Тропарь, глас 2 Всемилостивая Владычице,/Твоему покланяющеся Пречистому образу,/струями источника Крупецкаго/утоляем жажду душ наших;/темже и всем, с верою Тебе припадающим,/облегчение в скорбех даруй,//и покрый всечестным омофором Твоим. На «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, слава и ныне — праздника. По кафизмах седальны — воскресны, по полиелее — величание Богородице («Достойно есть:»), «Благословен еси, Господи», и до канона — все воскресное. Каноны: воскресный с ирмосом на 4, канон Богородице на 2, канон празднику — на 6. Катавасия праздника. По З песни — кондак и икос воскресные, седален праздника. По 6 песни — кондак и икос праздника. Канон праздника, глас 4, егоже краегранесие: «БОГОМАТЕРЕ КРУПЕЦКИЯ СЛАВА». Песнь 1. Отверзу уста моя, и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. Безгласная отверзаеши уста/и хваления наполняеши духом,/во еже пети рождшую Тя, Христе,/и прославляти Тоя чудеса. Отверзу недостойная уста/и песнь принесу Ти, Дево,/яко образ Твой явила еси/и источник приснотекущий даровала еси,/и воспою, радуяся, Твоя чудеса. Гавриил Ти благую весть принесе/и благословенну в женах нарече,/темже и мы, покланяющеся дивному образу Твоему,/Тя благохвалим и воспеваем Твоя чудеса. Песнь 3. Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби. Образ Твой чудесно явила еси, Пресвятая Богородице,/и воду живоносную от камене источила еси,/темже верных, зде собранных под Покровом Твоим,/духовно утверди и венцев славы сподоби. Мати Света,/во дни Смуты и Унии образ Свой явившая,/сподоби нас держатися всегда правыя стези,/духовно утверди и в вере настави. Апостол и благовеститель Лука/первый лика Твоего изображение написа./Ныне образы Твоими ограждаеши землю нашу от нашествия врагов/и противу ересей духовно утверждаеши. Седален Богородице, всеблагая Помощнице, щедрая и милостивая Владычице! Заступи и избави в бедах и болезнех сущая рабы Твоя и огради нас от всякия нужды и скорби.

http://pravicon.com/info-1223

и от общества 180 руб. в год, законоучителю – от казны 50 руб. и от общества 50 руб. в год; на учебные пособия – от казны 26 руб. и от общества 26 руб. в год и на содержание школы – 199 руб. от общества в год. Кроме того, с октября 1883 года с разрешения Попечителя Киев. уч. Округа открыты в зимнее время вечерние собеседования для взрослых прихожан и производятся по очереди законоучителем и учителем школы, с отметкою каждый раз в журнале числа слушателей и предмета собеседования. Есть церк.-приход. Попечительство. Ярмарки бывают 12 раз в году; торгуют горшками, сапогами и овчинными кожухами. Есть винокурный завод, принадлежащий графу Тарнавскому и находящийся в руках евреев. До пожара в 1875 году в м. Козине были квартиры волостного правления, станового пристава и таможенного заседателя, а ныне находится только полицейский урядник. Владелец местечка – граф Казимир Тарнавский, живущий в д. Тарнавке, который одну часть пахот. земли отдаёт в аренду евреям, а другую обрабатывает сам Деревни (хутора) прихода: Тарнавка Грановка, Глинянка, Дубины, Савчуки, Пасики, Курсики, Иващуки и Старики – все в 3 вёрстах и менее. Дворов – 282, прихожан – 2,259 д. об. п.; рим.-катол. 38 д. об. п.; евреев до 400 д. об. п. Свящ. – Андроник Львов. Багриновский (с 1887 г., а на службе с 1865 г.) и псаломщ. – Августин Лаврент. Левицкий (с 1884 г.). 819 . м. Крупец (при рч. Белой-Кринице) волости Крупецкой, от Житомира 278 вер., от Дубно 55 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Рудни 5 вер. (при почт. приёмной ст.), от ближ. приход. с. Сестратина 7 вер., с.Срибно 4 вер. и с. Михайловки – 5 вёрст. Местечко это расположено на равнине и окружено лесом. Оно составляется из собственно местечка и предместьев – Стариков, Гнильча, Цивницов и деревни Бараны; все эти местности находится в непосредственной связи с самым местечком и составляют одно целое. Главная почтовая дорога, перерезывающая м. Крупец, идёт из м. Радзивилова в г. Дубно; от неё идут ветви в 4 стороны – в с. Сестратин, в м. Берестечко, в г. Кременец и м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Как известно, уния была введена высшей иерархией, и у православных осталось только два епископа, вследствие чего в братствах насколько выдвигалось участие мирян в Церкви, настолько слабело участие и значение духовенства, что это давало себя чувствовать и умаляло значение братств. Братства могли рассылать пламенные воззвания, издавать прекраснейшие