Объяснялся он с патриархом при помощи переводчика, старшего Зигомала. «Мы приветствовали патриарха, — говорит Герлах, — желали ему всякого благополучия и целовали его руки». Затем Герлах описывает, как был одет патриарх и каков он был из себя. Он называет его «приятным и милым человеком». 392 Второе посещение патриарха Герлахом происходило 24 мая 1575 г. Пастор передал патриарху письмо Андреэ и экземпляр Аугсбургского исповедания в греческом переводе. Патриарх принял то и другое от Герлаха с лицом, выражавшим удовольствие. И затем сейчас же раскрыл книгу Аугсбургского исповедания и громким голосом начал читать первые пять глав из него, так что присутствующие тоже могли знать, что прочитано патриархом. Окончив чтение, Иеремия вступил в продолжительный диспут с Герлахом; они говорили об искупительных заслугах Христа, о вере и добрых делах и особенно много об исхождении Св. Духа и от Сына. Когда Герлах уходил от патриарха, то последний благословил его крестным знамением, 393 по замечанию автора дневника. — 11 июля того же 1575 г. Герлах снова посетил патриарха. Он пришел к нему с какимто другим немцем. Патриарх вышел к ним в сад, по местному обычаю сел прямо на ковер на земле и пригласил гостей последовать его примеру. Но когда Герлах и его спутник, не умевшие сидеть по-турецки, отказались сесть на землю, то Иеремия приказал принести стулья. Кстати он велел захватить прислужнику и дорогого вина для угощения гостей. Затем, когда гости выпили вина, он стал говорить с ними по поводу разных богословских вопросов. Много говорил о хлебе квасном и опресноках. Рассуждал об исповеди и разрешении грехов, смеялся над папскими индульгенциями и при этом заметил, что он строго запретил греческим священникам брать деньги за совершение исповеди. В заключение будто бы патриарх сказал, что он одобряет (!) то, что написано в Аугсбургском исповедании, за исключением лютеранского отрицания учения о пресуществлении. 394 В том же году в праздник Успения Герлах присутствовал при патриаршей службе в патриархии и был приглашен Иеремией на обед, который был приготовлен на 100 человек.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

убеждений. К. в Вормсе (1557) По условиям Аугсбургского религиозного мира принявшие Аугсбургское исповедание протестант. князья и дворяне получили возможность свободно исповедовать свою веру и были наделены равными правами с католиками; т. о., имперская власть в лице имп. Фердинанда I фактически признала разделение Германии на католич. и протестант. земли. В условиях свободы вероисповедания проведение религ. переговоров между протестантами и католиками уже не было политической необходимостью; вместе с тем имп. Фердинанд не терял надежды на то, что в результате К. удастся добиться восстановления религ. единства Германии. Большинство католиков скептически относились к этому предприятию, разделяя офиц. позицию папы Римского, в соответствии с к-рой спорные вопросы вероучения должны обсуждаться на законно созванном папой Римским Вселенском Соборе католич. Церкви, а не на инициируемых светскими властями местных совещаниях богословов. Среди лютеран к этому времени возник раскол, вызванный спорами по поводу принятия Лейпцигского интерима (1548); однако обе враждующие партии согласились направить представителей на К. В делегацию каждой из сторон входили 6 теологов-диспутантов (collocutores). Католическую сторону представляли: М. Хельдинг (1506-1561), еп. Мерзебургский, И. Дельфий (1524-1582), викарный еп. Страсбургский, П. Канизий (1521-1597), член ордена иезуитов и близкий советник имп. Фердинанда, доктора богословия Лувенского ун-та Й. Равестейн (1506-1570) и М. Ритовий († 1583), нем. теолог и полемист Ф. Стафил (1512-1564). Интересы протестант. стороны защищали: Меланхтон, Шнепф, Бренц, Писторий, Г. Карг († 1576), Я. Рунге (1527-1595). Председателем К. был назначен Ю. фон Пфлуг, еп. Наумбургский. К. начал работу 11 сент. 1557 г.; на заседаниях предполагалось обсуждение содержания Аугсбургского исповедания (акты опубл.: F ö rner. 1624; ср.: Pfn ü r. 1996. P. 380-381). Работа К. началась с принесения всеми участниками клятвенного обещания не разглашать содержание дискуссий; неск.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

