– Обстоятельное описание этой книги, преимущественно с внешней стороны, см. в статье А. Родосского : „К материалам для истории славяно-русской библиографии“, помещенной в Христианском Чтении за 1881 г. (июль – август). 3) Триодь Цветная 1642 г. Но это опять издание не Львовского братства, а того же Слезки. И. Каратаев полагает, что в означенном году было даже два Слезкинских издания этой книги, которую он и помещает в своем „Описании” славяно-русских книг (СПБ. 1883 г.) под отдельными 537 и 538. Но это неточность: издание было одно, только экземпляры его имеют некоторые отличая, – именно, в одних экземплярах находится посвящение Киевскому Митрополиту Петру Могиле , а в других – пану Мефодию-Адаму Киселю 2 . Другое отличие: все экземпляры, посвященные П. Могиле, имеют такое заглавие: „Триодион си есть Трипеснец Святой Великой Пятидесятницы Пентикостарион, еже есть Пятидесятница нареченый, от Елинскаго изследован. За благословением святейших Патриархов и Преосвящен. его мил. Господина Отца Петра Могилы , Митрополиты Киевского, Галиц. и проч. Во Львов, за привилеем Его Королев, мил. В типографии Михаила Слезки. Року 1642, м–ца Марта 11 дня“. – В „некоторых же экземплярах, посвященных Мефодию-Адаму Киселю, в оглавлении подчеркнутых нами слов нет, а сказано неопределенно, что Триодион издан „за благословением старших. Остальное дословно сходно с вышеприведенным заглавием (упоминание о королевском привилее, указание типографии, обозначение года, месяца и дня выхода книги в свет. 3 4) Требник 1645 года тоже издан не Львовским братством, а Львовским епископом Желиборским в его собственной типографии, о чем указывается в его оглавлении (вполне приведено в Описании Каратаева 590), где значится, что означенный „Евхологион, си есть молитвослов, или Требник ... издан во Львове в типографии Велможне прев, в Христе его мил. Господина отца Арсения Желиборского, Епископа Львовского, и проч. при церкви столеч. св. вел. Георгия 1645”. (Замечательно предисловие к сей книге, где, между прочим, ведется злобная, хотя скрытная полемика против Митрополита П.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Это было после Полтавской битвы. В последствии на чудотворную икону возложена была золотая риза с драгеценными камнями, дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 г.; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоящую в храме за левым клиросом. б) Святое евангелис М.п. 1699 г., в серебрянной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г. февр. 25 д. по указу Великого Государя построено сие св. евангелие Ингерманландской канцелярии на Государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресвятой Богородицы весом серебра 15 фунт. 4 золотн., а на позолоту 35 червонцев». Другие предметы достойные внимания: 1) Большая серебрянная отличной работы лампада пред чудотворным образом, с следующей на ней надписью: «в вечное милосердых чудес Пресвятой Богоматери прославленье к сему чудотворному Пречистыя Богородицы образу 1744 г.. приложила сию лампаду генерала и кавалера Тараканова сожительница Евдокия, за избавление милосердием Преч. Богородицы от тяжкой болезни, а ежели кто сию лампаду от чудотворного образа отымет, тому судит Бог». 2) Священническая риза зеленого бархата с вышитым золотым оплечьем и эпитрахиль красного бархату с таким же шитьем - дар гетмана Мазепы. 3) Иконостас нынешнего храма по распоряжевию Св. Синода в 1788 г. перешел из упраздненного Сумского монастыря; живопись его очень не искусной руки. На лево от иконостаса икона 1758 г. в богатом серебрянном окладе с позолотой дар графа Петра Ивановича и графини Марфы Егоровны Шуваловых. 4) Древние книги: 1) требник м. Петра Могилы 1646 г. К.п. 2) Ключ разумия «священником, эаконником и ляйком належачий, за поправою и придятками, от недостойного иером. Ифаникия Голятовского». р. 1665 во Львове, в типографии М. Слиозки. Здесь: а) предмова посвятит. Львов. епископу Арсению Желиборскому; б) предмова до священников, законников и ляйков; в) «казаня» т.е. слова на разные праздничные дни; г) «наука короткая зложеня казаня» т.е. наставления относительно сочинения проповедей; д) «чуда Преч.

