С новой церковно-религиозной идеей неразрывно связывалась идея национализма и те социальные стремления, которые зарождались в это тревожное время. Они явились побочными явлениями Реформации. В этом сказалось влияние немецкого гуманизма. Обеспокоенный широким распространением в Германии реформационных идей, папский нунций Алеандер настаивал на том, чтобы Карл V издал в империи приказ о приведении в исполнение буллы о проклятии Лютера. Император, однако, не решился действовать без государственных чинов, которых он созвал первый раз на свой правительственный сейм в Вормсе в январе 1521 г. Внесенный им в этот сейм законопроект об исполнении буллы государственными чинами принят не был. Они не стояли на стороне лютеран, но, учитывая открытую поддержку его идей народом, сочли благоразумным вызвать его на сейм, чтобы дать ему возможность отказаться от своих заблуждений. Лютеру была дана «Охранная грамота», но одновременно Карл V издал указ о повсеместном уничтожении и нераспространении сочинений «еретика, проклятого папой». Прибыв на сейм, Лютер 18 апреля 1521 г. безбоязненно засвидетельствовал перед императором и государственными чинами свою верность Реформации: «Я не могу и не хочу отрекаться ни от чего, ибо действовать против совести небезопасно и нечестно». Поэтому 26 мая 1521 г. последовал императорский указ, по которому запрещалось давать пристанище «еретику Мартину Лютеру» под страхом тяжких наказаний, требовалось в случае возможности арестовать его и выдать императору, а сторонники и покровители Лютера объявлялись стоящими вне закона. Этот эдикт стал объектом борьбы, продолжавшейся более тридцати лет, пока при Аугсбургском мире 1555 г. указ 1521 г., касавшийся единоверцев «еретика», не был законным образом уничтожен. Вормский эдикт, однако, не имел большого влияния на Реформацию. Немецкий народ не придал ему никакого значения. После возвращения из Вормса Мартин Лютер поселился в Вартбурге. Здесь в 1522 г. он переводит на немецкий язык и издает Новый Завет, а в последующие 12 лет остальные библейские книги, так что к 1534 г. немецкий народ получил в пользование всю Библию на родном языке, которой и пользуется до настоящего времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Может быть в далеком прошедшем так думали и говорили и об Афинах. Однако апостол языков, прибывший в эту столицу Эллады, не только не назвал город безбожным, но засвидетельствовал, что афиняне представляются ему как бы особенно набожными. Особенно, Апостол не сказал, что источник набожности афинян имеет исключительно чистый и возвышенный характер, что их набожность есть именно та, которая требуется свыше, напротив, в своей речи он возвестил, что истинный Бог был для них неведомым Богом, скорее предметом искания, чем поклонения. В речи давалось понять, что Его и искали не там и не так, как и где должно было искать. За всем тем, значить, в городе, с именем которого связывалось представление о вольномыслии и отрицании, не было действительного безбожия, в нем существовало и богопочитание, и богоискание, в нем стояло множество алтарей и множество людей размышляло о вопросах религии. Современный наблюдатель религиозной жизни в Париже должен также отвергнуть обвинение этого города в безбожии, как это должен был сделать относительно Афин наблюдатель первого века нашей эры. Какие бы безбожные речи ни говорились и какие бы кощунственные статьи и книги ни появлялись в Париже, в нем возвышается семьдесят грандиозных католических церквей, в которых совершаются постоянные мессы и никогда не бывает недостатка в молящихся. Кроме того, в нем имеется масса капелл, более сорока протестантских церквей (аугсбургского, реформатского исповеданий, англиканские и американские), три православных, и одна из них русская (две другие – греческая и румынская), несмотря на внушительные размеры, едва вмещает молящихся. На улицах, в музеях, Сорбонне, Коллеж де Франс постоянно встречаются кюре. Часто на улицах встречаются девочки–подростки все в белом, закутанные в белых покрывалах, их можно было бы по их костюму счесть за невест, если бы не их детские личики. Это – девочки, допущенные в первый раз к причащению. Все это показывает, что в этом трех миллионном городе, в этом шумном царстве страстей человеческих, где жизнь бьет таким живым ключом и люди живут главным образом нервами, есть, однако, много людей, которые не хотят преклонять своих колен перед Ваалом, которых житейский шум не заставлял забывать о свышнем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Меланхтон составил для школ и университетов получившие широкое распространение и ставшие образцовыми учебники греческой и латинской грамматики, логики, риторики, диалектики, богословия, этики, физики и психологии. В основу он положил Аристотеля, этого «единственного мастера метода». В большинстве случаев Аристотель, по мнению Меланхтона, сходится и с Откровением; где этого нет, там Аристотеля надо оставить. В 1545 г. Мелахтон составил «виттенбергову реформацию», в которой