Человек у стоиков, «как самостоятельный и активный субъект, рассматривается не с точки зрения свободы в выборе альтернатив, а в плане его вклада и участия в осуществлении цепи мирового фатума» 144 . Однако, хотя Промысл и фатум у стоиков касается, прежде всего, общего, и его «вряд ли следует понимать как специфическую заботу Логоса о конкретном человеке», но все же «учение о человеколюбивом Промысле, пекущемся о людях и всей вселенной, стало грандиозным философским проектом по “обоснованию” человека в мире, оправданию этого мира и преодолению дихотомии духа и материи» 145 . 1.4. Средние платоники Период среднего платонизма занимает около трех столетий – с 80 г. до Р. Х. по 220 г. после Р. Х. Основными представителями этого направления являются Антиох из Аскалона, Филон, Кальвен Тавр, Плутарх из Херонеи, Аттик, Апулей и Нумений из Апамеи. Это течение характеризуется эклектичностью, выражающейся в попытке соединить традиционный платонизм с аристотелизмом, стоицизмом и пифагорейством. Хотя ведущие представители среднего платонизма и не сыграли заглавной роли в философской жизни своей эпохи, да и из написанного ими дошло до нас немного, их влияние на последующую традицию было значительным. Как пишет А. Ф. Лосев , «весь этот период очень важен для нас именно в смысле подготовки того последнего и окончательного универсального философско-эстетического синтеза, осуществить который выпало на долю неоплатоников» 146 . Основной сферой интересов средних платоников были вопросы метафизические; они мало интересовались устройством физического мира и, соответственно, чувственно постигаемой материей. Как замечает Дж. Диллон, «средние платоники были на удивление безразличны к тому, что мы теперь называем физикой, однако они были не одиноки в этом безразличии и вполне соответствовали своему веку, слабо интересующемуся любой наукой» 147 . Тем не менее, хотя, как мы видели, сам Платон термин «материя» еще не использовал, средние платоники уже активно обсуждают понятие «материи» и ее свойства. В основном они следовали взглядам Платона, оценивавшего материю как бескачественную и полностью пассивную, постоянно текущую и изменчивую. Средние платоники описывали материю приблизительно в тех же выражениях. Так, согласно Антиоху, материя является бескачественной и бесформенной субстанцией, которая способна воспринять любые вещи во всем их многообразии. Она может бесконечно трансформироваться и разделяться на бесконечно малые части, но никогда не может обратиться в абсолютное ничто и исчезнуть 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Колонна Марка Аврелия в Риме. II в. Колонна Марка Аврелия в Риме. II в. Опыт ведения гос. дел М. А. начал приобретать в годы правления имп. Антонина Пия (138-161). В 140 г. он впервые стал консулом, в 147 г. получил власть народного трибуна и проконсульскую власть пожизненно. Ко времени смерти Антонина Пия М. А. был уже прекрасно осведомлен в делах империи. Первое десятилетие своего правления М. А. делил власть с Луцием Вером, хотя основные заботы ложились на его плечи. Луций Вер характером и умом существенно отличался от М. А.: был склонен к роскоши, развлечениям и неоправданным тратам гос. средств. Когда М. А. узнал о том, что его соправитель потратил на один пир 6 млн сестерциев, то он, как говорили, испустил стон и пожалел о судьбе гос-ва. С начала правления М. А. пришлось вести тяжелые войны на границах империи. Летом или осенью 161 г. царь Парфии Вологез III вторгся в находившуюся под рим. покровительством Армению, сверг царя Сохемоса и посадил на трон своего родственника Пакора. Рим. наместник Каппадокии Марк Седаций Севериан с легионом попытался вытеснить парфян из Армении, но вскоре уже у границы, при Элегии, был разбит и покончил с собой. Сир. легионы Луция Аттидия Корнелиана также потерпели поражение, отступили от границы и потеряли часть владений в Сев. Месопотамии. До весны 162 г. в Сирию и Каппадокию было переброшено неск. легионов из Европы и Сев. Африки, а летом 162 г. из Рима на Восток отправился Луций Вер вместе с префектом претория Фурием Викторином, чтобы лично возглавить военные действия. Впрочем, еще в Италии, в Каносе, Луций тяжело заболел, что задержало его поездку и вынудило М. А. полагаться в войне лишь на опыт префекта и наместников провинций. Луций Вер совершил поездку в Антиохию через Коринф, Афины, Эфес и Киликию, везде подолгу останавливался, участвовал в религ. церемониях и общался с интеллектуалами. Среди встречавших его в Афинах был знаменитый ритор Герод Аттик. Со 163 г. Луций Вер пребывал в Антиохии, на зиму выезжая в Лаодикию, вел роскошный образ жизни, но много занимался и тренировкой солдат, вместе с солдатами участвовал в пеших переходах армии, но в боях не участвовал.

