При восстановлении в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV западнорус. православной иерархии на Перемышльскую кафедру был рукоположен Исаия (Копинский) . Афанасий был вынужден уехать из Перемышля и поселился в униатском монастыре Св. Спаса в Ст. Самборе. Исаия (Копинский) не имел возможности находиться в П. е. из-за враждебных действий со стороны польск. правительства и жил, гл. обр., в православных монастырях Левобережья под защитой казаков. Власти признавали Перемышльским епископом униата Афанасия (Крупецкого). На рубеже 20-х и 30-х гг. XVII в. управление П. е. по поручению митр. Иова (Борецкого) осуществлял архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) . Известна грамота последнего Перемышльскому братству от 21 янв. 1631 г. с наставлением, в которой отмечалось, что митрополит дал архим. Петру «в той епископии над вами, православными, власть». В соответствии со «Статьями для успокоения народа русского греческой религии» (нояб. 1632) П. е. должна была навсегда принадлежать православным, униат. еп. Афанасий (Крупецкий) получил санкцию лишь на пожизненное управление кафедрой и ее владениями. На время, пока Афанасий занимал Перемышльскую кафедру, правосл. Перемышльский епископ должен был получить во владение Свято-Спасский, Смольницкий мон-ри и мон-рь Св. Онуфрия, а также ежегодное жалованье из казны в 2 тыс. злотых. В 1633 г. часть шляхты предложила на правосл. Перемышльскую кафедру Ивана Романовича Попеля, др. часть выдвинула кандидатуру Семена Гулевича-Воютинского, 3-м кандидатом стал Варлаам Брошневский. Несмотря на то что двоеженец Попель не имел поддержки Киевского митр. свт. Петра (Могилы), 18 марта 1633 г. он получил королевский привилей и сделал попытку захватить кафедру. В дек. следующего года Попель скончался, не получив хиротонию. В марте 1635 г. король согласился на кандидатуру луцкого земского писаря Гулевича-Воютинского, принявшего монашество с именем Сильвестр. Ему была передана часть владений П. е.: после смерти Афанасия (Крупецкого) правосл.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Повидимому после того не было несколько времени столь дерзких оскорблений православным. – Многочисленное духовенство со всей обширной епархии собиралось к епископу на соборы, обыкновенно к храмовому дню праздника, 26 сентября. Ревностный и заботливый пастырь Афанасий 977 скончался 25 декабря 1650 г. Преемником его был Иосиф Шпановский-Чаплиц , из архимандритов Мелецкого монастыря с 1650 по 1654 г. В 1655 году на луцкую кафедру переведен, бывший холмский епископ, Дионисий Балабан . Но он не долго управлял епархией. В 1657 году, по смерти митрополита Сильвестра Коссова, он избран был на киевскую митрополию. По всей вероятности, он удержал за собой управление Луцкой епархией, так как русское правительство не признало его в достоинстве киевского митрополита и назначило своего администратора митрополии. По смерти его, в 1663 г. , в луцкие епископы избран Гедеон Святополк, князь Четвертинский . Более двадцати лет он управлял луцкой епархией, выдерживая борьбу с униатами. Именовавшийся администратором митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский, отнял у него епархию, надеясь поставить в ней брата своего Афанасия. 978 Гедеон удалился из Луцка в Малороссию и жил в Батурине, в Крупецком монастыре. В 1684 г. объяснял он московскому думному дьяку Украйнцеву: «приехал я сюда потому, что от гонения королевского мне житья не было, все неволил меня принять римскую веру или сделаться униатом: и теперь, идучи в поход, сам король и королева сказали мне, что когда король придет с войны, а я римлянином или униатом не сделаюсь, то меня непременно сошлют в вечное заточение в Мариенбург. Я испугался и прибежал сюда, желая здесь кончить жизнь в благочестии. При мне еще держались благочестивые люди многие, а теперь без меня, конечно, король всех приневолит в римскую веру». 