Проспер и Марий Меркатор говорят, что он изгнал Пелагиан из Константинополя и увещевал епископов разных стран предохранять себя от еретиков. (Бароний ad ann. 425, п. 20 ad ann. 417 п. – 13. 14). Папа Целестии 1-й за ревность и защиту православия от еретиков называл Аттика fortissimus calholicae fidei propugnator (Baron, ad ann. 413 n. 13). Из всех добродетелей, коими украшался Аттик, Церковн. историк Сократ восхваляет его сострадание к несчастным, щедрость и благотворительность к бедным. Аттик так был щедр, что заботился о бедных не только в своей епархии, но для утешения нуждающихся посылал деньги и в соседние города. Так он послал триста золотых монет пресвитеру Никейской церкви Каллиопию, при следующем письме:«Каллиопию Аттик желает здравия о Господе.«Я узнал, что в вашем городе тысячи страждущих от голода, нуждаются в милосердии людей благочестивых. Говоря тысяча, разумею не определенное количество, а мно­жество. Но так как от человека, который добрыми распо­рядителями дает щедрою рукою, я получил несколько денег, и так как людям случается терпеть нужду для испытания тех, кто имеет достаток, но не дает нуждающимся, то прими, возлюбленный брат, эти триста золотых монет и издержи их, как захочешь. Захочешь же ты раздать их тем, которые стыдятся просить, а не тем, которые во все время своей жизни выставляли для прибыли свое чрево. И когда будешь давать, не обращай внимания на вероисповедание, но имей в виду только одно – напитать алчущих, не разбирая, но нашему ли они мыслят». (Ц. Ист. Сокр. кн. 7 гл. 25. стр. 545). Сократ в своей Истории говорит, что «Аттик был изящен в установлении названий. Так гавань, находящуюся при устье Понта Эвксинского (Черного моря) и с давних пор называемую φαpμακυς (составитель лекарств, ядов), он назвал θεpαπεα (служение), чтобы, делая там молит­венные собрания, не означать этого места именем бесславным. А другое предместье Константинополя наименовал он Аргирополисом (серебряный город) – по следующей причине. Есть старинная гавань, Хрисополис (золотой город), лежа­щая при входе в Босфор.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Особого успеха изложенное послание не имело. Это можно видеть из того, что ответное послание иллирийских епископов папе Льву из десяти митрополитов, подписано только шестью, причем среди подписавшихся были два влиятельнейших митрополита, именно Аттик никопольский и Еразистрат коринфский 3486 , решительно игнорировавшие папские предписания. Так напр., без спроса Анастасия фессалоникского Эразистрат посвятил в г. Фесстий, вопреки желанию жителей, епископом совершенно неизвестного человека 3487 , а Аттик, несмотря на все приглашения, систематически отказывался являться в Фессалоники на соборы. При таких обстоятельствах раздраженный Анастасий решил привлечь Аттика насильно и обратился за содействием к префекту Иллирика. Доставленный под конвоем в Фессалонику, Аттик принужден был дать здесь письменное обязательство впредь оказывать викарию полное повиновение и аккуратно являться на соборы. Об этом было сообщено в Рим с умолчанием, конечно, о мерах, благодаря которым была взята подписка. Возмущенный учиненными насилиями Аттик отправился в Рим с жалобой на Анастасия фессалониксого 3488 . Здесь в присутствии нескольких своих епископов он слезно поведал папе, как Анастасий выхлопотал приказ префекта привести его в Фессалонику, как полиция вытащила его из храма, и как затем, несмотря ни на его болезнь, ни на суровые зимние холода, его заставили совершить тяжелый и до такой степени опасный переход по непроходимым снегам, что некоторые из его спутников поплатились даже жизнью 3489 . Узнав об этом, Лев Великий чрезвычайно возмутился и написал Анастасию обширное послание, в котором изложил свой взгляд на вещи. «Следуя примеру предшественников – писал Лев Анастасию 3490 , – я сделал тебя своим наместником, чтобы ты помогал мне в заботе, которую я должен иметь по божественному установлению о церквах всей