Практическая мудрость жизни указывала на Запад. Перед лицом угрозы Унии православные должны были даже против воли искать союзников среди протестантов и “инославных”. И многие были готовы идти даже дальше простого практического сотрудничества: в этом смысле очень характерны, например, отношения православных и кальвинистов на съезде в Вильно (1599), когда был заключен религиозно-политический союз – “Конфедерация”. Князь К. Острожский привлек для составления православного опровержения на книгу Петра Скарги “На отпадение греков” социнианина Мотовилу, к величайшему негодованию и возмущению непримиримого князя А.М. Курбского. А ответ православных на книгу Скарги о Брестском Соборе был фактически написан кальвинистом. На титульном листе знаменитого “Апокрисиса”, отпечатанного в 1587 году, стоит имя Христофора Филалета. Можно с достаточным основанием догадываться, что этот псевдоним принадлежит известному дипломату того времени, Мартину Броневскому, секретарю короля Стефана Батория, активно участвовавшему в конфедерации между православными и евангелистами. В самом “Апокрисисе” заметно сходство с Кальвиновским “Institutio Christianae religionis” 9 . Во всем этом не заключалось ни сознательного предательства православной традиции, ни склонности к протестантизму. Всего важнее и опаснее было то, что русские писатели привыкли обсуждать религиозные и богословские вопросы в их западной постановке. Опровергать латинизм ведь совсем еще не значит укреплять православие. В спорах с Римом православные все чаще подхватывают доводы реформаторов, далеко не всегда совместимые с православными предпосылками. Исторически эта прививка протестантизма, может быть, и была неизбежна: но под нею замутился и потускнел идеал славянской и греческой культуры. Нужно прибавить: и на греческую помощь не всегда можно было положиться. Ведь греческие учителя обычно приходили с Запада, где учились сами, – в Венеции, Падуе, Риме, или даже в Женеве и Виттенберге. Ни в одном из этих центров западной учености они не находят византийской традиции, восходящей к Святым Отцам. Скорей уж они приносят оттуда западные новшества. В XVI веке это бывали обычно протестантские симпатии, позже, напротив, неприкрытый латинизм. В жестоких словах униатского митрополита Ипатия Поцея, обращенных к Патриарху Мелетию Пигасу – что в Александрии Кальвин занял место Афанасия, Лютер правит в Константинополе, а Цвингли в Иерусалиме 10 – есть доля горькой правды. Достаточно напомнить об “Исповедании” Кирилла Лукариса, подлинность которого больше не подвергается сомнению. Неожиданное исповедание православным Патриархом кальвинизма может быть частично объяснено его обучением в Женеве, а частично – тем, что он жил в Западной Руси как раз в период общей борьбы с Унией. Возможно, поэтому он и решил “объединиться” с представителями Женевского Вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Брестский, прмч. Описания иконы Афанасий Брестский, прмч. - житие Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (память 20 июля и 5 сентября по старому стилю) «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов 6, 2-3) — мог бы воспомянуть слова многострадального Иова преподобный мученик Афанасий, игумен Брестский, сражавшийся мечом духовным за православную веру, гонимый и убиенный отступниками, сыновьями лжи. Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одно[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Помещен под 4 числом. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/. Частное собрание. Файл 4334.jpg:   Размер: 292x1116, 0.33 MPix, 42 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (156) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 4335.jpg:   Размер: 607x1200, 0.73 MPix, 112 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (147) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1289

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Брестский, прмч. - житие Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (память 20 июля и 5 сентября по старому стилю) «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов 6, 2-3) — мог бы воспомянуть слова многострадального Иова преподобный мученик Афанасий, игумен Брестский, сражавшийся мечом духовным за православную веру, гонимый и убиенный отступниками, сыновьями лжи. Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где, наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий. Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.