979 В 1685 г. Гедеон избран был в митрополиты киевские. Не переставая и после избрания Гедеона именоваться администратором киевской митрополии, львовский епископ Иосиф Шумлянский посвятил в Луцк брата своего Афанасия Шумлянского , человека, по отзыву Гедеона, решительно не способного не только к епископству, но и к священническому сану. (Летоп. Величка, т. III, стр. 66). Афанасий управлял луцкой епархией с 1688 по 1694 год, давая вид православного епископа; но тайно содержал унию. 980 Администратором униатских церквей, во время управления его, был жидичинский архимандрит Гедеон Война-Оранский, посвященный в 1693 году в холмские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

аннулировал все уступки православным на территории П. е. Однако осуществить этот декрет властям не удалось. Антоний при поддержке паствы не допустил Хмелёвского во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Хмелёвскому, а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) были безрезультатны. После смерти Афанасия (Крупецкого) король 21 сент. 1652 г. передал кафедру Хмелёвскому, но он не смог занять кафедру и находился в Валяве. 24 нояб. 1663 г. Антоний (Винницкий) получил от короля назначение на Киевскую митрополичью кафедру (в это же время был дан привилей Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) ). Антония признавали митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. После смерти Львовского еп. Афанасия (Желиборского) в 1666 г. Антоний стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша). В кон. 1666 г. митр. Иосиф был освобожден, но 12 авг. следующего года кор. Ян II Казимир аннулировал данный Иосифу привилей и признал Антония единственным законным митрополитом Киевским. При этом большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил епископом Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией Антония. В руках последнего осталось только управление П. е. Митр. Антоний добился поставления коадъютором еп. Георгия (Юрия) (Гошовского), его хиротония состоялась в 1667 г. в перемышльском кафедральном соборе, он управлял П. е. в 1667-1675 гг. ( Krochmal A. 2016. S. 64). В 1670 г. в Перемышль был назначен униат. еп. Ян (Малаховский), но Антоний не допустил его во владения кафедры (после кончины Антония, в 1690, Малаховскому удалось отобрать у правосл. кафедры 5 деревень в окрестностях Перемышля). В 70-х гг. XVII в. митр. Антоний установил контакты с Россией, в частности через рус. резидента в Варшаве В. М. Тяпкина, и в кон. десятилетия просил у Москвы поддержки в борьбе с планами «новой унии» кор.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

своему дворянину Александру Мозелю построить новую богадельню в Луцке, с тем чтобы она была отдана в ведомство Крестовоздвиженского братства. Да и вообще о каких-либо притеснениях православным по Луцкой епархии в то время известий не сохранилось. В Кременце, другом из главных городов Луцкой епархии, как мы видели, еще в 1633 г. получил начало с дозволения короля православный Богоявленский монастырь, который митрополит Петр Могила благословил и утвердил своею грамотою в 1636 г. и принял в свое непосредственное ведение. Вслед за тем неподалеку от Кременца возник и другой православный мужеский общежительный монастырь. Монастырь этот основала вдова дворянка Ирина Ярмолинская, урожденная Боговитина, в имении своем Загойцах Кременецкого повета при церкви святого Иоанна Милостивого. Она наделила свой монастырь полями, лугами, лесами и разными угодиями и на первый раз сама избрала ему игумена, какого-то отца Антония Руднецкого по указанию митрополита Петра Могилы, на последующее же время предоставила назначать сюда настоятелей Киевскому православному митрополиту. О всем этом она сказала в своей фундушевой записи, данной монастырю 28 августа 1637 г. По множеству ли епархиальных дел или по слабости своего здоровья Луцкий владыка Афанасий Пузина еще в 1639 г. высказал волынскому дворянству, что он желал бы иметь себе коадъютора, и именно в лице отца Иосифа Чаплица, архимандрита милецкого. И дворяне в