Затем рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 знакомят нас и с составом стихир в конце утрени, отличающимся от современного лишь стихирой на «Слава»: «Приими, человеколюбче, раб Твоих мольбу» и богородичным на «И ныне»: «Излей на меня, Владычице, Твоей милости источники». В заключение должно отметить, что рассмотренные рукописи и при наблюдавшемся различии имели, в общем, одну и ту же схему и состав. Весьма характерен для рукописей данной редакции круг молитв на апостольских и евангельских чтениях. Замечателен и опыт рассмотренных рукописей положить на каждое чтение апостола и евангелия особые «умилительные седальны». Наблюдавшееся же различие в чине елеосвящения между отдельными списками этой редакции падает на освящение елея. Рукопись Синайской библиотеки 960 удерживала освящение елея на утрени. Наоборот, в рукописи библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189 оно было загромождено излишними молитвами; если отбросить последние, то в остальном получится способ освящения елея, свойственный и другим спискам этой редакции. Различие же в деталях объясняется тем, что наиболее ранние списки Синайской библиотеки 960, 13 в. и библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского 189, 13 в. разноместного происхождения; наоборот, более поздние списки Святогробской Константинопольской библиотеки 8, Афоно-Пандократорской библиотеки 149, Синайской библиотеки 985 – все 15 в. – очень удалены по времени от ранних списков и потому, вполне естественно, включают в свой состав элементы, несвойственные ранним спискам, как возложение евангелия на главу больного со чтением молитвы. Местом разработки рассмотренного чина елеосвящения можно принять в одинаковой мере и Синай, и Афон. По крайней мере, и ранние, и поздние списки связывают его с этими местами. Принадлежность же одного списка Константинополю, притом из поздних, вероятнее объяснять тем, что разрабатываемая на Синае и Афоне данная редакция чина св. елея могла распространяться и по другим местам, в частности, могла попасть и в Константинополь. Чин елеосвящения по рукописям Синайской библиотеки 968, 15 в., 978, 16 в., 977, 16 в., 979, 16 в. 323

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

На основании существующих списков в истории образования обрядовой стороны таинства елеосвящения можно раз­личить два главных периода: время от IX до XIV ст. и от XIV до настоящего. Первый период характеризуется соединением елеосвящения с тремя суточными службами: вечернею, утренею и литургиею. В таком виде излагается данное последование в Барбериновом евхологии VIII–IX в. 3 , в рукописи XII в. Синайской библ. 973, в рукописи XIII в. лавры преподобного Афанасия Афонского 189 и в рукописи того же века Синайской библ. 960. «В тот день, когда полагается елеосвящение, читаем во втором памятнике, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с паннихидою 4 и поют канон; равный образом и на утрени поют соответствующие каноны. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают в различных церквах имени архистратига Михаила, а затем соби­раются в одну и здесь совершают последование св. елея». Изложив после этого порядок освящения елея, памятник продолжает: «непосредственно за этим пресвитеры совер­шают божественную литургию... и совершается она до «Благословлю Господа», отпуста не делают, а сразу начинают 50 пс.: предстоятель произносит: «Господу помо­лимся», и читает молитву: «Господи Боже наш» и т.д. 5 . «Намеревающийся получить елеосвящение, говорит рукоп. лавры преподобного Афанасия Афонского , должен пригласить с вечера семь священников. Один из них произносит начало, и начинает псалом, по исполнении которого пред­стоятель возглашает ектению... На утрени после «Бог Господь» поется тропарь... канон «Моря чермную пучину...» произносится ектения, и отпуст, а после отпуста так», – следует изложение порядка елеосвящения 6 . Равным образом и по указанию рукоп. Синайской библ. 960, накануне елеосвящения совершается утреня с каноном, причем после третьей, шестой и девятой песни произносится ектения и молитва , а на другой день отправляется литургия, и на ней после пения трисвятаго начинается елеосвящение 7 . Следы первоначальной практики, т.е. соединения елеосвя­щения с указанными последованиями заметны и в некоторых памятниках позднейшаго времени: XV в. – рукоп. Святогробской библ. в Константинополе 8, Афоно-Иверской библ. 780 рукоп. Румянцевского музея 472 и даже XVI ст. – рукоп. Синайской библ. 985 8 . Благодаря ука­занной связи, древнейшая редакция чина елеосвящения пред­ставляла немало особенностей. Кроме молитв и песнопений вечерни и утрени, в его состав входит вся первая часть литургии до малого входа включительно, а иногда и весь её чин с заключительным актом приобщения, пред которым совершалось помазание больного елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

