Взяв у игумена Иоиля рекомендательные письма «карточек, сведочных о себе», — Филиппович направился в Копысь, Могилев, Шклов и вновь возвратился в Кутеинский монастырь, где наместник Иосиф Сурта рекомендовал пробраться в Московское царство через Трубчевск. Сбившись с дороги и едва не утонув и Днепре, ограбленные и избитые на одном из постоялых дворов, путешественники добрались, наконец, до Трубчевска. Однако и здесь их ждала неудача; князь Трубецкой категорически отказался выдать им пропуск, подозревая в них лазутчиков. Вынужденный возвратиться, Афанасий посетил по дороге Човский монастырь, где один из старцев посоветовал ему сделал попытку перейти границу в районе Новгород-Северского при содействии тамошнего воеводы Петра Песечинского. Паломник с благодарностью принял добрый совет и пересек границу у села Шепелево. Однако на этом не закончились трудности Афанасия: по пути в Москву у него произошла размолвка с послушником Онисимом, потерявшим надежду добиться поставленной цели. Наконец, ходоки пришли к вратам столицы. В Москве они остановились в Замоскворечье, на Ордынке, где в марте 1638 года Афанасий составил записку царю, излагая свою миссию и историю путешествия в виде дневника. В этой записке Афанасий показал бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой развернув картину насилий и надругательств над Православием, умолял Российского государя заступиться за русскую веру. Он также советовал царю сделать на воинских хоругвях изображение Купятицкой Божией Матери, с помощью которой удалось совершить столь трудное и небезопасное путешествие. Записка эта вместе с изображением чудотворного образа была передана царю. В итоге Афанасий был принят в Посольской избе, где, видимо рассказал и о готовящемся самозванце. Уже в следующем году в Польшу была послана комиссия во главе с боярином Иваном Плакидиным для выявления самозванцев; донесение главы комиссии подтвердило сведения Афанасия (Памятники русской старины. СПб. 1885. Т.8). В цветоносное, Вербное воскресенье Афанасий покинул Москву с щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви, 16 июня прибыл в Вильну, а в июле достиг пределов родной обители.

http://pravicon.com/info-1841

Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) . Данные сведения неверны, т. к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661, митрополитом - в 1663.) Одновременно с М. в Купятицком мон-ре подвизался прмч. Афанасий (Филиппович) . Как свидетельствует в своем «Диариуше» св. Афанасий, в 1637 г. М. отправили к Киевскому митр. Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. М. рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого мон-ря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований (Диариуш. 1878. Стб. 52). Позже митр. Петр (Могила) поставил М. игуменом Воскресенского мон-ря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, М. был игуменом этого мон-ря в 1637-1640 гг., по другим - в 1639-1642 гг. После захвата обители униатами М. вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игум. Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» М. либо Афанасия (Филипповича). Игум. Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иером. Климента (Несвицкого). Посланник брестского мон-ря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на св. Афанасия (Филипповича), к-рый отправился в Брест (Там же. Стб. 62-63). Согласно позднему печатному варианту Жития М., события происходили в 1637 г., что маловероятно, т. к. ответ купятицкого игумена, приведенный в «Диариуше» св. Афанасия, датирован 13 июня 1640 г. После смерти игум. Илариона (Денисовича) братия Купятицкого мон-ря избрала М. настоятелем. Рака с мощами прмч. Макария Овручского в Черкасском Михайловском кафедральном соборе. Фотография. 2013 г. В 1660 г. братия овручского Успенского Заручайского мон-ря избрала М. архимандритом. Обитель страдала от притеснений со стороны иезуитов, василиан , шляхтичей - католиков и униатов, к-рые покушались на ее имущество и земли. М. отстаивал правосл. статус мон-ря, защищал его от притеснений, отказывался от споров о вере с униатами.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