том же году поручали своим послам исходатайствовать на это дозволение у сейма и короля. Спустя пять лет по настоянию Пузины волынские дворяне вновь наказывали своим послам, отправлявшимся на сейм, всеми мерами стараться, чтобы отцу Иосифу Чаплицу, избранному в коадъютора Луцкого епископа с правом быть его преемником, король пожаловал свою привилегию, и на этот раз, кажется, достигли успеха, потому что Чаплиц действительно сделался преемником Афанасия Пузины после его смерти . Перемышльская епархия, так же как и Луцкая, возвращена была православным, но под условием, чтобы униатский епископ Афанасий Крупецкий оставался на Перемышльской кафедре и пользовался ее владениями до своей смерти, а православному епископу до того времени назначены были для местопребывания и в управление монастыри Спасский, Онуфриевский и Смольницкий с их имениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

С переходом Шумлянского в унию, Подолия и Брацлавское воеводство мало по малу также обращены на унию. Перемышльская епархия Перемышльская епархия была одной из самых обширных епархий. В течении целого века она выдерживала борьбу с унией. В 1664 г. Суша называл ее «беспокойнейшей» и писал, что в ней «а 50 annis unitorum cum schismaticis perpetua est concertatio». 1029 Епископы этой епархии именовались Перемышльскими, Самборскими и Саноцкими. Михаил Копыстенский , с 1592 года: остался во всю жизнь верным православной церкви. Скончался в начале 1610 г. 1030 Преемник его Афанасий (Александр) Крупецкий , из местной шляхты, посвящен в 1610 г. в епископы униатским митрополитом Поцеем, с условием принятия унии. 1031 «Посмотри на богослова и проповедника, отца Крупецкого – писал о нем один из его современников. Этот пропил кресты, чаши, евангелия и кадильницы: а ризы, стихари и другую церковную утварь, пожертвованную для богослужения, подарил прелюбодейцам на кофточки, и много других беззаконий натворив, к той же унии перешел». Между тем и Поцей умывал руки в его избрании. «Как только я узнал о смерти перемышльского владыки в Варшаве, я сейчас же отправился к господину Калискому, старосте перемышльскому, который имеет большую силу, и просил его внимательно следить за этим делом, чтобы, каясь за львовского владыку, не пустить на перемышльскую кафедру схизматика; а я на эту кафедру представлял ему двух кандидатов, или Рутского, или Мороховского. О Рутском заметил, что он не тамошний уроженец, потому шляхта не примет его и произойдет волнение. То же заметил и о Мороховском. А о Крупецком, видит Бог , я и не думал. Вот уже недавно он писал ко мне, будто бы его королевская милость не думал ему отказать, только требовал, говорит, ходатайства, о котором будто бы сам король приказал ему писать ко мне. Правда я написал несколько слов в его пользу, а как написал – ваша милость можете посмотреть мое письмо. В особенности зная, что об этой епископии хлопотали явные схизматики и враги римского костела, я охотнее согласился на его избрание, зная, что он в делах церковных человек покорный и очень расположенный к св. унии, и хотя еще молод, но не старше был и Гришка Полоцкий». 1032 Ненависть его к православным и вражда против восточного обряда не знали границ. Но зато и православные страшно ненавидели его и один раз едва не убили. 1033

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Нечего уже говорить о городских судах и магистратах, которые были завалены жалобами и протестами православных и однако ничего не делали в пользу их. Православным приходилось терпеть одинаково от католиков и униатов. Сам папа иногда благословлял и побуждал к насилиям над ними (Урбан VIII). Иезуиты, доминиканцы и др. ревностные католики подстрекали школяров, магнатов, шляхтичей и чернь к буйству над православными и к издевательству над православной верой. Из униатов особенною ревностью к унии и суровою нетерпимостью к православным отличились униатские митрополиты: Ипатий Поцей (1599 – 1613), Иосиф Вельямин – Рутский (1613 – 1637) и Киприан