Афанасий Зоитакис Заключение На развитие взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца оказала влияние, прежде всего, кризисная ситуация в образовательной, политической и духовной сфере. Именно в периоде формирования их мировоззрения следует искать истоки многих особенностей их педагогических концепций, а также причины тех или иных действий, предпринятых в ходе последующей работы по просвещению соотечественников. На наш взгляд, именно проблема нехватки литературы вынудила святого Никодима выбрать писательство как основной путь реализации своей просветительской программы. В то же время нехватка школ на родине святого Космы подвигла его к реализации программы по открытию ряда новых учебных заведений разного уровня. Знание обстановки в греческих землях не только предопределило их решение посвятить себя делу просвещения соотечественников, но и способствовало выработке комплексной просветительской программы, предлагавшей конкретные шаги по выходу из кризиса. Удалось установить, что на их концепции повлияло воспитание в православной семье и в среде, приверженной традиционным ценностям, а также полученное ими фундаментальное образование. Рассмотрение начального этапа деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца , в том числе и сквозь призму православной традиции, с учётом практики духовного наставничества, позволило полнее охарактеризовать формирование их мировоззрения и объяснить многие до сих пор непонятные мотивы их действий. Дело в том, что Косма и Никодим исходили из представления о возможности сочетания активного выхода в мир и исихастского подвижничества в современных им условиях. Свою просветительскую деятельность они рассматривали как исполнение своей прямой обязанности – монашеского служения. Выбор форм его реализации осуществлялся в соответствии со способностями и духовным уровнем того или иного монаха с благословения авторитетных духовных наставников. Светское образование они рассматривали не только как подготовку к просвещению соотечественников, но и как важный этап в своём духовном совершенствовании. При этом они полагали обретение исключительно мирских знаний недостаточным для выхода в мир условием и сознательно прошли школу афонского монашества, чтобы изучить традицию изнутри и получить необходимые духовные знания и опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Но, когда минуло Авраамию семь лет его возраста, он снова осиротел: духовная мать его, монахиня, из сей юдоли нашей привременной переселилась в Небесную отчизну. После сего он возымел сильное желание отправиться в Византию, чтобы посвятить себя там высшим наукам. Господь, пекущийся о сиротах и видящий направление наших желаний, призрел на чистоту сердечного его стремления и потому премудро устроил дело по желанию его сердца. По устроению Божию с Авраамием познакомился один евнух тогдашнего царя Греции Романа Старшего, бывший в то время в Трапезунде таможенным чиновником. Видя целомудрие и ум отрока, он полюбил его, взял с собою в столицу и отдал там в научение одному славному наставнику, по имени Афанасий. Учась у Афанасия, юный Авраамий, при счастливых умственных способностях, быстро шел вперед в своем образовании и в короткое время обладал уже многими сведениями по всем частям преподаваемых ему наук. Но при своем старании об образовании ума Авраамий не оставлял в небрежении и образования нравственного. Сколько питал он свой ум уроками философии, столько же умерщвлял плоть свою строгой жизнью и воздержанием, – и вскоре сделался почти тем же, что был и Афанасий. В то время в Византии был один военачальник, по имени Зефиназер. Он женил своего сына на одной сроднице Авраамия, которая посоветовала своему мужу взять юношу в дом свой. Сын вельможи тотчас согласился на предложение юной своей супруги. Но Авраамий не вдруг решился исполнить волю своей сродницы. Только после многократно повторенной просьбы юных супругов явился он в их дом, да и явившись, не хотел пользоваться одним с ними столом, ибо желал скрыть воздержную свою жизнь, которой научился почти с пеленок. Поэтому в услужение ему дали двух человек, которые от господ и доставляли все для него нужное. Но блаженный Авраамий, не желая баловать свой вкус роскошными вельможными блюдами, уговаривал прислужников, чтоб они те снеди продавали и покупали для него только ячменный хлеб; да и ячменный хлеб вкушал он чрез два дня, с сырыми зелиями, питием же его была одна вода; редко когда к малому утешению своей природы вкушал он некоторые из плодов.

