– Пришел лев, лег подле меня и согревал собою » гл. 167, с. 396–397] Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский По пути в ссылку владыка был выброшен из вагона поезда. «Стояла снежная зима. Мороз пробирал до костей сквозь изношенную рясу. Чувствуя, что начинает замерзать, митрополит стал читать себе отходную. Вдруг видит: к нему приближается что-то большое и темное, всмотрелся – медведь . «Загрызет», – мелькнула мысль, но бежать не было сил, да и куда? А медведь подошел, обнюхал сидящего и спокойно улегся у его ног. Теплом повеяло от огромного зверя и полным доброжелательством. Он заворочался и, повернувшись к владыке брюхом, растянулся во всю длину и захрапел. Долго колебался владыка, глядя на спящего медведя, потом не выдержал сковывающего холода и лег рядом с ним, прижавшись к теплому брюху. Лежал и то одним, то другим боком поворачивался к зверю, чтобы согреться, а медведь глубоко дышал во сне и обдавал его горячим дыханием. Когда начал брезжить рассвет, митрополит услышал далекое пение петухов. «Жилье близко», – мелькнула радостная мысль, и он осторожно, чтобы не разбудить медведя, встал на ноги. Но тот поднялся, встряхнулся и вразвалку побрел к лесу» [XIV]. 4.2. Птицы небесные приносят пищу Святым Проявляя заботу об угодниках Своих, Всемилостивый Господь не раз питал их чудесным образом, заставляя птиц служить Святым. Самым, наверное, известным примером такого Божьего попечения о верном рабе Своем является библейское повествование о святом пророке Илье, пищу которому доставлял ворон. 3 Книга Царств, гл. 17 2. И быстъ глагол Господень ко Илии: 3. Иди отсуду на восток и скрыйся в потоце Хорафа прямо лицу Иорданову; 4. и будеши пити от потока воду, и враном заповедах препитати тя тамо. 5. И сотвори Илия по глаголу Господню, и седе при потоце Хорафове прямо лицу Иорданову. 2. И было к нему слово Γοподне: 3. пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; 4. из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 5. И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так оправдались во всей своей ужасающей точности слова, вложенные Господом в уста Авраама о степени человеческого жестокосердия: кто не хочет слушать Моисея и пророков, тот и воскресшему мертвецу не поверит. Апостол Иоанн не приводит притчи о Богатом и Лазаре, но приводит еще раньше слова Христовы, ставящие в связь иудейское неверие Его чудесам с непослушанием Моисею и тайным неверием в его закон , исходящим из нравственного очерствения и искания славы своей, а не Божией. «Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что Он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (5, 45–49). Остается еще одно недоумение, часто предлагаемое богословам: почему же о воскрешении Лазаря не свидетельствует ни тот евангелист, который приводит притчу Господню о соименном ему наследнике рая, ни прочие первые два евангелиста? Митрополит Филарет на одном академическом экзамене задал этот вопрос, и, когда никто не взялся ответить на него, разрешил его так, что когда писались первые три Евангелия, то Лазарь был еще жив и, всегда тяготясь расспросами ближних о том, что испытывала душа его во дни расставания ее с телом, он был бы весьма расстроен и смущен, если б это событие при его жизни огласилось между всеми церквами, а потому оно и нашло себе место только в четвертом Евангелии, написанном после смерти Лазаря. Ученый биограф Преосвященного Филарета дивится мудрости и простоте объяснения, но он не знал, что это объяснение почерпнуто целиком из Синаксаря Постной Триоди. Преимущество покойного Владыки перед своими собеседниками заключалось здесь в том, что последние в исагогических изысканиях шли только по путям отрицательных критиков, стараясь побороть их собственным оружием, и слишком мало занимались Библией вне этой политики, а митрополит вникал в нее и в церковное предание не только с критическим интересом, но и с положительным, независимо от полемики. Подобная же точка зрения поможет нам уяснить дело и еще яснее. Из самой последовательности речи четвертого Евангелия можно видеть, что Апостол пишет дополнительное повествование к книгам, написанным раньше о тех же событиях, известных его читателям. Такое дополнительное повествование представляет собой и описание чуда над четверодневным Лазарем, составленное с тою же подробностью и наглядностью, которые вообще отличают сказания Иоанновы от трех первых евангелистов и совершенно уничтожают жалкую мысль немецких отрицателей о подложности четвертого Евангелия, составленного якобы в половине второго века «туманными философами» гностиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если говорить о захватах храмов, то, конечно, эти события ожидают справедливой оценки со стороны тех, кто борется за права человека. По сути, на Украине при президенте Порошенко происходило инициированное властью гонение на православных христиан, которых выбрасывали из храмов; священников выгоняли на улицу с малолетними детьми. Все это зафиксировано и известно, данные факты публиковались в прессе, но западные правозащитники за редким исключением предпочитают об этом умалчивать. Это очень печально, потому что свидетельствует о двойных стандартах в сфере информационной политики. Е. Грачева: В Украинской Православной Церкви на днях рассказали, как старец Зосима исцелил донецкого митрополита от коронавируса. Об этой чудесной помощи рассказал сам митрополит Донецкий Иларион: он лежал с двухсторонней пневмонией, ему явился во сне старец Зосима, почивший двадцать лет назад, а на следующее утро архиерей понял, что он здоров. Теперь в монастыре обещают занести этот факт в летопись для дальнейшего прославления старца. Владыка, мы обычно привыкли к тому, что чудеса, о которых рассказывает Церковь, происходили в далеком прошлом с не с нашими современниками. Верите ли Вы в произошедшее чудо? Митрополит Иларион: У меня нет никаких оснований сомневаться в произошедшем чуде, если о нем свидетельствует мой собрат — митрополит Донецкий Иларион. Но я хотел бы подчеркнуть, что чудеса в жизни Церкви происходят постоянно. Чудеса происходят в жизни многих людей, но не всегда они становятся достоянием гласности. Но хотел бы напомнить о том, что чудо не является непременным критерием святости того или иного человека, так же, как и не является непременным требованием к тому, чтобы святость человека была зафиксирована. Есть люди, причисленные к лику святых, при этом неизвестно о каких-либо чудесах, которые они совершали при жизни или после смерти. С другой стороны, есть люди, не причисленные к лику святых, но при этом с ними связаны те или иные чудеса. Церковь никогда не ставила чудо критерием святости. Если мы вспомним Господа Иисуса Христа, то Он совершил очень много чудес. Он исцелял людей, изгонял демонов из одержимых, но когда «вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его» (Мк. 8:11), то Он отказывался совершить чудо ради чуда. «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:41-42), но Он этого не сделал, потому что вера не должна являться следствием чуда. Вера скорее является причиной чуда, и неслучайно Господь Иисус Христос спрашивал у людей, которые просили у Него исцеления: а ты веруешь ли, что Я могу это сделать? И тем, которые получали исцеление, Он говорил: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