В период ранней Реформации (до 1577) лютеран. богословие не было однородным. Возникало множество специфических учений, сомнительных для лютеран, к-рые впосл. были признаны ересями (антиномизм, адиафоризм, гнезио-лютеранство , майоризм, синергизм, крипто-кальвинизм и др.). В 1577 г. было выработано ортодоксальное лютеран. вероисповедание «Формула согласия» . По настоянию сакс. курфюрста ее должны были подписать все духовные лица, преподаватели, церковные служащие. В 1580 г. «Формула согласия» была включена в «Книгу согласия», куда вошли также Апостольский, Никейский и Афанасиев Символы веры, работы Лютера (Катехизисы (большой и малый), «О власти и первенстве папы»), Аугсбургское исповедание веры и его Аугсбургского исповедания апология , Шмалькальденские артикулы , «Статьи о визитации» и «Перечень свидетельств», 86 имперских чинов и ок. 8,5 тыс. представителей лютеран. духовенства подписали новую догматическую основу лютеранства, сделав ее нормативом для 2/3 нем. протестантов. Одновременно это укрепило политические позиции курфюршества Саксонского. Ведущим центром кальвинизма стал ун-т Гейдельберга в курфюршестве Пфальц. В 1563 г. здесь по заказу курфюрста Фридриха III Благочестивого К. Олевиан и З. Урсин составили Гейдельбергский катехизис . Обстановка межконфессиональной напряженности привела к повышению в Г. роли императора как возможного посредника между католиками и протестантами и гаранта Аугсбургского религ. мира 1555 г. Императоры Фердинанд I (1556-1564) и его сын Максимилиан II (1564-1576), не утратившие надежды на воссоединение Церквей, проводили политику терпимости и компромисса с умеренными князьями-лютеранами. Они стремились не допустить в стране вооруженных столкновений на религ. почве. Эта позиция подкреплялась постоянной необходимостью общеимперских денежных сборов в связи с тур. угрозой. Имп. двор не был закрыт для протестант. дворянства. Максимилиан II шел на уступки, разрешая в Австрии и Чехии переход дворян в лютеранство. Боясь распространения военных действий на территорию империи, он запретил и католикам, и протестантам вербовать нем. солдат для участия в борьбе Нидерландов с Испанией и в религиозных войнах во Франции .

http://pravenc.ru/text/529064.html

присутствовал на торжественном оглашении Аугсбургского исповедания в присутствии имп. Карла V и высших сановников Свящ. Римской империи. Дальнейший ход событий в Аугсбурге убедил Й. в том, что император безоговорочно поддерживает католиков и лишь стойкость и твердость протестант. князей не дают ему начать решительную борьбу с протестантизмом (Ibid. P. 64-66). Размышляя сразу после завершения сейма о возможности достижения согласия с католиками, Й. составил «Суждение об условиях заключения мира» (Judicium de codicionibus pacis faciendae//CR. Vol. 2. Col. 368-371). В нем Й. выделял 7 пунктов, принятие к-рых католиками он считал обязательным; в целом они повторяют содержание Аугсбургского исповедания ( Delius. 1952. S. 66). Впосл. Й. достаточно скептически относился к различным переговорам с католиками. Он не присутствовал на проводившихся по инициативе светских властей в 1540-1541 гг. соборах в Агно, Вормсе и Регенсбурге, но знал о происходивших там событиях из писем Меланхтона и Круцигера; в письмах друзьям он с горечью говорил по этому поводу, что «во всем царстве папы нет ничего здравого» (JJBW. Bd. 1. S. 426; ср.: Lehmann. 1963. P. 71-72). Начиная с 1528 г. Й. неоднократно принимал участие в визитациях - поездках по различным нем. городам, к-рые осуществлялись по поручению покровительствовавших протестантам саксон. курфюрстов и др. светских правителей. Целями поездок были проверка состояния религ. жизни и подготовка предложений по ее реформированию в соответствии с «евангельским учением». Во время визитаций проводились собеседования с пасторами и выяснялись их религ. взгляды; обычно виттенбергские проповедники также требовали от них подписать Аугсбургское исповедание. В 1528 г. Й. посетил Торгау, Айленбург, Кольдиц и др. города Саксонии (см.: Delius. 1952. S. 74); в 1536 г. он неск. месяцев проповедовал и организовывал церковную жизнь в Наумбурге (см.: Lehmann. 1963. P. 77-78). В 1539 г. Й. с др. проповедниками посетил 14 городов, относившихся к еп-ству Майсен, к-рое после смерти противника реформации Георга Бородатого, герц.