http://sobory.ru/article/?object=52333

1288 Имеется также известие, что в 1651 году при Виленском св. Духовском братстве учредилось ученическое (студенческое) братство в честь св. цар. Константина и Елены. 1289 В Галичине, кроме Львова, появилось, во второй половине XVII века, несколько таких юношеских братств, из которых мы укажем на следующие: 1) 8 мая 1656 года епископ Львовский Арсений Желиборский издал в г. Львове учредительную грамоту для младенческого церковного братства при церкви Сошествия Св. Духа, в Рогатине; 2) епископ Львовский Иосиф Шумлянский грамотою, изданною в г. Тернополе, 26 октября 1668 года, утвердил при церкви Св. Троицы заведенное духовное братство «благочестивых и благоговейных младенцев в месте Тернополе обитающих»; 3) тот же епископ, во время своего путешествия, в г. Куликове, 19 января 1670 года издал учредительную грамоту для «младенче- —41— ского братства» при Успенской церкви, и 4) в 1674 г. в г. Станиславове существовало юношеское («молодшее») братство при храме Введения Пресвятой Богородицы. 1290 Особенного значения эти юношеские братства в истории не имели, но это соединение подрастающего поколения с отцами для осуществления одной общей высокой цели, «христианского трудолюбия» и для поднятия религиозно-нравственного духа в православной церкви, указывает на предусмотрительность старших деятелей, приучавших юное поколение в годы наиболее восприимчивые к высокому служению Церкви и развивавших в них способность быть заместителями старших, когда это время естественно наступит. Как серьезно и благосклонно смотрели тогдашние высшие иерархи на это движение среди молодежи, свидетельствуют трогательные наставления Киевского митрополита Исаии Копинского, с которыми он обратился к Луцкому юношескому братству. Утвердив, как выше сказано, в 1632 году представленный устав, Киевский владыко, указав, что он «много и обильно усладился решимостью юношей обогащаться добрыми делами», писал им, между прочим: «всего более напоминаем и просим: если Господь Бог благоволит подать вам совершить что-либо, то дух гордости и тщеславия, ненависти и памятозлобия, да не имеет к вам ни малейшего доступа; но да пребывает в вас дух покорности, смирения и послушания Христова, и особенно должного почтения к старшим и родителям вашим… Собрания ваши не должны бывать без поучения и наставления книжного, во избежание празднословия, смеха и соблазна… Прилагайте, каждый по возможности своей, попечение об училище и богоугодных делах милосердия в вашем братстве».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дионисия и его сотрудников, так как эти слова исходят от лица, близко знакомого с преподобным и даже прожившего «не малое время» в его архимандричьей келье (см. «Житие Неронова» в 1 т. Материалов для ист. раск., стр. 253). 862 Из неоднократных заявлений этого рода заслуживает особенного внимания челобитная палеопатрасского м-та Феофана, поданная царю в 1645 г. Полный текст её издан проф. Каптеревым в статье: Следственное дело об Арсении греке и ссылка его в Соловецкий монастырь (Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1881 г., июль) извлечения – в его же исслед. Характер отношений России к правосл. востоку, стр. 399–400. 865 Чтен. Москов. Ист. Общ. 1848 г, 8, т. II, стр. 11–12. См. Записки о первых временах Киев. Богояв. брат. Киев. епар. вед. 1865, 23. 866 «Где (т. е. в школе) учителя, научая благочестивой жизни и преподавая надлежащие науки, имеют усердно объяснять и внушать желающим учиться, а особливо младенческому уму, твердое исповедание веры и неизменное учение о догматах, установленных семью св. вселенскими соборами Восточной Церкви». Слова патр. Феофана в грамоте 26 мая 1620 г.; см. Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 66 и 67. О преподавании иностранных языков в братской школе см. заметку в «Записке о первых временах Киев. Богояв. брат.», в Киев. епарх. вед. 1865 г. 24. 867 Памят. Киев. Ком., т. II, стр. 59–74. Послание Констант. патриарха Тимофея помещено в Арх. ю.-з. Рос. ч. I, т. VII, стр. 297–298. 868 Вилен. Арх. Сб. т. II, 43 и стр. 26. Жудро, Ист. Могил. Богояв. брат., стр. 42. Грамота пат. Феофана известна только по указанию на неё Петра Могилы , которому Могилевское братство показывало все свои грамоты и привилегии. 