В состав митрополии вошли все приходы Львовской обл., входящие во Львовскую архиепархию, в Стрыйскую, Самборско-Дрогобычскую и Сокальско-Жолковскую епархии. Новую церковно-адм. единицу возглавил архиеп. Львовский Игорь Возняк, возведенный в сан митрополита. В 90-х гг. XX в. УГКЦ получила в собственность ряд древнейших православных святынь Галиции: муж. мон-ри - львовский Онуфриевский, Уневский Успенский, Лавровский Онуфриевский (в с. Лавров Старосамборского р-на), Креховский (в с. Крехов Жолковского р-на), Подгорецкий Благовещенский, жолковский Христорождественский (в г. Жолква), Добромильский Онуфриевский (в г. Добромиле Старосамборского р-на); женские мон-ри - Словитский Крестовоздвиженский (в с. Словита Золочевского р-на), Смольницкий Рождество-Богородичный (в с. Смильница Старосамборского р-на) и др. К 2014 г. УГКЦ имела во Львовской обл. 1595 зарегистрированных орг-ций, в т. ч. 1525 приходов, 40 мон-рей, 12 миссий, 7 духовных учебных заведений, 10 церковных управлений. В 2008 г. группа монахов и священников, не согласных с деятельностью главы УГКЦ Любомира Гузара, создала «Украинскую правоверную греко-католическую церковь», большинство общин к-рой сосредоточено во Львовской обл., центром стал храм в с. Подгорцы Бродовского р-на. Новую структуру, к-рая не имеет регистрации, возглавил «епископ» Илья Догнал, объявленный в 2011 г. «патриархом». Архиереи Еп. Макарий (Тучапский; 22 февр. 1540 - 6 марта 1547), еп. Арсений (Балабан; 23 апр. 1549 - ранее 16 июня 1569), еп. Иона (Лопатка-Осталовский; не позднее 1 авг. 1569-1576), еп. Гедеон (Балабан; 1576 - 10 февр. 1607), еп. Иеремия (Тиссаровский; между кон. янв. и нач. мая 1608 - между 17 февр. и 12 марта 1641), еп. Арсений (Желиборский; 7 нояб. 1641 - 18 сент. 1662), еп. Афанасий (Желиборский; не позднее окт. 1663 - 7 нояб. 1666); еп. Иеремия (Свистельницкий; 10 мая 1668 - 7 апр. 1673), еп. Иосиф (Шумлянский; 7 апр. 1673 - май 1700, открыто объявил о переходе в унию), архиеп. Пантелеимон (Рудык; 27 марта 1941-1945, до 1942 епископ), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Было ли испрошено Слёзкой у автора разрешение перепечатать его книгу или (что им делаемо было нередко) нет, – во всяком случае самый факт издания ее во Львове может служить, до некоторой степени, объяснением, почему Галятовский, вынужденный бежать от гонений Мефодия, направил свои стопы в означенный город. Третье издание «Ключа», вышедшее в 1665 году во Львове, во время пребывания здесь Галятовского, снабжено от его имени посвятительной предмовой львовскому епископу Афанасию Желиборскому. Эта предмова не лишена некоторых указаний, имеющих значение для выяснения положения Галятовского в указанный период его жизни. Расточая, в духе того времени, похвалы Желиборскому и, между прочим, упомянув об его любви к ближнему, Галятовский продолжает: «и я сам дозналем (сей любви), гды под час небеспечный, под час внутрнеи войны домовой в отчизне нашой, мне, от небеспеченства уходячему, не тылко в Епархии, але в келии своей мешканье далесь, гды на сейме Варшавском перед наивысшим канцлером коронным и в Львове перед ясне велможным воеводой русским добрыми словами мене припоминались, гды в намеренном, а теперь уж совершенном деле, на хвалу Велможному имени Бозскому и Родителце (sic!) и святым Божим руку помощи мне подалес...». Второй труд Иоанникия Галятовского, изданный во время его пребывания во Львове, носит заглавие: «Небо новое з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная дева Мария Богородица з чудами своими». Время его выхода в свет – конец 1665 года, именно 12 декабря . Книга посвящена автором «Анне Могилянце Потоцкой». Таким образом, Галятовский в конце 1665 года находился еще во Львове, но пребывание его здесь, на основании рассматриваемого же труда должно быть продолжено долее. Дело в том, что Небо новое имело два издания, и хотя время выхода в свет обоих их, на заглавных листах, приурочено к одному и тому же году, месяцу и числу (т.е. к 12 декабря), но последнее издание, без сомнения, отделяется от первого более или менее продолжительным временем. Второе издание, вызванное, надо полагать, успешным сбытом первого, отличается от сего последнего присоединением к заключительному отделу книги под заглавием: «Чуда Пресвятой Богородицы разные на разных местцах», новых восьми чудес (17–24), имеющих преимущественно, местный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

