Послы на это объявление сказали панам: «Вор говорит, что царевичем себя не называет, но он говорит неправду, избывая своего воровства; у нас есть письма собственной его руки, где он себя пишет царевичем». При этом послы показали панам письмо, которое дал им в Кракове брестский игумен Афанасий, воспитатель Лубы; канцлер Оссолинский показал письмо Лубе, и тот объявил, что это его рука. Канцлер, прочтя письмо, сказал: «Здесь этот детина приписал своею рукою имя свое – Иван Фаустин Дмитрович, а царевичем себя не называл». Послы отвечали: «В этой грамотке написано, что у царевича на обеде писано в его царевичевом жилище: ваши, панов радных, неправда и умышленье явны: что и написано, и то укрываете; ваше умышленье по всему видеть можно и неправды ваши явно вас обличают, а этому вору и безымянному без королевского повеленья и без ведома вашего, панов радных, и всей Речи Посполитой, как было посметь называться и писаться таким высоким званием, царевичем?» Паны говорили: «Если б ему писаться и называться царевичем московским, то он бы писался не латинским именем; а что написано в жилище царевичеве или на обеде, то часто бывает, что урочища, места и веси называются: царево или королево». Послы: «Стыдно вам это говорить, такого вора укрывать и за него стоять». Паны: «Мы за ним никакого воровства не знаем, зла Московскому государству не умышляем, царевичем его не признаем, а отдать его вам никак нельзя, потому что он польского народа шляхтич». Послы повторяли прежнее; паны говорили, что они на сейме подтвердят и в конституции напечатают, что вперед от Лубы и ни от кого другого под Московское государство подыскиванья не будет. Послы отвечали на это: «Хотя от того вора в Польше и Литве заводу и не будет, но он для воровства куда-нибудь отъедет и приберет к себе воров черкас своевольников или в иное государство отъедет и смуту учинит: тогда на ком будет взять?» Паны отвечали: «Мы дадим укрепленье за своими руками и печатями, что ничего этого не будет». Послы: «Этому верить нельзя, потому что и теперь этот воровской умысел объявляется: когда мы были в Кракове, то приходили королевские дворяне и говорили: если у вас с панами сделки не будет, то у нас на Московское государство Дмитрович с черкасами готов; воровской завод и умышленье тут означились явно». Паны: «Король велел своим дворянам за такие речи по сыску наказанье учинить». Послы повторяли свое: паны говорили с большим шумом и после многих споров и разговоров отказали впрямь, что им мимо своих прав шляхтича отнюдь выдать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Настоящим событием в осмыслении церковной истории явилась историко-богословская конференция, посвященная 1000-летию образования Полоцкой епархии, состоявшаяся в 1992 году. Впервые в научной жизни Беларуси на совместном заседании встретились светские исследователи и богословы, открыто и непредвзято поставившие вопрос о роли Православной Церкви в истории Беларуси. Материалы, опубликованные по итогам этой конференции, по сей день привлекают яркостью мысли, новизной в понимании прошлого и настоящего Беларуси. Традиция проведения юбилейных конференций получила развитие. В 1996 году в рамках научно-богословской конференции, посвященной памяти преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, были обсуждены проблемы, связанные с 400-летнем Брестской церковной унии13. В 2005 году XI-e Минские епархиальные Чтения, посвященные 1000-летию Туровской епархии, дали возможность проверить научную достоверность имеющихся исторических суждений о ее возникновении и дополнить их новыми малоизвестными страницами. Каждое заседание этих конференций стало ответом на злободневные вопросы, выдвинутые временем и проверенные в богомудром наследии отцов и учителей Церкви. Наряду с крупными юбилеями, которые являются катализаторами в развитии научных знаний, началась кропотливая работа по созиданию исторических очерков православных епархий. Продолжая традиции, заложенные церковными историками XIX века, современные исследователи выпустили исторические очерки Минской епархии, историко-статистические обозрения Полоцкой и Минской епархий, историко-справочные пособия «Церкви и приходы Минска " 14, «Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви " 15. Исключительно важным явлением среди историко-церковных изданий стала серия «Наши духовные ценности» (главный редактор издания Л. Ф. Анцух). Пять книг этой серии, созданные объединенными усилиями многих исследователей, стали для читателя, по словам митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Филарета «добрым посохом в тяжком жизненном странствовании».