Нектария Аттикийского. В Афинах действует Патриаршая канцелярия во главе с представителем Патриарха. Представительство имеется также на Кипре (в Ларнаке). В России с 1855 г. действовало Александрийское подворье, размещавшееся в Москве, в Свято-Никольской ц. в Подкопаевском пер.; после Октябрьской революции оно было закрыто и открылось лишь в окт. 1956 г. в Одессе. В апр. 1999 г. подворье Александрийского Патриархата перенесено в Москву; его возглавляет Патриарший экзарх в России еп. Киринский Афанасий (Киккотис); при подворье состоят неск. священников и диаконов, действует огласительная школа. Александрийская Архиепископия В самой Александрии и ее окрестностях действуют 16 православных храмов: 8 приходских (в т. ч. кафедральный Патриарший собор св. Саввы Освященного, Благовещенский храм греч. общины (построен в 1847-1857) и Патриарший храм свт. Николая), 2 кладбищенских, 4 при богоугодных заведениях, русский храм св. Александра Невского -местопребывание экзарха Патриарха Московского и всея Руси и Патриаршая часовня. Наряду с греч. общиной существует правосл. община арабоязычных христиан. Имеются образовательные, культурные и благотворительные учреждения, в т. ч. больница и сиротский дом. В непосредственном ведении Патриарха находится также эпитропия в Каире, где действуют 14 храмов, в т. ч. кафедральный Патриарший собор свт. Николая (построен в 1623) и храм во имя вмч. Димитрия Солунского. В Каире также действуют благотворительные, общественные и учебные учреждения Патриархата. Э. Н. Г. Хронологический список Александрийских Патриархов В основу наст. списка положены исправленные и дополненные перечни В. Грюмеля , Дж. Нила, Г. Бека , И. И. Соколова , а также данные из офиц. изданий Александрийского Патриархата. Ввиду скудости источников восстановление преемства Александрийских Патриархов представляет большую сложность, особенно в древнейшую эпоху и в период 2-й пол. XI-XV в., для к-рых нельзя установить точно не только даты правления, но даже имена Патриархов (принятые обозначения: (?) - Патриархи, существование к-рых сомнительно; - претенденты, оспаривавшие престол; свт.- Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны по Месяцеслову, употребляемому в наст.

http://pravenc.ru/text/82070.html

архимандрит Антонин (Капустин) (12.08.1817–5.04.1894) Дневники Жития святых Письма Слова Церковная археология архимандрит Антонин (Капустин) Ученый-византинист, церковный деятель, с именем которого связан период расцвета Русской духовной миссии на Святой земле. Биография В миру Капустин Андрей Иванович, родился 12 августа 1817 года в с. Батурино Шадринского уезда Пермской губернии. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Окончил Далматовское духовное училище. Обучался в Пермской, а затем в Екатеринославской духовной семинарии, в 1839-1843 гг. учился в Киевской духовной академии, по окончании которой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать немецкий и греческий языки, в октябре 1845 г. стал бакалавром академии. 7 ноября 1845 года пострижен в монашество митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) с наречением имени Антонин. С 1846 г. занимал различные административные должности в Киевской духовной академии, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением русского перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление в Афинах находившейся в руинах древней церкви Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в декабре 1851 года на деньги русского правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал русской посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под руководством о. Антонина, который в награду за труды 5 апреля 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христианских надписей Афин VI-XII вв. . Во время своего пребывания в Греции о. Антонин начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний нескольких монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским), с которым вел впоследствии переписку.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

