управляющий министерством финансов, по содержанию сообщенных ему определений св. синода от 21-го минувшего ноября, уведомил вас, что по вверенному ему министерству сделано распоряжение об отпуске перемещаемым из одной епархии в другую архиереям, поименованным в тех определениях, назначенных им денег на подъем и путевое содержание, сверх прогонов. Но я, перемещенный из грузинской в астраханскую епархию, доселе не получал на подъем и путевое содержание ни из тифлисского, ни из астраханского уездных казначейств. Между тем, как я имел труднейший переезд чрез Кавказские горы, а не доезжая до Астрахани за 140 верст оставил изломанную свою карету на почтовой станции, да вообще подъем и проезд мой от Тифлиса до Астрахани был сопряжен со значительными издержками. Почему покорнейше прошу ваше сиятельство учинить распоряжение об отпуске, или об исходатайствовании мне денег на подъем и путевое содержание, подобно прочим архиереям, перемещенным в ноябре прошлого года из одной епархии в другую». 126 Евгений получил отказ в довольно жестких выражениях: синод, определением своим от 20-го – 30-го июня 1845 г., заключил: «Объявить указом астраханскому архиепископу Евгению на его просьбу об удовлетворении его по случаю перемещения с экзаршеской кафедры Грузии на кафедру архиепископа астраханского, подъемными и путевыми деньгами, подобно другим, перемещаемым с одних кафедр на другие, архиереям, что такие выдачи производятся по особым соображениям св. синода, и всегда тем лицам, которые, по ограниченности личных способов содержания по прежним местам служения их, не могут иметь особенных средств к перемещению; он же, архиепископ, получавший по кафедре экзарха и званию председательствующего в грузино-имеретинской конторе св. синода одних окладов 6.200 руб. серебром, не мог быть в подобном тем затруднительном положении при своем перемещении, а следовательно и иметь нужду в равном с ними пособии. Если-же он испрашивает оного в виде награды себе, то и она по общему закону, каков постановлен в 1088 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В интересах церковного правосудия представляется полезным для дел того же рода, т. е. меньшей важности, учредить апелляционную инстанцию – съезд духовных судей епархии. По апелляционной жалобе на приговор духовного судьи известного уезда съезд всех духовных судей епархии, признав жалобу уважительной, может отменить его приговор и постановить своё решение, которое почитается окончательным и никакому обжалованию не подлежит. Таковые съезды духовных судей епархии могли бы быть два раза в год – в мае и сентябре месяцах в том месте, где сами судьи сочтут для себя удобным собраться. Г) Для производства следствий по важным обвинениям и жалобам на священно- церковнослужителей как белого, так и чёрного духовенства, должны быть особые духовные следователи. Духовными следователями должны быть люди по возможности со значительным церковно-юридическим образованием, избираемые самим духовенством. Духовных следователей должно быть по числу уездов в епархии. Такими следователями могут быть и лица, не имеющие духовного сана; если же духовный следователь – священник, то он должен быть бесприходный, причисленный только к штату кафедрального или уездного собора. Следователь должен быть обеспечен приличным содержанием. Духовный следователь приступает к предварительному следствию не иначе, как по предписанию епархиального духовного совета в той местности, где находится обвиняемый и где совершено то или другое преступление. Предварительное следствие, которое духовный следователь признаёт оконченным, представляется им епархиальному духовному совету. Совет, признав следствие произведённым достаточно полно, приступает к суду. Судопроизводство должно быть гласное. Представленные доказательства поверяются и, если нужно, дополняются в заседании суда рассмотрением подлинных протоколов и других доказательств и отобранием показаний от подсудимого, свидетелей и участвующих в деле лиц. В вопросах и прениях на суде предоставляется принимать участие как обвинителю, так и подсудимому или его защитнику. После совещания приговор постановляется по внутреннему убеждению членов совета, записывается в протокол и объявляется немедленно. Приговор, против которого в двухнедельный со дня объявления срок не последовало ни протеста обвинителя, ни отзыва подсудимого или его защитника, почитается вступившим в законную силу. Если же подсудимый заявит неудовольствие на решение епархиального духовного совета, то всё дело переносится на рассмотрение окружного митрополита, который или утверждает постановление епархиального духовного совета, или же отменяет оное и даёт своё заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