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Продажа ненужных церковных имуществ (недвижимых) разрешается тем же порядком, как и приобретение их: на сумму до 300 рублей-генеральною консисторией, до 1000 рублей,-департаментом духовных дел иностранных исповеданий, до 5000 рублей-министром внутренних дел, а свыше этого на всякую сумму-правительствующим сенатом. Утверждение этой продажи предоставляется тем же властям в размере, назначенном для утверждения публичных торгов, при чем лютеранская генеральная консистория пользуется правами губернских присутственных мест. Что же касается кирок аугсбургского исповедания в царстве польском, то они не могут ни приобретать, ни отчуждать никаких недвижимых имуществ без Высочайшего на то соизволения. Промен земель церковных на земли городские лютеранским киркам разрешается министром внутренних дел. Отдача недвижимого имущества лютеранских кирок в вечный эмфитевтический или иной долговременный, более 12-ти лет имеющий продолжаться откуп допускается с разрешения министра внутренних дел; для кирок же аугсбургского исповедания в царстве польском-не иначе, как с Высочайшего соизволения. Сборы и даяния разного рода в пользу кирок, допускавшиеся до 28 декабря 1832 года на основании законных предписаний и давних обычаев, не могут быть ни увеличиваемы, ни уменьшаемы, ни отменяемы без Высочайшего соизволения. Лица, не принадлежащие, по своему исповеданию, к лютеранскому или реформатскому приходу, обязаны платить в пользу кирок и протестантского духовенства лишь те повинности, которые могут следовать на основании договоров, заключенных с их стороны по владельческому праву, т. е., за пользование церковной землей; от всяких же прочих повинностей в пользу протестантского духовенства и кирок они свободны. В пользу сельских кирок могут быть принимаемы, без особого разрешения высшего начальства, завещанные или даримые капиталы до 300 рублей, а в пользу городских кирок- до 1500 рублей; на принятие же приношений свыше этой суммы требуется утверждение генеральной консистории; но когда они свыше 3000 рублей, то о них генеральная консистория доносит министерству внутренних дел, которое и может дать разрешение на основании действующих правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

объявления перерыва в работе К. 28 июля 1540 г.; т. о., в Хагенау не удалось перейти к обсуждению собственно богословских проблем. Основные разногласия состояли в следующем: 1) католики предлагали использовать в качестве основы для дискуссии формулировки, согласованные во время К. в Аугсбурге в 1530 г.; протестанты считали, что обсуждать нужно не эти положения, а непосредственно Аугсбургское исповедание; 2) протестанты настаивали на том, чтобы единственным критерием истинности вероучения было заранее признано Свящ. Писание, и отказывались согласиться с принятием в качестве авторитетных источников мнений отцов Церкви, постановлений церковных Соборов и норм канонического права католич. Церкви; 3) протестанты не соглашались принять в качестве процедурной нормы заявление о том, что результаты К. получат законную силу лишь после их утверждения императором и папой Римским. 15 авг. 1540 г. имп. Карл V, недовольный отсутствием положительных результатов работы К., в письме его участникам объявил о том, что заседания К. должны продолжиться после перерыва 28 окт. 1540 г. в Вормсе. Император согласился, чтобы предметом обсуждения было Аугсбургское исповедание и составленная Меланхтоном Аугсбургского исповедания апология (1531). С целью более эффективной организации работы К. имп. Карл принял решение назначить специального представителя, ответственного за решение всех процедурных вопросов, которым стал один из его наиболее приближенных советников - нем. гос. деятель и дипломат Н. Перено де Гранвель (1486-1550). Участники К. собрались в Вормсе в окт. 1540 г., однако из-за задержки де Гранвеля офиц. открытие заседаний состоялось лишь 25 нояб. 1540 г. (полное собрание актов и документов К.: ADRG. Bd. 2. Hbd. 1-2; отдельные письма и документы см. также: CR. Vol. 3-4). Прибывший в Вормс в кон. окт. Меланхтон представил протестант. богословам подготовленную им исправленную версию Аугсбургского исповедания (Confessio Augustana variata); в процессе переговоров, проходивших с 8 по 18 нояб., все протестант.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