вселенной, и чтобы заменял меня в отдаленных провинциях. При достаточной внимательности тебе не трудно было бы знать, что ты можешь делать сам и что должен представлять нашему суду. Тебе должно бы быть известно, что о делах важных и вопросах трудных следует спрашивать нашего суждения, а потому у тебя и не было никаких разумных оснований браться за то, что превышает меру твоей власти. У тебя есть достаточно моих писем, в которых я часто поучал тебя быть умеренным в своих действиях и править вверенными тебе церквами в духе любви. Если в отношении к нерадивым и необходима мера строгости, то в применении последних всегда должна сохранятся а любовь... Слыша, что ты совершенно отступил от данных тебе правил, чувствую, что и сам я до некоторой степени становлюсь виновным; и если уж ты равнодушно относишься к тому, как думают о тебе другие, то должен был, по крайней мере, пощадить мою репутацию, чтобы сделанное исключительно тобой не казалось совершенным с моего соизволения. Прочитай мои письма, прочитай все послания апостольского престола, адресованные твоим предшественникам, и найди, дозволено ли было мною или моими предшественниками то, что ты сделал.»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   Так-то заботился он и о тех бедных людях, которые находились вдали от него. Помимо того, Аттик старался и об искоренении суеверий. Узнав, что христиане, ради празднования иудейской пасхи отделившиеся от новациан, перенесли тело Савватия с острова Родос, где он скончался в изгнании, и, предав земле, молятся на его могиле, он послал ночью людей с повелением зарыть тело Савватия в другую могилу. После сего те, по обычаю пришедши сюда и нашедши могилу разрытой, перестали чтить ее. Сверх сего, Аттик был изящен и в установлении названий. Так, гавань, находящуюся при устье Понта Эвксинского и с давних пор называемую Фармакеус (составитель лекарств, ядов), назвал он Дгарапейя (служение), чтобы, делая там молитвенные собрания, не означать этого места именем бесславным. А другое предместье Константинополя наименовал он Аргирополисом — по следующей причине. Есть старинные гавань, Хрисополис, лежащая при входе в Боспор. О ней упоминают многие древние писатели — Страбон, Николай Дамаскин и знаменитый по красноречию Ксенофонт. Последний, в шестой книге Кировых походов и в первой о делах греческих говорит, что Алкивиад обнес ее стеною и постановил собирать в ней десятину, то есть что плывущие из Понта должны были оставлять здесь десятую часть груза. Увидев, что место, лежащее против Хрисополиса, приятно и весело, Аттик сказал: «Этому месту прилично называться Аргирополисом», — и по его слову оно с тех пор так и называлось. А когда иные говорили ему, что новациане не должны собираться внутри городов, он отвечал:    «Вы не знаете, сколько они потерпели вместе с нами во время гонений при Констанции и Валенте. Сверх того, новациане служат свидетелями нашей веры, — говорил он, — ибо, давно уже отделившись от Церкви, они не ввели ничего нового по отношению к вере». Находясь однажды в Никее для рукоположения епископа, и увидев тамошнего новацианского епископа Асклепиада, человека уже старого, Аттик спросил его, сколько лет он епископствует, и когда тот отвечал: пятьдесят, — счастливый ты человек, сказал он, что так долго служишь доброму делу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Что касается борьбы александрийской кафедры с константинопольской за первенство, а также стремления александрийских владык быть папами востока, то эта идея, идея борьбы между кафедрами, – основная идея громадного труда Гидулянова. Этой идеей он стремится объяснить чуть не весь ход истории всей Церкви. Конечно, разбирать основательность этой идеи нам не позволяет ни предмет, ни рамки нашего труда. 