О времени чтения светильничных молитв священником в современном Служебнике говорится недостаточно определенно. Указав на псалом 103, Служебник прибавляет: «иерей же пред святыми дверми, став откровенною главою, глаголет молитвы светильничныя» (киевское издание 1822. Л. 1 об.). Более ясно это указание в современном греческом Служебнике Anaginwskomenou tou prooimiakon, говорится здесь, o iereuV askephV para th agia anaginwskei taz exhV tou lucnikou eucaV, т. е. во время чтения предначинательного псалма, священник с откровенной главой пред святой трапезой читает по порядку светильничные молитвы (Ierotelestikon teucoV ekd. en PatraiV 1881 et sel. 95). Еще определеннее и точнее можно видеть указание о том же в древнейших и современном греческих и славяно-русских Типиконах, при чем, однако, полного тождества в указаниях между теми и другими нет. Isteon de, говорят греческие Типиконы об этом, oti ote legomen to de anoizantoV sou thn ceira o iereuV awelqwn, legei taV eucaV tou lucnikou, istamenoV askephV, emprosqen twn agiwn qurwn т. е. должно знать, что когда говорим: «Отверзаеши руку свою», священник пришедши пред святые двери, с непокровенной головой, читает светильничные молитвы (Tupik. Рукопись библ. Афанасиевской Афонской Лавры (Геласийск.) X в. Л. 4; Рукопись Норовского собрания Л. 2; Рукопись Севаст. собр. Л. 2; Рукопись XV-XV вв. Иверского Афонского монастыря. Л. 1; Рукопись XV в. Московской Синод. библиотеки Л. 15; Рукопись Руссика, Пантелеимонова Афонского монастыря Л. 2; PykonucьXVI в. Московской Синодальной библиотеки Л. 8 об.; Tupik. edt. Venet. 1643 ап. f. 2). «Егдаже достигнет стих «Отверзьшу тебе руку всяческая», замечают о том же самом некоторые наши славяно-русские древнейшие Типиконы, тогда творит экклисиарх поклонение к игумену, возвышает стих «Отверзьшу тебе руку всяческая», тогда творит экклисиарх поклонение к игумену и возвышает стих высочайший, иерей же в то время приходит пред царские двери, восприим патрихель, перекрестив его рукою крестообразно, и целовав, и вскладав на ся, откровенною главою стоя, глаголет вечерняя молитвы (Типикон XVI в. из рукописного собрания Преосв. Макария в Археологическом музее при Киевской Духовной Академии Л. 6 об., 7). По другим же памятникам, а равно и по современному нашему Типикону, чтение вечерних молитв положено уже при пении стиха: «Вся премудростию сотворил еси» (Устав. Рукопись Соловецкой библиотеки Л. 30; Рукопись Aus. ск. Л. 4; л. 4, 7; Рукопись Московской типографской библиотеки Л. 7; Л. 9 об; Рукопись Московской Синодальной библиотеки Л. 5 об.; Л. 7; Типик. Киев, издание 1824 г. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Афанасия Афонского 509  видно, что на Афоне почти всю центральную часть храма занимают клиросы, расположенные полукружиями от боковых стен храма; в них стоят стасидии для певцов, а в центре каждого – аналой для канонарха. Места за клиросами с западной стороны близ колонн, поддерживающих центральный купол, занимают старцы, а за ними – в ряд вдоль западной стены храма иеродиаконы и богомольцы. Трое дверей, задергиваемые во внебогослужебное время завесами, отделяют эту часть храма от литийного притвора, который по величине своей почти не уступает центральной части храма. В литийном притворе за богослужением стоят простые монахи. Литийный притвор отделяется дверями от внешнего притвора, который, в свою очередь, отделяется стеной от портика (крыльцо). Диакон, выйдя из алтаря, кадит проскинитарий, затем – игумена, далее идет на правый клирос и кадит крестовидно перед его аналоем и затем- стоящих на клиросе монахов, каждого в отдельности. Тем же порядком он кадит левый клирос, затем – старцев, стоящих за клиросами, иеродиаконов и паломников, после чего идет в литийный притвор кадить прочую братию. В духе данного уставного указания о порядке каждения Парфений сообщает: «На клиросе начали петь „Господи, воззвах к Тебе» и прочее протяженным и умиленным гласом, греческим напевом, весьма