§ 32. Теории епископальная, территориальная и коллегиальная 294 Так как высшая церковная власть в новообразовавшейся германской евангелической церкви не могла сосредоточиться в руках германского императора, который отчасти не располагал достаточной силой в отношении к имперским князьям и городам, достигшим почти суверенитета к началу реформации, отчасти же по самому смыслу священной римской империи германского народа, обязан был стать на сторону не протестантизма, а римско-католической церкви; то евангелическая церковь организовалась в виде отдельных, несвязанных между собой, церквей по отдельным территориям, входившим в состав германской империи. Имперские князья и начальства имперских городов взяли в свои руки управление евангелической церковью своей территории (Landeskirche), вводя, по примеру учрежденной в 1545 г. в Виттенберге консистории, особый церковно-правительственный орган, под названием консистории, и устанавливая специальные органы для надзора, под названием визитаторов и супер-интендентов. Когда таким образом евангелическое церковное устройство приняло определенный вид, теория занялась изысканием способов к оправданию существующего устройства. Прежде всего теологи воспользовались гусситским 295 учением о трех состояниях в церкви: status politicus, st. ecclesiasticus и st. oeconomicus, истолковывая это учение таким образом, что глава государства, к которому со времени аугсбургского религиозного мира, приостановившего осуществление епископской церковной власти над протестантскими территориями, перешла jure devolutionis епископская власть, управляет церковью своей страны, как епископ. Возле него стоит status ecclesiasticus, духовенство в протестантском смысле, которое дает материальное содержание распоряжениям князя – епископа, представляя на его внешнюю санкцию выработанные учительным сословием предположения и мероприятия. Внизу находится status oeconomicus – совокупность христианских домохозяев, отцов семейств, которым принадлежит право усвоения и повиновения, и которые дают церкви материальные в экономическом смысле средства для обеспечения ее существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Начиная с развертывания Реформации и вплоть до Тридентского вселенского собора (до 1545 года, а то и вообще до Аугсбургского религиозного мира 1555 года) римские папы были по существу беспомощными по отношению к движению за обновление веры. Они с непониманием и смешанной со страхом ненавистью взирали на происходящее по ту сторону Альп. Папы этой эпохи считали, что церковный раскол - это временное явление, ликвидация которого всецело зависит от расстановки властных сил. Поэтому о примирении, а тем более о принятии, хоть отчасти, реформ не было и речи. Возглавлявший католическую церковь в течение 21 месяца папа Адриан VI (1522-1523) был аскетом и антигуманистом. Избрание происходившего из Утрехта кардинала Адриана в значительной степени обусловлено тем, что раньше в Нидерландах он был воспитателем будущего императора Карла V. Вполне вероятно, он и не подозревал о грозящих папству со стороны Реформации опасностях. Единственную причину недовольства немцев он усматривал в роскоши высшего духовенства и папского двора. Поэтому на заседании Нюрнбергского рейхстага в 1523 году он через своего легата подверг искренней критике (от имени и своих предшественников) преступления и ошибки пап. Однако далеко идущая самокритика касалась лишь поверхностных, а отнюдь не общественно-политических причин Реформации. Папа хотел завоевать на свою сторону и отвернувшегося от радикализирующейся Реформации Эразма Роттердамского: он пригласил его в Рим, намеревался одарить его кардинальской шапкой; однако «отец гуманистов» решительно отклонил эту честь. Еще в начале Реформации было ясно, что размежевание европейских держав идет не по религиозному признаку; католические князья не группировались вокруг католического императора; да и в лагере сторонников обновления веры можно было найти немало католиков. Причина этого крылась в том, что основным политическим противоречием Европы того времени были напряженные взаимоотношения между двумя великими католическими державами: Испанией Габсбургов и Францией. Эти великодержавные противоречия привели к возникновению в период между 1522 и 1555 годами пяти войн; все - за овладение Италией. Владение Апеннинским полуостровом одновременно означало и гегемонию в Европе. К тому же позиция пап в этих конфликтах определялась не только религиозными моментами, но и интересами борьбы за власть своих семейных кланов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441653/

