Отказаться от церковнославянского языка невозможно в угоду тем, кто его не понимает. А чтобы понять его и воспользоваться им на пути к Боженьке, надо напрячься и стремиться дорасти до него. А если не напрягаться, если не говорить, если не формировать свое отношение к той благодати, которая на нас свалилась благодаря этой жизни, то ничего и не произойдет. Ничего не произойдет… Очень важно, как язык формирует сознание. Ведь люди по сотне языков могут выучить, и что толку? Убрать церковнославянский язык — это не только убрать традиции, это означает отказаться от сакрального в жизни. Во всех традиционных, непротестантских религиях службы в обязательном порядке идут на древних, незапятнанных языках. Что-то должно быть чистое, святое… Если мы смотрим на пейзаж на картине, трудно определить — Канада это или Россия. Если же там есть русская церковка или аттик дворянской усадьбы изображен, тогда мы можем осознать этот пейзаж как Россию. Это состояние узнавания родного, привязка к этому родному ландшафта. Нет ни одной религии, за исключением протестантизма, где бы во время молебнов использовали современный язык. Мусульмане молятся на древнем арабском языке, на котором писан Коран. В Индии службы отправляются на санскрите, который совершенно не используется в обычной жизни. Латынью пользуются во время богослужений в католической церкви, я уж не говорю про иврит, на котором заговорило целое государство. О последствиях реформ языка Каждая новая власть вводит что-то свое, иное, чего нет у других и в прошлом, в уверенности, что с этим новым возникают и новые возможности. С этой целью она вводит в обращение новый календарь, осуществляет реформы языка или в угоду новой идеологии усекает на свой лад пословицы и поговорки, изменяет цитаты и распространяет чудовищные материалистические лозунги. Широко известна цитата «Искусство принадлежит народу…». У нас вторая часть цитаты «Искусство принадлежит народу» переведена с немецкого как «и должно быть понятно». Но это могло быть переведено «и должно быть понято», а не «понятно». Потому что всему народу понять искусство невозможно. Что бы высокое искусство стало понятно всему народу, оно должно быть низведено до самого низкого уровня, и тогда оно перестанет быть высоким, и людям не надо будет расти. А чтобы искусство было понято, люди должны расти, подтягиваться до высокого искусства, учиться его понимать. Но сами люди искусства разве всегда понимают, что творят? Тоже не всегда понимают. Нужно правильно поставить вопрос, а не то что: «Ну-ка, давай понимай!»

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

Царские врата в главном иконостасе решетчатые, с четырьмя тонкими колоннами и антаблементом в центре. Они увенчаны овальной иконой Благовещения, обрамленной гирляндами. Две пары малых овальных икон на створах содержат изображения евангелистов. Пристолпные киоты в трапезной по времени и стилю близки главному иконостасу. Два придельных иконостаса в трапезной изготовлены в сер. 19 в. Они одноярусные, в пять прясел по фасаду, с заворотами вдоль прохода в храм, с надставными иконами над царскими вратами и прилегающими пряслами. Стиль иконостасов эклектичен, с читаемыми элементами псевдобарокко и псевдорококо. Иконостасы оформлены витыми колоннами и антаблементами с резным декором во фризах. Орнамент на тумбах – венок с сетчатым заполнением или венок с крестом внутри. Царские врата содержат круглые образа Благовещения и Евангелистов, обрамленные травным орнаментом коврового типа. Киоты надставных икон имеют изогнутые очертания, их навершия обвиты орнаментом рокайльного типа. Ворота в наивно трактованных формах классицизма типичны для подобных сооружений области. Они имеют симметричную трехчастную ступенчатую композицию. Над центральной аркой проезда возвышается ступенчатый аттик с маленькой главкой на цилиндрическом барабане, а по сторонам расположены более низкие и меньшие по размеру арки калиток, прорезающие отрезки стен. Полуциркульные перемычки арок подчеркнуты массивными профилированными архивольтами. Центральный проезд фланкирован парными полуколоннами, ранее завершавшимися маленькими односкатными кровельками, а стены по сторонам калиток обработаны крупным квадровым рустом. Со стороны двора, где вместо полуколонн использованы парные пилястры, все формы декора еще более огрублены. Сохранились металлические створки ворот, ажурный узор которых с использованием волютообразных завитков, типичен для стилистики ампира. Сторожка, сер. 19 в. Небольшая одноэтажная постройка без выраженных стилистических признаков. Прямоугольный в плане объем, вытянутый с востока на запад, завершен вальмовой кровлей.