871 А. З. Р., т. IV, 219. По средине листа, между строк, нарисован поясной портрет патриарха, в белом клобуке, с крестом напереди, и в зеленой полосатой мантии с красными скрижалями. 872 Вест. ю.-з. и з. Рос. 1862 г сент., отд. I, 8. Петрушевич, Свод. гал. рус. лет. I, стр. 432 Макарий, Ист. рус. цер. т. XI, стр. 249. Рогатинское Св. Духовское братство, кроме того, в 1627 г. получило, чрез трех братчиков, приходивших в Киев на поклонение местным святыням, благословенную и подтвердительную грамоту от митрополита Иова Борецкого, с увещанием, чтобы братчики никаких дел не совершали по братству, без участия приходского священника. В том же журнале (Вестник, сентябрь) помещена и грамота тому же братству Львов. еписк. Арсения Желиборского от 1656 г., с указанием правил для сего братства, имевшего также школу, сходных с правилами Львовского, Виленского, Луцкого и др. братств. Между прочим, в числе этих правил значится, что «при каждом собраню священник настоятель повинен бывати и братиям науку духовную чинити, и до всего добрый приклат (пример) подавати».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему содействовала и вся Русь польская, утесненная за веру. Устрашенный успехами его, новоизбранный того же года 17 ноября на место умершего Владислава IV Король Ян Казимир прислал к нему в январе 1649 г. своих поверенных в Переяславль договариваться о мире. Хмельницкий между прочими статьями своего договора требовал, чтобы Киевскому митрополиту православному иметь в польском сенате место заседания с католическими епископами; унию в королевстве Польском и Великом Княжестве Литовском вовсе уничтожить и не быть даже имени ее, а православным только церквям при своих древних вольностях и маетностях оставаться; воевод киевскому и другим чиновникам в Киеве быть греческого закона; католическим костелам в Киеве пока оставаться; но иезуитские училища как в Киеве, так и по всем городам и селениям казацким упразднить и вывести в другие места. Ибо де воевода киевский Бржовский на зло киевским русским школам ввел их. Страх оружия его тогда столь сильно действовал в поляках, что их поверенные приняли все сии условия 24 февраля 1649 г. в Переяславле 157 . Но поскольку оные не утверждены королем, то опять возгорелась война и сам король под Зборовым едва не попался Хмельницкому в плен. После сего также возобновлен и заключен договор на Переяславских условиях 17 августа 1649 г. Для получения сеймового утверждения Хмельницкий отправил в Варшаву митрополита Сильвестра с епископом Львовским Арсением Желиборским, архимандритом Киево-Печерским Иосифом Тризной и с некоторыми другими духовными, а также и своих казацких послов. Собранные польские чины долго оспаривали Зборовский договор, однако же, 12 января 1650 г. приняли и король утвердил оный, а праздыми тогда бывшие униатами захваченные епархии Луцкую, Хельмскую, Перемышльскую, Витебскую и Мстиславскую, архимандрию Жыдиченскую и монастырь Лищинский повелел возвратить Киевской митрополии, также и многие по польским городам церкви и монастыри; митрополиту дано тогда королевское утверждение в его сане и право пользоваться половиной доходов Полотской архиепископии; обещано ему право заседания в сенате и дозволено в отличие по своей епархии предношение Креста; также уступлено ему и епископам его право цензуры книг, а Киевской училищной коллегии и типографиям прежние привилегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1007 Все эти послания изданы в Сборнике 1597 г. в Остроге, и в недавнее время напечатаны в Акт. Ю. и 3. России, т. II, Спб. 1865 г. под заглавием: «Четыре сочинения афонского монаха Иоанна из Вишни по поводу возникшей в Южной и Западной Руси унии». 1015 Стрятинская типография куплена впоследствии времени архимандритом Елисеем Плетенецким у наследников Феодора Балабана и послужила основанием типографии Киево-печерской. Строева Опис. рукопис. Толст., стр. 138. 1018 Зубрицк. Летопись под 1607 г. А. 3. Р. IV, 169 и 170. Наук. Сборн. 1867 г. Вып. 3–4, стр. 370–378. Здесь же напечатано послание Исаии от 3 февраля 1607 г. к духовенству и мирянам с обещанием исполнять добросовестно святительские обязанности. 