сделал католикам большие уступки в отношении епископальной организации церкви. В то же время, симпатизируя швейцарским реформатам, с 1535 г. Меланхтон всё решительнее склоняется в учении о евхаристии к воззрениям Ж. Кальвина. В итоге, в латинском издании 1540 г. он изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, в связи с чем получились две редакции Аугсбургского вероисповедания: invariata и variata. Последняя принималась в основание при заключении всех религиознополитических договоров и была подписана Кальвином и прочими немецкими реформатами, а потому из лютеранского исповедания веры превратилась в общепротестантское. Хотя после смерти Лютера к Меланхтону почти всецело перешел весь престиж, которым был окружен основатель Реформации, и слава «учителя Германии» ( Praeceptor Germaniae), этого было недостаточно, чтобы обуздать ортодоксальных последователей Лютера, возмущавшихся отступлениями Меланхтона от строго Лютерова учения. До самой смерти Меланхтона преследовала «ярость богословов» ( rabies theologorum): одни считали его криптокальвинистом, другие обвиняли в склонности к католическим воззрениям. 747 См.: Crespin J. Livredes martyrs ( Acta Marty rum), depuis le temps de Wiclif et de Jean Hus jusqu’a present, 1554 (лат. изд.: Acta Martyrum, or Actiones et Monumenta Martyrum, etc. 1 st ed. 1556; дополн. изд. в 2–х т: Geneve, 1619; Amsterd., 1684; ряд изданий по-латыни, на франц., голландск., англ, и нем. яз.); Browning W.S. A History of the Huguenots. 1829–1839. 3 vols. (repr.: Philadelphia, 1845); De Felice G. Histoire des Protestants de France: depuis l’origine de la Rdformation jusqu’au temps present (8 изданий c 1850 до 1895 г.; англ, пер.: History of French Protestants, 1851, 1853); Lacretelle Ch. Histoire de France pendant les guerres de Religion. Paris, 1815; MaimbourgL. Histoire du calvinisme. 2 ed. 2 vols. Paris, 1682; Polenz G. von. Geschichte des franzosischen Calvinismus bis zur Nationalversammlung i. J. 1789, zum Theil aus handschriftl. Quellen. 5 Bde. Gotha, 1857–1869; Puaux F. Histoire de la Reformation franfaise. 7 vols. Paris, 1868; Schaeffer A. Les Huguenots du seizieme siecle. Paris, 1870; Soldan W.G. Geschichte der Protestantismus in Frankreich bis zum Tode Karl’s IX. Lpz., 1855; Poole R.L. A history of the Huguenots of the dispersion at the recall of the Edict of Nantes. L., 1880; Лучицкий И.В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции: История феодальной реакции во Франции в 16 и 17 веках. Киев, 1871;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религ. священнодействия, к-рые в Православии и католицизме рассматриваются как таинства, но не признаются таковыми лютеранами, в Л. были интерпретированы как необязательные для спасения церковные обряды. Конфирмация в Л. сохраняется как благочестивый обычай: обучение детей катехизису завершается произнесением ими перед лицом пастора и общины исповедания веры и получением благословения, означающего вступление в общину в качестве полноправного члена. Обычно конфирмация предшествует 1-му причастию и происходит в возрасте от 7 до 13-14 лет, по усмотрению пастора или общины. В классической Книге Согласия нет учения о конфирмации или ее чина, однако в современных изданиях иногда помещаются «Христианские вопросы и ответы», которые могут использоваться при конфирмации (впервые они были опубликованы как приложение к «Малому катехизису» в 1551). Таинство Елеосвящения (в правосл. традиции), или Последнего помазания (в католич. традиции), в Л. не сохранилось ни в каком виде. Аналогом таинства Священства является ординация, или рукоположение. В Апологии Аугсбургского исповедания Меланхтон допускал признание рукоположения таинством, если из учения о нем будут устранены те искажения, которые лютеране находили у католиков, прежде всего представление о том, что при рукоположении священнику дается власть приносить жертву за грехи (см.: Apol. Conf. Aug. 13(7). 7). Согласно Меланхтону, «если ординацию понимать как обряд, относящийся к служению слова, то было бы нетрудно называть рукоположение таинством, ибо Церкви было заповедано назначать служителей... мы знаем, что Бог одобряет это служение и присутствует в нем» (Ibid. 11-12). Брак лютеране не признают таинством, ссылаясь на то, что брачные отношения существовали и благословлялись Богом еще до начала проповеди Евангелия и с ними не связаны особое обетование или благодать. Хотя брак установлен Богом, он относится не столько к церковной, сколько к мирской жизни (Ibid. 14-15). Важное значение в литургической практике и церковном обиходе Л. имеет понятие «адиафора» (греч. безразличное), т. е. нечто, что не предписано, но и не запрещено, в силу чего и является религиозно и этически безразличным. В классическом Л. к этой сфере отнесено использование икон, колокольчика, свечей, ладана и мн. др. Решение относительно использования или неиспользования всего этого в каждом приходе может принимать пастор или община (см.: Form. Concord. Epitom. X 1-12).