997 Скажем только, что уже то обстоятельство, что эта идея заслонила в глазах Гидулянова все другие могучие и общепризнанные силы, двигавшие историю Церкви, заставляет обвинить Гидулянова в односторонности, преувеличениях, и потому мы имеем право подозрительно относиться к тому освещению, какое он дает различным фактам и лицам Церковной истории. Если идея борьбы за главенство на востоке и приложима к объяснению некоторых поступков иных из египетских архиепископов, например – Феофила, дяди св. Кирилла, родство с которым является едва ли не главной причиной обвинения и Кирилла в тех же стремлениях, то к св. Кириллу эта идея никоим образом не приложима. Если бы такие стремления были у Кирилла, то они не замедлили бы проявиться и в другое время и на других лицах. Ведь св. Кирилл 15 лет уже был на кафедре; почему же он за это время ни разу не проявил своей честолюбивой мысли быть восточным папой. Гидулянов говорит, – потому что в Константинополе в то время был архиепископом Аттик, „находившейся в великом фаворе у Феодосия Младшего“ 998 ; но ведь и Несторий, по его же (Гидулянова) словам, был „при дворе весьма популярен и в большом фаворе у императора“. 999 Правда, Гидулянов говорит, что Аттик был сверх того, „слишком опытный политик“; 1000 но несомненно, что, при желании, Кирилл в течение 15-ти лет, во всяком случае, мог бы найти повод „померяться“ и с Аттиком, как и с Несторием. Нам, например, известно уже, что в деле Златоуста формальная правда была на стороне Кирилла, а если бы у св. Кирилла были честолюбивые стремления, приписываемые ему Гидуляновым, то он, во всяком случае, постарался бы, на что и имел право, вмешаться в это дело и потребовать формального, путем собора, решения дела о Златоусте.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

сооружением усадьбы является, бесспорно, мавзолей Волконских, выстроенный по заказу Е. А. Волконской в 1813 году. По мнению всех исследователей архитектуры Суханова, мавзолей можно по праву назвать архитектурным шедевром. Автор проекта достоверно не установлен. Большинство исследователей сходятся на имени А. Г. Григорьева, хотя есть мнение, что здание выстроено по проекту Д. И. Жилярди. Мавзолей представлял собой когда- то отдельно стоящее здание. Круглый в плане, он украшен шестиколонным дорическим портиком с низким фронтоном и оригинальным аттиком с небольшими фронтончиками, который поддерживают изящные кронштейны. Аттик и кронштейны образуют своеобразный орнаментальный пояс, венчающий основную часть здания подобно короне. Над ней, на гладком, прорезанном четырьмя полуциркульными окнами барабане, возвышается купол со шпилем. Прежде на барабане, над самым портиком по обе стороны центрального окна, были помещены две Славы — рельефы из белого камня. Фронтоны аттика также были украшены резными рельефами. Краснокирпичные стены мавзолея первоначально не были оштукатурены. На их фоне четко выделялись детали из белого камня: цоколь, портик, карнизы, аттик, рельефные украшения. Белокаменная корона, контрастное выделение белокаменного декора на красном фоне вносили в облик мавзолея романтический элемент (что сразу отличает сухановское сооружение от аналогичных ему по назначению). Романтизация смерти — такова главная особенность художественного образа, созданного автором мавзолея. (В связи с этим следует считать принципиально неверным мнение В. Згуры, будто отсутствие штукатурки было результатом недоделок и спешки при строительстве мавзолея. Принцип сочетания белого декора с красным фоном отмечается и в других постройках того времени, в том числе и в классицистических.) Сзади мавзолей окружала полуциркульная колоннада, в середине которой стояла небольшая колокольня (ее фундамент и нижняя часть сохранились), а на концах — два флигеля, расположенные на одной линии с мавзолеем. В них