http://isihazm.ru/1/?id=1828

Комната, занятая библиотекою, убрана портретами известных старцев, украшавшими некогда келлию почившего в Бозе скитского Старца Иеросхимонаха о. Макария. На основание скитской библиотеки поступила келейная библиотека Старца, согласно его желанию; она заключает в себе до 1000 нумеров рукописей и книг разных названий, разделенных на 8 отделений: I. Рукописей 133 II. Книг Св. Писаний и толкований на оный 37 III. Книг богослужебных 96 IV. Писаний Св. Отцев 94 V. Духовно-нравственных 347 VI. Исторических 219 VII. Духовных журналов (каждый год имеет свой 85 VIII. Книг разного содержания (медицинских, хозяйственных, учебных и т. п.), не вошедших в число первых 7 отделов по своему содержанию 55 Итого 1106 А как несколько экземпляров книг одного наименования обозначены одним номером; тогда как, например в VII отделении, каждое из изданий обители имеется в 12 экземплярах: то число томов библиотеки доходит таким образом до 1500. Замечательные рукописи и книги: Из отделения рукописей заслуживают внимания по своей древности: 1) 80 постнических слов св. Исаака Сирина , в ¼ д. л., Болгарского перевода, писана полууставом. На обороте последнего листа надпись: «сиа книга медоточнаа, иже во святых Отца нашего Исаака; написася в Святей горе Афонстей, в святей и велицей лавре Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Афанасия, желанием и трудом и ексодом грешнаго Гавриила в лето 6897», т. е. в 1389 году. Известно, что древнейшия из написанных на бумаге списков Греческого перевода (с Сирского) книги св. Исаака Сирина , сделанного Авраамием и Патрикием «философами и молчальниками» обители св. Саввы Освященного; каков например хранящийся в Московской Патриаршей библиотеке, – относящийся (как видно из описания на стр. 81) к XIV столетию; а именно к 1355 году 308). Из нашей рукописи видно, что Славянский перевод сих слов, сделанный первоначально на Афоне (и именно в одном столетии с Греческим, по замечанию изыскателя Афонских древностей Архимандрита Порфирия), для Болгар, в лавре св. Афанасия некиим Старцем Иоанном. Рукопись эта привезена из Палестины скитским Иеромонахом о. Леонидом, в 1859 г., в дар Старцу Иеросхимонаху Макарию; а по кончине его сделалась собственностью скитской библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

При том племянник вышепомянутого Серафима Евфимий, известный Сидонскому паше, упросил этого начальника, чтобы он приказал рукоположить его в епископа города Птолемаиды, да будет и он архиереем, где начальствует паша сей. Это совершилось, но показалось незаконным иерусалимскому патриарху Хрисанфу, в области которого находится Птолемаида; и потому он уведомил антиохийского Кирилла о низложении Евфимия. Между тем Сидонский паша перемещен был в Дамаск. Тогда Кирилл, вспомнив, что родственник Серафима Евфимий не читал определения о низложении его, а по возвращении Серафима из Рима увидев, что подарок папы ничтожен, тогда как ожидаем был дар большой, прочел оное определение. После сего Евфимий прибегнул к покровителю своему Дамасскому паше и сказал ему: «Кирилл отлучил меня, как франка. Но я не франк. Это доказывает одежда моя». За то паша разгневался на Кирилла, однако потушил гнев свой, когда патриарх задарил его своими червонцами. Потом умер Кирилл, а Афанасий остался один на патриаршем престоле Антиохии, святительствуя православно и добродетельно, и будучи хвалим за благоразумие. СИЛЬВЕСТР. 1728 г. – Умирает антиохийский Афанасий после отречения от престола своего и после предоставления его своему архидиакону Сильвестру, который тогда находился на св. горе Афонской для богомолья в тамошних монастырях. Этот Сильвестр вызван был в Константинополь и там рукоположен в патриарха Антиохии Константинопольским архиепископом Паисием, а оттуда отправился в свою епархию. Когда же он остановился на постоялом дворе, называемом Хандумени, отстоящем от Алеппа на час езды, почетные Алеппинцы вышли туда, чтобы встретить его, приготовили самую роскошную трапезу, и по данному им от антиохийского Афанасия дозволению, поставили на столе и рыбу, хотя была середа. Сильвестр, увидев эту рыбу, опрокинул стол ногами своими, и начал отлучать их, как рыбоядцов, а когда остановился в митрополии, то не только не сподобил их прощения, которого они домогались у него, но еще в церкви в следующее воскресенье отлучил всякого, кто впредь дерзнул бы есть рыбу в середу и пятницу. Да и в следующие дни он холодно принимал граждан почетных, приходивших видеть его, а незнатных и низших чтил и угощал к унижению первых. Случилось же после третьего обычного свидания патриарха с Алепским пашей: некоторые из почетных Алеппинцев заключены были в тюрьму, как ревнители папизма, и потом за большие деньги получили