Итак, владыка был убежден, что миром правит Бог, и нет власти не от Бога. По Промыслу Божию произошла и революция. И он никак не мог согласиться с «однобокой», по его мнению, формулой Льва Тихомирова, что «всякая революция от дьявола». «Ведь и сам дьявол ничего не может сделать без попущения или воли Божией», –  писал митрополит. И далее он приводит пример из Ветхого Завета: «В Ветхом Завете при царе Ровоаме, десять из двенадцати колен еврейских отделились революционным путем и образовали с Иеровоамом царство Израильское. Царь иудейский Ровоам собрал войско, чтобы подавить революцию силой. Но пришел к нему Пророк Божий и сказал от имени Бога: – Не ходи и не воюй! Это – от Меня все было! Вот пример революции – от Бога,  –  пишет владыка. – И в нашей революции есть Промысл Божий – отчасти уже понятный, а еще больше пока не вскрывшийся… И уже поэтому мы тоже должны принять эту власть, а не только потому, что она принята и народом» . То, что революция была принята народом, у владыки сомнений не вызывало. Он был этому непосредственным свидетелем. Летом, осенью 1917-го и зимой 1918-го года митрополит, тогда еще архимандрит Вениамин, исколесил половину России. Владыка вспоминал: «…революция покатилась дальше по провинциям: по городам и селам. Прокатился по стране и я, точно для того, чтобы посмотреть для памяти: где что творилось тогда?.. Москва, Тверь, Владимир, Тамбов, Смоленск, Орша, Могилев, Киев, Полтава, Кременчуг, Херсон, Севастополь, Симферополь прошли перед моим взором за эти полгода» . Для митрополита Вениамина ни политико-экономический строй, ни форма правления не опредяляли христианского отношения к власти и ее сущности. Все это было для него уже давно определено в  Священном Писании словам апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим 13:11). Разъяснению этого места в послании апостола Павла к Римлянам, митрополит Вениамин уделял много внимания в своих трудах и проповедях, считая этот вопрос одним из важных.

http://bogoslov.ru/article/4213518

Е. Грачева: Владыка, как сегодня выглядит общение при Патриархе Кирилле со светской властью? Можно ли сказать, что Патриарх дружит с Президентом Путиным ? Митрополит Иларион: У Патриарха Кирилла и Президента России Владимира Путина сложились очень теплые личные отношения, но они никогда не перерастают в сращивание между Церковью и государством. Водораздел между Церковью и государством, который установлен российской Конституцией и церковным уставом, соблюдается очень четко: ни Церковь не вмешивается в дела государства, ни государство не вмешивается во внутренние дела Церкви. Не было еще случая (об этом Патриарх неоднократно говорил), чтобы Президент или кто-либо из власть имущих сказал ему, мол, продвиньте того-то или назначьте такого-то человека вон туда. И не было случая, чтобы Патриарх лоббировал интересы какого-то политика. Здесь существует очень четкая граница, которую никогда не преступают ни государство, ни Церковь. С другой стороны, еще при Патриархе Алексии была создана и при Патриархе Кирилле продолжает развиваться и совершенствоваться система взаимодействия между Церковью и государством в тех вопросах, в которых такое взаимодействие признается полезным обеими сторонами; и таких вопросов становится все больше. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на  сайт  программы «Церковь и мир». Вопрос: Видел ли Иоанн Креститель голубя при Крещении Иисуса Христа? Повествование евангелиста Иоанна отличается от свидетельств других евангелистов. Митрополит Иларион: Евангелисты Матфей, Марк и Лука описывают одно и то же событие — Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Согласно их свидетельствам, в то время, когда Господь Иисус Христос выходил из воды, Святой Дух сошел на Него в виде голубя и все услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Евангелист Иоанн в своем Евангелии описывает другой эпизод, когда Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну, но не для того, чтобы креститься, а уже после Крещения. И Иоанн, указывая на Иисуса, говорит людям: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). И затем свидетельствует: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1:32). То есть, евангелист Иоанн рассказывает уже о другом событии. В этом разница между, с одной стороны, евангелистами-синоптиками, как называют Матфея, Марка и Луку, и евангелистом Иоанном.

http://patriarchia.ru/db/text/5369096.ht...

Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Какую самую важную икону нужно иметь в семье, чтобы сохранить мир и покой? Митрополит Иларион: Если вы хотите иметь дома только одну икону, то самая важная — это икона Иисуса Христа. Потому что Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, это наш Спаситель и это Тот Учитель нравственности, чьи поучения позволяют нам быть такими, какими нас хочет видеть Бог. Если вы хотите сохранить мир в семье, то вы будете взирать на образ Иисуса Христа, читать Евангелие, в котором о Нем рассказывается и в котором до нас донесены Его собственные слова, и Сам Христос будет вам учителем и в семейной жизни, и во всех других сферах вашей жизни. Вопрос: Как правильно понимать эту фразу «но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)? Митрополит Иларион: Эти слова являются частью цитаты из Нагорной проповеди Иисуса Христа, где Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39), то есть самое главное здесь не метафора, которая использована для того, чтобы проиллюстрировать мысль, а сама мысль. А мысль заключается в том, что на зло не следует отвечать злом, что закон адекватного возмездия, по которому на протяжении веков жили различные человеческие общества, не позволяет искоренить зло ни из человеческого общества, ни из семьи, ни даже из сердца одного человека. Господь Иисус Христос говорит, что для того, чтобы победить зло, надо стать выше зла, для того, чтобы победить агрессию, надо научиться не отвечать на нее. При этом христианство никогда не призывало к абсолютному пацифизму, абсолютной пассивности. Когда Лев Толстой пытался по-своему перетолковать эти слова Иисуса Христа и говорил, что, например, христианин не должен служить в армии, то Церковь решительно восстала против этого толкования. Сам Христос не был пацифистом, и абсолютный пацифизм никогда не был свойственен Православной Церкви. То есть, если, например, на ваших глазах совершается зло, если какого-то человека обижают, если на него нападают, то ваш христианский долг — встать на его защиту. Но если чьи либо оскорбления или агрессивные действия направлены против вас лично, то лучший способ это зло, эту агрессию остановить — это не отвечать злом на зло, то есть в переносном смысле подставлять одну щеку, когда ударяют по другой щеке.

http://patriarchia.ru/db/text/5158101.ht...

Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на  сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: В Евангелии от Матфея есть такое место: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Означает ли это, что мы не должны беспокоиться о будущем и жить днем сегодняшним? И если нет, то как правильно истолковать это место? Митрополит Иларион: Процитированные слова принадлежат Иисусу Христу, и они являются частью Нагорной проповеди. В Нагорной проповеди Иисус говорит о том, что должно быть жизненным приоритетом для человека. Он говорит, что в первую очередь приоритетом должны быть духовные, а не материальные ценности. Христос не призывает к лени или к бездеятельности, или беспечности. Он не говорит о том, что люди не должны заботиться о своих детях, об их дневном пропитании, об их будущем. Но Он говорит о том, что люди, прежде всего, в своей жизни призваны уповать на Бога, и что многое можно сделать своими силами, но в конечном итоге благополучие человека зависит от Господа и от того, как он собственную жизнь выстроит по отношению к Нему. Вопрос: По какой причине четыре Евангелия, а не больше? Почему, например, Церковь не приняла так называемое евангелие от Иуды? Митрополит Иларион: Четыре Евангелия драгоценны для нас потому, что они являются либо свидетельствами очевидцев, либо основаны на свидетельствах очевидцев. И именно из этих четырех Евангелий мы получаем достоверную информацию о том, как жил и чему учил Иисус Христос. Помимо четырех Евангелий существовали различные так называемые «апокрифические Евангелия», которые во многих случаях входят в противоречие с тем, что говорится в четырех канонических Евангелиях. И когда Церковь отбирала Евангелия, и когда она отделяла свидетельства от лжесвидетельств, то целый ряд апокрифических памятников был признан лжесвидетельствами. При этом не все апокрифические Евангелия были Церковью полностью отвергнуты. Некоторые из них фактически стали частью церковного Предания. Например, так называемое Евангелие Никодима, которое вошло в богослужение христианской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5146928.ht...

