Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Винницкий; † 26.11. 1679), митр. Киевский и Галицкий. После победы армии Б. Хмельницкого под Зборовом 27 сент. 1650 г. А. получил от польск. кор. Яна II Казимира назначение на правосл. епископскую кафедру в Перемышле, вакантную с 1645 г. При поддержке правосл. шляхты и крылоса (клира) кафедрального собора он отобрал владения кафедры у униатского еп. Афанасия (Крупецкого) . После поражения казаков под Берестечком 31 июля 1651 г. король передал Перемышльскую кафедру униатскому еп. Прокопу (Хмелёвскому), но А. при поддержке паствы не пустил того во владения кафедры. Неоднократные попытки власти передать кафедру Прокопу (Хмелёвскому), а затем его преемнику Антонию (Терлецкому) оказались безрезультатными. 9 нояб. 1663 г. при выборах на Киевскую митрополичью кафедру голосами Львовского, Луцкого и Перемышльского епископов А., к-рого поддерживал также гетман Павел Тетеря, был избран митр. Киевским, но большая часть избирателей предпочла Мстиславского еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) . Оба кандидата получили привилей на Киевскую кафедру от короля (А. получил его 24 нояб. 1663). А. признавали законным митрополитом на Волыни, в Перемышльской земле и на Холмщине. Его попытки добиться подтверждения своего выбора от Вост. Патриархов оказались безуспешными. После смерти еп. Львовского Афанасия (Желиборского) в 1666 г. А. стал администратором Львовского еп-ства и в 1666-1667 гг. управлял всей Киевской митрополией в отсутствие Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившегося в тюрьме в Мариенбурге (совр. Мальборк). 12 авг. 1667 г. кор. Ян II Казимир аннулировал привилей, данный митр. Иосифу, и признал А. единственным законным митрополитом Киевским. Однако большая часть православных продолжала подчиняться митр. Иосифу, к-рый поставил еп. Львовским Иосифа (Шумлянского) , отстранив от управления Львовской епархией А. До 1671 г. А. отстаивал свое право на управление Львовской кафедрой, опираясь на поддержку Львовского братства . В 1670 г. в Перемышль был назначен новый униатский еп. Ян (Малаховский), но А. не пустил и его во владения кафедры.

http://pravenc.ru/text/115954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-18.09.1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии . Происходил из шляхетской семьи, с 18 лет служил в войске, затем жил при дворе кор. Владислава IV в свите вельможи Адама Казановского. После смерти 1 марта 1641 г. Львовского еп. Иеремии (Тиссаровского) 23-летний Желиборский был избран на Львовскую кафедру. Однако выборы, прошедшие без ведома митр. свт. Петра (Могилы) и не в кафедральном городе, были митрополитом аннулированы. На повторных выборах, проведенных наместником митрополита игум. Леонтием (Шитиком), были выдвинуты 2 кандидата - шляхтичи Желиборский и Даниил Балабан. Король пожаловал привилей Желиборскому, и тот, после принятия монашества с именем А., был хиротонисан во епископа Львовского 17 нояб. 1641 г. в Луцке (управлял епархией с июня 1641). Поскольку притеснения православных со стороны униатов во Львовской епархии усиливались, А. в 1647 г. ездил на сейм в Варшаву, чтобы добиться соблюдения прав православных. А. активно занимался издательской деятельностью, его попечением и частично в основанной им типографии были напечатаны: «Поучение новопоставленному иерею» (1642), «Наука о тайнах церковных» (1642, перепечатка соч. Сильвестра (Коссова) «Дидаскалия, или Наука о семи таинствах»), Требник (1645), Служебник (1646), Номоканон (1646) и Псалтирь (1648). Во время восстания под рук. Б. Хмельницкого А. находился в тесных сношениях с ним и московским правительством. В 1657 г., являясь одним из претендентов на Киевскую митрополию, послал в Москву с важным политическим поручением посольство, побывавшее также у Б. Хмельницкого. После смерти Хмельницкого, в изменившейся политической ситуации содействовал гетману Ивану Выговскому в его сношениях с польск. правительством, за что снискал покровительство кор. Яна II Казимира . Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 1884. Т. 1; вич Я. Д. Hebiдoмa пам " ятка украïнськоï icmopiorpaфiï другоï пол. XVII ст.//Укр. icm. журн. 1970. 2. С. 66-72; он же. Преемники первопечатника. М., 1981; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 538-539; Блажейовський Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 232. Б. Н. Серов Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76228.html

†10.05.1663 Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1663 до июня 1664 схвачен и заточен в Мариенбурге до 1667 Афанасий (Желиборский) епископ Львовский, Галицкий и Каменец-Подольский с 1664 по 1665 временно администрировал Мефодий (Филимонович) епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский, местоблюститель Киевской митрополии с 1664 по 1668 сослан в монастырь, бежал в Киев, а затем в Москву †неизвест. Иосиф (Нелюбович-Тукзльский), митрополит, повторно с 1668 по 1669 избран и утвержден Константинопольским патриархом, экзарх не был принят †26.07.1676 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (третий раз) с 1669 по 1676 еп. Черниговский и Новгород-Северский Антоний (Винницкий) митрополит, бывший еп. Перемышльский, с 1676 утвержден Константинопольским патриархом, экзарх Константинопольского трона в 1679 †26.11.1679 Лазарь (Баранович) архиепископ Черниговский, местоблюститель Киевской митрополии (четвертый раз) с 1679 по 1685 еп. Черниговский и Новгород-Северский †03.09.1693 Киевская, Галицкая и всея Малыя России (в составе Московской патриархии) Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), митрополит, бывший еп. Луцкий и Острожский, возведен c 8.11.1685 избран 8.07.1685 †6.04.1690 Варлаам (Ясинский) митрополит, рукоположен c 31.08.1690 †22.08.1707 Иоасаф (Кроковский) митрополит, рукоположен с 15.08.1708 †1.07.1718 Кирилл (Шумлянский) епископ Переяславский. викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович) архиепископ, рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишен сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане †17.01.1751 Рафаил (Заборовский) архиепископ, бывший еп. Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 †22.10.1747 Тимофей (Щербацкий) митрополит, рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митр. Московский и Севский Арсений (Могилянский) митрополит, бывший архиеп. Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 2.04.1767

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Хотя И. Шумлянский в молодости не отличался христ. ревностью, именно его после смерти осенью 1666 г. Львовского правосл. еп. Афанасия (Желиборского) местное духовенство и шляхта избрали в янв. 1667 г. кандидатом на Львовскую кафедру. И. Франко и З. Лисевич писали, что незадолго до избрания И. Шумлянский был униатом, но еще при жизни еп. Афанасия (Желиборского) он отрекся от унии и присоединился к правосл. Церкви. Избрание И. Шумлянского состоялось на «партикулярном сеймике» с участием правосл. шляхы и духовенства Галичины, прошедшем в Галиче между 24 янв. и 1 февр. 1667 г. 27 февр. того же года Шумлянский получил грамоту кор. Яна II Казимира на Львовскую епископию «за услуги, оказанные Речи Посполитой под Чудновом и за Днепром». Эта номинация вслед. начавшегося в янв. 1668 г. противостояния Шумлянского с др. кандидатом на Львовскую кафедру - Иеремией (Свистельницким) неоднократно подтверждалась королем. В марте-июле 1667 г. в разных местах - в Галиче, в Рождество-Богородицком мон-ре в с. Сварычев (ныне Ивано-Франковской обл.) (15 марта), в Гошевском Преображенском мон-ре в с. Гошев (12 апр.) и во львовском Свято-Юрском соборе состоялись элекционные (выборные) собрания, в к-рых участвовали правосл. шляхта, протопопы, приходское духовенство и члены братств, поддержавшие кандидатуру Шумлянского; были приняты декларации о его «вольном избрании-элекции». Одновременно Шумлянский заручился протекцией неск. влиятельных правосл. деятелей. В частности, Феофил, игум. Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита , 22 июня 1667 г., при посещении И. Шумлянским скита, дал ему свидетельство о том, что тот достоин епископства; последний в свою очередь принял присягу на сохранение верности Православию. В нач. осени 1667 г. И. Шумлянский в Креховском Преображенском мон-ре принял монашеский постриг с именем Иосиф, 4 нояб. того же года был рукоположен во иерея Луцким еп. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в церкви мест. Степань Луцкого повета. В связи с оппозицией по отношению к И. членов Львовского братства , части правосл. шляхты и приходских священников, администратора Киевской митрополии в пределах Речи Посполитой митр. Антония (Винницкого) и избранного по его протекции 11 янв. 1668 г. на Львовскую кафедру Иеремии (Свистельницкого) И. не смог получить епископскую хиротонию от Ясского митрополита и др. румын. архиереев, поскольку противники И. распространяли слухи о его склонности к унии. Впосл. И. добился епископской хиротонии от 3 странствующих греч. архиереев. 1 февр. 1668 г. в ц. свт. Николая в с. Висучка на Зап. Подолье (ныне с. Высичка Борщёвского р-на Тернопольской обл.) И. был хиротонисан во епископа Львовского Софронием, митр. Филиппопольским и экзархом Македонским, Феофаном, митр. Хиосским и Кикладским, и неким Даниилом, экзархом К-польского патриарха. По др. сведениям, названные архиереи совершили хиротонию И. по повелению польск. короля в Яссах в кон. янв. 1686 г. ( Петрушевич. 1873. С. 598).

http://pravenc.ru/text/578563.html

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

и сделал 14 февр. В грамоте отмечалось, что митрополит принял такое решение как законный «пастырь», «конфирмованный от Святейшего патриарха Константинопольского». Слова эти не соответствовали действительности: «благословения» из К-поля И. еще не имел, но они говорили о том, что И. продолжает считать себя законным митрополитом и намерен выполнять свои функции. По мнению Мироновича, И. вернулся к обязанностям Киевского митрополита после смерти 7 нояб. 1666 г. администратора Киевской митрополии Львовского еп. Афанасия (Желиборского) . По-видимому, после разрыва между Дорошенко и Речью Посполитой И. был вынужден оставить Лещинский мон-рь и направился в Корсунь, к-рый находился под властью Дорошенко. В ответ на это 12 авг. 1667 г. король снова дал привилей на Киевскую митрополию Антонию (Винницкому), а привилей, выданный И., аннулировал. В авг. 1667 г. И. находился в Могилёве, где освящал место под строительство каменной ц. во имя свт. Николая. 17 авг. И. решил имущественный спор между Буйничским в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырем и Кутеинской обителью, постановив сместить кутеинского игум. Варнаву (Громовича) с должности настоятеля за совершенное им нападение на Буйничский мон-рь, а Кутеинский мон-рь распорядился присоединить к Буйничскому. Когда осенью 1667 г. И. отправил своего представителя на сейм с жалобой на действия униат. митр. Габриеля (Гавриила) Коленды, маршалок сейма отказался его выслушать, а Лещинскую архимандритию захватил униат Киприан Жоховский . Резиденцией И. после Корсуня стал мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Каневе, игумен которого Геронтий (Дубина) был его духовником. Хотя польск. власти отрицательно относились к И. и его власть не признавали ни гетман Левобережной Украины И. М. Брюховецкий, ни стоявший во главе духовенства на данной территории еп. Мефодий (Филимонович), положение И. в Киевской митрополии в 1667-1668 гг. заметно укрепилось. Его признал законным митрополитом Луцкий еп. Гедеон (Святополк-Четвертинский) , а в нач.