искусства. По словам очевидца, «общий цвет нижней половины церкви - коричневый, верхний - красный... своды покрыты голубою краскою со звездами, в нижней части - серебряными, в верхней - золотыми» (звезды и стилизованные орнаменты исполнил итал. живописец В. Ланца). 3 невысоких иконостаса и престол сделал франц. мастер Ф. Буланже из белого паросского и пентелийского мрамора, украсив богатой резьбой и позолотой. Царские врата были вырезаны из красного дерева. 17 образов в главном иконостасе Тирш написал маслом на цинке; среди изображений - греч. и рус. святые, в малых иконостасах помещены в медальонах 6 небесных заступников семьи имп. Николая I. Храм стал одним из красивейших в греч. столице. Отдельно стоящая колокольня из 3 ярусов была возведена заново по рисунку архим. Антонина, взявшего за образец визант. памятник в Мистре. Колокола были отлиты в Триесте на заводе Миллера, самый большой, «Никодим», весом в 280 пудов (в 1999 колокольня была отреставрирована за счет греч. правительства). Из Петербурга в храм были привезены богатая утварь и облачения. Митр. Элладский и Аттикийский Неофит не смог из-за преклонного возраста освятить отстроенный храм, и церемонию осуществил 6 дек. 1855 г. архиеп. Мантинейский и Кинурийский Феофан. Главный престол храма был посвящен Пресв. Троице, левый - св. прав. Никодиму, правый - свт. Николаю Чудотворцу. Архим. Антонин «за труды и старание» получил орден св. Анны 2-й степени, рус. дипломаты - благодарность Святейшего Синода, греч. духовенство - золотые наперсные кресты. После освящения в подвале церкви появилась вода, к-рая просачивалась из засыпанной древнерим. цистерны; пришлось осушить подвал, дабы сырость не испортила здание. В 1885 г. в храме начались протечки, и нем. архит. В. Шиллер понизил на полметра древний купол (несмотря на протесты Л. Тирша, брата художника, расписавшего интерьер). В 1954 г. по настоянию покровительствовавшей рус. общине вел. кнг. Елены Владимировны купол приобрел первоначальный вид. Первым настоятелем в таких условиях стал прот.

http://pravenc.ru/text/77100.html

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил епископа Нектария духовенству новообразованной Джанкойской епархии 28 ноября 2008 г. 20:14 В джанкойском Свято-Покровском храме  митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил правящего архиерея новообразованной Джанкойской и Раздольненской епархии  епископа Нектария духовенству и пастве. Владыка Лазарь зачитал Указ Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины о назначении епископа Нектария на вновь образованную Джанкойскую кафедру. Был отслужен благодарственный молебен с испрашиванием помощи Божией новому архипастырю новой епархии. После молебна митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь произнес перед собравшимися архипастырское слово, в котором отметил, что Священный Синод Украинской Православной Церкви, принявший решение об образовании новой Джанкойской и Раздольненской епархии путем выделения ряда благочиннических округов из состава Симферопольской и Крымской епархии определил владыке Нектарию стать первым архиереем новообразованной епархии. Митрополит Лазарь призвал помнить, что после святых апостолов передача по преемству благодатных даров Святого Духа в Церкви принадлежит епископам: «Именно епископы преемственно от апостолов получили власть созидать церковную жизнь. Их власть имеет духовную природу и простирается на душу человека и на его удел в вечности. Что свяжешь на земли, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земли, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19) — сказал Господь апостолу Петру. Но власть епископа — это прежде всего власть любви, власть, осуществляемая в служении. Об этом ясно говорит нам Святое Евангелие: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий — как служащий (Лк. 22, 25–26) …ибо Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих (Мк. 10. 45)». Затем митрополит Лазарь обратился к духовенству новообразованной епархии: «Дорогие собратья мои священнослужители! Обращаясь к вам сегодня в последний раз как правящий архиерей, прошу вас: храните не только учение веры, ограждая его от всякого рода искажений, но и установленный порядок церковной жизни. Будьте верны и своему новому правящему архиерею владыке Нектарию, будучи для него во всем добрыми сынами, истовыми соработниками и помощниками во всех добрых трудах и начинаниях».

http://patriarchia.ru/db/text/495761.htm...

