VI Национальный фестиваль республики Беларусь «Праздник колокольного звона» прошел в Бресте 21 сентября 2006 г. 16:06 17-18 сентября в Белоруссии прошел VI Национальный фестиваль «Праздник колокольного звона», который представляли две республиканские школы звонарей: Минская и Витебская. Он впервые проводился в Бресте и был посвящен памяти прпмч. Афанасия Брестского, 357-летие со дня мученической смерти которого чтила Православная Церковь 18 сентября. Фестиваль колоколов открылся накануне в субботу большим праздничным трезвоном со звонницы Свято-Симеоновского кафедрального собора после молебна, который возглавил епископ Брестский Иоанн. В фестивале приняли участие 12 звонарей из всех епархий Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. В рамках программы фестиваля выступил хоровой коллектив прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г. Минск) под управлением Ольги Янум. В числе участников праздника был 25-летний звонарь Александро-Невского кафедрального собора г. Кобрина Василий Мазейчик. Несколько дней назад он вернулся из Ярославля, где проходил Международный конкурс звонарей «Преображение», в котором Василий представлял Беларусь и Брестчину. Он вернулся домой дипломантом конкурса. Витебскую школу представлял ее руководитель диакон Димитрий Горанский, а свое умение владеть сразу 11-ю голосами (а именно столько колоколов у Максима на родной колокольне в Благовещенском храме Витебска) показал преподаватель витебской школы Максим Лемачко. Для Витебской школы, несмотря на то, что существует она только три года, участие в фестивалях — дело привычное: именно она является организатором и непосредственным участником колокольного праздника на ежегодном фестивале в Витебске «Славянский базар». В этот субботний день голос колоколов в исполнении участников фестиваля звучал также в Свято-Никольском братском храме, Свято-Никольском гарнизонном соборе в крепости и Свято-Воскресенском соборе Бреста. В воскресенье в день памяти Афанасия, игумена Брестского, колокольный звон сопровождал крестный ход, который прошел от Свято-Симеоновского кафедрального собора в Бресте в село Аркадию в обитель, построенную на месте гибели прпмч. Афанасия. Здесь же в небольшом Свято-Афанасьевском храме монастыря состоялась Божественная литургия, которую служили архиепископ Люблинский Авель ( Польская Православная Церковь ) и епископ Брестский Иоанн в соборном сослужении духовенства Брестской епархии. Почетным гостем праздника был Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии и Черногории в Республике Беларусь г-н Сречко Джукич. Вторая Пасха для Брестчины, как назвал праздник памяти святого Афанасия владыка Иоанн, завершилась колокольным звоном. «Брест Православный» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/143966.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобномученик Афанасий Брестский (+ 1648) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 5 сент. в день мученической кончины, 20 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Время прп. Афанасия было временем насильственного введения на Брестском Соборе унии (соединения) Православной Церкви с Римско-католической в подвластной Польше Западной Руси. Те, которые оставались верными Православию, подвергались преследованиям. От этих преследований православные или уходили в степи, за Днепровские пороги, или объединялись под защитой немногих оставшихся верными Православию вельмож. Большинство же дворянства поддалось соблазну ополячения и окатоличения, главным образом под влиянием придворной жизни и иезуитских школ. Но городские жители — мещане — стали образовывать церковные братства в защиту Православия; этим братствам Патриарх Константинопольский (которому подчинена была Западнорусская Церковь) даровал право самоуправления, то есть независимости от местных епископов. Он сделал это потому, что не мог доверять высшему западнорусскому духовенству, так как оно назначалось королем из лиц нестойких, безвольных, ведущих светский образ жизни и не только не способных оказать сопротивление воле правительства, но даже охотно содействовавших проведению унии. Эти-то иерархи и подписали в 1596 г. незаконную Брестскую унию. Прп. Афанасий (Филиппович) родился в это темное время, в 1597 г., в Бресте. Семья его сыздавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Он получил прекрасное образование, знал языки — русский, польский, греческий и латинский — и будучи 30 лет поступил в Виленский Свято-Духов монастырь, откуда его скоро перевели в Купятицкий монастырь в Минской области. По дороге он встретил калеку, нес его на своих плечах, и этот человек научил его непрестанной молитве.