За богослужением молились: настоятельница женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, что на Госпитальном острове Брестской крепости, игумения Александра (Жарин) и настоятельница женского монастыря Всемилостивого Спаса в городе Кобрине игумения Евфросиния (Куракевич). На празднике также присутствовали представители областной и городской власти, депутаты, сотрудники дипломатических миссий. За богослужением митрополит Владимир вознес молитву о мире на украинской земле и единстве мирового Православия. Проповедь перед причастием произнес благочинный Кобринского округа Брестской епархии, настоятель кафедрального собора святого благоверного великого князя Александра Невского в городе Кобрине протоиерей Сергий Утрата. По окончании Божественной литургии перед чтимым образом святого Афанасия Брестского с частицей его святых мощей была вознесена соборная молитва. Архиепископ Брестский Иоанн огласил приветственный адрес Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла , в котором, в частности, сказано: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10), — призывает Господь Своих последователей — чад Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Преподобномученик Афанасий (Филиппович), игумен Брестский, всем сердцем откликнулся на этот призыв Божий и, совершив свой подвиг мужественного стояния за веру православную, вошел узкими вратами страдальческой кончины в Царство Небесное, где и ныне пребывает и молится о нас у Престола Господня. Жизнь этого подвижника была поистине сораспятием Христу. Святой Афанасий дерзновенно обличал унию, породившую жестокую вражду и ненависть между людьми, исповедующими Христа. Он отстаивал чистоту церковного учения, за что был подвергнут заключению в темнице, а затем умерщвлен. Как и надлежит каждому христианину, угодник Божий простил своих гонителей и мучителей, но при этом не допустил ни малейшего компромисса в вопросах веры, оставшись до конца ревностным исповедником чистоты православной веры. В этот праздничный день молитвенно желаю, чтобы память о подвиге святого преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, вдохновляла нас на верность Матери-Церкви Православной, придавала нам силы в борьбе со своими страстями и недостатками, укрепляла нас в исполнении заповедей Господних на всех путях нашей жизни».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5501815...

В 1640 году братия Брестского Симеонова монастыря, лишившаяся игумена, послала в Купятицы прошение благословить к ним игуменом Афанасия Филипповича либо Макария Токаревского. Выбор пал на Афанасия, который направился в Брест. Здесь он оказался в самом центре борьбы Православия с унией, ибо Брест был городом, в котором появилось на свет и как нигде больше распространилось «греко-католичество». Еще ранее все 10 православных храмов города были превращены в униатские, и только в 1632 году православному братству удалось возвратить храм во имя Симеона Столпника с монастырем при нем, а в 1633 — церковь в честь Рождества Богородицы. Униаты, однако, не прекратили своих посягательств, и вскоре игумену Афанасию пришлось разыскивать «фундации» на православные храмы: было найдено и занесено в городские книги магдебургии шесть документов XV века, относящихся к брестскому Никольскому братству, объединявшему монастыри Рождества Богородицы и Симеона Столпника. Найденные игуменом документы давали основания к юридическому оформлению прав Рождество-Богородичного братства, и брестский подвижник отправился в сентябре 1641 года в Варшаву на сейм, где получил 13 октября королевский привилей, подтверждавший права братчиков и позволяющий приобрести в Бресте место для постройки братского дома. Но привилей этот надлежало ратифицировать у канцлера Альбрехта Радзивилла и подканцлера Тризны, которые отказались, даже за 30 талеров, которые мог предложить им игумен, заверить привилей своими печатями, ссылаясь на то, что «под клятвою запрещено им от святого отца папежа, чтобы более уж вера греческая здесь не множилась». Не смогли помочь игумену Брестскому и собранные на сейме православные епископы, опасавшиеся, что в борьбе за меньшее можно потерять большее, вызвав волну новых преследований со стороны властей. Игумен Афанасий, однако, укрепленный в правоте своего дела благословением чудотворной иконы, вновь сделал попытку заверить данный привилей, — и вновь безуспешно. Тогда он явился на сейм и обратился непосредственно к королю с официальной жалобой — «супликой», — требуя, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния проклятая уничтожена и в ничто обращена», угрожая монарху Божией карой, если он не обуздает диктат Костела.

