Преподобномученик Афанасий Брестский (Филиппович) родился ок. 1597 года в благочестивой христианской семье; по происхождению был белорус. Он получил хорошее образование: знал греческий, латинский, польский языки, обладал большой начитанностью в богословской и исторической литературе, о чем свидетельствует сохранившийся Диариуш (дневник) святого. В молодые годы святой Афанасий некоторое время преподавал в домах польского шляхетства. В 1627 году он принял постриг от игумена Иосифа в Виленском монастыре Святого Духа. В 1632 году инок Афанасий был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Время жизни и подвигов святого Афанасия совпало с трудным для России периодом: западнорусские земли были временно захвачены польско-литовским государством – Речью Посполитой, православное население этих земель подвергалось гонениям и притеснениям со стороны униатов. Святой Афанасий по особому благословению Божией Матери самоотверженно отстаивал Православие в пределах исконно русской земли. С 1638 по 1648 год святой Афанасий исполнял послушание игумена Брестского Симеоновского монастыря. Он претерпел много обид и издевательств от униатов, подвергался незаконным наказаниям, трижды испытал тюремное заключение, направлялся властями в Киев для духовного суда над ним, но Промыслом Божиим был вновь возвращен в свою обитель. В течение десяти лет подвижник неустанно, находясь в среде злобно настроенных к нему лиц, вел непрерывную борьбу за Святое Православие, верность которому засвидетельствовал мученической кончиной. Попытки сломить духовную целеустремленность святого не имели успеха. Тогда над ним был устроен суд, решением которого за проклятие унии преподобномученик был приговорен к смертной казни. Святой Афанасий мученически скончался ранним утром 5 сентября 1648 года. Память святого празднуется дважды: 5 сентября – день преставления, 20 июля – день перенесения мощей. В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ Святаго благовернаго князя Глеба, во святом Крещении Давида, по плоти брата Бориса, во святом Крещении Романа, сына князя Владимира Киевскаго, во святом Крещении Василия

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За неповиновение их зверски истязали, а затем бросили на съедение псам. Мощи их христиане тайно перенесли в Чернигов. Аука По древнерусским поверьям, дух леса, который в отличие от лешего не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову человеку, заведет в глушь и так водит его, пока человек не погибнет. Афанасий Брестский Игумен, преподобномученик († 5.09.1648), умучен врагами Православия – католиками и униатами. Мещанин Афанасий Филиппович в молодости служил при дворе польского сановника Сапеги, но вскоре решил порвать с миром и принял монашество в православном монастыре в г. Вильно. Здесь же св. Афанасий был рукоположен во священника. Он был назначен настоятелем Дубойского монастыря под г. Пинском, но спустя 3 года захватившие обитель иезуиты изгнали его. Для поддержки православных монастырей святой предпринимает путешествие в Москву, где получает щедрую милостыню от русского царя Михаила Федоровича. По возвращении св. Афанасий был назначен настоятелем Брестского Симеонова монастыря. Стремясь облегчить положение православных, преподобный приезжает в Варшаву, чтобы обратиться к высшим польским властям – сейму и королю. После выступления в сейме св. Афанасий был заключен в тюрьму. Ненавистники Православия, дождавшись освобождения святого, схватили его и после жестокой пытки расстреляли в лесу. Память прмч. Афанасию отмечается 5/18 сент., 20 июля/2 авг. (обретение мощей в 1666) и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Афанасий Ломонос (Афанасий и Кирило) Народное название дня свт. Афанасия Великого Александрийского патриарха, св. Кирилла, архиеп. Александрийского, а также свв. Кирилла и Марии, родителей св. Сергия Радонежского, 18/31 янв. Афанасий Великий в русском народе известен под именем Ломоноса, т. к. обыкновенно около дня его памяти бывают сильные морозы, во время которых многие отмораживали себе лица. Потому крестьяне справедливо замечали: «На Афанасия береги нос». От имени этого святого лютые морозы эти назывались Афанасьевскими. На основании подобного же наблюдения русские люди по созвучию имени др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Иллариону Денисовичу. Обитель эта была основана в 1628 году вдовою брестского каштеляна Григория Войны Аполлонией и ее сыном Василием Коптем при чудодейственной иконе Божией Матери, написанной внутри креста, некогда сожженной татарами, а после чудесно явившейся посреди пламени. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и проживал блаженный Афанасий в сердечной дружбе с иноком Макарием Токаревским. Этот Макарий в 1637 году привез от митрополита Петра Могилы универсал, позволяющий сбор «ялмужны» — подаяния на восстановление Купятицкой монастырской церкви. И вот, по совету братии монастыря и благословению игумена, в ноябре 1637 года Афанасий Филиппович отправился собирать пожертвования. Для этого он решился на достаточно смелые действия: направило Москву, чтобы, собирая пожертвования, искать защиты Православия у Московского царя. Незадолго перед дорогой ему было видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горел король Сигизмунд, папский нунций и гетман Сапега. Это видение Афанасий счел благим предзнаменованием скорого торжества Православия. Непосредственно же перед уходом в Московию Афанасий, молясь в церковном притворе, видел сквозь окошко икону Богородицы и услышал какой-то шум и голос от иконы «Иду и Я с тобою! », а после заметил и умершего за несколько лет перед тем диакона Неемию, промолвившего: «Иду и я при Госпоже моей!» Так, заручившись обетованием чудесного покровительства Пресвятой Богородицы, простившись с братией и получив благословение игумена, Афанасий отправился в путь. Прибыв в Слуцк, он встретился с неожиданными трудностям: архимандрит Самуил Шитик отнял у него митрополичий универсал по той причине, что Филиппович не имел права делать сборы на территории, не относящейся к Луцкой епархии. Когда же в конце января 1638 года конфликт был разрешен, Афанасий со своим спутником Волковицким направился в Кутейно просить игумена Иоиля Труцевича, связанного с наиболее известными представителями российского духовенства, посодействовать в переходе границы в Московию (над границей был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию).