сладкогласно, все три псалма на глас, по стихам. Диакон же в то время кадил. На кадиле на цепочках прицеплены бубенчики и бряцают весьма звонко. Диакон кадил иконы, каждую – троекратным каждением, Игумению же (т. е. образ Божией Матери) – трижды по трижды, а всю братию – каждого двукратным крестообразным каждением, и каждому делал низкое поклонение, и кадил не борзясь, но тихо и кротко; такожде и братия каждый ему поклонялся и привлекал к себе рукою фимиам» 510 . Типиконы не указывают еще одной особенности афонского каждения, очевидно, как общеизвестной: ношения кадящим иереем или диаконом особого ковчежца с фимиамом. «Егда кадит священнык, обходя всю церков, носит в руце левой ковчежец сребрян или позлащен, с кадилом, и лепоти ради церковной, и употребления, егда сгорит, еже в кадилницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В житии преподобного Афанасия Афонского июля ст. ст.] читаем, что один брат, живущий в обители Преподобного, отлучаясь в мир, подвергся глубокому падению. Нарушение монашеского обета встревожило, сильно смутило его совесть. Он сильно томился от случившегося искушения даже до отчаяния, наконец решился исповедать свой грех Преподобному. Старец, зная немощь человеческой природы и силу греховных влечений, успокоил, утешил, ободрил падшего надеждою на милость Божию, наставил, как совершать покаяние и беречься от греха. Один брат, занимающий келарское послушание, зная грех брата и как милостиво поступил с ним игумен, сильно порицал брата, роптал и поносил авву Афанасия, что не наказал падшего по всей строгости. За это и сам подвергся сильнейшему искушению. На него напали помыслы блуда, и он трое суток горел огнем сладострастия, не зная, что делать. Наконец с большим стыдом исповедал свой грех Преподобному, который, успокоив его, послал продолжать свое послушание, а сам преклонил колена, молился Господу о брате. «Вскоре, – как говорил тот брат, – я почувствовал какую-то хладную струю, коснувшуюся моей головы и по всему телу до ног прошедшую, и в эту минуту прекратилась греховная брань моя, за молитвы отца успокоился». Усмотрим из этого случая милосердие Преподобного к падшему и искренне сознавшемуся и покаявшемуся, и наказание осуждающему брату. Поревнуем милости Преподобного и тщательно будем оберегаться судить немощи брата, молясь молитвою св. Ефрема Сирина : «Господи, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего». мая 1910 г.] Всю твою надежду возложи на Господа Ни о чем же временном, устроилось ли оно по твоему желанию или не устроилось, не слишком печалься, но во всем положись на волю Божию. Произошло ли это или по небрежности, или по лености других, на них не злобься, если тебе и приходится через сие поскорбеть. Смотри на происшедшее оком веры, усматривая в этом Промысл Божий. Если бы даже тебе пришлось пострадать, и тут вверь себя Божиему Промыслу, а через кого придется нести крест скорби, признай только как орудия Промысла Божия. Через них или других ты должен испытать чашу судеб Божиих, и поэтому, нимало ни смущаясь, не колеблясь, обвиняй только себя, как погрешившего и неисправного, взывая со св. Иоанном Златоустом : «За все слава Богу!» Благодарение Господу, так обо мне благоволившему. По св. Исааку Сирину : «Верующий Божию Промыслу, если бы даже небо столкнулось с землею, не убоится, не устрашится». мая 1910 г.] Не оставляй молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говоря так, святой лобызал его как своего друга и, во уверение своего забвения нанесенной ему обиды, дал ему некие дары о Господе, а впоследствии всегда любил его — не только живого, но и после смерти — и оплакивал его более всех других братий. Так-то блаженный был непамятозлобив! Между тем, этот отцеубийца, тронутый до глубины души незлобием своего отца, рыдая и сокрушаясь о своем беззаконии, никак не мог удержаться, чтоб не проповедовать о высоте отчей к себе любви и о своем великом преступлении, и умер с чувством глубокого покаяния. И