Вместо всех домовых и монастырских работ и окладов на бывших церковных крестьян положено оброку по полтора рубля. Приходское духовенство и храмы освобождались от церковного тягла, т. е., от взносов в кафедральную казну на содержание епархиального архиерея с его домом и штатом. Все это почти совершенно изменяло старый строй епархиального управления, носившего преимущественно вотчинно-владельческий характер, при котором духовные интересы сами собой отходили на второе место. С этой стороны отобрание церковных вотчин имело серьезные основания. Однако оно не улучшало положения дел в церковно-епархиальном управлении. Та энергия, которую до 1764 года церковная власть тратила на управление деревнями и вотчинами, после 1764 года и даже до «сего дне» еще больше стала тратиться на заботы по изысканию средств на содержание церковных учреждений, школ и духовно-учебных заведений. Правда архиерейским домам с их учреждениями, монастырям, соборам и ружным церквам вместо отобранных вотчин в 1764 г. положено было определенное годовое денежное содержание, даже увеличенное, сравнительно с петровскими окладами. Равным образом самому Синоду с его Московской Конторой положены были штатные оклады. Эти оклады без всяких хлопот со стороны духовных властей выдавались из Коллегии Экономии, но они были очень малы, сравнительно с государственной доходностью от церковных вотчин, взятых государством. Денежное жалованье и совсем незначительные недвижимости и угодья не могли восполнить прежних доходов церковных учреждений архиерейских домов и монастырей. Отмена денежных сборов с духовенства и приходских храмов, и натуральных повинностей с вотчинных крестьян была особенно чувствительна для самих архиереев с их домами и штатами. Этой отменой, однако, не достигнуто равенства архиерейских кафедр по содержанию. Впрочем, Комиссия о церковных имениях, решившая вопрос о церковных имениях в смысле секуляризации их, не задавалась этой целью и не могла выровнять архиерейские дома как по содержанию, так и по степеням. В Высочайше утвержденном 26 февраля 1764 г. проекте Комиссии все великорусские архиерейские кафедры и епархии разделены на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Этим достоинствам соответствовали штаты и штатные оклады. К первому классу отнесены три епархии: Новгородская, Московская и Петербургская; ко второму классу восемь епархий – Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, к третьему – пятнадцать епархий – Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Суздальская, Вологодская, Коломенская, Вятская, Архангелогородская, Устюжская, Воронежская, Иркутская, Переяславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская. Нельзя не заметить, что все новые епархии, выделившиеся из территории Московской епархии по проекту 1744 г., заняли последние места, будучи распределены в последовательном порядке их открытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Одним из первых учреждений, открытых при его содействии, стало епархиальное Попечительство о бедных духовного звания (1829). Выделяемых церковными властями средств (1910 р. в год) было недостаточно, и М. призвал жителей и духовенство епархии начать сбор пожертвований в пользу бедных; эти деньги стали одним из главных источников попечительских средств. Также по личному ходатайству М. отдельным семьям неоднократно выделял средства Синод. М. провел обстоятельную ревизию церковных земель, чтобы обеспечить все причты земельными участками, как это предписывал закон. В 1830-1831 гг. в 48 губерниях России, в т. ч. и в Саратовской, свирепствовала эпидемия холеры. Усилиями М. никто из умерших (смертность доходила до 100 и более человек в сутки) не остался без церковного отпевания. Было устроено специальное кладбище вне города, в помощь отпевавшим священникам Ильинской ц. были выделены 2 иеромонаха и 3 священника. Также было распространено обращение М. к пастве «О беспрекословном исполнении повелений гражданского начальства, относящихся к пресечению болезни холеры» (Гос. архив Саратовской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 98. Л. 198). Доступное по форме, глубокое по содержанию и сильное по эмоциональному воздействию, воззвание дало результаты, к-рых не могли добиться гражданские власти, пытавшиеся убедить людей уничтожать все вещи умерших и болеющих. По окончании эпидемии М. сразу предпринял поездку по епархии (осень 1831) с целью оказать моральную поддержку духовенству и пастве. Хлопотами М. была открыта Саратовская ДС, в к-рой получили возможность учиться жители Саратовской губ., до этого получавшие духовное образование в Пензенской, Тамбовской, Астраханской, Казанской, Воронежской и др. ДС, а также выпускники 3 действовавших в епархии ДУ. Наличие своей ДС позволяло епархии исправить ситуацию с уровнем образования среди священнослужителей, поскольку, согласно указу Синода от 9 дек. 1829 г., замещать священнические вакансии следовало кандидатами, окончившими полный семинарский курс, в то время как в Саратовской и Царицынской епархии (согласно клировым ведомостям за 1829 г.) из 730 священнослужителей лишь 140 имели полное семинарское образование, 243 не окончили курса ДС, 347 не поступали в ДС.