http://pravenc.ru/text/2562244.html

6386). Как сказано выше, иногда вольноотпущеннику давалось gentile не патрона, а его друга, но случай этот составляет исключение. Так, например, Цицерон (Marcus Tullius Cicero) дал воспитателю своего сына Дионисию, которого особенно ценил Аттик (Pomponius Atticus), имя M.Pomponius Dionysius, (а не M.Tullius Dionysius), причем Marcus взято из имени Цицерона, а гентильное Pomponius – из имени Аттика. Мотив этого образа действий объясняет сам Цицерон 454 : ut est ex me et ex te iunctus Dionysius, M.Pomponius – пишет он Аттику. Другой пример написи (Henzen 6379) объясняя Боргези 455 . В этой написи названы некий patronus L.Valerius M.f.Ouf (entina tribu) Giddo и два его вольноотпущенника, L.Calpurnius M. I. Menophilus Valerianus и Valeria Lul.Truphera. Libertus не имеет ни nomen, ни praenomen господина, но отец упомянутого в написи Giddo, M. Valerius Giddo, придал ему два чуждых имени, почему libertus, в честь своего действительного господина, носит еще второе cognomen, Valerianus. Как сказано, если раб имел cognomen от своего прежнего господина, то оно удерживалось при отпущении. Так получались имена вроде 456 : Aug.lib.Secundus Philippianus (VI, 1860) Ti.Claudius Aug.lib.Epictetus Acteanus (Or.2755=VI, 15027, cp.Or.103.107). Но, с другой стороны, весьма понятные психологические причины побуждали вольноотпущенников скрывать и стыдиться своего прежнего рабского состояния и своего весьма часто заведомо неримского происхождения. Отсюда – тенденция вытравить всякий след того и другого в своем имени, а cognomina по большей части с головою выдавали своих владельцев, и потому вольноотпущенники старались романизировать свои варварские cognomina и вовсе уничтожить римские nomina servilia. «Л. Крассиций, родом тарентинец, вольноотпущеннического сословия, по прозванию Пасиклес, вскоре переименовал себя в Панзу» рассказывает Светоний – L. Crassitius genere Tarentinus ordinis libertini cognomine Pasicles mox Pansam se transnominavit 457 Марциал 458 , подсмеиваясь над каким-то Циннамом, обращается к нему с характерной шуткой: «Ты, Циннам, приказываешь звать тебя Цинною» – «Cinnam, Cinname, te jubes vocari».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Отношения империи к персидской державе в первые годы царствования Феодосия были весьма дружественны. Царь Йездигерд, приняв опекунство над малолетним императором, сдержал свое слово, и на восточной границе империи до самой его смерти, последовавшей в 420 году, невозбранно продолжался мир на благо обеих держав. Когда же по смерти Иездигерда царем стал Бахрам – пятый по счету этого имени на троне Сасанидов, по прозвищу «Гор», т. е. дикий осел, – мир был нарушен. 762 Серьезность опасности для населения восточных провинций засвидетельствована указом от 5 мая 420 года на имя префекта претория, в силу которого было дано разрешение всем земельным собственникам пограничных провинций возводить стены и укрепления в своих владениях. 