Такое природное различение функций без всякой дискриминации существует и в Церкви. В Церкви есть духовные отцы и есть духовные матери: духовной матерью может быть, например, женщина, которая стала игуменией монастыря. Она так же как священник носит крест, благословляет крестом, она является духовной наставницей, но это не служение духовного отцовства, это служение духовного материнства. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Что означают слова Иисуса Христа «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39)? Митрополит Иларион: Вполне понятны слова о том, что невидящие должны увидеть в результате проповеди Иисуса Христа. Но почему видящие должны стать слепы? Здесь речь идет о том, что проповедь Иисуса Христа вызывала двоякую реакцию. Если мы прочитаем каждое из четырех Евангелий, то увидим, что, с одной стороны, за Христом всегда ходили толпы людей, к Нему обращались с вопросами, за исцелением, у Него были ученики, а, с другой стороны, постоянно нарастал конфликт с теми, кто с самого начала стал на путь сопротивления Его проповеди. Точно так же как и сейчас слово, которое произносит Церковь, не всегда вызывает однозначно положительную реакцию: кто-то это слово воспринимает, а кто-то заведомо отрицательно относится к Церкви и ко всему, что от нее исходит. В этих условиях развивалась проповедь Иисуса Христа, в этих же условиях звучит проповедь Церкви в наши дни. Вопрос: Не чужды ли были Иисусу человеческие проявления чувств и эмоций вроде слез и смеха? Митрополит Иларион: В Евангелии нет упоминаний о смехе Христа. Но евангелист Лука свидетельствует о том, что в жизни Иисуса были моменты, когда Он радовался. Например, Спаситель послал на проповедь двенадцать учеников, а когда те вернулись после миссионерского путешествия, рассказывая, какие чудеса они совершали, Иисус «возрадовался духом и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли» (Лк. 10:21).

http://patriarchia.ru/db/text/5443692.ht...