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Вместе с этими указаниями в челобитной представлено отцами собора свое расписание епархий, сокращавшее царскую роспись более, чем на половину; вместо 34 епархий, указанных в царском предложении, изъявлено согласие на открытие только 15 новых епархий с сохранением за некоторыми титула архиепископий. Так как челобитная эта легла в основу последующих определений собора 1682 года и неизвестна в печати, то мы приводим из неё извлечение в тех пунктах, которые характеризовали расписание епархий, предложенных к открытию самим собором. В соборном заседании 8 февраля было постановлено в патриаршей области открыть только три епархии в Галиче, Севске и Арзамасе; в митрополиях: Новгородской две епархии в Холмогорах и Каргополе, в Казанской одну на Уфе, Сибирской две в Томске и Енисейске, а в дальних Сибирских городах на Лене и в Даурии епископам быть неудобно, „малолюдства ради христианского»; в Ростовской митрополии одну епархию на Устюге Великом; кроме того в Ростовской и Новгородской митрополиях образовать особую епархию на Белоозере с Пошехоньем; Рязанской две епархии в Тамбове и Воронеже; Крутицкой одну в Ливнах и с Новосилем; Белгородской одну в Курске; в Коломенской архиепископии одну в Орле с Кромами; в епархиях у митрополитов Астраханского, Псковского, Смоленского и Нижегородского, у архиепископов Суздальского и Тверского „не из чего быть вновь архиереям, епархии их малоградны и расстоянием недальны»; Вятскую епископию возвысить в архиепископию, „а вновь здесь прибавить архиерея не из чего, потому что в городах церквей и монастырей мало; на Холмогорах и на Устюге Великом быть архиепископу, а в прочих городах вышеписанных быть епископам... И по сему письму быть вновь двум архиепископам, да тринадцати епископам» 59 . В окончательном определении собора и эта роспись епархий, представленная государю, была сокращена; отменено открытие четырех епархий (Каргопольской, Белозерской, Томской и Орловской) и оставлено к открытию одиннадцать епархий 60 . На деле же и это определение соборное не было приведено в исполнение во всем своем объеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

535 Окончил историко-филологический факультет Московского ун-та (1879) и СПбДА (1895), в 1893–1895 гг. духовник, в 1897–1899 – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем – синодальный ризничий в Москве, настоятель монастырей в Тульской и Симбирской епархиях. С 1909 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. 536 Родился в Фессалии, переехал в Россию в 1890 г. Приват-доцент Санкт-Петербургского ун:та, действительный член Русского археологического общества и Императорского православного Палестинского общества, почетный член СПбДА и КазДА. На склоне жизни страдал тяжкой душевной болезнью, первые признаки которой появились в 1908 г. 537 Родился в Астрахани, окончил КазДА (1882), магистр богословия (1883), д-р церковной истории, проф. КДА по кафедре литургики (1896), с 1907 – секретарь Императорского православного Палестинского общества. Почетный член КазДА (1912), СПбДА и МДА (1914), член-корр. Академии наук (1903). Проф. греческого языка (1918–1922) и проректор (1919–1922) Астраханского ун-та; псаломщик Астраханского каф. собора; в 1922 арестовывался по делу об изъятии церковных ценностей, осужден условно. Член Славянской комиссии Академии наук (1923), Русско-византийской комиссии. Профессор богословских курсов Центрального р-на Петрограда (1923–1925), Высших богословских курсов в Ленинграде (1925–1928). 538 По сведениям о. А. Надеждина, Мегорский в 1907 г. пропустил многие заседания Комиссии по болезни. 539 Архивный текст доклада отпечатан на машинке, многочисленные чернильные вставки и поправки внесены рукой архиеп. Сергия. В настоящей публикации они выделены курсивом. Полужирным шрифтом обозначены фрагменты, подчеркнутые владыкой Сергием, квадратными скобками – произведенные им купюры. Дополнения публикатора заключены в угловые скобки. В оригинальном тексте имеются также карандашные пометы чиновника канцелярии, готовившего дело к докладу в заседании Синода. 