К. неоднократно выполнял поручения имп. Фердинанда I, был его советником в церковных вопросах, посредником в переговорах с герм. князьями и католич. иерархами. Он сопровождал императора в поездке на Регенсбургский рейхстаг (1556-1557), состоявшийся вскоре после заключения Аугсбургского религиозного мира (1555). В ходе заседаний рейхстага протестант. князья предприняли попытку склонить Фердинанда I к отмене т. н. reservatum ecclesiasticum - выдвинутого им в Аугсбурге условия, в соответствии с которым при обращении католич. иерарха в протестантизм он терял право на земли, церковное имущество и т. п. Хотя нуждавшийся в поддержке протестант. князей Фердинанд I был настроен согласиться, К. убедил его проявить твердость и отказаться от уступок (Ibid. P. 337-338). В ходе противостояния между Фердинандом I и папой Римским Павлом IV (1555-1559), возникшего из-за нежелания папы признать отречение Карла V и избрание Фердинанда I императором Свящ. Римской империи, К. пытался сохранить лояльность как папе, так и императору, однако предпринимал усилия, направленные на изменение ситуации в Риме в пользу Фердинанда I (Ibid. P. 354-356, 363-364). По настоянию Фердинанда I К. участвовал в Вормсском коллоквиуме между католиками и протестантами (см. Коллоквиум ), организованном в 1557 г. императором при участии др. герм. князей. Относясь скептически к этому предприятию, К. соглашался с позицией папы и большинства католич. иерархов, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на созванном папой Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями совещаниях богословов (Ibid. P. 55-56). Помимо К. в католич. делегацию вошли 5 теологов-диспутантов (collocutores): еп. Мерзебургский Михаэль Хельдинг (1506-1561), викарный еп. Страсбургский Иоганн Дельфиус (1524-1582), доктора богословия Лёвенского ун-та Йос Равестейн († 1570) и Мартин Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Фридрих Стафилус (1512-1564), а также значительное число наблюдателей и неск. теологов-помощников (adiuncti; их задачей было подбирать материалы для участников диспута), в т. ч. личный помощник К. иезуит Николай Гаудан (1517-1565). Протестант. сторону представляли: Меланхтон, Эрхард Шнепф (1495-1558), Йоханнес Бренц (1499-1570), Иоганн Писториус (1504-1583), Георг Карг († 1576) и др. лютеран. проповедники ( F ö rner. 1624. P. 22-23; Brodrick. 1935. P. 389). Председательствующим на коллоквиуме император назначил еп. Наумбургского Юлиуса фон Пфлуга (1499-1564), благосклонно относившегося к протестантам. Главной темой обсуждения должно было стать содержание составленного Меланхтоном Аугсбургского исповедания (1530).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

105 Гоббез в изложении И. К. Блунчли, История общего государственного права и политики от XVI в. по настоящее время. Перев. с нем. О. Бакста и М Новосельского, СПб. 1874, стр. 88. 107 Заключен в июне 1552 г. между католическими и протестантскими имперскими чинами; признает свободу аугсбургского исповедания и отменяет аугсбургский интерим императора Карла V; с небольшими изменениями обращен в аугсбургский религиозный мир 1555 г. 108 Под именем Kircbenordnungen известны светские законы, изданные в отдельных немецких землях, начиная с 1528 г., князьями или городскими магистратами для урегулирования протестантского церковного устройства и богослужения. О них см. Dr. В. Hübler, Kirclienrechtsquellen, Berlin 1902, стр. 90–100, Е. Richter, Die evang. Kirchenrevordnungen des 16 Iahrb. Weimar 1846, 2 Bde; E. Richter, Gesch. der evang. Kirchenverfassung in Deutschaud, Leipzig 1851; E. Friedberg, Die geltenden Vervassungsgesetse der evang. deutschen Landeskirchen, Freiburg 1885 и 3 дополнительных тома 1888, 1890 и 1893 г.; дальнейшее продолжение в Zeшmschrlfm fütr Kirchenrecht, Bd. 23 и след. См. также статью Sehling " a «Kirchenordnungcn» в Realencyklopädie für prot. Tlicologie and Kirclie, Bd. X s. 458–460, 3 Aufl. 109 Joachim Stephani, lnstitutiones iuris cononici in tres libros secundum tria iuris obiecta partitae et ad praesentem Ecclesiarum Germaniae statum directae, Gryphisw. 1604; Matthäus Stephani, Tractatus de iurisdictione qualem habeant omnes iudices, tam saeculares quam ecclesiastici in. S. Rom. Imperio, Rostoch. 1609. 114 Sehling в Realencyklopädie für prot. Tbeologie und Kirche, 3 Aufl. Bd. X, s. 642–643, статьи Kollegialismus, Kollegial system. 115 De imperio summarum potestatum circa sacra, 1617 (издано лишь после смерти автора в 1646 г.); Ius belli ас pacis, 1425. 