К 22 ноября в Варшаве собрался чрезвычайный сейм, на который от имени Хмельницкого явились м. Сильвестр Коссов, занявший митрополичью кафедру по смерти Могилы (1647 г.), львовской епископ Арсений Желиборский, печерский архимандрит Иосиф Тризна и другие светские и духовные представители. На последнем заседании (12 янв. 1650 г.) король Ян Казимир издал особый диплом, касающийся собственно дел веры. Дипломом православным дозволялись свобода веры и церковный суд. Православные братства даже там, где они были запрещены, напр. в Смоленске и Бельске, равно школы и типографии оставлялись в распоряжении митрополита и епархиальных епископов, духовенство отдавалось на суд церковной власти; православным отдавались епископства Луцкое, Холмское и Витебское (Мстиславское), конечно помимо самой митрополии с Львовско-Галицкой и Перемышльсой епархиями. В Перемышльской епархии, где шла война Ваютинского с Крупецким, монастыри: Спасский, Онуфриевский и Смольницкий, все еще принадлежавшие униату, отдавались православному епископу, а по смерти Крупецкого вся епархия и со всеми имениями отдавались неуниату. Половина поместий полоцкого униатского архиепископа отдавалась на содержание православного витебского и мстиславского епископа. Церкви, названные в статьях Владислава, отдавались православным, которым теперь предавались некоторые церкви в Витебске, Полоцке, Новогрудке; им разрешалось строить новые деревянные и каменные церкви, но на тех местах, где раньше стояли православные храмы 1000 . При всем этом королевский диплом не обнимал всех условий Зборовского договора. Киевскому митрополиту не дали места в сенате и не уничтожили унии. Но важна новая прибавка: православным отдано епископство Холмское, где неудержимо свирепствовал униатский епископ Мефодий Терлецкий. Область ведения мстиславского владыки расширена. Назначенный в 1650 г. на могилевскую кафедру Иосиф Конокович Горбатский получил в свое ведение православные церкви в Витебске и Полоцке и стал называться епископом витебским, мстиславским, оршанским, могилевским и игуменом михайловским 1001 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Арсений Желиборский , епископ Львовский 1641–1650 г., подписавшийся под определениями патриаршего собора 1642 г. о кальвинистах (Ист. Русск. ц. IV, 199). Для распространения книг, нужных в церкви, он, по примеру предшественника своего Гедеона Болобана, открывал на свое иждивение типографию во Львове. Так пишет он в предисловии к изданному им требнику 1645 г. Известны его предисловия к изданным им в своей типографии: служебнику 1646 г., катехизису 1646 г., номоканону 1646 г. Краткий катехизис, изданный им во Львове 1646г., издан в новом переводе. В Киевском издании язык учено-малорусский, во Львовском язык Галицкой Руси. Вот заглавие катехизиса Львовского: «Зобрание короткой науки о артикулах веры православно-католицкой християнской, як церковь всходная апостольская учит; а для цвичения людий молодых до друку поданое во Львове, при церкве столечной св. великомуч. Георгия». Иоиль Труцевичь , игумен Оршанского Кутеинского монастыря, в 1654 г. приглашенный патриархом Никоном в Иверский монастырь, захворал на дороге и просил непременно перенесть кости его туда, куда стремилась душа его, чтившая великого Никона: «Аз, говорил он, послушание мое к пастырю и по смерти сохраню» (Ист. Русск. н. IV, 44). На юго-западе известен он был ревностью к изданию полезных книг. Им написаны умные предисловия к изданным им книгам в Кутеинском монастыре: к Брашну духовному, сиречь Псалмам, 1639 г., к Трефологию 1647 г., к Диоптре 1651 г., к Псалтыри и новому завету 1652 г., к Лексикону Берынды 1653 г. Предисловие к Трефологию, сокращенному против Львовского, изображает бедствия церкви, угнетаемой папизмом (кн. Толстого, стр. 237, 238). 