Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Грамота Владислава IV, дарованная православным Речи Посполитой при избрании на польский королевский престол (1632 г. 1 ноября) Перевод с польского Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 54. С. 200-203 Во-первых, древнее свободное исповедание веры и святых таинств совершение, церквей починка и новых, по согласию е. кор. вел. строение, также заведение богаделен, семинарий, школ и типографий, и свободное не приступившим к унии занятие городских должностей во всех Речи Посполитой городах и местечках. Братства церковный все вообще, который до сего были у неуниатов, также и те, которые после от них будут учреждены, с их церквами, должны остаться при них в спокойном их владении и беспрепятственном употреблении. Митрополит Киевский, в унии состоящий, и его преемники должны иметь ненарушимое право и титул над всею Русью, унию принявшею; а вотчины, к митрополии принадлежащие, с Выдубицким монастырем должны остаться у нынешнего митрополита. По смерти же его, вотчины в воеводстве Киевском, принадлежащие к Софийскому монастырю, должны быть возвращены во оный монастырь, или по просьбе даны от е. кор. вел. и Речи Посполитой; и оная св. Софии Киевская Церковь с ее подданными должна оставаться при неуниатах и митрополите, посвященном от Константинопольского патриарха; митрополит по древним правам и обыкновению должен быть избираем от Русского дворянства и духовенства, также от обывателей Коронных и великого княжества Аитовского, в Греческой вере не в унии находящихся, и от е. кор. вел. на то получить привилегию. И сие самое разумеется о Львовском, Луцком, Перемышльском и Мстиславском архиереях, также о Печерском и Уневском архимандритах. Епископство Перемышльское и Львовское со всеми маетностями и древними их принадлежностями должны оставаться навсегда при неуниатах: но только до кончины теперешнего епископа Афанасия Крупецкого, или перемещения его в другую епархию, в котором случае тамошние обыватели должны избрать на его место другого из неуниатов, коему от будущего короля на коронационном сейме дастся привилегия с полною властью и правом над всеми неуниатами; при том для пребывания его дастся ему с нынешнего времени монастырь Спасской Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/443958/

Не успев вытеснить Тиссаровского из Галицкой епархии и называя его изменником и отступником, Потей вздумал поставить на ту же епархию униатского епископа в качестве своего коадъютора и викария. На эту должность он избрал и по грамоте короля от 16 ноября 1611 г. посвятил своего любимца архимандрита виленского Троицкого монастыря Иосифа Велямина Рутского, придав ему (16 июня 1612 г.) во владение и Лаврашевский монастырь, который дотоле держал сам. Рутский в своей архиерейской присяге, сохранившейся доселе (подписана в июле 1612 г.), произнес Символ веры без прибавления «и от Сына», как произносили и прежде него поставлявшиеся в униатские епископы, и дал обязательство повиноваться во всем митрополиту Потею, как его наместник. По рукоположении своем Рутский оставался в Вильне, в своем монастыре, и в отсутствие митрополита, обыкновенно проживавшего во Владимире Волынском, ставил здесь попов и дьяконов для митрополичьей епархии, судил и исправлял все прочие духовные дела, но, называясь епископом Галицким, удерживал за собою по крайней мере номинальную власть и над епархиею Львовскою и Галицкою . Гораздо более успеха имел Потей в епархии Перемышльской, где доселе святительствовал православный епископ Михаил Копыстенский, скончавшийся в начале 1610 г. «Как только я узнал о его смерти, находясь в Варшаве,— рассказывает сам Потей,— я тотчас же отправился к пану Калинскому, старосте перемышльскому, который имеет большую силу, и просил внимательно следить за этим делом, чтобы, каясь за Львовского владыку (Тиссаровского), не допустил на Перемышльскую кафедру схизматика». Потей указывал на нее двух кандидатов: Рутского, тогда еще архимандрита, и Мороховского, бывшего своего секретаря. Но Калинский заметил, что местная шляхта не примет ни того, ни другого, как нетамошних уроженцев, и может произойти замешательство. Избран был кандидат из местной шляхты — пан Александр Крупецкий, принявший в монашестве имя Афанасия, который не совсем был угоден Потею . Но «зная,— продолжает Потей,— что об этой епископии хлопочут явные схизматики и враги Римского Костела, я охотно остановился на Крупецком, так как он искусен в делах церковных и весьма расположен к св.