543 О рукописях Мегорского. 44–44 об. Первые пять параграфов с мелкими разночтениями впервые опубликованы по выписке из определения, посланной в МСТ: Плетнева. Исправление. 102–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Могилевская Минская 11.543 Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская 10.897 Астраханская Донская 22.996 Архангельская Холмско-Варшавская 299.164 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская 31.770 Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 43.337 в) Сибирские Тобольская Томская 10.414 Омская Енисейская 15.610 Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 45.557 809.521 Приложение 6 Ведомость о библиотеках для внеклассного чтения при школах грамоты к 1 января 1897 года НАИМЕНОВАНИЕ Число. Продолжительность существования библио- библио библиотек библио ENAPXIЙ теками пользу- населе- сведе- ENAPXIU I. С земскими учреждениями Владимирская Вологодская 1 ) Воронежская Вятская 2 ) Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Костромская Курская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Орловская Пензенская Пермская Полтавская Псковская Рязанская Самарская С.-Петербургская Саратовская Симбирская Смоленская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Черниговская Ярославская 46.114 Примечание 1. Вологодская: 5 уездов, состоящих в ведении епарх. Учил. Сов. и 5 уездов Велико-Устюжского викариатства. Примечание 2. Вятская: 8 уездов., состоящих в ведении Вятского епарх. Учил.Сов. и 3 уезда Сарапульского викариатства II. Епархии без земских учреждений а) Европейской России Киевская 57.104 Подольская Волынская Могилевская Минская Полоцкая Литовская 3 ) Оренбургская Астраханская Донская Архангельская Холмско-Варшавская 81.419 Примечание 3. Литовская: Виленская, Ковенская и Гродненская б) Кавказские Ставропольская Грузинская Сухумская Имеретинская Гурийско-Мингрельская Владикавказская 12.688 в) Сибирские Тобольская Томская Омская Енисейская Забайкальская Якутская Иркутская Камчатская Туркестанская 148.748 Читать далее Источник: Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы. - Санктпетербург : Синод. тип., 1899. – XI, 279, 81 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Еп. Хрисанф был муж даровитый и ученый. Будучи еще на первом курсе в академии, он написал разсуждения по словесности и истории, которые ходили по рукам студентов академии и перечитывались ими. Во время служебной своей деятельности он написал обширное сочинение, под названием: «Религии древнего мира», за которое был возведен в высшую ученую степень – доктора богословия, и которое переведено на иностранные языки. Будучи ученым, он в то же время был замечательным проповедником, чутким к современным запросам жизни, и своим ораторством увлекал слушателей и производил на них глубокое влияние. Когда он был еще профессором академии, то студенты с увлечением слушали его лекции, а на церковной кафедре он всецело овладевал вниманием своих слушателей. Один из заезжих слушателей вот как описал свое впечатление от проповеди еп. Хрисанфа, сказанной им в Астрах. кафедральном соборе после панихиды об убиенных русских, добровольцах и православных братьях сербах во время войны с турками: «Маленький, невзрачный и рыжеватый владыка совершал панихиду, и вот, по окончании ее, вышел он на широкий амвон в сопровождении всего городского духовенства, окинул быстрым взором безчисленную толпу молящихся и, стукнув архиерейским посохом, воскликнул громким голосом, обращаясь к народу.... Да, по совести говорю, то было нечто вдохновенное. Точно электрический ток ударил в толпу, она шарахнулась и сейчас же замерла на месте, точно пригвожденная ко кресту тех страданий, которые пред нашими глазами развертывал Владыка, рисуя ужасы турецких злодеяний. Речь епископа лилась потоком, поражала неожиданностями и образностью, трогала сердца и волновала чувства до самой их сокровенной глубины. Гробовая тишина царила в соборе; среди вздохов и рыданий, да, рыданий! раздалось это вещее слово, и дым фимиама, курясь, разносил в души слушателей эти пламенные слова, эти потрясающие звуки. Все было смущено, все было взволновано и вознесено на высоту лучших человеческих помыслов. Губернатор, присутствовавший в церкви, видимо, переносил сильнейшее волнение; полицеймейстер, родом серб, стоял на вытяжку, и крупные слезы смочили его длинные седые усы, падавшие на грудь, увешанную орденами....» Действительно, еп. Хрисанф принадлежал к числу