13-го октября того же года, по царскому указу, Св. Синод заслушал два рапорта архиепископов – минского Иова и Виктора черниговского об одном и том же. В рапортах писалось, что по новому распределению губерний в 1796 г. Минская губерния составлена из 10 поветов, вместо прежних 13-ти. В число десяти минских поветов вошел из Малороссийской губ. Черниговской епархии Речицкий повет, находившийся за р. Днепром. По случаю уравнения, душ к Речицкому повету приписано несколько селений с их церквами из Мозырского повета Минской епархии. Соединение церквей из разных поветов и епархий в Речицком повете повело к тому, что часть жителей повета, бывшая в Мозырском повете, по церковным делам обращалась к минскому архиепископу, другая часть к черниговскому, так как Речицкое Духовное Правление оставалось в Черниговской епархии. Эта двойственность заставила минского и черниговского владык просить одного из двух – или приписать весь Речицкий повет к Черниговской епархии, или к Минской. 15 октября Св. Синод приписал его к Минской епархии. 1163 Территориальная неупорядоченность чувствовалась в разных видах по другим епархиям, в силу того, что Св. Синод все еще ждал присылки из Сената новой росписи городов по губерниям и не мог приступить к окончательному распределению епархий соответственно губерниям. Причту Никольской церкви села Гусиной Лапы, Саратовской губернии Вольского уезда Тамбовской епархии ведомства Пензенского Духовного Правления, надоело возить правленских чиновников на собственных лошадях, осенью по грязи, зимой в мороз и непогоду, верст за 15 – 20 до ближайших сел Тамбовской епархии – Чирчима и Юрьевки. Отказаться было нельзя, чиновники ехали по государственным делам, или с нарочитыми известиями. Помимо такого неудобства перевозки чиновников, сам труд был напрасным. Дело в том, что село Гусиная Лапа находилось среди астраханских епархиальных сел – от Биклей в 8 вер., от Белого Ключа – в 4 вер., от Кикина всего в одной версте. Передать чиновников в эти села в любое время и в какую угодно погоду не представляло большого труда. Не то чувствовалось при передаче их в отдалённые села Тамбовской епархии. «Великое изнурение и отягощение» при перевозе чиновников заставили священника Гусиной Лапы Семена Петрова, не откладывая дела в поисках гербовой бумаги, подать прошение в Синод (в июне 1798 г.) на простой бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К концу XVII в. в состав её поступили новые города вниз по р. Волге, таковы: Сызрань, основ. в 1683 г., Кашпир и другие 338 . В половине XVII века юго-западная граница Казанской епархии по правобережью р. Суры доходила только до устья речки Большой Корсуни и небольшого правого притока Суры р. Барыша, здесь и заканчивалась. Города Корсунь, Саранск, Инсар, и др., лежавшие по левую сторону р. Суры, (Корсунь на правом притоке её), поступили в патриаршую область: одни в половине XVII в., другие не позже 1671 года. В 1670 году поступает туда же основанный в верховьях Суры г. Пенза 339 . Пенза была самым юго-восточным городом патриаршей области, далее она не шла. Места по верховьям р. Суры и Медведицы, по направлению к Волге и городам Сызрани с Кашпиром, впоследствии сделались пунктом, где сходились патриаршая область, Казанская и Астраханская епархии. Постепенное увеличение русской территории вследствие завоеваний при поступательном колонизационном движении русской народности, государственности и веры в глубь степей, населенных инородческими племенами, особенно резко отразились на территории Казанской епархии. К второй половине XVII века, даже после того, как отделилась целая Астраханская епархия, она оставалась очень большой. Она занимала пространство с запада к востоку от р. Суры до устья Белой и Уфы, с севера к югу от среднего течения рр. Вятки и Камы, где давно возник город Оса Казанской епархии 340 , до излучины Волги под Самарой и Сызранью. Ныне это пространство разделено между осьмью епархиями – Казанской, Уфимской, Симбирской, отчасти Самарской, Саратовской, Нижегородской, Вятской и Пермской. VII Другое мусульманское царство – царство Астраханское не долго продержалось после падения Казани и прочного владычества русских в центре тогдашней татарщины. Резня астраханских и ногайских князей ускорила развязку. Прошло четыре года после взятия Казани и в 1556 г. устья Волги, где стояла столица Астраханского царства, окончательно закрепились за Москвой, войдя в нераздельную территорию Московского