http://pravicon.com/info-1841

Минск. Церковь Афанасия Брестского. Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия Брестского Год постройки:Между 2005 и 2008. Архитектор:М.И. Лукьянчик Ссылки:   Адрес: Минская обл., Минский р-н, г. Минск, ул. Рогачёвская, д. 3 (в в/г Уручье на территории в/ч) Координаты: 53.943715, 27.720415 Проезд:Проезд до ст. м. Уручье, затем авт.80, 99,139 до ост. Рогачёвская Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 12 октября 2008 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси совершил чин освящения престола и храма в честь этого великого исповедника земли белорусской. Настоятель иерей Александр Путько был возведен в сан протоиерея, жертвователи и устроители храма награждены орденами Кирила Туровского II степени, медалью Кирила Туровского, медалью Ефросиньи Полоцкой. Владыка Филарет преподнес в дар библиотеке прихода редкое издание Священного Писания. История прихода начинается с храма в честь Афанасия Брестского в п. Озерище. С 2005 года, после пожара, уничтожившего этот храм, начинается строительство нового храма в м/р Уручье. В этот период богослужения совершались в вагончике. С 2007 начались службы в нижнем храме. С сентября 2008 действует воскресная школа и библиотека. Храм расположен в минском микрорайоне Уручье. В стенах храма можно поклониться списку образа Пресвятой Богородицы " Всецарица " . Прежде приход в честь преподобного праведника земли белоруской существовал на другом месте, в поселке Озерище, но в 2005 году был уничтожен пожаром. В 2008 году состоялось открытие новой церкви в микрорайоне Уручье. Храм двухпрестольный. Верхняя часть освящена в честь Афанасия Бресткого. Престол нижнего, криптового храма, освящен в честь Всех святых, в земле российской просиявших. Источник: http://must-see.top/hramy-minska/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09058

Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Литургию в храме прпмч. Афанасия Брестского г. Минска 2 августа 2022 г. 15:51 2 августа 2022 года, в день памяти пророка Илии и празднования обретения мощей преподобномученика Афанасия Брестского, Патриарший экзарх всея Беларуси  м итрополит Минский и Заславский Вениамин  совершил Божественную литургию в храме в честь преподобномученика Афанасия города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили председатель Синодального отдела  Белорусской Православной Церкви  по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, благочинный 4-го Минского городского церковного округа протоиерей Феодор Повный, настоятель прихода храма в честь преподобномученика Афанасия Брестского протоиерей Александр Будько, председатель Наградной комиссии Белорусского экзархата иерей Дионисий Ковалев и клирики прихода. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Натальи Гирш. На малом входе во внимание к усердным трудам во благо Церкви Христовой клирик храма протоиерей Димитрий Шиленок был удостоен права ношения креста с украшениями. После сугубой ектении митрополит Вениамин вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Шиленок. По отпусте Божественной литургии было совершено молебное пение с крестным ходом, затем Патриарший экзарх обратился к присутствовавшим со словом назидания. Далее митрополит Вениамин отметил духовенство и прихожан храма наградами Белорусской Православной Церкви и грамотами Патриаршего экзарха. Настоятель храма протоиерей Александр Будько обратился к владыке Вениамину с приветственным словом, в котором поздравил Его Высокопреосвященство с праздником и поблагодарил за совместную молитву. На память архиерею была подарена панагия. В завершение Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Слоним. Церковь Афанасия Брестского в Альбертине. Церковь. Действует.   Престолы: Афанасия Брестского Год постройки:1933. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская область, Слонимский район, г. Слоним (Альбертин), ул. Войкова, д. 21 Координаты: 53.077793, 25.392601 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 26 сентября 1924 г. на окраине фабричного посёлка Альбертин иезуиты восточного обряда получили в подарок от фабриканта В. Пусловского около 4,5 га земли с бараком для постройки миссионерского центра для пропаганды и распространения унии. Папа Пий 11 особо опекал эту миссию, а так же Виленский бискуп Ю. Метулевич и Р. Яблыжский – Виленский митрополит, архиепископ. На деньги Пусловского униаты построили монастырский комплекс: церковь, монастырь, школу, баню. Первым игуменом был В. Леигкевич, который и руководил миссией. 24 июля 1925 г. Альбертин назначен как приход восточнославянского обряда. В 1942 г. миссию закрыли. Потом монастырский комплекс перешёл Православной Церкви, где, по воспоминаниям прихожан, жил иеромонах Вениамин из Свято-Успенского Жировичского монастыря. По окончанию ВОВ в 1944 г. все строения власть забрала под Детский дом. Когда Детский дом перевели в новое здание, то монастырский комплекс (с 1967 г.) стал школой г. Слонима. Здания пробыли школой до 1987 г., а затем на этом месте была организована турбаза, сейчас – это здание пустует. Сам храм был передан Православной общине в 1991 г. Приход возобновил свою деятельность в 1991 г. и 8 сентября храм был освящён епископом Константином (Горяновым). Настоятелями этого прихода были иерей Николай Летуновский, протоиерей Анатолий Пепеля. С августа 2000 г. настоятелем прихода является протоиерей Владимир Бобчик. При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых, также имеется библиотека. 27 октября 2008 г. состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Освящение совершил архиепископ Гурий (Апалько). 1 февраля 2019 г. приходу было передано здание духовно-просветительского центра, где сейчас ведутся ремонтные работы. Ежегодно 18 сентября, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, совершается крестный ход из Альбертина в с. Шиловичи в память о мученической кончине священника Андрея Куца. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13719