То ли потому, что греческий порядок был знаком, то ли потому, что в столицах всё делается не так размеренно, показалось, что служба пролетела быстро. Мы приложились к иконам и уже выходили из храма, как приметили монаха, взявшего под опеку братьев-украинцев и теперь рассказывающего что-то двум батюшкам и молодому комсомольцу. Мы подошли в самый нужный момент, когда монах произнёс: — А теперь пройдём к главной святыне нашего монастыря — мощам преподобного Афанасия Афонского . Мощи Афанасия Великого покоились в левом приделе. Тут же появился настоящий греческий монах, сухонький, бодренький, с проседью в чёрных волосах и улыбающийся, стал что-то объяснять нам, пытаясь нет-нет да и вставлять русские слова, отчего понять его совсем было невозможно, но слушалось с удовольствием. Приведший нас монах немного поморщился, ответил улыбающемуся монаху, тот закивал головой, и наш покровитель кивнул: — Ну, прикладывайтесь. Сначала приложились священники, потом — мы. И никто нас никуда не торопил. Стой сколько хочешь! Ведь только стоило попросить… Господи, будь всегда так милостив ко мне. Впрочем, я знаю: Ты всегда и так был милостив, просто я не замечал этого. Мне не о чем больше просить Тебя. А вот Алексей Иванович знал, что просить. После того, как все приложились и стояли присмиревшие и тихие, он наклонился к греку: — Иелеесу бы. Монах оживился и снова что-то быстро заговорил, откуда-то появилось несколько пузырьков и длинная палка с крюком, которой он осторожно снял лампаду над мощами святого Афанасия и прямо оттуда стал наливать масло. Господи, неоценимы дары Твои! Встрепенулся и наш монах и что-то стал объяснять греку. Общение их было живо и, как обычно, непонятно, то ли они препирались, то ли рассыпались в благодарностях. В итоге появилось ещё несколько пузырьков, монах снял ещё одну лампаду и, разлив из неё масло, передал нашему руководителю, а тот торжественно вручил их смиренному батюшке. — Вот, всем остальным раздашь. Тот поклонился. — А сейчас надо готовиться к трапезе, а после я вам экскурсию проведу, — объявил наш монах.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

Афон (θως). Исихастирион Саввы Сербского. Карта и ближайшие объекты " ... на этом месте сначала было две каливки. В одной, которая была над самым обрывом, жил в 30-е годы прошлого века иеромонах Софроний, написавший книгу о старце Силуане. Потом папа Стефанос, разстроив свой исихастирион, их объединил. Но в 1998 году случилась беда, и живописнейшее творение рук папы Стефана - когда-нибудь я опубликую сохранившиеся фотографии - сгорело. Мне пришлось целый год разчищать место, чтобы дойти до монолитной скалы, на которой можно было бы поставить прочный фундамент. И выработанные камни пошли на основание здания и его цокольный этаж. А на, непосредственно, здание камень возили на мулах с близлежащей осыпи, которая берет начало с самой вершины Афонской горы " . " Вокруг нашей обители ходит слухов, сплетен, злословий и небылиц не меньше, чем вокруг меня самого. Читателей Живой Книги уверяю, что " кусочка Родины в виде чемоданов с деньгами от Путина " не получал, а имена " благотворителей, как самую страшную военную тайну " не храню, а даже с удовольствием о них разсказываю. Так, например свою весомую лепту 100 000) внесла чеченская диаспора (по репарациям, конечно) " . Источник: запись в ЖЖ герондаса исихастириона Св.Саввы Сербскаго на Карульях, монаха Афанасия " ... к упоминаемой личности монаха Афанасия это не имеет никакого отношения, т.к. аскезы в его жизни практически нет. Трехэтажное здание кельи с водопроводом, электричеством, камином, холодильником, телефоном, факсом, интернетом, с кожаной мебелью, стиральной машиной-автоматом, холодильными камерами в кладовой, запасом газовых баллонов к специально отведенном на это месте, мастерской, архондариком и проживающими в архондарике наемными работниками, которых обычно от одного до двух. На Афоне это очень распространенный ход - для выполнения любых работ нанимать работников, монахи часто занимаются только богослужением, а вскопать землю, привезти на муле груз от пристани, перетаскать что-то и т.п., это удел именно этих работников. А в " отшельнической келье " Афанасия в огромной кладовке есть даже электронная современная система отопления всего этого хозяйства на солярке. Машина (джип) тоже имеется.