763 Ближайшим поводом к началу военных действий со стороны империи явилось преследование христиан, которое начал Бахрам в пределах своего царства. Персидские христиане во множестве бежали в пределы империи, и представители их явились в Константинополь с просьбой о заступничестве. Патриарх Аттик отнесся к ним с полным сочувствием, и Феодосий немедленно двинул войска под начальством Ардабурия на персидскую границу. Помимо этой причины были еще и другие мотивы к враждебным отношениям. Римские купцы жаловались на обиды и грабежи их караванов в персидских пределах, а кроме того, Бахрам не возвращал мастеров по добыванию золота, которые были наняты на определенный срок. Ардабурий вторгся через Армению в персидскую область Арзанену и произвел там страшные опустошения. Против него выступил персидский вождь Нарсей (Mirh-Nerseh), но потерпел поражение и, изменив свой военный план, перешел в Месопотамию. Туда же передвинул свои войска и Ардабурий. Нарсей, не чувствуя себя достаточно сильным, занял Нисибин 764 и укрепился в этой пограничной крепости. Ардабурий ждал подкреплений, и когда с новыми силами явился на театр войны Прокопий, обложил Нисибин и приступил к осаде города, начав строить осадные машины. Бахрам, получив известие о неудачном ходе дела, вызвал на помощь летучие отряды арабов, царем которых был Аламундар, собрал войско и двинулся сам в Месопотамию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

636 В 400 году он был comes sacr. largitionum (Cod. Theod. 1, 10, 5), в 404 – magister officiorum (ib. 6, 27, 14; 10, 22, 5; 16, 4, 4), в 405 консулом, а затем получил сан патриция (ib. 9, 34, 10; 12, 12, 14). 638 Арташат у армянских историков. Развалины его видны и ныне, неподалеку от Еревана – между Двином и Аралыком. 639 Сведение об этом договоре сохранилось в указе, изданном на имя Анфимия (Cod. Justin. 4, 63, 4). 650 Cod. Theod. 7, 17, 1. Штраф дуксу определен в 30 фунтов золота, а его канцелярии (officium) – 50. 651 Ib. 11, 17, 4. Указ помещен в титуле De equorum conlatione. Это указывает, что в числе повинностей по исполнению этого дела была доставка строительного материала. 656 Паспати считает 4950 метров. См.: Дестунис Г. С. Историко-топографический очерк сухопутных стен Константинополя//Труды четвертого Археологического Съезда. Т. 1, 235–280. По другим измерениям – 5650 метров. Pauly– Wissowa. Realencyclopadie der classischen Altertumwissenschaft, IV 975. 657 Из историков только Сократ кратко поминает об этой заслуге Анфимия (7, 1). Cod. Theod. 15, 1,51 (от 4 апреля 413 г.). 658 Strzygowski J.Das goldene Thor in Konstantinopel 11 Jahrbuch d. k. d. Arch. Inst. VIII, 1893, 1–39. 662 Под 417 годом в хронике Марцеллина упомянуто, что Аттик поднес Пульхерии и ее сестрам весьма замечательную книгу о вере и девстве (Chron. min. II 73). 667 Eunap.Frg. 87. Ср. о продаже должностей при Аркадии: Claud. In Eutrop. 1,202. Vestibulo praetiis distinguit regula gentes Tot Galatae, tot Pontus, est tot Lydia nummis Si Luciam tenuisse velis, tot millia ponas. 672 Западные области африканского побережья имели свой центр в Карфагене, митрополиты которого искони стояли в близкой связи с Римским престолом. 674 О положении иудеев в Александрии см.: Bludau. Juden und Judenverfolgungen in alten Alexandrien. 1906. 676 Ib. 7, 14. Иудейская община, издавна могущественная в Александрии, была всегда во вражде с христианской, и в сочинениях Кирилла есть много резких отзывов об иудеях. Chron. Pasch. 