117 De iure naturae et gentium, Londlni Scanorum (Lund) 1672; De olliciis hominis et civis iuxta legem naturalem, Lund 1673; De habitu religionis christianae ad vitam civilem, Bremae 1687; Lus feciale divinum s. de Consensu et Dissensu Protestantium, Lubec.1695.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это-то глубокое повреждение человеческой природы, идущее по всем силам ее, и составляет второй и существенный момент в понятии о первородном грехе. Таким образом, сущность первородного греха по лютеранскому учению состоит, с одной стороны, в недостатке первобытной праведности, т. е. в недостатке того совершенства, в состоянии которого сотворена была первозданная природа человека, с другой стороны – в похоти, т. е. в состоянии проходящего по всем силам человека глубокого повреждения 326 . Как же глубоко повреждение, проходящее по всем силам человека? Настолько ли оно глубоко, что силы человека не могут действовать ни в какой уже области, что ум человека всегда представляет только ложное, и воля его способна только делать зло? Хотя естественные силы человека потерпели глубокое повреждение, однако они и при этом повреждении, по учению лютеран, могут действовать в известной области. Область, в пределах которой естественные силы падшего человека могут действовать, Меланхтон называет гражданской праведностью, или праведностью дел. В Аугсбургском Исповедании говорится, что «воля человека располагает некоторой свободой к совершению гражданской правды и избранию предметов, подлежащих разуму» 327 . Что же нужно разуметь под гражданской праведностью, в области которой силы человека могут действовать? – Уяснение этого можно находить в Апологии Аугсбургского Исповедания. В Апологии Аугсбургского Исповедания говорится, что «воля человеческая обладает свободным выбором в области таких дел и предметов, которые разум постигает per se, предоставленный самому себе, сам собой. Человек может до известной степени совершать гражданскую праведность, или праведность дел, – может говорит о Боге, выражать внешним делом известное повиновение Богу, может повиноваться властям (magistratibus) и родителям в избрании внешнего дела, – удерживать руку от убийства, прелюбодейства, воровства и проч. В природе человека (по падении) остается не только разум (ratio), разумении (juditium) предметов, подлежащих чувству, но и способность выбора в области этих предметов, свобода и способность к совершению гражданской праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Если всё это так, то все христиане должны остерегаться, как бы не сделаться участниками нечестивого учения, богохульства и незаконной кровожадности папы. Поэтому они должны покинуть и проклясть папу с его членами, как царство антихриста (Antichristi)... Явны заблуждения царства, и Писание громким голосом возвещает, что эти заблуждения – учение демонов и антихриста (daemoniorum et Antichristi)... Итак, хотя бы Римский епископ и имел главенство на основании божественного закона, однако после того, как он узаконяет нечестивые обряды и учение, противоборствующее Евангелию, ему не следует повиноваться, а скорее противодействовать, как антихристу (Antichristo) 885 . Должно упомянуть, что Шмалкалденские члены были подписаны сорока тремя представителями протестантизма и в числе их, кроме самого Лютера, Юстом Ионой, Иоанном Бугенгагеном, Георгием Спалатином, Андреем Озиандером, Филиппом Меланхтоном, – последним с той оговоркой, что если папа признает Евангелие, то ради мира и общего спокойствия христиан можно и впредь оставить в его власти тех, которые уже находятся у него в подчинении, и признать за ним, на основании человеческого права, главенство над епископами, насколько он его уже имеет. А дополнительный к Шмалкалденским членам Трактат подписали тридцать два представителя протестантского исповедания. Шмалкалденские члены, включая и Дополнение к ним, стали одной из символических книг протестантского исповедания, Это придаёт особенную важность учению этой книги о том, что папа – истинный антихрист. Это учение сделалось для протестантов не только заслуживающим полного доверия, так как оно высказано Лютером, но и обязательным, как один из членов веры, потому что вошло в одну из их символических книг. Что отцы протестантской веры придали этому учению достоинство символического учения, это было главной причиной, почему оно было усвоено всем протестантским миром и удержалось даже до настоящего времени. Довольно ясное указание на то, что царство папы с его притязаниями на неограниченное господство, светское и духовное, есть царство антихриста, находится ещё в другой символической книге протестантского исповедания, в Апологии Аугсбургского исповедания, в члене о Церкви 