1833 г. Главой Церкви объявлялся король, а исполнительным органом - Свящ. Синод, на заседаниях к-рого обязательно присутствовал специальный королевский уполномоченный. Членов Свящ. Синода ежегодно назначал король, и только после его утверждения решения Свящ. Синода приобретали силу. Все архиереи Греческого королевства были уравнены в правах, причем статус прежней Афинской митрополии, был понижен до епископии. Хотя А. были провозглашены столицей Греции, их архиерей не пользовался никакими преимуществами до 1850 г., когда К-польский Патриарх издал томос, легализовавший автокефалию Элладской Церкви и вернувший Афинской епархии статус митрополии. Афинская епархия стала главной епархией Элладской Церкви. Митрополит Афинский стал пожизненным председателем Свящ. Синода Элладской Церкви. В 1852 г. эти изменения были признаны Греческим гос-вом: закон «О епархиях, епископах и подчиненном им духовенстве» разделил страну на 13 епископий, 10 архиепископий и учредил одну Афинскую митрополию. В 1899-1900 гг. адм. деление Элладской Церкви вновь подверглось реформированию: страна была разделена на 32 епархии во главе с епископами и только Афинский архиерей сохранил титул митрополита. Наконец, последнее изменение архиерейских титулов в Греции произошло в 1922-1923 гг. Согласно закону «Об обеспечении покидающих кафедры епископов и о титулах епископов и епархий», все епископы были возведены в ранг митрополитов, Афинскому архиерею был присвоен исторический титул «Блаженнейший митрополит Афинский, ипертим и экзарх всей Эллады». Однако титул экзарха с канонической т. зр. не присваивается предстоятелю автокефальной Церкви, поэтому в Уставе Элладской Церкви (1923) за Афинским архиереем был закреплен новый титул «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады». С 1998 г. престол Афинской архиепископии занимает Блаженнейший архиеп. Христодул (Параскевиадис) . В 1936 г. на территории Аттики было создано неск. митрополий, выведенных из непосредственного подчинения Афинской архиепископии (см. Аттикийская митрополия ).

http://pravenc.ru/text/77100.html

Цамалос , начальник Управления церквей Министерства иностранных дел Греции. Штайн Георг (1924–1982), гражданин ФРГ, участник 2-й мировой войны со стороны Германии, по роду занятий фермер, после войны занялся исследованиями и поиском сокровищ, вывезенных нацистами с территории СССР, в частности Янтарной комнаты из Царскосельского Екатерининского дворца, добился возвращения сокровищ Псково-Печёрского монастыря, передал много ценных документов в архивы СССР, в 1982 г. погиб от рук убийц. Штайнванд Эдуард, профессор богословского факультета Дерптского университета, возглавлял организацию «Балтийская помощь России» для Восточной церкви России, скончался около 1960 г. Эвелпидис Христос, специалист, читавший лекцию на праздновании 1000-летия Афона). Ювеналий (Поярков Владимир Кириллович, род. 1935), в 1963–1964 гг. архимандрит, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, епископ Зарайский (1965–1969), Тульский и Белевский (1971), митрополит (1972), в 1964–1977 гг. заместитель председателя, председатель (с 1972 г.) ОВЦС, с 1977 г. митрополит Крутицкий и Коломенский, постоянный член Священного Синода. Упоминаемые топонимы (кроме общеизвестных) Амарусион , город в Греции в номе Пирей. Андреевка , село в Саракташском районе Оренбургской области. Андреевский скит , крупнейший русский общежительный скит на Афоне при монастыре Ватопед, с 1972 г., после кончины последнего русского насельника, до 1992 г. был в запустении, с 1992 г. в нём поселилось несколько греческих монахов. Арсана , монастырская пристань на Афоне. Аттическая (Аттикийская) митрополия , епархия Элладской Православной Церкви, в основном на территории полуострова Аттики, не включает в состав Афины, кафедра находится в г. Кифисья. Афины , столица современной Греции, центр нома (административного округа) Аттика и прославленный город-государство Древней Греции, существовал уже в микенскую эпоху (XVI–XII вв. до н. э). Белозёрка , келлия свт. Николая, подчинённая Хиландарскому монастырю, после смерти в 1968 г. настоятеля иеродиакона Иоанникия келлия перешла во владение к грекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

