Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор.1:10–13 ). Итак, хотя я и Петра чту, но не называюсь Петрянин, и Павла так же почитая, не именуюсь Павлянин: понеже быв от Бога, не терплю от человеков имя принимати. Почему, если ты для того называешься Христианин, понеже Христа Бога быти веруешь: то и называйся, и пребывай во Имени сем, да и в самой вещи (Св. Григорий Богослов в беседах на Евангелие). «Лютеране, называя церковь свою Евангельскою, хотя уверяют, что руководствуются одним словом Божиим, но в основании церкви своей приемлют Аугсбургское исповедание с апологиею на оное, члены смалкальденские, огласительное учение Лютера краткое и пространное» (Преосв. еписк. Пенз. Иннокентий в церковной Истории. Отд. II, пер. V, век XVI). «Вслед за Римскою церковию отступили от непреложного учения древних Вселенских Соборов и отделившиеся от нее (церкви Римской) Протестанты (Лютеране и Реформаты); только отступили уже гораздо более» (Высокопреосвященнейший Митрополит Московский Макарий в кн. Введение в правосл. Богословие). Согласно ли с Евангелием действовал и учил Лютер 1. История Лютера до его отделения от церкви римско-католической Мартин Лютер родился в 1483 г. 10 ноября 2 в Эйслебене в Гарце. Отец его Ганс Лютер был бедный каменосечец или рудокоп. Мартин был некрасив собою, толст, одутловат, показывал, впрочем, большие способности к учению. Он был вспыльчив, горяч и охотник спорить. Желая видеть в своем сыне ученого адвоката, Ганс, переместившийся, вскоре по рождении Лютера, в город Мансфельд, посылал сына учиться в здешнюю школу. И в доме родительском и в школе Мартин терпел много от сурового с ним обращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ (лат. Apologia Confessionis Augustanae, нем. Apologia der Konfession), лютеран. вероисповедный документ (1531). После оглашения Аугсбургского исповедания на имперском сейме в Аугсбурге 25 июня 1530 г. представители ряда городов и монархов Германии объявили его исповеданием своей христ. веры. Имп. Карл V поручил католикам подготовить возражения. 12 июля И. Экк , оппонент М. Лютера , вручил императору «Ответ на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известный как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), или Конфутация. Как и Аугсбургское исповедание, Конфутация состоит из 28 статей с теми же названиями. 1, 3, 9-й и 16-19-й артикулы Аугсбургского исповедания в Конфутации приняты без оговорок. Экк посчитал неправильным изложение вероучения католич. Церкви, данное в артикулах 24 («Христос Своими страданиями совершил воздаяние за первородный грех и учредил мессу как воздаяние за фактические грехи» - Conf. Aug. 24. 21) и 27, где сказано о том, что монахи, принадлежащие к орденам, считают, будто находятся в состоянии христ. совершенства (Conf. Aug. 27). По содержанию проч. статей Аугсбургского исповедания в Конфутации высказаны возражения, артикулы 6, 12 и 20-28 отвергнуты полностью. (Богословский анализ Аугсбургского исповедания, сделанный Патриархом К-польским Иеремией II в переписке с лютеран. богословами, см. в ст. «Аугсбургское исповедание» .) 3 авг. Конфутация была публично прочитана на сейме, Карл V потребовал, чтобы лютеране подписали ее в знак согласия, запретив, однако, публиковать текст (он был напечатан лишь в 1573). Лютеране отказались. Ф. Меланхтон, пользуясь записями, к-рые были сделаны его друзьями при чтении Конфутации, начал составлять развернутый ответ, за к-рым в дальнейшем и закрепилось название А. и. а. 20 сент. Меланхтон завершил 1-й вариант, но Карл V отказался принять текст и 22 сент. распустил сейм, объявив, что в диспуте победили католики, лютеранам же дал срок «для размышления» до 15 апр. 1531 г., после чего грозился применить против нераскаявшихся силу. В ответ по инициативе ландграфа Филиппа Гессенского 27 февр. 1531 г. представители 6 монархов и 10 городов (в т. ч. Магдебурга и Бремена) подписали хартию Шмалькальденской лиги о вооруженной защите евангелической веры. К назначенной дате вместо покаяния Меланхтон, располагая к тому времени текстом Конфутации, подготовил еще более обширный документ на лат. языке, тотчас переведенный Ю. Ионой на нем. язык и напечатанный. Затем А. и. а. была одобрена Лютером, в 1537 г. подписана лютеран. пасторами в Шмалькальдене как исповедание веры и с 1580 г. вошла как часть в Книгу согласия.