свободу. Сие то несчастие они признали делом патриарха, и денежными подарками склонили пашу втюрмить самого Сильвестра. Но он узнал это от английского консула вечером, когда находился в одном саду, и с своими оседлав четырех посланных этим консулом лошадей, убежал в Лаодикию без денег и одежды, а оттуда морем уехал в Константинополь в следующее лето. Алеппинцы же с этой поры со всею радостью предались папизму, дозволяющему им не только рыбоядение, но и мясоядение, когда бы ни захотели, и с православным духовенством стали обращаться недружелюбно и презрительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сейчас, например, Усенко выпустил возмутившее многих обращение к Кадырову. Реакция на это у всех одинаковая: что это за бред, больной человек говорит глупости - что с него взять?       Нельзя не согласиться с мнением опытных священников, верно поставивших диагноз, но не знакомых с уголовным миром. Но на самом деле жулик Усенко далеко не дурак. Здесь он применяет другой прием, заимствованный им на зоне, - вылизывание рук. За этим обращением стоит «голый расчет и ничего личного» готовящаяся поездка к Кадырову, где царь Кавказа умилится от глупостей афонского клоуна, который за 20 лет поднаторел в ресторанных представлениях. И Афанасий уедет на Афон с новой пачкой купюр. В данном случае не было шантажа, а просто «продажа русских монахов на Афоне», продажа имени - цинично и прагматично.   И таких примеров можно привести сколько угодно. Вряд ли кто-то еще столь сильно дискредитировал русских на Афоне за последние 15 лет, сколь сделал это гражданин Российской Федерации (по данным консульства) Евгений Усенко экстремистскими обращениями или воззваниями от лица «афонских монахов», а перед греками - постоянными драками и скандалами.   Запачкавшийся в противоестественных грехах и нелегально перешедший границу уголовник, имеющий на себя компромат и полностью контролируемый Евгений стал лакомым кусочком для спецслужб. Поэтому когда вышли книги, поливающие Россию грязью и разжигающие в многонациональной стране рознь, мало кто поверил, что их автором является подписанный автор - косноязычный урка.    Книги, подписанные именем монаха Афанасия, действительно являются экстремистскими и запрещены (см. например: ). Впрочем, книги написаны не им, но эту тему мы не будем затрагивать. Личные высказывания необразованного урки очень легко отличить по безграмотности, матерщине, злобным ругательствам и патологической направленности на тему гомосексуализма.  Итак в 2000-е годы торгуя именем Афона мелкий жулик Усенко попал в струю! Оказалось, можно просто продавать имя «Афон», причем за огромные деньги. Наконец, трудно было в Росиии найти такого православного благотворителя или «верущего» члена Администрации Президента, которые бы лично не встречались с жуликом и не передавали бы ему пожертвования. Богачи так и представляют себе монахов, как чудаков, у которых жизнь не сложилась, и Усенко попал в струю, разыгрывая из себя шута в ресторанах. В эти годы он фактически жил в России развлекаясь пьянками и драками.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=3044

547), которая сводится, главным образом, к тому, какие стороны жизни святогорских обитателей «понравились» (стр. 556) нашему исто­рику. Читатели «Истории Афона» не найдут здесь удовлетворительного разрешения весьма важных и интересных вопросов относительно того, как сложились на Афоне все три ныне существующие формы жизни его насельников: киновия, идиоритм и келлиотство; какие отличительные особенности каждой из этих форм, какие фазы и видоизменения пере­живали они в течение своей длинной истории, что в них действительно хорошего и благодетельного для насельников-соседей св. Горы и по­сетителей ее, какие анормальныя явления замечались в каждой из них и т. д. и т. д. Многочисленные документы, относящиеся сюда, начиная с завещания св. Афанасия Афонского , грамоты и уставы патриархов и императоров, распоряжения внутренние, исходившие от протов св. Горы и от карейского протата, заметки в дневниках и рукописях- все это могло бы дать драгоценный и в высшей степени любопытный ма­териал для настоящего отдела разбираемой книги, но на самом деле преосв. Порфирий не исчерпал здесь даже и того материала, какой дает завещание св. Афанасия. Этот драгоценный, во многих отношениях, документ, остававшийся в науке неизданным до последнего времени, удостоился внимания нашего историка по частному лишь обстоятельству или Факту, имевшему место в святогорской жизни, а именно, когда ему пришлось трактовать о светских эпитропах и покровителях афон­ских обителей. Помещая в Оправданиях под 96 отрывок из него „ περ τν πτρπων“, преосв. Порфирий не оказал к нему подобаю­щего внимания и издал его с большими