другой брат, подвигнутый тоже действием исконной злобы на ненависть к преподобному, непременно хотел потребить его от земли живых, но, не зная, как успеть в этом преступнейшем своем замысле, он предался волхвованию и чарованиям, и однако ж, к удивлению, увидел, что все чары его против незлобивого отца не имеют никакого успеха. Этот жалкий инок случайно вопросил другого своего брата: — Могут ли иметь какое-нибудь действие на человека чарования? Брат отвечал: — Против человека благочестивого и живущего по Боге волхвования совершенно бессильны. Слыша это, омрачившийся злобою брат пришел в себя; зная же о незлобии своего отца к подобному себе отцеубийце, явился он к нему и, припав к ногам его, с великим рыданием исповедал ему грех свой и просил у него прощения — что и получил от того, который подражал Возлюбившему грешный мир даже до крестной смерти. Таков был Афанасий к согрешающим против него! Светом великих своих подвигов Афанасий светил всему почти миру и, таким образом, своими добродетелями прославлял Отца Небесного, за что и Бог возвеличил его еще в земной его жизни. Святой был общий отец и наставник, предстатель о всех пред престолом Всевышнего, ангел-утешитель, посланный свыше. Слава добродетелей его пронеслась звучным эхом не только по всей Святой Горе, но и далеко вне ее пределов. Поэтому не одни афонские отшельники оставляли свое безмолвие и приходили к нему, чтобы подчиниться его руководству, считая это полезнее своего безмолвия, — к нему являлись странники из Греции и из других различных стран, как-то: из древнего Рима, Италии, Калабрии, Амальфии, Грузии и Армении, — являлись иноки и люди мирские, простые и благородные, бедные и богатые, и искали его водительства на пути к небу; являлись даже игумены киновий и епископы, оставляя свои престолы и начальственные жезлы; и подчинялись мудрому его управлению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Св. Афанасий, основатель знаменитой лавры Афонской, несмотря на свою болезнь, «с шестью человеками из братии, взошел на верх строившегося храма, чтобы видеть строение и помочь зиждущим. Как скоро взошли они туда, под ногами их, неведомыми судьбами Божиими, расселся верх храма, и все они ринулись к низу». Когда прибежавшая братия откопала упавших, то все они были уже мертвы, а вместе с ними и св. строитель обители Афанасий 2529 . Вообще древним аввам монастырей мало приходилось жаловаться на нерадение иноков. Св. Феодор Студит пи- —615— шет: «Вижу, как усердны вы в исполнении своих послушаний: одни в приготовлении и печении хлебов, другие в возделывании виноградников, те на посылках, эти за рукодельями, – шитьем, перепиской, мытьем, печеньем, вареньем, приготовлением трапезы, в кузнице, по келарне, в больнице. При всем этом вы неопустительно ходите на все службы церковные» 2530 . Такое отношение древнего инока к труду и такая производительность древнего инока естественно требовала широкой организации его труда. Изучая древне-иноческие уставы, невольно поражаешься, как глубоко рационально тогда было организовано дело труда. Несмотря на то, что за работой сидели сотни иноков, не было никакой путаницы в выдаче материала работающим, в собирании сработанных вещей, в надзоре и правильном распределении работ между столькими братьями, в организации общебратских работ, производившихся где-либо на стороне, иногда вдали от обители. Все это весьма любопытно и интересно. Но за невозможностью говорить о всем подробно, развернем лишь несколько страниц древних уставов, на которых обсуждены и разработаны эти все, так сказать, рабочие монашеские вопросы. Бл. Иероним в предисловии к уставу говорит, что все работавшие иноки были разделены на группы. В каждой группе находились иноки, занимавшиеся каким-либо одним ремеслом. Братия каждого отдельного «мастерства» помещается в отдельном доме под надзором смотрителя. «Например: которые ткут холст – в одном; которые делают рогожи – тоже в одном особом; портные, сапожники, плотники