http://sedmitza.ru/lib/text/436116/

Его голосу вняли дворяне и казаки. Папа, которому отослан проект соглашения, тоже остался недоволен им и не утвердил согласительных статей. Сейм 27 сентября открылся положительно бунтом православных. Новая комиссия при разногласии членов оказалась бессильной. Пришлось передать спорный вопрос личному усмотрению королевича и избранного им совета с преобладающим числом членов из православных и протестантов. Советом постановлено: I. Уравнять церковные и гражданские права униатов и православных, предоставив тем и другим свободу веры и богослужения. II. Киевскую Софийскую церковь с крестьянами вокруг неё оставить за православным митрополитом, посвященным от константинопольского патриарха. Избирать его должны православные русские дворяне, духовенство и обыватели; сам митрополит должен получать от короля привилегию (утвердительную грамоту). Пустынный монастырь под Гродною со всеми его имениями передавался православным, чтобы в нем могла быть резиденция или самого киевского митрополита, или его коадъютора для управления неуниатскими церквами и духовенством в великом княжестве Литовском. III. За православными оставались четыре архиерейские кафедры: Львовская, Луцкая, Перемышльская и вновь открываемая Мстиславская. Перемышльская и Львовская епископии со всеми имениями навсегда должны принадлежать неуниатам. Имения Перемышльской епархии могли быть утверждены лишь по смерти или после перемещения тамошнего униатского епископа Афанасия Крупецкого; для резиденции православного епископа теперь же отдавались три монастыря: Спасский, св. Онуфрия и, так называемый, Смольница. Луцкое епископство с кафедрой и со всеми имениями, луцким униатским епископом Почаповским должно быть передано владыке неуниту, избранному волынскими обывателями. Почаповский все-таки сохранял титул, но переселялся в Жидичинский монастырь; его преемник униат уже терял титул луцкого и должен называться острожским. В вел. княжестве Литовском должен быть епископ мстиславский и называться мстиславским, оршанским и могилевским, а кафедру иметь в Могилеве в Спасском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ссылаясь на старость и немощи, он выпросил себе у Сигизмунда другого наместника и коадъютора. Наместником Поцей избрал и, по королевской грамоте от 16 ноября 1611 года, посвятил никого иного, как своего любимца и ревностного униата, архимандрита Иосифа Вельямина Рутского. Униат-наместник, поклявшийся во всем повиноваться митрополиту, получил титул епископа галицкого 953 . Таким образом, Галич стал входить в титул трех западнорусских владык, но действительным галицким епископом оставался православный Иеремия Тиссаровский. Иосиф Рутский, хотя и назывался галицким, но удерживал за собой, кажется, только номинально власть над Львовской и Галицкой епархией и жил в Вильне. В отсутствие митрополита, обыкновенно проживавшего и умершего (1613 г.) в своем прежнем кафедральном городе Владимире Волынском, он управлял митрополичьей епархией 954 . Ошибка католиков при избрании заместителя Гедеону Болобану и твердость характера Иеремии удержали за православными Львовскую и Галицкую епархию. Не то вышло с другой православной перемышльской кафедрой. Она по смерти Михаила Копыстенского (1610 г.) досталась униату и на этот раз Поцей не прозевал. Он в свою бытность в Варшаве, как только узнал о смерти Копыстенского, тотчас поскакал к влиятельному перемышльскому старосте пану Калинскому с просьбой внимательнее следить за новым назначением, чтобы, каясь за львовского владыку, не допустить на перемышльскую кафедру схизматика. Поцей предложил было своих кандидатов – Рутского, тогда еще архимандрита, и Мохровского, своего бывшего секретаря. Но избран и в июне 1610 года посвящен пан Александр Крунецкий, в монашестве Афанасий, с условием держаться унии. Православные были крайне недовольны назначением униата. Тем не менее все протесты со стороны их, даже вкупе с католиками, были напрасны 955 . Крупецкий удержался на своем месте, так что у православных остался только один епископ львовский. Перемышльская епархия, доставшаяся униату, считалась обширнейшей из всех епархий западнорусской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

