Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Старейшины " Свидетелей Иеговы " задержаны в Астраханской области 18.11.2021 Трое жителей Астраханской области стали фигурантами уголовного дела об экстремизме и были задержаны по подозрению в организации деятельности запрещенной в России организации " Свидетели Иеговы " , сообщили " Интерфаксу " в СУ СКР по региону в четверг. " Возбуждено уголовное дело в отношении трех местных жителей в возрасте от 34 до 60 лет, подозреваемых по ч.1 ст.282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации). Они задержаны " , - сказал представитель управления. По версии следствия, с весны 2018 года и до настоящего времени подозреваемые являются старейшинами и фактическими руководителями религиозной организации " Свидетели Иеговы " в Ахтубинском районе и в Знаменске Астраханской области. Установлено, что они проводили собрания, зная о запрете работы организации решением Верховного Суда РФ. " Подозреваемые вели пропаганду религиозного учения, распространяли экстремистскую литературу, вербовали местных жителей и собирали деньги под видом пожертвований. Для конспирации использовали видеоконференцсвязь " , - уточнили в управлении. Этот факт выявлен сотрудниками пограничного управления ФСБ России по Калмыкии и Астраханской области. В рамках расследования уголовного дела прошли 16 обысков. В домах подозреваемых изъяли мобильные телефоны, компьютеры, литературу экстремистского содержания, тетради и другие предметы, содержащие информацию о проводимой незаконной деятельности. Верховный суд России в апреле 2017 года по иску Минюста РФ признал российских " Свидетелей Иеговы " экстремистской организацией и запретил их деятельность на территории страны. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.11.2021 19:18:14 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг.

http://drevo-info.ru/news/27507.html

В 1607 году Царь и Великий Князь Василий Иоаннович основал особенную, доныне продолжающуюся, Епархию Астрахани из церквей, отделённых от Казанской Епархии. Сперва были там Архиепископы, потом, с 1667 года, Митрополиты, а с начала XVIII века Епископы и ныне же Архиепископы. В прежние времена именовалась они Астраханскими и Терскими; потом, с 1728 года, начали называться Астраханскими и Ставропольскими, а с 1799 года – Астраханскими и Моздокскими, с 1803 года – Астраханскими и Кавказскими. В 1621 году началось Архиепископство Сибирское. Архиереи Епархии сей до 1768 года сохраняли достоинство Митрополитанское и именовались Сибирскими и Тобольскими, а потом, как и ныне, – Тобольскими и Сибирскими, но с 1768 года там уже Архиепископы. В 1639 году в город для оставшихся непреклонными к Унии и православных Христиан, завоёванных Поляками, по силе постановления Польского же Сейма, учреждено православное Епископство под именем Оршанского, Мстиславского и Могилёвского, после Епископы сии с 1755 года назывались Могилёвскими, Мстиславскими и Оршанскими, с 1795 года – Могилёвскими и Полотскими, а с 1797 года – Белорусскими и Могилёвскими, с 1803 года – Могилёвскими и Витебскими. В 1663 году Царь и Великий Князь Алексей Михайлович основал Епархию Вятскую и Велико-Пермскую, в которой после первого Епископа были два Архиепископа, а с 1719 года Государь Царь Пётр Алексеевич указал быть по-прежнему Епископам. Прежние Архиереи все именовались Вятскими и Велико-Пермскими, а с 1799 года именуются Вятскими и Слободскими. В 1672 году уставлена была Митрополия в Нижнем Новгороде и продолжалась по 1719 год. После были туда определяемы разные Архиереи, которые сперва именовались Нижегородскими и Алаторскими, а с 1799 года – Нижегородскими и Арзамасскими. В 1682 году Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Епархию Холмогорскую и Важскую, в которой после Архиепископов были поставляемы Епископы, именовавшиеся сперва Холмогорскими и Важскими, потом, с 1731 