тоже помещаются в особых домах, под особыми смотрителями, которые ими правят». Самое обширное рукоделие было приготовление рогож, кошелей и вервей. Для рогож заготовлялись пальмовые ветви, из которых – кто вил веревки, кто делал кошели, кто сшивал или плел рогожи. Заготовленные ветви хранились в особой камере, на руках эконома и без него их никто не мог брать. Они выдавались недельному, который исправлял все потребности по работам. Вечером недельный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вулгарис оказал большое влияние на традиционалистов. Даже наиболее последовательный противник следования западным образовательным стандартам, самый осторожный из традиционных просветителей святой Афанасий Паросский (он также был учеником Вулгариса) никогда не отвергал учёной традиции и не дистанцировался от своего учителя, к которому всегда испытывал безграничное уважение 246 . Стоит сказать несколько слов и о других преподавателях Космы по Афонской Академии. Несмотря на то, что их влияние на святого было несоизмеримо меньшим, чем влияние Вулгариса, на наш взгляд, этот вопрос неправомерно обойдён современной историографией. Евгений Тзардзулис и Панагиот Палама обладали у современников высоким авторитетом. Например, один из лидеров Просвещения Моисиодакс считал Тзардзулиса, наряду с Вулгарисом и Н. Феотокисом, одним из трёх «способных преподавать любую науку» 247 . Как и Вулгарис, Тзардзулис был «русофилом, сторонником Великой Идеи, мечтавший об основании греческой империи на развалинах турецкого государства» 248 . Молва о нём быстро распространилась по всей Греции и в какой-то момент даже «заслонила собой славу Вулгариса» 249 . Как впоследствии и святой Косма, Тзартзулис активно использовал простой язык, чтобы донести свою просветительскую программу до широких народных масс. Панагиот Палама читал в Академии эллинскую словесность, причём его лекции пользовались у учеников громадным успехом 250 . Интересно, что он также был активным просветителем-практиком и основал впоследствии школу в городе Месологи. Мы полагаем, что проведённое исследование опровергает мнение одного из наиболее авторитетных современных греческих учёных профессора Христоса Яннараса , в соответствии с которым Косма Этолийский «возник из ниоткуда», вопреки любым предпосылкам: «...Из каких школ, благодаря каким учителям, какому церковному кругу появился этот человек?» 251 Как видим, святой вышел из круга таких же традиционалистов, убеждённых сторонников освобождения родины через повсеместное распространение грамотности среди народа. Он был учеником Вулгариса, которого сам Яннарас называет «наиболее выдающимся греческим книжником XVIII века» 252 . Если, по словам самого Яннараса, Вулгарис «остался верен православным догматам» 253 , по каким причинам он отделяет Косму от всех его современников, подчёркивая, что только в его учении можно встретить «осязаемое чувство евангельского спасения, которое можно увидеть лишь в величайших произведениях святоотеческой традиции»? 254 Опыт последующей просветительской деятельности Космы Этолийского показал, что он никогда окончательно не разрывал связи с современной ему учёной традицией, а, напротив, активно пользовался полученными знаниями в своей просветительской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Если бы злой смертью умирали только грешники, тогда жизнь во Христе была бы таким счастливым времяпрепровождением. То есть если так думать, то получилось бы следующее: хочешь быть счастливым? – последуй за Христом. Это наивное заблуждение. И огромной ошибкой будет, если мы этому станем учить наших детей, говоря: «Веруй в Бога, чтобы Он хранил тебя, чтобы ты хорошо учился и твоя жизнь устроилась». Ни одному человеку Христос не обещал, что его жизнь будет легка и беспечальна. Но что сказал Христос? Он сказал: «В мире скорбны будете, и поскольку Меня гнали, и вас будут гнать, на Меня клеветали, и на вас будут клеветать, Меня распяли, и вас будут преследовать