От католиков выступили герцог Генрих Брауншвейг-Вольфенбуттель и князь-епископ Аугсбургский, Бернард Гаген и Иероним Вегус, Экк, Вимпина и Кохлей; от протестантов – сын курфюрста Саксонского Иоганн-Фридрих и Георг Бранденбург-Ансбахский, Понтанус и Веллер, Меланхтон, Бренц и Шнепф. Обе стороны попытались сделать шаг навстречу друг другу. Католики предложили признать в протестантских государствах причащение под обоими видами (что относилось не к области догматики, а к сфере религиозной практики), узаконить уже заключенные браки священников и подвергнуть секвестру конфискованные церковные земли. Меланхтон зашел еще дальше и выказал готовность признать авторитет папы и епископов. Но едва он успел сформулировать свои предложения, как Лютер обрушил на него целый поток писем, в которых горькая ирония перемешивалась с язвительностью и отчаянием. «Я узнал, – писал он ученикам 26 августа, – что вы совершили чудо и сумели примирить папу с Лютером. Вот только папа от этого отказался, а Лютер приносит вам свои извинения». Затем он предостерегал против вероломства папистов, называл Кампеджо отпетым бесом и грозил, что даже противники поднимут их на смех, убедившись, что они позволили себе поддаться на хитрости и уловки папистов. Попытка примирения провалилась. Впрочем, как знать, может быть, честное размежевание стоило иллюзорного единства? Меланхтон написал «Апологию Аугсбургского символа веры ». Цвингли обратился к императору с письмом, в котором предлагал собственную концепцию вероучения, основанную на реформах, осуществленных в Швейцарии. Страсбургские богословы Буцер, Капитон и Гедион совместно с Майнингеном и Линдау (из Констанца) опубликовали «Вероучение четырех городов». Все это знаменовало необратимость раскола не только между католиками и протестантами, но и между представителями различных протестантских течений. 3. Адская полоса (1526–1531) Все свои теоретические проблемы Лютер успешно решил, но оставались еще проблемы внутреннего, психологического плана. Как и прежде, он снова попытался подавить силой разума побуждения души – но, как и прежде, безуспешно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

С публикацией в 1831 г. «Наблюдений над состоянием Церкви в XV - нач. XVI в. в связи с утверждавшейся необходимостью реформации, нарушающей сложившиеся устои Церкви» (Betrachtungen über den Zustand der Kirche im 15. und zu Anfang des 16. Jh., in Bezug auf die behauptete Nothwendigkeit einer die bestehenden Grundlagen der Kirche verletzenden Reformation), в к-рых на основе сочинений М. Лютера , Ж. Кальвина и У. Цвингли рассматривается религиозное состояние общества в переломную эпоху истории западноевроп. христианства, внимание М. сосредоточилось на доктринальных различиях между протестантами и католиками. Одной из причин этого было обострение в церковно-богословских кругах интереса к конфессионализму в период общественных празднований в прусской Германии 300-летних юбилеев - начала Реформации в 1817 г. и составления Аугсбургского исповедания в 1830 г. В рамках этой проблематики М. уже в следующем после выхода «Наблюдений...» году представил один из главных своих трудов - кн. «Символика, или Описание догматических противоречий католиков и протестантов по их публичным изложениям вероисповедания» (Symbolik, oder Darstellung der dogmatischen Gegensätze der Katholiken und Protestanten nach ihren öffentlichen Bekenntnisschriften. 1832), написанную по материалам читавшегося им с 1830 г. лекционного курса. Еще при жизни М. книга претерпела 5 переизданий и оказала большое влияние на развитие сравнительного богословия, притом что как таковой жанр символики не получил в католицизме продолжения ( Gei ß er. 1988. S. 84). В ее 1-й ч. рассмотрены расхождения с лютеранами и реформатами в доктринах о грехопадении, спасении, Церкви и таинствах. Во 2-й ч. описаны основные доктринальные особенности меньших течений (Sekten) протестантизма: анабаптистов и меннонитов , квакеров , гернгутеров, методистов , арминианства , социниан , а также теософии Э. Сведенборга . Новым в методе М. стал принцип опоры на тщательное изучение источников при объективном сравнительном анализе протестант. и католич. вероучений, избегающем как заданной полемической заостренности, так и ложного примиренчества. Тем самым он положил начало строго научному подходу к межконфессиональной богословской дискуссии, став одним из предтеч совр. экуменического богословия. Основным мотивом усилий М. в этом направлении служило стремление к осмыслению фактических разделений в Церкви и к выработке путей восстановления христ. единства ( Wagner. 1977. S. 185-190, 251; Rosato. 1978. P. 66, 68).