Митрополит Иларион: Я уверен в том, что все это непотребство, о котором Вы рассказываете, должно быть предметом судебного разбирательства. Я не хотел бы здесь давать какие-то советы судьям, должно ли последовать административное или уголовное наказание, — пусть суд решает, но то, что совершено преступление, на мой взгляд, очевидно. Речь идет о развращении малолетних, причем происходит это в публичном пространстве, с согласия или без согласия родителей — мы этого не знаем. Если родители давали на это согласие, они, может быть, не догадывались о том, что там будет происходить. А если они действительно знали и отдали своих детей на поругание, то, может быть, речь должна идти о лишении их родительских прав. Но пропаганда разврата, нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних, которая у нас запрещена законом, все это должно, конечно, быть предметом судебного разбирательства.  Я в связи с этим хотел бы напомнить слова Иисуса Христа, который в присутствии детей сказал Своим ученикам: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Думаю, что эти слова адресованы всем, кто развращает детей, будь то публично или приватно. Е. Грачева: То есть даже лишение родительских прав может быть поставлено как вопрос в данном случае? Митрополит Иларион: Если будет доказано согласие родителей на эти непотребные деяния. Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за эту беседу! Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина! Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Что же такое особенное было в головном плате Иисуса Христа, что евангелист Иоанн подчеркивает: «не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20:7)? Митрополит Иларион: Речь идет о Евангелии от Иоанна, в котором рассказывается, как после того, как Христос воскрес, апостолы Петр и Иоанн пришли посмотреть Его гробницу и оказалось, что там нет тела умершего Иисуса, а есть только Его одежды. И вот отдельно лежала плащаница, в которую Он был завернут, и отдельно лежал плат, который был возложен на Его лицо. Почему Иоанн Богослов упоминает этот отдельно лежащий плат? Есть разные предположения. Во-первых, потому что очень возможно, что на этом плате, как на Туринской плащанице, отпечатался лик Иисуса Христа и возможно, что это плат был раннехристианской святыней, и к тому моменту, когда Иоанн писал свое Евангелие, эта святыня уже была почитаемой.

http://patriarchia.ru/db/text/5535088.ht...