даже до смерти!» Следовательно, однозначно: если мы хотим последовать за Христом, ни для кого из нас не будет исключения, все мы, ученики Христовы, будем подвергаться скорбям и этой трагедии человеческого естества, все мы последуем этому непреложному духовному закону. Очень часто Господь попускает святым различные ужасные смерти – от огня, меча, от злых людей, от различных несчастных случаев, чтобы мы, глядя на них, были утешены тем, что и святым Своим Господь попускает подобное. Так, видя святых, подверженных различным бедствиям, мы будем более выдержанны и терпеливы. Да не думает никто, что Господь попускает такие бедствия и несчастья и смерти только грешникам, отвратившись от них окончательно. Зачастую люди, услышав, что кто-то умер ужасной смертью, выставляют как причину его смерти его грехи и приходят в уныние. Они задаются вопросом: «Почему такой-то человек умер в молодости от рака?» – и полагают, что он, наверное, был очень грешным... Однако же, смотрите, святой Паисий умер от рака, святой Порфирий с юности страдал от множества различных болезней. Может быть, им тоже Господь попустил это по причине их грехов? А Афанасий Афонский , величайший святогорский святой, умер погребенным под обрушившимся на него куполом строящегося храма Лавры!.. Да и Сам Христос вкусил позорную и мучительную смерть. В эпоху римского владычества смерть на кресте считалась одной из самых мучительных и позорных.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

На наш взгляд, выделять коливадов в отдельное течение не совсем оправдано. Провести деление, грань между коливадами и другими традиционалистами мы можем только на основе их участия или неучастия в спорах вокруг поминовения усопших. Такое деление, общепринятое в современной науке, на наш взгляд, неправомерно. Макарий Коринфский, традиционно относимый к коливадам, практически не участвовал в полемике с их идеологическими оппонентами, а сосредоточился на просветительской деятельности 608 . Он не совершал поминовения усопших по воскресениям, но никогда не осуждал и не считал еретиками тех, кто их совершал 609 . Другой традиционалист Афанасий Паросский осудил фанатизм крайних коливадов, назвав их язычниками 610 . Неофит Кавсокаливит 611 , на наш взгляд, вообще не был коливадом, а был отнесён к этому движению по ошибке. «Один из образованнейших афонских монахов восемнадцатого века» 612 Неофит действительно был одним из первых среди тех, кто выступил против совершения панихид по воскресным дням. Но отнесение его к коливадам не представляется правомерным по целому ряду причин: он никак не участвовал в просветительской и издательской деятельности, ничего не сделал для распространения исихастской традиции. Неофит рано покинул Афон (1760) и более не принимал участия в дискуссии по темам, разработке которых посвятили себя коливады. Взгляды Неофита носили по некоторым вопросам откровенно еретический характер 613 , он не только не был соратником традиционалистов, но и был подвергнут резкой критике с их стороны 614 . Мы полагаем, что критерий отрицания практики поминовения усопших по воскресениям является достаточно зыбким и явно недостаточным для выделения и объединения ряда персоналий в отдельное движение «коливадов». Не все коливады участвовали в полемике по данному вопросу, а многие участники полемики не могут быть отнесены к коливадам. Вопреки распространённому мнению, традиционалисты считали вопрос о коливах второстепенным, полагая просвещение соотечественников гораздо более важной и первоочередной задачей 615 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Но эти упомянутые нами первоначальные записи уставов на Афоне были, по всей вероятности, лишь главными регуляторами богослужебных порядков св. горы. Что же касается обычаев местных, особенностей практики монастырской, то для них имелись другие записи, употреблявшиеся наравне с господствующим Уставом и составленные или из записей игуменов, иди, как мы уже говорили и как это делается ныне, из записей типикарей. Эти-то побочные записи и дали начало так называемому Святогорскому Уставу, существование которого на Афоне в XI столетии уже не подлежит ни малейшему сомнению. Известный литургист этого время Никон Черногорец в своих пандектах и Тактиконе, характеризуя особенности богослужебных порядков своего времени, пользуется Уставом святогорским наравне со списками уставов редакций студийской и иерусалимской. 