года, Архангельскими и Холмогорскими, а с 1787 года Архангельскими и Олонецкими, а с 1799 года – по-прежнему доныне Архангельскими и Холмогорскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Синод не совсем поверил сказке Михайлова и пожелал проверить ее через Воронежского архиерея. Последний к сказке Михайлова прибавил только несколько подробностей, он сообщил, что Дубовская слобода по Царицынской лиши от г. Качалинска Воронежской епархии в 45 верстах, а от Воронежа через Новохоперскую крепость в 447 верстах. Дополнения из Воронежа, оказалось достаточно, чтобы Синод 8 июня 1737 г., руководясь тем, что станицы ближе к Воронежской епархии и что большинство казаков переведено оттуда, «до указа» приписал Вольское войско к Воронежской епархии; одновременно казакам вменялось в обязанность быть послушными «своему пастырю», т. е. воронежс кому епископу Иоакиму. Таким образом, указом 8 июня 1737 г. юго-восточные пределы Воронежской епархии расширены до самой р. Волги и врезаясь клином в территорию Астраханской епархии по Волжскому правобережью, разделяли ее на две половины, так как левобережье представляло еще незаселенную степь. Так было недолго. Оговорка Синода «до указу» имела смысл. Синод, видимо, понимал неудобства такого разграничения Воронежской епархии с Астраханской. Ему скоро пришлось снова взяться за разрешение вопроса об епархиальной подведомственности Вольского казачьего войска. Оказалось, что ходатай Михайлов оболгал и воронежский владыка, увлекаясь материальными интересами, также сказал не по правде. Астраханский владыка, управлявший беднейшей епархией, также был очень заинтересован в Вольском войске, к тому же станичное духовенство больше тяготело к Астраханской епархии. 7-го июня 1738 г. священники Дубовской станицы – Феодор Иванов, Балыклейской – Игнатий Михайлов, Корованской – Алексей Лукин, Антиповской – Захарий Постников донесли епископу Астраханскому Илариону, что жилища поселенных на Волге казаков находятся от Воронежской епархии верст за 800 и более, к Астрахани же гораздо ближе – верст за 400, при этом путь водой всего три дня; напротив, сообщения с Воронежем очень неудобны и небезопасны: летом вследствие переезда по обширным степям и переправам, зимой – вследствие непогоды и «неприятельских» набегов. Поэтому станичные священники просили приписать их вместе с приходами, по близости, к Астраханской епархии, где раньше была Дубовка, и дать им благословенные грамоты на постройку церквей. За одно было указано и на то, что казак Михайлов «расстоянием оболгал», без ведома священников и войска. Через неделю, 13 июня, епископ Иларион уже писал Св. Синоду и с своей стороны ходатайствовал об удовлетворении просьбы станичных священников. Военная коллегия на запрос Синода не только изъявила свое согласие, но положительно заявила, что Вольскому войску, по близости, удобнее быть в Астраханской епархии. Поэтому новым определением Св. Синода от 6 октября того же 1738 г. названные станицы причислены к Астраханской епархии, с оставлением в силе прежнего определения о венечных и лазаретных деньгах, имевших специальное назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава шестая Отобрание государством церковных имуществ в 1764 году и передача их в ведение Коллегии Экономии. Учреждение велико российских духовных штатов и разделение епархий на три класса в связи с отобранием церковных имуществ. Учреждение в 1764 г. викариатств: XXVII – Севского и Брянского в Московской епархии и XXVIII – Олонецкого и Каргопольского в Новгородской епархии с особыми епархиальными территориями и штатами. Росписание епархиальных городов по епархиям в 1764 год по близости к кафедральным городам и способности управлении ими. Неудобства распределения некоторых городов и сел по епархиям на основании росписи 1764 г. Устранение этих неудобств, вследствие донесений епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан. Спорное