9 . Закон Твой посреде чрева 270 моего. «Выражение: посреде чрева моего взято, – говорит бл. Феод., – с человека к кому-либо благорасположенного, который любимого им как бы желает вмещать внутри себя». – Т.е. я так сильно люблю закон Твой, что он находится в моем сердце, как величайшее сокровище. С Евр.: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. 10 . 11. Благовестих правду в церкви велицей. Свят. Афанасий сии и следующие слова относит к Спасителю; под правдою разумеет проповеданную Господом правду, которая выше закона и сени (т.е. оправдание верою), под истиною – евангельскую проповедь, под спасением – путь к Богом дарованному спасению, к благодати, приемлемой верою, под сонмом (ст. 11) – Церковь из Израильтян и язычников. Т.е. Я благовестил Твою правду в церкви вселенской; сего проповедания, как Ты ведаешь, Я не возбраню устнам моим, т.е. всегда буду проповедовать; не скрыл Я от людей Твоей правды 271 , возвестил Я об истине Твоей и спасении людей; милости и верности Твоих обетований не скрыл от великой Церкви верующих. Бл. Феодорит относит к Давиду, который «дает обещание в вселенской Церкви проповедовать (т.е. чрез псалмы свои) правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие». Слова: от сонма многа Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион – «в Церкви великой». С Евр. ст. 10 и 11: «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: «Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим». 12 . Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене и проч. По мнению бл. Феодорита, это говорит Церковь верующих, всегда имеющая нужду в милости Божией, «по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее». То же св. Афанасий. С Евр.: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно». 18 . Яко одержаша мя злая и проч. Слова сии Св. Афанасий относит к бедствиям, постигшим Иудеев после того, как они не уверовали во Христа: бл. Феод. – к Церкви Божией, которая, «подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но приписывает с нею совершающееся грехам и проступкам, и умоляет Спасителя даровать ей помощь, тем более, что в ней есть живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую». С Евр.: «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу; их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

3 . Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. С Евр.: «Боже, Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам». По бл. Феод. – здесь Давид предсказывает плен, а потом Божию правдивость и человеколюбие. 4 . Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. С Евр.: «Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ея, ибо она колеблется». – «Сим изобразил, – говорит бл. Феод., – нашествия Ассириян и Вавилонян; потому что, подобно землетрясению, истребили все до основания. Потом молит о человеколюбии». Св. Афанасий разумеет разрушение Иерусалима и храма. 5 . Показал еси людем Твоим жестокая – именно: напоил еси нас вином умиления 367 . С Евр.: «Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления». Вином умиления – вином огорчения. Акила перевел: «вином усыпления». «Вином усыпления, – говорит св. Афан., – Давид называет казни, предвозвещенные Евреям в Бож. Писании за нечестие их пред Христом»; по Вас. В. – «слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство». «Множеством бедствий, говорит пророк, как бы вином каким Ты привел нас в бесчувствие, и болезней исполнил души наши» (Бл. Феод. и св. Афанасий). 6 . Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. С Евр.: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины». Сравнение взято от обычая ставить на горах знаки во время опасности от врагов. Т.е. как воинскими знаками предостерегают от опасности, при нашествии неприятелей: так и Ты, Господи, доселе явными знамениями Твоего человеколюбия предостерегал от лука или стрел вражиих, спасал от погибели. Под знамением бл. Феодорит разумеет «знамение Божественной благодати» (т.е. печать дара Духа Св.); св. Афанасий «то просвещение, при котором человек может различать духов, также добро и зло»; св. Вас. В. – «кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира». 7 . С Евр.: «Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею, и услышь меня». 8 . Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17 . Яко рех: да не когда порадуютмися врази мои и проч. Другая причина терпения Давидова. Т.е. потому я так терплю, что с твердою уверенностию в спасении рех, т.е. просил, молил Тебя, Господи, дабы не злорадствовали враги мои, дабы не сделаться мне их посмешищем; и внегда подвижатися ногам моим, – когда колебались ноги мои на пути добродетели на мя велеречеваша, – по бл. Феодориту, «чтобы поражение мое не обратилось для врагов в повод к их высокомерию». Св. Афанасий: «надмеваться надо мною подал им повод грех, поколебавший ноги мои». С Евр.: «И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда поколеблется нога моя, они величаются надо мною». 