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Свобода совести, свобода вероисповедания и равенство христиан обернулись равенством политических субъектов власти в делах религии. Права личности в выборе религии принадлежали князю, а у подданного по Аугсбургскому миру оставалось право эмиграции и выбора своего государства. Так зарождаются новые представления о правах индивидуума и о суверенности государства, с которыми Европа войдет уже в Новое время. Здесь находятся истоки нового публичного права. В эпоху Реформации зарождается и новое гражданское право. Когда Лютер и его последователи, священники, монахи и монахини выходят в мир, они выходят не просто из стен монастырей, но из-под защиты своего прежнего клерикального и религиозного правового статуса. На первых порах у них нет никакого правового статуса, потому что вернуться в положение мирянина, с точки зрения существующего на тот момент права, невозможно. Когда в 1525 г. отлученный священник Лютер женился на монахине Катарине Бора и основал с ней семью, он и Катарина оказались не просто вне закона, они стали нарушителями закона, преступниками. Их дети также оказались вне правового поля, вне каких-либо прав на имущество и даже имя. Более поздние исследователи иногда забывают об этих обстоятельствах, когда идеализируя говорят, что протестанты вернулись к социальной практике раннего христианства до жесткого разделения на мирян, священников и монахов. Это не совсем верно, потому что каким бы идеалом они ни руководствовались, они возвращались в реальную жизнь германских земель XVI в. Процессы, которые изменили христианство в поздней античности и в средневековье, были необратимы. Вернуться в положение христианства на момент полулегального существования в Римской империи было невозможно хотя бы уже потому, что германская семья не была и не могла быть римской семьей по своей сути . Таким образом, когда Лютер и его последователи выходили в мир, гражданского правопорядка, в который они могли бы встроиться, не существовало. Своим выходом из монастырей и клира они создали новый мир христиан-мирян, которые не являются второй половинкой или базисом клира. Собственно, они не миряне в миру, они просто христиане, просто люди, люди в своем праве. Так рождается гражданское право и гражданское общество Нового времени. Новое протестантское гражданское право, в свою очередь, создает новое социальное пространство, в котором происходит экономический и научный прорыв северно-европейских обществ.

http://bogoslov.ru/article/5583944

В 1858 г. латыши основали собственную колонию Н. Буланка в Минусинском окр. В 1861 г. в 200 верстах от Минусинска и в 7 верстах от Н. Буланки возникло поселение ссыльных эстонцев В. Буланка. В 1881 г. из новых колоний был создан самостоятельный приход под названием В. и Н. Буланка. В 1869 г. основан евангелическо-лютеранский приход Тобольск-Рыжково, к-рый по состоянию на 1904-1905 гг. насчитывал 4,6 тыс. прихожан. В 1884 г. для проживающих в Сибири финнов была учреждена должность разъездного пастора, и первым таким проповедником стал Г. И. Гране. В 1888 г. в В. Суэтуке на деньги прихожан и средства фин. консульства была построена каменная кирха. В 1893 г. в Н. Буланке было основано библиотечное товарищество. В его фондах содержалось ок. 300 наименований книг и 12 периодических изданий на латыш. языке, гл. обр. религиозного содержания. Новая волна поселенцев стала пополнять колонии после открытия Транссибирской железной дороги, а затем - после подавления революции 1905-1907 гг. Самая большая миграция пришлась на годы столыпинских реформ, когда в К. к. прибыло неск. тысяч крестьян. В условиях репрессий 30-х гг. XX в. лютеран. общины распались. При этом в 40-х гг. число лютеран в Сибири росло за счет массовых депортаций. В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылали латышей и эстонцев, в авг. 1941 г. насильственному переселению подверглись российские немцы. Возрождение лютеран. общин на территории К. к. пришлось на нач. 90-х гг. На нач. 2015 г. лютеранство в регионе представлено пробством Центр. Сибири Евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальн. Востока, входящей в состав Союза Евангелическо-лютеранских церквей (11 общин на территории К. к., из них 1 - в Красноярске), Сибирским пробством Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (приходы в Красноярске, Минусинске, В. Суэтуке, В. и Н. Буланке), Сибирской Евангелическо-лютеранской церковью (с 2003 автокефальная, ранее являлась частью Эстонской Евангелическо-лютеранской церкви (ЭЕЛЦ), на территории К. к. имеется 2 прихода), Красноярским пробством Евангелической лютеранской церкви европ. части России (ЕЛЦЕР) и Евангелическо-лютеранской церковью Аугсбургского исповедания (1 приход в Красноярске).