На торжества в Москве по поводу 500-летия автокефалии РПЦ (8-19 июля 1948) КПЦ направила делегацию в составе митр. Германа Фиатирского, митр. Тимофея Родосского и протопресв. Константина (Мораитакиса) с указанием участвовать только в богослужениях, но не в заседаниях Совещания глав и представителей правосл. Церквей. Совещание постановило, что все Поместные Церкви - его участницы должны отказаться от вхождения в состав ВСЦ. В результате на 1-й Ассамблее ВСЦ в Амстердаме (авг. 1948) были представлены только К-польская и Элладская Православные Церкви. Вхождение КПЦ в состав ВСЦ на правах соучредителя было одним из ее важнейших решений, принятых в период патриаршества М. Трудно сказать, насколько в тот момент он мог влиять на ход церковных событий. Еще в начале Патриаршества о М. сложилось мнение, что «ни одного самостоятельного шага он сделать не может: за него работает окружение, особенно митр. Иоаким и Геннадий - сторонники власти Вселенского патриарха над другими Церквами и не любящие Русской Церкви» (Власть и Церковь. 2009. Т. 1. С. 367). В нач. окт. 1948 г. М. переехал в здание Халкинской богословской школы и приступил к исполнению патриарших обязанностей. 18 окт. без предупреждения в личные комнаты патриарха явились посол Греции Скеферис и генеральный консул М. Мелас и вынудили его подписать отречение ( Θιλρετος (Βιτλης). 1996. Τ. 2. Σ. 70-71). В дек. 1948 - июне 1949 г. М. находился на лечении в Швейцарии, впосл. до конца жизни проживал в Фанараки (Фенербахче) близ Халкидона (Кадыкёя, ныне в черте Стамбула). Патриарх Афинагор лишил его права участия в заседаниях Синода, держал в изоляции и даже прекратил ему выплату патриаршего пособия. Патриархия не оказывала бывш. патриарху материальной и медицинской помощи. По словам М., его «безжалостно и немилосердно выбросили на улицу» (Ibid. Τ. 2. Σ. 140). О выплате причитающегося патриарху пособия перед МИД Греции ходатайствовали митрополиты Аттикийский и Фессалоникийский и дипломат А. Киру. Но она была возобновлена лишь ненадолго. Сначала М. дважды в год было разрешено служить литургию в приходском храме свт. Иоанна Златоуста в Фенербахче, но, т. к. на нее собиралось огромное число верующих, бывш. патриарху запретили совершать богослужения. Духовные чада М., возведенные им в архиерейское достоинство (напр., Мелитон (Хадзис), митр. Имбросский, а затем Халкидонский), не сделали ничего для изменения его положения. Во время греч. погромов в сент. 1955 г. дом М. в Фенербахче закидали камнями. М. осуждал церковную политику патриарха Афинагора (см., напр., документ от 23 дек. 1963 г. с протестом против готовящейся на Св. земле встрече предстоятеля КПЦ с Римским папой ( Αναγνωστπουλος. 2006. Σ. 63-64).