дело Московской епархии с Крутицкой из-за сел Загородской десятины. Отчисления сел в епархиях Псковской, Переяславской, Суздальской, Костромской, Рязанской, Коломенской, Крутицкой, Белгородской, Казанской, Вятской, Устюжской, Астраханской и больше всего Тамбовской. Неосуществившийся проект открытия епархии на северо-восточной окраине – в Якутске с Камчаткой. Поселения сербов на юге России под предводительством И. С. Хорвата (1751 г.) и образование Новосербии с городом Ново-Миргородом. Русское военное поселение там, сосредоточенное около города Елисаветграда. Церковное управление в Новосербии. Образование Новороссийской губернии (1764 г.) и отделение от нее Азовской губернии (1775 г.). Переселение в Россию архипелажских греческих легионов во время и после первой войны России с Турцией (1768 – 1778 гг.). Неосуществившийся проект открытия особой епархии в Азове (1771 г.). Приписка Азова и Таганрога с Кафийской областью к Воронежской епархии. Открытие XXIX – Славянской и Херсонской епархии (1775 г.). Отделение к ней городов и церквей из епархий: Киевской, Переяславской, Белгородской и Воронежской, находившихся в Новороссийской и Азовской губерниях. Устройство епархиального управления в Славянской епархии. Состав Воронежской и Белогородской епархии до отделения от них городов и церквей к Славянской епархии. Образование Екатеринославской губернии из двух губернии: Новороссийской и Азовской (1784 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Припиской Пензенской провинции, с одной стороны улучшалось материальное положение Астраханской кафедры, с другой доставлялись удобства по епархиальному управлению, так как Пензенская провинция была смежна с Астраханской епархией и близка к Саратову, стоявшему при Волге. Ставленники легко могли ездить до Астрахани водой. Добрые купцы даже бесплатно возили церковников из Саратова в Астрахань и обратно. По царской резолюции на прошении епископа Илариона наведены справки. Оказалось, что в Пензе с уездом было – 203 цер. Видимо, Государыня склонялась на сторону Илариона, но в протоколах Св. Синода от 20 декабря 1745 года написано «так как городу Пензе с уездом по силе Именного указа 1744 г. 18 июля определено быть в назначенной к возобновлению Тамбовской епархии, того ради приказали в том его преосвященства требовании отказать и послать указ». 614 Ровно через два года епископу Илариону отказано даже в меньшей просьбе. 26 апреля 1747 г. ясашные крестьяне сельца Архангельского-Медведицы Завольского стана, Пензенского уезда, в лице сотника Егора Иванова с товарищами двумя челобитьями просили епископа Илариона принять их сельцо в ведомство Астраханской епархии и выдать им храмозданную грамоту на постройку церкви, а затем поставить к ней священника, «понеже, объясняли челобитчики, жительство они имеют от церквей весьма далеко, верст по 120 и более; поэтому многие у них умирали без покаяния и без причастия, умершие тела хоронились без отпевания, родильницы бывали без молитв по месяцу и больше, младенцы умирали некрещеными». Доводы челобитчиков были, пожалуй, чересчур сильны. Епископ Иларион, соглашаясь с ними, поддерживал челобитчиков в докладе Св. Синоду от 30 апреля 1747 г. Но Св. Синод, основываясь на том, что Пензенский уезд состоит в ведомстве Синодальной области (sic), точнее Синодальной Конторы, отказал просителям, а вместе с ними епископу Илариону, причем возвратил ему подлинником челобитья ясашных крестьян. 615 Таким образом, Астраханскому епископу не удалось расширить своей епархии на счет возобновляемой Тамбовской епархии. Св. Синод почему-то ревниво оберегал цельность Тамбовской епархиальной территории, очень расширенной сравнительно с территорией, прикрытой в 1701 г. Тамбовской епархии. Однако, он понимал, подчинение Московской конторе целой церковной области на южной окраине с вольным и сбродным населением не совсем удобно и полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