http://pravicon.com/info-1841

Особая роль отходит монастырям. Если на стороне униатов выступали ученые богословы, иезуитские проповедники и т.п., то на стороне Православия, не блещущего схоластической образованностью, встали иноки. Так «вера гордых и знатных – католицизм» противопоставилась «вере простых и праведных – монахов Восточной веры». Лучшие защитники веры отцов, вышли из монастырей: Иов Почаевский, Иоанн Вышенский, Афанасий Брестский… Лучшие защитники веры отцов, а вместе с тем и лучшие примеры благочестия вышли из монастырей. Иов Почаевский, Иоанн Вышенский, Афанасий Брестский. Имена – эти и другие – приобретут сейчас особое звучание и значение. Из местночтимых и любимых по регионам они снова станут значимыми и узнаваемыми во всей церковной полноте. Поскольку они в своем XVII веке схлестнулись с той же ложью и той же гнилью, с которой предстоит схлестнуться сегодняшним православным христианам в тех же землях. Заявляя свои «права» на ряд древних обителей, Фанар знает, что делает. Он пытается лишить Украину той духовной силы, о которую привычно ломали зубы все без исключения захватчики древности. Нам многое предстоит пережить и увидеть. Многое предстоит заново понять, поскольку непонятая история не является опытом, а только кучей фактов. Понятая же история – это вечный урок. Предстоит поднять наверх целую гору исторических материалов касательно войны за Церковь на Украине времен Брестской унии. Поверьте, все это (с некими добавками) повторяется сегодня, и история бьет нас за невыученные уроки. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2295 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 6 января 2020, 17:44 Год прошел, а статья так же актуальна Ирина 26 января 2019, 19:37 Спасибо за слова,вселяющие надежду на будущее,спаси Господи! Дмитрий 24 января 2019, 16:20 Слава Богу! Вражья власть сама отделила себя от Церкви Христовой. наталия 22 января 2019, 11:10 Спаси Господь отца Андрея за разговор с народом. Честный разговор. Мы же тоже стадо. молчаливое пока. Так положено. Молчанием и предаётся Господь. Сейчас времена пострашнее, потому что можно добровольно и молча продать душу. Парадокс, в котором всегда кроется истина, стамбульская церковь называлась православным миром " Вселенская Православная " . Вот ужас-то. Вот нам Господь всё показывает, а мы отворачиваемся, толерантно молимся и говорим: наши братья наши братья...Бегом от таких братьев, пока сами не заразились. Зараза заразна и не знает границ. В связи с этими событиями очень опасно называть католиков христианами. Они нас тоже учили кроваво всю нашу историю. Господи, не оставь нас немощных!

http://pravoslavie.ru/118723.html

м. оказался вовлечен в длительные судебные разбирательства с униатской капитулой. Причиной конфронтации стало возвращение в 30-х гг. XVII в. большого числа брестских мещан из унии в Православие; мн. жители Бреста становились прихожанами монастырской Симеоновской ц. и отказывались делать взносы в пользу униатской ц. свт. Николая. В 1639 и 1641 гг. униаты 4 раза обращались с жалобами в магистратский суд и в задворный королевский суд, к-рый в конце концов признал притязания униатов законными, кор. Владислав IV обязал брестских мещан нести прежние повинности по отношению к Римскому костелу и униатской Церкви. Однако эти меры не привели к уменьшению правосл. паствы, мн. горожане после кончины оставляли Симеоновской ц. свои земли и имущество. В 1680 г. Красинский, владелец земель, на к-рых располагался Б. м., построил при обители часовню во имя первомч. Стефана и оставил обители владение в городе. Красинский оговорил, что мон-рь должен подчиняться православному Могилёвскому епископу, а в его отсутствие - Киево-Печерскому мон-рю. Прмч. Афанасий Брестский. Икона. 80-е гг. XX в. Первый из известных игуменов Б. м.- прмч. Афанасий (Филиппович) управлял обителью с 1640 г. Выступая против унии, он стремился восстановить права брестского правосл. братства, объединявшего Б. м. и мон-рь Рождества Богородицы, и юридически оформить права последнего на владение землями и имуществом. После гибели игум. Афанасия в мае 1649 г. монахи Б. м. обрели останки мученика и похоронили в храме прп. Симеона Столпника, в склепе у правого клироса; в обители началось почитание святого. Игумен Б. м. Иаков (Карасинский) в качестве представителя Луцкого еп. Гедеона (Святополка-Четвертинского) в авг. 1681 г. участвовал в съезде депутатов духовенства и ставропигиальных правосл. братств в Нов. Дворе; депутаты подписали «Постановление о мерах для защиты Православия», в к-ром подтвердили свое желание держаться правосл. веры и подчиняться К-польскому Патриарху. В 1682 г. мон-рь вел тяжбу с напавшими на его владения иезуитами; насельникам Б.