http://sobory.ru/article/?object=04253

от инсульта, случившегося в припадке ярости, умер император Валентиниан. Из всех источников только историк Феодорит свидетельствует о присутствии Валентиниана на церемонии рукоположения Амвросия и о том, что спустя несколько дней после своего избрания епископом Амвросий смело разговаривал с императором и порицал незаконные действия властей, при этом Валентиниан воспринял такое поведение новоиспеченного священника как должное и даже поощрил его также смело и в соответствии с божественным законом действовать и впредь (Церковная история IV, 7). Достоверность этого сообщения вслед за многими исследователями с полным основанием можно подвергнуть сомнению. Конец правления Валентиниана был слишком беспокойным временем для Римской империи, чтобы император, почти постоянно находившийся на дунайской границе, истерзанной варварами, мог выкроить время на церемонию рукоположения в епископы пусть и любимого им чиновника. Да и молчание других источников на этот счет кажется по меньшей мере странным. И уж совсем невероятным кажется то, что вчерашний наместник провинции мог разговаривать с всесильным императором таким тоном. Амвросий смог позволить себе подобное обращение с власть имущими лишь в зените своей епископской карьеры. Приняв сан епископа, Амвросий тем не менее сохранил дружеские и деловые связи с представителями языческой интеллигенции и поддерживал с ними постоянные личные контакты, нередко выходящие за рамки компетенции главы Медиоланской церкви. В одном из писем Амвросий даже ставит в пример христианам язычников, вернувшихся после управления провинциями с топором, не запятнанным кровью (Письмо 25, 3). Свидетельством связей Амвросия с языческой аристократией является его переписка. Среди корреспондентов епископа встречаются сенаторы Нонний Аттик Максим, Флавий Писидий Ромул и ряд других лиц, не являвшихся христианами. Но самый показательный факт – 8 дошедших до нас писем, адресованных Амвросию Квинтом Аврелием Симмахом – главным оппонентом епископа в споре об алтаре Победы 25 , в котором решались судьбы язычества и христианства как государственных религий Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Тогда по повелению мучителя Савватия повесили и строгали железными когтями, до тех пор пока не обнажились его кости. Так как от костей отпали уже целые куски тела и были растерзаны все внутренности, то мучителям нечего было уже терзать. Поэтому мученика отвязали от дерева, и святой Савватий тотчас же передал свою душу в руки Господа своего. Когда святой Савватий преставился ко Господу, в руках мучителей остался один блаженный Трофим. Аттик, отчаявшись в его обращении в идолопоклонство, решил послать его в Фригию к мучителю Дионисию. Он написал Дионисию письмо, сообщая ему о Трофиме и о том, что сколько он ни претерпел мук, все же оказался сильнее мучителей своих, — что он почитает одного Христа, смеется над богами и ни во что не ставит их. Затем он велел вывести святого из темницы, обуть его в железные сапоги, внутри коих было набито множество гвоздей остриями вверх, и в тех сапогах вести его во Фригию. Воины, взявши святого, повели его и заставили идти рядом с собой: они ехали на конях, а святой шел пешком, в железных с гвоздями сапогах, с пронзенными ногами, — перегоняя при этом пеших и конных и обагряя весь путь своею кровью. Это был поистине скорбный путь, ведущий в блаженную жизнь: сколько он сделал шагов, столько новых ран принял в свои ноги, и сколько было новых ран, столько он претерпел болезней и мук. Но Сам Господь сопутствовал ему: Он укреплял на этом пути Своего раба и за каждый шаг приготовил ему воздаяние. После трехдневного пути воины со святым мучеником достигли фригийского города, называвшегося Синад2, и там отдали Дионисию послание Илиодора. Прочитав послание, Дионисий велел тотчас же привести к себе святого Трофима и спросил: — Ты ли Трофим? Мученик отвечал: — Я — Трофим и раб истинного Бога, верующие в Которого никогда не постыдятся. Дионисий сказал: — Ты остаешься непокорным и еще призываешь суетного и тщетного Христа, бывшего виновником смерти многих; но если ты прежде не хотел от Него отказаться, то теперь оставь надежду, которую имел на Него: принеси жертву богам, чтобы тебе избавиться от лютых мучений и смерти и прожить свою жизнь в мире.

