Против Либерия поднялось в антиафанасиевской партии глухое недовольство, настолько серьезное, что папа нашел себя вынужденным оправдываться от взводимых на него нареканий перед императором. Из апологетических замечаний Либерия можно заключать, что враждебные Афанасию «члены церкви» обвиняли папу в бюрократическом произволе, в человкоугодничестве, ради которого он встал на сторону афанасиевской партии и даже «утаил» т. е. не дал законного хода жалобам на Афанасия со стороны восточных епископов. Решительно отвергая последнее обвинение, как заведомо ложное, папа уверяет, что он в данном процессе Афанасия стоял на строго-законной почве: отменяя постановление первого собора об Афанасии, уже объявленное в особом послании к восточным, папа поступил так, лишь следуя законному решению большинства епископов, бывших на втором соборе, и нисколько не нарушил церковных канонов, и не уронил авторитета римской кафедры, установленного целым рядом славных предшественников Либерия. Из представленного содержания письма Либерия, в общем достаточно наглядно обрисовывающего положение церковных дел в Риме в начале его папствования, представляется лишь неясным вопрос, какое именно письмо Либерий послал с первого собора восточным, и каким образом отмена его решения могла казаться нарушением канонических прерогатив римской кафедры? Нам кажется, что это послание восточным и есть не что иное, как цитованный выше документ: Studens paci..., а ответ на второй из намеченных вопросов можно найти в комментарии к этому документу у Илария, где характер египетской делегации к папе, вызвавшей отмену первого соборного постановления об Афанасии, обрисовывается с большей определенностью. Раскрывая, почему арианствующие епископы Потамий, Епиктет и Фортунациан напрасно радовались осуждению папой Афанасия, Иларий замечает: «ибо (в Рим) пришли увещательные послания от всего Египта и Александрии: как раньше при Юлии были писаны послания (папе с ходатайством) о поддержке общения с изгнанником – Афанасием, так и теперь были представлены Либерию такие же послания (с ходатайством) о соблюдении общения (с Афанасием и подведомственными ему епископами) как это видно из нижеследующего» 122 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Впервые на Ферраро-Флорентийском лжесоборе 1439–1440 гг. латиняне попытались на него опереться, дабы обойти вопрос о Filioque (как известно, в Апостольском Символе член о Святом Духе ограничивается словами “credo in Spiritum Sanctum” и о его происхождении ничего не говорится). Они встретили, однако, отпор со стороны св. Марка Ефесского , заявившего, что этот Символ неизвестен Церкви. Что же касается так называемого Символа св. Афанасия, известного также по первым словам его первоначального латинского текста под именем “Quicuque nult (Иже хощет спастися)”, то, хотя о точном времени и месте его происхождения все еще спорят между собою церковные историки, о принадлежности его св. Афанасию не может быть, конечно, и речи. Все говорит против этого: латинский текст оригинала, неизвестность памятника на Востоке, не афанасиевская терминология, отсутствие классического афанасиевского выражения “единосущный”, более поздняя христология, отсутствие в творениях св. Афанасия ссылок на этот Символ и, наконец, то, что сам св. Афанасий был решительным противником составления какого бы то ни было другого символа, кроме Никейского, и не стал бы, конечно, противоречить самому себе, составляя свой собственный символ. Наиболее вероятно, что Псевдо-Афанасиевский символ был составлен на латинском языке в VI-VII вв. в южной Галлии, окончательный же текст его был установлен только в IX веке. Учение о Св. Троице изложено в нем в духе блаж. Августина с его приматом сущности над Лицами, так что исходным моментом является не Отец, как в Никейском и других древних символах веры и как о том богословствуют все греческие отцы, а единый Бог в Троице, причем “монархия” Отца как единого Источника и Виновника явно умаляется. Все это типично августиновское богословие, породившее Filioque и завершившееся впоследствии у Фомы Аквинского отождествлением сущности и энергии в Божестве. И действительно, существующий сейчас латинский текст Псевдо-Афанасиевского символа содержит учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, хотя и не в выражении Filioquë “Spiritus Sanctus a Patre et Filio...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В Музее истории города Ярославля проходит выставка, приуроченная к 400-летию Кирилло-Афанасиевского монастыря 1 июля 2015 г. 08:15 Торжественное открытие выставки состоялось 30 июня 2015 года в Музее истории г. Ярославля. «Ибо возлюбил Господь место сие…» – под таким названием объединили экспозицию организаторы и авторы: настоятель Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря г. Ярославля игумен Феодор (Казанов), заместитель директора музея Н.