Но здесь, к сожалению, с самого начала дела православных пошли неудачно . Первым кандидатом на эту епископию они избрали еще в 1633 г. какого-то Хлопецкого, и он получил уже привилегию от короля, но скоро скончался. В том же году местная шляхта избрала было другого кандидата, Ивана Романовича Попеля, но и этот скоро скончался. И только в 1636 г. православным удалось избрать такого кандидата, который и получил привилегию от короля и действительно был произведен во епископа Перемышльской епархии. То был один из волынских дворян, Симеон Гулевич-Воютинский, земский писарь луцкий, принявший в монашестве имя Сильвестра. Новый епископ отправился в свою епархию, сопровождаемый королевскими комиссарами, которые должны были передать ему назначенные ему монастыри, и желал поселиться именно в Спасском. Но, узнав, что там находится сам униатский епископ Крупецкий с целию не уступать монастыря схизматику, решился, как это обыкновенно водилось тогда в польских владениях, отнять владение у своего противника силою. И вот 10 июня огромная толпа православных дворян, мещан и поселян числом, если верить униатскому сказанию, до 20 000 внезапно напала на Спасский монастырь, разрушила ограду и завладела кельями, житницами и всем хозяйством монастыря. Слуги и знакомые Крупецкого спаслись на укрепленную башню и оттуда защищались около десяти дней, а сам Крупецкий, совершавший тогда литургию, услышав необычайный шум, велел заключить церковные двери и поспешил окончить службу. Но двери были выбиты, и вторгнувшиеся в церковь вместе с Гулевичем бросились на Крупецкого и хотели его застрелить или убить. Гулевич, однако ж, своим криком остановил их; прикрыл Крупецкого архиерейскою мантиею, отвел его в ризницу и запер в ней, а в полночь тайно вывел его оттуда и дал ему возможность безопасно скрыться из монастыря. Несмотря на это, Крупецкий тотчас принес жалобу на Гулевича, обвиняя его в том, что он с своими сообщниками сделал разбойническое нападение на Спасский монастырь, бил его самого, Крупецкого, заушал и заключил в темницу, ранил брата его Януша, иных даже убил, попирал ногами Святые Дары, похитил привилегии монастыря и причинил ему убытков на 700 тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Слава и ныне, тойже. Песнь 4 Седяй в славе на престоле Божества, во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей. Твердую Ходатаицу и небесную Молитвенницу даровал еси нам, Христе./Под омофором Ея собрани,/песнь Седящему на Престоле принесем:/слава, Христе, силе Твоей. Егда явила еси образ Твой в веси Крупецстей,/Пресвятая Владычице,/тогда и во граде Казани икона Твоя обретеся:/первое убо явление бурю церковную утиши,/другое же смуту державную умири./Явлением Богоматере разстоящаяся собираяй,/слава, Христе, силе Твоей. Раздоры Твоею иконою утиши, Безневестная Дево,/богоборцы умири и маловерныя Церкви святей соедини,/да взывают сице: слава, Мати, силе Твоей. Песнь 5 Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога, и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая. Егда источила еси живоносный источник людем Твоим,/повелела и храм Твой возвести, Дево;/зиждителем и служителем его, и всем воспевающым Тя, мир подавающая. Кии воскликновения принесем Ти, неискусобрачная Дево,/ужасающеся недоведомей воле Твоей,/понеже попустила есть разорити храм Твой,/егда людие отвергоша веру правую. Руки нечестивых, имиже разделение прииде, падоша;/людие же вернии новый храм Тебе, Владычице, возставиша;/Ты же, яко присно, достойно воспевающым Тя, мир подавай. Песнь 6 Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим. Узревше новый храм Твой, Богомати,/радостнаго исполняемся пения,/и руками плещуще, от Тебе рождшагося Бога славим. Праздник иконы Твоея, Заступнице Крупецкая,/радость граду Минску дарова,/темже, богомудрии, Богоматерь величаем. Есенный праздник совершающе Тебе, Богородительнице,/жатву добрых дел Ти приносим, Всепетая,/лобызающе умиленно святую икону Твою. Кондак, глас 3 Искони славною иконою Божия Матере/величается весь Крупецкая,/к ней же припадающе, Богородице взываем сице:/буди Одигитрия наша ко Господу,//да молитвами Твоими помилует души наша.