454 Таким образом, главным побуждением к возвышению иркутской епархии из третьеклассной во второклассную была скудость материальных средств тамошнего архиерея, которые синод хотел увеличить возведением её на степень второклассных епархий, пользующихся более высокими окладами. Совершенно другими побуждениями руководилось правительство при возвышении епархий, вновь открытых в царствование покойного Государя, возводя их во второй класс или прямо при самом их открытии, или из викариатств: здесь уже имелись в виду или цели политические и административные, или соображения и условия, вытекавшие из значения тех городов, в которых полагалось учредить архиерейские кафедры, или, наконец, личные качества и заслуги иерархов. На основании таких побуждений стали вдруг выше многих старых епархий обращенные из викариатств в самостоятельные: варшавская, занявшая десятое место в ряду наших второклассных епархий и бывшая при покойном Государе дверью к петербургской метрополии, которой она дала в лице Антония и Никанора двух митрополитов, и рижская, получившая особенное значение по важности Риги для Остзейского края, как в промышленном, так и в религиозном отношении, а потому и поставленная только одною степенью ниже варшавской. По тем же причинам и обстоятельствам, при самом открытии, получили второй класс епархии: литовская, олонецкая, донская и херсонская. Первая заняла девятое место, сколько по значению этой епархии для нашего Западного края, столько же по личным заслугам своего иерарха, удостоенного саном митрополита и званием члена св. синода. Вторая и третья сделаны архиепископиями как потому, что они были образованы из частей старейших епархий – одна была отделена от новгородской метрополии (олонецкая), а другая (донская) от астраханской архиепископии – так и потому, что религиозное состояние паствы этих епархий требовало пастырей опытных, испытанных, а следовательно приобретших своими заслугами право на архиепископское достоинство. Возвышение херсонской епархии, занявшей прямо восьмое место между второклассными епархиями, условливалось и священною для русских древностью самых мест, вошедших в её состав, и торговым значением для Одессы, в которой было назначено пребывание херсонского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вследствие таких невыгодных сделок с казной при вступлении на Астраханскую кафедру епископа Мефодия домовая архиерейская казна оказалась вся истощенной. Между тем нужда в деньгах сильно ощущалась. Церковные строения и кельи обветшали и даже погнили, колокольня (соборная?) чуть не развалилась и грозила народу немалой опасностью. Губернская Канцелярия знала обо всем этом и писала Консистории об исправлении колокольни, а денег не давала; сада не возвращали и денег за него не платили. Донося обо всем этом, Мефодий просил до 5000 руб. на поправки в архиерейском доме и церковных строений, а также выдать ему недоплаченное денежное жалованье и за хлеб по 1 руб. за четверть ржи и по 50 коп. за овес, возвратить сад или уплатить за него деньги. Докладчик заодно упомянул о челобитье корсунян и со своей стороны просил приписать Корсунь к его епархии. Все это писалось 28 июля 1758 года. Просьба о саде была повторением прежней просьбы, поданной еще в междуархиерейство 14 января 1756 г. Св. Синод на первую просьбу 11 мая 1758 года, постановил – отдать астраханскому архиерейскому дому за сад следуемые 1750 руб. Но доклад Св. Синода об этом не был утвержден. Из дела не видно, чтобы он был после утвержден. Астраханский владыка, вероятно, убедился, что его сложная просьба останется гласом, вопиющим в пустыни. Поэтому он довел свою просьбу до самых малых размеров. 