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во второй части (глава II) г. Скабалланович рассматривает содержание апокрисиса как сочинения полемического, направленного в защиту западно-русских православных против сочинения иезуита Скарги “Оборона Брестского собора”. Так как апокрисис по плану и содержанию находился в непосредственной зависимости от порядка и раскрытия мыслей в указанном сочинении Скарги, то автор счел нужным ознакомить сначала с сочинением Скарги, потом уже раскрыть содержание апокрисиса и показать, насколько сочинение Филалета опровергало сочинение Скарги. Для данной характеристики полемики апокрисиса автор сопоставил его с другими современными ему полемическими сочинениями Западно-Русской церкви, указал источники, какими пользовался Филалет для опровержения учения Скарги, и место, какое было занято апокрисисом в ряду других сочинений, направленных против латинства. В третьей части своего сочинения (главы III-VI) автор описывает полемику, вызванную апокрисисом, между сторонниками латинства – автором “Антиррисиса” и Мелетием Смотрицким с одной стороны, с другой - между защитниками западно-русского Православия и Филалета: Андреем Мужиловским и Диплицом. Оценка этой полемики дала возможность уяснить особенности богословских воззрений Филалета, насколько они были общи православным его современникам, какие из этих воззрений православные полемисты находили нужным принимать и защищать без изменения, в том виде, как они были изложены в апокрисисе, и какие они принуждены были отвергнуть, или же принять и защищать в перетолкованном, применительно к понятиям своих единоверцев виде. В четвертой части (глава VII) рассматривается значение апокрисиса в историческом отношении как сборника исторических документов, помещенных в нем грамот, писем, протестов, как памятника исторического, описывающего современные Филалету исторические события в западно-русском крае, представляющего взгляд самого Филалета на эти события. Автор показывает, какие из исторических документов известны только по апокрисису, какие из них изданы в печати отдельно и насколько их издание верно подлиннику. Так как исторические факты изложены в апокрисисе не в последовательном порядке, но применительно к полемическим задачам Филалета, то автор, указывая на эти факты, подводит их под рубрики и, для большего освещения их, сводит их с историческими указаниями “Эктезиса”, тем более что сам Филалет отсылает своих читателей к этой книге, считая содержание ее согласным с истиной и обещая только дополнять написанное в “Эктезисе”. Умение автора владеть научным материалом и располагать его в строгом порядке видно во всех частях его обширного исследования». 7 7 сентября 1873 г. Н. А. Скабалланович был утвержден в должности доцента Санкт-Петербургской Духовной академии. 8 Вскоре после защиты магистерской диссертации он опубликовал в 1875 г. статью «Западноевропейские гильдии и западно-русские братства», в которой ученый прослеживает этапы исторического развития и типы гильдий и братств, привлекая разнообразные источники. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В. Саулкин:  Гибель Польши произошла после Брестской унии, когда святой  Афанасий Брестский сказал на Сейме королю и шляхте не трогайте православие, иначе погибнет ваша великая Речь Посполитая. А Польско-литовское государство в то время было намного больше российского государства по населению. Афанасия Брестского убили, но величие речи Посполитой закатилось, а Польша после этого пережила три раздела. Вопрос слушателя: Мне прислали речь блаженного митрополита Онуфрия к Владимиру Владимировичу Путину с призывом прекратить войну. Как это расценить? В. Саулкин: Выскажу свою точку зрения. Многие сегодня на Украине находятся в  состоянии шока. Поймите, недавно на территории Украины была нормальная мирная жизнь, война шла где-то на Донбассе, их это не касалось. И   эта жизнь рухнула. В первые дни после 24 февраля, созваниваясь со знакомыми на Украине, большинство из них приходилось только утешать и гладить по головке. Объяснять что-то было бесполезно. Шок. Жили  спокойной жизнью. То, что на Донбассе гибнут каждый день, в том числе и дети, и женщины, они к этому привыкли, их это и не касалось, об этом они не думали. С. Моисеев: Ходили в ночные клубы, развлекались, платили налоги, которые шли на АТО, а это есть коллективный грех, но об этом никто не помнит. В. Саулкин:  Никто  об этом не говорил. Сейчас говорят, что архиереи многие не поминают Святейшего Патриарха Кирилла. Думаю, что некоторые из них это делают страха ради иудейска. Они понимают, что могут зайти нацики и убить не только священника, но и прихожан. И они взяли на себя этот грех, потом принесут покаяние и будут служить как обычные православные архиереи и священники. Сегодня, кстати, показало, к чему это смирение идет. Верховная Рада принимает закон упразднить Православную Украинскую Московскую патриархию, кто не перейдет в эту сектантскую ПЦУ, которую Варфоломей основал, те враги украинского народа и государства.  Эти заигрывания с киевской властью ни к чему не приведут. С. Моисеев:  Знаете, на земле все построено на определённых духовных началах. Что  сказал Господь? Нет компромисса на пути духовного делания. Если человек думает, что он чуть поступится какими-то принципами и этого будет достаточно, то на самом деле нет, так не может быть. Диавол будет требовать больше и больше. Обязательно доведет до той черты, когда человеку придется отречься от себя. Обязательно. Так не бывает, чтоб диавол в этом торге остановился.