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Рядом с Библией , источником вероучения, при возникновении евангелической церкви объявлены некоторые догматические сочинения в качестве символических книг протестантства. Главы реформации Лютер и Меланхтон формальной принцип протестантизма, именно, что свящ. Писание очевидно и само по себе достаточно, нашли неполным и потому увидели себя вынужденными более точно раскрыть вероучение чрез составление некоторых вероисповедных сочинений, которые и стали символическими книгами протестанства; так возникли Аугсбургское и Шмалькальденское исповедания веры. Сам Лютер необходимость таковых символических книг оправдывал следующим взглядом на св. Писание: „св. Писание есть книга еретиков (ein Ketzerbuch), т. е. такая книга, которою с большим успехом пользовались еретики. Ибо нет никакой другой книги, которою бы злоупотребляли так много, как Библиею. Еретики старались хвалить ее, как никакую другую книгу и свою ересь всегда старались основать именно на ней“. Но самое происхождение символических книг протестантства уже показывает, что они не могли оставаться непререкаемыми. Так Аугсбургское исповедание (confessio Augustana) составлено Меланхтоном при участии некоторых других богословов, подписано было протестантскими князьями и городами, достигло большого уважения, одобрено и самим Лютером. „Труд Филиппа, писал Лютер, мне нравится, и я не знаю, что можно бы в нем изменить или исправить“. Но издано оно, Аугсбургское исповедание, не в том виде, так написано: во время Рейхстага оно напечатано с изменениями без согласия Меланхтона. Сам Меланхтон впоследствии тоже в чем-то изменил Аугсбургсисое исповедание, за что получил укоризну со стороны Лютера. Лютер писал: „Филипп, вы не имели права изменять Augustanam Confessionem потому что она не ваша, а церковная книга“. Таким образом Аугсбургское исповедание, как книга символическая, неизменяемая по самой идее, в тоже время в действительности являлась изменяемою. Кроме Аугсбургского исповедания в качестве исповеданий с символическим характером первоначальными протестантами признаны символы: апостольский, Никейский и Афанасиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По делам, производящимся в реформатских заседаниях с. петербургской и московской лютеранских консисторий, также установлены канцелярские сборы. Что касается окружного управления духовными реформатскими делами в западных губерниях, то оно, как мы сказали уже, принадлежит коллегии, которой русский законодатель даровал все права лютеранских консисторий и которая находится в городе Вильне, Присутствие виленской реформатской коллегии составляют: президент из светских лиц, вице-президент-из духовных, три члена- из светских и три члена-из духовных. При коллегии состоит канцелярия-из генерального секретаря, протоколиста, регистратора и определенного числа канцелярских служителей. Президент и вице-президент коллегии избираются синодом (высшее церковное реформатское учреждение с правами лютеранской генеральной консистории и даже генерального синода). Президент утверждается Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, а вице-президент – самим министром. Определение всех прочих чинов коллегии зависит от синода. Президент и светские члены коллегии и чины канцелярии считаются состоящими на государственной службе. Духовными делами общин реформатского исповедания в губерниях царства польского управляет особая реформатская консистория, находящаяся в г. Варшаве. Подобно всем вообще лютеранским консисториям, она состоит также из светского президента, духовного вице-президента, место которого обыкновенно занимает супер-инцидент, из двух светских членов, одного члена духовного и светского секретарь 6 . Все эти лица избираются реформатским синодом и утверждаются: президент-Высочайшим приказом, по представлению министра внутренних дел, прочие-самим министром. Президент, светские члены и секретарь состоят в своих должностях три года, если на следующее трехлетие не будут избраны и утверждены вторично. Они также пользуются правами государственной службы. Кроме производства общих текущих дел, варшавская реформатская консистория исключительно и окончательно рассматривает дела о расторжении браков, заключенных между лицами реформатского исповедания, равно как и смешанных браков лиц реформатского исповедания с лицами аугсбургского или римско-католического исповедания, если брак был совершен одним лить реформатским проповедником. Прокурор варшавской судебной палаты, по своему званию, исполняет должность прокурора и реформатского консисторского суда. Наконец, варшавская