И утром призвал их к себе, и они стали перед ним, и он сказал им: «благополучны?» Они отвечали: «благополучны». Он сказал им: «здоров ли митрополит, отец наш?» Они отвечали: «здоров, отче. Ублажаем святость твою: послал нас к тебе отец наш митрополит, говоря: «приди ко мне, ибо есть у меня к тебе слово, которое я скажу тебе и которое от Духа Святого». И услыхав это, отец наш Филипп сказал смиренным гласом: «о чем я убогий и неключимый могу беседовать с митрополитом?» Он встал тотчас и пошел с посланными. И когда пришли посланные к митрополиту и сказали ему, что прибыл отец наш Филипп, сказал митроподит: «приведите его ко мне немедленно; не подобает ему стоять вне, у дверей моих, ибо двери Царствия Небесного открыты ему». И тогда его ввели немедленно. Увидав его, митрополит весьма удивился свету на лице его и благодати Божией, которая пребывала на нем, и облобызал его лобызанием духовным и повелел ввести его в хорошую келью. Утром они сошлись вдвоем и были вместе наедине. И провели этот день, беседуя о величии Божием с утра до вечера. И принесли книгу «Апостол» по порядку ее и уставы постановлений апостольских относительно постановления патриархов и митрополитов и епископов, относительно иереев и диаконов, относительно игуменов и чтецов и певцов, относительно всех членов церкви. И после этого сказал ему авва Иаков митрополит: «истинно говорю тебе, возлюбленный мой Филипп: я думал много дней об утверждении уставов и закона Божия, ибо я один в этой великой стране, и нет у меня помощника для учения народа, по множеству людей, если бы не Бог соблюдал народ свой в правде и истине; и даст Он вере их блистать, как солнце, если велик труд для мамхеров церкви. И кроме того, эта страна – как бы две страны, и я один не могу наставлять. Истину говорю я тебе, если бы были как Петр и Павел 12 митрополитов, они не могли бы обойти половины страны, ибо сия страна больше всех стран. И ныне не я позвал тебя, а Святой Дух призвал тебя, чтобы ты сделался учителем всех людей. Не достоин я быть митрополитом; следует тебе; если бы тебе надо было быть митрополитом сей страны! И ныне, Филипп возлюбленный мой, согласись быть мне помощником в совершении священства и исправлении веры; ты будь архиереем над страной Эфиопской, истину говорю тебе, ибо даны тебе ключи Царствия Небесного, и ты будешь поставлен епископом, как повелели апостолы для исправления веры, подобно мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Аминь. И вот Я тебе дарую 7 венцов: один – за девство твое, одни – за мученичество, один – за обращение народа от греха к Божеству Моему учением Евангелию моему; один – за изгнания твои из града во град в напастях и скорбях; один – за то, что ты отверг венец почести бренной, один – за убиение тобой волхва, когда ты был юн и не убоялся смерти за имя Мое, один – за твое непорочное священство и монашество совершенное, как у Антония и Макария. А где будет погребено это тело твое, Я явлю милость Мою и щедроты Мои; и не сойдет туда ни холод, ни снег, ни саранча, ни скнипы». Глава 21. f.198. После того, как Господь наш Иисус Христос дал сей завет, Он вознесся во славе на небо. И возрадовался святой, услыхав это; ему показалось, что он не трудился. И он возблагодарил Бога. И после этого заболел святой, как все люди. Услышав, что болен святой, митрополит, желая (идти) в Хакалит из Гиргеса, не пошел. Послал к нему святой, чтобы он пришел к нему. И когда пришел к нему митрополит, святой сказал ему: «зачем покидаешь ты меня и хочешь уходить, не похоронив меня. И если ты спешишь идти отсюда, возьми меня с собой, чтобы погребсти меня в Хакалите». Услышав это из уст святого, митрополит заплакал и сказал: «ты умираешь, ликакахнат архиерей и отец монахов? Ты умираешь, Филипп, стена веры, столп и основание церкви? Ты умираешь, Филипп, глава епископов? Ты заключаешься смертью, Филипп, красноречивый языком. О, если бы я умер вместо тебя, и если не сегодня, то завтра дай последовать за тобой!» Сказав это и подобное, митрополит заплакал над своим возлюбленным Филиппом, и затем взял и понес его на его ложе и отправил в Дабра-Хакалит из Гиргеса. И потом успокоился в мире отец наш Филипп, учитель мира на 74 году, 9 месяце от дня рождения своего. 15 лет прожил он в доме отца своего; потом ушел в Дабра-Либанос, и придя туда, жил три года до монашества; от пострижения до настоятельства жил 22 года, от поставления до изгнания – 28 лет, по изгнании три года жил в Тигре, два года в Валака, в Дара, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» ( Флп.1:27 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Флп.4:9 ). 1 Печ. по: Архив ПСТБИ. Копия. Машинопись. Опубликовано: Митрополит Нестор (Анисимов) . Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма/Подг. текста и публикация М. И. Одинцова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995 (Матер, по ист. Церкви. Кн. 7); Митрополит Нестор. Моя Камчатка: Записки православного миссионера/Публ., фотографии, предисл. и коммент С. В. Фомина. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995; Божией милостью архиерей Русской Церкви: Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М.: Правило веры, 2002/Автор-сост. С. Фомин; Митрополит Нестор (Анисимов) . Моя Камчатка/Послесл. А. И. Белашова. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского печатного двора, 2003. 6 Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ), включающее стихи, посвященные прославлению Святой Троицы, и стихи псалмов. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. 7 «Покаяния отверзи ми двери...» – песнопение, поемое на воскресной утрене подготовительных к великому посту и первых пяти его недель. 8 Из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья». У Тютчева: «Удрученной ношей крестной...» 9 Первая и последняя строки на утрене Недели о блудном сыне, входящего также в чинопоследование монашеского пострижения: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце да не презреши. Тебе бо Господи умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». 10 Перефразирована молитва праведного Симеона Богоприимца, встретившего и принявшего на руки Младенца Христа в Иерусалимском храме ( Лк.2:29–32 ). Первые строки этой молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Это – чистая выдумка. 22– Славянский текст: «посрами саддукеи»; Синодальный русский: «привел саддукеев в молчание» ( φι μωσε). Новый перевод: «заградил уста саддукеев». По поводу данного места Митрополит Филарет заявлял, что Спаситель не силой, не приказом заставил молчать саддукеев, а без принуждения, мудростью слова «привел в молчание». 23– Греческий подлинник читает: «Итак все, что они велят вам соблюдать» ( πωσιν μν τηρεν). Новый перевод допускает обычную вольность: «Что они скажут вам». 23:16, 18 – Греческий подлинник οφελει в славянском передается «должен есть», в русском Синодальном «повинен». В новом переводе предлагается маловразумительное и далекое от подлинника чтение: «связан». 23– Русский Синодальный перевод читает: «не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». Новый перевод предлагает: «не были бы сообщниками их в крови пророков». Выражение «сообщники в крови» – непонятно. 23– В Синодальном переводе: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле». В новом переводе: «чтобы пришла на вас вся кровь праведная». Митрополит Филарет признавал первое чтение более близким к подлиннику. «Чтобы» – прямо выражает цель, а не последствие, и потому препятствует здравому толкованию (Там же. С. 28). 24:7–8 – Греческий подлинник читает: «и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней рождения» ( δνων). Такую передачу предлагал и Митрополит Филарет. Не один голод и мор,– говорит он,– а многие, по местам, по временам. Особенно знаменательным он считает слово δνων – болезней рождения. Страдания были и прежде. Теперь болезни рождения – страдания, после которых родится новый мир (Там же. С. 29). Новый перевод удаляется от подлинника, предлагая: «и будут голод и землетрясения по местам; все же это начало мук». 24– Синодальный русский перевод имеет: «вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте». Новый перевод предлагает: «вот Он во внутренних покоях,– не верьте». Митрополит Филарет, защищая первое чтение, отмечал, что здесь речь идет о сокровенном. Во внутренние комнаты нетрудно входить и узнавать, что в них есть; а что в потаенных, о том надобно верить или не верить (Там же. С. 29). 25– Синодальный русский перевод: «приходит господин рабов тех и требует от них отчета». Такой перевод близок к подлиннику, ясен и соответствует делу. В таком духе толкует это место св. Иоанн Златоуст (Творения. Т. VII. Кн. 1. С. 787). Новый перевод предлагает необычную форму: «приходит господин рабов тех и сводит с ними счет». 25:38, 43, 44 – Едва ли можно признать удачной замену в данных стихах слова «странник» словом «чужестранец», как это делает новый перевод. 26– Синодальный перевод: «Впрочем Сын Человеческий идет». Новый перевод дает неправильную форму: «Ибо Сын Человеческий идет». Частица μεν никогда не переводится словом «ибо». 26– В Синодальном переводе: «вы все еще спите и почиваете». Новый перевод дает странное чтение, далекое от подлинника и не свойственное речи Спасителя: «что же, спите и почивайте!»