http://pravenc.ru/text/76806.html

В XVII в. возникли сообщества баптистов, квакеров, гутгерских братьев и др. При жизни и после смерти Лютера усилились споры между «филиппистами» (сторонниками Филиппа Меланхтона 120 и «гнесиолютеранами». Источниками противоречий внутри лютеранского богословия стали разногласия по вопросу об истинности двух формул Аугсбургского исповедания «неизменной» и «измененной». Одна из них «неизменная», была написана Лютером к диспуту с католиками на Аугбургском рейхстаге в 1530 г. Другая в течение 3040-х гг. разрабатывалась Филиппом Меланхтоном. Многие положения меланхтоновского исповедания Лютером не одобрялись. Особенно в тех местах, где явно прослеживалось влияние учения Жана Кальвина. Более всего их обнаружилось в новой редакции формулы Аугсбургского вероисповедания, изданной Меланхтоном в 1540 г. и получившей название «Измененного Аугсбургского Вероисповедания». Первоначально оно не вызвало в протестантских кругах противодействия, но затем породило бурные дискуссии по трем вопросам: 1) об оправдании (о Божественной милости и ее роли в деле спасения) 2) об образе Иисуса Христа в причастии 3) о самостоятельности церкви по отношению к светской власти. Споры между сторонниками лютеровской и меланхтоновской школ вылились в открытое противостояние после смерти Лютера (1546) и привели к расколу лютеранства после смерти Меланхтона (1560). Оппоненты Меланхтона называли его последователей «филиппистами» и «криптокальвинистами» («молчаливыми», «тайными» кальвинистами) 121 . Себя же они считали истинными наследниками Лютера гнесиолютеранами 122 . Конфликт удалось разрешить к концу 70-х гг. XVI в. В 1574 г. состоялось Швабское согласие, в 1575 г. Швабско-Саксонское, в 1576 г. собрание лютеранских богословов в Торгау. Примирение филиппистов и ортодоксальных лютеран было достигнуто в 1577 г. Оно нашло выражение в «Формуле Согласия», в которой были более четко изложены и истолкованы статьи Аугсбургского вероисповедания 1530 г. 123 Результатом согласия стало, хотя и не полное, но внутриконфессиональное единство, идентификация лютеранства и размежевание его с другими протестантскими направлениями 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Внешняя политика К. была не слишком удачной, поскольку попытка захватить Ливонию привела к ухудшению отношений с Данией, Голландией и Англией, торговля этих стран приносила одни убытки из-за военных действий. В 1609 г. К. подписал русско-швед. Выборгский договор, к-рый был использован для начала вторжения на территорию Русского государства (в 1611 был захвачен Новгород Великий). В 1611 г. началась т. н. Кальмарская война между Данией и Швецией за контроль над прол. Зунд и Нарвой. Узнав о начале войны, К. скончался от инсульта. Религиозная политика К. участвовал в церковных делах столь же активно, как и его брат Юхан, однако в отличие от своего предшественника противостоял католичеству и симпатизировал кальвинизму. Он не был открытым кальвинистом, но во многом разделял взгляды сторонников этого учения, хотя лютеранство уже окончательно утвердилось как офиц. религия швед. Церкви. В целом религ. взгляды К. были достаточно эклектичными, неизменными оставались только вера в высший авторитет Свящ. Писания и неприятие Римско-католической Церкви. Конфликту К. с лютеран. духовенством во время его правления предшествовал период, когда он содействовал укреплению позиций лютеран в Швеции. При его поддержке в 1587 г. было принято 1-е строго лютеран. исповедание веры (Confessio Strengnensis) и проведено Уппсальское собрание в 1593 г. Считая католицизм главной угрозой для Швеции, К. согласился на предложение епископов ввести Аугсбургское исповедание веры. На риксдагах 1602, 1604 и 1607 гг. он упорно отказывался лично принять Аугсбургское исповедание, несмотря на обращения лютеранского духовенства. К моменту коронации в 1607 г. К. принимал Аугсбургское исповедание «лишь настолько, насколько оно соответствует Священному Писанию» (Lutheran Ecclesiastical Culture. 2008. P. 440). Как регент и король К. стремился получить неограниченную власть над Церковью, вмешиваясь в избрание епископов вопреки установлениям 1571 г. и пытаясь контролировать распределение бенефициев. В 1606 г. он издал ордонанс, не позволявший епископам самостоятельно назначать бенефициаров. В следующем году К. предложил создать назначаемый королем центральный церковный совет, куда вошли бы и миряне, для рассмотрения духовных вопросов и национальный «consilium», в ведение к-рого передавались бы «все важные дела, касающиеся религии». Это заменило бы юридическую власть епископа в диоцезе и прежнее устройство Церкви новой структурой, подчиненной королю. Однако начинание К. не было реализовано ( Roberts. 1968. P. 422-423).