177. Зиновий Богдан Хмельницкий , знаменитый гетман казаков, столько же храбрый и умный, сколько известный любовью к св. вере. Он получил блистательное образование: знал языки греческий, латинский, польский, татарский; сперва слушал уроки в Киевской школе, потом в Ярославле у иезуитов; служил при дворе; воевал с турками и был у них в плену. Когда страдания Малороссии достигли крайней степени, он принял на себя избавить ее от близкой погибели и спас. Скончался в 1657 г., горько оплаканный народом, благодарным ему за свою свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

194 Апокрызис изд. под именем Христофора Филалета, без указания года и места издания. Максимович (Временник общ. ист. 1), основываясь на шрифте книги и на свидетельстве Стебельского, полагает, что Апокризис написан Христофором Бронским (а не Смотрицким) и издан в Остроге 1597 г. (а не в Вильне). Отпис на лист Ипатия, Острог 1598. Сочинитель называет себя «наименьшим клириком Церкви острожской». Это название вполне прилично свящ. Василию, уже известному по полемике против папы и не прилично Кириллу Лукарю. Сборник или книжка в 10-ти отделах, Острог 1598. Здесь первое место занимает сочинение Василия об исхождении Св. Духа. (См. период третий § 14), потом послания Патр. Мелетия. – За эти-то подвиги против Папизма свящ. Василий вместе со Стефаном Зизанием и Герасимом были преследуемы с такой ненавистью, что Король велел хватать и бросать их в тюрьму везде, где бы ни попались они. См. акты у Сахарова в летп. книг 99. 195 Берында известен как переводчик и лексикограф. См. словарь Митрополита Евгения, Строева опис. книг Толстого 63. 66. 75. 115. Царского 77. 78. 84. А что он образовался во Львове, а не в Киеве, это показывают слова его: «пребывая иногда в дому пресветлом благочестивого пана Феодора Болобана» и пр. (Строева опис. кн. изд. М. 1841, стр. 16). Он перешел в киевскую лавру типографом по смерти Болобана, когда куплена была для лавры стрятинская типография Болобана (Опис. книг Толстого 63). Во Львове издал он: а) Плач на смерть Григория Желиборского, 1615 г. б) Вирши на Рождество Христово. 1616. 196 Трофимович и Косов в 1631 г. вызваны были Петром Могилой из львовского братства в киевское (Памятн. киевск. комм. 2, 96–99). Сильвестр с 1635 г. Епископ могилевский, а с 1649 г. Митрополит киевский, а) перевел на польский язык патерик печерский, дополнив его историческими замечаниями; сей польский патерик, напечатанный в 1635 г. в Киеве, известен и в русском переводе; б) писал апологию киевской школе, изд. во Львове 1628 г.; в) его дидаскалия о сакраментах, читанная им в 1637 г. в Могилеве пред собранием Священников, издана была в 1640 во Львов. в 1653 г. в кутеинском монастыре. (Строева дополнение, стр. 140. 141. Камень Патр. Могилы).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Учение о таинствах в «Православном исповедании...» излагалось близко к католическому, поэтому присутствовавший на Соборе в Яссах Мелетий Сириг, переведя сочинение на греч. язык, исправил его (изъял признание существования в загробном мире чистилища, время пресуществления Св. Даров перенес с установительных слов на эпиклезу, убрал упоминание об обливательном крещении). В исправленном виде «Православное исповедание...» было принято на Ясском Соборе, в марте 1643 г. текст был утвержден Синодом К-польского Патриархата в качестве общей доктрины правосл. Церкви. Исправленный текст не был доставлен в Киев. В 1645 г. в Киеве была опубликована на польском языке краткая версия Катехизиса - «Zebranie krótkiey nauki o artikuach wiary prawosawno-katolickiey chrzeciaskiey...». Второе издание вышло в Киеве в том же году на «простой мове» - «Събрание короткои науки о артикулах веры православно-кафолической христианской ведлуг