http://pravenc.ru/text/153423.html

Закрыть Собор Русских святых – подлинный День России И день борьбы с украинским сепаратизмом Кирилл Фролов   18:48 24.06.2022 1678 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора В воскресенье 26 июня Церковь отмечает праздник всех святых, в земле Российской просиявших, день русских святых. Праздник установлен в 16 веке святым московским митрополитом Макарием, актуализировавшим почитание на Московской Руси Киево-Печерских преподобных – основателей русского монашества. Да зажжётся русская звезда на небе Святого Града Иерусалима! В полемике с униатством наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Захария (Копыстенский) установил праздник всех святых, в Малой России просиявших, и написал апологетический трактат «Палинодия или книга обороны», в котором констатирует тот факт, что в Киеве и Москве живёт один православный русский народ, а Московский Патриарх является Патриархом Великой и Малой России, хотя формально Киевская и Малой России митрополия до 1686 года находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Но тогда Константинопольские Патриархи были православные и патриарх Паисий официально даёт идеологу русского воссоединения Патриарху Никону титул Патриарха Великой, Малой и Белой России. Патриарх Никон еще раз подтверждает праздник всех русских святых, а потом его снова возобновляет Собор 1917 го года. Все русские святые отрицали и обличали лживую униатскую идею отдельности малороссов и белорусов от великороссов. Святой Царьградский Патриарх Афанасий (Пателарис), чьи мощи пребывают в Харькове, в своём слове к царю Алексею Михайловичу настойчиво призывал его освободить Малороссию. Святой игумен Афанасий Брестский лично пробрался к царю Михаилу Фёдоровичу и требовал от него ввести войска и освободить Малороссию и Белоруссию, а затем пожертвовал монастырскую казну на вооружение православного русского восстания Богдана Хмельницкого. Святые новомученики и исповедники Российские были убиты большевиками за обличение украинского сепаратизма .  Святой Патриарх Тихон отверг Брестский мир, завив, что Церковь не может признать мир, по которому «Мать городов русских Киев и другие русские земли навсегда отторгаются от России».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/so...

Богословская часть аудиенции на этом была завершена. Поссевин, поблагодарив царя за беседу, сказал еще несколько слов о вероучении, однако со стороны Ивана IV комментариев не последовало. При отъезде Антония в Рим папского посланника провожали с таким же почетом, как и встречали. В качестве дружественного шага был разрешен свободный приезд в Россию папским посланцам и венецианским купцам с их священниками, однако без права проповеди и строительства церквей. Отклонена была и просьба Поссевина посылать русскую молодежь на учебу в римскую коллегию святого Афанасия. Брестская уния (1596 г.) В результате падения Византийской империи в 1453 г., православный патриархат в Константинополе начал терять влияние в Восточной Европе. В результате, Римско-Католическая Церковь активизировала процесс создания новой, подчиненной Риму Церкви восточного обряда (известна как Греко-Католическая или униатская Церковь ) на территории преимущественно православных восточных и южных частей Речи Посполитой (объединенного государства Польши и Литвы). В 1596 г. в Бресте рядом епископов Киевской митрополии была подписана Брестская церковная уния, заключавшаяся в том, что православные Речи Посполитой переходили в подчинение папе римскому, с сохранением своей литургической традиции. Значительная часть православных отказалась поддержать унию, что привело к кровопролитным конфликтам на территории Речи Посполитой. Эта ситуация стала одной из причин, приведших к воссоединению Украины с Россией в 1654 г. Литература Дахнович С. Иезуит Антоний Поссевин//Труды Киевской Духовной Академии, 1865, 1. Толстой Д. А. Римский католицизм в России. т. 1. Спб. 1876. Россия и католический Запад в XVII столетии В 1629 г. французский посланник обратился к русскому правительству за разрешением на постройку католического храма в Москве. Однако в то время, в силу неблагоприятной международной политической ситуации, это ходатайство было отклонено. Тем не менее к концу XVII в. католики, жившие в Москве, в том числе и французы, это право получили 150 . Посольство П. И. Потемкина