Жоховский (1674 – 1693), епископы: Афанасий Крупецкий перемышльский (1610 – 1656), Иосафат Кунцевич полоцкий (1618 – 1623), Мефодий Терлецкий холмский (1626 – 1649), Лев Кревза – Ревузский (1626 – 1640) и Андрей Кваснинский – Золотой (1640 – 1654) смоленские. Начиная с брестского собора, объявившего унию, и во все последующее время православные подвергались всевозможным стеснениям и насилиям, в одних местностях больше, в других меньше. Самые тяжелые стеснения выпали на время правления Сигизмунда III. Вскоре после брестского собора экзарх Никифор, по своему влиянию опасный для униатских владык, был объявлен турецким шпионом, предан суду и заключен в Мариенбургской крепости, где и скончался, как предполагают, от голода. Кирилл Лукарис, чтобы избежать такой же участи, удалился из пределов России. Митрополит и епископы, принявшие унию на соборе, объявили по своим епархиям, что духовные лица, не желающие последовать им, лишаются сапа, а миряне подвергаются отлучению. Многие священники, чтобы не лишиться мест и средств к содержанию, принимали унию и свои приходы обращали в униатские. Другие, не желавшие уступить, изгонялись силою, подвергались побоям и истязанию, заключались в оковы и тюрьмы, а места их передавались униатам; некоторые даже поплатились жизнью 693 . Так же поступали нередко с настоятелями и иноками монастырей. «В Вильне, говорил на варшавском сейме 1620 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Выслушав их рассказ, сотник тотчас же удалил от себя ксендза, сказавши: «удались, злой и лукавый человек, чтобы ради тебя и мы не подпали гневу Божию и не погибли, подобно тому, как из-за тебя едва не погибли эти два воина», – и сам затем вместе с воинами, объятыми страхом и ужасом, поспешил оставить село Медянь. (Из «Архива югозапад. России», гл, VIII, ч. I; сн, Воскр. чт. 1888 г.). IX. По смерти православного епископа перемышльского Михаила Копыстенского, жившего и действовавшего во времена унии, на его место в Перемышле был поставлен епископом отступник от православной церкви – униат Афанасий Крупецкий. Преследуя всячески православных, этот епископ вместе с перемышльским старостою Станицкии вознамерился отнять у них престольную церковь св. Иоанна Крестителя; но когда православные священники отказались уступить отступнику церковь , тогда староста велел позвать кузнеца и взломать замок у церковных дверей. Но Бог не попустил оскорбления Своей святыни нечестивым отступникам: взломавший церковную дверь кузнец внезапно заболел и к утру умер лютою смертию; такая же участь постигла и старосту. Умирая, он взывал страшным голосом: «св. Иоанне, не мучь меня, св. Иоанне, не погуби меня»! (Оттуда же). X. В Каменце-Подольском существовала деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная князьями Куриатовичами. Один из тамошних старост, державшийся лютеранской веры, не только не дозволял православному духовенству совершать богослужение в этой церкви, но для поругания православной веры велел поставить туда своих коней. На другой или на третий день он приказал вывести из церкви коней для обычного осмотра и, к великому изумлению своему, нашел их всех ослепшими. Не желая видеть в этом проявления силы Божией, он в сильном гневе решился и св. церковь разорить; но правосудный Бог, не терпяй Своему храму обиды, и его глаза поразил слепотою. Только теперь почувствовал на себе староста карающую руку Божию, и тотчас призвав православных священников, возвратил им церковь, чтобы в ней по прежнему они возносили славословие Богу, после чего он тотчас прозрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Усталость от нестроений в церковной жизни Украины накапливалась все более, одновременно росла убежденность в том, что переход в Московскую юрисдикцию позволит решить накопившиеся проблемы и упорядочить дела Киевской митрополии. В 1683 г. между гетманом Иваном Самойловичем и Патриархом Иоакимом начались новые переговоры о возможности поставления митрополита Киевского в Москве. Большую