http://radonezh.ru/2022/05/17/da-pobede

Помимо прочего, нынешний папа Франциск активно поддержал и поддерживает нацистский режим на Украине (идеология которого в руках его подчиненных – галицийских униатов-католиков), этноцид русских, уничтожение там Православной Церкви, и, конечно, БЧБ-революцию в Беларуси . Как, впрочем, делали и его предшественники – и 800 лет назад при святом Александре Невского, и 400 лет назад при святом Афанасии Брестском. И всё это – не какие-то великие и глубокие тайны, а общедоступные и даже обыденные безусловные истины на их поверхностном уровне, которые лишь активно замалчиваются и затушевываются. И эти «тайны» не изучали в Белоруссии все эти годы не только в Академии управления при Президенте, Академии национальной безопасности при КГБ и гуманитарных факультетах Белорусского государственного университета, но даже в Духовной академии и Институте теологии! Что уж говорить про факультет международных отношений БГУ! Какую же еще кадровую и доктринальную внешнюю политику можно ожидать от руководства страны? Конечно, в-четвертых, можно назвать и более общую причину: многолетнее уклонение Православной Церкви в Белоруссии (как и в России) от открытого (в идеале, беззастенчивого) участия в государственной политике – разумеется, не в качестве борца за власть (по примеру того же папского Рима), а в качестве предлагающего себя в советники и духовные руководители (по примеру Самого богочеловека Христа). Конечно, это – тяжелое наследие советской эпохи и даже синодального периода. Но и в немалой степени и нередко – нежелания священства покидать уютное храмовое пространство и заниматься воцерковлением не только прихожан, но и страны, народа, государства. Впрочем, не лишнем будет указать и на высокую вероятность пятой причины. А так ли уж очевидно, чтобы белорусское руководство в нынешних условиях проводило назначение на высшую внешнеполитическую должность совсем без согласования или даже в пику руководству Российской Федерации?! Не стоит ли предположить, что сохранение выстроенного за много лет канала сообщения с западной элитой – через Ватикан, через старую британскую аристократию – было одобрено могущественной московской «партией мира» («пораженцев», компрадоров, «шестой колоны», не говоря уже о «спящих»), ищущей любые каналы (если не щели) для общения с разгневавшимся Западом и испрошения снятия с себя его опалы? И одобрено или запрошено?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/14/v_...

Митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан также поздравил всех с праздником и поделился впечатлениями от посещения белорусской земли и праздничного торжества. Затем были возглашены уставные многолетия. По завершении праздничной трапезы состоялась церемония возложения цветов к монументу преподобномученика Афанасия Брестского у кафедрального собора преподобномученика Симеона Столпника г. Бреста. Далее на территории собора под открытым небом состоялось открытие выставки детских рисунков, посвященных памятной дате. В завершение Патриарший экзарх освятил помещения воскресной школы кафедрального собора. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирила з РФ К. Чуйченко з ключовими словами екзархат – церковно-державний   новини У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» Представники ВЗЦЗ взяли участь в 25-м роковинам бомбардувань У день дня народження М.О. на його у французькому звершено панахиду За Синодального у справах VIII фестиваль таланти У кафедральному Брянська урочисто Митрополит Волоколамський взяв участь у заходах з нагоди мученицького подвигу апостола Фоми в групи з до святкування перенесення мощей князя Олександра Невського до Санкт-Петербурга Представники Церкви взяли участь у виставки, 35-й виведення Радянських У круглий присвячений життю у Блокади   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6060737...

