Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Грамота Владислава IV, дарованная православным Речи Посполитой при избрании на польский королевский престол (1632 г. 1 ноября) Перевод с польского Текст приводится по изданию: Уния в документах. Минск, 1997. 54. С. 200-203 Во-первых, древнее свободное исповедание веры и святых таинств совершение, церквей починка и новых, по согласию е. кор. вел. строение, также заведение богаделен, семинарий, школ и типографий, и свободное не приступившим к унии занятие городских должностей во всех Речи Посполитой городах и местечках. Братства церковный все вообще, который до сего были у неуниатов, также и те, которые после от них будут учреждены, с их церквами, должны остаться при них в спокойном их владении и беспрепятственном употреблении. Митрополит Киевский, в унии состоящий, и его преемники должны иметь ненарушимое право и титул над всею Русью, унию принявшею; а вотчины, к митрополии принадлежащие, с Выдубицким монастырем должны остаться у нынешнего митрополита. По смерти же его, вотчины в воеводстве Киевском, принадлежащие к Софийскому монастырю, должны быть возвращены во оный монастырь, или по просьбе даны от е. кор. вел. и Речи Посполитой; и оная св. Софии Киевская Церковь с ее подданными должна оставаться при неуниатах и митрополите, посвященном от Константинопольского патриарха; митрополит по древним правам и обыкновению должен быть избираем от Русского дворянства и духовенства, также от обывателей Коронных и великого княжества Аитовского, в Греческой вере не в унии находящихся, и от е. кор. вел. на то получить привилегию. И сие самое разумеется о Львовском, Луцком, Перемышльском и Мстиславском архиереях, также о Печерском и Уневском архимандритах. Епископство Перемышльское и Львовское со всеми маетностями и древними их принадлежностями должны оставаться навсегда при неуниатах: но только до кончины теперешнего епископа Афанасия Крупецкого, или перемещения его в другую епархию, в котором случае тамошние обыватели должны избрать на его место другого из неуниатов, коему от будущего короля на коронационном сейме дастся привилегия с полною властью и правом над всеми неуниатами; при том для пребывания его дастся ему с нынешнего времени монастырь Спасской Св.

http://sedmitza.ru/lib/text/443958/

Епископ Сильвестр отправился в свою епархию, сопровождаемый королевскими комиссарами, которые должны были передать ему назначенные монастыри, и желал поселиться именно в Спасском монастыре. Но, узнав, что монастырь захвачен униатским епископом Перемышльским Афанасием (Крупецким), попытался его отобрать. 10 июня епископ Сильвестр занял вверенный ему монастырь. Епископ Афанасий (Крупецкий) тотчас принес жалобу на епископа Сильвестра, обвиняя его в том, что он со своими сообщниками сделал разбойное нападение на Спасский монастырь. И пиотрковский трибунал, решивший это дело заочно, на основании пристрастного расследования, осудил в 1637 году владыку Сильвестра и многих его сообщников, в том числе до двухсот дворян, на инфамию – бесчестие. Наказание весьма тяжкое, приравнивавшееся баниции, или изгнанию из края, с лишением всех гражданских прав. И потому волынское дворянство, считавшее епископа Сильвестра одним из самых заслуженных своих собратий, скорбя о постигшей его участи, поручало своим послам ходатайствовать на сеймах 1638 и 1639 годов об отмене этого несправедливого судебного приговора и о выдаче владыке Сильвестру из королевской канцелярии «сублевации», то есть свидетельства об уничтожении этого приговора. О том же ходатайствовал в Варшаве и сам владыка Сильвестр. Сначала ходатайство оставалось безуспешным, судя по тому, что после сейма 1640 года у епископа Сильвестра совсем было отобрали монастыри и церковные имения, ему назначенные. Но на следующем сейме он был освобожден от инфамии, так как постановлено было ввести его во владение теми самыми монастырями и имениями. Впрочем, и теперь епископ Афанасий (Крупецкий) не хотел уступить, и когда для ввода владыки Сильвестра во владение отправились по его поручению наместник его и еще один монах, то епископ Афанасий (Крупецкий) приказал их схватить и заключить в темницу. Епископ Сильвестр снова принужден был в 1644 году овладеть Спасским монастырем силою. Во всей этой прискорбной борьбе двух епископов виновным был епископ униатский. Епископ Сильвестр добивался только того, что ему было определено волею короля и сейма; епископ Афанасий (Крупецкий) открыто сопротивлялся этой воле и не хотел отдать епископу Сильвестру того, на что он имел полное право. И если епископ Сильвестр употребил насилие, то потому единственно, что другого средства для достижения цели не оставалось и оно постоянно практиковалось тогда в подобных случаях. Упорство и намерение епископа Афанасия (Крупецкого), чтобы в Перемышльской епархии не мог утвердиться православный епископ, тем более были преступны, что преобладающее большинство в этой епархии еще составляли православные, по свидетельству даже униатского писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Крупецкий Александр; ок. 1570 - нач. мая 1652), униатский (см. Греко-католики ) еп. Перемышльский и Самборский. Из знатной католич. семьи, владевшей имениями на Волыни и в Мстиславском воеводстве; служил писарем, затем ведал в королевской канцелярии делами, относившимися к «русским» землям Польского королевства. После смерти правосл. Перемышльского еп. Михаила (Копыстенского) 15 сент. 1609 г. королевским указом А. Крупецкий был назначен на Перемышльскую кафедру. Принял монашество с именем А. в василианском ордене (см. Василиане ) и 20 июня 1610 г. в Бресте был хиротонисан во епископа униатским митр. Ипатием (Потеем) . Назначение А. вызвало решительный протест со стороны православных. Перемышльские клирики и шляхта не пустили его в епархию и обратились к королю с письмом об отстранении А. и возведении на кафедру правосл. епископа. 24 июля 1612 г. после многочисленных судебных разбирательств и постановлений королевского суда, пригрозившего в случае неповиновения изгнать из епархии правосл. духовенство и шляхту, А. вступил в управление кафедрой. Однако епархиальное духовенство отказалось подчиниться ему, и дело вновь было передано в суд, постановивший заставить клириков признать униатского епископа; выполнение решения было возложено на перемышльского старосту А. Стадницкого. Но и после этого А. принуждал духовенство к повиновению, зачастую не останавливаясь перед насилием. По просьбе гр. Дьёрдя III Другета А. отправился в Венгерское королевство, в Закарпатскую Украину, для обращения православных в унию. Торжественное введение унии в имениях Другета было запланировано на день Сошествия Св. Духа 1614 г., во время праздника в Краснобродском мон-ре. Православные, узнав о намерениях А., организовали восстание; А. едва не был убит, его спас гр. Другет с войском. Возвратясь в Перемышль, А. продолжил борьбу за власть и имущество епископии, ведя против православных многочисленные судебные процессы, перераставшие в столкновения. Его действия вызывали сопротивление православных, публичные выступления против него и даже неоднократные покушения на его жизнь.