http://pravenc.ru/text/1681069.html

Вслед. этого длительные и сложные переговоры католиков и лютеран в Аугсбурге не привели ни к какому положительному результату (см.: Walter. 1931; Kobler. 2014. S. 142-185, 196-205, 257-261; Scheible. 2016. S. 136-140). Еще до отъезда из Аугсбурга М. начал работать над письменным ответом на католическое «Опровержение...», к-рый впосл. был издан под заглавием «Апология Аугсбургского исповедания» (Apologia Confessionis Augustanae; текст см.: BSLK. S. 139-404; рус. перевод: Книга согласия. С. 67-364; обзор содержания см. в ст. Аугсбургского исповедания апология ). Первоначально М. был знаком с «Опровержением...» лишь по неполной стенограмме, сделанной во время оглашения документа Камерарием. 22 сент. 1530 г. М. предпринял попытку представить 1-ю версию «Апологии...» имп. Карлу V, однако тот отказался принять документ. Получив в окт. 1530 г. в Виттенберге полный текст «Опровержения...», М. радикально переработал нек-рые разделы «Апологии...». Существуют 2 версии лат. текста «Апологии...»: по 1-му полному изданию, вышедшему в мае 1531 г. (Quarttext), и по 2-му изданию, в текст которого М. внес ряд новых существенных изменений (Oktavtext). Формально будучи ответом на «Опровержение...», по своему содержанию «Апология...» далеко выходит за рамки простой полемики и является подробным богословским обоснованием вероучительного содержания Аугсбургского исповедания. Не отказываясь от самой идеи достижения компромисса с католиками, М. в «Апологии...» пересмотрел представление о способе достижения этого компромисса, перейдя от тактики отдельных уступок к стратегии последовательного обоснования того, что учение лютеран является более «католическим», чем учение католич. теологов, поскольку оно точнее соответствует тем богословским идеям, которые отражены в Свящ. Писании и в сочинениях отцов Церкви. В «Апологии...» М. впервые системно воспользовался приемом апелляции к христ. святоотеческой традиции, к-рый ранее был применен им для решения вопроса о Евхаристии. В отличие от Лютера, к-рый всегда предпочитал использовать в качестве авторитетного источника лишь Свящ.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Его первая часть – «Вера и доктрина» – содержит 21 статью, излагающую основные пункты учения. Некоторые из них даны в редакции, созвучной католическим представлениям о Боге, таинствах, свободе воли. Другие же были сугубо лютеранскими, особенно – четвертая статья об оправдании верой, десятая статья с трактовкой вечери Господней, двадцатая статья о добрых делах как исполнении воли Бога («лишь вера приносит благодать и прощение грехов»). Вторая часть – «Злоупотребления» – в 7 статьях перечисляет позиции Римско-католической церкви, неприемлемые протестантами: отказ мирянам в чаше причастия, целибат, плата за отпущение грехов и ряд др. Во второй редакции Аугсбургского исповедания (1540) Меланхтон уточнил некоторые формулировки. В частности, тезис о «действительном присутствии» Тела и Крови Христа в хлебе и вине был заменен понятием «истинного представления» Тела и Крови под видами хлеба и вина для участвующих в вечере Господней. Противники Реформации выступили с «Опровержением» Аугсбургского исповедания веры, под влиянием которого император Карл V отклонил протестантское вероизложение. Тогда Меланхтон представил ответ в виде Апологии Аугсбургского исповедания. Это – официальный комментарий к основному тексту с контраргументами на возражения католических критиков. В редакции 1531 г. данный трактат был включен в свод лютеранских канонических текстов – Книгу Согласия. – Комментарии. 14 Рокита Ян (?–1591) – теолог из Чехии, приверженец идей Реформации, от преследований переселился в Польшу, был там пастором общины богемских братьев (последователей гусизма). В 1570 г. сопровождал польское посольство в Москву, где имел «прение о вере» с Иваном Грозным, которое позднее описал на польском языке (латинский перевод был издан И. Ласицким в 1582 г. в Шпейере). – Комментарии. 