В 1539 г. реформация сделала новые важные приобретения. Когда умер саксонский герцог Георг, его преемник Генрих, поддерживаемый шмалькальденским союзом , ввел реформацию и в альбертинской Саксонии, при содействии светских сословий ландтага. Иоахим II, курфюрст бранденбургский, уступая народному желанию, также ввел у себя лютеранство , хотя и с некоторыми особенностями. В 1542 г. шмалькальденский союз напал на герцога брауншвейгского и заставил его бежать из его владений, в которых курфюрст саксонский и Филипп Гессенский ввели протестантизм . Лютеранская пропаганда действовала успешно и в католических землях, приобретая множество последователей. Все это тревожило Карла V, занятого тогда войной с Францией и турками. Особенно сильно на него подействовало то, что один из духовных курфюрстов, Герман фон-Вид, архиепископ кельнский, также задумал ввести в своих владениях реформацию. Три курфюршества из семи ( Саксония , Бранденбург и Пфальц ) были уже протестантскими: присоединение к реформации четвертого курфюршества дало бы протестантам большинство в курфюршеской коллегии. Это грозило интересам Габсбургской династии, за которой Карл V стремился укрепить Германию. Он поспешил заключить мир с Франциском I ( 1544 ), на весьма умеренных условиях, несмотря на военные успехи, и оба государя решили общими силами противиться дальнейшему распространению ереси. В 1545 г., при посредстве Франции , был заключен Карлом мир и с турками. Первым результатом нового мира было подавление кельнской реформации. В 1545 г., по настоянию Карла V, папа Павел III созвал собор в Триенте , но протестанты отказались в нем участвовать. В 1546 г., в год смерти Лютера , началась война между императором и шмалькальденским союзом (Шмалькальденская война), окончившаяся поражением и пленом курфюрста саксонского и ландграфа гессенского. Это была победа иностранного государя, завоевание Германии иноземным войском. Хотя в начале войны Карл V и объявлял, что ведет ее только против политических мятежников, он задумал потребовать от Германии подчинения его воле и в религиозном вопросе. Таков был смысл " аугсбургского интерима " 1548 г. На севере интерим встретил отпор, особенно в Магдебурге ; из протестантских князей его обнародовали лишь очень немногие, да и те не встретили повиновения со стороны подданных. У князей нашлись и союзники.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

Ещё в 1520 году проникли в Венецию запакованные в посылки и продавались сочинения Лютера 62 . Венецианские власти не только не противодействовали этому, но даже не спешили обнародованием посланной Львом X буллы против Лютера. В следующем году были переведены на итальянский язык и напечатаны в Венеции Меланхтоновы Loci communes theol., а вскоре затем появились сочинения Цвинглия и Буцера 63 . При таких обстоятельствах мало по малу увеличивалось в Венеции число симпатизирующих реформации, с принципами которой с первого взгляда как бы гармонировали их собственные убеждения. Едва ли где-либо с таким напряжением следили за совещаниями в Аугсбурге, как в Венеции. Здесь рассчитывали на многое от этих совещаний, считали папство чуть не погибшим, воображали, что христианство в существующей форме окончило своё бытие и что наступит новая заря – обоснование христианства на началах разума. Ещё в начале аугсбургского сейма распространился в Венеции слух, что Меланхтон написал к легату Лоренцо Кампегио покорное и уступчивое письмо, в котором говорит, что догматическое учение протестантов то же что и учение римской церкви, что протестанты готовы оказать послушание Риму и даже готовы признать вселенский авторитет римского первосвященника, лишь бы последний не отвергал их от себя 64 . Ревнители реформации в Венеции были приведены в сильное смущение распространившимся слухом и тотчас же послали запрос к Меланхтону. Они как бы укоряли Меланхтона за то, что он мало ценит и узко понимает предпринятое реформаторами благое дело, что не только не следует делать никаких уступок папству, напротив защищать своё дело против папы, императора, князей и всего мира, что всю надежду он должен возложить на Бога, не щадить никакой жертвы, хотя бы дело Евангелия стоило жизни 65 . Когда же оказалось, что Меланхтон действительно писал к Кампегио, из Венеции последовало другое письмо, в котором прямо уже спрашивают Меланхтона – не подложное ли письмо получил Кампегио и не может ли он открыто заявить об этом подлоге? 