книги, но нелегко им было посылать, куда было нужно, священников, а без этого все труды братств для общего блага на деле оказывались ничтожными. Православные внимали голосу братств и готовы были положить свою душу за веру, но они лишены были Церкви, лишены были священников и, стало быть, возможности выполнить религиозные нужды свои и своей семьи. Правда, братства старались покрыть эту недостачу духовенства, образовывали прекраснейших клириков, рассылали их по приходам, но все же они не в состоянии были посылать их в потребном количестве, в силу чего православные вынуждены были обращаться за делом к униатскому священнику, часто бывшему их духовнику, и, таким образом, теряли всякую связь с православием. Коротко сказать, в братствах год от году слабел элемент церковный, духовный. Пока живы были епископы Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский, оставшиеся верными православию, они неутомимо защищали его от нападок унии и латинства. Гедеон заменял для Западно-Русской Церкви и православного митрополита и оказал ей незабвенные услуги. Он мужественно боролся с двумя униатскими митрополитами — Рагозой и Поцеем — за свою паству и ни в чем не уступал им; не обращал он внимания и на угрозы короля, считая их незаконными. Свои архипастырские заботы Гедеон безбоязненно простирал и за пределы своей епархии, рассылая по приходам, не признающим власти униатских епископов, священное миро, антиминсы, книги; поставлял для них священников. Так же мужественно охранял свою паству от расхищения и Перемышльский владыка Михаил. Когда после его смерти на Перемышльскую кафедру был поставлен униат Крупецкий, то, по словам последнего, он «не нашел там еще ни одного униата».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Если теперь службы не будет, то опасно от такого многолюдства, чтоб ратные люди и донские козаки не начали какого-нибудь нового дела; да и в малороссийских городах большое многолюдство, охочие и городовые полки желают службы; чтоб они не встали и над тобою какого зла не сделали, подумай об этом!» – «У меня везде остережено, – отвечал гетман, – везде полковники – верные и надежные люди; если бы чернь на меня и зашевелилась, то у меня охочих конных и пехотных полков тысячи с четыре готовы да стрельцы московские. Гораздо опаснее, когда московские и малороссийские войска будут в соединении во время войны, тут, пожалуй, побьют бояр и воевод и меня, тут и польская какая-нибудь хитрость будет. Посмотрел я, когда был вместе с князем Ромодановским: бывало, велит боярин идти какому-нибудь полку на известное место, куда необходимо, и от полковников начнутся такие крики и непослушанья, что трудно и выговорить. У нас в полках и не такие люди, вольница, но если я прикажу идти – идут без отговорки. В Москве не надобно много ратных людей держать, надобно рассылать их по порубежным городам и занимать их там городовыми постройками; а в Москве держать полк, другой верных пожалованных людей; донских козаков чтоб поубавить, послать против черкес или кумыков». Думному дьяку не удалось переспорить гетмана, который стоял на одном, что не следует менять золотой мир на железную войну. Украинцев кончил спор о войне и занялся другим важным делом. В Батурине, в Крупецком монастыре, жил епископ луцкий, князь Гедеон Святополк Четвертинский, ушедший из своей епархии от католического гонения. Думный дьяк отправился к епископу с вопросами о замыслах и поведении короля польского: для чего он, епископ, приехал в малороссийские города, давно ль посвящен в епископы, где и кем? – «У короля и сенаторов, – отвечал Гедеон, – слыхал я много раз, что они, улучив время, хотят войну начать с великими государями; а теперь какое у них намерение и поведение, того я не знаю. Приехал я сюда потому, что от гонения королевского мне житья не было, все неволил меня принять римскую веру или сделаться униатом; и теперь, идучи в поход, сам король и королева сказали мне, что когда король придет с войны, а я римлянином или униатом не сделаюсь, то меня непременно сошлют в вечное заточение в Мариенбург.