вызнаня и науки Церкве св. восточной соборной апостолской для цвеченя и науки всем в школах ся цвечачим христианским православним детем... Первей языком полским, а тепер диалектом руским з друку выданое». Второе издание имело предисловие, отличное от предисловия к 1-му изданию: в нем перечислены предполагаемые читатели - приходское духовенство, все грамотные православные, в т. ч. школяры и их родители, школьные учителя. В 1646 г. Краткий катехизис был перепечатан в типографии еп. Арсения (Желиборского) во Львове. В 1649 г. Катехизис был переведен на церковнослав. язык в Москве по повелению царя Алексея Михайловича с добавлением ряда текстов. Пространный Катехизис был опубликован на греч. языке в Амстердаме (1667), на латыни - в Лейпциге (1695). Греч. текст был отправлен в Москву, где его перевел на церковнослав. язык Евфимий , монах Чудова мон-ря . Несмотря на то что Собор, прошедший в Москве в янв. 1690 г., запретил хождение в России произведений П., «Православное исповедание...» было напечатано в Москве в 1696 г., переиздано в 1702, 1709, 1711, 1743, 1744, 1763 гг.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

90–93, т. I, стр. 144; Свод. галиц. рус. летоп., ч. I, стр. 501. 85 В Львовской братской типографии за время Петра Могилы – оставившего цензуру книг за собой – напечатаны были следующие книги: в 1634 г. – «Богородичник» (канон Пресвятой Богородице); в 1636 г. – «Евангелион, сиречь благовестие богодухновенных Евангелистов», роскошное издание в лист, с картинами (более 50-ги), заглавия и прописные буквы позолочены; в 1637 г.– «Требник» и «Псалтирь»; в 1638 г. – «Анфологион»; в 1639 г – «Четвероевангелие», «Псалтирь» и «Октоих», в лист и с 12 картинами (с обозначением имени типографщика – Иоанна Кунотовича), в 1640 г. – «О таинах церковных»; в 1641 г. – «Октоих», «Трефологион», в 1642 г. – «Еводия» (Благоухание), стихотворный сборник, посвященный Григорием Бутовичем Львов. еп. Арсению Желиборскому, «Поучение новопосвященному иерею», «Часослов» с посвящением Петру Могиле , в 1643 г. – «Анфологион», в средине более 40 картин; в 1644 г. – «Октоих», с 10 картинами и со стихами, «Евангелие» и «Требник». См. Каратаев, Оп. слав. рус. кн., стр. 445 и послед., Строев, Оп. кн. Толстого, 84, 91, 100, 101, Ундольский, Оч. слав. рус. библ. стр. 60, 62, 65; Макарий, Ист. рус. цер., т XI, стр. 573. 87 Деяния одного из таких Луцких соборов, именно 26 сентября 1638 г. занесены в отдельную книгу, изданную в том же году в Кременце: «Синод в Луцкой кафедральной церкви»; см. Ундольский, Очер. слав. рус. библиогр., стр. 57, 457, см. подробное оглавление этой книги у Каратаева, Опис. слав. рус. кн., стр. 463. 91 См. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 607, 645, 678, 743 и 756. Особенно любопытны распоряжения Древинского. Князь Николай Черторыйский, определив известную сумму постоянных доходов на разные учреждения, между прочим, назначил на вечные времена в кружку братскую нищенскую 50 злотых польских, да на одеяние 10 мужчин и 10 женщин богадельных, слепых и хромых, т. е. на сермяги, рубахи, шапки, башмаки, чепцы по 150 злотых. Пам. Киев. Ком., т. I, XIII. 93 Из этой описи видно, что братство имело: 1) Каталог братский в белом пергаминном переплете; в этот, каталог собственноручно вписывали свои имена все принадлежавшие к составу братства, здесь же запорожские казаки «со всеусердием» вписывали имена свои и обещания: «готовыми ся быти при Вере и Церкви святой Восточной, примножати и розмножати даже до последняго времени»; 2) книгу братскую для вписывания дел и уставов братских (сборник грамот и постановлений, тщательно переписанный в 1620 году); 3) протокол действий и разные бумаги, в красном кожаном переплете, и 4) помянник, начатый в 1618 г. и затем переписанный в 1677 г. иеромонахом Иеремией Савицким. – Сборники нот указывают, что в братских певческих хорах развито было гармоническое пение, разложенное на 5, 6 и даже на 8 голосов (партий). См Пам. Киев. Ком., т. I, стр. 252 и послед., а также «Киевлянин», 1841 г., кн. 2-я.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

