Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

Временным администратором король назначил Львовского епископа Афанасия Желиборского. Антоний Винницкий, которого королем сначала признал митрополитом наряду с Иосифом, но затем аннулировал свое решение, вернулся к исполнению обязанностей епископа Перемышльского (хотя и продолжал именовать себя митрополитом). В апреле 1665 г. Павло Тетеря просил короля все же позволить Антонию вступить в управление Киевской митрополией, но Ян Казимир отказал гетману. Было очевидно, что католические власти Речи Посполитой вновь целенаправленно разрушали церковную жизнь православного Правобережья. В 1666 г. новый правобережный гетман Дорошенко также пытался добиться от короля утверждения Антония Винницкого на митрополии, а когда это не удалось, просил короля разрешить повторные выборы митрополита, но и в этом получил отказ. Вскоре, однако, поляки были вынуждены освободить Иосифа Нелюбовича-Тукальского из заключения и он, оказавшись под защитой Дорошенко объявил, что принимает на себя управление Киевской митрополией. Духовенство Левобережья не принимало участия в избрании Иосифа Тукальского и Антония Винницкого. В Московской части Ураины управление церковными делами по-прежнему оставалось в руках Мефодия Филимонова. После избрания Брюховецкого гетманом он, наконец, вернулся в Киев. Постепенно нормализовались его отношения с киевским духовенством, которое ранее отказывалось признавать его местоблюстителем как преданного анафеме. Мефодий просил Алексея Михайловича заступиться за него перед Патриархом Константинопольским, что царь и сделал. Московский государь в своем послании, отправленном в Стамбул, извещал Патриарха о том, что поставление Мефодия состоялось по его царскому указу в виде исключительной меры, необходимой в условиях церковной смуты в Малороссии, вызванной изменой и бегством в Польшу митрополита Дионисия. Патриарх снял анафему с Мефодия, и прежде чуждавшиеся его киевские священнослужители вскоре вновь признали Мстиславского епископа законным местоблюстителем, вошли в общение с ним и стали возносить его имя за богослужением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

1022 Афанасий умер в 1666 г. По смерти Желиборского, на епископскую кафедру были два претендента: Евстафий Свистельницкий и Иван Шумлянский . Шумлянский прежде служил в военной службе под хоругвию гетмана, впоследствии короля, Яна Собиесского, часто жил при его дворе и там хорошо был принят по своему веселому нраву. Свистельницкий также принадлежал к шляхте. Народ разделился на партии. Шумлянский, имея большое родство в шляхте и привлекши на свою сторону несколько лиц низшего сословия, тайно собрав где-то свою партию, которая и избрала его в епископы. Но митрополит Антоний Винницкий, духовенство, большая часть шляхты и братство, не признавая его правильно избранным, избрали другое лицо – Свистельницкого, который и посвящен в 1668 г., приняв имя Иеремии . Между тем Шумлянский прибегнул к покровительству латинского архиепископа и, по ходатайству его и своей родни, получил королевскую привиллегию на львовское епископство; но, не надеясь на посвящение киевским митрополитом, отправился заграницу и посвящен был в Яссах греческим епископом Софронием, митрополитом филиппопольским, и Феофаном митрополитом хиосским, 1023 как впоследствии оказалось – по винам своим лишенными сана; 1024 а возвратившись в Львов, силой завладел епископской резиденцией, склонив на свою сторону соперника Антония Винницкого, митрополита Нелюбовича-Тукальского. 1025 Таким образом в Львове стали два епископа, и хотя оба выдавали себя за православных, но народ уже разделился на две стороны. Иеремия Свистельницкий, последний православный епископ львовский, умер в 1676 г. Иосиф Шумлянский , оставшись один львовским епископом, тотчас же принял унию и в 1677 г. 1 марта дал клятву в оной в королевском дворце в Варшаве. (Присяга его на латинском языке находится в архиве греко-униатских митрополитов, кн. XVII, 741). Несмотря на то, в 1679 г. королевской привиллегией поручена была ему администрация православной киевской митрополии, так как Иосиф скрывал свое отступничество. В 1680 году он разослал по своей епархии, в наставление священникам, составленную им и напечатанную в Уневе книжку, под заглавием: «Зерцало до предзрения и латвейшего разумения веры святой». В 1687 г. разослал также напечатанную в его собственной типографии во Львове «Метрику албо реестр для порядку церкви святой», причем, в окружном послании, увещевал священников ревностно исполнять пастырские обязанности, вести трезвенную жизнь и носить одежду приличную сану. (А. 3. Р. V, 167–169).