http://pravenc.ru/text/2563156.html

267 Наше законодательство знает христиан следующих инославных исповеданий: римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского, Архангельского евангелического прихода, представляющего собой соединение лютеранского и реформатского исповедания; евангелических братьев в Сарепте и в Прибалтийских губерниях, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в городе Шуше, колоши Гнаденбург в Терской области, менонитов, баптистов. В действующем законодательстве они называются также «христианами иностранных исповеданий». (Свод Зак. Росийск. Имп. Т. XI, ч. I. Уст. иностр. исповед.). Этот термин удерживают и некоторые русские исследователи (Граф Дм. Толстой, Ив. Соколов, Дм. Цветаев и др.). 268 Хотя религия есть дело совести, дело внутреннего человека, но нельзя забывать, что религиозное мировоззрение так охватывает всего человека, так сливается с его общим мировоззрением, с его научными и жизненными интересами, что правила религиозные весьма часто становятся вместе с тем главными правилами общественной и индивидуальной деятельности человека, а потому государство не может относиться безразлично не только к тем вероучениям, который в их внешнем проявлении, в их культе, представляются несовместными с государственной моралью (скопчество, мормонство), но и с теми, которые в их принципах и положениях идут вразрез с охраняемыми государством принципами морального и общественного порядка. Уголовное Уложение. Проект редакционной комиссии и объяснения к нему. СПб. 1897. Т. IV, стр. 105. 269 Dr. August Wilhelm Dieckhoff. Staat und Kirche. Principielle Betrachtungen über das Verhältniss beider zu einander aus dem Gesichtspuncte des christlichen Staates. Leipzig, 1872, стр. 27–29. Μ. Рейснер. Христианское государство. (К вопросу об отношении государства и церкви). Томск. 1899, стр. 47. 271 Friedrich Julius Stahl. Über christliche Toleranz. Berlin, 1855, стр. 3–14. Рейснер. Христианское государство, стр. 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

С этого времени общество братьев стало называться гернгутерским. Оно нашло себе много приверженцев и между немцам, но вместе с тем само еще более подчинилось немецкому протестантскому влиянию. В 1749 году общество гернгутеров, по требованию саксонского правительства, должно было официально принять аугсбургское исповедание, сохраняя впрочем свое прежнее внутреннее устройство. Таким образом в настоящее время гернгутеры или моравсние братья по многим пунктам догматического учения сходятся с протестантам, но во внутреннем устройстве и в самом духе их общин сохранилось еще много остатков древних гусситских преданий. 7 Доктор Ян из местечка Помук, генерал-викарий пражского архиепископа, жил в конце XIV века, при короле чешском Вячеславе, и сделался известен, как ревностный защитник некоторых привилегий католического духовенства, оспариваемых королем Вячеславом, за что и был утоплен по приказанию короля в 1393 году. После его смерти, и в продолжении XV и XVI веков, о нем в Чехии не было воспоминаний. В X40;II иезуиты стали усердно стараться прославить имя святого Яна из Помука, чтобы вытеснить из памяти народной другое, дорогое чехам, но опасное и ненавистное для католицизма, имя святого Яна из Гуссинеца. О Непомуке было составлено множество легенд, имеющих отчасти романтический характер, отчасти н с примесью некоторых преданий, доселе относимых народом к личности Гуса. Непомуку было воздвигнуто множество статуй. В 1728 году иезуиты собрали от приверженных знатных чехов светских и духовных 78 прошений о канонизации Яна Непомука, как народного чешского патрона, и представили их папе. 19 марта 1728 года Ян Непомук и был канонизирован, будто бы по желанно чешского народа. Четыре имени, по замечанию одного из ученых были особенно чтимы чехами в четыре различных периода их 1200-летней истории: имя языческого бога Святовита в древнейший период чешской истории до принятия христианства; имя святого князя Вячеслава с X до XV века; имя великого мученика чешской религиозной и национальной самостоятельности Яна Гуса в период славнейшего развития той и другой в XV и XVI веках; и наконец имя выставленного иезуитами святого Яна Непомука в габсбургский период чешской истории – в период крайнего упадка чешской национальной и религиозной самостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Это не было собственно новое общество: оно образовалось из остатков старых общин богемских и моравских братьев, рассеянных и преследуемых в Германии еще с XV века. В двадцатых годах XVIII столетия некоторая часть их нашла