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Через год после того, как воеводство Могилевское, в котором находились названные старообрядские монастыри, было возвращено России, умер Викентий Крупецкий. Собранный им скит неминуемо должен бы был уничтожиться сам собою, ибо под русским владычеством нельзя было разводить раскольничьих скитов, как водилось это при польских королях; притом же не осталось в Крупцах после Викентия ни единого старца, который бы, равняясь покойному, мог продолжать его дело. Особое обстоятельство поддержало однако Крупцы, хотя и ненадолго. Иссохшее, изможденное долговременным постом, молитвами, ношением тяжелых вериг, копанием стосаженного коридора в горе, тело столетнего почти Викентия, находясь в холодной, но сухой пещере, не предавалось тлению. Скитники стали разглашать о святости почившего своего настоятеля, и пошла по старообрядству громкая молва, что просветил господь своею милостью богоспасаемые Новые-Крупцы, явил верующим новоявленные мощи угодника своего, инока-схимника Викентия. Останки его крупецкие скитники положили в деревянную раку и поставили ее в той самой пещере, где подвизался он в молитвенных подвигах. Толпы богомольцев из старообрядских слобод соседнего Стародубья одна за другой потекли на поклонение мощам преподобного Викентия Крупецкого. В пещере ежедневно пелись панихиды с утра до вечера. Богомольцы брали из пещеры лесочек, а из пещерного, ископанного руками Викентия колодца — воду. То и другое, считая за цельбоносную святыню, разносили по домам. Пошли толки о чудотворениях, бывающих у раки нового угодника. Кто-то составил, впрочем, довольно бестолково, а местами безграмотно: «Сказание о житии и отчасти чудес преподобнаго отца нашего Викентия иже на Новом Крупце», где, по подобию старинных «Прологов» и «Патериков», рассказывалось о подвигах Викентия, о крепком его состоянии в «древлем благочестии», о примерах его прозорливости и даже о том, как он пророчествовал и как однажды, находясь после долговременной молитвы в состоянии восторженности духа, имел будто бы видения. Но недолго чествовались старообрядцами Викентиевы мощи. Известие о них дошло до Петербурга.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В Гомеле к 1917 г. действующими были каменный Преображенский храм Белокриницкой иерархии , деревянные Ильинский храм неокружников (см. в ст. «Окружное послание» ) и Покровско-Димитриевский храм беглопоповцев , приписанный к Ветковскому приходу. Как и раньше, наибольшее число старообрядцев проживало вокруг мест. Ветка, ставшего в советский период центром района. В 1929 г. в новоучрежденном Гомельском окр. наиболее крупными старообрядческими общинами являлись: Косицкая (434 чел.), Попсуевская (342 чел.), община Леонтьевского молитвенного дома (521 чел.). В 30-х гг. XX в. все старообрядческие церкви и скиты в регионе были закрыты. В авг. 1934 г. Совнарком Белорусской ССР принял постановление об использовании церковных зданий в качестве зернохранилищ, амбаров и складских помещений. Согласно этому постановлению, в 1934 г. были закрыты молитвенные дома поморцев в пос. Ветка и в деревнях Ветковского р-на: Дубовый Лог (ныне Добрушского р-на), Косицкая, Попсуевка, Тарасовка, Леонтьево, Борьба, а также Паричского р-на: Заречье (ныне Светлогорского р-на) и Ново-Александровка (ныне Чаусского р-на), а также основанный в 1840 г. храм белокриницкого согласия в дер. Нов. Мильча, который был переоборудован под клуб (разрушен в 1937). Не позднее 1937 г. в Гомеле была разрушена белокриницкая моленная на ул. Фрунзе, 9 (бывш. Свечная ул.), на ее месте построили теплоэлектростанцию. В Гомеле также упразднили Ильинский и Преображенский старообрядческие храмы. В 1939 г. закрыли храм в дер. Огородня-Гомельская Добрушского р-на. В период нем. оккупации в исторических пределах Могилёвской епархии возобновили свою деятельность не менее 20 старообрядческих общин. В Гомельской обл. возродились Ильинский приход в Гомеле, Покровский приход в пос. Новобелица (ныне в черте Гомеля), храмы в с. Жгунская Буда и в дер. Огородня-Слобода (ныне Огородня-Кузьминичская) Добрушского р-на. Все они в 1946-1947 гг. получили регистрацию. Беспоповцы в период оккупации открыли молитвенные дома в селах Марьино Добрушского р-на, Огородня-Гомельская, Нов. Крупец (на месте Крупецкого Викентиевского скита), Попсуевка, Тарасовка и Леонтьево Ветковского р-на (последнее село - на месте Никольского скита) и ряд других, менее значительных. В с. Гусаровка Рогачёвского р-на возродилась община федосеевцев . Уполномоченный фиксировал наличие в Гомельской обл. ряда групп беглопоповцев. В 1957 г., по данным уполномоченного, в Гомельской обл. существовали 15 общин староверов: 3 зарегистрированных (1 белокриницкого согласия и 2 беспоповцев) и 12 незарегистрированных (3 общины белокриницкого согласия и 9 общин беспоповцев).