66 Спрашивается – чего же хотели ревнующие о реформации передовые люди в Венеции? Очевидно, задача реформаторов им казалась слишком узкою, им хотелось иной реформы, в которой могли бы найти место и их принципы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Аугсбургский религиозный мир 1555 г. узаконил, наконец, существование немецкого лютеранства, но прочного мира он все-таки не принес, став, в свою очередь, источником почти стольких же новых несогласий, сколько уладил старых. В это время в Германии все важнейшие политические вопросы отошли на задний план: споры о смысле Аугсбургского религиозного мира заполняли все время ее государственных деятелей. Мир 1555 г. не мог быть окончательным миром. Он заключал много неясных, сомнительных пунктов, но будь их даже гораздо меньше, все равно с обеих сторон недоставало того миролюбия, без которого не может восторжествовать ни одно дело. Как уже говорилось, по смыслу мирного договора терпимость распространялась только на последователей «Аугсбургского исповедания», а не на всех последователей Реформации, которых к тому времени было уже значительное количество. При этом свобода выбора дарована была князьям, а не подданным, что повлекло за собой различные столкновения. Наконец в то самое время, когда обе партии, католическая и протестантская, должны были свыкнуться с этим неполным миром, наступили реставрация Католической Церкви, Тридентский Собор, основание ордена иезуитов, учреждение инквизиции и книжной полиции. Ни одна из партий не отрешилась от мысли перешагнуть за пределы мирного договора. Протестанты все еще надеялись на замкнутость Церкви (reservatio ecclesiastica), а католики — разорвать весь договор и произвести полную реставрацию. Протестанты, разделившиеся на отдельные государственные Церкви и секты, конечно, не могли действовать так дружно, как реставрированная в Триденте Римско-католическая Церковь. В 1560-х и 70-х годах Германия становится ареной борьбы Реформации и Реставрации, «Аугсбургского исповедания» и законодательства Тридентского Собора. До сих пор перевес был на стороне протестантизма, благодаря тому что он с поразительным успехом овладел всей духовной жизнью народа и захватил в свои руки литературу, новое гуманистическое образование, воспитание, школу и т. п. Известнейшие представители всех отраслей науки и литературы по большей части были протестанты. Начиная с 1560-х годов Католическая Церковь стала также обращать внимание на эту сторону в своей деятельности. Среди иезуитов было немало талантливых людей. Начинается конкуренция протестантов и католиков и в этой сфере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(см. Адиафора ), споры в протестантизме XVI-XVII вв. по вопросам религиозно-нравственной оценки ряда действий человека или жизненных явлений. Понятием «адиафора» воспользовался Ф. Меланхтон . На основании Аугсбургского интерима 1548 г. император стремился обеспечить возврат протестантов к католич. Церкви. Это временное соглашение должно было регулировать религ. отношения на территории Римско-Германской империи до принятия окончательных решений Тридентским Собором . Согласно ему, допускалось Причащение под обоими видами для мирян и сохранение брака женатых священников, однако церковное устройство и католич. ритуал должны были быть повсеместно восстановлены. В Юж. Германии, где интерим проводился в жизнь под нажимом имп. власти, многие протестант. проповедники, не согласные с новым порядком, лишились должностей, часть из них отправилась в Магдебург, ставший центром сопротивления интериму. Герц. Мориц Саксонский , получивший за свою поддержку императора достоинство курфюрста и ставший владетелем Виттенберга, ввел в 1548 г. в своих землях разработанный при содействии Ф. Меланхтона Лейпцигский интерим. В этих условиях Меланхтон развил идеи о сохранении главных протестант. тезисов об оправдании перед Богом только верой, но в то же время о согласии с тем, что внешняя сторона культа, включая порядок богослужения и посты, будет осуществляться на католич. лад. Составители интерима объявляли, что не только определенные богослужебные формы и обряды, но и сами таинства Миропомазания, Елеосвящения, а также почитание святых представляют собой «внешние» по отношению к вере явления, относительно к-рых возможен компромисс с католиками. Меланхтон охарактеризовал их греч. термином «адиафора». Строгие лютеране под руководством Николая Амсдорфа и Матиаса Флация повели из Магдебурга атаку на интерим, утверждая, что в делах исповедания нет и не может быть ничего нравственно безразличного. На стороне Меланхтона выступили виттенбергские теологи И. Бугенхаген , Г. Майор и П. Эбер , а также лейпцигский теолог И. Пфеффингер и др. Спор продолжался и после Аугсбургского мира 1555 г., уравнявшего в правовом отношении в Германии католиков и протестантов. А. с. закончились фактической победой ортодоксального лютеранства.