http://pravoslavie.ru/137603.html

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru. Вопрос: Можно ли православным христианам смотреть телевизор? В грех это вменяется или нет? Митрополит Иларион: Если я веду передачу на телевидении, значит, исхожу из того, что телевизор смотреть можно. Сам по себе телевизор — это одно из средств информации в руках человека, так же как и книга, компьютер. Вы можете взять в руки книгу религиозного характера, можете взять книгу философского содержания или художественное произведение. А если вдруг захотите прочесть книгу неприличного содержания — кто будет в этом виноват: вы или книга? Думаю, виноваты будете вы, ибо сделали неправильный выбор. То же самое и с телевизором. Вы можете смотреть по телевизору новостные программы, программы, связанные с культурой, с историей, познавательные программы. Сейчас есть каналы, специальное ориентированные на того или иного зрителя — телеканал «Культура», новостной канал «Россия 24», церковные каналы «Спас» и «Союз» и так далее. То есть вы в принципе можете смотреть по телевизору все, что хотите. Но если вы будете смотреть только развлекательные программы или, простите, порнографию, тогда, конечно, это будет грехом. Исходя из всего этого и следует самим ответить на вопрос: греховно ли смотреть телевизор или нет. Вопрос: Что делать с грехом, который мучает с младенчества? Посоветуйте что-нибудь. Митрополит Иларион: Святость — это тот идеал, который нам дан в лице Иисуса Христа. Этого идеала достигали немногие люди. Их имена включены в наш церковный календарь, их лики мы видим в иконостасах наших церквей, на фресках, на стенах храмов. Жития этих людей мы читаем и стараемся им подражать. Но каждый из нас может им подражать только в свою меру. Освобождение от греха — процесс, который происходит постепенно. И иногда на это не хватает ни 49 лет, ни 50, ни всей земной жизни, потому что бороться с грехом приходится постоянно. Апостол Павел, один из двух первоверховных апостолов Церкви, говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18-23). И от этого действия закона греха не избавлен ни один человек.