В Бресте отметили день памяти святого преподобномученика Афанасия Брестского 20 сентября 2007 г. 16:20 18 сентября 2007 года, в день памяти преподобномученика Афанасия Брестского, митрополит Минский и Слуцкий Филарет , Патриарший Экзарх всея Беларуси, в сослужении епископа Гродненского и Волковысского Артемия , а также православных иерархов из Польши и Украины совершил праздничную Божественную литургию и молебен в соборном храме Свято-Афанасиевского мужского монастыря в Бресте. Как сообщает пресс-служба Гродненской епархии , по окончании богослужения владыка Филарет и участники торжеств во главе с мэром Бреста А.С. Палышенковым возложили цветы к памятнику преподобномученику Афанасию у Свято-Симеоновского кафедрального собора. Церемония открытия и освящения памятника небесному покровителю Брестчины преподобномученику Афанасию, игумену Брестскому, состоялась 2 октября 2005 года. Идею создания памятника Афанасию Брестскому тогда поддержали светские власти, а средства были предоставлены благотворителями и простыми верующими. 1632 года инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Святой Афанасий, по особому благословению Божией Матери, самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русских земель, захваченных Речью Посполитой. С 1638 по 1648 год святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев, чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями. Попытки сломить духовную целеустремленность святого были напрасными. Над ним был снова устроен суд, решением которого, за проклятие унии, преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался в ночь с 4 на 5 сентября 1648 года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/297239.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Кафедральный собор во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 2001 г. Белорусского Экзархата РПЦ. Территория включает в себя 8 районов Брестской обл. Белоруссии, к-рым соответствуют 8 благочиннических округов епархии: Брестский, Берёзовский, Дрогичинский, Жабинковский, Каменецкий, Кобринский, Малоритский и Пружанский. Кафедральный город - Брест. Правящий архиерей - еп. Иоанн (Хома). На 1 янв. 2003 г. в епархии существовали 163 прихода (143 храма), 3 мон-ря, численность духовенства - 162 священника и 14 диаконов. Территория Б. и К. е. до 1944 г. Появление первых каменных храмов на Брестской земле (св. Петра в Берестье (совр. Брест) и Благовещенского в Каменце) связано с деятельностью владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича († 1288/89); по-видимому, начиная с сер. XIII в. или даже ранее данная территория являлась частью Владимиро-Волынской епархии , епископы к-рой в XV - нач. XVII в. именовались «Владимирскими и Берестейскими». В XVI в. Брест являлся центром одной из протопопий (округа) епархии с главным храмом - собором во имя свт. Николая (территория совр. Брестской крепости). В Бресте в 1590-1594 гг. проходили Соборы западнорус. епископов (см. Брестские Соборы ). БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ БРЕСТСКАЯ И КОБРИНСКАЯ ЕПАРХИЯ После заключения в 1596 г. Брестской унии подавляющее большинство правосл. приходов и мон-рей Брестщины подчинились униатской Киевской митрополии. Активное сопротивление насаждению унии в кон. XVI - нач. XVII в. оказывали брестские братства Николаевское и Рождество-Богородицкое, стойким защитником Православия был игум. брестского Симеоновского мон-ря прмч. Афанасий (Филиппович) . В 1765 г. в составе Владимирской униатской епархии было учреждено Брестское вик-ство, в 1798 г. преобразованное в самостоятельную епархию, к-рая в 1808 г. частично, а в 1828 г. целиком вошла в состав Литовской униатской епархии. Немногочисленные существовавшие на Брестской земле правосл. приходы окормлялись в разное время епископами Луцкой , Могилёвской , Минской епархий.