Весь еси желание мое и радость моя, сладчайший Иисусе, взывал еси ко Господу, Преподобномучениче, егда веден был на место мучения твоего, душу бо твою предав в руце Божии, тело твое сладце предал еси в руце мучителей твоих. Таковая любовь твоя ко Господу и кротость твоя мучителей смути, и сего ради один от воин, от его же руки повинен был еси прияти смерть, дивяся мужеству твоему, благословения отеческаго и прощения за сие безумное дело у тебя испроси. Мы же, благоговейно воспоминающе сие, похвалами ублажаем тя сими: Радуйся, любовию ко Христу, аки многоценным бисером, душу твою украсивый. Радуйся, действенным проповеданием сия любве верный путь во святыя нам указавый. Радуйся, мужественным смирением врагов твоих удививый. Радуйся, кротостию твоею ослепленным враждою к тебе мучителей умное прозрение даровавый. Радуйся, мужественно смерть претерпевый. Радуйся, небесную Иисусову сладость вкусивый. Радуйся, немолчныя исповедников слава. Радуйся, предивная мучеников похвало. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 9 Вси видящи тя в темничнем заточении, Преподобномучениче, зело дивляхуся твоему непоколебимому стоянию за веру истинную святую, заветы бо отеческия соблюдая, не токмо не устрашился еси уз, оплеваний и поруганий, но мужественно вся сия терпя за Христа, слезнаго исполнивыйся умиления, благодарственно воспевал еси Богу Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещании не возмогут изрещи радости тоя великия, ею же исполнены быша сердца достигших верно чтити святую память твою: сии, веселием одержимы помыслиша воздвигнути храм на месте мученическия кончины твоея, место же сие и по триех ста летех по кончине твоей сохрано было в памяти верных. Терн бо, прорастший на крови твоей, яко свидетель неложный соблюдаше место сие от людскаго забвения, и свеща во гробе твоем, юже имел еси в руцех твоих в час кончины твоея, истиствова место твоего упокоения. О сем убо радующеся, вернии восклицаху ти: Радуйся, путем тернистым жития твоего греховная тернии души твоея умертвивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

«Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага - И ненавидите вы нас...» Пора перестать обижаться и за потерю Польшей Восточных Кресов. Ведь эти Кресы - наш древний Киев - мать городов Русских, Витебск и Смоленск, а не Вроцлав, Люблин и Краков. Вспомнить бы лучше, как преподобномученик Афанасий Брестский приходил на Сейм, со слезами уговаривал короля и ясновельможных панов не притеснять Православие в Русских воеводствах Речи Посполитой, могущественного и обширного государства, что простиралось тогда «от можа и до можа». Умолял, говорил, что Матери Божией это не угодно, и если гонения не прекратятся, то погибнет Польское государство. Паны застрелили надоедливого «схизматика». Ну, а что затем произошло с Речью Посполитой, все хорошо знают. Когда-то Солоневич написал «Польша сама постоянно лезет на Россию, а, разбив о Россию голову, затем жалуется на это Европе». Пора полякам прекратить предлагать очередной «сверхдержаве» польскую землю, как плацдарм для агрессии против России. Когда-то это была Франция Наполеона. Сегодня - США со своими ракетами и ПРО. Не нужно это полякам и не приведет к добру. Трагедия под Смоленском должна польским народом быть осмыслена. И я думаю, что поляки поймут, что это не какое-то загадочное «мистическое проклятие Катыни», а вразумление Божие. Нельзя больше растравлять в себе старые обиды, доверять политикам, которые разжигают злобу и ненависть к русским. Это неугодно Богу. В очах Божиих невозможно оправдать попытки современных политиков назвать народом-преступником тот народ, что отдал миллионы жизней, чтобы победить нацизм. Ведь не только для близких и потомков убитых офицеров священна и дорога память захороненных в Катыни. Но есть близкие, дети и внуки и у тех, кто «в полях за Вислой сонной, лежит в земле сырой». И по всей Европе от Волги до Эльбы. Их память для нас тоже священна. И у Бога они не забыты. Вызывает уважение то сосредоточенное чувство, с которым, собравшись вместе, поляки молились в эти дни на площадях Варшавы. В «постхристианской» Европе, где все труднее отстаивать Истину Христову у нас с поляками сегодня гораздо больше общих традиционных христианских ценностей, чем того, что нас разделяет. Лет десять назад я был восхищен поступком Даниэля Ольбрыхского (исполнитель роли легендарного Кмицица в польском кино, т.е. создатель образа польского героя), который средневековым мечом, на центральной площади Варшавы при огромном стечении народа, разрубил кощунственный холст «современной» художницы, посмевшей выставить антихристианскую работу в картинной галерее. Поляки символически показали, что на их земле над Спасителем и Пресвятой Девой кощунствовать не позволят.