http://pravenc.ru/text/76900.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества КРЕПОСТЬ (др. слав. названия: град, город; позднее - детинец, кремль, вышгород и др.), монументальное ограждение, построенное с военно-оборонительной целью; имеет также статусную и символическую функции КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (1819-1875), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы, автор духовно-муз. сочинений КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КРУЧИНИНА Альбина Никандровна (род. 12.07.1943), исследователь истории и теории древнерус. церковного пения КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) «КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в Лавре св. Афанасия на Афоне (празд. 1 окт., по др. источникам - 21 нояб., в день Введения во храм Пресв. Богородицы) КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГУРКА (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) ЛАЗАРЕВ Виктор Никитич (1897-1976), искусствовед, специалист по истории визант., древнерус. и западноевроп. живописи, педагог

http://pravenc.ru/rubrics/123062_43.html

Возрадуйтеся, храмоздателие,/от поругания Покров Божия Матере Граду Минску возставившии/и древнюю святыню к славе возвратившии,/яко с вами торжествует безплотных умов естество,/Богородицу ублажающе во веки. Ангельския лики и от человек сладкопевцы поминающе,/просим, Всеблагая, не осуди певцы Твоего праздника,/но просвети духом и благослови,/да от сердца приносимое пение во славу Твоего торжества пребудет присно. Светилен воскресен, Слава и ныне, праздника: Неизследное величие славы Твоея, Владычице,/сокруши безумие антихристово,/се бо нов твориши храм на святем месте явления Твоего,/яко и во всей земли Русской/возставляеши удел Твой, Мати милостивая. Стихиры на хвалитех: воскресны 4, празднику 4, глас 2: Восхвалим с сонмом святых/Всепетую Богородицу,/воспомянем преподобнаго Сергия,/Радонежскаго чудотворца,/яко и той воду из камене источи,/и Богоматерь ему явися,/и обещала есть многи ученики./Благоволи же, Чистая, да при образе Твоем святем//многи люди имаши собрати. Восхвалим с лики святых/Всеблагую Владычицу,/воспоем и преподобнаго отца нашего Серафима,/Саровския пустыни жителя,/яко той наипаче почита Богородицу/и образу Умиления молися,/да и он с нами ко Всесвятей в молитве припадет//и нас Богомати да наречет ученики возлюбленныя. Стих: Помяну имя твое во всяком роде и роде. Воспоем и поклонимся/пред иконою Почаевскою,/лобызающе след стопы Приснодевы/и поминающе, яко Та спасаше верныя,//тако и мы Ея молитвами да утвердимся в православии. Стих: Слыши дщи и виждь, и преклони ухо твое. В пении чудес Твоих,/о Богомати,/с нами припадают соотчичи наши/вкупе со Афанасием Берестейским,/иже Купятицстей иконе наипаче поклоняшеся//и Тебе, Чудную, прослави. Слава: праздника, глас 3 Землю нашу иконами Твоими озари,/о Всемилостивая Заступнице,/дарующи чудотворныя образы во вся концы Руси,/да выну покланяемся//еже о нас милостивому Ея произволению. И ныне: «Преблагословенна еси:» Великое славословие, по Трисвятом - тропарь воскресен. На 1 часе: тропарь воскресен, Слава: - праздника. Кондак праздника. На 3 и 6 часах попеременно кондак воскресен и праздника.

