1. Киевская (988 г.). 2. Черниговская (992 г.). 3. Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4. Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5. Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7. Полоцкая (1104 г., в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8. Смоленская (1137 г.). 9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена). 13. Тверская (1271 г.). 14. Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15. Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16. Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18. Казанская (1555 г.). 19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20. Псковская (1589 г.). 21. Астраханская (1602 г.). 22. Тобольская (1620 г.). 23. Могилевская (1632 г.). 24. Вятская (1657 г.). 25. Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26. Нижегородская (1672 г.). 27. Воронежская (1682 г.). 28. Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29. Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30. Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Между тем государство и определенная часть общества видели в духовенстве главную направляющую силу развития народной нравственности и воспитания народа в постреформенных условиях. Для того, чтобы духовенство смогло выполнить возложенную на него миссию, необходимо было его научить, помочь ему подняться на новую ступень образовательного уровня. Все заинтересованные стороны сходились в одном: нужна реформа профессиональных учебных заведений Церкви. 7. Православие в казачьих войсках С иной политикой в отношении православного духовенства встречаемся в казачьих приходах. На рубеже 1850–1 860-х годов в России насчитывалось несколько казачьих войск: Донское, Черноморское, Линейное (по Тереку и Сунже), Астраханское, Уральское, Оренбургское, Забайкальское, Сибирское. В основном казачество было православным, хотя в некоторых войсках, например, Уральском и Оренбургском, преобладали старообрядцы-единоверцы 371 В церковно-административном отношении только земля Войска Донского составляла отдельную епархию – Донскую и Новочеркасскую – причисленную ко 2-му классу. Другие же по своей малочисленности входили в состав различных епархий. Так, Оренбургское и Уральское войска принадлежали к Оренбургской епархии; Сибирское войско – к Тобольской и Томской епархиям, Забайкальское – к Иркутской и Камчатской; Астраханское – к Астраханской. Черноморское и Линейное с начала века входили в разные епархии. Но в 1829 г. они оказались вместе с Войском Донским в Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с выделением из нее в 1842 г. части территории – в составе Кавказской епархии. Однако в 1845 г. по просьбе военного министра Линейное войско передали в ведение Главного священника армии и флота с непосредственным подчинением в церковно-административном отношении Главному священнику Кавказской армии, чья резиденция располагалась в Тифлисе. Причиной перевода послужили жалобы казаков-старообрядцев на притеснения епископа Иеремии (Соловьева) , не утруждавшего себя изучением особенностей правительственной конфессиональной политики в казачьих войсках и развернувшего активную миссионерскую деятельность в станицах 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1 января 1898 г. было открыто 225 второклассных школ во всех епархиях, за исключением Астраханской, Екатеринбургской, Минской и Туркестанской. Наибольшее количество второклассных школ устроено в епархиях Вятской, Новгородской и Пензенской (по 10), Подольской (9), Самарской, Рязанской, Симбирской, Тульской, Казанской, Нижегородской и Киевской (по 7). Педагогические курсы в 1896 г. были устроены в епархиях Калужской, Киевской, Новгородской, Пермской, Подольской, Херсонской и некоторых других. Особенного внимания заслуживают педагогические курсы, устраивавшиеся под руководством наблюдателя церковных школ во время Всероссийской выставки в Нижнем-Новгороде, куда прибыли на средства Училищного Совета, или же на свой счет, учителя из всех епархий России. На курсах были преподаны: церковное пение, ариметика и русский язык, и кроме того предложено было несколько чтений по Закону Божию, по учению о расколе, по географии, по физике, по школьной гигиене и по сельскому хозяйству. До 1897 г. устройство педагогических курсов для учащих в церковных школах отдельных епархий имело случайный характер: причиной тому был недостаток необходимых денежных средств. Лишь со времени ассигнования особых сумм