http://pravenc.ru/text/578527.html

11. Иеремия Тисаровский хирот. 1607; † 1641. 12. Арсений Желиборский хирот. 1641; † 1651. 13. Афанасий Желиборский хирот. 1651; † 1667. 14. Иосиф Шумлянский утверждён 1 февр. 1668; † 1710. Более православных владык за ним не было. Епархия Перемышльская Перемышльская епархия упом. с XIII века, обращена в униатскую в исх. XVII-ro. Епископы Перемышльские 1. Антоний , архиепископ Новгородский, 1220–25, возвратился в Новгород. N .... N ...., 1241 (Ипат., 180). 2. Авраамий , 1271. 3. Мемнон , 1289 (1287, Ипат., 218). 4. Иларион , 1292 (Рум. Муз., 114); 1301. 5. Марк 335 1331. 6. Геласий , 15 нояб. 1415. 7. Илия , 21 янв. и 12 окт. 1422. 8. Иоанн , 1462. 9. Иоанникий , 1491. 10. Антоний , 1499, 1509. 11. Иоаким , 1528. 12. Лаврентий Терлецкий , 1532, 35, авг. 13. Арсений , епископ Перемышльский и Самборский, 1539 и 40, 10 янв. 1549. 14. Иаков Радиловский , 1549. 15. Стефан Брылинский , с 1585. 16. Арсений Брылинский упом. 1590; † в мар. (sic) 1591. 17. Михаил Копыстенский , с 1592; низложен 10 окт. 1596; † 1612. 18. Афанасий Крулецкий , епископ Перемышльский и Самборский, поставлен 20 мая 1610. 19. Исаакий Борискович перев. из Луцка? хирот. 1621; † 1641. 20. Исаии Копинский , игум. Межигорский, хирот. 9 окт. (sic) 1622, но не был на епархии; (в 1628 перев. в Смоленск?); в 1633 митрополит Киевский (sic). 21. Сильвестр Герлевич хирот. 1641; упом. 1650. 22. Антоний Винницкий , 1664–79: потом правил митрополией Киевской. 23. Иннокентий Винницкий , 1680–92. Около 1683 г. последний владыка отступил в унию и более православных не было. Епархия Луцкая Луцкая епархия упом. с XIV века; обращена в униатскую в 1711 г. I. Епископы Луцкие 1. Феодосий , 1326. 2. Феодор 7 окт. 1397 приехал в Москву. 3. Иоанн , 1 февр. (sic) 1398. (Акт. 3. Р., III, примеч. 34-е). 4. Савва 1401 лишён епархии. 5. Дионисий , 1415 и 16. 6. Мартиниан , 1458. 7. Евфимий , (Рум. Муз., 178). 8. Алексий (тоже) около 1429. (Акт. Зап. Рос., I, 34). II. Епископы Луцкие и Острожские 9. Иона , 1491–95; † … 10. Кирилл хирот. 1495; упом. 1505, 1508, 12; † 1526.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1584 Киевский митрополит Иов Борецкий по просьбе членов церковного братства в Рогатине, пришедших в Киев на поклонение святыне, грамотою от 7 мая 1627 г. утвердил устав церковного братства при храме сошествия Св. Духа; грамота издана в обители Арх. Михаила, златоверхней церкви в Киеве. Ibid., стр. 427. См. эту грамоту, а также грамоты патриарха Феофана и еп. Арсения в Вест. ю.-з. и з. России, 1862, сент. 1585 Самборское Филипповское братство получило в 1644 г. благословение и утверждение экзарха Мелетия, Свод. лет., т. I, 304. 1586 Львовский еп. Иеремия подтвердил 28 апреля 1630 г. устав церковного братства в г. Янове, данный местной церкви Арх. Михаила Антиохийским патриархом Иоакимом. Ibid, стр. 466. 1588 Андрей Потоцкий, воевода Киевский, староста Галицкий издал 14-го сент. в Станиславове жалованную грамоту для Воскресенской церкви и братства со школой и богадельней, предоставив братству самоуправление в его делах. Свод. летоп., стр. 313–314. 1589 Еп. Львовский Афанасий Желиборский издал в Львове 15 декабря 1665 г. уставную грамоту для св. Николаевского братства в г. Миколаеве, Стрыйского округа. Ibid., стр. 325, а также стр. 301. 