http://pravicon.com/info-2200

Боковые фасады храма, выделенные едва заметными ризалитами, украшены портиками с четырьмя приставными тосканскими колоннами, несущими неполный антаблемент со ступенчатыми консольками в карнизе и треугольный фронтон, наложенный на равновысокий ему аттик, расчлененный лопатками, крепующими карниз. В интерколумниях портика размещены прямоугольные проемы – входной с профилированным архивольтом и более высокие оконные во вдавленных рамках. Над всеми проемами подняты П-образные ступенчатые (а под окнами узкие лежачие) щиты, и вся эта композиция объединена высокой и плоской прямоугольной нишей. Ребра восьмерика скруглены. Прорезающие каждую из граней прямоугольные окна с профилированными подоконниками и высоко поднятыми маленькими клинчатыми замками заключены в более высокие прямоугольные ниши, оформленными двухпилястровыми портиками, крепующими трехчастный антаблемент. Арочные окошки на основных гранях восьмигранного подглавного барабана украшены архивольтами, опирающимися на плоские пилястры, на диагональных гранях им отвечают узкие прямоугольные нишки. В алтаре прямоугольные окна с лежачими щитами над и под проемами заглублены в прямоугольные ниши, а профилированный карниз дополнен ступенчатыми консольками. Аналогичный декор имеют и фасады трапезной с равномерно расставленными окнами. Все ярусы колокольни прорезаны стройными арками, гладкие, с небольшими замками архивольты которых опираются на профилированные импосты. В нижнем четверике арку фланкируют парные пилястры, несущие антаблемент с триглифами, а в верхних – портики из двух трехчетвертных колонн (углы выпущены), неполные антаблементы которых украшены триглифами и консольками в карнизах. Портики второго яруса увенчаны пологими треугольными фронтонами, а портики третьего – фигурными обрамлениями круглых люкарн резонатора. Декор барабанчика аналогичен храму. Четверик храма завершен купольной ротондой с отверстием световой главы в шелыге и прямоугольными окнами в барабане. Переход от четверика к ротонде осуществлен с помощью очень высоких парусов. Четыре крестообразных столба делят протяженную трапезную на три нефа, перекрытых с помощью подпружных арок поперечными коробовыми сводами с глубокими распалубками. В нижнем ярусе колокольни крестовый свод, а в боковых палатках – плоские потолки. Восточная пара столбов, соответствующая первоначальной части трапезной, украшена карнизами. Амбразуры всех окон в интерьере имеют лучковые перемычки и обрамлены профилированными тягами.

http://sobory.ru/article/?object=28286

В результате в значительной степени оказался искажен первоначальный облик здания. Были утрачены вертикальные завершения: колокольня и купола, деформирована алтарная часть храма, разобран притвор, от которого сохранились остатки фундамента. Фасады здания потеряли свои рельефные украшения: декоративное обрамление окон и дверей. В прошлом только основной объем церкви, имевший два ряда окон, по высоте соответствовал двух- и более этажному сооружению, но впоследствии дополнительные помещения были надстроены над алтарной частью, а также над трапезной. Южная сторона бывшей церкви стала осуществлять функции главного фасада. В этой связи она была «украшена» портиком – «тяжеловесный» фронтон поддерживается четырьмя мощными колоннами с капителями дорического ордера. К северному фасаду было пристроено дополнительное помещение, ныне разрушенное до фундамента. Но благодаря этой поздней пристройке, можно наблюдать относительно хорошо сохранившийся первоначальный рельефный декор основного объема, дающий возможность реконструировать наружную часть здания. Представленная в данном издании реконструкция Никольской церкви дает представление о первоначальном виде храма. Следует отметить, что несмотря на относительно позднюю дату сооружения (1901 г.), во внешнем облике Никольской церкви явно угадываются элементы барокко и классицизма. Высокий двусветный четверик храма завершается пологим сомкнутым сводом, на который, скорее всего, был поставлен типичный для барокко декоративный барабан-фонарик с боковыми волютами. На стены храма как бы «надеты» классицистические декорации: высокий аттик с треугольным фронтоном, четвертьциркульные окна, пилястры. Все эти детали говорят о том, что, возможно, сохранившиеся источники неверно называют дату сооружения церкви. Слишком она отличается от аналогичных построек конца XIX – начала XX века. Не исключено, что в списке Б.Г. Герасимова указана дата обновления более раннего сооружения, относящегося к первой половине XIX века. Несомненно, Никольский храм Долонской станицы является одним из лучших сельских культовых сооружений в Прииртышье. В наше время он находится в тяжелом техническом состоянии. После закрытия клуба здание превращено в руины. Продолжается процесс его дальнейшего уничтожения. Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=15369