из Государственного Казначейства явилась возможность сделать курсы постоянным образовательным учреждением. Летом 1897 г. педагогические курсы были устроены на средства Училищного Совета в епархиях. Местом курсов служили большею частью губернские города, куда и вызывались учителя из всех уездов. В некоторых епархиях курсы устраивались в нескольких пунктах (в Подольской – в 5, Воронежской – в 3, Самарской и Туркестанской – в 2). Кроме сих курсов некоторыми епархиальными Училищными Советами в 1897 г. устраивались еще на местные средства курсы для учителей только одной какой-либо части епархии, – таковы, напр., курсы при Яновичской второклассной школе (Полоцкой епархии) для учителей школ грамоты Яновичского прихода, в ст. Рассыпной (Оренбургской епархии) – для учителей школ грамоты XXVIII благочиннического округа Уральской области, при Заболотской второклассной школе (Киевской епархии) – для учителей школ церковно-приходских и грамоты Радомысльского уезда, в с. Сокуре (Саратовской епархии) – для учителей школ грамоты Саратовского уезда, в г. Баку – для учителей церковно-приходских школ Бакинского округа, наконец в г. Цивильске, Казанской епархии, и в с Юсьве, Пермской епархии, для учителей инородческих школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

69 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г. 2, стр. 44, 11, стр. 191–194, 22, стр. 365 сл. (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно, стр. 108, 113, 114–116, 132 сл.); 1899 г. 13, стр. 646. Ср. у o. И.И. Саввинского на стр. 363 сл. 73 Так, запрещая Черноярскому протоиерею Василию Ф. Павлинову говорить проповеди без представления их на предварительную цензуру, преосвящ. Смарагд 24 октября 1844 г. писал, что доставленные ему образцы «большей частью несвязны, нелепы по своей форме и выражению и по многим другим отношениям, и, обнаруживая малообразованность и небрежение проповедника, не могли служить к назиданию прихожан, а могли возродить только в них противные и превратные об истинном слове Божьем понятия и чувствования. При чём ему же (прот. В. Павлинову) заметить, что одно слово разумное было б гораздо полезнее, нежели десять неразумных». См. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 39.468. 74 О необыкновенной красоте Астраханского собора см. и у † П.И. Аксакова в его письмах, ч. I, т. 1, стр. 103, 134, 162. 75 См. «Прибавление к Астраханским Губернским Ведомостям за 27 января 1845 г., 4, стр. 29–32; «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1895 г. 18, стр. 455, 454; ср. 1884 г. 12, стр. 210 (и у прот. Н.Т. Каменского отдельно на стр. 116–117). 76 Только «Старожил г. Астрахани» († прот. Л.А. Смирнов) свидетельствует в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1899 г. 13, стр. 649, якобы, «поддавшись влиянию партии, одержавший верх (т. е. И.Ф. Павлинова), преосвященный Смарагд своими крутыми мерами и своеобразными распоряжениями по епархии скоро навлёк на себя нерасположение Св. Синода». Это есть, несомненно, отголосок раздражения «партии», возобладавшей при Стефане и низвергнутой при его преемнике; но он высказан в столь умеренных и общих формах, что решительно говорит в пользу Смарагда, которого иначе, эти люди аттестовали бы в более резких и конкретных выражениях. 78 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1880 г. 1, стр. 13; 1884 г. 12, стр. 211–212 (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно на стр. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Св. Синод с своей стороны издал указ сверхштатных и безместных священнослужителей определять к местам, не дожидаясь открытия вакансий по их чинам, наприм. священников на дьяконские и даже причетнические места, лишь бы не оставались в праздности, а на места по их сану переводить их уже после, по мере открытия вакансий, – до распределения же их никого, кроме семинаристов, не посвящать. По ревизским ведомостям в Астраханской и Черниговской епархиях оказалось особенно большое излишество духовенства, (в Астраханской 67 попов, 25 дьяконов, 95 церковников=187, в Черниговской попов 305, дьяконов 81, церковников 146=532), напротив в Казанской, Киевской и переяславской открылся значительный недостаток, (в первой 45 попов, 213 дьяконов и 854 церковника=1112, в Киевской, даже за размещением на дьяконские и причетнические места 248 попов, все-таки не доставало 892 дьяконов и причетников, в переяславской за таким же размещением 51 человек попов и дьяконов не доставало 