http://pravicon.com/info-1223

Крупецкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Спасо-Преображенская ц., с. Раков Минской обл.) Крупецкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Спасо-Преображенская ц., с. Раков Минской обл.) В 1884 г. еп. Минский и Туровский Варлаам (Чернявский), идя навстречу пожеланиям граждан Минска, обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить на зимний период торжественно переносить чтимую К. и. в Крестовую церковь архиерейского дома. К прошению был приложен регламент процессии с участием воинства, городских служб и ремесленных цехов. Разрешение было получено, и вплоть до 1917 г. чудотворную икону 1 окт. торжественным крестным ходом с участием всего духовенства Минска, хора певчих и военного оркестра при стечении всего правосл. населения города переносили в архиерейскую церковь, а затем 6 мая возвращали в Крупцы. В день Казанской иконы Божией Матери и по пятницам после литургии перед образом совершали службу и читали Акафист Божией Матери. Когда в 1924 г. церковь в Крупцах закрыли, чтимый образ был перенесен в Екатерининскую ц. на Немиге. В февр. 1927 г. власти обнаружили икону и передали в Петропавловский собор. В 1936 г. собор был разрушен, тогда же была разобрана и церковь в Крупцах. Дальнейшая судьба К. и. неизвестна. В Крупцах у родника верующие ставили свечи и кресты (в наст. время над ним сооружен киворий). С 1992 г. усилиями Братства во имя арх. Михаила в Крупцах возрожден Покровский приход, в апр. 1998 г. митр. Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым) освящена деревянная ц. в честь К. и. В нее принесен почитаемый список К. и. кон. XIX в., сохранившийся в Преображенской ц. в Ракове под Минском. На списке Богоматерь и Младенец изображены слегка склонившимися друг к другу, в левой руке Младенца Иисуса - свиток, ножки скрещены, как на Тихвинской иконе Божией Матери. В то же время на воспроизведениях К. и. в трудах С. И. Снессоревой и Е. Поселянина представлена белорус. «Одигитрия» XVII в. Особенность ее иконографии в том, что правая рука Богомладенца поднята в благословении, левой Он держит закрытую книгу, лежащую обрезом вверх. Головы Богородицы и Младенца увенчаны коронами, к-рые упоминаются в подношениях образу. Однако список из Преображенской ц. в Ракове представляется более достоверным.

http://pravenc.ru/text/2462065.html

Икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда Преосвященный Варлаам, согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено, и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая (ст. стиль) торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября (ст. стиль) столь же торжественно возвращалась назад в Минск. В 1924 году властями церковь была закрыта. Известно, что Крупецкая икона Божией Матери в 1925 году находилась в Свято-Екатерининской церкви, которая принадлежала тогда православным. В феврале 1927 года власти проверяли имущество Екатерининской церкви и обнаружили икону, не значившуюся в описи. Очевидно, православные верующие пытались укрыть свою святыню. Одновременно обновленцы, захватившие Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, узнав о находке, потребовали ее передачи себе, что и было властями сделано. Таким образом, начиная с 1927 года, икона находилась в Свято-Петро-Павловском соборе до его уничтожения в 1936 году. Тогда же, в 1936 году, и Свято-Покровская церковь в Крупцах подверглась насильственному разрушению - её по брёвнам разобрал местный колхоз. Но водный источник продолжал притягивать паломников. Одна из старожилов Минска вспоминает. Когда люди стали " …ходить на Криницу (1944-1946 годы), храм уже был разрушен, а у подножия холма верующие находили обломки от икон, которые собирали и сжигали. Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи " . Во время войны почитаемая икона была утеряна, от деревни осталось всего несколько домов. Святое место еще совсем недавно находилось в запустении. Но, к счастью, сохранило оно прежнюю живописность, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря. Сюда и пришли члены Братства в честь Святого Архистратига Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=09054