себе убежище в местечке Гернгут – в Лузации. Богатый владелец этого местечка граф Николай Людвиг фон-Цинцендорф, с молодых лет мечтавший посвятить себя служению религии, увлекся строгостью жизни и благочестием моравских братьев, их чинным общественным устройством и внушительными обрядами, и вступил в их общину, задавшись впрочем мыслью их самих сблизить с протестантским исповеданием. По его влиянию, моравские братья, принявшие название гернгутеров, согласились на признание аугсбургского исповедания и в значительной степени усвоили себе от немецких пиетистов дух равнодушного отношения к догматической части христианства. Утверждая все христианство на вере в искупительную смерть Христову, они довольно холодно относятся к другим христианским догматам. Но за то в обрядовой стороне религиозной жизни и в церковно-иерархическом устройстве эта община ближе всех протестантских обществ подходить к древнему восточному христианству. Они имеют торжественный чин литургии с одушевленными гимнами и молитвами, с древними обычаями омовения ног, целовании пред причащением и с вечерями любви. Они удерживают древние формы церковной иерархий – епископов, пресвитеров, диаконов, диаконисс. Внутренний строй общества отличается строгой организацией (особые отделения женатых членов общества, холостых, вдовых, девиц, детей), с тщательным наблюдением надзирателей общины за поведением отдельных членов; образ жизни пиетистический и ригористический. В упрек обществу ставят то, что оно, вероятно под влиянием прежде бывших преследований, держится очень уединенно и скрытно, скептически относится к общественному прогрессу, и даже отвергает широкое развитие науки и усовершенствование внешних форм цивилизации. Но в похвалу гернгутерам ставят их честность, простоту жизни, трудолюбие, благочестие и ревность к распространению христианства между неверными в других странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Из главных центров, в которых первоначально обнаружилось новое учение, оно быстро стало распространяться по другим католическим странам. Из Саксонии оно распространилось по другим областям северной и южной Германии, затем в Данию, Швецию, Прибалтийские области; из Швейцарии проникло оно в Голландию, Францию, Шотландию, Англию. Довольно сильные волнения вызвало оно на первых порах и в южно-европейских странах Италии и Испании. Но здесь оно было скоро подавлено, между тем как в северо-западных странах никакими мерами нельзя было остановить его распространения. Таким образом оказалось постепенно, что старое и новое учения как бы поделили между собою племена и страны западной Европы, соответственно с их местными особенностями народным характером. В странах юго-западных – между народами романского племени, у которых преимущественно развито воображение и чувство, в религиозной жизни удержался католицизм, как исповедание наиболее соответствующее их духовным свойствам и требованиям, в странах же северо-западных, между народами германского племени, у которых более преобладает холодный рассудок, утвердилось новое учение, само отличающееся более холодным рассудочным характером. Между новым и старым учениями долго не устанавливались определённые отношения. Вначале каждое из этих учений относилось к другому враждебно и воинственно. Новое учение везде угрожало ниспровержением старому; старое в свою очередь везде старалось подавить новое. Потом когда оказалось, что каждая сила крепко стоит против другой, между ними сделаны были попытки соглашения и примирения (пред открытием аугсбургского сейма 1530 г. и триденского собора 1545 г.). Но когда эти попытки еще более обнаружили непримиримую взаимную рознь между старым и новым исповеданиями, после долгих споров и кровавых войн между последователями этих исповеданий, установилось между ними такое соглашение, чтобы каждому исповеданию держаться в сфере захваченных мест, прав и влияний. И такое условное соглашение устанавливалось не сразу и держалось непрочно. Напр, в Германии оно первоначально установлено было Аугсбургским религиозным миром 1555 г., но потом после новых продолжительных кровавых столкновений, в которые вовлечены были почти все европейские государства, оно вновь утверждено было уже почти чрез столетие вестфальским миром 1648 г. Во Франции условная равноправность и терпимость между двумя исповеданиями установлена, была нантским эдиктом короля Генриха IV в 1598 г.; – и этот эдикт также был неоднократно отменяем и вновь восстановляем и расширяем в дальнейшие эпохи французской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Если же, напротив, он не