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Зятя моего, нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского 3494 князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, и крестного целования не сложили. Против этого целования, отняли у меня до двадцати городов (эти города он исчисляет поименно). И мы, не стерпя того, снова напали на них, и если они не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их. По твоему благословению, митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! – благословляет Московитян на кровопролитие, и к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. Иван Козельский, Иван Вяземский и нагубник Василий целовали ко мне крест и дали поручителей, наконец оставили жен и детей своих и убежали туда, и митрополит снял с них крестное целование. Митрополиту следовало благословить Московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород». Все это он написал ко мне. Посему я послал к твоему святительству близкого своего человека Иоанна, мужа разумного, доброго, искусного и образованного, по всему – нашего, и пишу тебе, что нужно было бы тебе самому прийти сюда по всем этим делам. Но как это неудобно для тебя, то пошли своего доброго человека, от которого мы могли бы в точности узнать о всех делах, рассмотреть и увидать, как нам нужно поступить, чтобы не сделать чего-либо к твоему огорчению. Пусть будет все так, а не иначе. Благодать Божья да будет с твоим святительством. На подлиннике честной патриаршей рукой написано: месяца августа, индикта 9. 26. 1371 г. в сентябре. Его же грамота к митрополиту Алексию, с требованием явиться в Константинополь на суд, по жалобам тверского князя Михаила Из Acta Patriarchatus t. I, p. 585–586. Другая патриаршая грамота к тому же Преосвященный митрополит киевский и всея Руси пречестный, во Святом Духе, возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010