446 церковников); вследствие этого дозволено было сделать перевод духовенства из одной епархии в другую, но с большими ограничениями; дозволено переводить только священнослужителей, которым неприлично вступать в светское звание по их сану, причем положено замещать ими в чужих епархиях и места церковно-служительские, а пока они таким образом не разместятся по своим или чужим епархиям, в Астраханской и Черниговской епархиях не велено никого производить не только на священнослужительские, но и на причетнические должности; что же касается до лишних церковников, то их всех положено исключить в светскую команду, потому что в Казанской, Киевской и переяславской епархиях к определению церковников есть немалое число. При выборе людей между излишне многочисленными членами причтов для оставления в штатном числе при церквах велено наблюдать, чтобы для этого выбирались преимущественно люди ученые 422 . Судя по одному доношению из орловского наместничества, разбор производился в очень крупных размерах; осенью того же 1784 г. орловск ая казенная палата доносила Сенату, что по рассылке 54 церковников в другие губернии из остальных, подлежавших разбору, в светскую команду назначено было 2214 человек, 194 в купечество, 743 в мещанство, 280 в крестьяне и 997 осталось еще без распределения по неявке 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Касательно устройства быта вдов и сирот духовенства Астраханского казачьего войска в 1867 г. повелено: 1)   воспитание сирот и детей недостаточных духовных лиц, служащих в церквах Астраханского казачьего войска принять на попечение местного епархиального начальства, наравне с детьми епархиального духовенства с тем, чтобы и свечные и кошельковые суммы, собираемые на этот предмет по войсковым церквам, были вносимы установленным порядком в местную Консисторию для употребления по назначению. 2) Освободив войсковое Правление Астраханского казачьего войска от ревизии отчетности как свечной, так и других церковных сумм, отнести эту ревизию к обязанности местного епархиального управления. 3) Распределение денег, собираемых по станичным церквам на вдов и сирот станичного духовенства, предоставить, подобно тому как делается в Саратовской епархии, местным благочинным под контролем Духовной Консистории. 4) Что касается призрения вдов и сирот помянутого духовенства в других отношениях, кроме определенных им из церковных сумм пособий, то предоставить его также местному епархиальному начальству, по ближайшему усмотрению. (Ст. 1561. прим. т. 13 Уст. Общ. Призр. по прод. 1876 г.) Глава 18. Об Епархиальных ревизионных Комитетах Ревизионные Комитеты учреждаются ежегодно в начале Января месяца, по распоряжениям Епархиальных Архиереев, из трех членов епархиального и училищного ведомств, не участвовавших в расходовании сумм подлежащих ревизии. (6 Декабря 1865 г. П. С. 3. 42742 п. 1 – 2.) Для письмоводства в Комитет командируется, по назначению Епархиального Преосвященного, один из чиновников Духовной Консистории. (Ст. 2 Инстр. при указ. 31 Августа 1856 г.) Потребные для производства дел канцелярские материалы отпускаются от местных Академических или Семинарских Правлений, по требованию старшего члена Комитета. Расход, по данному случаю сделанный, относится на счет суммы, назначенной по смете на канцелярские потребности по Академии или Семинарии, а в случае недостатка ее, на счет суммы, ассигнуемой на мелочные и экстраординарные расходы. (П. 7 прав. 1865 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Не прошло двух месяцев, как до Синода стали доходить челобитья о неудобстве распределения некоторых городов и мест. 24 июня 1749 года было получено челобитье на Высочайшее Имя: били челом протопоп корсунского Крестовоздвиженского собора, а с ним управитель Духовного Правления Матвей Иванов с братией и все священно и церковнослужители Корсунской десятины, жалуясь на то, что указом г. Корсунь и Корсунская десятина отданы в ведомство Казанской епархии по всяким духовным делам. Такая приписка очень неудобна. Правда, хотя от г. Корсуня до Казани только 400 верст, но путь слишком неудобен. По болотам и водным местам туда в хорошее время можно попасть только в 5 недель. В разливы и дурную погоду из Корсуня до Казани почти совсем не было проезда. От поездки в Казань они, челобитчики, не только могли разориться, но и дневной пищи лишиться. Случись кому в начале лета приехать в Казань, тот ближе осени не попадет домой, следовательно, у него не будет возможности что-либо запасти на зиму. Изображая так не путь, а мытарства при путешествии в Казань, пожалуй даже с преувеличением, корсунское духовенство просило о приписке его к Астраханской епархии и, если это невозможно, то к Москве. 