http://pravenc.ru/text/2561622.html

В Греции существует также «Церковь истинных православных христиан». Она возникла, отделившись от Элладской Православной Церкви в 20-е г.г. ХХ в. Поводом к ее возникновению послужило введение Элладской Церковью в 1924 г. нового исправленного юлианского календаря. Часть клириков и мирян не приняли нового стиля и образовали свое «Общество православных». В 1926 г. это общество было переименовано в «Греческое религиозное общество истинных православных христиан» с отделениями по всей Греции. В 1932 г. общество было узаконено комиссией Министерства просвещения Греции, а в 1935 г. оно полностью порвало каноническую связь с Элладской Церковью, соответственно и со Вселенским Православием. Во главе его стал свой Синод. В 1982 г. эта Церковь насчитывала 200 тыс. паствы, 5 епархий, 8 митрополитов, 75 храмов (47 священников), 4 мужских монастыря и 11 женских. За пределами Греции в ее ведении имеется несколько приходов на Кипре, в США и Канаде. 10.2. Современное положение Элладской Православной Церкви 10.2.1. Каноническое устройство В Элладской Церкви насчитывается более 7500 храмов, многие из которых являются памятниками мировой культуры. Церковь насчитывает 8–9 млн. верующих, то есть к ней принадлежат 98 % населения. Церковная экономика носит во многом самостоятельный характер. С 1907 г. существует братство мирян «Зои» — «Жизнь», ведущее активную миссионерскую работу среди сограждан. Насчитывается около 170 мужских и 130 женских обителей, где подвизается более 3000 монахов и монахинь. В Элладской Церкви насчитывается 80 епархий — Афинская Архиепископия (правящий архиерей — Архиепископ Афинский и всея Эллады), и митрополии — Этолийская и Акарнанийская (кафедра — г. Месолонгион), Александрупольская (г. Александруполис), Арголидская (Навплион), Артская (г. Арта), Аттикийская (р-н Кифисья (г. Афины)), Верийская, Наусская и Камбанийская (г. Верия), Гортин-ская и Мегалопольская (г. Димитсана), Гумениссийская, Аксиупольская и Поликастронская (г. Гуменисса), Гревенанская (г. Гревена), Гифионская и Итилонская (г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В настоящее время пересматривается Устав Элладской Православной Церкви. Участвующие в разработке его проекта митрополиты намерены провести некоторые демократические реформы в церковном руководстве и полностью отказаться от тесного «сплетения» Церкви с государством. Основанием к таким выводам служит для них опыт отрицательных явлений в жизни Церкви во время военной диктатуры в Греции в 1967–1974 годах. Профессора Богословского факультета Фессалоникийского университета предложили Синоду внести в Устав моменты, восстанавливающие обычаи Древней Церкви, например участие мирян в избрании епископов. Они также предложили внести статьи, обязывающие епархиальных архиереев образовывать Епархиальные Советы, которые бы периодически собирались и решали назревшие церковные вопросы епархии. Профессора отметили, что Элладская Церковь для большего соответствия каноническим нормам должна быть разделена всего лишь на 10–12 митрополий. Элладская Православная Церковь ведет большую просветительную работу. В ее распоряжении имеются прекрасно оборудованная типография, два Богословских факультета (при университетах в Афинах и Салониках), 7 двухгодичных институтов, 8 духовных семинарий с шестилетним обучением, школа учителей Закона Божия. На Богословских факультетах в Афинах и Салониках обучается по 600 молодых людей. В составе студентов Богословского факультета в Афинах есть юноши не только Эллады, но и других стран мира, в частности — Африканских. В июне 1970 года решением Священного Синода Элладской Церкви основан Институт Византийского музыковедения. В его программу входит изучение источников византийской музыки и развитие византийского нотного письма. Сотрудники Института исследуют византийские музыкальные рукописи на Афоне, где таковых имеется около 2200 (всего в мире — около 5000). В Аттикийской митрополии в конце 1972 года начато строительство «Книжного Центра». Целью этого нового учреждения является изучение Библии, а также ее издание и распространение среди народа. В августе 1976 года в присутствии богословов, принимавших участие в деяниях Второго Конгресса православных богословских школ, состоялось открытие на окраине Афин нового здания Богословского факультета Афинского университета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Потому что, пока она в Sat Tal, очень часто вклиниваются поездки в Европу. Мы находим ее в Афинах 24–9–64 на лечении своей сестры, Полины. Потом снова Швейцария, Франция. В начале мая 1965г. едет в Англию. Там у нее произойдет благословенная встреча. Она поедет в Эссекс и увидит старца Софрония [Сахарова]. Как она сама говорила, он сделал ей предложение остаться там в качестве игуменьи женского сестричества. Она не могла принять такое ответственное поручение. Ангелы постоянно ее перемещали, как говорила она. Мы увидим, что позднее она откажется и от другого подобного предложения. На этот раз на Синае. Следует Швеция, Германия, снова Афины, Иерусалим, Тегеран... И снова Дели, Хайдерабад, Бомбей, Sat Tal... Все эти поездки происходят по приглашениям. Она сопровождает больных, или ее зовут провести беседу, рассказать о Православии. Всегда с тем непроизвольным «Да». Это знали те, кто приглашали. Как она сказала «Да» одним, так снова скажет «Да» другим, где бы ее ни попросили. Только непременно, конечно, должна была быть цель по Богу, как она говорила, и, конечно, билет для этой безденежной монахини и паломницы Земли Его! За несколько месяцев до отъезда из Sat Tal 1–4–66 писала она к Baba Amtë «Правительство Индии продлило мне визу только до 20 августа. Это я принимаю как знак от Бога, что уеду из вашей страны. Поэтому хочу вас увидеть еще раз в августе, перед отъездом, и потом namaste (индийское приветствие) навсегда, и я поеду в свою келию в Грецию». Она имела в виду Новый Иерусалим, который указал ей старец Кирилл Тамбаксис. Переписка с отцом Кириллом Тамбаксисом, агиоритом, продолжалась. Она началась со времени, когда она была еще мирянкой в Уттар Каши. Из Sat Tal она продолжила ему писать. Однажды она получает его письмо: «Когда вернешься в Элладу, поезжай в один монастырек, где живут пять святых душ. Мама с тремя дочерьми, которые все одновременно постриглись в рясу, и с ними еще одна, беженка с Черного моря после резни 1922г. Монастырек называется Новый Иерусалим и находится в Куваре Аттикийской, на незначительном расстоянии от Афин, как они мне пишут».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