http://sedmitza.ru/lib/text/437612/

5/18 Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (1). Преподобномученика Афанасия Брестского (1648). Убиение благоверного князя Российского Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Тропарь пророку Захарии, глас 4 Священства одеждею обложен, премудре,/по закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие,/и был еси светильник и зритель тайных,/знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре,/и мечем убиен быв в храме Божии, Христов пророче,/с Предтечею моли спастися душам нашим. Тропарь пророку Захарии и праведной Елисавете, глас 2 Праведных Твоих, Захарии и Елисаветы, Господи, память празднующе,/теми молим Тя:/спаси души наша. Кондак пророку Захарии, глас 3 Пророк днесь и священник Вышняго,/Захария, предложи Предтечев родитель трапезу своея памяти,/верныя питая, питие бо правды всем растворив;/сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати. Кондак праведной Елисавете, глас 4 Яко луна полна,/Свет Правды от Мысленнаго Солнца Мессии прияла еси,/и во всех заповедех Господних с Захарием ходила еси, Боговозлюбленная Елисавето./Достойными убо тя песньми ублажающе,/Всещедраго Света, просвещающаго всех, Господа величаем. Величание Величаем вас,/святии праведнии Захарие и Елисавето,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобномученику Афанасию Брестскому, глас 2 Блажен еси, отче наш Афанасие,/яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру,/со умилением присно поя неседальное Пречистей,/заповедуя никомуже нарушети Православныя веры святыя,/пострадав за свидетельство истины даже до смерти./Мы же, чтуще святыню твою,/со дерзновением взываем ти: отче наш, преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак, глас 4 Монашескаго жития украшение и мучеников красоту явил себе житием твоим, Афанасие,/и, яко солнце пресветлое, людем православным возсиял еси./Темже и Христос даром чудес обогати тя,/да чтуще пресветлую память твою, зовем ти:/поминай стадо твое молитвами твоими, преподобне. Ин кондак, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег, и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднен, его храм обращен в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в городе Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии – вот в чем видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. «Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии». Такими были слова твердого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: «Уния исчезнет, а Православие процветет». Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице). Литература: 1 . Дневник Брестского игумена Афанасия (подлинник). ГИМ, Синодальное собрание, 856. 2 . Иосиф, епископ. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Воронеж, 1899. 3 . Корчинский И. В. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский. Гродно, 1915. 4 . Служба с акафистом святому преподобномученику Афанасию, игу мену Брестскому. Варшава, 1929. 5 . Коршунов А. Афанасий Филиппович. Минск, 1965. 6 . Дневник (Диариуш) Брестского игумена Афанасия Филипповича. – Русская историческая библиотека, т. 4. СПб., 1878, стлб. 49–155. 7 . Паевский Л., священник. Город Брест-Литовск и его древние храмы. Исторический очерк. Гродно, 1894. Святаго праведнаго Аарона первосвященника Тропарь, глас 3: Стеблю Левиина корене,/приимый чин древняго Мафусаила,/он бо отча ради к Богу вознесения,/ты же братня ради с Богом беседования,/первосвященный во Израили молебниче о всех,/умоли Бога купно с братом своим боговидцем,/да избавимся от всякия скорби. Кондак, глас тойже: Преиспещрено имый одеяние от честных камений,/процветенный священством, Аароне,/твой сухий жезл процветущий/прообразоваше от Нескверныя Пречистыя Девы Сына Божия рождество,/истиннаго Священнопастыря старейшаго,/Егоже моли со всеми освященными лики,/да спасет ны по велицей Его милости. Сведения о святом Аароне смотри в Книге Исход. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что было тогда, в XVI-XVII веках, может в каких-то чертах повториться в XXI веке. Сборище взятых под крыло Фанара раскольников станет очередной прослойкой так называемого «Народа Божия» вслед за украинскими униатами той, первой, формации. И вождями этого сборища станут самые негодные из архиереев и священников, на ком, как говорится, клейма ставить негде, под стать лжепатриарху Филарету Денисенко. Большого мужества требовало недавнее (13 ноября) решение Собора епископов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прервать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. Оно крайне важно и своевременно. Не по команде из Москвы (как могли бы говорить некоторые), а собственным соборным решением украинские иерархи встали за истину. Что