реформатская консистория, как и все лютеранские консистории, производит испытания кандидатов духовенства, посвящение их в духовный сан, равно как разрешает и вступление в брак в определенных законам случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В 1530 году собрался великий Аугсбургский сейм для разрешения религиозного вопроса; на этом сейме присутствовал сам император Карл V. Лютер не мог явиться сюда, так как он находился под церковным отлучением и осужден был светской властью на изгнание. Во главе протестантских богословов, прибывших на сейм, стоял Меланхтон. Когда на заседаниях сейма дело дошло до нового религиозного учения, лротестантские князья представили свое вероисповедание, в котором кратко и ясно показаны были различия новой церкви от старой. Лютеране хотели показать этой книгой, что в их учении нет ничего противного св. Писанию и подлинному учению вселенской церкви. Соотвественно с такой апологетической целью исповедание проникнуто духом умеренности. В первой части его излагаются основные пункты лютеранской догматики – о Боге, грехе, оправдании, церкви и таинствах. Вторая же часть посвящена полемике против католического учения – о причащении мирян, о евхаристии как жертве, о безбрачии духовенства, призывании святых, постах, монашестве и власти папской. Автор этого исповедания – Меланхтон. Он взял 17 статей, написанных Лютером в Швабахе (швабахские члены), и некоторые другие протестантские сочинения, привезенные в Аугсбург протестантскими князьями, и составил из них нечто целое. Так явилось Аугсбургское исповедание, которое сделалось основой протестантской церкви. По настоянию протестантских князей, это исповедание прочитано было на сейме на немецком языке. Оно возбудило сочувствие к последователям Лютера во многих, которые доселе слотрели на них с предубеждением. Но император, как и следовало ожидать, высказался в пользу католической партии. По его поручению, католические богословы написали опровержение аугсбургского исповедания, в котором учение протестантское было объявлено открытым заблуждением. Протестанты хотели представить апологию аугсбургского исповедания, но император отказался принять ее. В то же время католическое большинство провело сеймовое постановление, по которому протестантам, для их окончательного воссоединения с римско-католической церковью, назначался годичный срок (до 15 апреля 1531 г.); до тех пор им запрещались всякие нововведения; прежние, благоприятные для них сеймовые постановления, отменялись. Борьба Карла V с протестантами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для протестантской или лютеранской ветви евангелической церкви такими символическими книгами служат: 1) малый катехизис Лютера (pro parochis et concionatoribus), 2) большой катехизис Лютера же, 3) аугсбургское исповедание, представленное императору Карлу V в 1530 г. курфюрсгом Иоанном саксонским, ландграфом Филиппом гессенским и др. и редижированное Меланхтоном, 4) апология аугсбургского исповедания, составленная в 1531 г. Меланхтоном на латинском языке и переведенная на немецкий Юстом Ионою, 5) артикулы учения, составленные Лютером в 1537 в виде ответа на возможные на будущем соборе вопросы (т. н. шмалькальденские артикулы). Для евангелическо-реформатской ветви символических книг, которые бы пользовались общим признанием, не существует; в отдельных странах получали обязательное значение: 1) гейдельбергский катехизис 1562 г. 2) бранденбургское исповедание 1614 г., 3) галликанское исповедание, представленное французскими гугенотами королю Карлу IX в 1581 г. Символические книги, сами по себе, юридического значения не имеют и к практике непосредственно не прилагаются; но с одной стороны они представляют собой предел, далее которого не должно переходить юридическое развитие разных деталей церковного устройства и управления, а с другой содержат в себе положительные общие принципы устройства, которые в особенности должны служить руководящими при обсуждении вопросов de lege ferenda. § 78. Церковные уставы (Kirchenordnungen) 823 Подробности церковного устройства и управления с XVI-ro уже столетия стали определяться особыми церковными уставами, Kirchenordnungen. Содержание их, впрочем, не одинаково. Одни из них содержат в себе так называемый agenda, т. е. богослужебные правила, или требники, функции духовной должности, управление церковным имуществом, дело призрения бедных и т. п. Другие церковные уставы дают предписания относительно того, как должна быть производима визитация церквей, и как должны быть прекращаемы замеченные при визитации злоупотребления. К третьему классу церковных