– Сохрани нас Боже, чадо моё X., от городских зверей. Слово Старца он понял позже, когда возвратился в Канаду. После того как прошло некоторое время, один еврей невообразимо затруднил его жизнь: действительно, лютый городской зверь, который до сего дня мучает его и всю его семью, и они не могут успокоиться, какие бы меры не принимали. Помолимся и мы, все вместе: молитвами Старца да избавит Бог доброго брата нашего X. от искушения этого городского «зверя». Если не имеет «Жизни», имеет «Спасителя» Болезнующий паломник пришёл к Старцу. Его родственница заболела скоротечной формой рака, и врачи объявили, что ей недолго осталось жить. Брат рассказал Старцу о случившемся и спросил: – Геронта, как вы думаете, будет ли она жить? Старец ответил: – Мы должны молиться с верою и просить, да будет то, что хочет добрый Бог. Но брат через некоторое время опять обратился с тем же вопросом, желая получить извещение о конкретном лице. Старец снова сказал ему, что мы только с молитвой и верой во Христа должны относиться к этим вопросам. Тот, однако, снова настаивал, спрашивая в третий раз: – Геронта, скажите: будет ли она жить (дословно: имеет ли. жизнь)? Тогда Старец ответил: – Э, благословенный, если не имеет «Жизнь», имеет «Спасителя»! Не расстраивайся, чадо моё! Господин К.Т. 23 октября 1993 г. вместе с двумя другими собратьями отправился утром из Афин в трёхдневное путешествие на Святую Гору в Сад Богородицы. Проезжая через Салоники, посетили они в больнице «Феогенио» сестру, лечившуюся там после неоднократных тяжёлых операций – последствия меланомы пятой степени, которая была у неё на ноге. К. вошёл в палату и увидел свою сестру в очень плохом состоянии, поскольку она подверглась химиотерапии, которую переносила с трудом. Он увидел и другие десять кроватей в палате со страдающими больными и сильно разволновался. С большим трудом он объяснил сестре, что они едут на Святую Гору, и она попросила помолиться за неё там, в Саду Богородицы. В Уранополь они прибыли после обеда. На их счастье, им встретился путешественник, приехавший из Оропоса Аттикийского с единственной целью – посетить старца Паисия. Они сказали ему, что едут в первый раз на Святую Гору. Тогда он посоветовал им во что бы то ни стало посетить старца Паисия и взять благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