их ждет в дальнейшем? Разумеется, гонения. Однако любые, сколь бы лютые, гонения, никогда не ослабляли, а лишь укрепляли истинно верующих. Ослабляли же всегда лишь лукавство и всякого рода компромиссы с совестью. Вспомним о гонениях со стороны униатов и стоявших за ними папистов против преподобномученика Афанасия Брестского (+ 1 июля 1648 г.). Он ездил на поклон к московскому Царю Михаилу Феодоровичу, что вменили ему в преступление; он ходатайствовал, по повелению Царицы Небесной, с необыкновенной настойчивостью перед королем и сеймом о свободе для Православия и об упразднении унии, за что был объявлен помешанным умом и водим был с позором от одного продажного архиерея к другому, по слову свт. Петра (Могилы), как от Анны к Каиафе. Наконец, за Афанасия взялись сами иезуиты. После продолжительных пыток, целью которых было склонить его к унии, они, убедившись в тщетности своих усилий, расстреляли его и зарыли в могилу еще живым. Нынешней Украинской Церкви Московского Патриархата тоже ставится в вину подобное «преступление», суть которого – в симпатии к суверенному Русскому государству и его главе. Будут требовать, в нарушение церковных канонов, перехода в раскол, представляющий собой скрытую унию с папизмом. Возможно, будут объявлять священнослужителей повредившимися умом. Возможно, будут пытать, добиваясь перехода в указанную скрытую унию. Но не победят, как не победили преподобномученика Афанасия Брестского, чьи мощи впоследствии были обретены нетленными.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/20/po...

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В августе 1946 года церковь открыла всё таки свои двери для прихожан. В ней стали проводить богослужения, хотя священник туда назначен не был, а временное обслуживание этой церкви епархия поручила священнику второй витебской, Казанской церкви. Покровская церковь расположена в центре города, а Казанская в 4 км от неё, в рабочем посёлке. Когда же выяснилось, что здание Покровского храма нуждается в довольно крупном ремонте, несмотря на своё обязательство ещё до открытия церкви произвести этот ремонт, учредители общины через некоторое время заявили о своём отказе от церковного здания - и церковь была закрыта. В 1947 году здание было обследовано комиссией, которая установила, что церковь может быть восстановлена. Трещины за полгода наблюдений не увеличились, но без крыши здание начнёт разрушаться, что и происходило в течении сорока последующих лет. В 1980-х гг. заброшенное здание собирались уничтожить. Но этому помешала начавшаяся в СССР Перестройка. Витебская интеллигенция, объединившись в клуб " Узгорье " провела 40 субботников по расчистке здания. В 1986 году было принято решение восстановить здание храма. В 1987 году начата реставрация по проекту витебских архитекторов И. Ратько и Б. Ляденко. 20 ноября 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР постановил зарегистрировать в Витебске " Второе религиозное общество " Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в храме состоялось первое богослужение. Реставрация Свято-Покровского собора была завершена в 1992 году, когда на Витебщине проходили празднования в честь 1000-летия Православия на Беларусии. 25 сентября 1998 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Об этом напоминает памятная доска, размещённая на западном фасаде здания. 27 сентября 2009 года Покровский собор посетил следующий Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. В бывшем монастырском корпусе разместился приписной храм во имя святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Покровский собор расписан московским иконописцем Владимиром Александровичем Сидельниковым, членом Российского Союза художников. С сайта: www.evitebsk.com/wiki/Храмы Витебска и окрестностей/Покровский собор Комментарии и обсуждение К собору приписан крестильный храм в честь прмч. Афанасия Брестского (210015, г. Витебск, ул.Шубина, 2.). sppsobor.by --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=03721

Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1839 году Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского. В советское время монастырь был закрыт. Борисоглебский храм был возвращен Церкви в 1991 году и в настоящее время является приходским. Храмы: Афанасия Брестского, Бориса и Глеба. http://drevo-info.ru/articles/18052.html В исторической части Гродно, на высоком правом берегу Немана, неподалёку от старинного замка, стоит небольшая церквушка во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известная также как Коложская - по названию урочища, которое когда-то находилось на этом месте. Предположительно, церковь была построена во время правления гродненских князей Бориса и Глеба Всеволодовичей и освящена в честь их небесных покровителей, Бориса и Глеба. В честь первых русских святых Всеволод Давыдович Гродненский назвал своих старших сыновей, которые после смерти отца зимой 1141 года возглавили Гродненское княжество. Наличие храма с Борисоглебским посвящением в древнем Гродно и соответствующей практики имянаречения местных князей со всей очевидностью доказывает, что культ первых русских святых являлся частью церковной жизни Гродно XII века. По другой версии - храм возведён в 1180-е годы детьми Бориса и Глеба. Возведение церкви осуществлялось на месте урочища Коложань (слово " коложень " обозначает место, где бьют многочисленные родники), которое почиталось окрестными язычниками.