http://pravicon.com/info-1841

Церковь стала православной 3/15 мая 1875 года, в храме был один главный алтарь с иконой Богородицы, многочисленные обетные приношения. В соборе от бывшего римско-католического костела сохранились шесть боковых алтарей с изображениями святых. Первое православное богослужение состоялось 9 апреля 1879 года, после устройства иконостаса. После визита комиссии по церковному убранству храм был введен в эксплуатацию 6 августа 1880 года. В сакральном здании была одна звонница, находившаяся в церковной башне. Отреставрированный храм (стоимость реконструкции составила около 50 000 рублей серебром) был торжественно освящён архиепископом Хелмским и Варшавским Леонтием (Лебединским) 31 мая 1881 года. В 1896 году храм снова отреставрировали, алтарная часть была значительно приподнята, что позволило, по старинной традиции, ходить вокруг алтаря на коленях, не заходя за иконостас. Перед священным зданием находилась деревянная палатка (слева от главного входа в храм), в которой монахини продавали паломникам изделия ручной работы: иконы, картины и книги на религиозную тематику. Вокруг храма в течении нескольких лет возведены и обустроены 6 чуть меньших церквей. Крестовоздвиженская церковь была возведен в статус собора в 1890-х годах. У него было три придела с алтарями: а) Св. Сергия Радонежского создан в правом приделе собора. Освящен 15 сентября 1895 года епископом Гедеоном Покровским. Ликвидирован после эвакуации монастыря в Россию. б) Свт. Леонтия Ростовского, освящённый 2/14 января 1896 года, расположенный на северной стороне собора, был обустроен в честь московского митрополита Леонтия, который, будучи архиепископом Хелмским и Варшавским, приложил усилия для создания женского монастыря в Лесьне. в) Св. Афанасия Брестского, устроенный в 1894 году в левой части придела собора, он был отделён от главного храма железной бронзовой решеткой, которую изготовили ученики монастырской школы. В приделе хранились мощи православного святого Афанасия Брестского, убитого в 1648 году. Частица мощей была привезена из собора Брест-Литовска. Останки православного мученика были вывезены из Лесьны в Санкт-Петербург в августе 1915 года.