За это преступление полагалось самое тяжелое наказание, какое только можно было найти в кодексе уголовного человеческого правосудия: еретики отлучались от церкви и выдавались светской власти для предания сожжению. Когда оказывалось невозможным искоренить ересь применением уголовных наказаний к отдельным лицам по судебному приговору, тогда проповедовались и наряжались крестовые походы против еретиков (как напр. против альбигойцев и гусситов). Таким образом на западе в средние века еще менее, чем в христианской римской империи, возможно было правомерное осуществление еретиками их религиозного учения. Сам Лютер, от которого исходило информационное движение в Германии, подвергся бы, по отлучении его от церкви папой, обычной участи средневековых еретиков, если бы не нашел защитников в лице некоторых германских князей. В борьбе, завязавшейся между защитником римской церкви – императором германским и солидарными с ним католическими князьями с одной стороны и между имперскими чинами, покровительствовавшими учению Лютера с другой, были сделаны первые практические завоевания в пользу религиозной свободы. § 141. Постепенное развитие веротермимости со времени реформации. Аугсбургский религиозный мир 1555 г. в первый раз допустил юридическое существование в Германии другого исповедания, кроме католического, именно аугсбургского или лютеранского, однако не в том смысле, чтобы на пространстве всей империи открывалась этим миром возможность всем и каждому, по убеждению совести, принадлежат к тому или другому из обоих вероисповеданий. Аугсбургский религиозный мир признал лишь за имперскими сословиями (князьями, городами, духовными прелатами) право принимать аугсбургское исповедание, с той оговоркой относительно духовных князей (reservatum ecclesiasticum), что если кто-либо из них отступит от прежней религии, то лишается своей бенефиций или должности с плодами или доходами, ей присвоенными, причем управомоченные органы церковного устройства должны были приступить к избранию бенефициата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

«Понеже здесь, в С.Петербурге, никакого духовного и светского решения который бы в делах супружества, по аугсбургскому исповеданию, чинить мог, не имеется; то он, Напиер, принужден находится человека противу бывшей своей жены Анны Садди в прелюбодиянии и злостном побеге в той Вашего Императорского Величества Юстиц-коллегии прожить, и просить, дабы он с нею разведен был, и притом ему позволение дано было бы с другою персоною законом сочетаться. И хотя духовные лица из Лифляндии и Эстляндии под тою Коллегиею находятся, и Ваше Императорское Величество оной власть над запрещенными делами Всемилостивше поручить недавно соблаговолили: однако же, сия коллегия в духовный между обретающимися в здешней империи, кроме Лифляндии и Эстляндии аугсбургских исповедников, без точного Вашего Императорского Величества на то указа, вступать не может; а по сему, пришедшему к оной, чаю, особливо же, понеже в империи никакого суда не находится, через который бы духовный дела вне Лифляндии и Эстляндии живущих аугсбургских исповедников решены и непорядки отвращены быть могли, принуждение себя признавает Вашему Императорскому Величеству со всеглубочайшим благоговением представить, коим образом сия коллегия в том поступлении долженствует, и имеет ли оная в духовные дела во всей империи находящихся исповедников вступать?» Императрица на сем мемориале положила следующую резолюцию: «все духовные чужестранных законов, случающиеся здесь, дела рассматривать во оной Юстиц-Коллегии, на основании каждого исповедания, призывая к тому рассмотрению духовных персон, обретающихся здесь, тех же законов, о которых суд производиться имеет, и решение чинить с ними вместе (Собр. закон, империи, т. IX. стр. 279, 6548)». Таким образом, с 1734 года при Юстиц-коллегии образовался духовный суд по делам христиан иностранных исповеданий. Он производился на основании законов каждого исповедания, при участии, в совещаниях и решении, духовных лиц. Дело Георга Напиера, возбудившее такое решение, было первым, которое рассматривалось по новоустановленному порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