Ни один из этих переходов в католицизм не заставил так много говорить о себе и не имел столько важных последствий, как переход саксонского курфюрста Августа Сильного. Хорошо известно, что религиозные мотивы не играли здесь никакой роли. Менее известно, что фривольный герой галантной Саксонии в одно и то же время обещал саксонским сословиям дать своему сыну протестантское воспитание, а папе – воспитать сына в католичестве. Чрезвычайно характерно, как он сдержал эти торжественные обещания. Уже в 1711 году он окружил наследного принца, получившего начальное протестантское воспитание, католическим двором, душой которого был ловкий салонный иезуит Салерно, в 1712 году сын вступил, на радость своему благочестивому отцу, в лоно католической церкви. Таким образом, альбертинская линия Веттинского дома была окончательно приобретена католической церковью. Напротив, другие обращения князей являлись лишь эфемерными успехами ордена. Вообще, эпоха больших побед ордена закончилась в 1648 году. Он должен был быть довольным, если мог отстоять уже занятые позиции и кое-где укрепить их. Это и удавалось ему вплоть до середины XVIII столетия. Иезуиты в Польше и России За исключением Германии, Франции и Англии ни одна страна не была так глубоко затронута реформационным движением, как Польша. В прусской Польше почти все города перешли в лютеранство. В Великой Польше богемские братья создали цветущую церковь . В Малой Польше, Галиции, Литве среди дворянства возникла сильная кальвинистская партия. В Курляндии, Ливонии и Эстляндии лютеранство одержало в 1554 году окончательную победу. Верховные власти королевства не противились этому движению. Уже в 1555 году, в год аугсбургского религиозного мира, Петроковский сейм дал дворянству право организовывать по своему усмотрению богослужение в своих домах. В следующие годы протестанты проникли в сенат и стали занимать даже епископские кафедры. Широко распространенное движение в пользу отделения от Рима увлекло постепенно всю нацию. Польша, казалось, также была потеряна для папства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Письмо мусульманскому Другу Наталия Нарочницкая Мой мусульманский друг! Отчего ты не бережешь колодец, из которого пили поколения твоих предков? Пили и утоляли жажду своей духовной свободы – той самой свободы совести, которая была бы им недоступна в «цивилизованной» Европе, где пылали костры инквизиции и где принцип Аугсбургского религиозного мира «cujus regio ejus religio» («чья страна – того и вера») предписывал подданным принимать веру своего правителя. Именно в православной России, ценящей прежде всех иных свобод «свободу не плоти, но духа», такое насилие над духовной свободой, свободой совести было неслыханным. Отчего же тех предков твоих, мой исламский друг, не смущали православные кресты на кремлевских соборах и чин помазания на царство православного царя, когда они стремились и просились именно в русское православное государство? Да-да, сколько бы ни повторяли сегодня перекодированную в либеральные клише ленинскую большевистскую интерпретацию русской истории и сказки о «тюрьме народов», документы говорят сами за себя: и казахские жузы, и кавказские народы, ныне натравливаемые на русских да и друг на друга, просились в Россию. Ты думаешь, мой мусульманский друг, что они предпочли бы другое, некое абстрактное «общечеловеческое государство»? Смею полагать, мой мусульманский друг, что твои предки были не меньшими мусульманами, чем ты, дитя XX века. И именно потому что они были истинно верующими, они отшатнулись бы от такой нигилистической пародии на богоданный мир, в котором мнящие себя свободными индивиды, на самом деле порабощены плотью и гордыней.  Может, ты возразишь мне и напомнишь, что не только добровольно шли в Россию, а были и покоренные силой? Соглашусь: и это было. Во времена великой смуты в начале XVII столетия живы были еще татарские старейшины, которые помнили покорение Казани Иоанном Грозным. В эти годы, когда Русское государство практически перестало существовать, твои предки вполне могли провозгласить суверенитет и отложиться от Московского царства. Но они собрали людей, деньги и послали на помощь Минину и Пожарскому, и участвовали в восстановлении законной русской власти. Задумайся и о том, что в сознании поколений твоих предков, инаковерных по отношению к власти, но искренне верных ее граждан, законной эта власть становилась только при коронации, под звон колоколов и освященная Церковью! Сегодня же ты, мой мусульманский друг, решился посетовать на то, что «символом этого праздника в России стал звон православного колокола и икона Казанской Божьей Матери»! Не предал ли ты тем самым своих предков, которые не только добровольно, но и осознанно и сопричастно присягали избранному народами России православному царю? Их колокольный звон не смущал! Отчего таким мудрым был твой предок?