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда). 1. Монументальное ордерное сооружение в виде ворот, возводившееся с целью увековечения знаменательных событий. Название отражает первоначальное назначение и связано с понятием триумфа (лат. triumphus - торжественный въезд полководца-победителя через porta triumphalis). А. т. могла иметь 1 или 3 пролета (существовал тип с пролетами по 4 сторонам); в трехпролетных центральный пролет выделялся большими размерами; состояла из 2 или 4 пилонов, перекрытых сводами, и завершалась аттиком - повышенной средней частью, в поле к-рого размещались надпись-посвящение или барельеф. Аттик являлся также пьедесталом для статуи триумфатора, скульптурной группы или квадриги.. Для украшения фасадов А. т. применялись наиболее торжественные и пластически богатые ордера - коринфский или композитный. А. т. как особый архитектурный тип, символизирующий имперскую силу и власть, возникла в Риме еще в I в. до Р. Х.; по происхождению была связана с т. н. fornices - типом мемориального сооружения эпохи поздней Республики (арочная конструкция со статуей в проеме, устанавливаемая в общественных местах). Особую популярность А. т. приобрела в имп. период, к кон. IV в. в Римской империи и ее провинциях их насчитывалось более 350. Первая классическая А. т.- имп. Тита на Римском форуме (ок. 81; в ее декоре воспроизведены трофеи, взятые при захвате Иерусалима, в т. ч. семисвечник Второго храма); формы А. т. Септимия Севера (203) были повторены в арке имп. Константина Великого (315), возведенной в честь победы над имп. Максенцием. В западнохрист. архитектуре форма А. т. использовалась для оформления входа в храм: впервые - в атриуме аббатства Лорш, ок. 800 г., а также в Сен-Жиль-дю-Гар, 1170 г. Пример применения А. т. в ренессансной архитектуре - ц. Сан-Франческо в Римини по проекту Альберти (Tempio Malatestiano), 1450 г. Примером возрождения А. т. как самостоятельного типа сооружения является А. т. Андреа Палладио в Венеции, возведенная в ознаменование приезда кор. Генриха III (1570). Формы А. т. встречаются также в погребальных сооружениях (гробница кор. Франциска I работы Филибера Делорма, 1547).