С 1639 по 1643 год типографиею общества управляли: прежде Иван Кунатович, при коем напечатан Октоих (1639 г.); а после (1641) Андрей Скольский 425 , напечатавший 1358 экземпляров Трифология. Один экземпляр сей книги находится в библиотеке общества. В 1643 году Слёзка помирился с обществом и получил опять типографию в свое управление, с тем, что все большие сочинения in folio и in quarto обязывался печатать исключительно для общества за известную плату; издания же in 8° и менее того мог напечатать в свою пользу, но на своей бумаге, отпечатывая за каждое такое издание по 900 экземпляров для общества безденежно, и обязываясь ставить на издании не свое имя, а ставропигиальной типографии. До 1651 года дело шло согласно, и в продолжение сего времени издано множество больших и малых книг, в том числе 1,224 Октоихов, 1,065 Евангелий и третье издание (1651 г.) Трифология. Продажа русских книг была в то время весьма значительна, вероятно потому, что по случаю так называемой казацкой войны, в Киеве почти ничего не печатали. Однако ж Слёзка, не довольствуясь предоставленными ему выгодами, начал печатать и продавать и большие книги в свою пользу, а наконец, оставив типографию общества, принялся за издание русских книг на свой счет. Начался опять процесс, но смутные обстоятельства того времени и происки Слёзки не дозволили окончить оный, так что до самой смерти своей, в 1667 году, он владел беспрепятственно славяно-русскою типографиею и издавал русские книги. В 1669 году, в царствование короля Михаила, дело решено наконец в пользу общества с тем, чтобы оно приобрело от наследников Слезки всю типографию. Процесс и типография стоили обществу 13,560 злотых 28 грошей. С тех пор, до 1707 года, общество пользовалось почти постоянно исключительным преимуществом печатать славяно-русские книги. Акты оного свидетельствуют, что с 1654 до 1704 года изданы в типографии общества следующие книги: 1654 года «Апостол» – находится в Желиборской церкви. 1664 года «Триодь Постная» печатана Симеоном Ставницким – находится в библиотеке Онуфриевского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Там же. стр. 108. Такими благородными подвигами особенно отличались епископ Протасевич, кардинал Юрий Радзивил, и брат его, Николай Христофор, известный под именем сиротки. Последний употребил значительные суммы на покупку изданной отцом его библии, и все экземпляры предал пламени (там же. стр. 109). 410 Ж. М. Н. П. 1849 г. Июнь. стр. 154, 155, 156, 159; 1850 г. Май. стр. 81; Июнь. стр. 121, 137, 138 и проч. 419 Иван Федорович или Федоров основал типографию первоначально в Москве 7061 года от сотворения мира (1565), как то видно из предисловия, напечатанного им в книге Апостол; но, будучи там притесняем, решился переехать в Польшу. Здесь снискав покровительство великого гетмана Литовского Ходкевича, жил некоторое время в поместье, которое было ему предоставлено для содержания себя с семейством, а после того отправился во Львов, побуждаемый своим призванием просвещать Русский народ посредством своего искусства. Переселение Ив. Федорова из Москвы последовало, вероятно между 1564 и 1569 годами, ибо гетман Ходкевич, как известно из истории, умер в 1569 году, а в 1570 году Ив. Федоров открыл уже типографию во Львове. Известнейшее из напечатанных им здесь сочинений есть Апостол, начатый печатанием 25 Февраля 1570 и конченный 15 Февраля 1574 г. Теперь существует один только экземпляр сей книги во Львове, в библиотеке Греко-униатского монастыря. В последствии Ив. Федоров обеднел до того, что принужден был заложить еврею весь свой типографский завод за 411 злотых и умер во Львове, 1583 года, в совершенной нищете. 