1019 А. 3. Р. IV, 174. Поцей несколько раз звал его в суд королевский к ответу, почему вступил в управление без ведома и согласия его, митрополита, и поставил своего епископа униата. А. 3. Р. IV, 176. 1021 Галицкое духовенство и дворянство опасаясь, чтобы латинский архиепископ не представил по-прежнему своего кандидата, немедленно по погребении Тиссаровского избрали преемником ему Желиборского. Но митрополит не утвердил этого избрания на том основании, что оно сделано без его ведома и не на месте епископской кафедры, а в селе Жолчове; посему назначил новое избрание и от себя прислал, вместо наместника, для присутствия при избрании, луцкого братского игумена Леонтия. 5-го апреля произошло избрание в Юрьевской церкви; первым кандидатом назначен тот же Желиборский, а вторым Даниил Балабан. Митрополит утвердил первого как достойнейшего, а король выдал ему диплом. Наук. сборн. 1866, вып. I–II стр. 74. Львов. 1025 Окружная грамота Тукальского о признании Шумлянского Львовским епископом в А. 3. Р. V, 72. После Шумлянский исходатайствовал себе подтвердительную грамоту от александрийского патриарха Паисия. А. 3. Р. V, 76. 1041 Антоний Винницкий, митрополит русский и епископ перемышльский скончался в 1676 г. и погребен в Лаврове монастыре. 1042 В Наук. Сборн. 1868 г. вып. 3–4 на стр. 345 напечатана уставная грамота его, от 13 апр. 1671 г. касательно епитрахильного жалованья, подаваемого прихожанами священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Никон понимал настроение киевской иерархии и в своих сношениях с м. Сильвестром не решался называть его своим сыном, а себя пастырем и не употреблял выражений, которые могли бы говорить о подчинении м. Сильвестра и о преимущественной власти Никона. Он не принимал никакого участия в избрании и поставлении игумена Киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1655 г.). Избрание второго черниговского епископа Лазаря Барановича обошлось без Никона. За болезнью м. Силвестра его поставил (8 марта 1657 года) сочавский митрополит Гавриил в Яссах 1033 , хотя естественнее всего это нужно было сделать в Москве и п. Никону . Словом, соединение Малороссии с Великороссией при Хмельницком и Коссове только что начиналось и скоро чуть было не разрушилось. Потребовалось еще 30 лет, чтоб состоялось более или менее полное соединение восточной Украины с Москвой. Эти 30 лет были временем тяжелых испытаний для малороссийской церкви и иерархии на киевской митрополичьей кафедре. По смерти м. Сильвестра (13 апр. 1657 г.) гетман поручил митрополичью кафедру Лазарю Барановичу и звал православных западнорусских владык: львовского, перемышльского и луцкого, на «обрание митрополита». Но Хмельницкий не успел избрать митрополита; он умер 27 июля. Начались политические смуты, подогреваемые церковным неустройством. Избрание затянулось и состоялось без участия Москвы. Польский король Ян Казимир просил православных епископов, ехавших на выбор, убеждать народ снова покориться ему. Выговский, заправлявший малороссийскими делами и выбранный в гетманы (26 авг.) за малолетством сына Богдана Хмельницкого Юрия, вел коварную политику. Он думал о соединении не с Москвой, а с Польшей. Московский посол Бутурлин склонял духовенство во главе с Лазарем Барановичем покориться Москве. Эти согласились. Выговский согласился только известить московское правительство о выборах 1034 . Избрание кандидата на митрополию вышло случайным и далеко не единогласным. 18 окт. на пятый день после похорон сестры Выговского, на которые, собственно, приехал гетман, без участия владык, живших в Польше, наметили трех кандидатов из коронного духовенства: луцкого епископа Дионисия Балобана, виленского архимандрита Иосифа Тукальского и львовского епископа Андрея Желиборского. Слух ходил про четвертого кандидата Иосифа Мещеринова, только что приехавшего из Львова и поставленного черниговским архимандритом, родственника Выговского 1035 . Избранным оказался Дионисий Балобан 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Л. 79 об. Правила грамматїческа избранна цемъ єпїфанїемъ в сочиненїе на мены реченїй стаг смвола. Здесь