И сказав это царю, авва Иаков митрополит проклял За-амануэля и отлучил его отлучением апостольским. Тогда встал преступник заповеди и сказал царю: «я тебе посоветую». Тогда сказал царь митрополиту: «завтра я скажу тебе, что решу, а сегодня ступай в свою келью». Тогда встали митрополит и Филипп и все священники и вернулись в свои жилища, а царь решил с этим человеком, врагом правды, чтобы отослать митрополита в его страну, а собранных с ним мамхеров согнать с их кафедр. И угодно было царю это решение. В эту же ночь постигла болезнь этого проклятого царского советника; сделалось прокаженным все его тело и он умер в проклятии, как Арий, говоря: «Иаков и Филипп поразили меня крестами своими». По наступлении утра пришел митрополит и сказал царю: «что решил ты о нас?» Царь сказал: «будь изгнан из моей страны и вернись в свою». Митрополит сказал: «хорошо решение твое о мне, но я предпочитал бы, чтобы ты убил меня, чем вернуться мне в мою страну, но да будет воля Божия». f.187. Затем он взял украшенного Филиппа и весь церковный собор и тех 11 мамхеров, и пошел в церковь . И сказал им митрополит: «будет великое гонение на нас от еретиков и отступников, и что вы скажете? Будете ли вы слушаться гласа моего и принимать совет мой, или нет?» И отвечали все единогласно: «куда нам идти от повелений твоих, отче? Если даже нас изгонят или убьют, мы будем исполнять все, что ты скажешь нам». И сказал им авва Иаков митрополит: «не соглашайтесь с еретиками и отступниками, которые будут говорить нам: вкушайте пищу в среду и пяток под предлогом навечерия Рождества Христова». И заповедав им это, он повелел зажечь 7 светильников и сказал: «некогда поставил я Филиппа главой над всеми вами, подобно Петру, а ныне изгнан в исполнение слова, сказанного Господом нашим: «егда же гоняг вы во граде сем, бегайте в другой ( Мф. 10, 23 ), ибо не имате скончати грады Израилевы». И когда я буду изгнан, Филипп да будет вам вместо меня, и все, что он скажет вам, делайте, и если будете противиться слову моему и слову Филиппа возлюбленного моего, Бог сделает с вами подобное этому угасанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Зрите на это чудо, возлюбленные, сотворенное для святых, ибо сначала думал ученик относительно нестяжательности, а наставник его о бедных; оба они мыслили о небесном, a не о земном. Наставник верил в Бога, что Он вернет ему его волов, а ученик не сомневался, ибо оба стяжали веру, как зерно горушно, которая двигает горы и искореняет смоковницы. Затем отец наш разделил этих волов бедным и убогим и сказал своему ученику: «знай, сын ной, изречено Евангелие на небесах устами Духа Святого, ведца тайных». Так жил отец наш Филипп три года в этом городе, куда он был изгнан. И распространился слух о нем по всем пределам Тигре. И спустя три года умер царь Амда-Сион и воцарился сын его Сайфа-Арад. И тогда заключил царь Сайфа-Арад завет с отцом нашим Иаковом митрополитом, что он (не?) пойдет по стопам отца своего и будет с одной женой. Это понравилось митрополиту, он благословил его всяким духовным благословением и сказал: «послушай теперь одну речь, о которой я скажу тебе». И сказал царь: «скажи пожалуйста». И сказал митрополит: «послушай, что скажу я тебе относительно отца нашего Филиппа, которого изгнал отец твой, когда он уговаривал его не брать жены отца своего. Теперь пошли привести его, ибо он – оплот страны». И сказал царь: «да будет, как ты говоришь». И радовался митрополит этому весьма. И тогда пошли посланные царем и прибыли туда, где был отец наш Филипп, и взяли его из его местопребывания и повели. И плакали все жители города, ибо он ходил, как стена их города и врач их больных. И когда привели к митрополиту отца нашего Филиппа, встал митрополит, обнял и облобызал его, и плакали они оба долго. И сказал митрополит: «слава Богу, показавшему мне тебя во плоти, пока я не переселился еще, Филипп». И они провели несколько дней, беседуя о величии Божием. Митрополит рассказал, что он заключил завет с царем, чтобы тот жил с одной женой. Отец наш Филипп сказал: «хорошо ты сказал, но мне кажется, что он не исполнит своего слова». Потом отпустил митрополит блаженного Филиппа в его страну, и вернулся отец наш в радости по воле Божией в обитель гроба отца нашего Такла-Хайманота, своего отца по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Мы же не знаем, что с нами будет завтра. Поэтому каждую минуту жизни надо использовать на свое совершенство: мы же не знаем, какими предстанем перед Господом. Ничего нельзя откладывать на завтра, надо все делать сегодня. Сказано в Евангелии от Матфея: «Ищите же прежде Царства Божиего и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:33-34). Исправление своей жизни надо начинать сегодня. — Владыка, что в конце беседы Вы пожелали бы нашим читателям? — Верить в Бога и жить по Его святым заповедям. И быть уверенными в том, что ничего плохого нас не ожидает. Постоянно держать в сердце слова Спасителя: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:29-32). Беседовал А. Хлуденцов Патриархия.ru за темою Патриаршее поздравление митрополиту Воскресенскому Григорию с 15-летием монашеского пострига : та звернення] У середу митрополит Воскресенський звершив в Христа Спасителя в Передосвячених у середу в Христа Спасителя У митрополит Воскресенський звершив Передосвячених у Христа Спасителя м. Москви з ключовими словами справами   ihmepb " ю Митрополит Ставропольський Невинномиський Кирил: не можна бути в " ю Максима Козлова журналу Сербського «Православ " я» «Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар В.Р. Легойда: Виживання " глобальне Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Помогая другим, обретаешь подлинную радость Митрополит Ставропольський Кирил: У особливе ставлення до " та Володимир Легойда: стали Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р. У свято Входу Господнього до Предстоятель Церкви звершив у Христа Спасителя 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211310...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил отпевание главного хормейстера Академического ансамбля Российской армии имени Александрова К.В. Майорова 16 января 2017 г. 19:24 16 января 2017 года в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил отпевание главного хормейстера Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, заслуженного артиста РФ, певчего Московского синодального хора Константина Владимировича Майорова. 25 декабря 2016 года он погиб в авиакатастрофе над Черным морем. На борту разбившегося самолета Ту-154 российского Министерства обороны находилось 92 человека, в том числе артисты ансамбля имени Александрова.  Перед началом чина отпевания митрополит Иларион от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и от себя лично выразил сердечное соболезнование вдове усопшего, сыну, родственникам и всем, кто собрался в храме, чтобы проводить его в последний путь.  «Я хорошо знал раба Божия Константина, ибо в течение многих лет почти на каждой службе он пел в нашем святом храме, — сказал в своем слове митрополит Иларион. — В последний раз мы с ним встретились в Большом зале консерватории — на концерте, где под его руководством пел хор ансамбля имени Александрова. Трудно поверить, что из всех, кто выступал тогда, никого или почти никого не осталось в живых. В основном это были молодые люди, которые в расцвете сил стали жертвами авиакатастрофы, унесшей жизни более 90 человек».  Обращаясь к собравшимся, архипастырь далее сказал: «Я хотел бы напомнить всем нам слова апостола Павла, которые сегодня прозвучат в чине отпевания: " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды " (1 Фес. 4:13). Хотел бы напомнить также слова Господа Иисуса Христа, которые тоже сегодня прозвучат в чине отпевания: " Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек " (Ин. 11:25-25). Слова эти должны служить утешением для всех нас, ибо мы, верующие люди, знаем, что человек, оставляя этот мир, не умирает, но переходит в мир иной, где его встречает Сам Господь Иисус Христос. 