http://radonezh.ru/text/viktor-saulkin-p...

К литературе своего предмета автор относился осторожно и разборчиво, сравнивал и проверял мнения исследователей, выбирая из них наиболее доказанные, и старался вникнуть в сущность и связь излагаемых явлений, соображая найденные в уче- —158— ных пособиях данные. Изложение автора вообще сжато, но по местам недостаточно отчетливо и ясно и возбуждает недоумения: так в одном месте читаем, что духовенство, устроившее Брестскую унию, преследовало свои личные цели, а в другом, разбирая причины этой унии, автор пишет, что они не имели по существу личного характера (стр. X и XIV); сказанное на стр. 14 о частном Киевском соборе православных в 1629 г. на стр. 91 как будто отнесено к общему собору православных и униатов во Львове. Переписка сочинения нуждается в корректуре. При всем том сочинение можно признать очень хорошим». О сочинении студента Песочина Александра на тему: «Влияние язычества русских славян на ход усвоения ими христианского учения»: «Объясняя во введении свою задачу, автор обещает проследить исторически отношение древнерусского язычества к христианству и главным образом влияние языческих верований на способ усвоения русскими христианского учения (стр. XIX). В виду существующих в русской ученой литературе взглядов на отношение язычества древней Руси к принятому ею христианству автор признает неудобным для православного богослова руководиться в разрешении данного вопроса предвзятыми теориями и учениями, а считает более безопасным по возможности самостоятельное обследование относящегося к предмету материала. Для решения вопроса, как подействовали языческие воззрения русского народа на ход усвоения принятого им христианства, под руками автора сверх памятников древнерусской канонической и обличительной литературы находились еще изданные в значительном количестве произведений апокрифической и устной народной словесности, сохранившие в себе обильные и яркие следы религиозных представлений языческой Руси и их слияния с христианскими —159— верованиями. Для изучения русского язычества по этим источникам автор нашел в нашей ученой литературе много руководящих трудов, между которыми первое место принадлежит сочинению Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Минской духовной академии состоялся круглый стол «Актуальные вопросы церковной истории Беларуси» 2 ноября 2023 г. 15:39 1 ноября 2023 года в Минской духовной академии состоялся круглый стол «Актуальные вопросы церковной истории Беларуси», приуроченный к 20-летию подписания соглашения о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь. В мероприятии приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси А.А. Коваленя, директор Института истории Национальной академии наук Беларуси В.Л. Лакиза, ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов), представители церковной и светской науки. Обращаясь к участникам форума со вступительным словом Патриарший экзарх отметил: «Наш круглый стол является подтверждением высокого уровня сотрудничества церковной и светской науки, в основе которого лежит в первую очередь соглашение между Белорусской Православной Церковью и Национальной академией наук Беларуси, соглашения с рядом ведущих вузов, которые охватывают самые разные стороны взаимодействия. Но в сегодняшней встрече есть и своя уникальная особенность. Здесь вместе собрались представители светской и церковной науки, чтобы осмыслить актуальные проблемы церковной истории, прийти к общему знаменателю в понимании значения Православной Церкви, христианских духовных и нравственных ценностей в истории белорусского народа, в становлении и развитии белорусской государственности, места Церкви в современной жизни общества, роли конфессионального фактора для будущего нашей страны». В приветственном слове А.А. Коваленя подчеркнул: «Ученые Национальной академии наук Беларуси и представители Белорусской Православной Церкви поддерживают давние прочные связи и взаимопродуктивные отношения. За долгие годы нашей совместной работы организованы и проводятся значимые для интеллектуальной жизни нашей страны научно-духовные форумы. Ученые и богословы обмениваются компетентными идеями по наиболее актуальным проблемам развития современного мира и места в нем духовного начала. Так, наиболее значимыми неизменно являются проблемы нравственного самоопределения человека в глобальном мире, а также взаимопроникновение культур, диалог мировоззрений и сосуществование религий». С докладами выступили: Затем состоялась дискуссия, в которой приняли участие представители Минской духовной академии, Института истории и Института социологии Национальной академии наук Беларуси, Белорусского государственного экономического университета, Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина и других учреждений. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6073945.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010