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В продолжение этого времени Антоний Винницкий не вступал в управление митрополии, но жил постоянно в своей Перемышльской епархии и вел борьбу с местным униатским епископом; администратором же Киевской митрополии почему-то назывался епископ Львовский Афанасий Желиборский. В апреле 1665 г., 28-го числа, гетман Тетеря писал к канцлеру коронному и к самому королю, чтобы Антонию Винницкому позволено было вступить на митрополию, но не имел успеха. В следующем году, 28 июля, новый гетман Петр Дорошенко писал к королю, что желал бы принять Винницкого на митрополию, но не может, пока он не избран будет всеми, и просил позволения произвесть по обычаю елекцию в Белой Церкви. Но скоро возвратился из своего заточения Иосиф Тукальский и, несмотря на все ходатайства за Винницкого и на все домогательства его самого, оставался Киевским митрополитом еще много лет . Малороссийское духовенство левой стороны Днепра с своею паствою вовсе не участвовало в избрании митрополита Киевского Иосифа Тукальского, а оставалось по-прежнему под властию блюстителя митрополии, епископа Мефодия, который после избрания гетмана Брюховецкого на нежинской раде возвратился наконец в Киев. С этого времени Мефодий имел более возможности заняться церковными делами, и действительно занялся. Один из киевских иноков, живший при Софийском соборе, в письме своем к царю от 12 октября 1663 г., прося у него милостыни на этот собор, выражался: «Церковь св. Софии до первой своей красоты, даст Бог, придет. Верим, не умер Могила, смею я то говорить: как его милость (еп. Мефодий) при престоле митрополитском остовает, зачал, яко покойник Могила, починять церковь побожне. Имею я надежду к Богу, что его милость совершит счастливое». С своей стороны и киевское духовенство, так резко нападавшее на Мефодия, особенно вследствие патриаршей на него анафемы, начало мало-помалу сближаться с ним, и имя Мефодия как блюстителя митрополии вновь стали поминать в киевских церквах и монастырях, что, разумеется, могло последовать не прежде, как получено было из Царьграда известие о снятии с Мефодия патриаршей клятвы.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Впрочем, это случилось еще до грозного наказа Владислава, запрещавшего Сильвестру ездить в Полоцк и Витебск и вербовать униатов. После 1642 года, когда Антоний Селява занял униатскую митрополичью кафедру, удержав за собой и Полоцкую архиепископию, положение православия в Витебске, Полоцке и Друе заметно ухудшилось. Лишь дворяне, не смотря на иезуитские выходки Селявы, насколько могли и умели, старались отстаивать и защищать православие там, где оно еще не уступило места унии 994 . Впрочем, и православные владыки не унижались до того, чтобы потерять всякое значение. В 1644 году, если не прежде, Сильвестру Коссову даже дан был коадъютор, игумен Киево-Михайловского монастыря Иосиф Горбацкий. Называясь «епископом белорусским», он только носил титул епископа, но не имел и после не получил епископского сана, подобно тому, – как у Афанасия луцкого был коадъютор и тоже без сана 995 . Кстати заметить, – коадъюторство без сана в западнорусской церкви сделалось обычным явлением. На деле оно оказывалось ни более, ни менее, как выжиданием архиерейской кафедры. Львовская епархия переживала тоже не совсем счастливые времена. 