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Арефа Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 24 октября/6 ноября) Аристарх , ап. от 70-ти, еп. Апамейский, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля; 27 сентября/10 октября) Аристовул , ап. от 70-ти, еп. Британский (Британский) (4/17 января ап.]; 16/29 марта; 31 октября/13 ноября) Аркадий Вяземский и Новоторжский , прп. (14/27 августа; 13/26 декабря; 11/24 июля) Аркадий Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Арсений I Сербский , архиеп. (30 августа/12 сентября [Серб.]; 28 октября/10 ноября) Арсений Великий , прп. (8/21 мая) Арсений Комельский , Вологодский, прп., игумен (24 августа/6 сентября) Арсений Коневский , прп. (12/25 июня) Арсений Латрийский , прп. (13/26 дексбря) Арсений Новгородский , Христа ради юродивый (12/25 июля; 8/21 мая) Арсений Печерский , Трудолюбивый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Арсений Тверской , еп. (2/15 марта; в первое воскресенье после 29 июня; 2/15 июля) Артема Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Артемий Антиохийский , военачальник, вмч. (20 октября/2 ноября) Артемий Веркольский , прав., отрок (23 июня/6 июля; 20 октября/2 ноября) Артемон Лаодикийский , пресвитер, сщмч. (13/26 апреля) Архипп , ап. от 70-ти, еп. Колоссянский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Асинкрит , ап. от 70-ти, еп. Гирканский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Афанасий Афонский , прп., игумен (5/18 июля) Афанасий Брестский , игумен, прп. (20 июля/2 августа; 5/18 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесят. (Белорус)) Афанасий Великий , Александрийский, архиеп. (18/31 января; 2/15 мая) Афанасий Наволоцкий , прав. (18/31 января) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Сидящий , Константинопольский, Лубенский чудотворец, патр. Цареградский (2/15 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобномученик Афанасий Брестский 18 сентября (5 сентября по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Главной целью своей жизни и служения святой Афанасий видел всецелое утверждение Православия и уничтожение позорной унии на землях Юго-западной Руси. Будучи поставлен игуменом Брестского Симеонова монастыря, преподобный Афанасий в течение 10 лет отстаивал права православного Брестского братства и боролся с униатами, за что претерпел множество обид и притеснений от них и властей Речи Посполитой, трижды был заключен в тюрьму за свои убеждения. Но попытки склонить святого к измене Православию оказались напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого за проклятие унии святой был приговорен к смертной казни. П реподобномученик Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года. Промыслом Божиим о жизни преподобномученика Афанасия Брестского мы можем узнать из его собственных записей, изложенных в дневнике, или, как было принято в XVII веке называть его, «Диариуше», самого святого. Это действительно уникальное явление, когда на состояние светского и, в особенности, церковного общества того времени мы можем посмотреть глазами святого. Но кроме исторического материала, этот источник интересен духовным содержанием, которое во многом актуально в современных реалиях. Родился преподобный Афанасий около 1597 года в благочестивой семье Филипповичей в Бресте. В молодые годы некоторое время преподавал в домах шляхты, в том числе у канцлера литовского Льва Сапеги. Но «осознав преходящесть мира сего, чернецом стал в году 1627 в Вильне при церкви православной Святого Духа пострижен быв господином отцом славной памяти Иосифом Бобриковичем» . После этого по послушанию святой Церкви пребывал в разных обителях Белой Руси и Киева, был три года наместником Дубойского монастыря под Пинском. Наконец, в 1638 году преподобный Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Здесь и начинается его «житие, по Христе крестоносное и многострадательное», как говорил один из современников святого.

http://pravoslavie.ru/73694.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010