18 . Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Раны 250 – наказания, болезнь – страдание 251 , скорбь. Третия причина терпения. Т.е. потому я терплю злоречия врагов, что всецело предал себя воле Божией, врачующей меня несчастиями, а решимость эта во мне от того, что болезнь моя предо мною есть выну, – т.е. чувство скорби о грехе моем всегда присуще мне. – «Грех соделал меня достойным ран. Посему подвергаю себя наказаниям, ибо желаю уврачевания от болезней, которыми мучит меня грех» (Бл. Феод.). «Исповедует, что с готовностию приемлет наказание, обращающее на добрый путь» (Афанасий). 19 . Попекуся о гресе моем, т.е. позабочусь, постараюсь загладить грех мой. Св. Афанасий: «Для сего-то и делаюсь обвинителем самого себя, и приложу все попечение – возвратить себе здравие». С Евр.: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем». 20 . С Евр.: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящии меня безвинно». 21 . Оболгаху мя, зане гонях благостыню. Т.е. за то и позорят меня, клевещут на меня, что я преследовал, т.е. старался делать одно добро. С Евр.: «И воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру». 22 . С Евр.: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня». 23 . С Евр.: «Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой»! 247 Лядвия φυαι – чресла. Vulg: lumbi. Так в Комплютен. издании LXX; но в других изданиях тех же LXX, напр. в Римском: ψυχη – душа. Так читают: Симмах, св. Амвросий Медиол., бл. Августин. Так в древних Латинских и Ефиопских Псалтирях. См. у Калм.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Десять заповедей были записаны на каменных скрижалях на древнееврейском языке. Можно ли рассказывать другим то, что говорил священник на исповеди? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если сказанное священником касалось вашей духовной жизни, то рассказывать другим не надо. Если же он давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими людьми, не касаясь содержания Вашей исповеди. Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребенку, кто такой ангел? игумен Амвросий (Ермаков) Постараюсь выполнить Вашу просьбу, обратившись непосредственно к ребенку: Дорогой друг! Ангел это слово греческое, (есть такой язык) и означает оно того, кто приносит новости, вести – вестника. Ведь ты знаешь, что у твоего папы на работе, у тебя в школе и у всех людей, есть начальники. И для того чтобы что-нибудь передать своим подчиненным эти начальники посылают специального человека, вестника. А главный наш Начальник и Создатель – Господь. И вестники, которых Он посылает, называются ангелами. Ангелы приносят от Бога мысли о добре, мире и любви, побуждают людей к исполнению заповедей Бога, охраняют человека от зла. И хотя мы не видим ангелов, мы должны обращаться к ним с молитвой, зная, что ангелы видят нас и слышат и помогают, когда это нам необходимо и полезно. Что в христианстве символизируют крест и обряд крещения? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Воплотившийся Бог Иисус Христос из безмерной любви к нам взял на Себя грехи всего рода человеческого и, приняв на Кресте смерть, принес за нас искупительную Жертву. Так как грехи ведут человека к духовной смерти и делают пленником диавола, то после голгофской смерти Христа Крест стал орудием победы над грехом, смертью и диаволом. В таинстве крещения происходит возрождение падшего человека. Благодатью Святаго Духа совершается его рождение к духовной жизни. Родиться можно только тогда, когда умрет наш ветхий человек. Спаситель сказал в беседе с Никодимом: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:5 –6). В крещении мы сораспинаемся с Христом и совоскресаем с Ним. « Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Как понимать определение «Кафолическая Греко-Российская Церковь»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святые отцы находили оправдание такому взгляду на «конечные судьбы» природы в Священном Писании . Один из их источников – Послание святого апостола Павла к Римлянам, где автор пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:19–21 ). Св. Ириней Лионский высказывает аналогичную мысль, основываясь на тексте из Исаии: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей...» ( Ис. 11 ) 117 . Восстановление единства животных и материи с Богом произойдет через спасение человека, так как только люди могут поменять порядок вещей в природе через собственное совершенство, приводящее в конечном итоге к единству с Богом, к обожению. Восстановление чувственной (падшей) природы означает не ее разрушение, но, скорее, ее преображение, которое меняет только внешний вид вещей. Ориген описывает это в своей книге «О началах»: «...