роль в их инициации сыграла просочившаяся в Киев и Москву информация о тайном переходе в унию Иосифа Шумлянского и Иннокентия Винницкого. В качестве наиболее вероятного кандидата на Киевскую митрополию рассматривался епископ Луцкий и Острожский Гедеон, происходивший из древнего рода князей Святополк-Четвертинских фамилии, которая вела свое происхождение от Рюрика. Рукоположенный митрополитом Дионисием во епископы Гедеон в течение четверти века занимал Луцкую кафедру, но затем был изгнан из своего епархиального города Иосифом Шумлянским, намеревавшимся поставить на место Гедеона своего брата Афанасия, опять же настроенного в пользу унии. Гедеон был вынужден бежать в Левобережную Малороссию. Он прибыл в город Батурин, где была резиденция гетмана Ивана Самойловича, и просил у него защиты. Самойлович принял участие в судьбе гонимого православного иерарха. Вскоре Гедеон и Самойлович сблизились еще более, договорившись о браке одного из младших князей Четвертинских с дочерью гетмана. К кандидатуре Гедеона благосклонно отнеслись и в Москве, где видели в нем решительного противника унии. В 1684 г. с находившимся в Батурине, в Крупецком монастыре, епископом Гедеоном встречался и вел переговоры о его поставлении на Киевскую митрополию думный дьяк Емельян Украинцев. Самойлович при этом решительно высказался за переход Киевской митрополии в юрисдикцию Москвы при условии сохранения древнего права малороссов самостоятельно избирать своего митрополита. В феврале 1685 г. в Батурин из Москвы был прислан окольничий Неплюев, который сообщил о согласии царского правительства на избрание Киевского митрополита в Малороссии, но с его последующим поставлением в Москве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

В библиотеке и ризнице хранились Библия (Острог, 1581); «Шестоднев» свт. Василия Великого (Острог, 1594); напрестольное Евангелие (М., 1644) в серебряном вызолоченном окладе «по малиновому бархату», пожалованное царем Алексеем Михайловичем; Евангелие (М., 1681), «оправленное в «серебряные вызолоченные доски», с записью свт. Димитрия Ростовского; Евангелие (1678) с записью о крупах, чудесно ниспавших с неба; священническая риза с епитрахилью и диаконский стихарь из «богатой серебреной парчи с зелеными цветами, обложенные золотою сеткою» и выполненные из «царской порфиры» имп. Елизаветы Петровны (вклад в К. м. гр. Екатерины Разумовской); 6 серебряных крестов. В 1873 г. в б-ке имелось 375 книг. XX-XXI вв. Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2006 г. Церковь в честь Преображения Господня. Фотография. 2006 г. В 1922 г. К. м. был закрыт, братия разогнана. Храмы, корпуса, б-ку и хозяйство разграбили. В 20-х гг. XX в. в помещении теплой Преображенской ц. открыли клуб, но после убийства в нем девочки закрыли и использовали как зернохранилище. Через неск. лет с церкви был снят купол. Здание не ремонтировали, крыша протекала, деревянные и железные конструкции прогнили. В 30-х гг. XX в. был разобран скитский деревянный Никольский храм, в 30-60-х гг. XX в. разобраны величественный Никольский собор, нек-рые постройки и кирпичная ограда. После Великой Отечественной войны на территории К. м. организовали колхоз. В братском корпусе открыли школу. Впоследствии колхоз был закрыт, в мае 1999 г. из-за аварийного состояния братского корпуса школа переведена в др. здание. 14 июня 1993 г. по решению кабинета министров Украины был создан Батуринский историко-культурный заповедник «Гетманская столица», в к-рый вошла и территория мон-ря. В 1999 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) и митр. Черниговского и Нежинского Антония (Вакарика) на восстановление К. м. были направлены монахини Дорофея и Афанасия, насельницы Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 30 мая 2000 г. К. м. был возрожден как женский. В обители проживают неск. сестер и настоятельница игум. Дорофея (Хохлова).

http://pravenc.ru/text/2462069.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010