http://patriarchia.ru/db/text/4777122.ht...

Митрополит Иларион: Это, опять же, вопрос неоднозначный, и я не могу, не зная всех обстоятельств дела, дать компетентный ответ, который мог бы послужить основой для принятия решения. Я могу только сказать, что, опять же, нужно прежде всего позаботиться о благе ребенка. Безусловно, кража ребенка из роддома — это преступление, которое подлежит наказанию в соответствии с законодательством. Но когда преступление уже совершено, когда есть некий срок давности и различные привходящие обстоятельства, то, мне кажется, решение должно приниматься в первую очередь исходя из интересов ребенка. Здесь нужно учитывать и то, что может выразить и сам ребенок, и все сопутствующие обстоятельства. Е. Грачева: В литературном произведении начала XI века первый русский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» говорит, что благодать всегда должна быть выше закона, и сравнивает закон со светом луны, а благодать со светом солнца. Что это, отличительная черта нашего культурного кода? Юристы считают, что по этой причине в нашей стране, например, и брачные договора не прижились, в отличие от Запада. Митрополит Иларион: Есть такое высказывание: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Речь здесь идет о царской, дореволюционной России, но некоторые так думают до сих пор, и иногда это печально заканчивается. Когда в XI веке митрополит Иларион писал «Слово о законе и благодати», то смысл слов «закон» и «благодать» был совершенно другой, нежели сейчас. Говоря о законе, святитель имеет в виду Ветхий Завет, а говоря о благодати — подразумевает Новый Завет. В своем литературном произведении митрополит Иларион показывает, какие глубокие нравственные перемены происходят в жизни народа с принятием христианства. Ветхозаветный закон мог быть выражен в простом принципе «око за око и зуб за зуб», но Христос говорит: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5:39-40). Вот что понимается под благодатью и вот что подразумевается под законом.

http://pravoslavie.ru/101110.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010