аннулировал все уступки православным на территории П. е. Однако осуществить этот декрет властям не удалось. Антоний при поддержке паствы не допустил Хмелёвского во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Хмелёвскому, а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) были безрезультатны. После смерти Афанасия (Крупецкого) король 21 сент. 1652 г. передал кафедру Хмелёвскому, но он не смог занять кафедру и находился в Валяве. 24 нояб. 1663 г. Антоний (Винницкий) получил от короля назначение на Киевскую митрополичью кафедру (в это же время был дан привилей Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) ). Антония признавали митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. После смерти Львовского еп. Афанасия (Желиборского) в 1666 г. Антоний стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша). В кон. 1666 г. митр. Иосиф был освобожден, но 12 авг. следующего года кор. Ян II Казимир аннулировал данный Иосифу привилей и признал Антония единственным законным митрополитом Киевским. При этом большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил епископом Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией Антония. В руках последнего осталось только управление П. е. Митр. Антоний добился поставления коадъютором еп. Георгия (Юрия) (Гошовского), его хиротония состоялась в 1667 г. в перемышльском кафедральном соборе, он управлял П. е. в 1667-1675 гг. ( Krochmal A. 2016. S. 64). В 1670 г. в Перемышль был назначен униат. еп. Ян (Малаховский), но Антоний не допустил его во владения кафедры (после кончины Антония, в 1690, Малаховскому удалось отобрать у правосл. кафедры 5 деревень в окрестностях Перемышля). В 70-х гг. XVII в. митр. Антоний установил контакты с Россией, в частности через рус. резидента в Варшаве В. М. Тяпкина, и в кон. десятилетия просил у Москвы поддержки в борьбе с планами «новой унии» кор.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

посвящен молдовлахийским митрополитом. 1019 Со вступлением его в управление прекратились распри кафедры с братством. Епископ действовал согласно с ним и подтвердил все его привиллегии. В 1631 г., по смерти киевского митрополита Иова Борецкого, он почтен был от константинопольского патриарха титулом экзарха. В 1633 г. участвовал в посвящении киевского митрополита Петра Могилы во львовском соборном храме. Умер 1-го марта 1641 г. в с. Жолчове (Золочеве), где и погребен. С униатской стороны в 1632 г. назначен был в галицкие епископы Рафаил Корсак ; но в том же году, еще до посвящения, перемещен на пинскую кафедру. 1020 После, но когда именно, неизвестно, переведен опять в Галич; в 1637 г. сделан митрополитом, но выгнан православными из Киева, и умер в Риме в 1643 г. По смерти Тиссаровского, в епископы избран Андрей Желиборский , из мирян, сын шляхтича, при посвящении принявший имя Арсения . По утверждении избрания митрополитом и королем, Арсений посвящен был митрополитом в Луцке. 