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Икос Ангельское приветствие принесем Богоотроковице и возопиим пред честным образом Ея: радуйся, православныя церкве Хранительнице, радуйся, безбожных посрамление; радуйся, душ и телес Целительнице, радуйся, очес душевных и телесных прозрение. Радуйся, из камене и земли живую воду источающая, радуйся, из окамененных сердец животворныя струи покаяния исторгающая; радуйся, Радосте наша, под Покровом Своим ко Христу нас приводящая. Песнь 7 Не послужиша твари, богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Царице небесе и земли,/грады и веси Белыя Руси оживи покровом милости Твоея,/да радующеся вси воспоем:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Крупецкий образ Богородицы почитающе,/поминаем Минскую Твою, Владычице, икону и Жировицкую святыню./Сия от Тебе, Богомати, приемше,/радости земля наша исполняется, и Сыну Твоему вопиет:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Иисус Тя Небесную лествицу показа,/сего ради Тебе молящеся, от силы в силу восходим и Христу, радующеся, поем:/препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. Песнь 8 Отроки благочестивыя в пещи рождество Богородицы спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела, и превозносите Его во вся веки. Явление чудес твоих, Чистая,/радости исполняет сердца верных,/очи бо телесныя врачуеши/и очи духовныя отверзаеши/Тя превозносящым во вся веки. Сладкоуханный крин икону твою, Богородице, явила еси./К ней убо припадающе и со умилением лобызающе,/Тя превозносим, Заступнице, во веки. Любопразднственный чин ангельский/и радостию совокупленный лик человеческий/вселенную всю воздвизают пети тебе, Богомати, и превозносити во вся веки. Песнь 9 Всяк земнородный да взыграется, духом просвещаем, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная, Богородице Чистая Приснодево. Ароматы и фимиам приносим Ти, Пресвятая,/и на всяк день Евхаристию в храме Твоем совершаем./Темже убо не остави нас, почитающих священное Твое торжество и вопиющих:/радуйся, Всеблаженная, Богородице чистая Приснодево.

http://pravicon.com/info-1223

Приведём еще два документа из провинциального производства В 1751 году Исетская Провинциальная Канцелярия, донося тобольскому митрополиту Сильвестру о самосожжении 72 раскольников в деревне Коноваловой в доме крестьянина Облазова, объяснила, между прочим, что все сгоревшие были подговорены к самоубийственной смерти крестьянином Буткинской слободы Пантелеем Ивановым Путинцевым и сестрой его Маремьяной Ивановой, которые пред горением всех насмертников напутствовали исповедью н причастием, – Пантелей мужчин, а Маремьяна женщин 42 . Около 1768 года в Киевской Губернской Канцелярии производилось дело крестьянина Мамаева, Крупецкой волости, Путивльского уезда, с монахинями стародубского посада Клинцы, из которого, между прочим, выяснилось, что две раскольнические келейницы, Евфросиния и Ираида, занимаясь «мастерством» учительства, открыли в Клинцах нечто в роде сельского пансиона для детей обоего пола, в который принимались для обучения грамоте дети не только слобожан, но привозились далее изб соседних губерний 43 . Протоиерей Большеохтинский в С.-Петербурге церкви Андрей Иоаннов прежде также был в расколе и по этой причине, а равно и по другим обстоятельствам своей жизни, знал раскольническая предания, собрал разные письма и записки, касающиеся истории раскола, вообще располагал сведениями по тому времени довольно значительными. В законченном виде сочинение Иоанново вышло в свет в 1799 году, после нескольких более кратких изданий, из которых более полные были в 1794 и 1795 годах. В отношении рассматриваемого нами предмета книга Иоаннова в свое время представляла ценность собственно со стороны сообщаемых в ней тех или других частных сведений, хотя автор делал иногда и личные свои заключения. Обрисована здесь была преимущественно поповщинских центров женщина. Так, в истории Ветки, при описании периода после первой ветковской выгонки, была охарактеризована деятельность ветковских монахинь, как они еще в то время, т. е. приблизительно около половины XVIII века, «часто отъезжая с Ветки в Россию, развозили от церкви своей тайну причащения, просфоры, благословенные хлебы, освященную воду», – как «тайну исповеди по городам и деревням под видом нужды отправляли», – как «роженицам молитвы очистительные давали, младенцев крестили, умерших по ночам отпевали и разрешительные молитвы над ними читали».