III. Архиереи, занимавшие второклассные кафедры, должны жить в губернских городах: ростовский – в Ярославле, славянский – в Екатеринославе, третьеклассные – белгородский – в Курске , олонецкий – в Петрозаводске, а севский – в Орле, соответственно гражданским центрам управления. Викарий новгородский – епископ олонецкий и московский – епископ севский – по отдаленности от местных епархий, а первый еще по обширности края и неудобности сообщений, второй – по достаточному числу церквей в губернии, должны быть местными. Но пока не будут устроены архиереи, переводимые на совершенно новые кафедры и епархии, перемещением архиереев из уездных городов их епархий в губернские города предполагалось повременить. IV. Если распределять епархии так, чтобы в двух губерниях, где был один генерал-губернатор, быть одному архиерею, то можно было Саратовскую и Кавказскую губернии приписать – к Астраханской епархии, Полоцкую – к Могилевской, Уфимскую – к Симбирской, Устюжскую область – к Вологодской епархии, Таврическую область и селения Донских казаков – к Славянской епархии, Выборгскую губернию – к С.-Петербургской епархии, Рижскую и Ревельскую губернии – к Псковской епархии, Вятскую губернию – к Казанской епархии, но лишь тогда, когда вятский епископ получит новую епархию. В Казанской епархии по двум губерниям будет 772 церкви. Пермскую губернию находили возможным приписать к Тобольской епархии. V. Колыванскую губернию, по незначительности церквей – всего 65, хотя бы следовало приписать к Иркутской епархии, тем более, что в Иркутской и Колыванской губерниях один генерал-губернатор, но в виду обширности края и значительного расстояния губернских городов друг от друга, из Колыванской губернии предположено образовать особую епархию III-ro класса, наравне с Иркутской. VI. Архиереям и епархиям проектировалось называться погубернским городам, и только за теми, которые назывались по уездным городам и остались самостоятельными (ростовский, белгородский, севский, олонецкий), оставить прежние титулы, чтобы изменением титула не дать повода к упразднению их епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Но не в этом главное побуждение подать просьбу приписке села Покровского к Тамбовской епархии. Таким побуждением было следующее обстоятельство. Сослуживец Илариона священник Григорий Филиппов уступил свое место зятю, дьячку той же церкви Аврааму Яковлеву, который вскоре был произведен в священника. Поп Григорий остался за штатом. Надоело старику быть не удел, и он стал просить астраханского преосвященного Мефодия назначить его третьим священником в то же село Покровское. Преосвященный уважил просьбу, и, таким образом, в селе вместо двух стало три священника. Число дворов не соответствовало наличному многочисленному причту, так что ему, челобитчику, стало не от чего иметь пропитание. Просил было он преосвященного Мефодия вывести третьего священника, но ни ответа, ни рассмотрения дела не было. Вот что заставило священника Илариона пойти дальше. Ссылаясь на дальность прихода от Астраханской епархии, он просил Св. Синод приписать село Покровское к Тамбовской епархии. Священник села Архангельского – Карай тоже – под тем же предлогом отдаленности села от Астрахани просил о перечислении его к Тамбовской епархии. Но главным побуждением к просьбе служило иное обстоятельство. Священник был вдов. Архиерей настаивал на его посвящении в монахи. Вдовцу, очевидно, не хотелось принимать иноческого сана. Он отказывался, ссылаясь на семейное положение: с ним жило много родных – мать, сестры, которых, с принятием монашества, необходимо было оставить. Владыка настаивал на своем. Тогда иерею Ефиму Иванову пришлось изыскивать иной способ избежать монашества – просить Св. Синод за дальностью от Астрахани приписать село Карай к Тамбовской епархии. Оба священника Иларион Ефимов и Ефим Иванов желали быть в ведомстве Борисоглебского Духовного Правления. Дело оказалось сложным. Особым синодальным указом затребованы были от тамбовского и астраханского архиереев сведения о расстоянии и удобствах епархиальной подведомственности названных приходов от той или другой епархии. Тамбовский владыка сравнительно скоро исполнил синодское требование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