1021 Несмотря на свою милодость – при посвящении в епископа ему было только 23 года – он, будучи человеком ученым, управлял своей паствой с пользой и успехом, ревностно заботился об исправлении и издании православных книг и учредил еще типографию в Львове, при кафедральной церкви св. Юрия. Кафедра была так бедна, что когда Арсений прибыл в Львов и хотел совершить литургию, то оказалось, что недостает некоторых епископских принадлежностей. Братство ссудило ему свою митру, из красного бархата, на литом серебре, с золотым наверху крестом, также крест и дорогой фелонь, и взяло расписку в том, что он возвратит их к братскому празднику в будущем году. По смерти Арсения Желиборского, православные избрали в 1663 г. в епископы брата его, Адама Желиборского , мирянина, принявшего при посвящении имя Афанасия . Афанасий не знал хорошо по-русски и употреблял в письме языки польско-латинский. Уже некоторые и из членов братства стали в частных делах употреблять такой же язык, уклоняясь мало-по-малу от своего природного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Епископ Лазарь, получив первое известие о смерти Дионисия от наказного гетмана Самки, отвечал: «Помилуй, Боже! В такие трудные времена, когда нам наиболее нужны богомольцы, чтобы отвращать праведный гнев, мы лишились столь благочестивого пастыря. Нужно нам молиться, чтобы Бог всякие утехи утешил Церковь Свою и не оставил овец без пастыря». А в ответе Иннокентию Гизелю, который с великою скорбию извещал о кончине Дионисия, Баранович выражался: «Вечная память усопшему о Господе! Усерднейше желаю вашей пречестности видеть на себе опыты утешений Божиих». Сам Баранович составил скончавшемуся митрополиту и эпитафию . В письме своем от 10 июня 1663 г. к наказному гетману и всему запорожскому войску Баранович, как мы уже упоминали, отказываясь от блюстительства митрополии, которое ему предлагали, просил ходатайствовать пред великим государем, чтобы дозволил избрать действительного митрополита на Киевскую кафедру. Просьба Барановича осталась неисполненною. Между тем православные других епархий Киевской митрополии, не находившихся под властию Москвы, хотя и не так скоро, позаботились об избрании для себя митрополита. Первое собрание их духовенства и представителей от мирян происходило 9 ноября в городе Корсуне. Но собравшиеся разделились на две партии: одна из них избрала Иосифа Нелюбовича-Тукальского, епископа Мстиславского, который назывался также епископом Белорусским, наместником митрополии Киевской, архимандритом лещинским и старшим монастырей виленского Свято-Духова, пинского Богоявленского и иных; другая же избрала Антония Винницкого, епископа Перемышльского и Самборского. Вследствие такого разногласия назначено было на 19 ноября новое собрание, на которое кроме епископов — Луцкого Гедеона Четвертинского, именовавшегося прототроном, Перемышльского Антония Винницкого и Львовского Афанасия Желиборского (недавно избранного на место родного брата его, епископа Арсения, скончавшегося 18 сентября 1662 г.) прибыл и сам гетман правой стороны Днепра Павел Тетеря. Но и на этот раз согласия между избирателями не установилось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Щуровцах Кременец. повета, Марка Захаревича Берестянича, бывшего пред тем при церкви с. Теслугова, на мещан Щуровицких о том, что они, вопреки уговору с ним при вступлении его на приход с Теслуговского прихода, тайно пригласили к своей церкви другого священника (из Рыннова) и тем ввели его в большие убытки (Архив, ч. 1 т. 6, стр. 121). 476 Село Корытно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Федора и Василия Корытенских з Корытна» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78). При церкви села Корытна священнослужителями состояли: 1) «парох Корытенский» Алексий Гловачевский, служил, вероятно, до конца 18 века; в Теслуговских метрич. книгах есть единственный его акт – от 13 февраля 1746 г., где он именуется «парохом Корытенским»; 2) свящ. Дамиан Григориевич Амброзиевич (с 1801 по 1805 г.) и 3) зять Д. Амброзиевича – Иоанн Феодорович Суходольский, род. около 1783 г., священствовал в Корытне с 1806 г. по 9 апреля 1840 г., в каковой день он умер на 57 г. жизни и погребён на приход. кладбище благочинным – Фаддеем