http://sobory.ru/article/?object=52925

Желая, чтобы он с молодых лет научился какому-нибудь полезному ремеслу, а не скитался праздным, они отдали его одному башмачнику. Но это не только не принесло Афанасию пользы, а напротив, причинило ему ужасный вред и привело к бедствию, ибо башмачник, взявший его на свое попечение для научения своему искусству, вместо благоразумных наставлений и вразумлений употреблял ежедневные, безрассудные и жестокие побои. Не перенося жестокостей своего хозяина, несовершеннолетний Афанасий желал освободиться от злого и безчеловечного этого тирана и неприметно, сверх чаяния, впал в когти мысленного человекоубийцы - диавола. В один день, именно - святой и Великой пятницы, башмачник - хозяин Афанасия, по наущению, может быть, демоном, с большим против прежнего немилосердием избил его. От частых побоев совершенно упавший духом, Афанасий вышел из дома своего хозяина, плакал, рыдал, шел сам не зная куда, а день склонялся уже к вечеру. К своему несчастью встретил он на улице двух оттоманок. Эти женщины, выражая коварное милосердие к сетующему и голодному Афанасию, ввели его в дом свой, у ворот которого они тогда находились, обласкали его и накормили, и с тем вместе предложили, отверженные, отречься истинного Хлеба, сшедшего с небесе, Господа нашего Иисуса Христа. Афанасий, от жестокостей своего хозяина уже совершенно потерявший и силу воли, и терпение, к тому же думавший, что он нашел наконец истинное избавление и покой - увы! - отрекся Иисуса Христа.    Как только турчанки услышали согласие Афанасия на отречение от христианской веры, тотчас отвели его к хазнадарю Юсуф-бею, который оставил Афанасия в своем доме и, не отлагая времени, совершил над ним обрезание с переменою христианского имени на мусульманское, и потом, усыновив его, питал к нему неограниченную любовь, которую одинаково разделяла и его жена.    Прожив девять лет в богатом доме во всяком довольстве и роскоши, он достиг восемнадцатилетнего возраста. В это время жена бея, питавшая к нему доселе материнскую любовь, переменила ее на страстную и, не умея долее скрывать своей страсти, изъявила Афанасию свое желание быть с ним, но целомудренный юноша, подобно прекрасному Иосифу, бежал от нее, не соизволяя быть с ней в греховной связи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Поэтому на Афоне ничего не изменилось, у демонов везде есть «свои» люди, как известный многим современный русский бандит, который приняв обличие монаха и в наше время избивает русских отшельников так же, как это делали его предшественники в 1913-м. году. Кстати, когда его предшественников посадили, то оказалось, что среди них было несколько десятков (!) уголовников, сбежавших с каторги и принявших обличие монахов. Прошло 100 лет, и абсолютно ничего не изменилось. 2019/06/18, 14:26:03 Дениза, за чем же передергивать?! Этот монах Афанасий Усенко позорит Лавру. И славянское монашество в первую очередь. Екатерина Терехова 2019/06/16, 22:45:49 Видел Афанасия на Пасхальной Седмицы со здоровым фингалом под глазом. Видимо ангел ему поставил в честь праздника или о бутылку ударился. Каждый идет своим путем. 2019/06/16, 12:10:19 р.б Игорю. Украина тут ни при чем. Как и евреи. Ну и морду пока еще не набили. Не стоит беснующийся спивающийся невежда того внимания, что ему уделяется. 2019/06/10, 22:21:22 Прикольно. Как в анекдоте: -Мыкола, пидем москалей бить? -Угу. А як вони нас? -А нас-то за що? Пошел бить евреев. Вместо этого евреи ему морду набили, ославили на весь мир и в тюрьму посадят. И этим, предполагаю, не кончится… А «геронда» не может понять: за що? Это называется синдром западной Украины. Да и фамилия - Усенко. Р.б. Игорь 2019/06/09, 00:29:45 Я знаю афонские реалии. Для меня удивительно, что вора поймали с украденным и с ножом. Это сделать крайне сложно! Тем более поймать матерого уголовника с поличным. Для меня это свидетельство того, что Бог не даст надругаться над Своими священниками, как Отец не даст детей в обиду, и как царь не даст своих близких на поругание. Это большое утешение. Велик Бог наш! И верен Своему слову! Иерей Сергий 2019/06/04, 11:06:53 Старец Харитон, живущий на Каруле, рассказывал нам историю, как он на крик вышел во двор и увидел, что Афанасий избивает своего послушника. Сначала бил его наотмашь в лицо, потом повалил и стал пинать ногами. Тот похоже потерял сознание. Но «геронда» пинал его даже не замечая этого. Старец Харитон в ужасе стал кричать Афанасию. Но тот не обращал внимания. Тогда о. Харитон стал бросать в него камни, лишь тогда тот остановился.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