и если образ мира преходит, то это еще не означает совершенного уничтожения и погибели материальной субстанции, но указывает только на некоторое изменение качества и преобразование формы» 118 . Этот ход мысли относился не только к восстановлению тела человека, но также и к переменам в природной среде, то есть к восстановлению рая на земле. По Максиму Исповеднику , различие между раем и остальной сотворенной землей связано с онтологическими различиями (diaphora) в творении. Эти различия предрасположили людей к грехопадению, что и привело в результате к предпочтению ими чувственных реалий Божественым 119 . Пр. Максим связывает восстановление рая на земле с постижением целей и задач в видимой, чувственной части творения. От единообразия в природе к Слову (Логосу) Божьему. Святой Афанасий В своих фундаментальных христологических трудах св. Афанасий Александрийский настаивает на единообразии тварного мира, которое следует из того, что мир сотворен Словом (Логосом) Божьим и все в мире обнаруживает Божье присутствие, источник которого – во Христе, который есть одновременно Бог и Человек. Этот принцип единообразия дает возможность применить один и тот же метод познания к объектам разных масштабов, разных уровней сложности и порядка, так как святитель Афанасий утверждает, что именно через Свое Слово Бог дал порядок миру, так что он стал постижим для человека. Благодаря этой постижимости человек может узнать Бога изнутри творения: «Ибо хотя и благодать, сообщенная в образе Божьем, достаточна была к тому, чтобы привести к познанию Бога-Слова и чрез Него к познанию Отца; однако же Бог , зная немощь людей, промышлял о них и в случае их нерадения, чтобы, если и вознерадят познавать Бога в самих себе, не оставались в неведении о Создателе, имея пред очами дела Творения» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Св. Афанасий Великий говорит о том, «что всякому человеку измерено время, и измерено не случайно… как определил сам Он [Логос. – Г. Ф.], зиждитель по воле Отца» Защитительное слово, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё,,., п. 14]. Далее св. Афанасий приводит библейские примеры, как одним Бог продлял сроки жизни, а другим сокращал, «почему (и) увещевает в Екклесиасте, говоря: не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время своё » [там же]. Блж. Иероним по поводу слов Соломона рассуждает: «Пусть будет достаточно согрешить однажды; после падения мы должны восстановлять себя» 7, 17]. И он же говорит: «Смысл этих слов такой: не прилагай грехов ко грехам, чтобы не подвигнуть Бога на наказание тебя ещё в этой жизни» [там же]. Безрассудно спадать в один и тот же грех многажды. Как пример смерти не в своё время Иероним упоминает Корея, Дафана и Авирона, возмутившихся против Моисея и Аарона. Их живыми поглотали разверзшаяся земля. Египетский подвижник V века Стефан Фиваидский поучает словами Екклесиаста: «Не будь неслухом, да не умреши не во время своё » Аскетическое слово, п. 10]. Детское непослушание ведёт малышей-неслухов к синякам и ссадинам и прочим детским бедам. И недетские беды всё от того же. Непослушные умирают не во время своё! Еккл. 7:18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. Здесь диалектика мудрости екклесиастовой. Истина в синтезе тезиса и антитезиса. Хорошо, если ты будешь держаться одного правила в жизни и не отнимать руки от другого . Есть вещи, взаимоисключающие друг друга, например, истина и ложь, любовь и злоба и так далее. В таких вещах невозможно держаться одного и тут же не отнимать руки от другого . А есть вещи взаимодополняющие: вера и дела, малое и великое, наука и искусство, молитва и чтение Писания. В таких вещах не должно избирать одного, а другое оставлять, наоборот, следует держаться одного и не отнимать руки от другого . Такую диалектику проповедовал и Екклесиаст Нового Завета Христос, обличая фарисеев в том, что они давали необходимые десятины, а оставили в забвении суд, милость и веру. По этому поводу Христос сказал: Сие надлежало делать и того не оставлять ( Мф. 23:23 ). Раши эту мысль обостряет. По его мнению, праведен тот, кто «долг свой выполнит, как следует по отношению к тому, что оправдано по его мнению, и к тому, что по его мнению не оправдано и является несправедливым» 7, 18]. В качестве примера Раши приводит пример Саула и Самуила. Саулу слово Самуила показалось несправедливым, и он его не выполнил, а надо было выполнить, и не был бы отвержен Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сказано: «все стези её мирные» – то есть это не путь беспорядка, не путь неустройства, не путь борьбы с людьми. И мир, о котором здесь идет речь, это то же, что апостол говорит: «если возможно, живите в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ). Господь не призывает нас враждовать с другими людьми и ненавидеть их. Наша борьба направлена на грехи, и, прежде всего, на свои собственные грехи. Притч. 3:18 «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее» ( Притч. 