1 марта 1641 г. скончался её епископ Иеремия Тиссаровский. На его место избран и в половине ноября посвящен новый епископ шляхтич Андрей Желиборский, в монашестве Арсений. Посвящение его совершено в Луцке митрополитом Петром Могилой с епископами: луцким Афанасием Пузиной, перемышльским Сильвестром Гулевичем-Ваютинским и мстиславским Сильвестром Коссовым. В ведении нового епископа, по-прежнему, остались земли Львовская, Галицкая и Каменца Подольского, где по разным городам и местечкам львовские владыки имели своих наместников. Такие наместники были в Галиче, Каменце Подольском, Бережане, Рогатине и др. Арсению сразу пришлось стать в открытую борьбу с униатами. Униатские священники силой нападали на православные церкви и отнимали их, вовлекая тамошних священников с церковными братствами в разорительные судебные процессы. Арсений лично ездил в Варшаву искать защиты угнетенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

176. Афанасий (князь Александр) Пузина , Луцкий епископ 1633–1649 г. (Доп. к иностр. акт. 69), пастырь ревностный. В 1638 г. он на местном Луцком соборе одобрил для своего духовенства «Наставление о тайнах» епископа Сильвестра, и деяние собора, вместе с наставлением, тогда же напечатано было в Кременце, где тогда же напечатана и краткая славянская грамматика. (Времен. Общ. ист. 1849 г. I, смесь, стр. 10). Он подписался под патриаршим собором 1642 г., оправдавшим память патр. Кирилла Лукариса (Ист. Русск. ц. IV, 151). В 1648 г., когда Хмельницкий восстал на защиту веры и свободы казаков, владыка Луцкий послал в пособие войску Хмельницкого деньги, порох, пушки и пули (Киевск. Пам. 1, 60–63). Любопытна окружная грамота его от 12 октября 1647 г. Архипастырь писал: «Честный о Господе клирик, иродиякон св. милости отца Арсения Желиборского, епископа Львовского, Михаил Гунашевский, бывший студент славной Замойской академии, благочестивый ревнитель богословской науки, приносил жалобу своему епископу и пастырю о бесчинствах Марка Янсевича, Замойского мещанина, и единомышленников его... бесчинных братьев Замойского братства церкви св. Николая; они, забыв страх Божий, нарушают древние обычаи церковного благочиния, выбрасывают из церкви Божией офферториум, т. е. приношения в праздники Господни и в дни нарочитых святых». За то архипастырь отлучает виновных от церкви. Поступок Замойских братьев отзывался тем же духом лютеранизма, которым увлекалось и Львовское братство (§ 154). О Замойской академии, как месте воспитания многих православных, имеем свидетельство и другого современника. Петр Могила , посвящая Триодь к. п. 1631 г. вицеканцлеру Фоме Замойскому, писал: «Нельзя мне умолчать и о том благотворном деле, виновники которого также члены знаменитой Фамилии вашей – о Замойской академии, которая так много принесла пользы нашему народу тем, что из нее вышло немало людей ученых, деятельных и важных, а для православной церкви нашей очень полезных». О жалобе владыки Афанасия, в 1634 г. поданной в суд на иезуитов, с оружием в руках нападавших на православных, упоминается в Протесте (Киевск. Памятн. I, 204, 205, 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

была передана Москвой под управление Мефодию (Филимонову или Филимоновичу), продолжавшееся до 1668 г., когда он был под стражей отправлен в Москву за поддержку гетмана Брюховецкого ( Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. С. 144). На Правобережье в 1663 г. были избраны сразу два митрополита – Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и еп. Перемышльский Антоний (Винницкий). Сначала оба кандидата были утверждены королем, однако вскоре король аннулировал свое утверждение Антония (Винницкого) и признал митрополитом одного Иосифа. В следующем 1664 г. король арестовал Иосифа и заточил в тюрьму, а для управления Церковью назначил временным администратором Киевской митрополии Львовского еп. Афанасия (Желиборского). (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1936 Епископ Могилевский. Константинопольским Патриархом утвержден 06.03.1668 в достоинстве Киевского митрополита. Был сторонником гетмана Дорошенко. При Иосифе (Нелюбовиче) (и его преемнике по кафедре Антонии [Винницком]) «...митрополия находилась в великом расстройстве от униатов...» (Строев. С. 4). Был «...