государства, разросшегося до берегов Терека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: (Житие и подвиги первого архиепископа астраханского Феодосия) Источник Во второй половине наступающего мая месяца Астраханская епархия, с разрешения Св. Синода, торжественно празднует трехсотлетие своего существования. Несмотря на то, что до этого знаменательного юбилея остается всего несколько недель, местные историки, поседевшие в изыскании прошлых судеб своего родного края и с замечательною любовью и добросовестностью немало потратившие усилий для точного установления хронологических дат в событиях его, хотя и важных, но покрытых забвением отдаленного прошедшего, все еще не могут успокоиться и примириться с официально установленными датами для предстоящих юбилейных празднеств. По их мнению, ни 1902 год, ни тем более 1903 год не могут считаться юбилейными в истории Астраханской епархии. По завоевании Астраханского царства царем Иваном Васильевичем Грозным и после покорения в 1557 году Астрахани, все низовье Поволжья в духовном отношении было подчинено казанскому архиерею. В настоящее время, если с положительностью и нельзя утверждать, что первые святители казанской епархии свв. Гурий (1555–1564), Герман (1564–1568) и др., в титуле своем именовались астраханскими архиепископами, то уже достоверно известно, что знаменитый Гермоген, в последствии патриарх московский, официально назывался «митрополитом казанским и астораханским». 1 Титул этот убедительным образом свидетельствует о том, что до начала XVII столетия Астраханская епархия самостоятельного значения не имела. С какого же времени следует начинать историю самостоятельного независимого существования этой епархии? Вот вопрос, который естественно, сам собою, напрашивается на решение, в виду предстоящих юбилейных празднеств. К глубокому сожалению, категорическое решение этого вопроса едва ли возможно даже и в отдаленном будущем, в виду того, что исторические документы начала XVII столетия большею частью погибли в московских пожарах в смутную эпоху нашего отечества. В распоряжении историков имеются данные мало надежные, а поэтому и мнения по занимающему нас вопросу в исторической литературе существуют весьма различные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Нас вдохновляет подвиг героев войны 31 марта. ПРАВМИР. Священники Астраханской епархии приняли участие в казачьем конном походе. Поход посвящен 69-й годовщине великой Победы и 100-летию Первой мировой войны. В общей сложности конникам предстоит пройти более 500 км, посетить 35 населённых пунктов. Вчера участники конного похода добрались до рабочего поселка Средняя Ахтуба, где расположились на ночевку в здании школы имени Ломоносова, — сообщает о маршруте участников похода Персональный сайт Председателя Правительства Астраханской области . «Конечно, было неожиданно начинать поход в таких условиях. Всё-таки конец марта. Но нас вдохновляет подвиг героев войны. Они сражались за Родину, невзирая на капризы погоды: снег ли, дождь или жара. Рассуждать в то время было некогда. Ради их памяти, помня их подвиги, мы пройдём наш путь и поклонимся могилам солдат, проведём поминальные службы», — рассказывает иерей Арсений, клирик храма Фёдора Ушакова. Всего в конном походе наравне с казаками принимает участие три священнослужителя — отец Арсений, отец Евгений — настоятель храма Фёдора Ушакова и войсковой священник отец Дионисий, они сменяют друг друга. Впервые в походе участвуют женщины-казачки. Надо отметить, что никаких скидок на пол им не делают, все сложности походной жизни они делят пополам с мужчинами, кроме, естественно, ночёвок в общих казармах. «Скажу по секрету, что девчата дадут фору некоторым казакам. У них огромный опыт общения с лошадьми, они объезжали коней для похода. У одной из них — Екатерины Приказчиковой — ветеринарное образование. На недавних военно-полевых сборах наши казачки замечательно отстреляли, они охраняют общественный порядок в составе казачьей дружины. Это про таких написал Некрасов — „коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт“», — делится своими впечатлениями заместитель атамана, начальник военного управления, боевой офицер Виктор Хайрулик. Вчера, 30 марта, казаки возложили венки и землю с Мамаева кургана на две братские могилы — в Средней Ахтубе и Ленинске Волгоградской области. Также были отслужены поминальные молебны.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-astrahan...