http://pravicon.com/info-1223

Статьи «Курская и Рыльская епархия» и «Курская митрополия» дополняют обширные публикации о Курской Коренной Рождества Богородицы пустыни, Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», Курском в четь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Курском Троицком женском монастыре, а также о Курской области. Из новых статей «Православной энциклопедии» можно также узнать о таких православных епархиях, как Ксанфийская и Перифеорийская митрополия Элладской Православной Церкви, Лампийская, Сивритская и Сфакийская епархия Критской Православной Церкви, Кутаисско-Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви. Отдельные материалы посвящены древним кафедрам Грузинской Церкви — Кумурдойской, Курмухской и Кутаисской. Среди материалов, посвященных известным православным монастырям, заслуживают особого упоминания статьи о таких обителях, как Крупицкий Батуринский Николаевский монастырь (Прилукская епархия Украинской Православной Церкви, Черниговская обл.), Крыпецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь (основан в XV в. преп. Саввой Крыпецким), Лаврентиев Калужский Рождества Христова монастырь (основан в XVI в.). С ними соседствуют материалы о молдавских православных монастырях: Курковском Рождества Богородицы мужском монастыре и монастыре Кэприана. В 39-м томе также присутствуют статьи о четырех монастырях Святой Горы Афон: Ксенофонта, Ксиропотаме, Кутлумуше и ските Ксилургу, который с XII в. был известен как русский монастырь на Святой Горе. Отдельная статья рассказывает о монастыре Крка во имя св. Архангела Михаила (Далматинская епархия Сербской Православной Церкви, Хорватия), известном своей духовной семинарией. В 39-м томе также наличествует статья «Лавра», из которой можно узнать как о древних лаврах Египта и Святой Земли, так и позднейшей традиции, связанной со статусом «лавры», присваиваемым крупнейшим обителям Русской Православной Церкви. Среди материалов нового тома заслуживают особого упоминания статьи о чудотворных иконах Божией Матери — Крупецкой и Купятицкой, а также иконе Богородицы «Кукузелисса» из Лавры св. Афанасия на Афоне, названной по имени знаменитого византийского певчего преп. Иоанна Кукузеля.

http://pravenc.ru/shop/1927543/

В библиотеке и ризнице хранились Библия (Острог, 1581); «Шестоднев» свт. Василия Великого (Острог, 1594); напрестольное Евангелие (М., 1644) в серебряном вызолоченном окладе «по малиновому бархату», пожалованное царем Алексеем Михайловичем; Евангелие (М., 1681), «оправленное в «серебряные вызолоченные доски», с записью свт. Димитрия Ростовского; Евангелие (1678) с записью о крупах, чудесно ниспавших с неба; священническая риза с епитрахилью и диаконский стихарь из «богатой серебреной парчи с зелеными цветами, обложенные золотою сеткою» и выполненные из «царской порфиры» имп. Елизаветы Петровны (вклад в К. м. гр. Екатерины Разумовской); 6 серебряных крестов. В 1873 г. в б-ке имелось 375 книг. XX-XXI вв. Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2006 г. В 1922 г. К. м. был закрыт, братия разогнана. Храмы, корпуса, б-ку и хозяйство разграбили. В 20-х гг. XX в. в помещении теплой Преображенской ц. открыли клуб, но после убийства в нем девочки закрыли и использовали как зернохранилище. Через неск. лет с церкви был снят купол. Здание не ремонтировали, крыша протекала, деревянные и железные конструкции прогнили. В 30-х гг. XX в. был разобран скитский деревянный Никольский храм, в 30-60-х гг. XX в. разобраны величественный Никольский собор, нек-рые постройки и кирпичная ограда. После Великой Отечественной войны на территории К. м. организовали колхоз. В братском корпусе открыли школу. Впоследствии колхоз был закрыт, в мае 1999 г. из-за аварийного состояния братского корпуса школа переведена в др. здание. 14 июня 1993 г. по решению кабинета министров Украины был создан Батуринский историко-культурный заповедник «Гетманская столица», в к-рый вошла и территория мон-ря. В 1999 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на восстановление К. м. были направлены монахини Дорофея и Афанасия, насельницы Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 30 мая 2000 г. К. м. был возрожден как женский. В обители проживают неск. сестер и настоятельница игум. Дорофея (Хохлова).