заточен поляками в Мариенбург 1665; освобожден 1667». Скончался 26.07.1676 в Чигиринском Троицком монастыре, где имел пребывание. Погребен в Мгарском монастыре, где мощи его нетленны (Н.Д. Иерархия... С. 15). 1937 Еп. Львовский, администратор Киевской митрополии в период заключения Иосифа (Тукальского). В январе 1667 между Россией и Речью Посполитой было заключено Андрусовское перемирие. К России отошла Левобережная Украина, а также Киев (на 2 года). В том же году король освободил из тюрьмы Иосифа (Тукальского), и он вернулся к управлению Киевской митрополией, будучи признан и Константинополем. Тогда же Мефодий (Филимонов) изменил Москве, и церковное управлением Левобережьем было передано архиеп. Черниговскому Лазарю (Барановичу) (Карташев A. В. Очерки по истории Русской Церкви. СПб., 2004. Т. 2. С. 301–303). 1938 Епископ Перемышльский. Избран в одно время с Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). «...Неутвержденный в сане Патриархом, несмотря на многие утвердительные грамоты польских королей, вступил в управление частию митрополии в 1676 г.; † в 1679 в Вильне...» (Н.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могилы, о чем подробности см. в нашем исследовании: „Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники”, ч. II Киев. 1898 г., стр. 514–515). 5) Служебник 1646 года (полное заглавие см. в „Описании славяно-русских книг Каратаева. СПБ. 1883 г. 597) издан тщанием и иждивением в Христе привелебного его мил. Господина Арсения Желиборского... во Львове, в типографии Михаила Слёзки. Року Божию 1646, авг. 23”. (Об отношении к сему изданию митрополита П. Могилы и каре, постигшей за оное М. Слёзку, см. наше исследование о Петре Могиле , ч. II, прилож. докум. XXXII и в тех же приложениях, стр. 475–478). 6) Ключ разумения 1665 года – тоже издание Слёзкинское по счету третье, первое вышло в свет в Киеве в 1659 году (кроме второго отдела с особым заглавным листом: „Казаня, приданый до книги, Ключ разумения названой”, вышедшего в свет 20 июня 1660 года); второе – во Львове в типографии того же Слёзки. Второе издание есть дословная перепечатка первого, Киевского; но третье, приготовленное к печати во время довольно продолжительного пребывания во Львове самого автора (Галятовского) было по местам исправлено и значительно дополнено, о чем оговорено в самом оглавлении, которое приводим дословно: „Ключ разумения, священником, законником и лайком належачий: с поправою и придатками, от недостойного иеромонаха Иоанникия Галятовского, ректора и игумена братского, Киевского, року 1665, месяца сентябрия дня 30, во Львове, свету поданый в типографии Михаила Слёзки“. – Означенные „придатки“, увеличивая размер книги на 1/3 против прежних изданий, состоят преимущественно в присовокуплении некоторых новых поучений (надо полагать произнесенных Галятовским во дни местных Львовских праздников, каковы, напр., две проповеди на день св. великомученика Георгия, памяти которого был посвящен кафедральный храм во Львове), в распространении нового отдела о чудесах Богородицы. К этому изданию присовокуплена посвятительная „предмова“ от имени Галятовского Львовскому епископу Афанасию Желиборскому, – предмова немаловажная для уяснения положения Галятовского за указанный период его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

В 1641 году скончался доблестный Львовский епископ Иеремия Тиссаровский и братство, при избрании нового епископа Андрея Желиборского, как патриаршая ставропигия, имело первое место и голос после духовенства. Новый епископ посвящен был в г. Луцке и принял имя Арсения. Находясь еще в Луцке, Арсений, 16 ноября 1641 года, выдал братству письменное удостоверение, что он оставит ставропигию при всех правах и привилегиях, пожалованных ей патриархами и королями. Братство вступило в тесные отношения с новым епископом, ссудило его принадлежностями епископского одеяния, и снабжало его деньгами на поездки в Варшаву для отстаивания интересов православной церкви. 