волынский депутат Лаврентий Древинский, – монахов, непреклонных на унию, ловят и бьют, хватают на дорогах и бросают в темницы». Униаты стремились завладеть православными кафедрами, церквами и монастырями с их именьями и доходами. После брестского собора они удержали за собой митрополичью (с кафедрой в Вильне) и пять епископских кафедр: полоцкую, пинскую, владимиро – брестскую, луцкую и холмскую; по смерти православного епископа Михаила они завладели и перемышльской епархией, так что у православных оставался лишь один львовский епископ. Поставленные для них в 1620 г. вновь митрополит и епископы (шесть) не были признаны законными и (кроме митрополита и львовского епископа) не могли водвориться в своих епархиях. С 1625 г. смоленская епархия, взятая в 1611 г. поляками, отдана была униатам и православные не имели здесь епископа до 1657 г., когда Смоленск был опять в руках русских. При Владиславе IV высшая православная иерархия получила законное право на существование; но без притеснений дело не обошлось и тогда: перемышльская, луцкая и Львовская епархии были уступлены православным (1632), но униаты не оставляли попыток завладеть ими (Ааанасий Крупецкий перемышльский, Рафаил Корсак галицкий). По Зборовскому договору 1649 г. холмская епархия была передана православным (1650), но чрез год снова отдана униатам (1651). В конце XVII в. от православных отошли епархии Львовская, перемышльская и луцкая с переходом их владык в унию (львовского Иосифа Шумлянского 1677 – 1708, перемышльского Иннокентия Винницкого в 1680 – х годах, луцкого Афанасия Шумлянского 1688 – 1694 тайного униата и Дионисия Жабокрицкого, нареченного епископа с 1695 г., явно перешедшего в унию). В руках православных в пределах Польши тогда была одна белорусская епархия (могилевская или Мстиславская), учрежденная в 1632 г.; но с 1678 г. она оставалась без епископа: в 1680 г., православные избрали было на нее кандидата, но король не утвердил его; в 1692 г., когда они просили короля дать им епископа, получили ответ, что, если хотят униата, то он прикажет поставить, а православного не дозволит; в 1697 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Монастырю были переданы имения Горбов и Авдеевка. 7 марта 1628 г. К. получил 17 уволок земли от черниговского капитана Куновского, они были обмерены и подтверждены королевским привилеем от 30 апр. 1638 г. Всего К. было передано ок. 100 уволок земли. К 29 янв. 1635 г. относится его протестация, поданная в Черниговский замковый уряд, по поводу незаконной аренды монастырских озер черниговским бурмистром Асалаем. В Чернигове имели место контакты К. с католиками: ксендз Себастиан Осмольский из Львова ок. 1628 г. жил полгода в Елецком Успенском мон-ре. 16 окт. 1629 г. К. получил от кн. Александра Заславского дубенскую Крестовоздвиженскую архимандритию (см.: Гopih С. М. Mohacmupi Луцько-Острозькоï kih. XV - сер. XVII ст. К., 2012. С. 134). Неизвестно, принял ли К. в свое управление Дубенский мон-рь, бывший до этого православным. К. участвовал в действиях униат. священнослужителей против правосл. Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Странствующий архим. Афиноген (Крыжановский), до нач. 30-х гг. XVII в. состоявший в униат. Церкви, впосл. вернувшийся в Православие, 30 марта 1637 г. подал заявление в Луцкий гродский суд. Он сообщил, что в 1636 г. по наущению К., с которым виделся в Чернигове, направил под именем вымышленного греч. епископа Амафузийского Аарона в Черниговский гродский суд протестацию против митр. Петра (Могилы) с ложным обвинением слуг последнего в нападении на себя с целью ограбления. Афиноген писал, что он сделал это по навету униат. Перемышльского еп. Афанасия Крупецкого и Львовского армяно-католич. еп. Николая Торосовича, к-рые «составили и выдумали клевету», в свою очередь «Кирилл Ставровецкий сам своей рукой протестацию написал и в книги черниговские подал» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. 295. С. 731-732). По всей видимости, митр. Петр (Могила) запретил распространение сочинений К. среди православных (об этом сообщается в письме патриарха Московского и всея Руси Адриана киевскому воеводе от 27 марта 1697; см. ниже). Королевским указом от 3 марта 1643 г. из-за преклонного возраста и плохого здоровья К.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