пропусками. Вот образчики чтения документа у преосв. Порфирия и как нам на самом деле сле­дует его читать: Стран. Строка Напечатано: Следует читать: 2 сверху τν δ εσεβστατον κριν μου Νικηφρου τν δ εσεβστατον κριν μου κα τ ντι φιλχριστον κα φιλομναχον Νικηφρου τν κριον ωννην τν βηρα τν κριν ωννην, τν πνευματικν μν δελφν κα πατρα, τν βηρα γειτνιζοντες, σπουδσωσι γειτνιζοντες, μ λλον δ συνοικοντες τος κατ’ μ πατρσι κα δελφος, σπουδσωσι τν παροσαν τν προσο σαν Заключительным отделом «Истории Афона» служит хронологиче­ский перечень «крупных событий с 1456 года до наших дней» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1918–1920 гг. Г. Миллет во время своих поездок на Святую Гору сделал серию снимков афонских актов, особенно связанных с Лаврой св. Афанасия. Эти акты, как считал исследователь, должны были быть изданы как греческие документы византийской эпохи. Данную работу выполнили Ж. Руйяр и П. Коломп. Они выпустили один том актов Лавры св. Афанасия 319 . В 1941 г. на Афоне побывал Ф. Дэльгер, сфотографировавший множество документов, в число которых входили не только акты Лавры, но и акты других афонских монастырей. В результате в 1948 г. ученый смог издать многие из ранее не публиковавшихся актов с научными комментариями 320 . Наконец, в 1958 г. М. Гийю, член французской афинской школы, посетил Святую Гору и сделал еще; несколько фотоснимков актов, не вошедших в публикацию Г. Миллета, Большая часть их относится к эпохе Палеологов. Тогда же были сделаны фотоснимки актов многих других афонских монастырей. Они легли в основу издания, которое носит общее название «L’Aarchives de l’Athos». На сегодняшний день имеются 26 томов этого собрания. Оно отличается качественным изданием каждого акта, с использованием новейших археографических методов, систематическим подбором актов, анализом документов в различных исследовательских аспектах. До сих пор не появилось специального исследования о характере крупного землевладения фракийского региона на основе анализа всего комплекса афонских актов. По-видимому, это связано с тем обстоятельством, что полное их критическое издание еще далеко от завершения. Правда, материалы архива афонских монастырей, которым мы располагаем на сегодняшний день, привлекались исследователями как дополнительные источники при изучении тех или иных аспектов аграрно-правовых отношений фракийских провинций империи или для изучения византийской дипломатики 321 . Эти исследования расширялись с начала XX в., что было связано с открытием новых документов французской археологической школой в Афинах. Прежде всего следует отметить исследования Ж. Платона, занимавшегося изучением права предпочтительного отчуждения имущества 322 . Очень важны работы русских византинистов Б. А. Панченко, П. А. Яковенко и К. Н. Успенского , в которых исследователи касались проблем организации византийских вотчин, прежде всего монастырских 323 . При этом изданные тогда афонские акты были подвергнуты критическому анализу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий Зоитакис Характеристика источников Всю совокупность источников можно разделить на несколько групп: творческое наследие Космы Этолийского (пророчества, поучения, письма), совокупность произведений Никодима Святогорца , наконец, воспоминания современников и другие свидетельства, проливающие свет на деятельность двух святых и отражающие их взгляды. Однако, для более полного раскрытия темы нашего исследования, мы сочли необходимым привлечь ряд дополнительных материалов. Прежде всего, это документы, позволяющие дать характеристику двум крупнейшим направлениям новогреческой общественной мысли конца восемнадцатого века – православного традиционализма и новогреческого Просвещения в целом. Также источники по греческой истории накануне национально-освободительной революции. Помимо освещения исторической обстановки в целом, они позволили полнее раскрыть образ рассматриваемых в нашем исследовании персоналий и осветить место их взглядов в общественной мысли Новой Греции. Следует особо отметить, что в исследовании использованы ненарративные: устные и вещественные источники. Также впервые вводятся в научный оборот архивные источники, найденные нами в библиотеках афонских монастырей и других архивных хранилищах. Творческое наследие Космы Этолийского достаточно обширно. Можно выделить три группы документов, авторство которых приписывается святому Косме и которые в той или иной степени отражают его учение и общественную деятельность: поучения (проповеди), письма и пророчества. Так как эти источники различаются по типу и по степени достоверности, следует рассмотреть их в отдельности. Однако общим подходом к их анализу будет установление их авторства и хронологии, а также