выдающихся витий и ораторов церковных. К служебным обязанностям он относился с чувством правды и долга и всегда действовал искренно. По отношению к Астраханской пастве он всегда чувствовал себя связанным крепким союзом, тесным духовным родством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи с указанными трудами миссионерским делом среди калмыцкого народа заинтересовываются высшие духовные власти. Обер-Прокурор Св. Синода Нечаев в 1832 г. входить с ходатайством на Высочайшее Имя «о возбуждении деятельности Астраханского и Саратовского Преосвященных к проповедованию калмыкам Слова Божия посредством особых миссионеров с тем, чтобы, по рассмотрении этого вопроса и собрании нужных сведений, заключение Синода было представлено на Восочайшее усмотрение». Тогда же саратовской епархиальной властию была сделана попытка отправить Кудрявцева с миссионерскими целями к астраханским некрещеным калмыкам. Но астраханский губернатор Пяткин, из-за боязни возмущения в калмыцких степях, нашел открытое обращение калмыков в христианство неудобным, и не допустил Кудрявцева в калмыцкие степи. Когда в стремлениях саратовской епархиальной власти начать миссионерское дело в астраханской степи через посылку особых миссионеров встретились препятствия со стороны астраханского губернатора, то Епископ саратовский Иаков стал хлопотать об учреждении калмыцкой миссии специально для нужд саратовской епархии из 2-х членов, с местопребыванием в г. Царицыне. Но и этот, крайне укороченный проект миссии встретил препятствия со стороны астраханской гражданской власти. Астраханский губернатор, по условиям того времени, отрицал самую возможность открытой миссии среди калмыков; он проводил мысль о том, что при своем кочевом быте калмыки неспособны жить в христианстве и что, поэтому, нужна предварительная подготовка их к перемене религии изменениями в быту гражданском и просвещением грамотою 34 . Синод согласился с мнением астраханского губернатора и признал нужным отложить до более благоприятного времени вопрос об организации открытой миссии для распространения христианства среди калмыцкого народа 35 . Правда, прот. Лугареву было предоставлено право продолжать миссионерскую деятельность, но ему предлагалось наблюдать крайнюю осторожность в своей деятельности и предписывалось крестить Калмыков после тщательного расследования и обнаружения искренности намерения просящих крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

АЕВ 24, 30.08.1914, с 166. АЕВ 1908 г. Номер 21 стр.1035/181. АЕВ 1911 г. Номер 24 стр.1320/238. АЕВ 1912 г. Номер 11 стр.328/53. «Миссионерский аспект деятельности образовательных учреждений Астраханской епархии в период с XVIII по начало ХХ века » URL= http://pandia.ru/text/77/489/47150.php , дата прочтения 06.01.2019. Священник Иоанн Москаленко . Из села Пришиба Енотаевского уезда АЕВ 24, 30.08.1914, с 588–590. АЕВ 1913 г. Номер 35 стр. 1391/207. АЕВ 1916 г. Номер 17 стр. 168/148. Постановление по делу 4347 страница 3. Архив УФСБ по Астраханской области, д. с-5902, л. 3. ПРИЛОЖЕНИЯ См. «Приложение 1» В Нижне-Волжском крае, в селах Грачи, Пироговка и Владимировка в связи с выселением раскулаченных вспыхнуло массовое восстание.  В с. Владимировка толпа в 3000 человек приняла постановление: 1) возвратить отобранное у кулаков имущество, 2) вернуть выселенных кулаков, 3) раскулачить и выслать бригадиров по раскулачиванию, 4) разделить семенной фонд по едокам. После  этого  восставшие  произвели  обыск в штабе бригады по раскулачиванию, коммунисты и бригадиры были изгнаны из села. 20 марта в соседнем  Енотаевске  в  связи  с  арестом  ночью 8 кулаков по набату  собралась толпа с требование освободить арестованных. На требование властей разойтись толпа ответила отказом. Тогда были  произведены  выстрелы,  восставшие  разбились  на  группы,  но сопротивление  не  прекратили.  Среди  повстанцев  были  вооруженные  винтовками и револьверами. В с. Владимировка завязалась перестрелка  с отрядом, производившим  аресты. Отряд коммунистов, отстреливаясь, отступил в Енотаевск. Посланные нарочные для связи с селами Федоровкой, Ивановкой и хутором Николаевским не были пропущены толпой  восставших, которая окружила Енотаевск. Только после прибытия дополнительных войск восставшие были разбиты. ИСТОЧНИК: Ивницкий Н.А . Репрессивная политика советской власти в деревне (1928–1933 гг.) РАН. Ин-т рос. истории, Университет г. Торонто (Канада). – М., 2000. – 350 с. – Библиогр. в примеч. Указ. имен: с. 345–349/Глава 3. Сопротивление крестьянства насилию и беззаконию в деревне. § 2. Массовые крестьянские выступления.