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1839 г., после униатов воссоединения , Г. м. был возвращен в Православие, в 1842 г. возведен во 2-й класс. В 6 деревянных кельях проживало 15 монахов, с 20 дек. 1839 г. настоятелем являлся архим. Игнатий (Железовский) . Сам мон-рь был «деревянный, уже ветхий» (Гродненские ЕВ. 1901. 17. С. 135). В 1874 г. к мон-рю были приписаны постройки и угодья закрытого Тороканского Богоявленского мон-ря Кобринского у. Гродненской губ. После обвала правой части Борисоглебского храма (13 апр. 1853) иконостас, ризница и утварь временно разместили в др. зданиях мон-ря, богослужения совершались в церкви, устроенной в настоятельских кельях. В 1854 г. при содействии митр. Литовского Иосифа (Семашко), а также заботами викария Литовской епархии еп. Брестского Игнатия (Железовского) Г. м. переведен в здания бывш. католич. мон-ря бернардинок в центре города, где была устроена и 3 нояб. 1854 г. освящена ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба. В мон-ре находились также домовая ц. во имя свт. Митрофана Воронежского (1859) и трапезная во имя прпмч. Афанасия Брестского (1893). В Борисоглебском храме почиталась икона прп. Сергия Радонежского, подаренная московскими соборами и Троице-Сергиевой лаврой. Во вновь устроенную обитель была торжественно перенесена местночтимая древняя Коложская икона Божией Матери («Одигитрия»), с неизвестного времени пребывавшая в Борисоглебском храме. Небольшого размера икона была писана на медной доске, помещенной в кипарисовую оправу. Серебряную с позолотой ризу украшали 14 камней граната («чешские камни»), на полях помещены чеканные ветхозаветные изображения. Лик Богородицы представлял, по свидетельству очевидцев, «умиленный, сердечно-сострадающий вид, какой едва ли на какой иконе можно встретить». Коложская икона Божией Матери прославилась чудесами и привлекала в мон-рь многочисленных паломников. К 2006 г. ее местонахождение неизвестно. После учреждения 28 дек. 1899 г. самостоятельной Гродненской и Брестской епархии в Г. м. находилась резиденция Гродненских архиереев, а на землях мон-ря - епархиальный свечной завод (1901-1914). При Г. м. были открыты б-ка, приют для детей-сирот и церковноприходская школа, с 1907 г.- церковно-исторический музей. После начала первой мировой войны, в 1915 г., братия вместе с Коложской иконой Божией Матери была эвакуирована в Москву. В 1941 г. здания бывш. мон-ря сгорели в результате бомбардировок герм. авиации.

http://pravenc.ru/text/168167.html

После заключения Брестской унии 1596 г. К. м. официально стал униатским, правосл. братия была изгнана, а в монастырских постройках разместилась община базилиан . 3 июля 1621 г. возный Брестского воеводства Ждан Лясковский представил в суд заявление. Он отмечал, что в присутствии 2 шляхтичей, Григория Славенского и Ивана Лесковского, по требованию священника сгоревшей церкви К. м. он, возный, был 20 мая 1621 г. на месте пожара. Вместо церкви, корпусов и хозяйственных зданий Лясковский увидел пепелище, о чем и свидетельствовал. Во время пожара «до основания сгорела и церковь со звонницей» - древний храм, при к-ром была основана обитель (АВАК. Т. 3. 16. С. 26). Вскоре К. м. был восстановлен. В 1626 г. в обители проходил собор униат. епископов, к-рый начал латинизацию униат. Церкви. Собор был созван униат. митр. Иосифом Рутским и кор. Сигизмундом III. Однако неприятие этой идеи правосл. иерархией и Римской курией сделали невозможным примирение обеих сторон. В сент. 1626 г. в К. м. также проходило собрание греко-католич. клира под председательством митр. Иосифа Рутского (Энцыклапедыя. 1997. Т. 4. С. 221). Ок. 1643-1644 гг. от униатов К. м. пострадала братия правосл. брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря . Настоятель прмч. Афанасий (Филиппович) направил своих иноков в Купятицкий в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . Но по дороге в Кобрин сторонники униат. архим. Павла Овлочинского схватили монахов, отняли у них коней и все имущество, поиздевались над священником и диаконом. В 1652 г. польск. кор. Ян II Казимир Ваза, «зная ревность и усердие к унии монаха ордена св. Василия Венедикта Глинского», предоставил ему Кобринскую архимандритию с согласия Пахомия Войно-Оранского, еп. Пинского, коадъютора Киевской митрополии и кобринского архимандрита. Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандритией с церковью, мон-рем, фольварками, селами, землями, полями, лесами, сенокосами, озерами, реками, прудами, мельницами и др. доходами. Подтверждая пожалование в 1669 г., польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий указал, что передает также Венедикту Глинскому «небольшую мельницу под Кобрином, над рекой Мухавцем, в так называемом урочище Лисовское, с правом ловить рыбу в Мухавце, но так, чтобы церковный невод ходил после замкового, и кроме того предоставляет ему право пользоваться десятою меркою с Кобринских мельниц» (АВАК. Т. 3. 34. С. 53-55).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010