В Смоленской, Донской и Астраханской митрополиях помогли собрать в школу детей беженцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 6 сентября 2022 года) 7 вересня 2022 р. 10:07 В епархиях Смоленской , Донской и Астраханской митрополий прошли раздачи вещей и канцелярских наборов детям беженцев и детям из нуждающихся семей. Киевский благотворительный фонд «Фавор» передал 100 папок-портфелей детям беженцев из Харькова, Херсона, Николаева и городов Донбасса. В Винницкой епархии раздали беженцам продукты, средства гигиены и бытовую технику.  Священники, волонтеры, сестры милосердия в России регулярно передают в пункты временного размещения (ПВР) продукты, одежду, средства гигиены, воду, одежду, бытовую технику. Информационная сводка  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению  о церковной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям от 6 сентября 2022 года. Статистика  Помощь раненым, медицинская помощь  Размещение беженцев в церковных учреждениях и при поддержке Церкви Гуманитарная помощь Адресная помощь  Предложить свою помощь или обратиться за помощью в связи со сложившейся острой ситуацией можно по номеру горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70-70-222. Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например: «Беженцы 300». Сообщить, какую помощь оказывает ваша епархия беженцам и пострадавшим мирным жителям, можно на почту diaconia@patriarchia.ru (необходимо указывать тему письма: «Сводка беженцы»). Актуальная информация о возможностях помощи в епархиях на территории России собрана на специальной странице сайта Синодального отдела по благотворительности. Предыдущие информационные сводки о помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям доступны по ссылке . Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-kahaлe «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко» , «Помощь беженцам» и в группе Синодального отдела по благотворительности в VK , ОК , Viber , на Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5957131...

В своем прошении о. Семен усердно просил Св. Синод перечислить его приход в Астраханскую епархию. В данном случае поспешность оказалась излишней и по счастливой случайности обошлась без штрафа за подачу прошения не на гербовой бумаге, в противность состоявшегося в 18 день декабря 1797 г. указа, чтобы всякие акты в судебные и правительственные места писались не иначе, как на гербовой бумаге, «без чего оные принимать и по ним действия производить запрещено». Прошение было возвращено о. Семену только в 1800 году, когда с. Гусиная Лапа вошла уже в состав новой епархии, в которую включена Саратовская губерния. 1164 На том же основании возвращено прошение помещиков-дворян села Буровщины Тамбовской губ., Кирсановского уез., Рязанской епархии, о приписке их Троицкой церкви к Тамбовской епархии. Мало того, что прошение было написано не на гербовой бумаге, оно еще подписано многими, почему, на основании указов 12 декабря 1796 г. и 4 мая 1797 г., теряло официальное значение и силу. Но в виду того, что село Буровщина находилось в Тамбовской губернии и отстояло от Рязани в 400 верстах, оно, при новом разграничении епархий по губерниям в 1799 г., на основании указа 27 сентября 1799 г., поступило в Тамбовскую епархию. 1165 В числе последних сел, приписанных к Тамбовской епархии до введения её в 1799 г. в границы одной Тамбовской губернии, были два села, бывшие в Пензенской губернии Кирсановского округа – Доншино и Карсаевка. Оба села стояли друг от друга в 6 верстах и, находясь в пределах Астраханской епархии, отстояли от кафедрального города в 1100 верстах, а от Петровска, к ведомству которого принадлежали, в 300 верстах. Между тем до Тамбова от них было только 120 верст, до Духовных Правлений Тамбовской епархии – Керенского и Нижне-Ломовского – насчитывалось всего около 60 верст. Священнослужители и прихожане, во избежание затруднений при сношениях с епархиальным начальством, а также при подаче исповедных росписей и метрических книг, просили преосвященного астраханского и ставропольского Платона ходатайствовать перед Св. Синодом о приписке их сел к Тамбовской епархии. 20 июня 1799 г. архиепископ Платон донес Св. Синоду о просьбе, поданной ему 18 июля того же года просьба причтов и жителей сел Доншина и Карсаевки была исполнена. 1166