http://pravenc.ru/text/63544.html

В Страсбурге П. М. В. вернулся к преподаванию в гимназии Штурма, ставшей к этому времени признанным центром протестант. образования. После заключения Аугсбургского религиозного мира (1555) признание положений этого документа стало условием пребывания и преподавания в Страсбурге. П. М. В. лояльно относился к лютеран. Аугсбургскому исповеданию , но с положениями Аугсбургского мира не согласился, т. к. в его тексте содержалось признание реального присутствия Тела Христова в таинстве Евхаристии, что противоречило его позиции. В 1556 г. П. М. В. принял предложение Буллингера о переезде в Цюрих, где он получил место преподавателя иврита и ВЗ в местной школе - Каролинуме. В Цюрихе П. М. В. провел остаток жизни. Он получил европ. признание не только как последовательный защитник реформатского вероучения, но и как один из лучших знатоков раввинистической лит-ры. В 1561 г. вместе с Теодором Безой П. М. В. принял участие в коллоквиуме в Пуаси - богословском собеседовании католиков и протестантов, состоявшемся в присутствии франц. кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи. П. М. В. скончался в Цюрихе после непродолжительной болезни; он был погребен в городском соборе Гроссмюнстер. Речь, к-рую произнес на похоронах его соратник, Иосия Зимлер (1530-1576) ( Simler. 1563), стала основой для мн. позднейших биографий П. М. В. Самое известное и значительное богословское сочинение П. М. В.- компендиум «Общие места» (Loci Communes; опубл. посмертно, в 1576), который в действительности является компиляцией, составленной франц. протестантом Робером Масоном (1534-1611), гл. обр. на основе опубликованных при жизни П. М. В. комментариев на книги ВЗ и НЗ, а также записей его экзегетических лекций. Среди полемических работ П. М. В. наиболее важны неск. трактатов, посвященных объяснению таинства Евхаристии, а также «Диалог о двух природах во Христе» (Dialogus de utraque in Christo natura), к-рый является ответом на трактат лютеран. теолога Йоханнеса Бренца (1499-1570). П. М. В. отличался широкой эрудицией: в сочинениях он учитывал как разнообразное идейное содержание современной ему конфессиональной полемики, так и широко использовал труды Фомы Аквинского, сочинения отцов Церкви, раввинистическую лит-ру и др. источники (библиографическое описание сочинений П. М. В. и их изданий см.: Donnelly, Kingdon, Anderson. 1990).