421 В этой грамоте, пожалованной Львовскому церковному Братству королем Сигизмундом III, 15 Октября 1592 года, между прочим, сказано: «turn et officinae pro excudendis libris institutionem ad eandem Ecclesiam antiquitus institutam, introductam et ante aliquot annos reformatam (libertates ratificamus et roboramus)». Ж M. H. П. 1838 г. Сентябрь, стр. 565. 425 Этот Скольский печатал Русские книги у Слёзки, 1638–1640 гг. в звании товарища, что однако ж было ему воспрещено. После он получил грамоту на открытие типографии, но по бедности не мог воспользоваться оною. В 1645 и 1646 годах он служил типографом у Желиборского.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

самим автором в той же типографии, и б) Сказание о житии преподобных Варлаама и Иоасафа, употреблявшееся у нас прежде в славянском переводе, а теперь переложенное с греческого и славянского языков на народное литовско-русское наречие иноками Кутеинского монастыря и напечатанное (1637) в их типографии . Печатание церковных книг продолжалось при Петре Могиле во всех западнорусских типографиях. Во Львове действовали три типографии: типография ставропигиального братства, типография Михаила Слезки, который сначала работал в братской типографии, а потом по королевской грамоте (от 30 декабря 1638 г.) и по грамоте митрополита Петра Могилы (от 19 июля 1639 г.) завел свою типографию и с которым братство вело из-за этого весьма жаркую тяжбу, окончившуюся, впрочем, примирением, и третья типография нового Львовского епископа Арсения Желиборского, который вскоре после своего посвящения (1641) открыл ее при своей кафедральной церкви святого Георгия. Во всех этих львовских типографиях напечатано тогда до 25 церковных книг. Иноки виленского Свято-Духова монастыря трудились разом в двух своих типографиях — в Вильне и Евье — и напечатали до 15 книг. В Киеве была теперь только одна — Киево-Печерская типография, и в ней напечатано до 12 книг. В Кутеинском монастыре, где с 1630 г. действовала типография Спиридона Соболя, перенесенная сюда из Киева, а потом основана собственная типография, напечатано шесть книг. В Буйничах, имении основателя Кутеинского монастыря пана Богдана Стеткевича, подкомория мстиславского, куда около 1635 г. перенесена была типография Соболя, напечатана одна книга. В Могилеве, куда из Буйнич перенесена была в 1637 г. та же типография Соболя, напечатаны две книги. В Луцке, в типографии Луцкого братского монастыря, напечатана одна книга . Петр Могила обращал строгое внимание на печатание церковных книг. В лаврской типографии все книги печатались только его «благословением и повелением»; при некоторых он помещал от своего лица предисловие к читателям или посвящение книги кому-либо из знатных особ, а две книги, Триодь цветная и Служебник, изданы даже его «благословением и исправлением», или «тщанием», т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Войдем по поводу сказанного в объяснения, вызываемые сущностью дела. Начнем с легчайшего (прямо бросающегося в глаза и, при разъяснениях больших справок не требующего), – именно, с недоразумений, происшедших исключительно вследствие полной неосведомленности профессора Титова с предметом, о котором он возымел желание трактовать. Во Львове с конца XVI и до первых десятилетий XVIII в. (т. е. за время, к которому относится упомянутый список книг, составленный г. Крыловским) существовала не одна только славяно-русская типография, братская, а – преемственно или одновременно – несколько их. Типографии эти были следующие: 1) дьякона Ивана Федорова (ранее братской); 2) Львовского братства; 3) Михаила Слезки; 4) Андрея Скольского; 5) Львовского епископа Арсения Желиборского; 6) Войцеха Миличевского; 7) Львовского епископа Иосифа Шумлянского и 8) базилиан при церкви св. Георгия (S. Jura). 