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Они забыли, что это духовное священство есть только первообраз, к которому каждый должен стремиться в продолжении всей своей жизни, и что оно, как чисто-духовное и внутреннее, не исключает потребности священства видимого в человеческом обществе. Притом сами могли видеть и видели, что оно одно никому не дает права на общественное служение в церкви, потому в XIV члене аугсбургского исповедания признали за несомненное верование, что никто без законного призвания не должен ни учить в церкви, ни совершать таинства. В тоже время, когда, по слову Господа Иисуса Христа, возвещалось святое знание и высшее священство Христово, которого удостаивался каждый верующий, – в то же время учреждалась на земле церковная иерархия с богодарованными правами и богодарованною властью. Вместо исправления церкви, Лютер подкопал ее основание, нанес опасность верному и неизменному существованию самого христианства, и все здание своей реформации, как вероисповедания, сделал нетвердым и шатким. Сколько бы ни улучшал он состояние церковного учения, сколько бы ни исправлял частных заблуждений и уклонений от чистоты Евангелия, все это не заменит нетвердости его творения, и малоценно, при отсутствии внутренних основ, поддерживающих целость творения. Ибо при этом учении самые благие семена, посеянные среди церкви, тотчас же, при малейшей перемене обстоятельств, могут быть исторгнуты из нее и пропасть безвозвратно. Сам Лютер, конечно, не мог отвергать существенной необходимости богоучрежденной церкви для распространения и всегдашнего сохранения богооткровенной христианской религии. Она нужна для нас: наша душа, по устройству своей природы, не может преуспевать в духовно-религиозной жизни, если ее лишить высшего руководства в деле нравственного воспитания и предоставить самой себе; она необходима для самого христианства, для продолжения христианской жизни чрез все века и тысячелетия: мир не сохранил бы в себе всех благ, дарованных христианством, если бы над целостью и неприкосновенностью их не бдела св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

При таком положении дел Генриху естественно было позаботиться о том, чтобы по возможности оградить свою безопасность, и плодом этой–то вот заботы и является с его стороны желание заключить союз с протестантскими князьями Германии, т. е. с элементом, враждебным папе и императору. О наклонности своей к протестантизму Генрих говорил в этом случае только потому, что вынужден был к тому необходимостью, ибо ему нужно было во чтобы бы то ни стало привлечь германских князей к союзу с собою. Насколько искренен был Генрих в этом случае, это можно ясно видеть в самом ходе сношений его с князьями и по тем результатам, к которым привели они. В общих выражениях король заявлял свою готовность к дальнейшей религиозной реформе, но как скоро дело доходило до чего–либо более определённого, он тотчас же старался уклониться от решения, или по возможности затянуть его. На предложение князей относительно Аугсбургского исповедания, Генрих, как мы знаем, отвечал требованием, чтобы присланы были богословы в Англию для обсуждения условий соглашения, но и при этом король высказывал убеждение, что относительно обрядов владетелю каждой страны должна быть представлена свобода установлять их так или иначе по своему усмотрению 377 . Когда, в 1538 году, немецкие богословы прибыли в Англию и, после долгих конференций с английскими богословами, письменно изложили свои взгляды на некоторые богословские вопросы, наиболее, по их мнению, стоявшие на очереди, Генрих сам выступил против них и усиленно стал защищать в своём ответе католические учения о необходимости приобщения под одним видом, о безбрачии священников и т. д. 378 . Таким образом, когда дело доходило до изменений в учениях и обрядах католицизма, Генрих всегда готов был отстаивать старину. В силу этого, сколько на было делаемо попыток к сближению Англии с протестантами Германии, ни одна из этих попыток при Генрихе не имела никаких результатов. Причина такой безуспешности заключалась в том, что со стороны Генриха никогда и не было искреннего желания к сближению, выходившего из побуждений религиозных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Мониторинг СМИ На кирхе ставят крест Воронежских лютеран выселяют из храма XIX века 16.08.2019 12:40 Фото: Dr Jorgen/wikipedia.org Лютеранская община в Воронеже может лишиться своей единственной церкви — кирхи Святой Марии Магдалины. Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с требованием изъять культовый объект из безвозмездного пользования религиозной организации, в котором он находится уже больше 10 лет. По мнению чиновников, этого требует федеральный закон, предусматривающий передачу объектов культурного наследия только централизованным церквям, в то время как приход Святой Марии Магдалины был лишен этого статуса еще в 2017 году. Руководство общины называет претензии Росимущества «бредом» и грозится поставить палатку перед областным правительством, чтобы «там молиться». Согласно данным картотеки арбитражных дел, иск территориального управления Росимущества по Воронежской области к местной религиозной организации (МРО) «Евангелическо-лютеранский приход Святой Марии Магдалины» поступил в суд 14 августа. К производству он пока не принят, суть претензий чиновников в документах не раскрывается. В самом ведомстве от комментариев отказались. Как пояснил “Ъ-Черноземье” собеседник, знакомый с ситуацией, чиновники добиваются расторжения договора безвозмездного пользования лютеранской кирхой Святой Марии Магдалины (на улице Карла Маркса, 65), которая является объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Храм был передан МРО в 2006 году, и с тех пор в нем регулярно проходят собрания и службы. С 2015 года он имеет статус кафедрального собора. «Согласно федеральному закону, объектами религиозного культа, которые являются федеральными памятниками, могут пользоваться только централизованные религиозные организации (ЦРО. — „Ъ“), то есть те, которые имеют некий центр и подразделения на местах. Воронежский приход являлся частью евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского Исповедания, но в 2017 году он был выведен из ее состава. Если они лишены статуса прихода, то на каком основании занимают помещение?» — пояснил источник. Он также отметил, что ведомство располагает фактами проживания в кирхе посторонних лиц, что «категорически не допускается».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В дворцовой церкви проповедник, епископ Гэст, решительно раскрывал однажды в своей проповеди это учение и присутствовавшая в церкви королева выразила ему своё особенное удовольствие 234 . Современники Елизаветы, представители различных направлений, характеризуя при случае её религиозное настроение, большей частью отзываются о ней как о такой, которую никак нельзя назвать сторонницею решительной реформы. Лорд Бöрлей в разговоре с испанским поверенным в делах, де Гуарасом, однажды говорил, что его государыня не кальвинистка и не гугенотка 235 . Беза в письме к Буллингеру утверждал, что Елизавета к женевской церкви питает сильное нерасположение 236 . Один из крайних сектантов, Пенри, впоследствии казнённый, заявлял, что Елизавета не приняла бы сторону протестантизма, если бы можно было без этого условия обеспечить за собою корону 237 . Иезуит Парсонс в одном из своих трактатов доказывал также, что она не изменила бы старой религии, если бы не подчинилась сильному влиянию советников, в особенности Бöрлея и Бэкона 238 . В беседах с посланниками католической Испании сама Елизавета нередко касалась вопроса о своих религиозных убеждениях и выражалась обыкновенно в таких словах, что на основании этих слов её протестантизм можно было под- —353— вергнуть сильному сомнению. В эпоху её первого парламента, когда происходило вторичное ниспровержение в Англии католической церкви, испанский посланник де-Фериа спрашивал королеву, какие учения будут предписаны английскому народу. Елизавета сперва отвечала, что в Англии принято будет Аугсбургское исповедание; затем прибавила, что это исповедание будет сходно с Аугсбургским, но и отлично от него; наконец заявила, что «в сущности, она верует почти так же, как и католики, ибо она признаёт, что Бог действительно (really) присутствует в таинстве причащения»; «она столь же надеется спастись, как и епископ римский» 239 . Год спустя, в разговоре с де-Куадрою, Елизавета уверяла его, что она такая же католичка, как и он; она призывала Бога в свидетели, что её исповедание такое же, как и у всех католиков государства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010