28 сентября 1758 г. он просил Св. Синод «ради бедности» епархии отдать ему г. Петровск не только по духовным делам, но и со всеми денежными сборами, так как, объяснял проситель, все равно по синодальному определению сборы с петровских церквей должны следовать тамбовскому архиерею. Скромная просьба епископа Мефодия не встретила препятствий, тем более, что по духовным делам Петровск давно был отдан в Астраханскую епархию. Впрочем, лазаретные деньги, по-прежнему, остались за Канцелярией Синодального Экономического Правления. 639 Надо полагать, что прибавка денежного жалованья Астраханскому архиерейскому дому 693 р. 75 коп. к прежним 506 руб. 25 коп. (всего 1200 руб.) по царскому указу от 22 июня 1758 г. стоит в связи с просьбами о саде и оскудении Астраханского дома. 640 О Корсуни Св. Синод молчал. В начале 60-х годов XVIII в. Корсунская десятина, как увидим, с своими 81 церквами состояла в Тамбовской, а не в Астраханской епархии. Следовательно в конце 50-х гг. XVIII в. Астраханская епархия почти вошла в свои границы, какие имела до 1749 г. 641

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Багалея – о Северской земле, г. Андриашева о Волынской земле, г. Голубовского о Смоленской земле, г. Грушевского о Киевской земле, г. Молчановскаго о Подольской земле и в самое последнее время г. Ляскоронскаго о Переяславской земле. Видимо, что и первоначальное деление России на епархи, в соответствии с делением на уделы, применялось к этнографическим условиям. Укажем в пример первоначальные северо-восточные епархии. Новгородскую составили северные славянские племена ильменских славян с кривичами; затем первые двинулись на север и подчинили себе тамошние финские племена; вместе с движением их расширилась и церковная область новгородскаго владыки; земли кривичей образовали особую Смоленскую епархию; юго-восточные соседние славянские племена северян, родимичей и вятичей образовали Черниговскую епархию; вятичи по соседству объединились с финскими племенами мещерой и муромой и вместе с ними выделились в особую епархию Муромо-Рязанскую; два чисто славянских племени северян и родимечей остались в территории прежней Черниговской епархии. Интересно знать, как сказалось на верованиях и нравах муромо-рязанской паствы смешение славянского племени с финским. Известно одно, что инородцы упорно не хотели знать христианства, даже в XVII в. при Мисаиле; несомненно и то, что верования черниговской паствы были чище верований рязанской. Чисто финские племена, составившие Ростовскую епархию, оказались не особенно восприимчивыми к усвоению христианских понятий. С развитием государственности, конечно, всюду стали слабеть этнографические начала, тем не менее в истории епархиального устройства они, видимо, долго идут в параллели с государственными началами. Открытая в 1383 году Великопермская епархия представляет собой особую церковную этнографическую единцу; начальная Казанская и Астраханская тоже; позже состав Вятской епархии скорее имел этнографическую связь; по этнографическим условиям и Сибирь удобнее было ведать вологодскому архиерею, управлявшему Пермью, примыкавшей к сибирским инородцам; наконец область украинной Белогородской епархии выделена едва ли не на основании этнографических особенностей; тоже нужно сказать о Нижегородской и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

17 июля 1893 г. Е. был перемещен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру. В 1895 г. в Могилёве отмечалось 25-летие его архиерейского служения. 10 авг. 1896 г. Е. уволен на покой, проживал в Киеве. Похоронен в церкви над Дальними пещерами в Киево-Печерской лавре. Е. отличался находчивостью, живым, острым умом. Как епархиальный архиерей был весьма доступен, вел ежедневный, кроме праздничных дней, прием с 8 ч. Сначала принимал просителей из простонародья, к-рые обычно приходили рано утром, а затем из духовенства и светских лиц. Современники отмечали его способность подбирать помощников. По воспоминаниям, Е., «обладая огромной силой воли и твердым характером... не любил не только в чем-либо кривить душой, но и делать угодное по просьбе высших или близких ему лиц. Не ища ни славы, ни почестей, ни наград, он всегда поступал так, как указывали ему долг и совесть. Никогда он не