1 Но профессор Титов, очевидно, пребывает в уверенности, что в означенном городе существовала одна только типография – Львовского братства, а потому всякое издание с пометкой в найденных им материалах (церковных описях), что оно вышло в том или ином году во Львове (есть издание „Львовской печати”), а между тем не занесено г. Крыловским в его список, – он, ничтоже сумняся, считает вышедшим в свет именно из означенной (братской) типографии. Таких изданий, вопреки полной очевидности относимых профессором Титовым к изданиям Львовской братской типографии – им указывается семь. Имеем в виду следующие издания: Апостолы 1639 и 1654 гг., Триодь Цветную 1642 г., Требник 1645 г., Служебник 1646 г., Ключ разумения 1665 г. и Ирмологий 1700 г. Но Все эти издания не суть издания Львовской братской типографии. 1) Апостол 1639 года (полное заглавие см. у И. Каратаева в его „Описании славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами”, С.П.Б. 1883 г. 493) вышел в свет из типографии Михаила Слёзки, что – по обычаю – отмечается на заглавном листе книги. Это было первое издание, первая книга, вышедшая из означенной типографии, о чем Слёзка неоднократно заявляет как в „посвящении” этой книги митрополиту Петру Могиле , так и в следующем за этим обращении к „чителникови побожному и ласковому” („дело або овоц перший типографии моей”...

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

В 1629 году был издан Номоканон с предисловием Петра (Могилы) . Триодь Цветная и Служебник изданы даже его «благословением и исправлением», или «тщанием», т. е. были предварительно им самим исправлены. При нем был составлен Патерик Печерский и введен обычай совершения пассий. В 1637 году по благословению митрополита Петра (Могилы) в Киевской лавре напечатано было «Евангелие учительное». К 1640 году митрополитом Петром был подготовлен Катехизис и рассмотрен на Соборе в Киеве. Затем Катехизис был послан на Ясский Собор на рассмотрение всех восточных патриархов. Под именем митрополита Петра (Могилы) Катехизис стал известным как на Востоке, так и в России. Одобрив Катехизис, они утвердили его своими подписями 11 мая 1643 года. Желание митрополита Петра исполнилось. Оставалось только его напечатать. Из Константинополя митрополит так и не дождался возвращения своей книги. Но не теряя надежды издать Катехизис в полном виде, когда он будет получен из Константинополя, митрополит решился немедленно напечатать его в сокращенном виде. Книга была издана в Киево-Печерской типографии сперва на польском языке, доступном и иноверцам, для того, как сказано в предисловии, чтобы «зажать рот бесстыдным неприятелям восточного Православия, которые осмеливаются взводить на него разные ереси», а потом в 1645 году и на русском языке, чтобы служить руководством для православных. Как велика была нужда даже в таком кратком Катехизисе, видно из того, что в 1646 году он дважды перепечатан во Львове епископом Львовским Арсением (Желиборским, † 1662), а в 1649 году с некоторыми изменениями напечатан и в Москве по благословению патриарха Иосифа († 1652). К концу 1646 года митрополит Петр издал в Киево-Печерской типографии книгу, которая имела огромное значение для Церкви, – «Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник». Митрополит Петр стремился дать православному духовенству надежное руководство к совершению таинств и других церковных служб, в котором не было бы погрешностей и содержались бы чинопоследования на все случаи церковной, общественной и частной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010