http://pravoslavie.ru/410.html

по: 39 статей англиканского исповедания, как они изложены в «Книге общих молитв» образца 1662 года. – 49 Серафим (Соболев) , свт. К вопросу о соединении Англиканской Церкви с Православной Церковью. Доклад на вечернем заседании комиссии 13 июля 1948 г.//Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей... – www.krotov.info/history/20/1940/1948_08.htm 50 Формула согласия. Детальное изложение. § VII. О Святом Причащении. П. 48, 56, 60, 64, 66–68, 72, 114. 59 Формула согласия. Детальное изложение. § VII. О Святом Причащении. П. 108. Шмалькальденские артикулы. Ч. III. Артикул VI. О Таинстве алтаря. П. 5. – www.narod.ruconfessconcordia.ru.html 64 Ванькова А.Б., Родионов О.А. Путеводитель по христианскому богослужению: Православие, католицизм, протестантизм. М., 2002. С. 198. 66 Гусев А.Ф. Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о Filioque и пресуществлении. – Казань, 1903. С. 158–159, 165, 187. 67 Иннокентий (Нижегородов), архим. Обличительное богословие. В 4-х т. T. IV. – Казань, 1864. С. 302. 72 Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв. – СПб., 2002. С 395. 81 Подскальски Г. Греческое евхаристическое богословие в эпоху туркократии. V Международная богословская конференция РПЦ «Православное учение о церковных Таинствах». – М, 13–16 ноября 2007. – www.theolcom.ru 82 Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Нижний Новгород, 2003. С. 780. 94 Этот принцип, сформулированный при заключении в 1555 году Аугсбургского религиозного мира, предполагал свободу вероисповедания для князей, но при этом их подданные должны были содержать веру своего господина. (Огицкий Д.П., Козлов М., прот. Православие и западное христианство. Учебное пособие для Духовных Семинарий и Духовных училищ. – М., 1999. С. 124). 112 Цит. по: Асмус В., прот. Учение о Таинствах в греческих и русских догматических системах XIII – 1-й пол. XX в. V Международная богословская конференция РПЦ «Православное учение о церковных Таинствах».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Юлий III ( 1550 -55), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 . На этот раз сюда явились даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил «Confessio doctrinae Saxonicae» [«Саксонское исповедание» ]. Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убедились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 ) ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского , двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 ) при совершенно изменившихся политических условиях, когда после Аугсбургского религиозного мира в Германии не могло быть и речи о компромиссе между лютеранством и католицизмом . Император Фердинанд I , французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, а также Филиппа II Испанского ; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, 4 декабря 1563 собор был уже закрыт. Буллой Benedictus Deus (26 января 1564 ) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Тридентского собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме.