переводчик символа веры , Епифаний Славинецкий, объясняет, почему перевёл между прочим из десныхъ ца и кртвованнаго, в след. словах: κ греческое не знаменетъ сочинющеес винитеном падеж. б, в славенскомъ писатис н лпо есть десню. Таже, в греческомъ родителный падежъ множественнаг числа, δεξιν, славенски же десныхъ. тмже, аще бы предлогъ сей , приложилс, греческом δεξιν, сице бы преложилос, не десню, но десна. сдщїи же да сдтъ, что есть лчше, еда десна; ил и з десныхъ, к же есть в греческо . (л. 80.) кртвованнаго. Аще пло ил распло тожде есть еже кртъ. б, тожде есть расптаго и крествованнаго: аще же пло н есть тожде еже кртъ: б, ниже тожде есть расптаго и крествованаго. Тмже, аще пло ил распло ра з нстветъ крта, б и расптый крествованаго ра з нстветъ. Сдщїи же да ра з сдтъ праведн, ил тожде, ил не тожде бытн расптаго и крествованаго. и аще н тожде, да ложатъ бо расптаго, прїимтъ же крествованаго, согласющес греческом сщем . На об. последнего листа приведено историческое замечание о соборе Киевском 1640 сода. Вот всё, что здесь сказано о сем соборе: Соборъ Паренїа патрїарха кнстантинополскаг на немже бх Парфрїй нїкейскїй, Мелетїй Сріго великїй проповдникъ єлїа. Петръ митрополітъ кіевскїй могіаа.... тог собора въ зі глав глетъ. Іис бо н реч сї єсть избраженїе тла моег, но сї єсть тло мо, и сї есть кровь мо, сирчь єже видитс и воспрїемлетс и стс, и преламлетс ж сщенное и блгвенное. Пописашас сем. по Петр Могіл, Аанасїй пзина єппъ лцкїй и остроскїй, Арсенїй желиборскїй єппъ лвовскїй, галїцкїй, каменца подолскаг. Сїлвестръ глевичь, єппъ премыслскїй и сам: Сїлвестръ косовъ єппъ мстиславскїй, оршанскїй, могїлевскїй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

Псалом 12 В конец, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора. Псалом Давида». «И сей псалом, – говорит бл. Феодорит, – изрек великий Давид о себе самом, но не Саулом гонимый, а преследуемый Авессаломом. Гонение Саулово было прежде Авессаломова, а потому Давид говорил тогда со всяким дерзновением; а восстание Авессаломово было после греха, а потому слова Давидовы срастворены плачем и воздыханием». «Сей псалом, – говорит св. Афанасий, – воспевает Давид, принося покаяние во грехе и вместе благовествуя о нашем спасении» 79 . 2 . Доколе Господи забудеши мя до конца? «Замедление в помощи, – гов. бл. Феод., – пророк назвал забвением; умоляет же не предавать забвению до конца, т.е. не лишать совершенно Божия промышления». Но, справедливо замечает здесь св. Златоуст, что самое оставление Богом грешника самому себе, дабы он, искушенный опытом, лучше познал свою слабость, и, омытый слезами покаяния, достойнее сделался милости Божией, – самое такое оставление есть действие великого попечения Божия о нас с целию сильнее привлечь нас к Себе, есть доказательство благосердого промышления Божия о грешнике. А потому и Давид в словах: доколе Господи забудеши мя до конца? выражает не отчаяние, а надежду, ибо говорит: доколе, а не навсегда, выражая свою веру, что Господь рано или поздно прекратит его страдания – что и выражает в 7 стихе. Доколе отвращаеши лице Твое от Мене? Образ выражения взят с разгневанных, которые не хотят и видеть сделавших им неприятное. Т.е. доколе, Господи, будешь негодовать на меня, лишать меня Своей милости? С Евр.: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня»? 3 . Доколе положу советы 80 в души моей, болезни в сердце моем день и нощь 81 ? Т.е. доколе душу мою будут обуревать мрачные помыслы, горестные мысли? Доколе заботы, беспокойства, сокрушение, скорбь будут волновать мою душу? (Злат.). «Скорблю, помышляя в душе о том, чтобы не умереть в грехе, и это всего более причиняет болезни сердцу моему день и ночь» (Св. Афанасий). Доколе вознесется враг мой на мя? Враг мой, т.е. диавол. «Унижение человеков, – говорит св. Афанасий, – возвышение сатане. Как о Боге говорится, что возносится Он спасением нашим, так – о диаволе, что превозносится он нашею погибелию». Некоторые под врагом разумеют Саула, другие – Авессалома. С Евр.: «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день (и ночь)? Доколе врагу моему возноситься надо мною»?

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010