Принципиально здесь, что поношению подвергается именно традиция исихазма, вслед за тем основы святоотеческой аскетики, искажается " цель христианской жизни " , и по сути - монашества. В качестве " старца " в интернет ресурсах позиционируется сам монах Афанасий, что для неискушенного наблюдателя не может может вызвать ничего, кроме недоумения и отвержения: так это и есть Афон?! После пасхального нападения на священника под угрозой репутация пустынножительного иночества. Cui prodest? R слову, Усенко и сам хвастается тем, что скандальная клюква свящ. Максимова годичной давности, с обвинениями Симеона Афонского в японских и т.п. параллелях, впервые появилась в его Живом Журнале. Затем скопирована неким заштатным иереем и опубликована в бумажном издании, и затем уже подхвачена Максимовым в ютьюб, что вызвало общественный резонанс. Забывая упомянуть, что автора этого вброса в ЖЖ, некую " Ксению " , никто никогда не видел и вряд ли увидит, включая самого " старца " Афанасия. Константин Комельский 2019/05/12, 09:24:45 А Афанасий не в тюрьме вовсе: сидит на келье своей и строчит в интернете. 2019/05/11, 23:08:10 (Ничего себе - Афон и такое ! А где же прозорливость ? Терпели преступника) Двери храма открыты для всех. Если где-то стоит " швейцар " который знает лучше самого Бога, кому можно , а кому нет, стоит задуматься: не обойти ли это место стороной?! Ведь даже разбойник покаялся на кресте. Но тут Вы правы, этого человека именно - терпели. Терпели несмотря на ложь, хамство, дебоши, пьянство, рукоприкладство. Где предел терпению? И человек ли это ? Александр Е. 2019/05/11, 21:38:36 Преступник должен сидеть в тюрьме. Точка. 2019/05/11, 17:08:27 Василию. И тебя вылечат... 2019/05/11, 14:51:09 Ничего себе - Афон и такое ! А где же прозорливость ? Терпели преступника. Светлана 2019/05/10, 19:44:24 Два сапога пара, создатели Исихазм ру переписывают буддийскую идеологию, урка с каруль говорит о политике, задумайся, модератор создатель, страшный суд никого не обойдет стороной, знаю не будешь выставлять этот комментарий, но лить " своих " же по духу просто некрасиво•