раскаивается и до самой кончины своей будет упорствовать в заблуждениях безбожия, то при этом случае пастор может, однако же с надлежащею осторожностью и с чувством христианского смирения и снисходительности, сказать несколько слов для увещания и назидания прихожан или, по крайней мере, родственников и друзей умершего. При распространении заразительных болезней, а равно и во всякой иной общественной опасности, проповедники не должны оставлять своих приходов и отказываться от обязанности посещать больных и приобщать их. В этих случаях, когда обстоятельства сильно действуют на умы и сердца людей, они должны стараться обращать особенное внимание своих прихожан на Божественные указания и испытания. По требованию начальства, пасторы обязаны посещать лиц своего исповедания, заключенных в тюрьмы и крепости. Но они не могут отказываться от этого и тогда, когда их посещения пожелают сами заключенные, особенно опасно больные, нуждающиеся в утешении и освящении таинствами. Мало того. Испросив дозволение начальства, пастор, и без приглашения, обязан посещать тюрьмы, чтобы заключенных лютеран наставлять и утешать словами Св. Писания. Затем, пастор в особенности должен заботиться о бедных в своем приходе, призирать их и доставлять им возможную помощь, поступая, впрочем, с надлежащею осторожностью при выдаче свидетельств о бедности (ст. 439). В царстве польском, у протестантов аугсбургского исповедания, пасторам также вменяется в обязанность призирать бедных своего прихода и доставлять им помощь, но-„вместе с церковною коллегией (т. е., попечительством), под наблюдением Советов Общественного Призрения” (ст. 907). Далее,-предметом попечения лютеранских пасторов должны быть школы и вообще воспитание юношества в их приходах. Поэтому пасторы обязаны тщательно посещать сельские школы и внимательно следить за религиозно-нравственным воспитанием детей как в общественных школах, так и в семействах своего прихода. Там, где существует или может быть введен обычай, по которому пасторы посещают своих прихожан в их домах, для испытания их в знании Закона Божия, они обязаны с точностью и, как можно чаще, пользоваться им, как весьма полезным средством для просвещения и нравственного улучшения вверенных им паств.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬДЕС Вальдéс [испан. Valdés] Альфонсо де (1490, Куэнка, Испания - 1532, Вена), гуманист, секретарь испан. кор. и герм. имп. Карла V , брат Х. де Вальдеса . Был офиц. составителем писем на латыни при имп. Карле V (в т. ч. писем к папе Клименту VII в 1526-1527), исполнял дипломатические поручения. Как посол императора присутствовал на Аугсбургском рейхстаге (1530), где Ф. Меланхтоном были изложены основы лютеранства (см. ст. Аугсбургское исповедание ). Состоял в переписке с Эразмом Роттердамским , к-рый во многом повлиял на формирование его позиций как христ. гуманиста. В своих сочинениях В. критиковал папство и совр. ему положение в католич. Церкви. В «Диалоге Лактанция и архидиакона, или О том, что случилось в Риме в 1527» (1528) В. выступил не только как защитник императора, войска к-рого осаждали Рим, разграбленный после взятия (1527), но и подчеркивал провиденциальный характер произошедшего. Характеризуя ситуацию, сложившуюся тогда в Италии и в Риме, В. показывал только пороки и стяжательство духовенства, поэтому поход войск Карла V рассматривался им как справедливое наказание папы Римского, стоявшего во главе всего того, что В. считал греховным. В «Диалоге Меркурия и Харона» (1529) он писал о необходимости воспитания каждым человеком «внутреннего христианства», составными частями которого являются милосердие, скромность и простота. Согласно В., после смерти будут спасены не те, кто строго придерживался внешних сторон религиозности, а те, кто всю жизнь трудился и сохранял искреннюю веру в душе. Ист.: Alfonsi Valdesii litterae XL inéditae/Ed. E. Boehmer. Madrid, 1899; Diálogo de las cosas ocurridas en Roma/Ed. por J. F. Montesinos. Madrid, 1928; Diálogo de Mercurio y Carón/Ed. por J. F. Montesinos. Madrid, 1929; Cartas inèditas de Alonso de Valdés, sobre la Dieta de Augsburgo/Ed. de G. Bagnatori//Bulletín Hispanique. Bordeaux, 1955. Vol. 57. Лит.: Bataillón M. Alonso de Valdés, auteur du «Diálogo de Mercurio y Carón»//Homenaje ofrecido a M. Pidal. Madrid, 1925; idem. Erasmo y España: Estudios sobre la historia espiritual del siglo XVI. México; Buenos Aires, 1966; Montesinos J. F. Algunas notas sobre el Diálogo de Mercurio y Carón//Revista de Filología Española. 1929. Vol. 16; idem. Los hermanos Jan y Alfonso de Valdés//Luminar. 1945. Vol. 7. P. 61-80; Donald D. , Lázaro E. Alfonso de Valdés y su epoca. Cuenca, 1983. Н. В. Фомина Рубрики: Ключевые слова: АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой

http://pravenc.ru/text/154021.html

10, 99) составляет катехизис, доказанный Св. Писанием «именно его историями»; а Дюккер (Jab. 15, 31) начинает весьма громко: не аугсбургское исповедание, не катехизис, даже не Апостольский Символ, но само Св. Писание должно быть в основе содержания, которое дается в религиозном обучении; в конце же концов, дело сводится к тому, чтобы катехизис выводился из св. истории; и, если его, затем, упрекают в принятии отличительного содержание катехизиса, как в противоречие себе, то, собственно, забывают, что Дюккер вовсе не обязывался отрицать катехизис и стоять за Св. Писание из тех именно целей, какие вдохновляют упрекателей. За библейство же Карл Шмидт, со своими последователями и предшественниками, который, собственно, и дают Готское представление, которым мы должны еще заняться; а теперь, сказав, что здесь, действительно, библейство противопоставляет от себя нечто положительное катехизису, собственно традиционному, но дает от себя положительного, только лишь систему или систематизацию, словом, часть построительную; обратимся к тем поборникам библейства, которые связывают себя с именем К. Шмидта. Менее крайние из этих лжепоследователей его, пользуются требованием библейского богословия, строго разграничивать различные (прежде всего по времени) периоды Откровения, как различные по содержанию, или по сложности своего содержания. Это разграничение дает им возможность не только отрицать некоторые из моментов Откровения (ветхозаветные), как чисто временные; но и выделять из общей суммы моментов один, такой, в коем содержится вся сущность Откровения и который поэтому один вправе определить собой содержание – материал и дух религиозного обучения. Отсюда является положение, что мы должны сообщать ученикам исключительно «христианство Христа». Таким образом, если ранние периоды Откровения прямо отрицаются за сравнительное несовершенство своего содержания, вынужденное несовершенством тех, коим оно сообщалось; то позднейший период библейства – Апостольский, выставляется и отстраняется: как такой, который заключает в себе не новое, по существу, Откровение, а лишь рефлексию и углубление в то, что дано Христом и начертано в Евангелии – преимущественно у трех первых евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

В этом отношении протестантское богословие с его бесконечными сомнениями и спорами, вместо того, чтобы дать ясное познание, может только окончательно сбить с толку и смутить религиозную совесть. Отсюда, симпатии положительных богословов наших дней не на его стороне: они находят искусным и целесообразным метод католической церкви, с ее безусловно строгой системой учения. Справедливо полагая, что широко разливающийся поток современного неверия берет свое начало в неограниченной свободе исследования, провозглашаемой протестантизмом, положительные богословы считают возможным остановить этот поток указанием на пределы, дальше которых он не должен простираться, признанием внешнего авторитета, который бы подчинял полеты богословской мысли контролю веры. Отсюда, в положительном богословии нашего времени более, чем когда-либо заметно тяготение к авторитетам, стремление к точной формулировке веры и к выработке устойчивой церковной формы. В представлении подобных богословов не только Св. Писание, но и символические книги протестантизма стоят очень высоко по мнению, например, Томасиуса, Бонветша, Заберга и других – последние дают самозавершение церковного сознания и в этом смысле составляют последнее слово при решении всех богословских вопросов. Еще заметнее это возрастающее стремление к большей твердости, определенности и устойчивости в практической сфере, в области церковно-религиозной жизни, где ново-лютеране, напр. открыто заявляют о своих симпатиях к католическому миру. «Прежние опыты с церковным либерализмом принесли лишь разочарования, а потому вполне понятен поворот Евангелической церкви к ортодоксальному направлению», – говорит один из современных наблюдателей протестантизма 137 . В церковной жизни, по его словам, господствует строгий правовой порядок (Rechtsordnung), внешняя неприкосновенность символа веры и закрепление известного богослужебного ритуала. Большинство церковных газет, к которым примыкает и несколько политических, пишется в духе католицизма, в полном противоречии с седьмым членом Аугсбургского исповедания 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010