15 Феодосий. Косой (жил в XVI в., годы рождения и смерти неизвестны) – русский монах, в 1554 г. бежал в Литву; критик обрядовой стороны христианства, поклонения иконам и святым мощам (как человеческого измышления, сродни идолопоклонству), отвергал сакральность церковной иерархии, в богословии склонялся к антитринитаризму и протестантской трактовке искупления грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В ходе Аугсбургского рейхстага (1530) лютеранами было оглашено составленное Меланхтоном Аугсбургское исповедание ; Цвингли также составил исповедание веры цюрихской протестант. общины. Желая подчеркнуть собственную религиозную независимость и вместе с тем обозначить возможность компромисса между религиозными взглядами Лютера и Цвингли, К. и др. страсбургские реформаторы, в т. ч. Буцер, Якоб Штурм (1489-1553), Матис Пфаррер (1489-1568), составили Тетраполитанское исповедание (Confessio Tetrapolitana), названное так вследствие того, что оно являлось исповеданием веры 4 городов: Страсбурга, Констанца, Меммингена и Линдау. К. и др. страсбургские проповедники намеревались представить документ на рейхстаге, однако его в отличие от Аугсбургского исповедания власти даже не позволили прочесть. От Аугсбургского исповедания документ отличается гл. обр. учением о Евхаристии, формулируя к-рое К. и Буцер занимали промежуточную позицию между Лютером и Цвингли: они говорили как о присутствии в Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, так и о том, что евхаристические Хлеб и Вино не меняют своей сущности; настаивали на духовной, а не телесной природе причащения. В 30-х гг. К. фактически передал руководство общиной Страсбурга Буцеру и почти отошел от дел. Вместе с тем он поддерживал переписку со мн. деятелями Реформации и принимал участие в различных межпротестант. совещаниях и переговорах. Так, К. присутствовал на собрании в Берне местных проповедников (9-14 янв. 1532), где способствовал восстановлению мира между протестант. проповедниками и городским советом (подробнее см.: Strasser. 1928). В 1533 г. городской совет Страсбурга разрешил провести общее собрание проповедников; в ходе собрания К. принимал участие в обсуждении исповедания веры и церковного устава протестант. общины Страсбурга ( Baum. 1860. S. 492). Как эксперт по проведению церковного реформирования, К. в 1535 г. давал консультации протестант. общине и городским властям Франкфурта-на-Майне; в 1537 г. он дал управлявшему княжеством Пфальц-Цвайбрюккен герц. Рупрехту советы относительно его обязанностей при осуществлении религ. реформ. В нач. 1536 г. в Базеле состоялась встреча К., Буцера, Генриха Буллингера (1504-1575), Освальда Микония (1488-1552) и др. реформатов, к-рая завершилась принятием Первого Гельветического исповедания, засвидетельствовавшего единство в вере протестант. общин ряда городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Цюриха, Берна, Базеля и Страсбурга.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

начальных заседаний К. заняло обсуждение процедурных вопросов. Хельдинг, выступивший затем с вводной богословской речью, подчеркнул в ней непрерывность церковного Предания и призвал участников К. вернуться к здравому церковному учению, которое было принимаемо всеми до начала Реформации. По совету Канизия Хельдинг предложил Меланхтону обсуждать не все подряд положения Аугсбургского исповедания, но лишь 23 избранных спорных тезиса, список которых подготовил Канизий. В ответном выступлении Меланхтон указал, что ссылки католиков на церковную традицию неправомерны, поскольку католики игнорируют значительное число искажений истинного учения и злоупотреблений, возникших в Церкви после апостольских времен. Меланхтон предложил использовать в качестве единственного критерия религ. истины Свящ. Писание, учение к-рого, по его словам, вполне ясно для всякого человека. С ответом Меланхтону выступил Канизий, предложивший сначала отделить вопросы, касающиеся церковных злоупотреблений, наличие мн. из к-рых признается и католиками, от догматических вопросов, к-рые должны обсуждаться и решаться с опорой на учение древней Церкви и свидетельства св. отцов. Отметив, что после принятия Аугсбургского исповедания среди протестантов возникали ожесточенные споры по поводу его содержания (гл. обр. в области учения о Евхаристии), в ходе к-рых оно изменялось и дополнялось, Канизий обратил внимание на то, что все участники этих споров ссылаются на слова Свящ. Писания, и на этом основании оспорил тезис Меланхтона о внутренней ясности Свящ. Писания. Зная о существовании влиятельной группы гнесиолютеран (см. ст. Лютеранство ), обвинявших Меланхтона в искажении учения Лютера, Канизий призвал протестант. теологов выделить все артикулы веры Аугсбургского исповедания, в к-рых они согласны с католиками, и осудить всех протестантов, придерживающихся иных взглядов. Развивая эти темы во 2-й речи и намеренно провоцируя раскол между присутствовавшими на К. протестантами, Канизий заявил, что католич. вероучение основывается как на Свящ.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