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Чтобы опять не вышло спора об избрании епископа и не возбудилось в Церкви волнение, он нисколько не медля, еще до погребения тела Максимиана приказал случившимся в Константинополе епископам возвести на престол Прокла. С этим согласны были и полученные послания римского епископа Целестина, которые писал он Кириллу александрийскому, Иоанну антиохийскому и Руфу фессалоникийскому, и в которых доказывал, что нет препятствия — назначенного в какой-нибудь город или уже находящегося в известном городе епископа перемещать в другое место. Итак, Прокл возведен был на престол и совершил погребение тела Максимиана. Теперь пора кратко сказать и о нем. Глава 41 О епископе Прокле, каков он был    Прокл с ранних лет был чтецом, посещал школы и ревностно занимался риторикой. Достигнув же мужского возраста, большей частью находился при епископе Аттике в должности его секретаря. Так как на этом месте сделал он значительные успехи, то Аттик возвел его в сан диаконский, а потом, удостоенный и пресвитерства, он, как я уже сказал, возведен был Сисинием на епископство кизикское. Но все это было прежде, а теперь он наследовал престол Церкви константинопольской. Прокл был человек прекрасного права и отличался этим больше других. Воспитанный Аттиком, он подражал всем его добродетелям, а незлобием превосходил и его самого, ибо Аттик иногда бывал страшен для еретиков, а Прокл на всех действовал кротко и старался привести их к истине скорее этим средством, чем силой. Решившись не преследовать ни одной ереси, он вполне возвратил Церкви достоинство кротости и в этом отношении подражал царю Феодосию. У Феодосия было принято за правило — не употреблять строгих мер власти против виновных, а у него — не обращать много внимания на тех, которые не так мыслили о Боге, как он мыслил. Глава 42 О том, почему писатель распространяется в рассказе о прекрасных качествах царя Феодосия Младшего    За это и царь хвалил его, ибо сам был подобен людям, истинно освященным, и никогда не одобрял тех, которые хотели воздвигать гонения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНСКАЯ ШКОЛА ПЛАТОНИЗМА Направление в среднем платонизме I-II вв. по Р. Х. и неоплатонизме кон. IV - сер. VI в. С сер. I в. до Р. Х. платоническая догматика развивалась вне стен Академии Платоновской и даже вне Афин - прежде всего в Александрии, впосл. на Востоке, в связи с чем возникает противопоставление академиков, т. е. представителей скептической Академии, и платоников, признавших наличие платоновской догматики и необходимость положительной разработки платоновского учения. Первый известный преподаватель платоновской философии в Афинах - выходец из Египта Аммоний Александрийский (ум. ок. 80). У него в 66-67 гг. учился Плутарх Херонейский ( Plutarchus. De E apud Delphos. 385B. 2-3), по сочинениям к-рого («Платоновские вопросы», комментарии на «Тимея», толкования мифов и др.) можно представить общую направленность учения Аммония. Платонизм Аммония, сформировавшийся в Александрии и опиравшийся на учение Древней Академии (Ксенократа), имел пифагорейскую окраску, в связи с чем следует предполагать влияние Евдора Александрийского. Не исключено также влияние Евдора на Никострата, написавшего, по Симпликию , вслед за неким Лукием книгу возражений против ряда аристотелевских трактатов, используя для критики Аристотеля стоические положения. Стремление отделить учение Платона от аристотелевского характерно также для Кальвена Тавра. О школе (διατριβ) можно составить представление по Авлу Геллию: на занятиях читались и комментировались тексты Платона, реже - Аристотеля; после лекций ученикам предлагалось задавать вопросы, к-рые тут же решались на основании книг предшественников или сочинений самого Тавра; избранных учеников Тавр приглашал домой на обеды, где обсуждались возникавшие «вопросы» (жанр философских бесед), о них можно судить по «Пиршественным вопросам» Плутарха и по Авлу Геллию (H. Dörrie). Стремление Тавра сохранить в чистоте платоновское учение поддержал его ученик Аттик (вероятно, первый глава восстановленной имп. Марком Аврелием в 176 платоновской школы в Афинах). Для него, однако, характерны стоические элементы, объясняемые влиянием того же Евдора. Ученики Аттика - Гарпократион из Аргоса, Авл Геллий, Апулей, Герод Аттик.