1, 5. «Иудеи превосходят всех людей нечестием... они преисполнены всякой скверны и нечистоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Характерными для времени и стиля являются царские врата, оформленные изображением креста в лучах сияния, с шестью небольшими накладными клеймами круглой формы. Венчающая часть иконостаса занимает три прясла. Она содержит разорванный над царскими вратами аттик, завершенный фронтоном. В разрыв аттика вписано арочное навершие царских врат. Капители и накладной резной декор фриза и карниза в иконостасе не сохранились. О характере орнаментики можно судить по оформлению южного клиросного киота (розетки, истонченный акантовый побег с розеткой внутри спирального завитка). Иконостас окрашен белой краской, сохранившиеся элементы декора позолочены. Южный придельный иконостас, относящийся к сер. 19 в., выполнен в характерном для времени смешении стилей при переходе от позднего классицизма к псевдобарокко. Иконостас одноярусный, с ризалитом у царских врат, с фронтоном и аттиком над ризалитом. В антаблементе фриз декорирован классицистическими мотивами: в низком рельефе выполнены тонкие спиральные лиственные побеги с розетками, вазонами и гирляндами. На откосах фронтона расположены резные фигуры сидящих ангелов. На венчающем карнизе по сторонам фронтона – вазоны. Царские врата решетчатые, с глухими филенками в нижней четверти. Филенки декорированы накладными розетками. Высота и профильное оформление филенок строго соотнесены с цокольной частью иконостаса. Створы имеют стрельчатые навершия и по внутреннему контуру декорированы резным изображением завесы. Осевой створ врат и боковины его полотнищ оформлены тонкими гладкоствольными полуколоннами (накладная резьба на их капителях утрачена). Фигуры Богоматери и архангела Гавриила, составляющие композицию Благовещения, резные, накладные. Сень над царскими вратами оформлена в виде подвесной складчатой драпировки, над створом царских врат расположено резное изображение голубя в лучах сияния – символ Святого Духа. Свойственный периоду ранней эклектики готический мотив стрельчатой арки в навершии царских врат является оригинальной чертой в оформлении иконостаса. Ризалит в кон. 19 в. был оформлен двумя парами установленных на постаментах массивных витых столбов, украшенных виноградной лозой  (капители отсутствуют). Окраска иконостаса – контрастное сочетание вишнево-красного в цокольной части с белым цветом столярной основы и позолоченной или тонированной под золото резьбой – поздняя, не соответствующая первоначальной. http://svodokn.ru/object/101525598?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05161

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XV. «...в самых военных делах, думается, нужно обращать внимание на то, справедливы ли эти войны или нет» (Амвросий. Об обязанностях священнослужителей I, XXXV, 176) Политическое равновесие, установившееся в Римской империи после Веронского пакта 384 г. между Максимом, Феодосием и Валентинианом II, с самого начала казалось шатким. Феодосии чувствовал себя полным хозяином Востока и постепенно стремился вовлечь в орбиту своей политики западную часть Империи. Правда, делал он это на первых порах весьма осторожно и не слишком явно. В 385 г. не без участия Феодосия префектом Италии был назначен его приближенный Неотерий, незадолго до того занимавший пост префекта Востока. Это было похоже на подобие протектората над юным соправителем. Понимая, что Валентиниан II не составит ему конкуренции в претензии на власть над всей Римской империей, Феодосии тайно вынашивал планы войны против Максима. Валентиниан II, а, вернее, его окружение и мать – императрица Юстина, имели под