http://drevo-info.ru/articles/2058.html

Разговоры о том, что всем должны быть предоставлены равные условия, а дальше от самой религиозной организации зависит, сумеет ли она выплыть, просто неправомерны. Такой чисто коммерческий подход уже давно практикуется в западно-европейских государствах, в США, а также отдельных странах третьего мира, где страны-доноры реализуют свое видение экономического развития и, к сожалению, стал уже стал действительностью в жизни российского государства. Но, вместо того, чтобы трезво оценить последствия такого подхода в тех странах, где они (эти последствия) уже проявились, многие у нас бездумно и абсолютно безответственно стремятся к его внедрению. В апреле 2005 года Всемирный Совет Церквей проводил Всемирную Неделю Действий по проблемам торговли. В числе прочих встал и вопросов о нарушениях библейского представления справедливости в экономической деятельности. По мнению членов Совета, " это представление нельзя свести к простому требованию равенства возможностей для всех людей. Такое " равенство " помогло богатым и могущественным заполучить себе всю силу и широкий доступ к мировым ресурсам, и сформировать властные элиты, притесняющие и эксплуатирующие других " . Это ли не признание того факта, что коммерческий подход к вопросу равенства любого толка, в том числе и прежде всего в сфере государственно-религиозных отношений, недопустим и противоречит библейскому представлению о справедливости. ОТНОШЕНИЕ К НАУКЕ Церковь не может определять, какие научные теории истинные, а какие ложные. Это дело самой науки. Ученые изучают мир сотворенный Господом, строят свои гипотезы, теории. Периодически их опровергают и выдвигают новые. И не надо верующим спорить с этими научными теориями, отстаивая, как правило, старые научные теории которые они почему-то принимают за Божественное Откровение. Вера может и дает для человека ответ на другой вопрос, на который не может дать ответ наука, что есть добро, а что есть зло. Между наукой и верой нет и не может быть противоречий. Президент Генерального Синода ЕЛЦ АИ

http://religare.ru/2_78576.html

В это время протестантизм начинает распространяться в Австрии. В 1564—1676 гг. новое учение распространилось почти по всей стране. Не только в больших городах, но и в деревнях католицизм был оставлен и все обратились в протестантизм. Среди многочисленных нарушений Аугсбургского религиозного мира самое злонамеренное было совершено в 1606—1607 гг. в имперском городе Донауверте, где с конца XVI столетия ни один католик не принимался в число граждан. В этом городе находился католический монастырь, который был терпим на основании особого договора, с той знаменательной оговоркой, что внутри города не должна происходить ни одна процессия с распущенными хоругвями. Монахи находили это запрещение неудобным и часто нарушали его, несмотря на строгие предупреждения, пока в 1606 г. во время одной из таких процессий народ не напал на монахов с дубинками и не прогнал их в монастырь. В 1607 г. в ответ на это последовал имперский указ об экзекуции, исполнение которой было поручено герцогу Максимилиану Баварскому. Он захватил город и стал насильно обращать его жителей в католицизм. В ответ на это некоторые протестантские князья в 1608 г. образовали унию для взаимной помощи против могущих впредь произойти нарушений государственных постановлений. Католические князья в 1609 г. также образовали лигу для охраны имперских законов и католического исповедания. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война между католиками и протестантами. В 1619 г. император Фердинанд II и герцог Максимилиан Баварский заключили союз против еретиков Австрии и Богемии. В 1620 г. началась война датская, в которой участвовали и католическая лига, и протестантская уния. Католики победили, и в этих странах укоренилась Реставрация. Этот удар отразился на всех немецких протестантских князьях. Фердинанд II начал неумеренную контрреформацию. Протестантская уния распалась. В 1621 г. в Богемии казнью 27 знатнейших еретиков начался страшный религиозный террор, который длился многие годы и целью которого было искоренение протестантизма. Лютеранская проповедь была запрещена, протестантские сочинения отбирались и уничтожались, иезуиты получили полную свободу действий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Кто верит в настоящее время в учение Кальвина