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

4. Место наречения и хиротонии игумена Феогноста (Дмитриева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в административных границах Брюховецкого, Ейского, Калининского, Каневского, Кущевского, Ленинградского, Приморско-Ахтарского, Староминского, Тимашевского и Щербиновского районов Краснодарского края — Ейскую епархию, выделив ее из состава Екатеринодарской епархии. 6. Епархиальному архиерею Ейской епархии иметь титул «Ейский и Тимашевский». 7. Преосвященным Ейским и Тимашевским быть епископу Ейскому Герману, викарию Екатеринодарской епархии. 8. Образовать в административных границах города Армавира, а также Гулькевичского, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Успенского и Усть-Лабинского районов Краснодарского края — Армавирскую епархию, выделив ее из состава Екатеринодарской епархии. 9. Епархиальному архиерею Армавирской епархии иметь титул «Армавирский и Лабинский». 10. Образовать в административных границах Белоглинского, Выселковского, Кавказского, Кореновского, Крыловского, Новопокровского, Павловского, Тбилисского и Тихорецкого районов Краснодарского края — Тихорецкую епархию, выделив ее из состава Екатеринодарской епархии. 11. Епархиальному архиерею Тихорецкой епархии иметь титул «Тихорецкий и Кореновский». 12. Временное управление Армавирской и Тихорецкой епархиями поручить Преосвященному митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору. 13. Образовать в пределах Краснодарского края Кубанскую митрополию, включающую в себя Екатеринодарскую, Армавирскую, Ейскую, Новороссийскую и Тихорецкую епархии. 14. Главой Кубанской митрополии назначить Преосвященного Екатеринодарского и Кубанского Исидора.   ЖУРНАЛ 19 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы с предложением образовать новую епархию в Астраханской области. Справка: Архиепископ Иона направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапорт, в котором, в частности, сказано:

http://patriarchia.ru/db/text/2842953.ht...

(л. 13) Всего в епархии: IX. Иркутская и Нерчинская Иркутской губернии: Кафедральный город – Иркутск Верхнеудинск Баргузин Селенгинск (заштатный) и его ведомство Нерчинск Бывший Нерчинский сереброплавильный завод и его ведомство Киренск Балаганск – заштатный Нижнеудинск Нижнекамчатск Якутск Охотск Алекминск Жиганск Зашиверск Жигижинск В их уездах (л. 24) Всего в епархии: X. Казанская и Свияжская Казанской губернии: Кафедральный город – Казань Свияжск Чебоксары Цивильск Космодемьянск Царевококшайск Лаптев Чистополь Мамадыш Тетюши – заштатный Арск – заштатный Спасск – заштатный Всего по губернии: Симбирской губернии: Симбирск Сингилей Буинск Корсунь Сызрань Самара Ставрополь Котяков Конадей Всего по губернии: Уфимской губернии: Оренбург Бузулук Стерлитамак Мезелинск Бугульма Бугуруслан Белебей Сергиевск Верхнеуральский округ Всего по губернии: Саратовской губернии: Вольск Хвалынск Всего по губернии: Кавказской (Астраханской?) губернии: Уральск Всего в епархии: XI. Киевская и Галицкая Киевской губернии: Кафедральный город – Киев Васильков Богуслав (Канев) Черкасы Звенигород (Екатеринополь) Пятигоры (Тараща) Липовец Махновка (Бердичев) Сквирь Радомысль Чигирин (л. 11) Всего в епархии: Переяславское викариатство Малороссийской губернии: Переяславль Лохвица Золотоноша Пирятин Козелец (л.27) Всего: XII. Коломенская и Тульская Московской губернии: Кафедральный город – Коломна Серпухов Бронницы (бывш.) Часть Верейского окр. Часть Звенигородского окр Всего по губернии: Тульской губернии: Кашира Алексин Епифань Новосиль Крапивна Чернь (быв.) Богородицк (быв.) Всего по губернии: Рязанской губернии: Зарайск Егорьевск (быв.) Часть Рязанского окр. Всего по губернии: Всего в епархии: XIII. Костромская и Галичская Костромской губернии: Кафедральный город – Кострома Нерехта с уездом и городом Плес Чухлома Солигалич и Буй (заштатный) Кологрив Кинешма Макарьев и быв. Кадуй Ветлуга Варнавин Юрьевец и Лух (заштатный) (л. 24 об.) Всего в епархии: XIV. Минская и Волынская Минской губернии: Минского повета