http://pravenc.ru/text/77098.html

Собор отличается свойственной русско-византийскому стилю тяжеловесностью форм и строгой сдержанностью убранства. Это пятиглавый храм, основная часть которого представляет собой кубический объём с пятичастным членением фасадов. Главный объём имеет в плане вид слегка вытянутого прямоугольника, к коротким сторонам которого примыкают три массивные полукруглые апсиды (средняя из них больнее по размеру) и трапезная. За трапезной следует суженый притвор, одновременно являющийся нижним ярусом четырёхъярусной колокольни. Второй её ярус представляет собой кубический объём, на который поставлены два уменьшающихся к верху восьмерика с неравными сторонами (диагональные грани более узкие). Четверик храма завершён пятью луковичными главами на барабанах (крупный световой под центральной главой и глухие меньшего размера под угловыми). Каждый барабан имеет развитое основание — квадратные в плане объёмы с восьмериками на них. Ещё одной луковичной главой завершена колокольня. Северный и южный фасады четверика акцентированы слабо выступающими ризалитами, в которых расположены арочные дверные проёмы, фланкированные такими же по форме окнами. Над каждым из двух ризалитов - аттик, образованный тремя крупными килевидными кокошниками. Ещё один аттик, декорированный прямоугольными филёнками, венчает притвор. Поверху все основные объёмы объединены двумя профилированными карнизами, разделёнными гладким фризом. По вертикали плоскости стен расчленены пилястрами. Основание здания, поставленного на невысоком фундаменте зрительно усиливают сильно выступающий профилированный карниз и пояс квадратных и прямоугольных филёнок проходящие под крупными окнами апсид, четверика, трапезной и притвора. Основным лейтмотивом фасадного убранства Казанского собора служат килевидные архивольты на импостах над окнами основных объёмов и центрального барабана, а также над арочными нишами глухих угловых барабанов. Другим часто повторяющимся аритектурно-декоративным мотивом являются филёнки прямоугольной и круглой (в кокошниках ризалитов) формы. Узкие простенки барабанов декорированы полуколонками с консолями под базами. Убранство колокольни включает тянутые профили и карнизы, расположенные по граням сухо трактованные треугольные кокошники, обеспечивающие переход от нижнего восьмерика к верхнему, небольшие перспективные окна, лопатки и килевидные профилированные архивольты покоящиеся на угловых пилястрах второго яруса. В просторном интерьере четырёхстолпного храма — два трёхъярусных иконостаса на девять и семь осей.

http://sobory.ru/article/?object=07126

Введение в сюжет 1 Предшествующая той, которую вы держите в руках, Х-я книга Евангельского Приготовления, составленная не из моих слов, но на основании внешних свидетельств, доказывала очевидность того, что Эллины, которые не принесли от себя ничего мудрого кроме словесной изощренности и красоты речи, но заимствовали все у Варваров 4 , были, в частности, осведомлены о священных текстах Евреев 5 , которыми они отчасти завладели и, таким образом, хотя они честолюбиво относятся к тому, что пишут сами, не сохранили своих рук чистыми от кражи. И это я говорю потому, что не мы их, как я сказал, но сами себя они называют ворами. 2 Более того, в той же 6 книге мы узнали 7 из сопоставления дат, что они весьма молоды как в отношении разума, так и по возрасту, очень далеко отставая от еврейской древности. 3 Вот о чем говорит предыдущая книга; что же касается настоящей, то она спешит, наконец, выполнить обещанное как некий долг, и показать в определенных, если не во всех, догматических положениях согласие эллинских философов со священными текстами Евреев. Она, обратившись к самым выдающимся из них, называет главу 8 всех, полагая, что надлежит выбрать из всех одного знатока вопроса – Платона, поскольку только он один, как нам кажется, превзойдя всех славой, будет достаточен для создания представления о предмете. 