известил имп. Карла V, что не в состоянии провести в жизнь Аугсбургский И. в полном объеме, после чего поручил теологам из Виттенберга и Лейпцига составить новый документ, более приемлемый для лютеран. Основным его автором стал Ф. Меланхтон . Крайне негативно оценивая Аугсбургский И., Меланхтон настаивал в частной переписке на том, что лютеране все же должны пойти на максимальные уступки католикам «в вещах маловажных (безразличных)» (греч. διφορον; см. статьи Адиафора , Адиафористские споры ), т. е. не предписанных, но и не запрещенных Библией, ради того, чтобы избежать полной ликвидации лютеран. церквей, как это произошло в Швабии. Лейпцигский И. был утвержден ландтагом Саксонии в Лейпциге 21-22 дек. 1548 г. и получил статус земельного закона в июле 1549 г. Содержательно он не отличался от Аугсбургского И., однако превосходил его многословием и двусмысленностью формулировок. Поскольку Лейпцигский документ в отличие от Аугсбургского был составлен не католиками и одиозным Агриколой, а теологами Виттенбергского ун-та - интеллектуального центра Реформации, он вызывал даже большее негодование лютеран. Оппозицию (см. Гнезиолютеране ) возглавил Маттиас Флаций Иллирик , в 1549 г. бежавший из Виттенберга в Магдебург, где печатались многочисленные памфлеты против интеримистов, в большом количестве изданные в Германии. В 1549-1552 гг. примерно 400 священников в контролируемых католиками областях Германии так или иначе не приняли оба И., за что подверглись тюремному заключению или иным репрессиям. В кон. 1551 г. Мориц разорвал союз с императором, и 5 апр. 1552 г. его войска заняли Аугсбург. 2 авг. 1552 г. был заключен мирный договор в Пассау, по которому оба И. были официально аннулированы. После заключения Аугсбургского религиозного мира 25 сент. 1555 г. лютеране вновь получили свободу вероисповедания в тех государствах, где монархи придерживались лютеранства в соответствии с принципом «чья власть, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Меланхтон, однако, признал Лейпцигский И. своей ошибкой только 5 сент. 1556 г. в личном письме Флацию Иллирику. Опыт, полученный лютеран. богословами, был учтен в ст. X «Формулы согласия» 1577 г., где говорится: «Во времена преследований, когда от нас требуется ясное и постоянное исповедание веры, не следует уступать врагам Евангелия в адиафоре». Ист.: Mehlhausen J. Das Augsburger Interim von 1548: Nach den Reichstagakten deutsch und lateinisch herausgegeben. Neukirchen-Vluyn, 1970. Лит.: Ranke L., von. Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation. Lpz., 1909 8. Bd. 5; Bente F. Historical Introductions to the Book of Concord. St. Louis, 1965; Rabe H. Reichsbund und Interim: Die Verfassungs- und Religions-Politik Karls V. und der Reichstag von Augsburg 1547/1548. Köln, 1971.

http://pravenc.ru/text/468845.html

Включенные в Книгу Согласия лютеранские документы были созданы с 1529 по 1580 г. Аугсбургское исповедание (Confessio Augustana;=Conf. Aug.) написано Меланхтоном и состоит из 28 статей; 25 июня 1530 г. оно было публично оглашено поддерживавшими Л. князьями на Аугсбургском рейхстаге в присутствии имп. Карла V. Апология Аугсбургского исповедания (лат. Apologia Confessionis Augustanae; нем. Die Apologie der Confessio Augustana;=Apol. Conf. Aug.) составлена Меланхтоном как ответ на «Опровержение Аугсбургского исповедания» (Confutatio Confessionis Augustanae; крит. издание: Die Confutatio der Confessio Augustana vom 3. August 1530/Hrsg. H. Immenkötter. Münster, 1979), над которым по поручению имп. Карла V в июле 1530 г. работала группа католических теологов под рук. Экка. Меланхтон не имел доступа к оригинальному лат. тексту «Опровержения...», поэтому первоначально при составлении ответа опирался на не всегда точные записи присутствовавших на рейхстаге сторонников Л., а после получения оригинала «Опровержения...» в окт. 1530 г. радикально переработал ранее уже завершенный немецкий текст Апологии (мат-лы см.: BSELK. Abt. 2. Bd. 1. S. 219-798). Существуют 2 версии лат. текста Апологии: по 1-му полному изданию, вышедшему в мае 1531 г. (Quarttext), и по 2-му изданию, в текст к-рого Меланхтон внес ряд существенных изменений (Oktavtext). В 1-м издании Книги Согласия был напечатан Oktavtext (в нем. переводе, выполненном Йонасом), который сам Меланхтон считал окончательным, однако после 1584 г. в составе Книги Согласия обычно публиковался Quarttext. Совр. издатели Книги Согласия отдают предпочтение Oktavtext, считая, что по формальным и содержательным основаниям эта версия должна быть признана наиболее авторитетной (см.: Ibid. Abt. 1. S. 232-234; подробный анализ истории создания Апологии см.: Peters. 1997). Шмалькальденские артикулы (лат. Articuli Smalcaldici; нем. Die Schmalkaldischen Artikel;=Art. Smalc.) были составлены в кон. 1536 - нач. 1537 г. по просьбе курфюрста Саксонского Иоганна Фридриха.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010