86 Луцкое братство. С воцарением короля Владислава IV, в Луцкой епархии, получившей православного епископа в лице Афанасия Пузыны (в миру – князь Александр Пузына), тоже замечаюсь оживление в церковных делах. Епископ Афанасий, по обычаю того времени, собирал в г. Луцке ежегодно соборы (синоды) в день памяти св. Иоанна Богослова, т. е. 26 сентября. На этих соборах обсуждались меры к упорядочению церковных дел епархии. 87 Доблестное Крестовоздвиженское братство, на первых порах восстановления православия при Владиславе IV, должно было выдержать жестокое нападение со стороны озлобленной католическо-униатской партии, а именно со стороны её главарей отцов-иезуитов Луцкой иезуитской коллегии. 24 мая 1634 г., в день католического праздника Божьего Тела, громадная толпа людей, состоявшая из иезуитов, нескольких дворян и множества ремесленников и мастеровых, вооруженных саблями, ружьями, кольями и камнями, ворвались во двор братской церкви, где были расположены жилища духовных лиц, братское училище и богадельня, и напала с криком на этих беззащитных людей. Сначала нападающие стали обивать и ломать церковные двери, а затем опустошив церковь , изломав ворота, крышу и разбив окна в зданиях, они, обезумев от ярости и бегая по церковному двору, разогнали побоями мальчиков из братского училища, и, не встречая нигде сопротивления, начали бить и мучить попадавшихся им под руку учителей, богаделенных стариков и старух, а также иноков, причем игумену Исаакию нанесли многочисленные побои. Разбив два сундука с деньгами и ограбив братскую казну, злодеи наконец удалились с криками, что церковь и все русские вырваны с корнем и уничтожены. Не довольствуясь этим злым делом, эта бесчинствующая, вооруженная толпа, в продолжены нескольких недель ходила по городу, преимущественно ночью, нападая на русские дома, стреляя и выбивая окна, и останавливая попадавшихся русских, рубила их саблями, наносила раны и била палками, причем однажды убила служителя Луцкого православного епископа Ивана Ломинского, подвергнув его, на глазах ксендза иезуита Ласского, страшным истязаниям и мучениям. 88

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Киевским митрополитом был назначен выдающийся церковный деятель Петр Могила , хиротонисанный епископом Иеремией Тисаровским в 1633 году в Успенской церкви во Львове. После Иеремии Тисаровского православной Галицкой епархией управлял Афанасий Желиборский – сторонник Польши, и, наконец, епископ Иосиф Шумлянский, который трижды переходил в унию и трижды возвращался в Православие, а в четвертый раз под решительным нажимом польских королей Яна Собесского и Августа II подписал с частью духовенства и мещан унию 1700 года. Так Львов продержался в Православной вере почти 100 лет после Брестского униатского собора. Затем начался униатский период в истории Галицкой Церкви, период очень тяжелый и гнетущий, полный мучений и страданий, которые выпали на долю благочестивого галицкого верующего народа. Распространение унии сопровождалось актами враждебности, ненависти и презрения к Православной Церкви и православным людям. Это вызвало огорчение православных людей и принудило их приступать к самозащите. Так началась длительная духовная борьба унии и Православия, которая часто бывала жестокой, бессмысленной. Однако все, что искусственно и рождается не самой жизнью, не имеет в ней своего естественного корня, никогда не примется, но рано или поздно неминуемо увянет и зачахнет. Так и уния. Несмотря на то, что ее основной идеей как будто было христианское примирение и объединение Церквей, в действительности она имела иные планы. Главной целью инициаторов унии было поглощение Восточной Православной Церкви Западной, Латинской и, тем самым, распространение средневекового папского владычества далеко на Восток... Королевско-магнатская Польша ставила узкую, политическую цель: полную ассимиляцию Западной Руси с Речью Посполитой. Но вскоре несостоятельность унии осознало само униатское духовенство. И тогда начался удивительный антиуниатский процесс, который привел к явному отходу от унии значительного числа униатов. Настал 1848 год – год всеобщего пробуждения угнетенных социально и национально народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010