3:18 ). Как я уже говорил, премудрость – одно из имён Христа. И духовное понимание этих слов – как относящихся ко Христу, что Он для нас древо жизни. Здесь идёт отсылка к тому, что было в раю. Адам и Ева согрешили, когда вкусили от запретного плода и были изгнаны из рая, потому что они оказались недостойны вкушать плодов от древа жизни, которое давало бессмертие. Так вот Христос для нас – древо жизни, Он Тот, Кто даёт нам бессмертие. И в Откровении сказано, что спасенные будут вкушать от древа жизни ( Откр. 22:2 ). Древо жизни – это единственный объект из первоначального рая, который описывается также в грядущем Небесном Царстве. Притч. 3:20 «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» ( Притч. 3:20 ). Святые отцы под премудростью здесь тоже понимали Господа Иисуса Христа. Например, святитель Афанасий Великий говорит, что: «А эта Премудрость есть Слово, и, как говорит Иоанн, все чрез Него начало быть ( Ин. 1:3 ), и это Слово есть Христос». Святитель Афанасий использовал данный стих против ариан, которые проповедовали, что будто бы Христос – это не Бог воплотившийся, не Второе лицо Троицы как единосущный Отцу, а просто первое творение Божие. Святой Афанасий говорил: как же Он может быть творением, если через Него было осуществлено творение? Так же и святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Павел подтверждает, что это сказано о Сыне… здесь сказано, что ни Отец не создал небес Сам, без Сына, ни Сын без Отца». Притч. 3:21–22

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Будем верить, молиться и надеяться вместе с псалмопевцем: «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» ( Пс. 17:3 ). Как можно объяснить расхождения в описании евангельских событий? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святаго Матфея Евангелиста. Беседа LXXXVII. 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования ( Мф. 27:44 и 39–43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться. Библия говорит, что имена спасенных уже записаны в Книге Жизни, какой же тогда получается выбор, если Бог уже все решил за нас? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В некоторых священных библейских текстах упоминается книга жизни. Приведем эти места: «враги мои все пред Тобою да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс. 68:20–29 ); «прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» ( Флп. 4:3 ); «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Отк. 21:27 ). К этим цитатам, наверно, надо присоединить слова из молитвы Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх. 32:32 ). Как видим, ни в одном месте не говорится, что в эту книгу записаны имена спасенных. По существующему толкованию, словами «книга жизни» символичеки. названа запись на небе добрых дел, которыми человек оправдается на Суде и получит вечную жизнь. Христианскому учению совершенно чужда идея предопределения. « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 . Имя Бога – Элохим, или Иегова (Яхве)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово Иегова появилось в результате допущенной неточности при попытке прочесть непроизносимое у евреем имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Еммануил в переводе с еврейского значит: « С нами Бог». В этом пророчестве предсказано не собственное имя Христа, а содержится указание на важнейшее свойство Мессии: присутствие Бога в мире после Его воплощения. Можно назвать и другие мессианские имена, содержашиеся в пророчествах, которые также не являются личными (собственными) именами Христа. Например, Цемах (Отрасль): «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» ( Иер. 23:5 ; «и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень. Он создаст храм Господень и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зар.6:12–13). Святые отцы говорят: «творите плоды» и всякую ветвь, не приносящую плода, Отец Небесный отсекает и бросает в огонь. О каких плодах говорится речь? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Спаситель говорит: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их» ( Мф.7:19–20 ). Последователи Христа рождаются от Духа ( Ин. 3:8 , поэтому своей жизнью они должны приносить плоды духовные. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Почему проклят Ханаан, сын Хама, если он не виноват? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Преп. Ефрем Сирин так объясняет это место в книге Бытия: «Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же – на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной], что сделал над ним меньший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, – заключают, что под сыном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Приэтом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего» (Толкование на Книгу Бытия. 7.3). Почему в Символе Веры нет слова «умерша» по отношению к Господу Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010