618 Хотя до Астрахани им было дальше, но путь Волгой удобнее. При этом астраханский архиерей для духовных дел бывал в Саратове. А Саратов от Корсуня только в 200 верстах на хорошем пути, требовавшем не более недели для проезда. Города Число церквей Монастыри От Москвы От Рязани От Владимира От Суздали От Воронежа От Казани От Нижнего Новгорода От Астрахани Тамбов Козлов Добрый Красная слобода Темников Верхний Ломов и Нижний Ломов Керенск Саранск Борисоглебск Петровск Расстояние неизвестно Корсунь Челобитье оказалось очень убедительным; к тому же челобитчиков поддерживал епископ Иларион, ссылаясь на бедность епархии (46 церквей) и на удобства сообщения. Св. Синод сделал даже больше, чем просил епископ Иларион. Основываясь на том, что в Казанской и Нижегородской епархиях без вновь присоединенных городов церквей и монастырей много (в Казанской – 766 цер, и 28 мон., в Нижегородской – 554 цер., 21 мон.), притом число их может увеличиться от присоединения к православию иноверцев, отчего тамошним архиереям управлять своими епархиями будет трудно. Св. Синод 16 октября 1749 г. вместе с Корсунью и Пензу отдал в полное ведение астраханского архиерея «для удобства управления и смотрения за священно и церковнослужителями», но до указа. 30 октября епископ Иларион вступил в управление городами с их уездами, приписанными к его епархии, только по духовным делам. Сборы, по-прежнему, поступали в Синодальное Экономическое Правление. 619 С припиской г. Корсуня и Пензы к Астраханской епархии возникло очень сложное и запутанное дело о городах Мокшанске и Петровске.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

30 сентября 1776 г. он сообщил Св. Синоду, что оба села от Тамбова отстоят в 150 верстах, а от ближайших церквей Тамбовской епархии, например, от Резанова Бору Покровское в 14 верстах, Архангельское в двух верстах; от Усть- Щербедина первое в 15 верстах, второе в – 3. Астраханскому владыке чуть не через год (8 июля 1777 г.) пришлось послать понуждение. Наконец 3 сентября 1777 г. из Астрахани был получен ответ от преемника Мефодия – епископа Антония (с 19 сентября 1776 г.). Преосвященный Антоний донес, что задержка произошла в Саратовском Духовном Правлении, куда он сам обращался за справками. Из присланных справок видно, что село Репное от Астрахани в 700 верстах, а от Тамбова в 350 вер.; Карай от Тамбова в 300 верстах. Разница в показаниях астраханского и тамбовского архиереев оказалась очень значительной; где вернее показано расстояние, сказать трудно. В доношении Св. Синоду астраханский владыка счел нужным прибавить от себя, что он лично не знает, с какой стати священники названных сел вздумали просить о перечислении, их в Тамбовскую епархию. Он думал, что они утруждали Св. Синод «по происке». Прихожане их, как ему известно, не хотели быть в Тамбовской епархии; напротив, они желали остаться в Астраханской епархии. Епископ Антоний в защиту своего предшественника заметил, что в селе Репном при 227 дворах прежде было три священника; однако он, во избежание неприятностей, уже успел отрешить от места третьего священника Авраамия Яковлева и дал ему право приискивать другой приход. Решение вопроса – где быть названным селам – в Астраханской или Тамбовской епархии – преосвященный предоставлял воле Св. Синода, хотя с своей стороны, кажется, не видел резонов к отписке их из его епархии. Св. Синод встал на сторону просителей – священников. Предшественнику Антония епископу Мефодию он еще раньше сделал выговор за принуждение к принятию монашества священника села Архангельского и за лишнего священника, назначенного в село Репное. Теперь же Синод постановил передать оба села, состоявшие в Инсарском уезде, в ведение Тамбовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Писания и религиозно-нравственных, а также икон хорошего, но дешевого письма. С течением времени, в видах расширения полезной деятельности книжного склада, устроены были в некоторых пунктах города павильоны с продажей книг. Устройство книжного склада должно признать весьма важным делом, кроме просветительных целей, еще и потому, что в г. Астрахани, при его стотысячном населении, при существовании массы магазинов со всевозможными товарами, не было да и теперь нет ни