http://pravoslavie.ru/102254.html

Е. Грачева: Спасибо большое, владыка, за эту беседу. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru. Вопрос: Для чего молиться, если Бог заранее знает, что с нами будет? Митрополит Иларион: Очень часто люди думают, что молитва нужна только для того, чтобы от Бога что-то получить или у Бога что-то попросить. Но молитва — это, прежде всего, личное общение с Богом. Верующий человек — это человек, в жизни которого Бог присутствует точно так же, как и его близкие, родственники, друзья, знакомые, дети, внуки, родители, бабушки и дедушки, то есть Бог является неотъемлемой составляющей жизни человека. Причем для многих Он является не просто составляющей, а тем стержнем, вокруг которого эта жизнь строится. Бог — это Тот, Кто слышит наши молитвы и отвечает нам. Бог — это Тот, Кому можно обратиться с вопросом и получить ответ. Молитва — это не монолог. Молитва — это диалог. Мы спрашиваем — и получаем ответ. Мы просим — и получаем просимое. Но в некоторых случаях Бог не дает нам, чего мы просим, потому что Он лучше нас знает, что нам нужно. И в этой ситуации Он поступает точно так же, как поступают любящие родители, когда понимают, что ребенок у них просит что-то, что будет ему вредно. Бог относится к нам как любящий отец и как любящая мать, и именно потому Он не всегда подает нам то, что мы у Него просим. Вопрос: Для чего Бог создал людей, если наперед знал, что многие из них попадут в ад? Митрополит Иларион: Как говорили святые отцы, Бог все знает, но не все предопределяет. Бог все знает, потому что для Него открыто будущее, но это не значит, что нам, как говорится, на роду написано совершить те или иные поступки. В большинстве случаев наши поступки продиктованы нашей свободной волей. И если перед нами стоит выбор: творить добро или делать зло, а мы выбираем зло, то это не потому, что Бог это предвидел и об этом знал заранее. Это не снимает с нас ответственности за сделанное нами зло. Бог не предопределяет человека к злым поступкам. Бог учит людей только добру. И если какие-то люди попадают в ад, то это не потому, что Бог этот ад для них создал, а потому, что они сами своими злыми поступками сначала создают ад для себя и окружающих людей здесь, на земле, а потом в аду оказываются после смерти — в том самом аду, который они сами для себя создали и за который несут личную ответственность.

http://pravoslavie.ru/107541.html

Использование матерной лексики — очень серьезная болезнь, которую мы наблюдаем и в государственных органах, и в армии, и в правоохранительных учреждениях. Иной раз матерные выражения используют даже сотрудники органов правопорядка. Думаю, что на всех этих уровнях необходимо заботиться о том, чтобы полностью искоренить матерную лексику. Господь Иисус Христос говорит: «Не то, что входит в уста оскверняет человека, а то, что исходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: В Евангелии написано: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8), этими словами Христос предостерегал апостолов от торговли благодатью. Почему тогда Русская Православная Церковь оказывает религиозные услуги за деньги? Митрополит Иларион: Я хотел бы, отвечая на этот вопрос, напомнить другую цитату из Первого послания святого апостола Павла к коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор. 9:13-14). Что означают эти слова? Они вносят важный корректив к тому вопросу, который прозвучал. Церковь не оказывает религиозные услуги за деньги. Если вы придете в храм и скажете, что хотите креститься, но у вас нет денег, то вас покрестят, а если вам откажут, то можете пожаловаться правящему архиерею и он накажет этого священника. Если и он не накажет, то вы можете пожаловаться Патриарху, и уж тогда Патриарх точно накажет этого архиерея. Церковь не торгует благодатью. Церковь не совершает ни богослужений, ни таинств за деньги, но люди, которые ходят в храм, жертвуют на Церковь. Почему? Потому что Церковь должна на что-то существовать, а в российских условиях единственный доход, который получает Церковь, — это пожертвования. Чтобы содержать церковное здание, платить зарплату священникам, певчим и всем, кто работает в Церкви, нужны средства. Все эти средства приходят от жертвователей.

http://pravoslavie.ru/137318.html

Митрополит Иларион: Книжку эту мне не удалось прочесть, потому что не хватает для этого свободного времени. Детям, конечно, нужно читать детские книжки. Может быть, Вы имеете ввиду, нужно ли взрослым читать детские книжки? На этот вопрос я однозначно ответить не могу. Думаю, что кому-то из взрослых полезно читать детские книжки. Я, например, некоторым взрослым людям советую читать «Винни-Пуха» хотя бы для того, чтобы поднять настроение. Кроме того, мы помним слова, которые обратил Господь Иисус Христос к взрослым людям: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). А потому нет ничего зазорного в том, чтобы взрослые люди читали детские книжки. Вопрос: Вы написали шесть книг об Иисусе Христе. Почему так много? Митрополит Иларион: Когда я начинал писать об Иисусе Христе, то думал, что напишу одну книгу. Мне хотелось написать книгу биографического характера, то есть не очередной богословский трактат, посвященный Иисусу Христу как Воплотившему Богу, а книгу об Иисусе Христе как о человеке. Я хотел рассказать о том, каким Он был человеком, чем Он занимался, что Он делал, какой у Него был характер. Основывался я в этой книге исключительно на свидетельствах Евангелия, то есть ничего не взял из каких-то посторонних источников или из источников, отвергнутых Церковью. Я основывался на свидетельстве Евангелия и приводил толкования древних и современных комментаторов. Почему в итоге получилось шесть томов? Потому что оказалось, что материала очень много. Его было настолько много, что, написав целый том, я понял, что только коснулся самых основных моментов. Материал разрастается. Как сказано в Евангелии, «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Кроме того, я решил рассмотреть жизнь и учение Иисуса Христа тематически, то есть весь материал я разбил на тематические блоки. В первом томе я рассказываю вообще о том, что такое Евангелие, почему Евангелий четыре, а не больше и не меньше; почему Церковь одни Евангелия отобрала и признала каноническими, а другие литературные памятники, которые тоже назывались Евангелиями, отвергла; как между собой соединяются Евангелия; какие между ними есть противоречия; в чем между ними сходство. Весь этот большой материал вошел в первый том моей книги. Также в первом томе я рассказываю о рождении Иисуса Христа, о Его детстве и о начале Его общественного служения, о том, как Он вышел на проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/5795299.ht...