просил о переводе... на другую должность или место, всегда был доволен, куда бы его ни назначили». Все свои средства Е. отдавал нуждающимся и на благотворительные цели. При отъезде из Астрахани в Ставрополь у Е. не осталось денег на дорогу, и он прибег к займу. После смерти архиерея имущества по описи у него осталось всего на 90 р. Награжден орденом св. Анны 2-й степени. Арх.: Литовский гос. ист. архив. Ф. 1210. Д. 136, 1828-1914. Соч.: Слова и речи. Минск, 1880; Великопостные размышления. Могилёв, 1894. Лит.: Строев. Списки иерархов. С. 1013-1014; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 60; Краткий ист. список иерархов Астраханской епархии. Астрахань, 1890. С. 15; Восп. о в Бозе почившем еп. Евгении. Ставрополь, 1897; ПБЭ. Т. 2. Стб. 109; Благонравов М. Д. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602-1902 гг.). Астрахань, 1902. С. 162-182; Саввинский И. И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования. Астрахань, 1903. С. 265-266; Летницкий И. Н. Преосв. Евгений, бывш. еп. Астраханский (22 мр. 1897 г.): Некролог. Астрахань, 1897; он же. Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Астраханского Кирилло-Мефодиевского братства в Астраханской епархии. Астрахань, 1903. С. 12.

http://pravenc.ru/text/186993.html

В 1824 году состоялось открытие духовного уездного училища в Ставрополе. С того времени как центр Кавказской области был переведен из Георгиевска в Ставрополь, стало возрастать и значение этого города. Его центральное для всего края местоположение вызывало к нему гораздо большее тяготение Кавказского духовенства, нежели к отдаленному и крайне неудобно географически расположенному епархиальному центру –  Астрахани. В 1829 году состоялось еще одно значительное событие в духовной жизни Северного Кавказа: после свыше 225 лет пребывания в подчинении Астраханской епархии, этот край перешел в ведение новой Донской епархии. Первый ее епископ Афанасий получил наименование Новочеркасского и Георгиевского. Новый архиерей горячо ратовал за привлечение детей Кавказского духовенства к духовному образованию. Он попытался в 1841 году обязать асе Черноморское духовенство подпиской об определении детей в духовные училища по достижении 8 лет, но и эта мера не дала желаемых результатов. Не помогли грозящие неисполняющим это распоряжение кары в виде отрешения от должности, денежного штрафа, удержания части доходов, вызова в Духовную консисторию в Новочеркасск и т. п. Черноморское духовенство, служившее к тому времени в 60 приходах, по-прежнему оставалось глухо к призывам епархиального начальства о духовном образовании своих детей, обрекая тем самым их на темное невежество в самых элементарных богословских вопросах. Учреждение новой епархии не снимало вопроса об отдаленности епархиального начальства от Кавказской паствы и ее духовных пастырей. Астрахань и Новочеркасск находились одинаково далеко от Кавказской линии и Черномории, где располагались тогда основные населенные пункты Северного Кавказа. Для обширного Кавказского края, тяготевшего к своему военному центру – Ставрополю, естественнее всего было бы иметь там же и высшие церковные власти, которые могли бы опираться в своей деятельности на Екатеринодарское и Моздокское духовные правления. Понимая эти назревшие требования, командующий войсками Кавказской линии и Черномории П. X. Граббе стал настоятельно добиваться перед царем Николаем I и Св. Синодом учреждения независимой и самостоятельной Кавказской епархии. Все говорило об ее крайней необходимости. Территория нового края с каждым годом расширялась. По мере продвижения русских войск возникали новые казачьи станицы, образовывались новые церковные приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представляет интерес география духовных училищ, в которых обучались клирики Донской епархии. Как и в случае духовных семинарий, выходцы из Области Войска Донского безусловное предпочтение отдавали двум донским духовным училищам: Новочеркасскому (7,8 % клириков) и Усть-Медведицкому (5,5 %), причем в Усть-Медведицком училище обучались главным образом уроженцы Усть-Медведицкого и Хоперского округов Области Войска Донского, а в Новочеркасском уроженцы Черкасского, 1 Донского, 2 