4 Но, по необходимости, для прояснения его мысли, я буду обращаться к свидетельствам его ревностных последователей и излагать их мнения для того, чтобы осуществить свое намерение. 5 Однако, я должен учесть, что наш автор не везде говорит точно, хотя в большинстве случаев он говорит согласно с истиной; конечно, кое-что из этого мы в надлежащее время вспомним, – не для того, разумеется, чтобы укорить его, но чтобы нам оправдаться в том, почему мы считаем, что варварская философия предпочтительнее эллинской. Глава 1 9 . Как философия Платона в самых важных аспектах последовала за философией Евреев 1 В то время, как Платон разделил все философское знание на три части – физику, этику и логику 10 –, а затем, в свою очередь, физику разделил на созерцание вещей чувственных и познание бестелесных, ты можешь и у Евреев отыскать этот трехчастный образ учения: ясно ведь, что нечто подобное было распространено в их философии еще прежде рождения Платона. 2 Но, прежде, подобает послушать то, что говорит Платон, а уж потом рассмотреть положения Евреев. Мнения Платона я изложу с помощью его последователей. Среди философов платоновской школы выделяется знаменитый Аттик, который приблизительно так излагает взгляды этого мужа в труде под названием: Против пытающихся объяснить философию Платона с помощью философии Аристотеля. Глава 2. Аттик: о трехчастности платоновской философии

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Только там рассматриваются свойства каждого естества, как действия, a здесь как обнаружения. Итак, надо было объяснить, что между учением Льва и Кирилла александрийского никакого противоречия не существует. Несмотря на то, что объяснения уже были даны константинопольским архидиаконом Аэтием и Феодоритом кирским, и большинство воскликнуло, что «теперь никто не сомневается в православии послания», однако митрополит Аттик никопольский (иллирийский) попросил об отсрочке для сличения послания Льва В. с третьим посланием Кирилла к Несторию (Το Σωτρος), в котором помещены 12 анафематизмов. Это замечание очень важно и характерно. Каждый вселенский собор есть не только догматический факт, как орган, через который возвещается известная догматическая истина, но и факт исторический, с известными человеческими свойствами и действиями. Если бы мнение Аттика было принято, то, быть может, истина открылась бы скорее и судьбы церковные были бы иные. Сущность вопроса заключалась вот в чем. Авторитет св. Кирилла александрийского был бесспорен. Тирания Диоскора произвела то, что он был страшен даже для лиц, хотя бы вербально расходившихся с ним. Теперь усматривается, что Лев расходится с Кириллом. Если бы вопрос был поставлен открыто, как предлагал Аттик, то нужно было бы пересмотреть всю догматическую деятельность Кирилла, и тогда бы открылось, что не всякая строка из сочинений Кирилла должна быть принимаема церковью к сведению, a тем более к догматическому руководству. Следовало бы заявить, почему его два послания «Καταφλυαροσι» и «Εφραινσθωσαν» должно считать нормальным выражением его учения. Св. Кирилл в своей полемике с Несторием дошел до крайностей, так что их можно было допустить только с ограничением. Так, он не желал бы позволить Несторию разделение евангельских изречений на смиренные и высокие и отнесение первых к человечеству Христа, а последних к божеству Его, тогда как сам в послании «Εφραινσθωσαν» признает такое разделение. На этой почве рассуждения вести было неудобно, и вот, по предложению Аттика, сановники отсрочили заседание по этому вопросу на пять дней, рекомендовав сомневающимся обратиться за разъяснением своих недоумений к Анатолию константинопольскому или к лицам, которых он укажет. Эти совещания должны иметь частный характер, так что отстранялось здесь и нравственное давление, какое может производить большинство на убеждения меньшинства. Таким образом, в совещаниях с Анатолием достигнут был самый важный момент, именно психологический, т. е. перелом убеждений, и лица сомневавшиеся явились на следующее заседание подготовленными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010