Г. Корсиков, старший научный сотрудник музея М.Ю. Белова. Выставка стала одним из первых мероприятий в рамках празднования 400-летия Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря. На выставке с помощью фотографий, документов и предметов воссоздана 400-летняя история обители, начиная с обретения иконы Спаса Нерукотворного Образа по сегодняшний день. В церемонии открытия приняли участие митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , советник губернатора области В.В. Кувшинов, директор музея В.В. Величко, настоятель Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря игумен Феодор (Казанов), благочинный приходов Ярославского городского округа иерей Александр Пчелкин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерей Павел Рахлин, руководитель отдела по культуре Ярославской епархии протоиерей Михаил Смирнов, настоятельница Казанского женского монастыря г. Ярославля игумения Екатерина (Гаева), настоятель храма св. Димитрия Солунского г. Ярославля протоиерей Олег Косолапов, настоятель храма свв. Зосимы и Савватия г. Ярославля протоиерей Аркадий Гопаненко, настоятель Софийского храма г. Ярославля протоиерей Василий Шиханов, представители научных кругов и общественности, клирики, прихожане храмов. «События Смутного времени, того периода, когда был основан монастырь, для ярославцев имеют большое значение, — сказал в своем приветственном слове директор музея В.В. Величко. — Ярославль тогда играл важную роль. Многие историки занимаются исследованием событий Смутного времени, изучают роль временной столицы, Ярославля, в восстановлении Российской государственности. Ярославцев это вдохновляет, тем более, что именно здесь ополчение с 2 тысяч человек увеличилось до 20 тысяч. И сегодня, отмечая 400-летие Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря, мы вспоминаем его основателей, всех тех, кто служил и трудился здесь, и благодарим их».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Ярославской епархии прошли торжества, посвященные 400-летию основания Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря 1 сентября 2015 г. 12:11 29 августа 2015 года в Ярославской епархии прошли торжества, посвященные 400-летию основания Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря. Праздник начался с молебна в Преображенском храме бывшего Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля, ныне являющегося государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Богослужение совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин в сослужении духовенства Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . После молебна состоялся крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного от Спасо-Преображенского к Кирилло-Афанасиевскому монастырю. Торжества продолжились Божественной литургией в Спасо-Пробоинском храме Кирилло-Афанасиевского монастыря Богослужение возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Рыбинский и Угличский Вениамин , секретарь Ярославской епархии и настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы архимандрит Адриан (Денисов), настоятель Никитского мужского монастыря г. Переславля-Залесского архимандрит Димитрий (Храмцов), наместник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого игумен Августин (Неводничек), настоятель Кирилло-Афанасиевского монастыря и руководитель отдела социального служения и благотворительности Ярославской епархии игумен Феодор (Казанов), благочинный приходов Ярославского округа иерей Александр Пчелкин, первый проректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля иеромонах Агафангел (Шкуранков), настоятель храма пророка Божия Илии с. Кузнечиха иеромонах Антоний (Инюшин), настоятель храма Димитрия Солунского г. Ярославля протоиерей Олег Косолапов, клирики храмов Ярославской и Рыбинской епархий. За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Казанского женского монастыря игумения Екатерина (Гаева), насельницы обителей, начальник Ярославской таможни полковник таможенной службы В.Н. Морозов, благотворители Кирилло-Афанасиевского монастыря, многочисленные прихожане и паломники.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Ярославский Спасо-Афанасиевский монастырь передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного 03.04.2021 В Ярославский Спасо-Афанасиевский мужской монастырь возвращена икона « Спас Нерукотворный » XVI – XVII веков. 