http://pravoslavie.ru/127279.html

Многие священники скоро поняли свое опасное положение среди таких обстоятельств и старались сами отстранять от себя обязательные услуги прихожан, не напоминая им ни о домах, ни о работах и по-старому приглашая к себе их только на толоку 1164 . На приходы всех других епархий, кроме юго-западных, правила об обработке священнических участков и обязательной для прихожан постройке церковных домов не простирались, так что дело обеспечения причтов, начавшееся здесь с 1844 г. ограничилось лишь постепенным распространением на них окладов штатного жалованья. С этою целью именными указами ежегодно повелевалось вносить в смету расходов по дух. ведомству новые прибавки – с 1842 по 1845 г. по 250.000 р. сер., а с 1846 г. по 100.000. При назначении окладов в основание полагались те же нормальные штаты по 7 классам, как и для западных епархий, с небольшими изменениями в окладах. Св. Синод заблаговременно посылал преосвященным тех епархий, которые были на очереди для введения жалованья духовенству, указы, чтобы они озаботились постепенным приведением сельского духовенства в соответствие с требованиями штатов через перемещение излишних духовных лиц на места праздные или имеющие упраздниться 1165 . Из годовых отчетов синодальных обер-прокуроров узнаем, что в 1844 г., кроме Черниговской и Полтавской епархий, жалованье сельским причтам введено в епархии Олонецкой и двух уездах (Кольском и Кемском) Архангельской; в 1845 – в остальных ее уездах и епархиях Казанской, Астраханской, Кавказской и Оренбургской; в 1846 – в Херсонской и 6 уездах Екатеринославской; 1847 – в Смоленской; 1848 – в остальных 3 уездах Екатеринославской и в 6 Харьковской, в 1849 – в остальных 5 уездах Харьковской, в Березовском округе Тобольской, 5 округах (Верхне-Удинском, Нерчинском, Нерчинско-Заводском, Троицко-Савском и Киренском) Иркутской и в Якутской области; в 1850 г. – в остальных округах Иркутской и в Калужской епархии; в 1851 – в Самарской, Царевском уезде Астраханской и в остальных округах Тобольской; в 1852 – в Томской и 7 уездах Пермской; в 1853 – в остальных 5 уездах Пермской и в 6 Саратовской; в 1854 – в остальных Саратовской и в 5 Вологодской; в 1855 – в остальных Вологодской и в 7 Костромской.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Весной 2014 года такие традиционные для истории православного казачества храмы-часовни будут возведены в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях в 10 субъектах Российской Федерации. Фото: sobor.by 6 декабря. ПРАВМИР. На прошедшем 5 декабря в Москве Первом большом съезде казачьих духовников презентован уникальный межрегиональный проект по строительству обыденных храмов на рубежах России. Об этом сообщила руководитель пресс-службы Фонда поддержки строительства 200 храмов и  Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии Анастасия Горшкова. Проект был разработан совместными усилиями Совета при Президенте РФ по делам казачества и Синодальным Комитетом по делам казачества, Правительством Москвы и администрациями ряда российских регионов. Представил проект съезду руководитель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Юрий Артюх. «На землях, где казаки защищали свой народ и свою страну, где исторически утверждалась православная вера, «об един день» строились храмы. Отсюда название – обыденный храм. Мы вернем эту традицию, которая потребует совместной работы администрации региона, казачьего атамана и епархии», – сказал Юрий Артюх. Весной 2014 года такие традиционные для истории православного казачества храмы-часовни будут возведены в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях в 10 субъектах Российской Федерации. Первый такой храм был построен на Дубровке, на месте теракта. Второй был отвезен в Крымский район Краснодарского края сразу после наводнения, такова была реакция Московского казачества на ту страшную трагедию. «Строительство ведется по старинной традиции «всем миром», и потому себестоимость изготовления деревянного храма невелика, – продолжил свое выступление. Заготовленный сруб в течение одного дня устанавливается добровольцами, самими жителями, казаками, священнослужителями, а затем идет возведение главы храма, внутренняя отделка, его обустройство».

http://pravmir.ru/kazaki-postroyat-obyde...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010