3) Точно так же неуниты имеют избирать себе четырех епископов: Львовского, Луцкого, Перемышльского и Мстиславского. Перемышльская епископия, как и Львовская, со всеми ее имениями должна навсегда принадлежать неунитам; впрочем, до смерти теперешнего униатского епископа Афанасия Крупецкого или до перемещения его на другую епархию имения должны оставаться за ним и только потом перейдут в полное владение неунитского архиерея. Этот последний архиерей имеет быть избран местными обывателями и получить привилегию от будущего короля на коронационном сейме с полною властию над всеми неунитами; для резиденции ему теперь же даются три монастыря: Спасский, святого Онуфрия и так называемый Смольница, а на содержание этого неунитского епископа, пока Крупецкий будет владеть тамошним владычеством, будущий король назначит по две тысячи злотых ежегодно. Луцкое епископство с кафедрою и со всеми имениями должно быть передано теперешним Луцким владыкою Почаповским владыке-неуниту, избранному обитателями волынскими, неунитами, и передано тотчас, как только последний получит привилегию от короля на коронационном сейме. После того Почаповский, сохраняя титул епископа Луцкого, переселится в Жидичинский монастырь и будет владеть им и его вотчинами до своего перемещения или смерти; преемник же его, униатский епископ, уже не будет называться Луцким. В великом княжестве Литовском должен быть епископ Мстиславский, избранный тамошними жителями-неунитами, привилегию от короля он получит на коронационном сейме, будет называться Мстиславским, Оршанским и Могилевским, а кафедру свою иметь в Могилеве, в Спасском монастыре. Жалованья этому епископу будет назначено по две тысячи злотых ежегодно, так как все имения, принадлежащие владычеству Витебскому и Мстиславскому, которыми ныне владеет архиепископ Полоцкий Селява, должны оставаться при нем и его преемниках, униатских архиепископах Полоцких. Вообще кафедры и их имения, которые остаются за униатами, и имеют быть раздаваемы только униатам, и церковные имения их никаким способом не будут отчуждаемы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436143/

1.10. Кукузелисса 109 Кукузелисса На Афоне, в лавре св. Афанасия, находится чудотворная икона, названная по имени святого подвижника Иоанна Кукузеля (XII в.). Однажды в субботу после бдения, пропевши акафист Пресвятой Богородице, он сел против иконы, и тонкий сон успокоил утомлённого старца. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел златницу в руке своей. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. В церкви села Мятина Дубенского уезда Волынской епархии находится благодатная икона Божией Матери, снимок с чудотворной, написанная «благоверным иконописцем Григорием». Икона Кукузелисса прославилась чудесными знамениями, особенно с 1796 г. Празднество ей совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе. 1.10. Псково-покровская Псково-покровская Чудотворная икона находится в Псковоградской Покровской церкви; точный с неё снимок – в Московском Успенском соборе над южными дверями придела во имя свв. апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским, Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Икона прославилась многими чудотворениями и стала известна под именем Псково-Покровской по церкви, в которой находится; празднество ей совершается 1 октября. В Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними (1736–1740). 1.10. Крупецкая

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