В 1993 году был зарегистрирован Свято-Покровский приход г. Минска. Начало новой истории прихода положил историк Минского Епархиального управления иерей Федор Кривонос. В архивах Санкт-Петербурга он встретил сведения о крупецкой иконе Божией Матери и Покровской церкви. В октябре 1992 года группа верующих обратилась к городским властям с просьбой разрешить восстановление храма, снесенного в 1936 году. Реализацию в жизнь возрождения храма по благословению высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета взяло на себя Братство в честь Святого Архистратига Михаила, возглавляемое Олегом Витальевичем Дихтиевским. В 1995 году Приход в 1-й раз посетил Святейший Патриарх Алекий II, который освятил Поклонный Крест и Памятный Камень с памятной доской. Вскоре был назначен первый настоятель Покровского храма священник Виктор Беляков (до этого храм был всегда приписным). Начались постоянные богослужения, продолжилось собирание святынь. 14 октября 1997 года был заложен Покровский храм. В апреле 1998 года  митрополитом был освящен храм Крупецкой иконы Божией Матери. В 2001 году строятся административный корпус, колокольня, устанавливается купол и крест Покровского храма (высота храма с крестом 47 м). 18 мая 2002 года приход посетил Святейший Патриарх Алекий II.  21 ноября 2002 года заложена капсула в основание Крестильного храма в честь Архангела Михаила. Священнодействие совершали три Архипастыря: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, епископ Гродненский и Волковысский Артемий. 22 июня 2006 года нашим Митрополитом освящен криптовый храм в честь Новомучеников и исповедников земли Белорусской. Осенью этого же года городские власти совершили огромные работы по благоустройству территории прихода. В Светлую Пятницу 2007 года его Высокопреосвященство Митрополит Филарет в сослужении 12-ти священников освятил главный Престол Покровского храма.  По материалам сайта: http://www.pokrovhram.by/hram/history/

http://sobory.ru/article/?object=09059

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм расположен на проспекте Победителей, на территории бывшей деревни Крупцы, которая после 1972 года попала в черту города, дав название улице, недалеко от известного минчанам крупецкого источника. Часовни Именно возле этого источника в 1612 году по преданию на роднике была чудесно явлена икона Божией Матери, которую, по названию существовавшего здесь имения Крупцы, стали называть Крупецкой . Для этой иконы возле источника была возведена деревянная часовня. Считалось, что вода из Крупецкого источника обладает целебными свойствами и особенно помогает при болезнях глаз. В архивном деле написано: " По преданиям местной церкви, год явления иконы обозначен на иконе: 1612 г. 1-го октября, писана на кипарисной доске вышиной 1, шириной 3/4 аршина. Церковь сооружена в том же 1612 году и по некотором времени, как видно из сохранившихся актов, была угнетаема особенно прежним вотчинником имения Крупцов Еленским, которым были забираемы все её доходы. Впоследствии униаты , завладев Воскресенскою протопопиею в г. Минске, завладели и принадлежавшею к ней Крупецкою церковию и Святою иконою Божией Матери. Но около 1818 года усердием монахинь бывшего Минского Свято-Духова монастыря церковь возобновлена, а с воссоединением в 1839 году унии возвратилась в недра Православной Церкви и причислена к Минскому городскому Екатерининскому собору " . В 1623 году Н. Варонич пожертвовал сеножать в Крупцах, где находилась часовня и источник, монастырю Петра и Павла. В 1818 году чтимая икона была облачена в серебряную ризу и украшена венцами на главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца . В 1820 году взамен обветшавшей была возведена новая часовня. Деревянный храм В 1856 - 1857 годах по инициативе минского губернатора Феодота Шкляревича вместо обветшавшей часовни в Крупцах на добровольные пожертвования была построена новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы .

http://drevo-info.ru/articles/23793.html

В столице Белоруссии освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы 14 апреля 2007 г. 12:44 Митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в Крупцах (Минск). По освящении престола и храма, владыка совершил Божественную литургию в сослужении настоятеля Свято-Духова кафедрального собора прот. Геннадия Дзичковского, настоятеля Марии-Магдалининской церкви прот. Иоанна Хорошевича, настоятеля Свято-Петро-Павловского собора прот. Георгия Латушко, настоятеля Всесвятского прихода прот. Феодора Повного, секретаря МЕУ прот. Николая Коржича, настоятеля Скорбященского прихода прот. Игоря Коростелёва, духовника Свято-Елисаветинского монастыря прот. Андрея Лемешонка, настоятеля Свято-Покровского прихода прот. Виктора Белякова, настоятелей храмов Минска и Минского р-на, духовенства прихода. По окончании Литургии, потрудившимся при возведении храма, спонсорам строительства, духовенству и активным прихожанам были вручены церковные награды. В 1612 г. на протекающем в имении Крупцы роднике была чудесно явлена икона Божией Матери, которую стали называть «Крупецкой». На месте явления иконы была возведена часовня, куда обретённую икону поместили для почитания. В 1856 г. на месте древней часовни было выстроено новое большое церковное здание, из-под которого струился источник. Начиная с 1884 г. икону стали с особой торжественностью переносить из Крупцов в Минск и обратно. В Свято-Покровской церкви в Крупцах в зимнее время службы не совершались. В 1936 г. церковь по брёвнам была разобрана местным колхозом. В 1998 г. тщанием Минского православного братства Архистратига Михаила была построена церковь «Крупецкой» иконы Божией Матери. Строительство Свято-Покровского собора началось в 1997 г. Одновременно была построена колокольня и вспомогательные здания, в которых размещаются помещения воскресной школы, сестричества, братства, издательства, помещения мастерских. Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/229032.htm...

Н. Самойлов уделяет этому богатому событиями времени лишь одну страницу 179 , автор книги «Софрониева и Глинская пустыни» – еще меньше 180 . Более подробно описывает указанный период архимандрит Анатолий (Ключаров). Но в своем исследовании он использовал лишь один документ – «Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему Молченскому монастырю Глинскую пустынь со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою» (1729 г.). Поэтому его анализ отличается неполнотой, а иногда и неточностями. Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) лишь кратко повторяет (на с. 23–25) анализ архимандрита Анатолия. Более подробные сведения об истории Глинской пустыни в XVIII веке содержатся в архивных документах того периода, которые нам удалось обнаружить в ЦГИА СССР и ЦГАДА СССР. В начале XVIII века Глинская пустынь по-прежнему была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю. Но затем получила относительную самостоятельность благодаря тому, что 13 декабря 1703 г. император Петр I пожаловал Крупецкую волость со всеми землями, лесами, селами и деревнями украинскому гетману И. С. Мазепе 181 . Преследуя свои политические цели (гетман стремился отделить Украину от России), Мазепа в том же 1703 г. передал Крупецкую волость, а вместе с ней и Глинскую пустынь со всеми угодьями в ведение Киевской епархии 182 , хотя Глинская пустынь и не была отделена указом от Путивльского монастыря. В донесении Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, направленном в Св. Синод в 1730 году, сказано: «Мазепа, видя церковь пусту с давних лет стоящу… испросил у Преосвященнейшего митрополита Киевского Варлаама Ясинского благословение собраться на том пустом месте» 183 монахам, и с того времени обитель Глинская была «поручена в досмотр и правление Петропавловского Глуховского монастыря игумену Мелетию Трофимовичу 184 ближайшего ради расстоянья» 185 . Сказанное в донесении о будто бы пустой Глинской церкви, стоящей на пустом месте, совершенно неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Крупецкий снова мало-по-малу собрал вокруг себя униатов; но во время казацких войн снова был выгнан из епархии, предоставленной православному епископу, Антонию Винницкому . Крупецкий отправился в Львов просить короля о возвращении ему епархии и хотя получил привиллегию, но епархии не возвратил. В коадъюторы Крупецкому посвящен был униатским митрополитом архимандрит кобринский, Павел Овлучимский, с званием епископа самборского. Но Овлучимский умер в 1651 г. до кончины еще Крупецкого, умершего после 43-х-летнего управления епархией в 1656 г. В год смерти Овлучимского, посвящен был в преемники ему, коадъютором к Крупецкому, cum futura successione, Прокопий Хмелевский , которому поручено было также управление луцкой епархией (с униатской стороны, так как в Луцке были православные епископы). Но православные не допустили Хмелевского до управления епархией, так что, считаясь 12 лет перемышльским епископом, cathedram nunquam obtinuit propter insolentiam cosacorum. 1039 Умер в 1664 г. февраля 22. Преемником его был Антоний Терлецкий с 1664 г. Умер 29 декабря 1669 г. В последние годы жизни он по болезни не управлял епархией. Заведывание ею поручено было холмскому епископу Якову Суше, который и управлял ею до смерти и по кончине Антония. 1040 Еще при жизни Антония Винницкого 1041 православным епископом утвержден был в 1671 году Георгий Гошовский . 1042 После Георгия, на православную перемышльскую кафедру избран был Шумлянским Иннокентий Винницкий . В качестве номината он присутствовал на люблинском съезде 1680 г., обязавшись тайно принять унию в случае посвящения в епископы, – чего и достиг и объявил себя, потом, открыто униатом. С униатской стороны, еще прежде Винницкого, в перемышльские епископы посвящен был митрополитом Колендой из виленских супериоров Ян Малаховский . Но так как все имения кафедры поступили в заведывание Иннокентия Винницкого, то он принужден был уступить ему свой престол, как уже принявшему унию, а сам, имея сановных родственников (Малаховских, сенаторов Речи Посполитой), жил в Варшаве при дворе короля Uoahha III . Впоследствии, в 1692 г., получил холмскую кафедру, но вскоре (12 февраля 1693 г.) скончался. 1043