1590 20 марта 1666 г. еп. Львовский Афанасий Желиборский издал в Львове учредительную грамоту для церковного братства в г. Болехове, при церкви благообразного Иосифа. Ibid. стр. 584. Эта грамота напечатана в Вест. ю.-з. и з. Рос., 1862 г., сент.; в ней епископ выразил мысль, что «братия в бедах благопотребни да бывают, сего бо ради и братия суть и нарекутся». В уставе этого братства постановлено об устройстве обедов для убогих в дни общих братских литургий, и в нём особенно строго проводятся правила, касающиеся братского суда, с наложением разного рода штрафов на провинившихся. Кроме того, братство обязано было давать отчет в расходах епископу, или его посланному. 1592 Еп. Львовский Иосиф Шумлянский издал в Куликове, 2 янв. 1670 г., братскую учредительную грамоту для тамошней Богородичной церкви, а также для местного юношеского братства. Ibid, 608.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Представители киевского духовенства во главе с Иннокентием Гизелем не хотели признавать блюстителем митрополии проклятого Мефодия, явившегося, будто бы, вместо блюстителя губителем. Они просили назначить Барановича. Баранович не без укора и укола отвечал, что он уже дважды недостойно отправлял обязанности блюстителя, земетив при этом, что на его бедной кафедре нет никакой возможности на своем кошту держать местоблюстительство. Митрополичьи имения были по ту сторону Днепра, следовательно, пользоваться ими нельзя. Лазарь предлагал просить царя скорее назначить настоящего митрополита 1047 . Вышло не так, как хотелось киевскому духовенству и Барановичу. Мефодий остался блюстителем; гетманом 17–18 июня 1663 г. на Нежинской раде избрали Брюховецкаго. Самко и Золотаренко казнены 1048 . Западная польская сторона, не признававшая Мефодия, сама по себе занялась избранием митрополита. В ноябре 1663 г. 9 и 16 числа собирались два собрания. На второе явились Гедеон Четвертинский епископ луцкий, Антоний Винницкий епископ перемышльский и Афанасий Желиборский епископ львовский, поставленный на место брата Арсения, умершего 18 сент. 1662 г. Прибыл и сам гетман правой стороны Павел Тетеря, получивший гетманство после Юраски Хмельницкого, принявшего монашество с именем Гедеона. Как на первом, так и на втором собрании не было согласного выбора. Одни выбрали Антония Винницкого, другие Иосифа Нелюбовича Тукальского епископа мстиславского и оршанского. Обе стороны представили своих кандидатов королю. Король утвердил того и другого; гетман утвердил Тукальского. Новый митрополит, удержав за собой прежнюю епархию 1049 , стал жить в Чигирине, где жил гетман; впрочем, он бывал и в Корсуне, где умер его предместник. Таким образом, на правой стороне сразу стало два митрополита, а с блюстителем Мефодием, который после избрания Брюховецкого возвратился в Киев и примирился с киевским духовенством, – три. Но Тукальскому на митрополии сразу не посчастливилось. Его вместе с Выговским завинили в подстрекательстве казаков в пользу Москвы и сношениях с Юраской – Гедеоном против Тетери. Поляки расстреляли Выговского, а Тукальского с Хмельницким взяли в Варшаву и держали в плену 2 года. Антоний Винницкий за это время не вступал в управление митрополией и жил в Перемышле в постоянной ссоре с местным униатским епископом. Аднимистратором Киевской митрополии назывался Афанасий Желиборский епископ львовский. При такой путанице нельзя даже сказать, кому принадлежала киевская митрополичья кафедра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005