1885. S. 305; H ü nermann. 1923. S. XII). Однако, если учитывать обычную для К. практику пересказывать и переформулировать мнения оппонентов, нельзя исключать и его непосредственного знакомства с текстом Аугсбургского исповедания (см.: R ü ckert. 1926. S. 30; Gleason. 1993. P. 99). Содержание сочинения К. свидетельствует о том, что помимо тезисов Аугсбургского исповедания он использовал и некоторые другие лютеран. источники; он не рассматривает те артикулы Аугсбургского исповедания, в отношении к-рых между католиками и протестантами не было разногласий (напр., учение о Боге, о Св. Троице, о таинстве Крещения и т. п.), и располагает лютеран. тезисы по собственной системе, начиная с учения об оправдании, поскольку именно им, по словам К., «Лютер более всего гордится» ( H ü nermann. 1923. S. 1). Излагая 1-й спорный артикул, К. предлагает общую формулировку лютеран. представления об оправдании: «Человек оправдывается верой, а не делами» (ср.: Conf. Aug. 4); признавая этот тезис правильным, К. отмечает, что для его согласования с католич. вероучением необходимо правильно интерпретировать входящее в него понятие «вера». Согласно К., вера - это не просто уверенность в том, что Бог есть, и убежденность в истинности Его слов, в т. ч. Свящ. Писания, но «доверие» (credulitas), посредством которого человек устремляется к Богу; такое стремление с необходимостью порождает добрые дела, поэтому спасение всегда сопровождается добрыми делами, хотя формальной причиной спасения являются не эти дела, но оправдывающая благодать Бога, принимаемая верой (см.: H ü nermann. 1923. S. 3). В качестве 2-го артикула К. рассматривает лютеран. учение о том, что добрые дела служат умерщвлению в человеке грехов, но не могут рассматриваться как заслуги, к-рые определяют загробную участь человека (ср.: Conf. Aug. 20). Соглашаясь с 1-й частью этого утверждения, К. отвергает 2-ю часть и заявляет, что добрые дела, к-рые человек совершает после обращения ко Христу и принятия благодати,- это уже не его собственные дела, а «добродетельные силы» (virtutes), являющиеся следствием причастности человека божественной природе по благодати.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Существенные отличия Реформация также произвела в нравственном учении Католической Церкви, чрезмерно отягощенном аскетизмом, который иногда переходил в изуверское отрицание достоинства телесной природы человека. Аскетизм был для Лютера и его сподвижников таким же оскорблением Жертвы Христовой как и почитание святых; бессмысленная, с их точки зрения, погоня за подвигами нарушала основную заповедь Реформации — спасение только верой. Лютеранство Лютеранство возникло на почве немецкого религиозного сознания в ходе германской Реформации, сформировавшей общие основы веросознания протестантизма. Отцами-основателями лютеранства стали М.Лютер и Ф. Меланхтон, а также их ближайшие последователи. Из Германии оно распространилось в ряде европейских стран: в Австрии, Венгрии, Франции, в скандинавских странах, а затем и Северной Америке. Сейчас в мире насчитывается около 75 млн. лютеран и около 200 лютеранских церквей. 50 млн. лютеран принадлежат ко Всемирному лютеранскому союзу, образованному в 1947 г. Лютеране всего мира признают авторитет шести символических книг: " Большого катехизиса " и " Малого катехизиса " Лютера, " Аугсбургского исповедания, " " Апологии Аугсбургского исповедания, " " Шмалькальденских артикулов " и " Формулы согласия. " Очень важное значение среди них принадлежит " Аугсбургскому исповеданию " составленному в 1530 г. на основе нескольких ранних вероучительных сочинений лютеран. Оно получило свое название от города в котором германский император Карл V проводил сейм для примирения реформаторов с Католической Церковью. В нем излагаются основные догматические представления лютеранства о Боге, грехе, оправдании, Церкви и таинствах в противовес католическому вероучению. Вскоре после оглашения " Исповедания " поступило опровержение на него от католических богословов, присутствовавших на сейме, и оно послужило для Меланхтона поводом к написанию " Апологии Аугсбургского исповедания, " которая близка к исповеданию по содержанию, но значительно пространнее, отличается более резким полемическим тоном и подробно раскрывает учение о первородном грехе в связи с догматом об оправдании верой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010