Донского, Донецкого и Таганрогского. Причем преимущество составляли выходцы из Донецкого и Таганрогского округов 270 . Кроме Новочеркасского и Усть-Медведицкого, духовенство обучалось в следующих духовных училищах: Воронежском, Задонском, Павловском, Бирюченском, Камышинском, Мариупольском, Бахмутском, Рязанском, Данковском, Зарайском, Балашовском, а также в Астраханском, Житомирском, Скопинском, Тульском, Челябинском, Чебоксарском 271 . Здесь, как и в случае духовных семинарий, выпускниками не донских духовных училищ в подавляющем большинстве были иногородние клирики. Помимо семинарий и духовных училищ, для церковнослужителей была предусмотрена программа ускоренного и облегченного обучения в причетнических классах при семинариях и училищах. Среди клириков Донской епархии были выпускники причетнических классов при Новочеркасском духовном училище (11 человек), Воронежской и Екатеринославской духовных семинариях (по 1 человеку). XIX в., выдвинувший в качестве приоритетной для служения Русской Православной Церкви миссионерскую деятельность 272 , обусловил учреждение миссионерских школ. В Донской епархии, которая к началу XX в. занимала первое место по числу проживающих на ее территории старообрядцев 273 , в октябре 1896 г. по ходатайству архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия (Пархомовича) была открыта миссионерская школа при Донской духовной семинарии 274 . Ее начальником был определен выдающийся донской миссионер протоиерей Николай Петрович Кутепов 275 . Целью миссионерской школы была подготовка кадров для служения в единоверческих приходах и на миссионерских должностях 276 . Окончившие полный трехгодичный курс школы учащиеся распределялись следующим образом: единоверцы на священно- и церковнослужительские места в единоверческие приходы, а православные на миссионерские должности в епархию 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Шахтинской епархии проходит конференция сотрудников социальных отделов епархий, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов 18 октября 2019 г. 11:19 В Шахтинской епархии прошел первый день стажировки на базе ресурсного центра по церковному социальному служению для сотрудников профильных отделов епархий, расположенных на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, по направлению «Защита семьи, отцовства, материнства и детства. Противоабортная деятельность». Стажировка организована отделами по социальному служению Ростовской и Шахтинской епархий при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в рамках реализации проекта ресурсного центра по церковной благотворительности и социальному служению для епархий ЮФО и СКФО Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019» . Главная цель стажировки — обмен опытом церковного социального служения по направлению «Защита семьи, отцовства, материнства и детства. Защита жизни не родившихся детей». Первоочередная задача организаторов — познакомить руководителей и сотрудников социальных отделов с опытом организации церковных учреждений, взаимодействия с государственными структурами и предпринимательским сообществом по данному направлению социального служения в епархиях южного региона. В стажировке приняли участие представители Астраханской , Волгоградской , Волгодонской , Ейской , Екатеринодарской , Калачевской , Майкопской , Салаватской , Новороссийской , Пятигорской , Ростовской, Симферопольской , Ставропольской , Урюпинской и Шахтинской епархий. Программа стартовала на одной из главных площадок по социальной работе в Шахтинской епархии — Пятницком архиерейском подворье ст. Манычской, где расположен пока единственный в регионе епархиальный приют для детей «Святая Параскева». Здесь прошел семинар на тему «Создание церковных детских учреждений. Межведомственное взаимодействие с государственными учреждениями в вопросах профилактики социального сиротства по опыту создания и функционирования детского приюта " Святая Параскева " ». Об опыте организации детского приюта рассказал председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, руководитель епархиального детского приюта «Святая Параскева» протоиерей Александр Маликов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010