http://pravenc.ru/text/153417.html

Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя Михаила Федоровича Романова , Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера. В том же 1627 году он принял постриг от игумена Иосифа (Бобриковича) в Виленском монастыре Святого Духа . В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей , а затем — в Межигорской обители под Киевом . В 1632 году инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском . В 1636 году ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл , нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов. Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Илариону (Денисовичу) . Существует предание что сюда его направила явившаяся ему во сне Богоматерь : словно сойдя с Оршанской иконы Божией Матери , Она предсказала ему мученическую кончину, утешила и указала подвизаться в Купятицком монастыре. С 1640 по 1648 года святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря . Он выступал против унии с Римом , отстаивая права Брестского православного братства и стараясь юридически оформить их. Преподобный претерпел много обид от униатов и незаконных наказаний от властей, трижды испытал тюремное заключение. Святой был направлен властями в Киев , чтобы предстать перед духовным судом, но был оправдан, вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет преподобный Афанасий, находясь в среде недоброжелательно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал своими страданиями.

http://drevo-info.ru/articles/2133.html

Обличение это, произнесенное 10 марта 1643 года, привело короля и сейм в сильнейшее раздражение. Игумена Афанасия арестовали и заключили вместе с соратником его диаконом Леонтием в доме королевского привратника Яна Железовского на несколько недель — до сеймового разъезда. Лишенный возможности разьяснить причины своего выступления, игумен Брестский возложил на себя подвиг добровольного юродства, и 25 марта, на празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, бежал из-под стражи и, встав на улице в каптуре и параманте, бия себя посохом в грудь, принародно произнес проклятие унии. Вскоре он был схвачен и вновь заключен под стражу, а после окончания сейма предан церковному суду. Суд, для успокоения властей, временно лишил его иерейского и игуменского сана и отправил в Киев на завершительное разбирательство консистории. В ожидании окончательного постановления суда преподобный Афанасий подготовил объяснительную записку на латыни, ибо предполагался приезд правительственного обвинителя. Вдали от раздраженной Варшавы и верховных властей суд, проходивший под председательством ректора Киево-Могилянской коллегии Иннокентия Гизеля, постановил, что Афанасий уже искупил свой «грех» заключением, и поэтому ему предоставляется свобода и возвращается священнический сан. Митрополит Петр Могила подтвердил это решение и 20 июня отправил преподобного в монастырь Симеона Столпника с посланием, в котором предписывалось быть более осторожным и сдержанным в церковных делах. Так преподобный Афанасий возвратился в Брест, где и прожил «в покое время немалое». Покой этот был весьма относительным, ибо не прекращались непрерывные нападения на обитель иезуитских студентов и униатских священников, оскорблявших и даже избивавших православных иноков. Рассчитывая получить поддержку у новогородского воеводы Николая Сапеги, считавшегося патроном Симеонова монастыря, и в уповании на то, что он поможет исхлопотать охранную грамоту для православных берестейцев, преподобный Афанасий отправился в Краков, занимаясь одновременно сбором пожертвований для своей обители. К сожалению, поддержки вельможного воеводы найти не удалось, и преподобный направился к московскому послу князю Львову, проживавшему в то время в Кракове и занимавшемуся расследованием о самозванцах. Встретившись с ним, Афанасий рассказал о своем путешествии в Москву, а также сообщил множество фактов о Яне-Фавстине Лубе, предъявив одно из его последних посланий, определенные фрагменты которого давали основания возбудить против самозванца судебное расследование.

http://pravicon.com/info-1841

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010