характеристика языка, структуры, достоверности и происхождения. Для донесения своих идей до народа Косма Этолийский использовал поучения, которые произносились им при большом скоплении народа в различных населённых пунктах. Помимо текстов восьми поучений, до нашего времени сохранились несколько притч (небольших текстов дидактического характера) и отдельных отрывков. Они тесно связаны с поучениями как тематически, так и структурно, и, соответственно, будут рассмотрены в этом разделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На Афоне сорвался в пропасть монах, спешивший на помощь пострадавшим в аварии 8 сентября, 2014. Новостная служба Спасатели вскоре извлекли двоих пострадавших пожарных, которых сразу же перевезли на вертолете в 424 Генеральной военный госпиталь города Салоники. Монах был найден мертвым. 8 сентября. ПРАВМИР. На Святой Горе Афон сорвался в пропасть монах Афанасий из монастыря Хиландар, спешивший на помощь пострадавшим в аварии пожарным. Трагедия произошла около 8 часов утра, когда пожарная машина с двумя пожарными выехала на дороги Афона на обычное ежедневное дежурство, — сообщает Русский Афон . Во время патрулирования, по причине необустроенности дорог, их машина застряла в сложно проходимой горной местности недалеко от часовни монастыря Хиландар, в результате чего двое пожарных получили тяжелые травмы. Узнав о случившемся, один из афонских монахов из сербского монастыря Хиландар на автомобиле поспешил к месту аварии, чтобы помочь пострадавшим, но, не доехав буквально 100 метров до места происшествия, сорвался в пропасть из-за того, что машину занесло на зыбкой почве. Спасатели вскоре извлекли двоих пострадавших пожарных, которых сразу же перевезли на вертолете в 424 Генеральной военный госпиталь города Салоники. Монах был найден мертвым. Им оказался самый молодой насельник Хиландарского монастыря монах Афанасий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-afone-sorvalsya-v-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТОЛЕОН [Греч. Παντολων], визант. художник, иконописец и миниатюрист; жил и работал в правление имп. Василия II (976-1025). Сведения о П. известны из Жития свт. Афанасия Афонского (Vita A, 1001-1016 гг.). В рассказе об одном из посмертных чудес святого упоминается создатель прекрасной иконы свт. Афанасия художник по имени Пантолеон, к-рый во время описываемых событий в К-поле работал над неким царским заказом. И. И. Шевченко отождествил этого мастера с одним из художников, иллюстрировавших Минологий Василия II (Vat. gr. 1613; факсим. изд.: El «Menologio» de Basilio II, emperador de Bizancio (Vat. gr. 1613). Madrid, 2005. [Codices e Vaticanis selecti, Ser. maior LXIV]). Эта знаменитая рукопись содержит 430 миниатюр, рядом с к-рыми писец указал имена 8 художников. Авторство наибольшего числа миниатюр (79) в Минологии, в т. ч. первой, приписывается П., из чего сделан вывод, что этот художник был главой мастерской. Миниатюры П. отличаются неизменно высоким качеством исполнения. Для них характерны уравновешенные композиции, гармоничные цветовые сочетания, спокойные и натурально переданные движения персонажей. Фигуры имеют слегка удлиненные изящные пропорции, лица - правильные черты. Рисунок П. тонкий и аккуратный, детали исполнены очень тщательно, моделировка поверхностей сделана плавными тональными градациями. В целом классический и гармоничный стиль П. можно назвать эталоном для визант. искусства кон. X - 1-й четв. XI в.; на него ориентировались и др. художники мастерской. Исследователи приписывают П. также иллюстрации Псалтири имп. Василия II из б-ки Марчиана в Венеции (Marc. gr. Z. 17) и миниатюры нек-рых др. рукописей кон. X - нач. XI в. Лит.: Š ev enko I. Illuminators of Menologium of Basil II//DOP. 1962. Vol. 16. P. 245-276; idem. On Pantoleon the Painter//JÖB. 1972. Bd. 21. S. 241-249; Cutler A. The Psalter of Basil II//Arte Veneta. 1976. Vol. 30. P. 9-19; 1977. Vol. 31. P. 9-15; Furlan I. Codici greci illustrati della Biblioteca Marciana. Padova, 1978. Vol. 1. P. 46-47; Zakharova A. Gli otto artisti del «Menologio di Basilio II//Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. Vat., 2003. Vol. 10. P. 379-432 (ST; 416); Zacharova A. Los ocho artistas del Menologio de Basilio II//El «Menologio» de Basilio II. Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613: Libro de estudios con ocasión de la edición facs./Dir. por F. D " Aiuto, ed. esp. a cargo de Inmaculada Pérez Martín. Vat.; Atenas; Madrid, 2008. P. 131-195. (Colección Scriptorium; 18); Захарова А. В. Минологий Василия II (Vat. gr. 1613)// Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. С. 145-206.

http://pravenc.ru/text/2578894.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010