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

Безбородко. Досифей, друг и ученик о. Никиты, происходил из города Карачева, Орловской губ., из однодворцев Драгунской слободы. Сначала он жил в Площанской пустыни, где и пострижен был в монашество. Поселился в Рославльских лесах еще при о. Адриане (около 1784−85 г.) и прожил здесь более 40 лет, вместе со старцами Варнавою, Никитою, Иаковом, Василиском, Зосимою, Адрианом, Афанасием Степановым, Афанасием Афонским , Арсением и другими. Между сожителями своими он отличался особенной простотой и младенческим незлобием. Келья его, судя по некоторым данным, находилась на краю «Монашескаго рва», где была и келья о. Никиты. Несмотря на то, что ему пришлось пострадать от полиции и просидеть три года в остроге он не хотел расставаться со своей пустыней, и когда его сожители, о. Моисей и Антоний в 1821 г. переселились в Оптинский скит, он остался на своем месте. В 1825 г. взятый вместе с о. Афанасием и другими пустынножителями Рославльским земским судом под стражу, он с послушником своим Дорофеем целый год просидел в Рославльской тюрьме, пока кончилась о них гражданская переписка с Карачевскими присутственными местами. Выпущенный из острога в октябре 1827-го года, Досифей прибыл в Оптинский скит, где радостно и честно был принят своими бывшими собратьями и настоятелем пустыни, о. Моисеем. О. Досифей поселился в скиту, где и скончался 22-го декабря 1828 года в глубокой старости. За несколько времени до кончины его был такой случай. Помещица Крапивенского уезда, г-жа Воейкова, еще молодая женщина, заболела горячкой, и родные собрались у ее постели в ожидании ее кончины. Вдруг, она, поговоривши с кем-то тихо, сама встала с постели и спросила: «где же монах, который сейчас приходил сюда?» Пока родные уверяли ее, что это ей показалось, больная чувствовала все большее облегчение и рассказала, что виденный ею монах говорил ей следующее: «чего же ты лежишь? Вставай да приезжай в Оптину пустынь служить молебен, а я на твое место лягу, – так Бог велел»! В несколько дней после того больная выздоровела совершенно и тотчас она поехала с мужем в Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главный принцип его писательства – скрупулёзная редакторская работа над текстом. «То, что у толкователей отсутствовало, мы восполнили, неясное прояснили, противоречивое исправили и избыточное отсекли» 469 . Имея возможность работать в афонских архивах, Никодим старался собрать максимально разнообразный материал. В частности, «Синаксарист» был составлен Никодимом на материале четырёх рукописей. «Мы постарались очистить этот наш перевод и от того, что в прежнем Синаксаристе было противно Божественному Писанию, недостоверно и неправильно, согласно здравому смыслу и мнению критиков» 470 . Из этого отрывка становится ясно, что Никодим не только изучил текст рукописей, но и проанализировал работы предшествующих ему критиков с различными вариантами его толкования. Материалы афонских архивов позволяют выявить особенности его исследовательской деятельности. Им были разобраны и изучены тысячи рукописей, во многих из которых сохранились сделанные его рукой пометки: «Прочитано мною, Никодимом с Наксоса». В бумажном кодексе XV b. сохранилась надпись: «Я прочитал эту священную и исполненную таинственных учений Духа и прославленную книгу и получил немалую пользу – Никодим монах, с Наксоса» 471 . Никодимом было обработано столько материалов, что их объём позволил нам найти новые, ещё не введённые в научный оборот источники 472 . Характер исследовательской работы Никодима убеждает нас в том, что для него существовало понятие истории, исторического источника, документа. Такое же бережное отношение к книгам он старался привить и своей аудитории: «Как каждый мастер тратит деньги и покупает все необходимые для его ремесла инструменты (и никакая бедность не препятствует ему купить всё необходимое), так и каждый христианин обязан тратиться на покупку книг» 473 . Никодим в совершенстве изучил не только Священное Писание и Предание, но и классические произведения античных авторов. Он знал многие произведения наизусть и не раз цитировал их в своих работах и письмах. Так, в письме Патриарху Григорию V он употребляет выражение, восходящее к Гомеру: «смертных всегда уступчивы помыслы» 474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

оставить обитель и св. Афанасию. На дороге встретил Божию Матерь, которая убеждала его вернуться назад, обещая быть экономиссой Лавры, а для убеждения в действительности своего явления велела ему ударить жезлом по скале. Афанасий ударил и из рассечённого камня побежал поток воды, текущий и до настоящего времени. Вода источника считается целебной. Скала, из которой он вытекает, находится на высоте 3–4 аршин от земли, так что образует прекрасный душ. Мы все раздевались и становились под него на несколько секунд. Больше простоять нельзя. Струя воды падает с значительной силой, вода необыкновенно холодная, а из-под ног скользят уносимые потоком камни. Пока мы купались, о. Ивистион развёл костёр и готовил чай. Пили чай и закусывали, расположившись под тенью громадного комарневого дерева. Закусывали прекрасным афонским полу-чёрным хлебом, так как октоподы, на которых о. Ивистион возлагал большие надежды, мы забраковали, хотя они и считаются у монахов лакомым блюдом. О. Ивистион особенно советовал подкрепляться афонским кваском, так как предстоит 2-х часовой переезд до кельи св. Артемия, и довольно трудный. Вообще монахи, путешествуя по св. горе, запасаются красным вином, в виду того, что пить одну воду во время сильной жары считают небезопасным для здоровья. У живоносного источника мы пробыли около часа. Затем снова сели на мулов и тронулись далее. По бокам бегут мальчишки – погонщики мулов, большей частью, болгары, а впереди, в красивом болгарском костюме, важно выступает, указывая дорогу, старший над ними. Солнце печёт. Дорога постоянно извивается и уходит почему-то довольно далеко от берега в густой лес, где нелегко пройти даже пешком. Но мулы умело, хотя и лениво, протискиваются среди густых, царапающих лицо и рвущих одежду зарослей, отдыхают, вопреки желанию седоков, у источников и мало по малу подвигаются всё-таки вперёд. Дорога – неровная, то подымается в гору, то так круто спускается вниз, что того и гляди перепрыгнешь через голову мула, в полной власти которого находишься всё время. Заставить упрямого мула идти скорее, тише, или перегнать другого – вещь мудрёная. Он всё-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010