о предопределении? А также от пуританства, этой могущественной силы, ниспровергнувшей в одно время алтари и престолы и основавшей религиозную тиранию в Новой Англии, что осталось в настоящее время, кроме бледного, безжизненного призрака умирающего субботничества? О. Персиваль находит, что даже старинный ортодоксальный протестантизм в Америке находится в упадке и, несмотря на существование в Пенсильвании строгого закона Вилиама Пэнва против хулителей Св. Писания, многие протестантские проповедники не находят более интересного материала для своих проповедей с церковных кафедр, как доказывать, что Св. Писание есть такое же произведение человеческой мысли, как и многое другое, со всеми его недостатками и заблуждениями. Не будет преувеличением сказать, что протестантизм быстро дискредитируется во мнении протестантов и давно уже перестал быть нравственно-воспитательной силой. По мнению о. Персиваля, он и не мог быть такой силой, так как он исполнен самопротиворечия. Протестантизм проповедует право частного суждения. Но разве Лютер не угрожал адом Кальвину за то, что этот не сходился с ним во взгляде на Евхаристию? Разве Кальвин не сжёг Сервета за то, что этот не согласился с его учением о воплощении? Вестминстерское Исповедание, Аугсбургское Исповедание, «Воок Concord» (Книга согласия) в настоящее время совершенно забыты протестантами. Один Американский епископ, епархия которого находится в степях Новой Англии, недавно писал в одной церковной газете «Churchman» 17 июня 1899 г., что духовенство его епархии тяготится прочитывать даже молитвы, положенные по уставу на церковных службах. Профессор Адольф Гарнак, небезызвестный представителям русской богословской науки, сделал подобное же заявление, что протестантские пасторы давно уже перестали верить в апостольскую веру. Очевидно, что протестантизм, как система положительной религиозной веры, разрушается и, если он ещё держится, то благодаря тонким, казуистическим уловкам его учёных пасторов и профессоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В 1530 году собрался великий Аугсбургский сейм для разрешения религиозного вопроса; на этом сейме присутствовал сам император Карл V. Лютер не мог явиться сюда, так как он находился под церковным отлучением и осужден был светской властью на изгнание. Во главе протестантских богословов, прибывших на сейм, стоял Меланхтон. Когда на заседаниях сейма дело дошло до нового религиозного учения, лротестантские князья представили свое вероисповедание, в котором кратко и ясно показаны были различия новой церкви от старой. Лютеране хотели показать этой книгой, что в их учении нет ничего противного св. Писанию и подлинному учению вселенской церкви. Соотвественно с такой апологетической целью исповедание проникнуто духом умеренности. В первой части его излагаются основные пункты лютеранской догматики – о Боге, грехе, оправдании, церкви и таинствах. Вторая же часть посвящена полемике против католического учения – о причащении мирян, о евхаристии как жертве, о безбрачии духовенства, призывании святых, постах, монашестве и власти папской. Автор этого исповедания – Меланхтон. Он взял 17 статей, написанных Лютером в Швабахе (швабахские члены), и некоторые другие протестантские сочинения, привезенные в Аугсбург протестантскими князьями, и составил из них нечто целое. Так явилось Аугсбургское исповедание, которое сделалось основой протестантской церкви. По настоянию протестантских князей, это исповедание прочитано было на сейме на немецком языке. Оно возбудило сочувствие к последователям Лютера во многих, которые доселе слотрели на них с предубеждением. Но император, как и следовало ожидать, высказался в пользу католической партии. По его поручению, католические богословы написали опровержение аугсбургского исповедания, в котором учение протестантское было объявлено открытым заблуждением. Протестанты хотели представить апологию аугсбургского исповедания, но император отказался принять ее. В то же время католическое большинство провело сеймовое постановление, по которому протестантам, для их окончательного воссоединения с римско-католической церковью, назначался годичный срок (до 15 апреля 1531 г.); до тех пор им запрещались всякие нововведения; прежние, благоприятные для них сеймовые постановления, отменялись. Борьба Карла V с протестантами

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010