2 апреля в торжественной церемонии передачи образа обители приняли участие губернатор Дмитрий Миронов и министр культуры РФ Ольга Любимова, сообщает «Ярославский Регион». – В Спасо-Афанасиевскую обитель возвращается драгоценная святыня – икона Спаса Нерукотворного, – сказал Дмитрий Миронов. – Более четырехсот лет назад она освятила формирование в Ярославле народного ополчения, собиравшегося для освободительного похода на Москву. Образ долгие годы находился в музейных запасниках и требовал серьезной реставрации. Мы нашли возможность восстановить икону, чтобы она смогла стать главной святыней возрождающегося монастыря. В XVII – начале XX века икона «Спас Нерукотворный» являлась чтимой реликвией приходской Спасо-Пробоинской церкви. На месте обретения образа в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени был основан Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. В феврале 1925 его закрыли. В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия. Икона поступила в Ярославский художественный музей. С 2018 до 2020 года она проходила исследование, а затем реставрацию в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. В процессе работы реставратор Олеся Романова удалила поздние живописные слои с лика Спасителя, и образ предстал в своем первоначальном виде. – Мы рады, что благодаря заботе музейных сотрудников, бережной реставрации ГосНИИРа и усилиям монастыря икона смогла вернуться на историческое место. Это является результатом нашей совместной работы. Конечно, возвращение святыни будет важным и для паломников, которые будут стремиться посетить обитель, – сказала Ольга Любимова. Она подчеркнула, что здесь в монастыре созданы все необходимые условия для обеспечения сохранности чтимой реликвии. Образ помещен в специализированный климатический киот. Для круглосуточной охраны реликвии установлена многоуровневая охранно-пожарная сигнализация и обеспечено видеонаблюдение. Икона остается в составе Государственного музейного фонда. Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим поблагодарил губернатора области и Министерство культуры за помощь в реставрации иконы и возвращении ее в монастырь. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.04.2021 10:03:21

http://drevo-info.ru/news/26718.html

После выхода из РПЦЗ архимандрит Антоний сохранил за собой должность президента Православного Палестинского Общества и настоятельство в храме у Судных врат в Иерусалиме. Вплоть до 1996 г. он пребывал в абсолютной изоляции не только от православного мира, но был лишен возможности любого полноценного общения с раскольниками 878 . После того, как в 1995 г. произошло образование «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции митрополит Паисий отложился от «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции и присоединился к новообразованной структуре. Он ходатайствовал о принятии архимандрита Антония в состав означенной группировки, однако ему в этом было отказано 879 . В 1996 г. возник «афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции, возглавляемый митрополитом Ахарнонским Афанасием (Хараламбидисом). Перейдя в «афанасиевскую» юрисдикцию, митрополит Американский Паисий (Лулургас) снова ходатайствовал о присоединении архимандрита Антония (Граббе). Прошение митрополита Паисия было сразу же удовлетворено. Спустя несколько месяцев «афанасиевский» Синод принял решение о необходимости архиерейского посвящения для архимандрита Антония. Его епископская хиротония состоялась 13 октября 1996 г. в нью-йоркском соборе святой Ирины. В рукоположении приняли участие митрополиты Паисий (Лулургас) Нью-Йоркский и Американский и Викентий (Маламатениос) Пирейский 880 . После того, как в 1998 г. «афанасиевский» Синод Церкви ИПХ Греции прекратил свое существование епископ Антоний (Граббе) отправил прошение в Синод РПАЦ с просьбой о вхождении в его юрисдикцию. Однако его желание было удовлетворено только в 2001 г. Скончался епископ Антоний 30 августа/12 сентября 2005 г. на восьмидесятом году жизни 881 . Таким образом, история существования Российской Православной Автономной Церкви весьма тесно переплетена с достаточно сложными процессами, происходившими как в Русской Православной Церкви Заграницей, так и в разрозненных греческих старостильнических юрисдикциях.   V.3.4. «Российская Православная Автономная Церковь в Америке» и греческий старостильный раскол

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тверская. Александров-Городенский (1367), Афанасиевский-Николаевский-Видогоцкий (1390), Афанасиевский на Песках (1391), Афанасиевский у Спаса за алтарем (1392), Афинейский, Офинеевский или Яфинейский на Кропивне (1393), Благовещенский-Большой Перемеры (1401), Благовещенский-Микулинский (1406), Богородицкий на Бору (1415), Богородицкий на Гостомле (1418), Богородицкий-Успенский-Введенский-Астраханский или Строганский (1424), Богословский-Старицкий (1430), Богословский-Новоторжский (1431), Борисоглебский-Микулинский (1455), Введенский-Кашинский (1470), Воздвиженский-Тверской (1495), Вознесенский в Микулине (1511), Вознесенский-Тутанский (1517), Волги-Верховский-Преображенский (1519), Воскресенский-Старицкий (1532), Воскресенский в Бардинском на Шоше (1534), Григорьевский-Богословский-Тверской (1567), Димитрия Великого на Инюхе (1582), Дмитровский в Черкасах (1583), Дудин-Николаевский (1589), Духов-Кашинский (1594), Егорьевский-Меньшой-Перемерки (1599), Ильинский-Отроковичский (1625), Иоанно-Богословский-Халихоленский (1643), Иоанно-Предтечев-Новоторжский (1649), Казанский-Апухтинский (1656), Кириллов на озере Тубасе (1668), Лахновская-Богородице-Дубровская (1714), Макариева под Городецким посадом (1724), Марфин-Тверской (1733), Мининская-Бежецкая (1734), Михаило-Архангельский-Микулинский (1739), Михаило-Архангельский на Талице (1740), Михаиловский-Тверской (1742), Михаиловский на Шоше (1748), Нектариев (1758), Никитский-Тверской (1762), Никитский-Новоторжский (1763), Никитский-Евановский (1764), Николаевская на Восне-Кашинская (1765), Николаевская-Иловицкая (1768), Николаевский-Городищенский на Шоше (1794), Николаевский на Мытище или на Ручье (1817), Николаевский-Рожковский (1820), Николаевский на Сучку (1826), Никола на Жабле (1834), Николы-Лапотника (1839), Опекалов-Вознесенский (1852), Петровский-Городенский (1867), Покровский-Отмицкий или Вотмицкий (1906), Покровский-Татаркинский (1911), Преображенский-Зубцовский (1934), Преображенский-Городецкий-Бежецкий (1936), Преображенский в Присеках (1939), Пречистенский на Каменке (1948), Пятницкий на Плоту (1957), Саввин-Сретенский на Тме (1999), Святых Отец, иже в Никеи (2002), Симеоновский на Дорогощи-Новоторжский (2018), Смердынский-Евфимиев (2025), Софийский-Тверской (2037), Спасо-Преображенский на Болгаре (2047), Спасо-Преображенский-Владычин-Горский (2048), Спасский-Березовецкий-Городищенский (2065), Спасский-Забережский (2069), Спасский на Инюхе (2073), Спасский на Сози (2078), Троицкий-Тверской (2121), Троицкий-Городенский (2130), Троицкий на Овинчищах-Шамаринская пуст. (2140), Удомельский-Параскевы-Пятницкий (2160). Успенская-Богородицкая-Ламская (2164), Успенский-Благовещенский (2179), Успенский на Холму (2196), Феодоровский-Училищный (2206), Христорождественский-Ржевский (2214), Христорождественский на Кушалинке (2217), Яминский-Спасский (2243).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь - православный монастырь в Ярославле. Основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период смутного времени. В 1925 году закрыт, в 2005 возвращен Церкви. В монастыре ведутся восстановительные работы, действует трапезная. Содержание История [ править править код ] Возникновение обители. Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально. XVII- начало XX века. В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор. В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части - во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в. Основание Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание - или возобновление - обители в том году связано с чудесным событием смутного времени . В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина . От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли. Жители обратились к " бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье " с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери . Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного , которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла . Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки. Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему " без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии , " что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время крестного хода произошло чудо - исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь . После этого события моровое поветрие в городе прекратилось. В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке " других усердных ревнителей святого дела " обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами .

http://drevo-info.ru/articles/20489.html

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств. В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики. Современное состояние [ править править код ] В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко. В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал. С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции. В 2020 году митрополит Ярославский и Ростовский Вадим освятил на территории обители памятный знак – камень с именами новомучеников Афанасиевского монастыря. 20 ноября 2020 года решением Священного Синода монастырь получил название: «Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь», которое наиболее точно соответствует историческому – «Афанасиевский монастырь» и учитывает объединение Спасо-Пробоинского храма с обителью в новейшее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010