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пензенская епархия Дата создания: 16/27 октября 1799 г. Описание: Входит в состав Пензенской митрополии Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в г. Пензе была образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 года из ее состава была выделена самостоятельная Саратовская епархия, и архиереи стали именоваться Пензенскими и Саранскими. В 1928 году из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 64 ) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Пензенской области: городской округ Пенза, ЗАТО Заречный, Бессоновский муниципальный район, Городищенский муниципальный район, Каменский муниципальный район, Мокшанский муниципальный район, Нижнеломовский муниципальный район, Пензенский муниципальный район, Шемышейский муниципальный район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Пенза Адрес: 440026, г. Пенза, Соборная площадь, д. 1 Телефон: (8412) 66-08-15 Факс: (8412) 56-09-29 Web-caйm: http://пензенская-епархия.рф E-mail: penza@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский (Домнин Сергей Викторович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244155...

Для дальнейшего расширения и координации благотворительной работы необходимо иметь ясную картину усилий епархий в данной сфере. Для этого по моему благословению Отдел церковной благотворительности и социального служения разослал Преосвященным соответствующие анкеты. К сожалению, только треть епархий заполнили их и вернули в Отдел. Есть немало положительных примеров усилий епархий в сфере благотворительности и социального служения. Среди наиболее деятельных в данной области необходимо выделить Воронежскую, Калужскую, Костромскую, Краснодарскую, Ставропольскую и Тамбовскую епархии. Неплохо обстоят дела с возрождением церковной благотворительности в Астраханской, Йошкар-Олинской, Красноярской, Омской, Петрозаводской, Рязанской, Санкт-Петербургской и Симферопольской епархиях. Особая активность проявляется в деле опеки детских домов, яслей и приютов. В целом ряде епархий есть благотворительные столовые. Существуют единичные примеры создания богаделен (Вятская, Костромская, Красноярская, Орловская, Петрозаводская, Рязанская епархии), патронажных служб (Воронежская, Йошкар-Олинская, Калужская, Симферопольская и Тамбовская епархии). В некоторых местах открыты магазины для неимущих (Барнаульская, Екатеринбургская, Йошкар-Олинская, Кировоградская, Костромская, Красноярская и Чимкентская епархии). В Астраханской, Вятской, Омской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Тамбовской епархиях действуют благотворительные фонды и организации, соучредителями которых выступили Епархиальные управления или отдельные приходы. К сожалению, неудовлетворительными остаются межъепархиальные контакты в делах милосердия. Сотрудничество существует лишь в отдельных случаях, и основано оно главным образом на личных отношениях правящих архиереев. Речь идет о положительных примерах взаимодействия между Вятской, Костромской, Ярославской и Ивановской, Новгородской, Петрозаводской, Псковской и Санкт-Петербургской епархиями. Оптимистическими и вселяющими надежду являются благотворительные планы большинства епархий. Однако некоторые из них связывают будущее социального служения лишь с получением финансовой или иной поддержки от соответствующего Синодального отдела. Это не путь решения проблемы. Необходимо более активно привлекать к реализации благотворительных проектов местных спонсоров, а не ждать помощи сложа руки.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010