-рых стоит обитель, упоминает в «Диариуше» прмч. Афанасий (Филиппович) ). Затем право патроната над Б. м. вместе с купленными у Н. Сапеги землями перешло к правосл. смоленскому хорунжему В. Красинскому, к-рый передал право патроната и коляторство (право назначения на церковные должности) православному К. Выговскому, подчашему Хелминскому. О последующих патронах Б. м. сведений нет. После заключения в 1596 г. Брестской унии Б. м. вместе с брестским Рождество-Богородицким мон-рем был передан униатам. В 1632 г., когда правосл. Церковь в Речи Посполитой была легализована благодаря изданию «Статей для успокоения народа русского греческой религии», Рождество-Богородицкий мон-рь был возвращен православным. Вскоре удалось вернуть и Б. м.: 4 окт. 1633 г., заручившись письменным распоряжением воеводы Р. Лещинского (владельца или арендатора земель, на к-рых располагался мон-рь), мещане Бреста во главе со слугой воеводы Я. Балцеровичем призвали в Б. м. монахов из правосл. Яблочинского мон-ря . С этого времени Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печерском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы , преподобный Афанасий вновь вступил на свое игуменство. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений – «Дневник» («Диариуш»). Как свидетельствует история создания «Дневника» и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой половины XVII века, святой Афанасий стремился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из исторических страниц напряженной борьбы православного народа против римо-католической агрессии. Вернувшись в Брест, святой Афанасий не долго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинал унию?» «Да, – ответил святой Афанасий, – потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть». В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: «Что я сказал, то сказал, и с тем умираю». После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Arhiva Exarhul Patriarhal al întregii Belarus a condus solemnitile în cinstea sfântului cuviosului mucenic Atanasie de Brest 19 septembrie 2014 17:03 18 сентября 2014 года, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел совершил Божественную литургию в Афанасиевском мужском монастыре города Бреста. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий , архиепископ Люблинский и Холмский Авель ( Польская Православная Церковь ), архиепископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир , викарий Новогрудской епархии епископ Сморгонский Петр , епископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епископ Клинцовский и Трубчевский Сергий , управляющий делами Минской экзархии архимандрит Антоний (Доронин) , секретарь Брестского епархиального управления протоиерей Петр Романович и духовенство из Белоруссии, России, Украины и Польши. Перед Литургией был совершен крестный ход от Симеоновского кафедрального собора г. Бреста в Афанасиевский монастырь. Шествие возглавил епископ Брестский и Кобринский Иоанн. На богослужении молились председатель Брестского городского Совета депутатов Н.В. Красовский, глава администрации Ленинского района города Бреста Д.Н. Городецкий, начальник отдела по делам религий и национальностей Брестского облисполкома А.А. Цырельчук, генеральный консул Российской Федерации в городе Бресте Н.Н. Матковский, генеральный консул Украины в городе Бресте О.И. Мысык, вице-консул Республики Польша в городе Бресте Славомир Лучак, почетный консул Франции в Бресте Л.В. Стаецкий, а также другие представители городской и районной администрации. По окончании Литургии митрополит Павел в сопровождении епископа Иоанна, архипастырей, священников и других высоких гостей направился в Рождество-Богородичный женский монастырь города Бреста. Предстоятель Белорусской Православной Церкви посетил храм Рождества Пресвятой Богородицы и ознакомился с устройством обители. После трапезы Патриарший экзарх возложил цветы к памятнику преподобномученику Афанасию Брестскому. Затем митрополит Павел посетил Брестский областной общественно-культурный центр, где встретился с духовенством, сестрами сестричеств милосердия и членами молодежных братств Брестской епархии . Далее Патриарший экзарх в сопровождении епископа Брестского Иоанна направился Никольский храм г. Бреста. Пообщавшись с духовенством и прихожанами храма, митрополит Павел подарил приходу образ святителя Кирилла, епископа Туровского. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3751209...

Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на ее верных чад представители Восточного Православия на Брестском Соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь. Мученическая кончина святого страстотерпца Афанасия, игумена Брестского, последовала 5 сентября 1648 года (сведения о жизни и подвиге помещены 5/18 сентября). В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие лежало в земле без церковного отпевания. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения игумена. Земля, в которой был погребен мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Ночью иноки выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром — в свой монастырь, где спустя несколько дней, 3 мая, с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника. Земная жизнь преподобномученика Афанасия прекратилась, но память о нем всегда оставалась живой и священной среди православного населения западно-русского края. Глубоко чтилось здесь верующими его святое имя, а нетленные мощи святого преподобномученика, положенные в медную раку, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали громадное количество верующих. 8 ноября 1815 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, сгорела деревянная монастырская церковь, а медная рака, в которой хранились мощи преподобномученика, расплавилась в пламени пожара. На следующий день после пожара уцелевшие частицы мощей были найдены священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями города Бреста и положены под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010