http://pravenc.ru/text/2580408.html

На это христианская религия отвечает догматами творения мира и человека, грехопадения и искупления. Выяснение этих догматов мы постараемся дать в другой статье 338 . Н. Боголюбов Нижний-Новгород. 1899 г. 7 августа. Лебедев А.П. Сношения греческой церкви с протестантами во второй половине XVI-ro века 339 : Из истории греко-восточной церкви под властью Турок: от падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени)//Богословский вестник 1900. Т. 1. 2. С. 266–298 (2-я пагин.) —266— История сношений догматического характера. – Первый ответ из Константинополя, повод к нему – сообщение Иеремии и представителям греческой науки «Аугсбургского исповедания» с просьбой протестантов выразить свой голос о нем: какая редакция этого «исповедания» сообщена была в Константинополь? Общее содержание первого ответа, его источники, некоторые наиболее оригинальные мысли из него. – Второй ответ: чем он вызван (тюбингенцы прислали pesponsum oppositum на 1-ый константинопольский «ответ»), краткое содержание второго ответа, его источники, некоторые мысли из него. Третий ответ, – чем он вызван со стороны протестантов: немногие сведения об этом ответе. – Мысли протестантов касательно ответов и одного православного писателя о полемических произведениях тюбингенцев, написанных в оппозицию «ответам». – Решение вопроса о цели вышеозначенных взаимных сношений протестантства и греческой церкви. – Кто был главными составителями «ответов»? Двое Зигомала. – Биография Иоанна и Феодосия Зигомала: – сообщение известий об умственном, нравственном и семейном состоянии обоих Зигомала, на основании «Дневника» Герлаха. – Значение догматической переписки между греческой церковию и Тюбингеном – для православного мира, для протестантской науки и для Греков в разных отношениях). Обращаемся к описанию главного дела, бывшего результатом взаимных сношений тюбингенцев с Константинопольскою церковию, – разумеем знаменитые «ответы» лютеранам, представленные этим последним от имени патриарха Иеремии. Оставляя в стороне изложение известий о некоторых предварительных сношениях между пред-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иезуиты в Германии . Во Франции со времен Ришелье религиозные раздоры не представляли более никакой опасности ни для внутреннего спокойствия, ни для внешнего могущества королевства. В Германии религиозная борьба оказалась более живучей, чем в любом другом большом государстве цивилизованного христианского мира. Если присоединить к Германской империи австрийские земли, выделившиеся из Германского союза, то на этой территории силы католиков и протестантов, которые и до сих пор во многом относились друг к другу, как различные нации, количественно окажутся приблизительно равными. Если принять во внимание религиозное состояние Германии в эпоху аугсбургского религиозного мира, то такое положение дел покажется нам почти необъяснимым. Не только заведомые пессимисты, но и очень рассудительные, спокойные сторонники католицизма считали дело старой церкви почти проигранным на немецкой земле. Действительно, даже в Австрии и Богемии разрыв с Римом носил едва ли не всеобщий характер, и протестанты могли с полным основанием надеяться достичь господства в течение нескольких десятилетий. Как случилось, что это развитие не наступило и что, напротив, нация разделилась на два стана? Уже в конце XVI века католическая партия без всяких колебаний могла ответить на этот вопрос. Она всегда признавала, что столь удачным оборотом хода событий она обязана Виттельсбахам, Габсбургам и иезуитам. Первым иезуитом, вступившим на немецкую почву, был Петр Фабер. Он присутствовал молчаливым зрителем на религиозном споре 1540 года в Вормсе и на религиозном споре 1541 года в Регенсбурге. Но втайне он действовал настолько энергично, что в 1542 году папа Павел III послал его опять в Германию вместе с Лежэ и Бобадиллой, в качестве спутников легата Мороне. Полем деятельности для Фабера легат назначил прирейнские земли, для Лежэ и Бобадиллы – область Дуная. Им было предписано оставаться в оборонительной позиции, объединяя католические элементы; и, по крайней мере, Фабер и Лежэ полностью сумели справиться с возложенной на них задачей. Фабер основал в Кёльне союз студентов-иезуитов и 8 мая 1543 года в Майнце приобрел для Общества Иисуса человека, которого католическая церковь прославляет как второго апостола Германии [Первым апостолом Германии – «апостолом всех немцев» считается святой Бонифаций (672/673–754) – архиепископ, реформатор церкви в государстве франков], – Петра Каниса, или Канизия (фон дер Гондт), из Нимвегена в Голландии. В то же время Лежэ приобрел для ордена двух союзников, поддержка которых должна была обеспечить новому апостолу почти все его великие победы в Германии, – баварских Виттельсбахов и Габсбургов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