8 „Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего синода“, 1725 г., прил. 2 и 12 стр. 158 и 488 9 „Описание рукописей, хранящихся в архиве святейшего правительствующего синода“, т. 1. Спб. 1904 г. Стр. 540, 11 Там же. 1731 г. 215. – „Варнава, архиепископ холмогорский и важеский“ (1712 – 1730 гг.), – .Странник“ 1878 г., 8. 15 в ноябрьском доношении только счет расходов разница; именно: на «хлеб и харч и прочие живности показано 479 руб. 1 алтын и от того весь итог расходов сосчитан в 945 руб., 29 а. 19 Государств. архив 10, Кабинет 2, 44, л. 45. Письмо не подписано и, по-видимому, не дописано. Даты нет, но оно переплетено в письмах 1719 года. 20 «Описн арх св. син». 1722 441, 159,422,1248,191;1724 г. 273 1726 г. 185,107; 1729г. 687 23 Архив св. синода, дела 1725 г. 20 я 1728 г. 388. В „Опис. арх. св. спн.“ это дело 20 изложено не вполне отчетливо. 26 „Полное собрание поставовлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи“, т. 7, 2453. 28 Я. Лебединский «Сампсон. Митрополит Астраханский и Тесркский». «Астраханские епархиальные ведомости» 1878 г. 34–36, 52 1879 г. 37–38 «Краткая история Астраханской епархии»,«Астраханские епархиальные ведомости» 1883 г. Н.Михайлов «Знаменитые люди в истории Астраханской епархии»,«Астраханские епархиальные ведомости» 1895г. – «Сампсон. Митрополит Астраханский и Терский», «Астраханские епархиальные ведомости» 1886г. 18, 20–22. 29 „Краткая история астраханской епархии“„Астраханские Епархиальные Ведомости“ 1883 г. – „Описание архива св. син. 1721г. 131 127, 744; 1722 г. 11, 141, 666; 1723 г. 452; 1724 г. 547; 1725 г. 298 и прил. 4; 1728 г. 99 – К. Я. Здравомыслов , „Иерархи новгородской епархии“. Новгород, 1897 г. 31 “Описан арх св. син“ 1722 556 222,223, 333, 469,526. 1724г. 124 – “Полн соб постан и расп. По вд. праву исп.” 1723 Г. 1124. 36 “Описан.арх.св.син.” 1724г. 499,550; 1725г. 1726 г. 272; 1727 г. 40 1730 г. 168 и стр.814; 1731 г. 6, 193; 1732 г. – “Краткая история астраханской епархии”- “Астраханские епархиальные ведомости” 1883 г. 10 – И.Чистович “Феофан Прокопьевич и его время” Спб 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1717 - ок. 1920 г. Астрахань являлась центром Астраханской епархии Армянской Апостольской Церкви - первой епархии Армянской Церкви в России, вначале включавшей в себя все арм. приходы на территории Русского гос-ва. В кон. XIX в., после отделения ряда территорий, присоединившихся к Новонахичеванской епархии, в ведении Астраханской епархии состояли Сев. Кавказ, Поволжье, Сибирь, Ср. Азия, в Астрахани существовало 6 арм. церквей. После Октябрьской революции 1917 г. пределы епархии, получившей название «Северокавказская и Астраханская», сузились до Сев. Кавказа и Поволжья, епархиальным центром стал Армавир, к 1956 г. Северокавказская епархия слилась с Ново-Нахичеванской. В наст. время в А. о. нет приходов Армянской Апостольской Церкви. Протестантизм В 2001 г. в А. о. существовала община Евангелическо-лютеран. церкви, зарегистрированная в авг. 1992 г. Первая лютеран. кирха была построена в Астрахани немцами в 1713 г., в 1729 г. кирха сгорела и на ее месте была сооружена новая, в 1747 г. в связи с перестройкой Астраханского кремля ее перенесли в Армянскую слободу. В 1888-1892 гг. построили каменную кирху, к-рая была закрыта в 20-х гг. XX в. В 90-х гг. XX в. астраханская лютеран. община, получавшая помощь из Германии, активно занималась благотворительной деятельностью: в 1997 г. она