своим контролем Италию и Африку. Они были вынуждены мириться с навязываемым им Феодосием покровительством, ибо только в союзе с восточным императором могли противостоять узурпатору. После 384 г. Миланский двор попытался повысить свой престиж путем назначения на важные посты некоторых влиятельных лиц – представителей правящего класса Италии. Так, Ионий Аттик Максим в 384 г. занял пост преторианского префекта Италии, Претекстат получил пост консула на 385 г., хотя и умер до вступления в должность; Касторий в 385 г. занял пост викария Африки и т. д. Тем не менее, в Медиолане понимали, что угроза со стороны Максима отнюдь не миновала, и арианское окружение юного императора не придумало ничего лучшего, как развернуть наступление на ортодоксов-никейцев, полагая, что победа арианства ослабит позиции Максима. Впрочем, ставка на арианство Миланского двора ставила в затруднительное положение ортодокса Феодосия. Да и Амвросий достаточно ясно дал понять, что, создавая арианскую оппозицию Максиму, Миланский двор приобретает серьезную оппозицию со стороны ортодоксов, и ее серьезность со всей очевидностью продемонстрировал конфликт из-за базилики. Кроме того, Максим увидел в столкновении Миланского двора с ортодоксами удобный предлог для вторжения в Италию под маской ревнителя благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Иконостасы храма - уникальные для Ивановской обл. произведения, стилизованные в духе византийских темплонов, - отличаются высоким уровнем исполнения, выразительной пластичностью композиции и изысканным резным декором. На фоне белого мрамора, из которого выполнены иконостасы, ярко выделяются более темные полированные колонки, что усиливает парадность их облика. Главный трехъярусный иконостас - более скромный, небольших размеров, с выдвинутой вперед центральной частью. В центре - полуциркульная арка с фестонами. В верхнем суженном ярусе посредине помещены три килевидные арки, по флангам - маленькие круглые медальоны. Иконостас декорирован низкими гранеными колонками, филенками в верхнем ярусе и резным растительным орнаментом. В алтаре сохранился белокаменный киот: между двумя полуколонками с византийскими капителями и на высоких постаментах перекинута арка. Более эффектны придельные иконостасы со сложной пространственной композицией: их центр заглублен, а боковые части, изломанные уступами, заходят на прилегающие стену и пилон. Сооружения представляют собой высокие двухъярусные арочные колоннады, наложенные на кирпичную стену. Средняя повышенная часть выделена щипцовым фронтоном в первом ярусе и широкой аркой с мелкими фестонами во втором; над аркой расположен небольшой прямоугольный аттик с полукруглым подвышением. Пространство между ярусами декорировано филенками, розетками и поясом сухариков. Фронтон покрывает резьба растительного рисунка. В завершении - резной фриз, состоящий из пальметт. На уровне первого яруса иконостасы зрительно взаимодействуют с близко поставленными киотами у пилонов и у стен, образуя развитую композицию. Наиболее интересны киоты у восточных пилонов, завершения которых повторяют формы придельных иконостасов. Частично уцелело мраморное ограждение солеи в южном приделе. Сохранились массивные чугунные решетки ограждения хор и кругового обхода в основании барабана, а также кованые створки дверей, украшенные крупными крестами. Пол выстлан метлахской плиткой.