В юж. части кафоликона у стены расположена гробница сщмч. Иерофея. В этом месте с наружной стороны храма выросло гранатовое дерево, от плодов к-рого происходят многочисленные исцеления. Рядом с гробницей находится увенчанный куполом памятник с изображением Пресв. Богородицы с младенцем Христом и священномучениками Иерофеем и Дионисием Ареопагитом по сторонам. Этот памятник был сооружен братией мон-ря в XV в. в память их чудесного спасения Пресв. Богородицей во время нападения пиратов, когда монахи спрятались в ветвях огромного кипариса, держа Ее образ. После этого икона и мон-рь получили название «Кипариссиотисса». К кафоликону пристроены небольшой сев. придел и притвор, к к-рому примыкает 3-ярусная колокольня. На своде 1-го яруса сохранились фрески XVII в., отражающие влияние зап. искусства. На них изображена коленопреклоненная Пресв. Богородица со скрещенными руками, венчаемая Св. Троицей, ниже - прославляющие Ее пророки и гимнографы. По мнению археологов, колонны нижнего яруса колокольни принадлежали античному или раннехрист. храму. Во время землетрясения 1981 г. был разрушен 3-й ярус колокольни, 2-й ярус находился в аварийном состоянии. В 1992 г. они были построены заново, по плану и размерам повторяя прежние. И. м. был закрыт во время церковной реформы при кор. Оттоне в 1833-1835 гг., к-рая предусматривала ликвидацию обителей, где проживали менее 5 насельников. В 1834 г. 2 или 3 монаха были вынуждены переселиться в мон-рь Пресв. Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин, перенеся туда мощи сщмч. Иерофея и др. реликвии. И. м. был возрожден в 1930 г. как женский под рук. архим. Петра (Влотилдиса; † 1950). По его инициативе и по благословению Иакова (Ваванацоса), митр. Аттикийского и Мегарского (впосл. архиеп. Афинский), сестры окормляли заключенных в жен. тюрьмах в Афинах. Монахини начали строительство новых зданий для нужд обители, в т. ч. близ кафоликона была сооружена полуподземная ц. во имя ап. Петра, украшенная в 1970-1978 гг. мозаичными изображениями. Под этой церковью находится небольшое подземное помещение - костница, выкопанная монахинями ок. 1949 г. по указанию архим. Петра, к-рый завещал там себя похоронить.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Капустин был археологом-любителем. Впрочем, тогда настоящих профессионалов в этом деле и не было. Характерен для того времени пример Генриха Шлимана, который оставил свой бизнес и, с Гомером в руках, отправился раскапывать Трою. Более распространённый вариант — не чисто академические раскопки какого-либо известного места, а раскопки перед строительством. Живя на Востоке, Капустин копал всегда, когда что-то строил. В Иерусалиме им будет основан целый археологический музей при русской миссии. Афины были первым местом, где он воплотил в жизнь свой интерес к археологии. В первую очередь там он этому учился. Вместе с немецкой экспедицией Капустин участвовал в раскопках на Акрополе, не ограничиваясь интересом к одному лишь христианскому периоду. Но вот раскопками на месте своего храма в Ликодиме он уже заведовал сам. Поскольку храм находится фактически в центре Афин, люди там жили с древних времён и до XI столетия, когда была построена византийская монастырская церковь. Существовало даже предание, что именно там находился ликей (лицей) Аристотеля. Всё, что было найдено во время раскопок, о. Антонин сложил в крипте храма. Там и сейчас находится археологический музей. Это первый археологический музей, устроенный Капустиным за долгие годы его жизни на Востоке. Новый храм был построен в византийском стиле, но, конечно, его сходство с византийским храмом, который тут стоял раньше, было весьма приблизительным. Капустин и архитекторы-немцы, с ним работавшие, фактически «достроили развалины». Тогда это был распространённый способ. Расписали храм в том живописном стиле, который в XIX веке был популярен. Так будет потом и на Святой Земле. Удивляться этому не приходится: ни византийское, ни древнерусское искусство в то время ещё не были «открыты». В итоге храм Святой Троицы на Ликодиме после перестройки стал самым большим из афинских зданий, включающих средневековые фрагменты. В 1855 году он был освящён греческими иерархами. В 1853 году за труды по реставрации храма о. Антонин по решению русского Синода был возведён в сан архимандрита. Чин возведения совершил митр. Аттикийский Неофит.

http://bogoslov.ru/article/6174044

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010