Жуковецким. После смерти его церковь эта была приписана к Теслуговскому приходу. Псаломщиками при Корытенской церкви были: 1) Пётр Демчинский (до 1805 г.); 3) Павел Демчинский (1806 г. – 1807 г.); 3) Иван Козицкий (в 1808 г.); 4) Павел Флорианский (1800 г. – 1811 г.); 5) Василий Палевич (1812 г. – 1819 г.); 6) Пётр Алексеевич Гловачевский (1820 г. – 1831 г.) и 7) Пётр Дамианович Демчинский (1835–1839 г.). При Корытенской церкви хранятся след. старопечатные книги: 1) Ευαγγλιον, или Благовестие, издано во Львове при Афанасии Желиборском 30 марта 1665 г., приобретено для Корытен. церкви за 30 польских злотых неизвестным благотворителем; 2) Октоих, изд. Братства во Львове 1739 г.; 3) Псалтирь, приобретённая для Корытен. церкви Василием Соколовским из Радзивилова в 1748 г.; 4) Апостол, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1783 г.; 5) Триодь цветная, изд. при еп. Киприане Стецком в Почаеве в 1786 г. и 6) Требник, изд. в Москве в 1795 г. 477 При церкви, села Хотина священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Флорианский (1797–1818 гг.); 2) протоиерей Василий Моссаковский (1818–1847 гг.); 3) свящ. Антоний Моссаковский (1847–1856 гг.); 4) свящ. Карп Струсь (1806 г. – 26 сентября 1857 г.) и 5) свящ. Пётр Васильев. Моссаковский – с 26 сентября 1857 г. ныне служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

а Служебник, изданный Львовским братством в 1637 г., как значится в самом заглавии его, напечатан с благословения Могилы (Сахаров. 346 460 Сахаров. 268, 319, 320, 362, 365, 376, 388, 403, 404 и др. 461 Сахаров. 352, 378, 418, 434 Строев. Опис. старопеч. книг гр. Толстова. 91, 100 462 Melet…ou " 3. 447 Pichler. Der patriarch Cyrillus Lucaris und seine Zeit. S. 183, 186–189. München, 1862 Allatii De Eccles. Occident. et Orient. perpetua cons. P. 1061 463 Список этой соборной грамоты, в славянском переводе, с ясным обозначением, что она составлена «в лето от Р. Х. 1640, месяца мая, индикта 1», есть в рукописном переплетенном сборнике Моск. Синод. библиотеки, значащемся под буквою А. 1. Л. ¤ . В Яссы и Киев для прочтения и подписания грамота была прислана. Петр Могила подписался под нею так: «Соборному сему посланию святейшаго отца и пастыря нашего патриархи К-пол. во всем съгласуа и соизволяа, именем моим и всея Церкве православно-кафолическиа, в Малой России о Христе сущиа, аз, смиренный Петр Могила, Б. М., а-е., мтр.-полит К. Р. и всеа России, екз. с. трон. К. П., арх.-м. печарский, подписую рукою власною». Вслед за Могилою подписались епископы: Луцкий Афанасий Пузина, Львовский Арсений Желиборский, Перемышльский Сильвестр Гулевич и Мстиславский Сильвестр Коссов. Об упомянутых изданиях этой грамоты свидетельствует Петр Могила в «Лифосе» (Рукоп. Моск. Д. Акад. 83. Л. 266 Рукопись содержит славянский перевод книги «Лифос»). И не к Киевскому Собору 1640 г., а к этой соборной грамоте относятся слова и из ней заимствована 17-я глава об Евхаристии, приведенные в Описании рукописей Моск. Синод. библиот. 195 Отд. 2. Ч. 2. С. 595–596 464 В грамоте своей от 2 апр. 1640 г. к Минскому братству Могила, между прочим, говорил: «Не ведаючи о сейме, розеслал универсалы, взываючи на Сынод мой диоцезыальный на день св. великомученика Георгия; еднак скоро мя зошла весть о сейме, зараз тут до близших откладаючи на день св. Иоанна, универсалы другие выдалем» (Собр. минск. грам. 112. С. 226 465 Напечатаны два списка этой грамоты: к братству Минскому (Собр.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Иерархия... С. 16). «...В 1664 г. польское правительство дало привилегию на Киевскую митрополию Перемышльскому епископу Антонию Винницкому, запретив духовенству ... признавать пастырем Тукальского ... Смущали безначалию, или чему иному, нужно приписать, что в то же время и Львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии Киевской, Галицкой и всея России...» ... Преемник его, Иосиф Шумлянский предъявляет те же права» ( Чистович И. А. Ук. соч. Т. 2. С. 140). 