В своей булле, для руководства конгрегации, он, между прочим, высказывает, что не только не стремится к уничтожению чина богослужения и обрядов Восточной Церкви, но, напротив, предписывает сохранение их. В 1868 году Пий IX сделал еще попытку. Намереваясь созвать в Риме собор для утверждения нового догмата о непогрешимости папы, он отправил новое послание к епископам восточного обряда с приглашением на собор и с выражением желания относительно подчинения их Римской кафедре. Но Константинопольский патриарх Григорий VI даже не принял этого послания. Вообще, и в новейшие времена попытки пап подчинить себе Восточную Церковь оказываются так же неудачными, как и в прежние времена. § 23. Ограждение Православия от протестантства Протестанты также старались привлечь к своему учению православных греков, хотя не с такой настойчивостью, как католики, так как протестантство вообще менее католичества проникнуто духом пропаганды и фанатизма. Отделившись от Римской Церкви и образовавши самостоятельное религиозное общество, они на первых порах желали только получить одобрение от Православной Восточной Церкви своему делу и своему учению, пропаганду же своего учения предоставляли дальнейшему времени. В таком виде представляются первые сношения их с Православной Восточной Церковью, бывшие во второй половине XVI века. Знаменитый сотрудник Лютера и организатор протестантской Церкви Меланхтон первый начал сношения с Восточной Церковью. Константинопольский патриарх Иоасаф II (1552–1564 гг.), узнав о вновь образовавшейся на Западе Церкви, послал в Германию диакона Димитрия, чтобы тот собрал точные сведения об учении протестантов. Когда Димитрий возвращался на Восток, Меланхтон послал (1559 г.) с ним к Иоасафу письмо с приложением Аугсбургского исповедания веры, нарочно для этого переведенного на греческий язык. В своем письме Меланхтон между прочим писал, что протестанты отреклись только «от суеверия и богослужения невежественных латинских монахов», но остались верными Священному Писанию , догматическим определениям святых соборов и учению греческих отцов Церкви, почему и просил патриарха не верить худым слухам о протестантах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь «ответы» названы «книгою символическою», чем они никогда не были в православной церкви; а потому суждение почтенного профессора нужно признать преувеличенным. Протестантские богословы наших дней с большим уважением относятся к рассматриваемым «ответам». Известный уже нам Мейер говорит: «самостоятельный элемент стоит в них на заднем плане. Но от этого они не теряют цены. Послания Иеремии, во всяком случае, остаются официальным заявлением о том, как греческая церковь , принимая во внимание совокупное развитие церкви восточной, произносит свой суд касательно протестантизма. А в этом отношении послания патриарха тем драгоценнее, чем в большей зависимости от древних авторитетов они написаны» 396 . Почти в том же роде выражает свое суждение по занимающему нас вопросу и другой протестантский богослов, известный знаток церковного византинизма, Гасс. Он говорит: «переписка (между Константинополем и Тюбингеном) в практическом от- —297— ношении была бесплодна; но тем важнее она является в качестве исторического собрания документов. В «ответах» Иеремии обсуждаются почти все стороны вероучения, отличительные для греческой церкви, и некоторые из них объяснены очень подробно, так что ими и теперь можно пользоваться, как действительным церковным свидетельством, в интересах изучения символики греческой церкви» 397 . Сама греческая церковь долго помнила о таком замечательном событии в ее жизни, как благожелательные сношения ее с протестантизмом при Иеремии. Это событие освежило застоявшуюся атмосферу греческого церковного мира, угнетаемого иноверною властью. А потому греческая церковь дорожила документами, относящимися к этому деянию. По крайней мере, по словам одного греческого духовного лица, находящимся в его письме к некоему Олеарию в Лейпциге, еще в 1670 году Аугсбургское исповедание, быть может, бывшее в руках Иеремии II, а равно и разные «акты», сюда относившиеся, бережно хранились в патриаршей библиотеке в Константинополе 398 . И действительно, было что помнить! После указанных сношений очень заметным стало то явление, что греческие иерархи за сбором подаяний стали ездить в Англию, Швецию, Данию, – страны протестантские. Нельзя ли этого явления объяснять всё теми же вышеописанными сношениями? Очень любопытно еще следующее: короли указанных стран очень внимательно принимают греческих выходцев и всячески помогают осуществлению их целей. В этом отношении очень замечателен указ английского короля Иакова (нач. ΧVΙΙ в.): «все вы духовные, в апостольском чине, в нашем государстве, в праздничные дни возвещайте в церквах всему народу, чтобы порадели и помощь учинили греческому митрополиту, и что денег сберется, то все бы митрополиту

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010