http://sobory.ru/article/?object=55307

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595 - 5.09.1648), прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых), игум. брестского во имя прп. Симеона Столпника мон-ря . Сведения об А. содержатся в «Диариуше» («Дневнике») преподобномученика, представляющем собой свод записей автобиографического характера, полемических сочинений, грамот и писем А. Кроме того, «Диариуш» включает в себя рассказ братии брестского мон-ря о последних днях жизни и мученической кончине А. и надгробные стихи, посвященные А. Известны 2 списка «Диариуша»: в конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию (Туптало) , митр. Ростовскому (ГИМ. Син. 856, 1649-1652 гг.), и более поздний, менее полный, список - РНБ. Q. XVII. 220. Житие А. было составлено, возможно, ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на рус. язык в КДА. " Диариуш " прмч. Афанасия (Филипповича). Титульный лист. (ГИМ. Син. 856 ) " Диариуш " прмч. Афанасия (Филипповича). Титульный лист. (ГИМ. Син. 856 ) А. был выходцем из правосл. семьи, возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился в братской школе при виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре, по окончании к-рой стал учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил А. гувернером («инспектором») Яна Фаустина Лубы, вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем Белинским, к-рый представил его польск. правительству как сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек (в действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В 1627 г. игум. Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович) совершил постриг А. в монашество. Святой подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском мон-рях . В 1632 г. в Вильно А. был рукоположен во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского мон-ря под Пинском. Передача в 1636 г. мон-ря иезуитам произвела сильное впечатление на А., имевшего видение 7 адских огней, в одном из к-рых за преследование Православия мучились папский нунций, кор.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Память о святом мученике с тех пор сохраняется в народной памяти. Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Когда было установлено официальное празднованне — неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, еще в «Истории об унии» святителя Георгия Конисского. 8 ноября 1815 года при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием». 20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в Леснинский женский монастырь. Господь прославил многочисленными чудотворениями останки Своего угодника. В ноябре 1856 года помещик Поливанов, возвращавшийся из-за границы, был вынужден остановиться в Бресте по причине неожиданной болезни своего десятилетнего сына. Когда мальчик был уже при смерти, отец просил священника принести ковчежец с мощами преподобного Афанасия. Когда умирающий ребенок прикоснулся к святым мощам — он полностью исцелился. Тогда же святыня была положена в позолоченную раку, а в 1894 году над ней была изготовлена сень с изображением святого Афанасия. Еще одно чудо — исцеление смертельно больного протоиерея Василия Соловьевича — произошло 14 мая 1860 года. Духовный подвиг угодника Божия засвидетельствован в надписи над его гробом:

http://pravicon.com/info-1841

10 . Лев Кишка, Литвин, из Епископов Владимирских и Брестских, с 1714 до 1728 г. 11 . Афанасий Шептицкий, Поляк, из Епископов Львовских, Галицких и Каменецких, с 1729 до 1747 г. 12 . Флориан Гребницкий, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1747 до 1762 г. 13 . Филипп Володкович, Литвин, из Епископов Владимирских и Брестских, с 1762 до 1778 г. 14 . Лев Шептицкий, Поляк, из Епископов Львовских, с 1778 около одного года. 15 . Ясон Юноша Смогоржевский, Литвин, из Архиепископов Полотских, с 1780 до 1788 г. 16 . Феодосий Ростоцкий с 1788 года, в коем и отставлен с пенсиею, а скончался в С.-Петербурге 1804 г. После 1795 года не было Униатских Митрополитов 15 лет; а возобновлена сия Митрополия уже Высочайшим Указом 1809 г. Февраля 14. 51. Высочайший Рескрипт Государя Императора Александра I 1815 г. Киевскому Митрополиту Серапиону, о пожаловании Софийскому Собору Напрестольных Сосудов Преосвященный Серапион, Митрополит Киевский! В первое мое пребывание в столице Франции устроенные там по повелению моему Сосуды, принадлежащие Спасительному Таинству Тела и Крови Христовы, для Соборного Храма Премудрости Божией в Киеве, ныне к вам препровождая, желаю, чтобы сей дар, благодарственно приносимый Господу Сил, соделавшись пред очами Его памятником не токмо спасения Отечества, но, по дивному Промыслу, и спасения чрез оное самых врагов его, воззывал сынов Церкви к ревностнейшему прославлению премудрого и преблагого Бога и к возношению общих молитв, да приседящая Престолу его Премудрость не престанет просвещать и ограждать пути наши! Пребываю вам благосклонный. На подлинном подписано: 12 Декабря 1815 года. АЛЕКСАНДР. Подлинник в Ризнице Киево-Софийского Собора. План Софийского Константинопольского храма по Грелотову рисунку (Маштаб мерою в 20 тоазов Французских, из коих в каждом в Франц. футов, а 5240 частей Французского фута равны 2661 частям Русского аршина.) Изъяснение плана. + Средина храма Софийского под большим куполом, складенным, как сказывают, из легкого ноздреватого камня. Сей купол в поперечнике 18 тоазов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Нечего уже говорить о городских судах и магистратах, которые были завалены жалобами и протестами православных и однако ничего не делали в пользу их. Православным приходилось терпеть одинаково от католиков и униатов. Сам папа иногда благословлял и побуждал к насилиям над ними (Урбан VIII). Иезуиты, доминиканцы и др. ревностные католики подстрекали школяров, магнатов, шляхтичей и чернь к буйству над православными и к издевательству над православной верой. Из униатов особенною ревностью к унии и суровою нетерпимостью к православным отличились униатские митрополиты: Ипатий Поцей (1599 – 1613), Иосиф Вельямин – Рутский (1613 – 1637) и Киприан Жоховский (1674 – 1693), епископы: Афанасий Крупецкий перемышльский (1610 – 1656), Иосафат Кунцевич полоцкий (1618 – 1623), Мефодий Терлецкий холмский (1626 – 1649), Лев Кревза – Ревузский (1626 – 1640) и Андрей Кваснинский – Золотой (1640 – 1654) смоленские. Начиная с брестского собора, объявившего унию, и во все последующее время православные подвергались всевозможным стеснениям и насилиям, в одних местностях больше, в других меньше. Самые тяжелые стеснения выпали на время правления Сигизмунда III. Вскоре после брестского собора экзарх Никифор, по своему влиянию опасный для униатских владык, был объявлен турецким шпионом, предан суду и заключен в Мариенбургской крепости, где и скончался, как предполагают, от голода. Кирилл Лукарис, чтобы избежать такой же участи, удалился из пределов России. Митрополит и епископы, принявшие унию на соборе, объявили по своим епархиям, что духовные лица, не желающие последовать им, лишаются сапа, а миряне подвергаются отлучению. Многие священники, чтобы не лишиться мест и средств к содержанию, принимали унию и свои приходы обращали в униатские. Другие, не желавшие уступить, изгонялись силою, подвергались побоям и истязанию, заключались в оковы и тюрьмы, а места их передавались униатам; некоторые даже поплатились жизнью 693 . Так же поступали нередко с настоятелями и иноками монастырей. «В Вильне, говорил на варшавском сейме 1620 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В храме содержится немало святынь: икона с частицей Древа Животворящего Креста Господня, a также с частицей мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона с частицей мощей святителя Феодосия Черниговского, под которой находится киот, в котором хранится святое облачение (сакос) с его мощей; частицы мощей св. великомученицы Варвары; св. преподобномученика Афанасия Брестского и святителя Иннокентия Иркутского; святое Распятие с частицей камня с Голгофы из Иерусалима. 28 мая 2005 года у ворот церкви был открыт памятный знак в честь моряков. Открытие было приурочено к столетию Цусимского сражения. И теперь каждый прохожий может прочитать на памятном камне слова благодарности " морякам – участникам русско-японской войны 1904-1905, их семьям с благодарностью за строительство храма и в память 100-летия Цусимского сражения " . Источник: сайт " probelarus.by " История Свято-Николаевской церкви начинается в 1885 году, когда на месте будущего каменного здания собора был построен Николаевский деревянный храм. Однако прихожане недолго ходили в новый храм. Во время крупного пожара, прокатившегося по центру города 4-5 мая 1895 года, деревянное здание церкви сгорело. Строительство нового каменного храма, возведению которого способствовал бывший гродненский губернатор П.А. Столыпин, по проекту гродненского архитектора И.К. Плотникова было начато в 1903 году. Проект был выполнен в русско-византийском архитектурном стиле с элементами московского церковного зодчества XVII века. Общая смета строительных работ составила 72 тысячи рублей, из которых 25 тысяч выделил Священный Синод РПЦ. Остальную сумму собирали всем миром через пожертвования, в том числе за счет жителей Сербии и Болгарии. Значительную помощь в постройке храма оказали ветераны русско-японской войны, проживавшие в городе и уезде. 6 (19) декабря 1906 года новый собор был торжественно освящен. 14 ноября 1961 года постановлением Брестского областного совета депутатов Свято-Николаевский собор был снят с учета и закрыт. Весной 1962 года были сняты кресты над куполами и фасадом церкви. Здание храма было передано под архивохранилище областному архиву Брестской области. Лишь в 1990 году собор после реставрации получил свою вторую жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=07839