57 слово его Пандекта, напр., представляет нам три следующие выдержки из Устава святогорского: а) от Типика св. горы о еже снедех и питиих количества и качества, b) о праздницех, когда ямы масло и пием вино и с) от собрания, рекше Типика св. горы о праздницех и о работе. 20 Кроме этих выдержек из первоначального святогорского Типикона и некоторых других (напр., о полном, неядении в Чистый понедельник, о невкушении рыбы на Страстной седмице, если бы даже и случился праздник Благовещения в один из дней этой недели и др.), так сказать, дисциплинарного характера, у Никона Черногорца можно находить весьма немного сведений касательно обрядов и особенностей богослужения на Афоне, по древнейшему святогорскому Уставу 21 . Но все эти выдержки в сопоставлении с особенностями богослужебного характера получают для нас тот интерес, что по ним нам представляется некоторая возможность составить более или менее верное суждение о характере «того первоначального Устава св. горы и об его отношении к записям Феодора Студита и Афанасия Афонского . Связь с этими записями устанавливается самая живая и тесная, если на обратим внимание на то, что статья «о снедех и нитиих количества и качества» содержится в обеих записях 22 , а статья «о праздницех, когда ямы масло и пием вино» – в записи св. Афанасия Афонского 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В его характере есть что-то хорошее, но ему не будет особой похвалы от Бога, потому что он на самом деле кроток. А тот, кто действительно борется и проливает поты для того, чтобы не разгневаться и не смутить людей, – это подвижник, это великий борец. В житии святого Афанасия Афонского, ктитора Великой Лавры, описан такой случай. Этот святой всегда много ел, и монахи говорили: «Да, свят наш старец, но ест много…» Услышав это, повелел он однажды повару приготовить еды намного больше обычного и наказал ему: «Запри дверь трапезной, чтобы они не могли разойтись по кельям, и делай то, что я тебе скажу!» Сели монахи и начали есть. Когда они закончили, святой Афанасий сказал повару: – Принесите всем еще по одной порции! Принесли вторую порцию, и монахи съели ее. Третья порция. Монахи принялись и за нее, но съели только, скажем так, одну треть. Принесли четвертую порцию. Они уже не могли есть, только двое-трое из них осилили ее. Пятая порция. Шестая порция. Седьмая. Святой Афанасий съел семь порций. Тем временем все уже отказались есть. И он сказал тогда братиям: – Вот посмотрите: семь порций я съел и могу сказать, что только теперь я едва насытился в какой-то мере! Чувствую, что съел столько, сколько съедал бы, если бы соблюдал воздержание. Вы съедаете одну тарелку и наедаетесь, и вам этого довольно. А я съедаю с вами две тарелки и никогда не наедаюсь, ибо мне необходимо съедать семь. Съедаю только две или полторы и с великим трудом воздерживаюсь. Поэтому не судите по наружности. У разных людей разная мера. Человек видит это, когда он живет среди множества людей. Действительно, есть люди, которым достаточно горсточки еды в сутки, а другой съедает целую кастрюлю и не наедается. Между ними большая разница. Есть разные люди. Поэтому мы не можем судить другого человека по внешности – поэтому суд и принадлежит одному только Богу. Поэтому дарования и харизмы, о которых предполагается, что их мы имеем или кажется, что имеем, и даже плохие качества мы должны принимать с великой любовью и большим снисхождением, предоставив суд Богу.

http://pravoslavie.ru/49382.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010