http://pravenc.ru/text/2462069.html

6 окт. 1620 г. в Богоявленской ц. Братского мон-ря Иерусалимским патриархом Феофаном, Софийским митр. Неофитом и Стагонским еп. Авраамием И. был тайно хиротонисан во епископа Перемышльского и Самборского. Это была 1-я епископская хиротония, совершенная Иерусалимским патриархом для восстановления иерархии Западнорусской митрополии. Польск. власти не признали поставление. В нач. янв. 1621 г. И. провожал патриарха Феофана, возвращавшегося на Восток, до г. Буша, оттуда поехал на Волынь, затем в Перемышль, где изгнал с кафедры униат. Перемышльского еп. Афанасия (Крупецкого) ; позднее польские власти признали кафедральный собор в Перемышле за православными. Затем И. направился в Ст. Самбор - 2-й кафедральный город епархии, где при поддержке местной шляхты развернул борьбу против униатов, предотвратил их попытку перевести в унию Лавровский Онуфриевский монастырь. Тогда же он изгнал из епископской резиденции в Спасском Старосамборском монастыре (существовал на территории совр. с. Спас Львовской обл., Украина) Афанасия (Крупецкого), вслед. чего в отношении И. было начато судебное преследование и он был вынужден вернуться в Киев. И. не удалось остаться в Межигорском мон-ре, поскольку его насельники избрали нового игумена. Прожив нек-рое время в Киеве, епископ избрал из межигорских монахов 26 чел. и отправился с ними в Густынскую обитель, куда прибыл 24 сент. 1621 г.; вскоре по совету с братией начал строить в мон-ре «церковь великую». Оставив в Густынском мон-ре игуменом иером. Филарета, И. отправился в Лубны (совр. Полтавская обл., Украина), занялся обустройством Мгарского мон-ря и 8 июня 1628 г. заложил там Преображенскую ц. Для молитвенного уединения И. удалялся в Ладинский мон-рь, жил в выкопанной им пещере. В 1622 г. епископ основал братство при Троицком соборе в Лубнах. 4 дек. 1622 г., во время очередных гонений на православных в Речи Посполитой, И. направил посольство во главе с иером. Мгарского мон-ря Гедеоном (Слобиной) к царю Михаилу Феодоровичу и к Московскому патриарху Филарету .

http://pravenc.ru/text/674836.html

1.10. Кукузелисса 109 Кукузелисса На Афоне, в лавре св. Афанасия, находится чудотворная икона, названная по имени святого подвижника Иоанна Кукузеля (XII в.). Однажды в субботу после бдения, пропевши акафист Пресвятой Богородице, он сел против иконы, и тонкий сон успокоил утомлённого старца. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел златницу в руке своей. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. В церкви села Мятина Дубенского уезда Волынской епархии находится благодатная икона Божией Матери, снимок с чудотворной, написанная «благоверным иконописцем Григорием». Икона Кукузелисса прославилась чудесными знамениями, особенно с 1796 г. Празднество ей совершается 1 октября и в 10-ю пятницу по Пасхе. 1.10. Псково-покровская Псково-покровская Чудотворная икона находится в Псковоградской Покровской церкви; точный с неё снимок – в Московском Успенском соборе над южными дверями придела во имя свв. апостолов Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады польским королём Стефаном Баторием. Бывшее тогда чудесное видение благочестивому старцу Дорофею изображено на иконе, на которой написана Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Корнилием, с благоверными князьями Киевским и Псковским, Гавриилом и Тимофеем, и Николаем, юродивым псковским. На этой иконе помещено описание чудесного явления Богородицы, и составлена особая служба в воспоминание этого чуда. Икона прославилась многими чудотворениями и стала известна под именем Псково-Покровской по церкви, в которой находится; празднество ей совершается 1 октября. В Московском Успенском соборе совершается празднование сей иконе в благодарность за победу над турками и татарами после войны с ними (1736–1740). 1.10. Крупецкая

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

  001     002    003    004    005