http://pravenc.ru/text/76076.html

Когда же, по уважению к этой причине, на его место поставлен был другой, Сильван переехал на житье в Константинополь и вполне следовал правилам подвижничества. Он был столь чужд изнеженности, что по улицам такого многолюдного города ходил большей частью в тростниковых сандалиях. Между тем, через несколько времени скончался предстоятель Церкви в Троаде, и троадяне пришли просить себе епископа. Когда же Аттик думал, кого бы рукоположить, и вдруг сверх чаяния увидел он перед собою Сильвана и, увидев его, тотчас оставил заботу и сказал ему: «теперь уже ты не имеешь причины отклонять от себя попечение о Церкви; в Троаде не холодно. И вот тебе от Бога приготовлено место, сообразное со слабостью твоего тела. Не медли же, брат, и ступай в Троаду». Сильван действительно перешел туда, и я расскажу о совершенном им чуде. На морском берегу Троады только что было отстроено огромное грузовое судно, называемое плоскодонным и назначенное для перевозки больших колонн. Это судно следовало стянуть в море. Но несмотря на множество веревок и народа, который тянул его, судно нисколько не двигалось. В этом прошло уже несколько дней. Наконец, все пришли к мысли, что демон держит судно, и потому обратились к епископу Сильвану и просили его совершить на том месте молитву, веруя, что только этим средством можно сдвинуть судно. Но Сильван, по своей скромности, называл себя грешником и говорил, что это не ему делать, а какому-либо праведнику. Когда же те стали настойчиво просить его, он пошел на морской берег, совершил молитву, потом взялся сам за одну из веревок и приказал приступить к делу. Они принялись и лишь только сделали небольшое усилие, судно быстро пошло в море. Это чудо, совершенное Сильваном, возбудило к благоговению всех жителей области. Впрочем, Сильван и в других отношениях был муж доблестный. Заметив, например, что клирики извлекают себе пользу из споров людей тяжущихся, он никого из клира не назначал уже в судьи, но, взяв от тяжущихся прошения, призывал кого-либо из верных мирян, о ком знал, как о человеке правдолюбивом, и, поручив ему выслушать дело, прекращал спор между тяжущимися.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Сооружение реставрировано в 1954-1958 г.г.: подведен бутовый фундамент, реставрированы фасады с декором, обнаруженным в процессе исследований, сделаны сводчатые перекрытия, устроены полы, крыша с черепичной кровлей. Памятник представляет один из редких по типологии образцов гражданской архитектуры XVII в. Стены и башни, 1699 г.  Во второй половине XVIII в. в связи с утратой оборонных функций верхняя часть стен с бойницами и деревянной боевой галереей разобрана и на ее месте возведен существующий в настоящее время декоративный аттик. В 1830-1832 г.г. шатровые, покрытые тесом крыши на башнях и обходные боевые галереи разобраны и заменены шлемовидными куполами. В 1850 г. засыпан сухой, облицованный кирпичом ров перед въездной башней-колокольней. Во время Великой Отечественной войны утрачена значительная часть северо-западного прясла с круглой полубашней. Стены и башни кирпичные, образуют в плане четырехугольник, общая протяженность около 800 м. Четыре угловые башни - прямоугольные в плане, двухъярусные, близки по архитектуре, имеют развитый профилированный междуярусный и венчающий карнизы. В первом ярусе - бойницы, во втором - окна (выходили первоначально на обходную боевую галерею). Междуярусные перекрытия плоские по деревянным балкам. Чердачное перекрытие отсутствует. Башни завершаются шлемовидными куполами с глухими восьмигранными барабанами с главкой и шпилем. Привратные башни круглые в плане, имеют богатую пластику фасадов, плоскость которых расчленена лопатками, над ними расположен глухой аркатурный пояс. Между лопатками - прямоугольные ниши с профилированными наличниками и сандриками треугольной и сегментной формы. В первом ярусе имеются 5 радиально расположенных бойниц с плоскими дубовыми перемычками. Обе башни имеют развитый профилированный венчающий карниз. Междуярусное перекрытие плоское по деревянным балкам. Формы завершений близки к завершениям угловых башен. В 1984 г. завершена реставрация привратных башен и стен курдонера. Памятник является уникальным сохранившимся образцом фортификационного строительства XVII-XVIII в.в.

http://sobory.ru/article/?object=01661

Язык действования поясняют, т. е. показывают его важность и натуральность: а) Живопись и ваяние: изваяние и картина неподвижны и бессловесны, но как много они говорят сердцу! «Час, который провёл я пред Богоматерью, – говорит Жуковский о Рафаэлевой Мадонне, – принадлежит к счастливейшим часам моей жизни. Сперва с некоторым усилием вошёл я в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространялась; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты быть может». Можно ещё припомнить картину страшного суда, раскрытую пред Владимиром великим. б) Мимика: она также бессловесна, и однако говорит, даже учит, чему служат доказательством училища глухонемых. в) Музыка: здесь опять нет слов; одни пустые звуки, а между тем сии бессловесные звуки возбуждают иногда гораздо более мыслей, чувств и движений, нежели слова. Ораторское действование, – если оно доведено до совершенства, – представляя в одно время вид живописи, ваяния, мимики и музыки, пред всеми ими имеет то неоценённое преимущество, что соединено со словом и жизнью. В древние времена Христианства импровизация была главным видом проповедания. Знаменитейшие Отцы Церкви говорили свои беседы большею частью без приготовления, и не писали на хартиях; тетрадь с готовою проповедью почиталась признаком неспособности к проповедничеству; того не хотели и слушать, кто показывался на кафедре со свитком. Епископы Александр и Аттик, по известиям Созомена (Hist. Eccl. L) b. VIII, cap. 27.) были во всеобщем презрении у народа именно за то, что не имели способности к импровизации. Миссионеры всех времён также импровизировали. Знаменитейшие из французских проповедников дополняли свои проповеди импровизациями на кафедре. Отсюда между дошедшими до нас словами Боссюэта, Бурдалу, Шемине, Фенелона, и пр., не много подлинных: они все исправлены и пересочинены издателями. Так, у Бурдалу – только три подлинные; прочие все переделаны Аббатом Бретоно, который поместил между ними и свои собственные слова.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010