I. Православные после коронации Владислава (1633 г.) ждали ближайшего сейма, на котором должен был окончательно решиться вопрос о положении их церкви. Сейм открылся в феврале 1635 года. На нем права униатов и неуниатов уравнивались 987 . Но когда дело дошло до выдачи грамот, король заговорил несколько иначе, чем говорил на сеймах. Он откровенно признался, что уступки, сделанные неуниатам, вызваны стеснительными обстоятельствами. Поэтому в новых грамотах права униатов расширялись, права неуниатов, напротив, сокращались. Грамотой от 14 марта 1635 года за униатами оставлены архиепископство Полоцкое, епископства: Владимирское, Пинское, Холмское и Смоленское с монастырями, церквами и имениями, принадлежащими им; за ними же оставались виленский Св.-Троицкий монастырь с братством и церковью св. Пятницы и с принадлежащими ей фундациями, монастыри: гродненский (прежде он назначался православному митрополиту), жидичинский, могилевский, минский, новогрудский, онуфриевский, мстиславский, плытинский, полоцкий, брацлавский и др., находившиеся во владении униатов. В Витебске, Полоцке и Новогородке неуниатам запрещалось иметь церкви (совсем не то, что говорилось раньше о пропорциональном распределении церквей 988 . 18 марта дана грамота православным. По королевской привилегии Луцкое епископство не тотчас отдавалось епископу Афанасию Пузине, но по смерти униатство епископа, и, следовательно, дело оттягивалось. Сделана очень невыгодная для православных прибавка и по отношению к Перемышльской епископии. По прежним статьям она передавалась исключительно православному епископу, теперь же, по смерти униатского епископа Крупецкого, в Перемышльской епархии должны оставаться униатские епископы. Им передавались спасская и николаевская церкви, находившиеся в предместье Перемышля. Могилевский Спасский монастырь, где предполагалась православная кафедра, оставался за униатами; вместо него православному епископу отдавались крестовоздвиженская церковь и в Минске, так называемая, блаженная (Beata). Вместо гродненского монастыря митрополиту передавалась Выдубецкая архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Луцкая епископия после скоро последовавшей смерти Почаповского (5 окт. 1636 г.) поступила в ведение Афанасия Пузины и униатская кафедра совсем прикрыта. Униатами стал заведовать жидичинский архимандрит, бывший обыкновенно епископом номинатом. Тамошние униаты значительно ослабели. Во всей обширной Луцкой епархии за ними осталось до 100 церквей с семью монастырями в имениях латинских и униатских панов. Все прочие церкви и монастыри перешли во власть православных. Афанасий Пузина под конец управления епархией выпросил себе коадъютора в лице о. Иосифа Чаплица, архимандрита милецкого, который сделался ему преемником. По-видимому, судьба Луцкой епархии была счастливее других. Первые годы существования восстановленной Перемышльской епархии – несчастливые годы. Они прошли в борьбе униатского епископа с православным за право жить и действовать в Перемышле. Православные не сразу выбрали кандидата на перемшльскую кафедру. Только через четыре года после избирательного сейма ее занял волынский дворянин, луцкий земский писарь Симеон Гулевич Ваютинский, в монашестве Сильвестр. Получив привилегию от короля, он приступом завладел Спасским перемышльским монастырем и выгнал оттуда Крупецкого. Война и разбирательство дела продолжались до 1645 года; оправданным вышел победитель Гулевич. Но положение тамошнего православного епископа определилось только чрез 5 лет. Количественное превосходство православных в Перемышльской епархии несомненно помогло Гулевичу одержать верх. Крупецкий, занявший кафедру после Михаила Копыстенского, из 3000 православных перемышльских церквей в продолжение своего сорокатрехлетняго владычества успел совратить в унию только до 600 церквей, т. е. одну пятую, а четыре пятых – 2400 церквей обширнейшей епархии оставались православными. Неуниаты положительно ненавидели Крупецкого и подчас были жестоки к нему. Православные, жившие в униатских епархиях: Пинской, Владимирской и Холмской, как замечено и как догадывается преосв. Макарий, причислены были к Луцкой епархии и поручены ведению Афанасия Пузины, хотя и сам митрополит Петр Могила в качестве патриаршего экзарха управлял тамошними церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010