уставов должны быть отнесены те, которыми регулируются устройство, компетенция и отправления консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Над территориями светских чинов, принявших аугсбургское исповедание, было приостановлено осуществление юрисдикционных прав католических епископов. Подданным протестантских князей, желавшим оставаться в прежней вере, а равно подданным католических князей, принявшим аугсбургское исповедание, гарантирована свобода выселения в другую территорию (beneficium emigrandi). То jus reformandi, которое в исходе средних веков означало право католического светского начальства исправлять к лучшему пришедшие в упадок церковные дела территории и восполнять таким образом нерадение духовных властей, а в эпоху деятельности реформаторов означало право и обязанность светского начальства восстановить религиозный порядок согласно с истинным разумением Евангелия, теперь это jus reformandi превратилось в формальное право территориального начальства определять исповедание подданных. Таким образом имперский чин, присоединившийся к новому вероисповеданию, имел право вводить его в своей территории, а католический чин имел также право поддерживать и вводить в своей территории католическую веру. При этом могло случиться, что территория раз уже «реформированная», с поступлением под власть князя другого вероисповедания, снова «реформировалась» в противоположном направлении. Свобода выселения тех подданных, вероисповедание которых не совпадало с вероисповеданием начальства, в действительности превратилось в изгнание. Следовательно для свободы совести аугсбурский мир содержал в себе лишь то, весьма скромное, приобретение, что в германской империи, вместо одной принудительной церкви, стало две, и что приверженцы одной, находившиеся в пределах господства другой, не наказывалось уже смертной казнью как еретики, а только изгонялись; последователи же каких-либо других религиозных учений, кроме католического и аугсбургского, все еще должны были рассматриваться и наказываться государством как еретики. Почти столетие спустя, вестфальский мир, закончивший тридцатилетнюю войну, сделал более решительный шаг на пути веротерпимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Относительно церковных владений и прав исходным моментом было взято 1 января 1624 г.: что тогда было протестантским или католическим владением, то должно было оставаться таковым и на будущие времена. Духовные лица, переменяющие свое исповедание, должны оставлять свои места. Избирательное право духовенства должно оставаться неограниченным. Избираемые из принимающих «Аугсбургское исповедание» в архиепископы, епископы и прелаты должны быть тотчас утверждаемы императором. Имперские чины, зависящие от духовенства, пользуются защитой их исповедания. Протестантские подданные католических имперских чинов, которые в 1624 г. «вследствие ли договора или привилегий, вследствие ли долгого обычая или простого соблюдения держались ‘Аугсбургского исповедания”, сохраняют это исповедание со всеми принадлежностями», то есть с правом утверждать консистории, церковное и училищное управление и т. д. Католические подданные протестантских земских чинов пользуются той же свободой. На обыкновенных имперских депутатских собраниях число представителей обеих религий должно быть равное. В экстраординарных комиссиях, которые должны решать споры, католики или протестанты или та и другая сторона вместе должны иметь представителей своих исповеданий. В делах веры большинство голосов не должно иметь силы. К статье, дающей реформатам равные права с католиками и лютеранами, было прибавлено: «Из вышеупомянутых религий никакая другая не должна быть допускаема или терпима в Священной Римской империи». В XVIII столетии этой оговоркой воспользовались против пиетистов. Таковы основные религиозные положения Вестфальского мира 1648 г., которым закончилась опустошительная Тридцатилетняя война между католиками и протестантами и которым надолго была упрочена свобода протестантизма. Вестфальский мир показал, что возврата к прежнему быть не может. Таким образом, начиная с первой половины XVI столетия среди разнообразных церковных течений лютеранство стремится четко определить свои границы и добиться юридического права на свое существование. Эта борьба сплотила лютеранство и позволила ему не только отделиться от Римско-католической Церкви, но и отмежеваться от таких сопутствовавших ему движений, как баптизм, меннонитизм, спиритуализм, то есть от всего «левого» крыла Реформации и даже от цвинглианства и кальвинизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010