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в с. Осич Бахмачского р-на Черниговской обл. (Украина), на берегу р. Сейм. Обитель располагалась рядом с мест. Батурин, гетманской столицей Левобережной Украины, что обусловило особенности ее истории. Первоначально мужская, время основания неизвестно. Считается, что древний монастырь находился в 500 м от совр. обители, на кургане, где к кон. XVII в. существовал небольшой скит, т. н. Ветхий монастырь (или Скиток). Крупецкий Батуринский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1858–1859 гг. Крупецкий Батуринский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1858–1859 гг. Предание об основании К. м. записал на монастырском напрестольном Евангелии (1678) настоятель (март 1682 - окт. 1683) К. м. игум. Димитрий (Савич (Туптало) , впосл. митрополит Ростовский: мон-рь устроен на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца. «В древности» иноки и окрестные жители, укрываясь в обители при «нападении татарском», утоляли голод чудесно ниспавшими с неба крупами, поэтому мон-рь именовался Крупицким. Но к 70-м гг. XIX в. лист из Евангелия с записью святителя «утратился». В 1767 г. архим. Варсонофий (Пальмовский) утверждал, что небесные крупы «хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы», но после 1708 г. исчезли ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 269). К сер. XVI в. в «Ветхом монастыре» стояла деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Свт. Димитрий писал в монастырском синодике (после 1917 находился в Конотопском краеведческом музее, в 1937 часть книги отделена и передана в Черниговский исторический музей им. В. В. Тарновского), что во 2-й пол. XVI в. «по давнем места сего опустении» рядом с заброшенной Никольской ц. поселилась некая инокиня Макрина. Согласно записи игум. Димитрия, «по той инокине Макрине стали иноки зде жити и по малу место распространяти и монастырь заводили». Так, рядом с «Ветхим» был основан «Новый монастырь».

http://pravenc.ru/text/2462069.html

По всей вероятности, о замене села Есмани на Глинское ухожье в Крупецкой волости 164 просили сами иноки Путивльского Молченского монастыря. Можно указать несколько причин, побудивших их к такой просьбе. Прежде всего, великая святыня – Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская влекла их к этой местности. Второй причиной был тот факт, что уже к 1633 году «крестьяне сельца Есмани разошлись по городам» 165 . Земли этой вотчины, находящейся вдали от Путивльского монастыря, некому было обрабатывать; они не могли приносить дохода. Наконец, в те годы в самом Путивльском монастыре было внутреннее нестроение, и получение новой вотчины могло в определенной степени улучшить положение в этой обители 166 . В «Межевой книге» сказано также, что в 1685 году солдаты Крупецкой волости подали писцу и подьячему, проводившим межевание, челобитную. Они писали, что Путивльскому Молченскому монастырю дано на их солдатской земле бортной ухожье Глинское и «по тому бортному ухожью владеют того монастыря игумен с братиею всякими их (солдатскими. – А. И.) угодьями насильством» 167 . По прошению солдат игумену Молченского монастыря с братиею велено было овладеть бортным ухожьем Глинским, а землей, кроме этого бортного ухожья, «велено владеть Крупецкой волости всем солдатам обще» 168 . Выпись об этом дана игумену Путивльского монастыря Сергию в 1685 году 169 . В 201 (1693) году по указу великих государей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича окончательно было отмежевано в Крупецкой волости Путивльскому монастырю от солдатской земли их «бортное ухожье Пресвятыя Богородицы Глинские» 170 и даны грамота 171 и выпись из разряда 172 , подтверждавшие право монастыря на владение этим ухожьем. Так Глинская пустынь оказалась приписанной к Путивльскому Молченскому монастырю. Для того, чтобы правильно понять взаимоотношения этих двух монастырей, следует иметь в виду, что Глинская пустынь с начала XVI в и до 1648 г. Накопила немалый духовный опыт пустынножительства, богатые духовные традиции, которые она стремилась сохранять и приумножать. Всякая же официальная приписка к другому монастырю лишала самостоятельности и приводила к подчинению, исполнению правил жительства другого монастыря. Вот почему Глинская пустынь во все века отстаивала свои права на независимое существование и развитие духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010