одного специально-книжного магазина, кроме книжной лавки Комиссии народных чтений, имеющей при том же преимущественно только учебные книги и принадлежности. Поставивши на должную высоту вышеозначенные учреждения, епископ Евгений решил объединить оные под одним своим непосредственным надзором и руководством. Приближавшееся празднество в честь 1000-летия со дня кончины св. Мефодия еще более утвердило эту мысль Владыки, и 31 марта 1885 г. был уже утвержден устав Кирилло-Мефодиевского Общества, которое и было открыто 7 апреля 1885 года. Это общество объединяло в себе миссионерство, внебогослужебные чтения, епархиальную библиотеку, книжный склад, редакцию «Епархиальных Ведомостей» и церковно-школьное дело (последнее – до учреждения самостоятельного Епархиального Училищного Совета), под личным председательством епископа Евгения, который по-справедливости должен быть назван собирателем сил и средств духовного просвещения в Астраханской епархии. Благодаря его энергии, в течение пяти лет собраны были значительные средства Кирилло-Мефодиевского Общества – до 10000 рублей, образовался склад книг и икон с материалом на сумму до 30000 рублей и епархиальная библиотека с 1900 названиями книг, в которой большая часть ценных книг составляет дар епископа Евгения. При нем миссионерское дело в епархии поставлено на должную высоту. Он первый открыл публичные собеседования с раскольниками в зале епархиальной библиотеки и нашел нужных деятелей на миссионерском поприще. Умел он выбирать людей, которые оказывались необходимыми ему помощниками и полезными деятелями в разных учреждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И если прежде такой грубый материализм находил для себя последователей главным образом из среды питомцев высшей школы, то теперь является большая опасность, что он пойдёт дальше и даже может проникнуть в школу начальную, в среду простого, верующего народа. По крайней мере, всё чаще и чаще раздаются голоса что на уроки Закона Божия в школе уделяется слишком много времени Не нужно быть пророком, а только не забывать уроков соседних западных государств, чтобы знать, что дальнейшим шагом в этом направлении будет полное удаление Закона Божия из круга преподаваемых в школе предметов. К такому концу неизбежно приведёт нас путь подражания, если мы будем последовательны и не остановимся хотя на краю гибели”. Митрофан, епископ Минский и Туровский. 1912 г. В 1912 году владыка Митрофан был назначен епископом Минским и Туровским. Прибыв на новое место служения, епископ Митрофан сразу же приступил к ознакомлению с жизнью епархии. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны он принял активное участие в организации госпиталей и собирании пожертвований для солдат. Видя, что ужас мировой войны не доходит до многих очерствелых сердец, даже женщин, он обратился с увещанием, направленным против употребления роскоши в одежде. В 1916 году Святейший Синод назначил Преосвященного Митрофана епископом Астраханским и Енотаевским. Прибыв в Астрахань, Владыка начал знакомиться с приходами епархии и в первую очередь с миссионерской деятельностью, поскольку на территории губернии жили тысячи калмыков-идолопоклон­ни­ков (буддистов) и киргизов-мусульман. В сентябре 1916 года епископ Митрофан объехал Калмыцкую степь, посетив самые отдалённые приходы. 23 ноября 1916 года после литургии Владыка обратился к присутствующим со словом “об усилившейся, несмотря на тяжёлые обстоятельства, переживаемые нашим Отечеством, безнравственности современного общества Владыка обратил внимание на кинематографы, безнравственно влияющие на народ, о том, что увеселения там совершаются даже под праздники, допускаются дети, соблазняющиеся там различными безнравственными картинами. И всё это в такое время, когда нужны усиленные работы и заботы наши о благе воюющих наших доблестных защитников, а не увеселения и увлечения разными удовольствиями. Владыка указывал на то, что допущением на увеселения детей мы как соблазнители малых сих, навлекаем на себя гнев Божий”. 2 марта 1917 года Император Николай II отрёкся от престола. Монархист по убеждению, епископ Митрофан переживал эти события смятенно и тяжело. 2 сентября 1917 года по ходатайству владыки Митрофана Святейший Синод назначил Преосвященного Леонтия (Вимп­фена) епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, и епископ Митрофан стал именоваться епископом Астраханским и Царевским.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010