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Таким образом, утверждение об основании Глинской пустыни в XVII веке необоснованно. Вероятно, это мнение сформировалось благодаря приведенным выше словам игумена Моисея из его прошения 1729 года. Подтверждая свое право на владение Глинской пустынью, вместе с прошением он представил в Св. Синод подлинные крепости 224 1685, 1692 и 1693 годов и подчеркивал, что от Молченского монастыря Глинская пустынь не была отрешена, а передана в ведение Киевского митрополита без указа. Св. Синод определил Киевскому архиерею Варлааму Ванатовичу также прислать в Синод грамоты, на основании которых Глинская пустынь находилась в ведении его епархии. В конце марта 1730 года от архиепископа Варлаама Ванатовича поступили доношение и копии с пяти различных документов. Первая копия – с письма братии Глинской пустыни Киевскому архиепископу в ответ на его запрос о грамотах, по которым обитель находилась в Киевской епархии 225 . Вторая и третья копии – с выписей, данных Путивльскому Молченскому монастырю на владение Глинским ухожьем в 1685 226 и 1693 годах 227 соответственно. Четвертая копия – с писания Киевского митрополита Варлаама Ясинского от 31 августа 1706 года. Митрополит писал, что 8 апреля 1706 года он получил царский указ, по которому церкви волостей, принадлежащих И. С. Мазепе (Крупецкой, Амоновской, Ивановской), переданы в ведение Киевской епархии и «поручены в досмотр» игумену Глуховского Петропавловского монастыря Мелетию Трофимовичу 228 . Пятая копия – с универсала 1706 года гетмана Мазепы, в котором он повелевал всем священникам, диаконам и причетникам принадлежащих ему волостей, в том числе и Крупецкой, быть в повиновении у Киевского митрополита 229 . Среди этих документов наибольший интерес представляет письмо иноков Глинской пустыни. В нем сказано, что все крепости и грамоты, которые были в обители и могли бы подтвердить подчиненность Глинской пустыни Киевской митрополии, в июле 1724 года самовольно взял из Глинской пустыни в свой монастырь игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010