1940 В 1673 г., несмотря на наличие Киевского митрополита, для управления Православной Церковью на территории Польши король учредил должность администратора, которым стал еп. Львовский Иосиф (Шумлянский), тайно перешедший в Унию. После смерти митрополита Иосифа (Тукальского) († 1675) Иосиф (Шумлянский) продолжал исполнять функции администратора до 1700 г., когда он открыто объявил о переходе Львовской епархии в Унию ( Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1941 Епископ Поставлен на Киевскую митрополию в Москве Патриархом Иоакимом. По И. Забелину первая дата иная: 09.02.1685 («...В 1685 г. ноября 9 в Крестовой палате (в Кремле у Патриарха. – Сост.) был стол для поставления Гедеона, епископа Луцкого, в митрополиты в Киев...» (Забелин И. История города Москвы. M., 1905. С. 562). Титул: «Малые России митрополит Киевский и Галицкий» ( Покровский И. М. Ук. соч. Τ. 1. С. 487). В 1687 г. Собор в Константинополе подтвердил это поставление и принял определение, чтобы впредь Киевской митрополии быть в юрисдикции Московского Патриарха. Этим закончилось возникшее в 1458 г. разделение Русской митрополии на Московскую и Западно-Русскую. В 1686 г. (по договору о «Вечном мире» с Россией) Польша признала верховную юрисдикцию Московского Патриарха и Киевского митрополита над Православными епархиями на своей территории (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб.. 2004. Т. 2. С. 304). 1942 В 1694–1704 гг. при нем состоял временноуправляющий Серапион (Полховский) епископ Могилевский, с титулом: «Наместник митрополит Киевской и Экзаршеского трона Константинопольского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для наблюдения за порядком во время заседаний братства была в 1662 году учреждена должность маршала, который был обязан смотреть, чтобы во время совещаний и подачи голосов каждый занимал свое место, держал себя прилично, не прерывал речь другою, и т. п. На эту должность был избран Иван Мазарани. Братство также озаботилось улучшением материального положения своего проповедника, которому назначило значительную по тому времени плату, именно 300 зол. в год. В состав братства продолжали вписываться влиятельные люди; так в 1662 году вписались находившиеся во Львове: казацкий гетман Иван Выговский и войсковой судья Григорий Лесницкий. В 1666 по 1669 г. вписались: Туркулы, Павел Тетеря и другие. В кассу братства по-прежнему делались крупные пожертвования; так, в 1663 году старший братчик Василий Григорович завещал на церковь – 1000 злот., в 1670 г. старший братчик Иван Мазарани завещал на содержание при церкви проповедника – 4000 злот., а в 1673 году Иван Васильевич завещал на церковь 1000 злот. Дочь Иеремии Могилы Анна Потоцкая подарила в 1665 году братству драгоценное Евангелие, окованное золотом, стоимостью в 1.300 червонцев. Братская издательская деятельность во второй половине XVII века по-прежнему процветала и братская типография во множестве выпускала в свет: Евангелий, апостолов, псалтырей, богослужебных и других богословских и учебных книг. 42 В 1669 году братство, по желанию Иерусалимского патриарха, послало ему 48 разных книг и в том же году бесплатно снабдило книгами разные монастыри, как например: Киево-Михайловский, Сокальский, Добромильский и другие, а в 1671 году братская типография исполнила заказ Молдавского господаря Дуки, просившего братство напечатать славянскими буквами 400 экземпляров Валахской псалтыри. По смерти Львовского епископа Афанасия Желиборского, в начале 1668 года, при старании братства был выбран во епископы Евстафий Свистельницкий, который по представлению митрополита Винницкого был утвержден в этом сане королем и затем посвящен во епископы под именем Иеремии в братской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010