Адрес: 225011, Республика Беларусь, Брестская обл., Брест, Свято-Афанасьевская улица Телефон: (0162) 36-32-50 . Проезд: от г. Бреста авт. 1 до ост. «Аркадия». Подробнее... Храмы [ править править код ] Брестский Свято-Симеоновский собор [ править править код ] В 1846 году был утверждён первый проект строительства храма. Впоследствии он был значительно упрощён, так как на последовавших торгах покупателей для подряда по строительству храма не было найдено, что вынудило принять решение вести работы лишь в пределах выделенной правительством суммы. Новый проект, согласно докладу генерал-адъютанта графа Клейнмихеля, утвердили 15 апреля 1854 года. Для возведения же собора, построенного в 1861—1864 годах из кирпича, был использован проект брестского городского архитектора В. Поликарпова. Первоначальный вид собора известен по акварели 1869 года Наполеона Орды. Под надзором академика архитектуры В. И. Чагина в 1886 году был проведён капитальный ремонт храма. Заброшенный в советское время, собор в 1988 году был отреставрирован. В середине сентября 1995 года состоялось посещение собора Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 18 августа 1998 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в соборе была освящена копию креста Евфросинии Полоцкой авторства брестского мастера Н. П. Кузьмича. Адрес: Белоруссия, 224000, г. Брест, ул. Маркса, 84 Телефон: (+375 162) 20-56-25 Брестский Свято-Николаевский гарнизонный собор [ править править код ] Свято-Николаевский гарнизонный собор — храм Брестской епархии Белорусской православной церкви, расположенный на территории Брестской крепости в белорусском городе Бресте. Собор представляет собой памятник русско-византийского стиля и является одним из наиболее ярких примеров заимствований из византийского зодчества на территории Белоруссии. Собор был построен в 1856—1879 годах (по другой версии, в 1851—1876 годах) по проекту академика Д. И. Гримма. Впоследствии храм неоднократно посещался российскими императорами, от Александра II до Николая II. После присоединения Бреста к Польше в XX веке собор был переделан в костёл по проекту архитектора Юлиана Лисецкого, претерпев значительные изменения в области фасада. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, и в 1972 году была произведена его консервация с включением в мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Уже в 1991 году состоялось первое послевоенное богослужение, а в 1994 году храм вернули верующим. Началась его реставрация, завершившаяся лишь в 2005 году; до сих пор ведутся работы по внутренней отделке собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Брест

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010