открыла кухню с бесплатными обедами для малоимущих и лиц, освободившихся из заключения. Лютеране планируют восстановление комплекса пастората и лютеран. кирхи, а также реализацию программы по профилактике туберкулеза в А. о. В 2001 г. в А. о. существовали 4 общины евангельских христиан-баптистов, зарегистрированные в 1991 г. (первые общины появились в XVIII в.); 5 общин христиан веры евангельской (см. Пятидесятники ), прошедших регистрацию в 1992 г. Эти религ. объединения в 1996-1999 гг. занимались активной организацией отд-ний в районах А. о. Ислам К окт. 2001 г. в А. о. существовало более 40 мусульм. общин (27 зарегистрированы), подчиненных областному духовному управлению, к-рое традиционно подчиняется Центральному духовному управлению мусульман (Уфа). Появление ислама на территории А. о. связано с историей Хазарского каганата, находившегося в Н. Поволжье. В кон. VIII в. в столице Хазарии г. Итиле (близ совр. Астрахани) действовали большая соборная мечеть (джума-мечеть) и 30 квартальных мечетей, но ислам в Хазарии в качестве гос. религии не утвердился. В нач. XIV в. ислам стал гос. религией Золотой Орды, распространявшей свою власть на всю территорию Ср. и Н. Поволжья. Действующая мечеть в Астрахани упоминается в связи со взятием города восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина в 1670 г. В 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в ряде губерний, в т. ч. и в Астраханской. В нач. XX в. в Астраханской губ. насчитывалось 209 мечетей.

http://pravenc.ru/text/76738.html

Того ради приказали : отныне впредь таковые именные ведомости в Святейший Правительствующий Синод на определённые прежде посланными указы термины присылать, переплетая их по городам с уезды, которые к коему принадлежат, в холст или в картузную бумагу (ежели где кожею оболоча будет недостаток), к тому же нумеровать и, скрепя по листам, как приказный порядок того требует, с приобщением к ним реестров, и о том, сколько оных ведомостей порознь по городам же и уездам поприходно (как особливо о том в сем месяце и указы посланы) будет откуда отправлено, – и о том во все епархии к архиереям, а где архиереев нет, тех домов к управителям и куда надлежит послать подтвердительные указы. (Дело 1738 г. 517) 3301 . – 6 октября. О передаче в ведение Астраханской епархии областей Вольского войска 30 По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав Военной Коллегии рапорта, которым на посланный из Святейшего Синода (войска Вольского о станицах Дубовской, Балыклеевской, Корованской, Антиповской, которым прошлого 1737-го году июня 6-го дня по определению Святейшего Синода велено до указу духовными делами быть в ведомстве в Воронежской епархии, а каковые по тому правлению имеют быть с церквей данные с венечных памятей пошлинные и прочие доходы, то все собирая, записывать в особо учинённые шнурозапечатанные и скрепленные книги и в никакие расходы (кроме лазаретных, подлежащих в надлежащие места в отсылку) без указу из Святейшего Синода отнюдь не держать, а присылать тому всему в Синод повсегодно правдивые с достоверным объяснением ведомости) указ, оная коллегия представляет: что-де по рассуждению той Военной Коллегии оному войску надлежит духовными делами по способности ведомым быть в Астраханской епархии, понеже-де станицы их поселены по Волге от Царицына не в далёком расстоянии, приказали : помянутому войску духовными делами быть в ведомстве Астраханской епархии с вышеозначенным же о доходах по силе прежнего определения исполнением, а сколько помянутых доходов с тех станиц поныне в сборе, о том преосвященному Иоакиму, епископу Воронежскому, в Святейший Синод прислать ведомость, и о вышеписанном из Святейшего Синода к преосвященным Илариону, епископу Астраханскому, а для ведома и к Воронежскому епископу Иоакиму, и в Военную Коллегию послать указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010