Е. Грачева: То есть практичность образования — это один из тезисов. Какие еще главные тезисы прозвучали, как Вам кажется? Митрополит Иларион: Очень важный тезис, который прозвучал, о том, что мы не имеем права отставать от остального мира в интеллектуальной сфере. Если такое отставание будет накапливаться, мы рано или поздно станет неконкурентоспособными, а значит и неспособными защитить свое Отечество. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Как понять эти слова «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29). Митрополит Иларион: Это цитата из Евангелия от Матфея, где в главах с пятой по седьмую приводится Нагорная проповедь Иисуса Христа. В этой проповеди Господь говорит метафорическим языком, то есть Он говорит о том, как человеку нужно преодолевать соблазны. Если перевести то, о чем сказал Христос, на современный язык, на современный опыт, то речь идет, например, о каких-то очень глубоко укоренившихся дурных привычках, которые лучше человеку искоренить, даже если эта работа будет стоить ему больших усилий, чем оставить при себе и в конце концов погибнуть. Речь, конечно, здесь идет о вечной погибели, но можно ведь провести параллель и с тем, как человек умирает физической смертью. Например, человек, который много лет курит и понимает, что чем дольше он будет курить, тем хуже будет становиться его здоровье, но при этом с каждым годом он увеличивает число выкуренных сигарет. И он понимает, что лучше ему расстаться с этой привычкой, лучше ему провести несколько дней или несколько недель, помучившись, но потом прожить долгую и счастливую жизнь, чем так и остаться при этой дурной привычке, заработать рак горла и умереть в расцвете сил. Но если говорить о соблазнах духовного плана, то это, прежде всего, грехи, которые лишают человека спасения, вечной жизни. Эти грехи многообразны, но грех притягивает человека и иногда требуется очень большое усилие, огромная внутренняя духовная работа для того, чтобы искоренить в себе привычку к греху. И именно это является тем соблазном, о котором Господь говорит, что лучше тебе остаться без одного из твоих членов, чем чтобы все твое тело было ввержено в геенну огненную.

http://pravoslavie.ru/112812.html

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина. Вопрос: В Евангелии от Матфея есть две фразы: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6.6)» и «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10.32-33). Как быть в такой ситуации, рассказывать ли слабоверующим о Боге или нужно тайно веровать? Митрополит Иларион: Господь Иисус Христос говорит здесь о двух разных вещах. В первом случае говорит о том, что молитва не должна быть демонстративной и показной, как это имело место в практике фарисеев, которые останавливались на улицах, начинали молиться для того, чтобы люди их восхваляли. Мы ничего не должны делать напоказ. Не только молиться, но и милостыню мы не должны давать напоказ. Об этом Христос говорит: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6.3), потому что если ты получишь награду от людей, если ты получишь от них похвалы, то ты лишишь себя награды от Бога. Во втором изречении, которое Вы процитировали, Господь говорит о публичном исповедании веры в Него. Это то, к чему всегда призывала Церковь. Мы говорим о том, что Господь Иисус Христос создал Церковь не только для домашнего употребления. Есть, конечно, ситуации, когда люди должны хранить втайне свою христианскую веру для того, чтобы сохранить свою жизнь. Как, например, в советское время очень многие люди веровали тайно: они ходили в церковь, но этого не афишировали и это всячески скрывали. Или как сейчас в некоторых мусульманских странах, христианам приходится скрывать свою веру. Но в нашей стране нет никакой необходимости скрывать свою веру, а рассказывать неверующим и слабоверующим людям нужно в том случае, если они готовы Вас услышать. Здесь Вы сами должны почувствовать: хочет человек от Вас услышать слово о вере или не хочет. Если не хочет, то и не говорите. А если чувствуете в нем готовность Вас услышать, то говорите.

http://mospat.ru/ru/news/88032/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010