http://sobory.ru/article/?object=00147

2. Демиург и материя Из всех проблем, которые так или иначе затрагивал Гиерокл, наибольшее значение для нас имеет проблема соотношения демиурга и материи. Первая неоплатоническая ипостась, а именно первоединство, не была предметом исследования у Гиерокла. Зато он много рассуждал о второй ипостаси, то есть об уме, или демиурге. Вопрос о демиурге у Гиерокла исследовала И. Адо , из которой мы сейчас приведем некоторые мысли, конечно, в нашем критическом изложении. В истории платонизма, как в его античных, так и в его современных истолкованиях, всегда наблюдались две тенденции по вопросу о соотношении демиурга и материи. В " Тимее " Платона еще не существует термина " материя " , а вместо этого фигурирует термин " необходимость " . Насколько нам известно, вполне определенное отождествление платоновской " необходимости " с " материей " мы находим только у позднего толкователя " Тимея " , у Халкидия. Вопрос заключается в том, является ли у Платона эта необходимость, или материя, вне всякой зависимости от демиурга, существует ли вечно наряду с демиургическим умом, а ум только в дальнейшем приступает к организации этой бесформенной материи и ее превращению в прекрасно сформированный космос, или же никакой материи без демиурга не существовало и она впервые создана самим же демиургом вместе с ее космическим оформлением. В " Тимее " Платона сначала речь идет об уме, затем о необходимости и уж потом о совместных функциях ума и необходимости при создании космоса. То, что в порядке изложения одно следует здесь за другим, это ясно. Но значит ли это, что и хронологически сначала ум и необходимость существовали отдельно и независимо одно от другого, а уже потом демиург приступил к оформлению независимо от него существовавшей материи? Воззрение Платона по этому вопросу выражено в " Тимее " (47e) не очень ясно. Дуалистическое толкование платонизма напрашивается само собой; и оно часто имело место и в древности, и в новейшее время. Что касается древности, то, например, некоторые представители позднейшего доплотиновского платонизма толковали Платона именно так: Плутарх Херонейский (De procr. an. 1014a), Аттик (Procl. In Tim. I 283, 27 – 28), Нумений (frg. 52 Des Places).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

5. Римляне Как ни далеки римляне от греческих тонкостей в связи с постоянно растущим влиянием эллинизма, понятие иронии появилось и у них (Quintil. IX 2, 44). Знаменитый кружок эллинофилов Сципионов (II в. до н.э.) вполне мог воспринимать и распространять такого рода понятия. Мы уже отметили выше, что историк Фанний в своих " Анналах " изображал Сципиона Африканского Младшего именно как ироника в сократовском духе. Можно привести и еще одно свидетельство Цицерона (уже без упоминания имени Сократа): " В своих " Анналах " Фанний утверждает, что в данном роде [городского притворства] выделяется этот самый [Сципион] Эмилиан Африканский, и называет его греческим словом eirön... " (Cic. De orat. II 67, 270). Риббек, однако, констатирует, что дошедшим до нас суждениям Сципиона присуща чисто римская резкость и сарказм и что Цицерон, изображающий его в диалоге " О государстве " , совсем не воспользовался ни одним случаем, чтобы показать тонкость иронии Сципиона. Также едва ли был прав Аттик, собеседник Брута, в диалоге Цицерона " Брут " , когда он увидел " настоящую иронию " (germana ironia) в том, что сравнивал речи Катона с речами Лисия и что чрезмерно восхвалял оратора Красса (Cic. Brut. 87, 299). В сущности, в " Бруте " нет ничего иронического. Зато мы встречаем ироническое у Квинтилиана. Проводя грань между " этосом " ( " нравом " , " характером " ) и " пафосом " ( " страстью " , " возбуждением " ), он пишет, что " этос " обнаруживается " среди максимально сблизившихся лиц всякий раз, когда... даем удовлетворение, увещаем, но далеки от всякого гнева, далеки от ненависти " (Quintil. VI 2, 14 – 16). Это мягкое обращение с людьми, говорит Квинтилиан, бывает разным в разных случаях. В отношениях отца и сына, наставника и воспитанника, мужа и жены – это ласковое чувство (caritas). В отношениях старика к презирающему его юноше или в отношениях благородного к стоящему ниже – это есть извинение, прощение. Иногда, однако, под иронией можно понимать " легкую насмешку над чужим пылом " (lenis caloris alieni derisus), причем не просто ради шутки. В гораздо большей степени ирония является специфической способностью притворства; она заставляет понимать утверждаемое в обратном смысле. От этого обыкновенно получается еще больший эффект, ведущий к возбуждению ненависти у противника, когда он бессилен перед молчаливым порицанием его действий. Ведь часто молчаливое осуждение имеет гораздо больше значения, чем брань. Ведь осуждение, по мнению Квинтилиана, делает осужденными наших противников, а брань – осуждает нас самих.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010